-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109385
Комментариев: 6802
Написано: 117858


6 мая родились...

Понедельник, 06 Мая 2024 г. 04:25 + в цитатник
Brencens (518x700, 129Kb)
1879
Карлис Бренценс (латышское имя — Kārlis Brencēns)
латвийский и советский художник, один из самых значимых латвийских витражистов. Карлис Бренценс родился в Мадлиенской волости Лифляндской губернии, Российской империи (ныне — Огрский край Латвии), в семье ремесленника. Двоюродный брат — художник Эдуард Бренценс. Учился в Мадлиенской приходской школе и Рижской Николаевской гимназии. Окончил с отличием Центральное училище технического рисования барона А.Л.Штиглица (1903). Изучал витражное искусство и технику росписи по стеклу, стажировался в Парижской мастерской художественной росписи стекла Феликса Годена (1904—1907), исполнял витражи по эскизам Эжена Грассе. Будучи стипендиатом, занимался рисунком и живописью в Академии де ла Гранд Шомьер, посещал лекции по истории искусства и прослушал курс анатомии. Преподавал художественную обработку стекла и витраж в мастерской в Центральном училище Штиглица (1907—1920), был руководителем художественного отделения Цесисской ремесленной школы (1921—1924), педагогом Латвийской академии художеств (1923—1951), профессор (1947). Участвовал в работе художественного кружка «Рукис» и художественного объединения «Садарбс» (1924—1939), член Союза художников Латвии (с 1944). Умер в Риге 30 апреля 1951 года.



Творчество
До конца 1910-х — начала 1920-х годов в работах К.Бренценса чувствуется влияние стиля модерн и неоклассицизма, в дальнейшем художник перешёл к традиционным формам. Наиболее известные работы в жанре фигурной живописи, портрета, ню, натюрморта: «Портрет женщины в чёрной шляпе» (1918), «Портрет госпожи Бренцене» (1924), «Чёрная бахрома» (1925), «Весенний Цесис» (1928), «Обнажённый» (1929), «Красный купальник» (1939), витражи: «Петух в снегу» (1903), «Кришьянис Валдемарс» (около 1912), «Замок света» и «Лачплесис» (1930). Карлис Бренцас принимал участие в работах над декоративным оформлением нескольких станций Московского метрополитена, писал публицистические статьи в периодических изданиях. Его перу принадлежат книги «Геометрический рисунок» (1924) и «Как работали старые мастера» (1938). Литература: Māksla un arhitektūra biogrāfijās. Atb. red. A. Vanaga — Rīga, 2000 — 1. sēj.

Bedřich Hrozný3 (526x700, 144Kb)
1879
Бедржих Грозный (чешское имя — Bedřich Hrozný; до 1918 года также Фридрих Грозный, немецкое имя — Friedrich Hrozny)
австрийский, с 1919 чехословацкий востоковед, лингвист, филолог. Он дешифровал хеттский язык, доказав, что он и другие анатолийские языки относятся к индоевропейским языкам. Автор первой в мире грамматики хеттского языка, изданной в 1917 году в Вене. Грозный родился в городе Лиса-над-Лабем в Австро-Венгрии (ныне Чехия), в семье евангелического пастора. В гимназии города Колин он изучил основы древнееврейского (иврита) и арабского языков. Позднее, во время учёбы в Венском университете (факультет теологии) к ним добавились аккадский, арамейский, эфиопский, шумерский и санскрит, а также клинопись Малой Азии, Месопотамии и Персии. Затем он изучал востоковедение в Берлинском университете. В 1906 г. при раскопках столицы Хеттского царства г. Хаттуса (совр. Богазкёй, Турция) в 150 км к северо-востоку от Анкары немецкая экспедиция обнаружила Богазкёйский архив (архив хеттских царей), выполненный местной разновидностью аккадской клинописи, но на неизвестном языке. В 1915—1916 гг. Грозный опубликовал работы по дешифровке хеттского языка и его грамматику, доказав, что он относился к индоевропейским языкам.
B._Hrozný_1915 (652x700, 218Kb)
Позднее Грозный пытался дешифровать другие письменности (критское письмо, библское письмо, протоиндское письмо и др.), но его дешифровки были признаны ошибочными. Как сильной, так и слабой стороной Грозного был его сравнительно-исторический метод; используя его, он недооценивал другие методы, например, логико-комбинаторный. Он прочитал многочисленные успешные лекции в различных университетах Европы. В 1929 основал Archiv Orientální («Восточный архив»), остающийся по сей день основным чешским журналом по востоковедению. В январе 1929 года назначен членом Международной комиссии по интеллектуальному сотрудничеству Лиги Наций (предшественницы ЮНЕСКО) — вместе с норвежским радиохимиком Эллен Гледич, латвийским химиком Мартином Приманисом и индийским политиком и журналистом Абдулом Кадиром. В 1936 году побывал в СССР, посетил 5 республик, оставил ряд апологетических статей о советской действительности. В 1939 году у него была возможность эмигрировать из оккупированной Чехословакии, но он решил остаться и был избран ректором Карлова университета в Праге. В 1940 году ему был также предложен пост в министерстве просвещения, который он однако отклонил. В годы немецкой оккупации Чехословакии Грозный занимает пост ректора Пражского университета. Несмотря на то, что занятия в университете были остановлены на неопределённый срок, учёный проводил лекции в залах вне университета, издавал научные работы, спасал от ареста студентов. Большим достижением Грозного было то, что благодаря его усилиям в университетской типографии были созданы шрифты для практически всех известных к тому времени письменностей мира. Среди учеников Грозного были археолог Богумил Судский, антрополог-индеанист Честмир Лоукотка. В 1944 году он пережил сердечный приступ и с тех пор не занимался преподавательской деятельностью, однако продолжил работу над главной работой свой жизни — обобщённой историей Древнего Востока. Эта работа вышла в 1949 году. 12 ноября 1952 года его избирают членом новосозданной Академии Наук Чехословакии. Ровно месяц спустя, 12 декабря 1952 года, академик Бедржих Грозный умер в Праге.
