-Музыка

 -Рубрики


Школа Пиаже

Среда, 26 Мая 2010 г. 19:34 + в цитатник
Olke все записи автора Теория интеллектуального развития швейцарского биолога и философа Жана Пиаже охватывает период с младенческого возраста до достижения взрослости.
Основное внимание Пиаже уделяет развитию мышления ребенка, и прежде всего — развитию логического мышления. Он исходит из того, что, развиваясь, мышление ребенка претерпевает ряд таких принципиальных изменений, от которых зависит то, как именно он будет мыслить, став взрослым (хотя мышление взрослого качественно отличается от мышления ребенка), и всегда движется в сторону большей логичности.
Принципиальным вопросом теории Пиаже, убедительный ответ на который так и не был найден, остается проблема новизны и спонтанности. Как из когнитивной структуры, в которой полностью отсутствует какое бы то ни было новое знание, возникает именно оно — новое знание? Более того, каким образом приходит понимание того, что возникшее новое знание непременно связано с другим знанием?
Другие теории Пиаже, дополняющие его основную теорию, посвящены развитию моральных суждений, перцептивному развитию, развитию представлений и памяти, причем все эти линии развития рассматриваются с точки зрения ограничений, накладываемых различными уровнями и последствиями нашей интеллектуальной деятельности.



Ассоцианизм — деятельность психики на основе ассоциаций (от лат. associatio — соединение). Одно из основных направлений мировой психологической мысли, объясняющее динамику процессов психических принципом ассоциации. Берет начало от Аристотеля. Материалистический ассоцианизм стал ведущим в так называемой ассоциативной психологии. Она главенствовала до начала XX в. и сосредоточивала основное внимание на изучении умственной деятельности и познания. Особенно отчетливо ассоциативная психология была развита в работах Д. Локка, который и ввел в обиход термин ассоциация.

Согласно Локку в ассоциативной психологии:

идеи ощущений ходе развития предшествуют идеям рефлексии (Reflection; Reflexion — умственная активность, концентрирующаяся на определенном содержании сознания);
простые идеи, ассоциируясь, складываются в сложные;
знание основывается на опыте, источники опыта — ощущение и рефлексия;
из этих источников разум и получает идеи, а врожденные идеи не существуют: человек рождается как чистая восковая дощечка, на коей можно написать все, что угодно.
Эта идея ассоциативной психологии стала непосредственно соотноситься с педагогической практикой, а позже — и с проблемами психологии личности и психологией педагогической. Она составила основу так называемых теорий среды, утверждающих ведущую роль окружения и внешних воздействий при формировании психики.

Им противостоят теории развития, исходящие от идей Ж.-Ж. Руссо и утверждающие приоритет внутренне присущих человеку закономерностей развития. В начале XIX в. появились концепции, отъединившие ассоциативную психологию от ее телесного субстрата и представившие ее в виде имманентного принципа сознания. Утвердилось воззрение, составившее основные принципы ассоциативной психологии:

1) душа понимается как сознание — в первую очередь в его познавательном аспекте;

2) в основе душевной жизни лежат простые элементы; психика отождествленная с интроспективно понятым сознанием, построена из элементов — ощущений, простейших чувствований;

3) эти элементы — образы ощущений — имеют чувственный характер они первичны, а сложные психические образования — представления, мысли, чувства, вторичны;

4) более сложные образования возникают как сложение более простых на базе принципа ассоциации;

5) условие образования ассоциаций — смежность двух процессов психических;

6) закрепление ассоциаций обусловлено живостью ассоциируемых элементов и частотой повторения ассоциаций в опыте;

7) источник знаний о душе — самонаблюдение наблюдая собственный внутренний мир, исследователь непосредственно обращен к реальной душевной жизни и вправе выносить суждения о ней, чужая же душевная жизнь недоступна, хотя законы душевной жизни предполагаются едиными.

Еще важная деталь в ассоциативной психологии: по сути, человек понимался как одиночка, живущий среди других таких же одиночек; его внутренний мир явно или неявно противопоставлен всему остальному, между ним и остальным миром как бы проходит жесткая граница. Благодаря успехам биологии и нейрофизиологии, ассоциативная психология была преобразована. Гельмгольц использовал новое воззрение на ассоциацию в своих исследованиях органов чувств, Ч. Дарвин — при объяснении эмоций, И. М. Сеченов — в учении о рефлексах головного мозга.

