Долли_Дурманова все записи автора
«Он был актером с головы до ног. Одним шагом, улыбкой, взглядом, кивком головы он сообщал больше, чем величайший говорун в свете мог бы рассказать за целый час…».
335 лет назад, 17 февраля 1673 года, в Париже сразу после представления его комедии «Мнимый больной», где он исполнял главную роль, скончался потомственный обойщик и королевский камердинер Жан-Батист Поклен, известный под псевдонимом Мольер. Великий комедиограф Франции и новой Европы, директор театра, поэт и актер.
Родился Жан Батист Поклен в Париже 15 января 1622 г. Отец его, Жан Поклен (1595—1669), был придворным обойщиком и камердинером короля. Мольер воспитывался в модной иезуитской школе — Клермонском коллеже, где основательно изучил латынь, так что свободно читал в подлиннике римских авторов. По окончании колледжа (1639) Мольер выдержал в Орлеане экзамен на звание лиценциата прав. Но юридическая карьера привлекала его не больше отцовского ремесла, и Мольер избрал профессию актёра. В 1643 Мольер стал во главе «Блистательного театра». Мнивший себя трагическим актёром, Мольер играл роли героев (именно здесь он принял свой псевдоним «Мольер»). Когда труппа распалась, Мольер решил искать счастья в провинции, примкнув к труппе бродячих комедиантов.
В 1645-1658 труппа выступала в городах и замках Нормандии, Бретани, Пуату, Гаскони и Лангедока. К 1650 Мольер стал ее признанным главой. Постепенно в ее репертуаре ведущее место заняли комедийные представления. В условиях конкуренции с итальянскими комедиантами Мольер стал сам сочинять небольшие пьески (дивертисменты), добавляя к французскому средневековому фарсу элементы итальянской комедии масок (комедия дель арте). Их успех побудил его обратиться к более крупным формам: в 1655 создал свою первую пятиактную комедию в стихах «Сумасброд, или Все невпопад».
К 1658 мольеровская труппа стала самой популярной во французской провинции. Благодаря покровительству герцога Орлеанского, брата Людовика XIV, она получила возможность выступить 24 октября 1658 перед королевским двором с трагедией П.Корнеля «Никомед» и фарсом Мольера «Влюбленный доктор»; «Никомед» был встречен холодно, но «Влюбленный доктор» произвел фурор, что решило судьбу труппы: ей присвоили звание «Труппы Брата короля» и предоставили сцену театра Малый Бурбон. С этого времени Мольер окончательно отказался от трагических ролей и стал играть только комедийных персонажей.
С момента водворения Мольера в Париже начинается период его лихорадочной драматургической работы, напряженность которой не ослабевала до самой его смерти. За эти 15 лет [1658—1673] Мольер создал все свои лучшие пьесы, вызывавшие за немногими исключениями ожесточенные нападки со стороны враждебных ему общественных групп.
В январе 1664 состоялась премьера пьесы «Тартюф, или Лицемер». Направленная против духовенства, пьеса представляла жестокую пародию на религиозное ханжество. Разразился скандал; король запретил спектакль. Требовали даже отправить автора на костер. Спустя три года, Мольер решился представить в Пале-Рояле смягченный вариант «Тартюфа» под новым названием «Обманщик», однако сразу после премьеры он был запрещен Парижским парламентом. И лишь в 1669 удалось добиться снятия запрета с "Тартюфа".
Мольер оставил богатое наследие — более 32 драматических произведений, написанных в самых различных жанрах: фарс, дивертисмент, комедия-балет, пастораль, комедия положений, комедия нравов, бытовая комедия, высокая комедия и пр. Он постоянно экспериментировал, создавал новые формы и трансформировал старые.
Самая веселая и жизнерадостная комедия Мольера «Мнимый больной», увы, стала и его последним творением. Он писал её, будучи уже смертельно больным.
На её 4-м представлении 17 февраля 1673 Мольер, игравший роль Аргана, почувствовал себя дурно и не доиграл спектакля. Он был перенесен домой и через несколько часов скончался. Парижский архиепископ запретил было хоронить нераскаявшегося грешника (актёры на смертном одре должны были приносить покаяние) и отменил запрет только по указанию короля. Величайшего драматурга Франции похоронили ночью, без обрядов, за оградой кладбища, где хоронили самоубийц. За гробом его шло несколько тысяч человек «простого народа», собравшегося отдать последние почести любимому поэту и актёру.
В заключение хочу привести здесь эпилог романа о Мольере М.А. Булгакова.
С этого романа началось мое знакомство с Мольером.
«На его могилу жена положила каменную плиту и велела привезти на
кладбище сто вязанок дров, чтобы бездомные могли согреваться. В первую же
суровую зиму на этой плите разожгли громадный костер. От жара плита треснула
и развалилась. Время разметало ее куски, и когда через сто девятнадцать лет,
во время Великой революции, явились комиссары для того, чтобы отрыть тело
Жана-Батиста Мольера и перенести в мавзолей, никто место его погребения с
точностью указать не мог. И хотя чьи-то останки и вырыли и заключили в
мавзолей, никто не может сказать с уверенностью, что это останки Мольера.
По-видимому, почести воздали неизвестному человеку.
Итак, мой герой ушел в парижскую землю и в ней сгинул. А затем, с
течением времени, колдовским образом сгинули все до единой его рукописи и
письма. Говорили, что рукописи погибли во время пожара, а письма будто бы,
тщательно собрав, уничтожил какой-то фанатик. Словом, пропало все, кроме
двух клочков бумаги, на которых когда-то бродячий комедиант расписался в
получении денег для своей труппы.
Но даже лишенный и рукописей и писем, он покинул однажды землю, в
которой остались лежать самоубийцы и мертворожденные дети, и поместился над
высохшей чашей фонтана. Вот он! Это он-королевский комедиант с бронзовыми
бантами на башмаках! И я, которому никогда не суждено его увидеть, посылаю
ему свой прощальный привет»
/М.А. Булгаков Москва, 1932-1933 гг./