Bedřich HroznýLysá-nad-Labem-evangelický-kostel-náhrobky2015c (466x700, 509Kb)
Он был похоронен в родном городе на евангелическом кладбище. Позже (1977) его останки были перенесены на муниципальное кладбище. Его оригинальный надгробный обелиск теперь стоит в помещении евангелической церкви.
Литература: Лоукотка Ч. Развитие письма. Москва 1952; Волков А.В., Непомнящий Н.Н. «Хетты. Неизвестная империя Малой Азии.»

Johan Henrik Tobias Norlind, (537x700, 226Kb)
1879
Юхан Хенрик Тобиас Норлинд (шведское имя — Johan Henrik Tobias Norlind)
шведский музыковед, инструментовед, педагог и музыкальный деятель. Родился в Веллинге. Член Шведской академии музыки (1919). Учился в консерватории в Мюнхене у М.Фридлендера и в Берлинском университете у О.Флейшера (музыковедение), в Лейпцигской консерватории у С.Ядассона и в Мюнхенской у Й.Вольфа (композиция). С 1909 преподавал в университетах в Упсале и Лунде эстетику, историю музыки. В 1914-1918 ректор Народной высшей школы в Томелилле. В 1919 основал (совместно с К.Хеннебергом и Э.Сундстрёмом) Шведское общество музыковедения, предодавателем которого был с его основания до 1925. С 1918 руководитель Музея истории музыки в Стокгольме. Описал и систематизировал хранящиеся в музее струнные инструменты (около 2200) в книге "Классификация струнных инструментов". Основоположник шведского музыковедения, Норлинд посвятил свои главные труды истории и теории шведской музыки, в том числе народной. Написал много доступных широкому читателю работ, в том числе о Л.Бетховене и Р.Вагнере. Одновременно преподавал (до 1945) в консерватории в Стокгольме историю музыки (с 1939 профессор). Составитель музыкального словаря (1912-1916). В 1919-1945 руководитель шведской секции Международного музыковедческого общества. Умер в Стокгольме 13 августа 1947 года. Литературные Сочинения: Suiten före Bach, 1899; Die Musikgeschichte Schwedens in den Jahren 1630–1730 In: Sammelbände der Internationalen Musikgesellschaft, Jahrg 1, Leipzig 1899–1900; Schwedische Schullieder im Mittelalter und in der Reformationszeit In: Sammelbände […], 2, 1900–1901; Melodier till svenska folkvisor ock folkdanser, upptecknade före år 1800, 1906; Om sprеket och musiken, Lund., (1902); Latinska skolsеnger i Sverige och Finland, Lund, 1909; Studien i svensk folklore, Lund, 1911; Svenska allmogens Lif i folksled, folktro och folkdiktning, 1912; Svensk musikhistoria, Lund, (1901), Stockh., (1918); Beethoven och hans tid, 1924; Konzert- und Opernlexikon (Hrsg.), 1928; Svensk folkmusik och folkdans, 1930; Systematik der Saiteninstrumente (Hrsg.) 1–2. 1936–1939. (Musikhistorisches Museum, Stockholm.). 1936–1939; Geschichte der Zither. Stockholm 1936; Geschichte des Klaviers. Hannover und Stockholm 1939; Frеn tyska kyrkans glandsdagar; bilder ur svenska musikens historia frеn vasaregenterna till karolinska slut, bd 1-3, Stockh., 1944-1945; Bilder ur svenska musikens historia frеn tid till medeltidens slut, Stockh., 1947. Литература: Mоberg С.А., Tobias Norlind och svensk musik-historisk forskning, "Svensk Tidskrift für musikforskning", 1929; его же, Tobias Norlind, там же, 1947; Norlind, Tobias. In: Nordisk familjebok. Band 19. Zweite Auflage. Stockholm 1904–1926, S. 1440 f. (schwedisch); Norlind, Tobias. In: Svensk biografisk handbok, 1925, S. 558 (SE); Folke Bohlin: J H Tobias Norlind. In: Svenskt Biografiskt Lexikon. Riksarkivet, Band 27 (1990–1991), S. 558 (SE).

Олтаржевский (587x700, 253Kb)
1879
Георгий Константинович Олтаржевский (польское имя — Ołtarzewski)
московский архитектор и предприниматель-домовладелец, автор проектов доходных домов. Брат более известного архитектора Вячеслава Олтаржевского, отец Д.Г.Олтаржевского. Родился в Витебске. Окончил Строгановское училище, в 1905—1907 работал техником на постройке трамвайных линий. Начиная с 1906 года вошёл в число московских архитекторов «второго плана» — проектировщиков доходных домов. Карьера Г.К.Олтаржевского достигла пика к 1913 году и прервалась с началом первой мировой войны. После революции, в 1920-х и 1930-х годах, выстроил ряд жилых домов в Москве; один из них — охраняемый памятник культурного наследия. Жил в Москве в Голицынских палатах (Кривоколенный переулок, 10) Сын архитектора, Дмитрий Олтаржевский, был автором Южного входа ВСХВ.