Спенсер внес в ассоциативную психологию проблему развития психики в филогенезе и пришел к важному выводу об адаптивной функции психики в поведении. В 80-е — 90-е гг. XIX в. предпринимались многочисленные исследования условий образования и актуализации ассоциаций. Вместе с тем была показана ограниченность их механистической трактовки.

Ассоциативная психология в своем развитии прошела ряд этапов:

1) Выделение ассоциации как объяснительного принципа для отдельных явлений психических, прежде всего процессов припоминания;

2) Этап классического ассоцианизма, когда были созданы целостные концепции психики, которая понималась как система механических связей (ассоциаций) между психическими элементами, в качестве коих рассматривались ощущения и представления;

3) Этап экспериментального и практического ассоцианизма, характерный попыткой ввести в основную концепцию фактор активности субъекта.

В рамках ассоциативной психологии были выработаны ценные представления, прежде всего — в области психологии памяти и психологии мышления. Весьма ценно само понятие ассоциации. Однако ассоциация как универсальный объяснительный принцип со временем оказалась недостаточной, и для ассоцианизма как универсальной психологической теории настало время кризиса и падения. Детерминистские элементы ассоцианизма в трансформированном виде были восприняты учением И. П. Павлова о рефлексах условных, а также — на иных методологических основаниях — американским бихевиоризмом. Изучение ассоциаций для выявления особенностей различных процессов психических используется и современной психологией.

БИХЕВИОРИЗМ

Бихевиоризм (англ. behavior — поведение) — это направление в психологии, которое отвергло как сознание, так и бессознательное в качестве предмета научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды.

Предмет в Бихевиоризме: Поведение

Представители Бихевиоризма: Эдуард Торндайк, Павлов Иван Петрович, Джон Бродес Уотсон, Эдуард Чейс Толмен, Беррес Фредерик Скиннер

На рубеже XIX-XX вв. экспериментально было доказано, что существуют неосознаваемые человеком, недоступные интроспекции психические процессы. В 1913 г. сложилась первая программа бихевиоризма, сформулированная американским психологом Дж. Уотсоном. Задачу психологии Уотсон видел в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде. Цель психологии — в создании средств для контроля над поведением.

Исходя из того, что сознание будто бы недоступно для объективного изучения, бихевиоризм отвергает его роль в качестве реального регулятора человеческой деятельности. Все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции — с изменениями внутри организма и т. д. Основным механизмом поведения в бихевиоризме принимается связь стимула и реакции (S->R).

Законы поведения, согласно бихевиоризму, фиксируют отношения между тем, что происходит на «входе» (стимул) и «выходе» (двигательный ответ) системы организма. Процессы внутри этой системы (как психические, так и физиологические) бихевиоризм, следуя позитивистской методологии, считает не поддающимися научному анализу, поскольку они недоступны прямому наблюдению. Основной метод бихевиоризма — наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными. Подавляющую часть экспериментов сторонники бихевиоризма провели на животных, перенеся затем установленные на этом уровне закономерности на человека. Активность организма и роль его психической организации в преобразовании среды, как и социальная природа человека, в бихевиоризме игнорируются.

Вследствие методологических изъянов исходной концепции бихевиоризма уже в 1920-х гг. начался ее распад на ряд направлений, сочетающих основную доктрину с элементами других теорий (в частности гештальт-психологии, а затем психоанализа). Возник необихевиоризм. В настоящее время лишь немногие из американских психологов (наиболее последовательно и непримиримо — Б. Скиннер и его школа) продолжают защищать постулаты ортодоксального бихевиоризма. Модификации бихевиоризма широко распространены в американской психологии и представлены прежде всего теорией социального научения А. Бандуры и Д. Роттера.

Основное значение бихевиоризма для развития категориального аппарата психологии заключается в разработке категории действия. Бихевиоризм расширил область психологии, включив в нее также внешние, телесные реакции.

Идеи бихевиоризма оказали влияние на лингвистику, антропологию, социологию, семиотику и стали одним из истоков кибернетики. Бихевиористы внесли существенный вклад в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения, в постановку ряда психологических проблем, в особенности касающихся научения — приобретения организмом новых форм поведения.
Рубрики:  Школы и направления психологии.
Метки:  

Процитировано 1 раз

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку