Особый статус Лады породил в славянском мире множественность посвященных ей праздников, они отмечались шесть раз в году, с начала марта до середины сентября. Связанные, с Ладой обряды обычно приурочиваются к весенне-летнему циклу праздников и осенних. В частности, именно у Лады и ее дочери Лели (Лельник) испрашивали разрешения закликать весну.
Сегодня в большинстве районов России к богине обращаются перед началом летних полевых работ и я решил напомнить о начале уборочной, что наблюдаю сейчас в самых южных районах. Остальные обряды были связаны с весенне-летним циклом молений о дожде, праздником первой зелени, первых всходов, первых и последних колосьев.
Далее, на праздник Красной горки, который в большей степени был посвящен Ладе, девушки вели игру «А мы просо сеяли, сеяли». Местом ее проведения был холм (красная горка). Играющие делились на две группы - одна пела о посеве проса, другая - о его вытаптывании. Вытаптывание обозначало завершение всего цикла - обмолот хлеба.
Возможно, именно подобное игрище описывал летописец, отмечавший, что славяне «устраиваша игрища межю селы и ту умыкаху жены себе». Исследователи также установили, что к Ладе обращались и для обеспечения благополучия будущего брака. Нередко именно в середине лета, к осени, принималось решение о заключении брачного союза, хотя свадьба игралась значительно позже, после окончания полевых работ.
Род и Роженица
Праздник, посвященный семейному благополучию, приходится на восьмое сентября.
После зачина, на котором обязательны прославления Рода, Лады и Лели, начинается обряд «похороны мух». Пойманную муху (таракана, комара, осу) кладут в домовину из моркови, торжественно относят на пустырь и зарывают в могилу, чем обозначают оцепенение насекомых на время наступающей зимы.
После «похорон» - обрядовая охота на «лосих». Две девушки, ряженные лосихами (оленихами), показываются на короткое время из леса и убегают. Вдогонку пускаются парни-охотники, стремясь их изловить. Одну пойманную «лосиху» сразу же отпускают, а вторую ведут к капищу, где также отпускают, предварительно поругав за то, что заставила молодцев долго бегать.
Праздник заканчивается рожаничным пиром (обрядовая еда: творог, яйца, сыр, оленина или говядина, овсяная каша, ягодное вино) и игрищами.
Игрища начинаются с хоровода, который водят около самой старшей из женщин. Женщина держит в руках хлеб (желательно овсяный). По окончании хоровода хлеб делят и раздают для лечения людей и домашних животных. После праздника Рода и Рожаниц наступает бабье лето.
Это обще известно и можно прочесть во многих родноверческих источниках. А вот то, что Лада самая известная и почитаемая Русская женщина, известно не каждому. Само присутствие Богини Лады в Русской Традиции и пантеоне богов удерживает русских женщин от многих необдуманных поступков. Лада своим присутствием показывает пример как надо себя вести. Это не Христианская Богоматерь, рождество которой хитрые иудо-католики (у православных оно отмечается 21 сентября) пытаются воткнуть в этот Славный день Рода! Богиня Лада уже за тысячи лет до Богоматери заботилась о Русском Народе она вся в Русской Духовной Традиции. Лада хоть и строга в соблюдении Традиции, а порой даже гневлива, но она же светла своей Любовью и радостна. Она как бы пронизывает своим светлым Духом Род, покровительствует семье, детям, заботиться что-бы в семье был лад и уют. На её плечах забота о будущем потомстве, о всех младенцах и юных девицах, молодых и старых женщинах. Она покровительствует в женских домашних делах и в нелёгкой женской доле. В её ведении как и в ведении любой Русской женщины домашний очаг и семейное счастье. Не даром в Русской Традиции согласие называлось ладом, хорошие дела назывались ладно сделанными. Ладно, говорят когда соглашаются. И ещё множество хороших слов пришло от Богини Лады. Нет женщины более достойной, чем Богиня Лада.