Олтаржевскийгроб (700x525, 373Kb)
Похоронен на Донском кладбище.
Сохранившиеся постройки: 1906 — доходный дом (Мамоновский переулок, 4); 1906 — доходный дом Е.А.Шаблыкиной (Сивцев Вражек, 43); 1909 — доходный дом (Плотников переулок, 6/8); 1910 — доходный дом (Малый Каковинский переулок, 1/8 (дом, где жил А.Н.Скрябин) и 1а); 1910 — доходный дом (Пречистенский переулок, 20); 1911 — доходный дом (Пречистенский переулок, 7); 1911 — доходный дом (Мамоновский переулок, 6); 1913 — доходный дом (Большой Козловский переулок, 8); 1913 — доходный дом (Малая Пироговская улица, 16); 1913 — доходный дом Е.И.Прибытковой (улица Плющиха, 55); 1925 — жилой дом ЖСКТ «Квартирохозяин» в Скатертном переулок, 21; 1927 — жилой дом (Большой Каретный переулок, 17); 1927 — жилой дом (Малая Бронная улица, 30/1 (Малый Козихинский переулок, 1/30); 1927 — жилой дом (Малый Демидовский переулок, 3); 1932 — перестройка дома (Лихов переулок, 6 строение 1); 1934 — Даниловский универмаг.

1879
Хендрик ван Хёккелюм (нидерландское имя — Hendrik van Heuckelum)
нидерландский футболист, бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1900 в составе бельгийской команды «Университет Брюсселя». Родился в Гааге, Нидерланды. На Играх 1900 в Париже Хёккелюм входил в состав бельгийской команды. Он забил один гол, однако его сборная проиграла и в итоге выиграла бронзовые медали. Умер в родном городе 28 апреля 1929 года.

Edmund_Ironside (664x700, 320Kb)
1880
Эдмунд Уи́льям Айронсайд (William Edmund Ironside, 1st Baron Ironside)
британский военачальник, фельдмаршал, барон. Родился в городе Эдинбург, Шотландия, Великобритания, в семье военного хирурга Уильяма Айронсайда. Образование получил в Тонбриджской школе и Королевской военной академии в Вулвиче.
Начало военной службы и Первая мировая война
После окончания академии в 1899 году произведён в офицеры. Служил в Королевской артиллерии. Участвовал в Англо-бурской войне, занимался разведкой. Стал прообразом шпиона Ричарда Ханнея в романе Дж. Бухана «Тридцать девять шагов». С 1906 года служил в Индии, с 1908 года — вновь в Южной Африке. В 1913 году окончил штабной колледж. Участник 1-й мировой войны, офицер Генерального штаба при штабах 6-й и 4-й канадских дивизий. В боях на Западном фронте с ноября 1914 года. В 1918 году командовал 99-й пехотной бригадой в боях во Франции. В том же 1918 году произведён в бригадиры, став одним из самых молодых произведённых в этот чин офицеров в британской армии.
Участие в военной интервенции в России
С 17 ноября 1918 командующий, с 4 марта по 14 ноября 1919 года — главнокомандующий войсками Антанты в Архангельске. Численность войск под его командованием была не очень значительной — не свыше 15 000 человек, из которых до 6 000 англичан, до 5 000 американцев (см. Американские экспедиционные силы на Севере России /ANREF/ и 85-я пехотная дивизия), около 4 000 французов, около 2000 итальянцев, имелись также китайский батальон, немногочисленные польский и сербский контингенты, Карельский легион (Карельский полк) (численностью до 4000 человек, сформированный из числа местного карельского населения), и финский Мурманский легион (численностью до 1500 человек, сформированный из числа «красных» финнов, покинувших Финляндию в результате финской гражданской войны). Однако политическая роль возглавляемых им войск была очень высока. Опираясь на всемерную поддержку союзных войск, была сформирована Северная армия генерала Е.К.Миллера. Также было сформировано несколько смешанных британско-русских подразделений. Была взята под полный контроль вся промышленность русского Севера, налажен массовый вывоз леса и других богатств края. Айронсайд являлся одним из организаторов массового террора в отношении как большевиков, так и мирного населения края, по его приказу созданы несколько концлагерей, в них служили британские офицеры. Подчинённые Айронсайду войска не вели крупных военных действий против Красной Армии, переложив основную тяжесть борьбы на местные белогвардейские формирования. Тем не менее, им периодически приходилось вступать в бой для поддержки белых войск. Когда по решению британского правительства, пересмотревшего ранее непримиримую позицию в отношении большевиков, британские и союзные войска в августе — сентябре 1919 года были эвакуированы из Архангельска, власть генерала Е.К.Миллера быстро пала.
Венгрия и Иран
С 1 марта — по 16 мая 1920 года — глава британской военной миссии в Восточной Венгрии. С 4 июля 1920 года — командующий Исмидскими войсками (Иран), с 23 августа 1920 года по 7 июля 1921 года — командующий Северо-персидскими войсками (в составе Месопотамских экспедиционных сил). Оказывая давление на персидского шаха, добился увольнения всех русских офицеров из Персидской казачьей бригады и назначения её командиром Реза Пехлеви. В 1921 году участвовал в организации переворота, в ходе которого Реза Пехлеви сместил прежнего шаха и стал править Персией.
Между мировыми войнами
С 1 мая 1922 года по 30 апреля 1926 года — комендант Штабного колледжа в Кемберли. С 1 октября 1926 года по 25 октября 1928 года — командир 2-й пехотной дивизии. С 21 ноября 1928 года —— командующий Меератским районом в Индии. С 1 июня 1931 года по 19 сентября 1933 года — лейтенант Лондонского Тауэра. С 4 октября 1933 года по 15 марта 1936 года — генерал-квартирмейстер Индийской армии. С 12 апреля 1936 года по 26 сентября 1938 года — главнокомандующий Восточным командованием. Одновременно в 1937—1940 годах — генерал-адъютант Его Величества. С 5 ноября 1938 года — генерал-губернатор и главнокомандующий войсками в Гибралтаре. С 1 июля 1939 года — генерал-инспектор заграничных войск.
Подготовка к войне
17-21 июля 1939 года Айронсайд посетил Польшу, по воспоминаниям Э.Рачинского, был одним из немногих, кто осознал непонимание Польшей стоящей перед ней военной проблемы, в то время как многие другие дипломаты, вслед за Ю.Беком, позволили польскому командованию ввести себя в заблуждение, полагаясь на заверения поляков о силе их армии. После оценки состояния польской армии Айронсайд понял, что поляки не могут рассматриваться всерьёз как союзники против Гитлера, и, будучи открытым противником Советской России (и антисемитом), тем не менее во время встречи с маршалом Смиглы попытался объяснить тому необходимость для Польши союза с СССР. Услышав от Смиглы, что он лучше отдаст страну Гитлеру, чем Советам, Айронсайд, испуганный возможностью союза Польши и Германии, был вынужден сменить позицию и с тех пор настаивал, что поляки должны противостоять Германии и получат при этом полную поддержку союзников. При этом его обещания иногда носили фантастический характер: так, он говорил об английских эскадрильях, которые будут переброшены в Польшу, об авианосце в порту Гдыни, о переброске половины британского контингента из Египта в Польшу по Чёрному морю.
Вторая мировая война
4 сентября 1939 года, на следующий день после вступления Великобритании в Вторую мировую войну, Айронсайд был назначен начальником Имперского Генерального штаба. Через несколько дней он заявил польскому послу, что Великобритания не вступит в широкомасштабные боевые действия для поддержки Польши. Один из инициаторов «Странной войны». В то же время активно разрабатывал планы вмешательства Британии в советско-финскую войну и нанесения авиаударов по наиболее важным объектам СССР, в первую очередь по нефтяным промыслам Баку. Считал вполне оправданным начало военных действий против СССР в 1940 году.
Военный крах союзных войск на Западном фронте во Французской кампании стал и крахом военной карьеры Айронсайда. Уже через несколько дней после своего назначения на пост премьер-министра, Уинстон Черчилль добился снятия Айронсайда с должности. В июне 1940 года Айронсайд был назначен главнокомандующим британскими войсками в метрополии, но и на этом посту продержался только один год. 19 июля 1941 года он был уволен в отставку с пожалованием баронского титула, став первым бароном Айронсайдом Архангельским. Умер в Лондоне 22 сентября 1959 года. Награды: Кавалер ордена «За выдающиеся заслуги» (DSO, 1915); Компаньон ордена Святого Михаила и Святого Георгия (CMG, 1918); Рыцарь-командор ордена Бани (KCB, 1918); Рыцарь Большого креста ордена Бани (GCB, 1938); Командор ордена Британской империи (CBE, 1952); Кавалер Большого креста ордена Почётного легиона (Франция); Офицер ордена Почётного легиона (Франция); Военный крест 1914—1918 с пальмовой ветвью (Франция); Кавалер ордена Восходящего солнца (Япония, 1922). Литература: Archangel, 1918—1919 (Constable, London, 1953); James Eastwood, General Ironside (Pilot Press, London, 1940); Andrew Soutar, With Ironside in North Russia (Hutchinson & Co, London, 1940); edited by Roderick MacLeod and Denis Kelly, * The Ironside diaries, 1937—1940 (Constable, London, 1962); edited by 2nd Baron Ironside (son), High road to command: the diaries of Major General Sir Edmund Ironside, 1920—1922 (Leo Cooper, London, 1972); Залесский К. А. Кто был кто в Первой мировой войне. — Москва: АСТ; Астрель, 2003. — Страницы 15-16.

1880
Макс Йозеф Ауэр (немецкое имя — Max Joseph Auer)
австрийский музыковед. Родилсмя в городе Фёклабрук, Верхняя Австрия, Австрия. Окончил учительский институт в Зальцбурге (1900), одновременно частным образом занимаясь музыкой под руководством Йозефа Фридриха Хуммеля. Работал учителем, в 1920 году вышел в отставку и полностью посвятил себя творчеству своего любимого композитора Антона Брукнера. В 1927 году основал Международное Брукнеровское общество и был его президентом до 1938 года, а затем вновь в 1946—1954 гг. В том же 1927 году выпустил книгу «Антон Брукнер как церковный музыкант» (немецкое название — Anton Bruckner als Kirchenmusiker). Важнейшей работой Ауэра стало завершение и подготовка к публикации биографии Брукнера, написанной его учеником Августом Гёллерихом, успевшим лишь выпустить в 1922 году первый том своего труда: Ауэр бережно разобрал и обработал подготовительные материалы Гёллериха и полностью опубликовал его книгу к 1936 году (немецкое название — Anton Bruckner: ein Lebens- u. Schaffensbild), снабдив её собственными замечаниями и дополнениями. Труд Гёллериха и Ауэра получил высокую оценку специалистов (в частности, И.И.Соллертинского). Умер в городе Бад-Ишль, Гмунден, Верхняя Австрия, Австрия, 24 сентября 1962 года.

kirchner_ernst_ludwig (521x700, 50Kb)
1880
Эрнст Людвиг Кирхнер (немецкое имя — Ernst Ludwig Kirchner)
немецкий художник, представитель немецкого экспрессионизма. Родился в городе Ашаффенбург, Бавария, Германская империя, в семье инженера-химика Эрнста Кирхера. В 1901 году окончил гимназию в Хемнице. Потом учился на факультете архитектуры Высшей технической школы в Дрездене, посещал Учебно-экспериментальную мастерскую свободного и прикладного искусства в Мюнхене. В это время он познакомился с Блёйлем. В 1903—1904 годах учился в художественной школе фон Дебшица и Обриста в Мюнхене, затем продолжил изучения архитектуры в Дрездене. В 1905 году получил диплом архитектора. В 1905 году он вместе с Блёйлем, Эрихом Хеккелем и Карлом Шмидт-Ротлуфом образует группу «Мост» (Die Brücke), с которой началось становление немецкого экспрессионизма. 7 июня считается днем основания группы. Позднее к ней присоединились Василий Кандинский, Август Маке, Алексей фон Явленский. Название было предложено Хеккелем, идеологом группы стал Кирхнер. В 1906 году Кирхнер пишет программу группы. Летом 1907 года вместе с Максом Пехштейном едет в Гоппельн возле Дрездена, где много рисует. В 1908 году работает на острове Фемарн. В 1909—1911 годах ездит рисовать на Морицбургские пруды. В 1910—1911 —годах состоит в группе художников «Новый сецессион». В октябре 1911 года переезжает в Берлин, знакомится с Эрной Шиллинг, впоследствии ставшей гражданской женой Кирхнера.
kirchner01 (506x700, 380Kb)
Групповой портрет участников группы «Мост». 1926—1927
Тогда же основывает с Максом Пехштейном институт «МИУМ» (современного преподавания в живописи). В 1913 написанная Кирхнером «Хроника художественной группы „Мост“» приводит к распаду группы. В 1914 году участвует в художественной выставке в Кёльне, с началом Первой мировой войны уходит добровольцем на фронт. В 1915 был комиссован из армии по болезни лёгких, направлен на лечение в санаторий в Кёнигштейне. В 1917 переезжает на жительство и лечение в Швейцарию, живёт в Штафельальпе возле Давоса, до октября 1918 года лечение в санатории в Кройцлингене. 1922 стал началом совместной работы с Лизой Гуйер. В 1923 переезжает в Вильдбоден, где делает большую выставку работ в Базеле. В это время работает над иллюстрациями к книге поэта Георга Гейма «Umbra Vitae». В 1925/26 совершает большое путешествие по Германии (Франкфурт-на-Майне, Хемниц, Дрезден, Берлин). В 1929 году едет в Эссен, Берлин и Франкфурт-на-Майне. В 1933 году делает большую выставку в Берне. В 1937 художник был причислен нацистами к представителям «дегенеративного искусства», 639 его работ были удалены из немецких музеев. В 1938, измученный болезнью и пристрастившийся к наркотикам, художник совершает самоубийство, его гражданская жена Эрна Шиллинг получает разрешение до самой смерти (2 октября 1945 г.) носить фамилию Кирхнер.
kirchner02 (435x700, 402Kb)
Кирхнер первый из участников «Моста» определил новый образ цветов, линий и плоскостей, их тяготение друг к другу в экспрессионистском понимании. Картины, по его мнению, суть не просто изображения определенных предметов, а самостоятельные существа из линий и красок, которые похожи на их прототипы настолько, чтобы сохранялся ключ к пониманию изображенного. По-другому Кирхнер понимал и природу: под природой он понимал все, что можно увидеть или ощутить, в том числе и то, что создал сам человек. На творчество Эрнста Людвига оказала влияние не только живопись Ван Гога, но и анализ более старого искусства (гравюры Альбрехта Дюрера) вплоть до народного примитивизма (искусство народов Африки). В живописи Кирхнера характерна некоторая «смазанность» женских фигур и удлиненные пропорции («Улица с красной кокоткой», 1914). Художник попробовал себя и в деревянной скульптуре. Он распространял новые идеи не только в рамках группы «Мост», но и публиковал статьи об импрессионизме в прессе. Художник переезжает в Берлин, что отражается на характере творчества группы. После издания Хроники «Моста» и распада группы художник продолжил работать самостоятельно. Главной картиной того времени была «Уличная сцена в Берлине». Цвета резки и диссонируют друг с другом. Создается впечатление, что мазки нанесены как будто в лихорадке, и это придает картине тревожные ноты. Пребывание в армии, куда Кирхнер пошел добровольцем, тяжело сказалось на его психике, результат чего выплеснулся в «Автопортрет в солдатской форме». Переехав в Швейцарию предметом интереса становятся главным образом альпийские пейзажи. На протяжении 1920-х годов творчество Кирхнера развивалось в направлении абстракционизма. В 1933 году к власти пришли нацисты. Художник был причислен к дегенеративному искусству. В такой трагической обстановке покончил жизнь самоубийством в Фрауенкирх-Вильдбодене возле Давоса. 15 июня 1938 года.
kirchner03 (522x700, 427Kb)
«Потсдамская площадь в Берлине». 1914
Творчество
Эрнст Людвиг Кирхнер вошёл в историю живописи как основатель одного из наиболее заметных явлений художественной жизни начала XX века — экспрессионизма. Его полотна отличаются ярким колоритом, угловатыми контурами и сильнейшим драматическим напряжением. По мнению немецкого искусствоведа Норберта Вольфа, «по эмоциональной напряжённости работ Кирхнер превосходит всех прочих художников XX века».
Свой творческий путь Кирхнер начинал под влиянием Ван Гога и Матисса. Он немало экспериментировал и с вангоговскими мазками, и с яркими цветовыми пятнами Матисса, учась при этом сохранять баланс между спонтанной экспрессией и сознательным контролем над изобразительными средствами. Кроме того, Кирхнер проявлял интерес к искусству народов Африки и Океании, заимствуя некоторые приёмы примитивного искусства.
kirchner04 (532x700, 438Kb)
«На санях», 1923
Летом 1905 г. в творчестве Кирхнера наступил переломный момент: именно в это время он и его товарищи становятся зачинателями нового движения. Программа созданной ими группы «Мост» призывала всех прогрессивных людей искусства объединиться и воплотить в жизнь революционные художественные принципы. Однако молодые экспрессионисты, бунтовавшие против всего косного и отжившего, не отвергали полностью наследие прошлого. Они высоко ценили творчество Дюрера, Лукаса Кранаха Старшего, Маттиаса Грюневальда, постимпрессионизм, фовизм и т. д.
Постепенно Кирхнер вырабатывает свою собственную систему приёмов и манеру письма. Он отказывается от иллюзорного пространства и стремится к плоскостной трактовке предметов, их непременной деформации. Его композиции изобилуют резкими цветовыми диссонансами; он тяготеет к стилизации и сокращению арсенала визуальных средств. Картины, по его мнению, суть не просто изображения определённых предметов, а самостоятельные существа из линий и красок, которые похожи на свои прототипы ровно настолько, сколько требуется, чтобы сохранялся ключ к пониманию изображённого.
Один из основных жанров творчества Кирхнера — городской пейзаж. Его пейзажи тревожны и проникнуты ощущением надвигающейся катастрофы. Широко известна картина 1914 г. «Потсдамская площадь в Берлине», написанная в холодных чёрно-зелёных тонах и изображающая берлинских проституток. Удлинённые пропорции женских силуэтов перекликаются с острыми треугольниками тротуаров и стен; на заднем плане красным пятном выделяются стены Потсдамского вокзала. Жёсткая, гротескная манера письма отражает внутреннюю сущность мегаполиса. Сцены природы в творчестве Кирхнера также далеки от идилличности: в них чувствуется некая неопределённость, тревожность, ощущения прервавшейся связи времён. С годами Кирхнер всё меньше обращался к натуре; стиль его тяготел к абстракции.
kirchner05 (700x533, 585Kb)
Эрнст Людвиг Кирхнер. «Танцовщицы чардаша» (холст, масло, около 1908 года).
Известные полотна: «Зелёный дом» 1907 Вена, музей Современного искусства; «Марселла» 1909/10 Стокгольм, Модерна Музеет; «Спящая Милли» 1911 Бремен, Художественный музей; «Женское ню со шляпой» 1911 Кёльн, музей Людвиг; «Цирковая наездница» 1912 Мюнхен, Новая Пинакотека; «Две женщины за стиркой» 1913 Франкфурт-на-Майне, Городская галерея при институте искусств; «Улица» 1913 Нью-Йорк, музей Современного искусства; «Берег Фемарна» 1913 Дармштадт, Гессенский ландесмузей; «Автопортрет» 1914 Берлин, музей Брюкке; «Женщины на улице» 1915 Вупперталь, музей Фон-дер-Хойдт; «Подъём в Альпах» 1918/19 Санкт-Галлен, Музей искусств; «Автопортрет с кошкой» 1920 Кембридж (Массачусетс), музей искусств Гарвардского университета; «Альпийское воскресенье; У колодца» 1923/24 Берн, Музей искусств; «Кафе в Давосе» 1928 Кассель, Новая Галерея; «Наездница» 1931/32 Давос, музей Кирхнера. Литература: A.Henze: Ernst Ludvig Kirchner.Leben und Werk, Stuttgart 1980; N.Wolf: Kirchner, Bonn 2003; D.Elger: Expressionismus, Köln 2007; A. Boelke-Heinrichs, A. Czock, J. Dilling, B. Esser, A. Feise. 100 художников XX века / Редактор Е.В.Белиоглов. — Челябинск: Урал LTD, 1999. — 210 страниц. — ISBN 5-8029-0037-7; Вольф Н. Экспрессионизм. — Москва: Арт-Родник, 2006. — Страницы 54—56. — 95 страниц; Рычкова Ю.В. Энциклопедия модернизма. — Москва: ЭКСМО-Пресс, 2002. — Страницы 102—103. — 224 страницы. — ISBN 5-04-009359-4.

Paul_Colas (388x700, 152Kb)
1880
Поль Рене Коля (французское имя — Paul René Colas)
французский стрелок, чемпион и призёр летних Олимпийских игр. Родился в городе Париж, Франция. Коля принял участие в четырёх Олимпийских играх, и на первых из них в 1908 году в Лондоне соревновался в трёх дисциплинах. Он стал бронзовым призёров в командной стрельбе из малокалиберной винтовки, а также занял 25-е и 28-е места в одиночной стрельбе из винтовки на 300 метров и 1000 ярдов соответственно. На следующих летних Олимпийских играх 1912 в Стокгольме Коля участвовал в пяти соревнованиях по стрельбе из произвольной и армейской винтовок. В первом виде он стал чемпионом среди отдельных спортсменов и занял четвёртое место среди команд. В стрельбе из другого вида оружия он занял первое место на дистанции 600 метров, 22-е на 300 метров и пятое среди сборных. Через восемь лет на летних Олимпийских играх 1920 в Антверпене Коля, выступая в стрельбе из произвольной винтовки, занял 33-е место в индивидуальном соревновании и седьмое в командном. В следующих последних своих летних Олимпийских играх 1924 в родном Париже Коля стал серебряным призёров в стрельбе из винтовки среди команд. Коля, участвуя в чемпионатах мира, стал шестикратным призёром в стрельбе из винтовки. Умер в родном городе 9 сентября 1956 года.

00CHetverikov_Sergey_Sergeevich (567x700, 263Kb)
1880
Сергей Сергеевич Четвериков
выдающийся русский и советский биолог, генетик-эволюционист, сделавший первые шаги в направлении синтеза менделевской генетики и эволюционной теории Чарльза Дарвина. Он раньше других учёных организовал экспериментальное изучение наследственных свойств у естественных популяций животных. Эти исследования позволили ему стать основоположником современной эволюционной генетики. В этой области Сергей Четвериков выступает как подлинный новатор, смотревший далеко вперед и определивший на многие десятилетия пути развития мировой биологической науки. Работы Четверикова, особенно его основной труд «О некоторых моментах эволюционного процесса с точки зрения современной генетики», опубликованный в 1926 году, легли в основу синтетической теории эволюции. Четвериков родился в Москве, в семье фабриканта, Сергея Ивановича Четверикова — владельца сукновальной фабрики. Его отец был образованный, либерально настроенный человек. Мать, Мария Александровна,была родной сестрой Московского городского головы Николая Александровича Алексеева, и двоюродной сестрой К.С.Станиславского. В конце XVIII века предки Сергея Сергеевича — братья два Ивана и Герасим Четвериковы — переселились в Москву из города Перемышля Калужской губернии, где их мать содержала постоялый двор. Прадед Сергея Сергеевича Иван Васильевич Четвериков в 1831 году приобрёл сукновальную фабрику в Городищах на реке Клязьме (Богородского уезда Московской губернии), а позднее дом и имение в Кашинцеве близ Городищ. У Ивана Васильевича было четверо сыновей, из которых Иван Иванович (1809—1871), женатый на Анне Дмитриевне Самгиной, стал дедом Сергея Сергеевича Четверикова. Отец, Сергей Иванович был женат на Марии Александровне Алексеевой, родные которой владели канительным производством. Отец его умер рано, и сын, едва достигнув 18 лет, был вынужден взять на свои плечи управление всем многосложным промышленным хозяйством. Мать Сергея Сергеевича получила лишь домашнее образование, но знала три европейских языка, музыку, много читала. Ранние годы Сергея Сергеевича проходили в Москве и в имении Кашинцеве на Клязьме, к северу от села Анискина. У него было два брата: старший Иван, младший Николай, и сестра Мария. Дети воспитывались в постоянном общении с природой, чему немало способствовало влияние гувернёра, страстного натуралиста, которой приучал детей к наблюдательности и бережному отношению ко всему живому. Чуткость и любовь к природе Сергей Сергеевич и Николай Сергеевич пронесли через всю жизнь. Отец рассматривал сына Сергея как своего преемника в промышленно-сукновальном производстве. Он мыслил дать ему инженерно-экономическое образование и определил его в Реальное училище Воскресенского. Решающее влияние на формирование Сергея Четверикова как биолога оказал B.П.Зыков (1855—1913). От него Сергей Сергеевич впервые услышал о Дарвине и его теории эволюции. Осенью 1897 года Сергей Иванович отослал сына в Германию для обучения в техникуме (в городе Миттвейде к западу от Дрездена), который представлял собой нечто промежуточное между средним и высшим техническим учебным заведением. С наступлением весны Сергей Сергеевич написал отцу письмо о неизменности и твердости своих намерений стать профессором зоологии. Письмо произвело на отца такое сильное впечатление, что он отозвал сына из Германии и с величайшим огорчением разрешил ему поступать в университет. Сергей Сергеевич выбрал местом своей новой жизни и учёбы Киев. В Киеве Сергей Сергеевич познакомился с Еленой Яковлевной Пархоменко (1872—1973), которая пылко влюбилась в него и в тайне от своих родителей Сергей Сергеевич женился на ней. Вскоре у них родилась дочь. Однако этот ранний брак оказался непрочным, и молодые супруги вскоре разошлись. Прошло почти полтора года жизни Сергея Сергеевича в Киеве, когда весной 1899 года он рискнул подать прошение о разрешении сдавать экзамены на аттестат зрелости и был допущен к экзаменам при 5-й киевской гимназии. Восемнадцать экзаменов надо было сдать чуть более чем в месячный срок. К концу сессии Сергей Сергеевич испытывал почти непереносимые головные боли. С ними утром шёл на экзамены, с ними ложился спать, считая их причиной переутомления. И вот перевод с русского на греческий он провалил. Придя домой, он свалился в постель и около двух недель не приходил в сознание. Однако этот провал не лишил его аттестата зрелости, благодаря прекрасным отзывам всех остальных преподавателей, особенно преподавателя русского языка, удалось уговорить «грека» вместо двойки поставить тройку с минусом. Все это Сергей Сергеевич узнал много позднее. У него оказалась тяжелая форма брюшного тифа осложнившаяся двусторонним тромбофлебитом обеих ног. Ha носилках едва живого мать увезла сына в Москву. Но до конца своих дней он вынужден был бинтовать ноги эластичными бинтами, иначе они быстро отекали и причиняли мучительную боль. В 1900 году Сергей Четвериков поступил учиться на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Весной 1906 года Сергей Четвериков окончил университет. Наряду с упорной учёбой Сергей Сергеевич уже на первых курсах университета приступил к научной работе. На первом курсе он стал посещать студенческий зоологический кружок под руководством профессора Н. Ю.Зографа (1854—1919) и сделал свой первый доклад о строении гидры. Кроме того, Сергей Сергеевич включился в работу комиссии по изучению фауны Московской губернии при Обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. На одном из заседаний этой комиссии Сергей Сергеевич сообщил о своих дополнениях к фауне чешуекрылых Московской губернии. В 1902 году эта работа была опубликована в трудах комиссии, которые издавались Обществом любителей естествознания, антропологии и этнографии. Одновременно вышло в свет его руководство к коллекционированию насекомых, включенное в книгу «Руководство к зоологическим экскурсиям и собиранию зоологических коллекций» под редакцией Г.А.Кожевникова. В том же году он совершил свою первую большую зоологическую экспедицию с зоологом П.П.Сушкиным (1868—1928), во время которой коллекционировал бабочек Минусинского края и Западных Саян. В следующем, 1903 году, Сергей Сергеевич публикует ещё две свои лепидоптерологические статьи. В 1904 году он сообщает о новых бабочках Палеарктики, и вновь уезжает вместе с П.П.Сушкиным и его женой, Анной Ивановной, в экспедицию на озеро Зайсан и горный хребет Тарбагатай. В 1905 году была опубликована статья о дальнейших дополнениях к фауне бабочек Московской губернии. В этом же году вышла очень интересная работа под названием «Волны жизни». В ней Сергей Сергеевич анализирует колебания численности популяций организмов, что имеет большое значение в генетическом дрейфе. В 1906 году Четвериков публикует «Список бабочек с берегов Аральского моря», плод кропотливой работы по определению видов бабочек из лепидоптерологических сборов Аральской экспедиции. Таким образом, ко времени окончания университета Сергей Сергеевич становится известным исследователем бабочек, автором десяти статей, представляющих большой интерес не только для специалистов лепидоптерологов, но и для биологов широкого профиля. После окончания университета С.С.Четвериков был оставлен на три года "для подготовки к профессорскому званию при кафедре сравнительной анатомии профессора М.А.Мензбира. За это время ему необходимо было подготовиться к чтению самостоятельного университетского курса и к сдаче магистерских экзаменов перед защитой магистерской диссертации. В 1909 году Сергей Сергеевич завершил магистерскую подготовку у Мензбира, сдав все необходимые экзамены: сравнительную анатомию, зоологию позвоночных, зоологию беспозвоночных, палеонтологию, ботанику и физиологию. Работа над магистерской диссертацией по анатомии водяного ослика также была завершена и опубликована в Бюллетене Московского общества испытателей природы на немецком языке. В 1911 году диссертация была защищена и С.С.Четверикову была присуждена ученая степень магистра зоологии. В 1909 году Н.К.Кольцов пригласил С.С.Четверикова на работу лаборантом в зоологическую лабораторию в МВЖК Герье (Московские высшие женские курсы). Приступив к работе, очень скоро Четвериков стал читать на кафедре сравнительной анатомии и зоологии лекции по энтомологии, а затем — биометрии. В 1918 году в списках сотрудников он уже именуется штатным профессором. При образовании в 1918 году из ВЖК II МГУ за ним сохранилось это звание. В 1911 году Сергей Сергеевич развелся со своей первой женой, Еленой Яковлевной, и женился на Анне Ивановне Сушкиной (урождённой Кулаковой, 1881—1947), которая также разошлась со своим первым мужем — академиком Петром Петровичем Сушкиным (1868—1928). У неё была дочь Ася (Анна Петровна Сушкина), которая стала падчерицей Сергея Сергеевича и с трехлетнего возраста воспитывалась в его семье. В летнее время Сергей Сергеевич продолжал осуществлять экскурсии в различные области России, накапливая материал для своей уникальной коллекции. Особенно пристально он занимался бабочками восточного Крыма. Кроме этого, в те годы Четвериков провел большую организационную работу по созданию Московского энтомологического общества. В начале занятия кружка заключались лишь во взаимном ознакомлении с собранными материалами и обмене впечатлениями о летних сборах и наблюдениях. Но в конце 1912 года был составлен план организации общества, а в 1913 году начались совместные заседания кружка с другими энтомологами Москвы. Вскоре был разработан устав Общества, отредактированный Четвериковым. Учредительное собрание состоялось 1 марта 1914 года. На нём присутствовало 32 человека. Четвериков выступил с докладом «Основной фактор эволюции насекомых». В этом докладе он вскрыл противоположность тенденции эволюционного развития позвоночных животных и членистоногих. Он убедительно доказал, что причиной этой противоположности является строение скелетных образований у этих групп животных (у позвоночных скелет внутренний, а у членистоногих — наружный). Эта концепция, для обоснования которой Сергей Сергеевич использовал количественные критерии, произвела сильное впечатление на биологов. Доклад этот был опубликован в первом томе «Известий Московского энтомологического общества» в 1915 году. Позднее эта работа была переведена на английский язык и издана в США. В 1918 Московские Высшие женские курсы были реорганизованы. На их базе был открыт 2-й Московский университет. При этом, однако, некоторые кафедры и лаборатории биологического профиля позднее были переданы 1-му Московскому университету. В частности, это относилось к кафедре и лаборатории профессора Н.К.Кольцова. Вместе с ним С.С.Четвериков вновь поступил в Московский университет (с 1 ноября 1919 года), где получил место доцента на кафедре Н.К.Кольцова. Обосновавшись здесь, он смог реализовать свои замыслы о работе в области самых общих проблем биологии и в особенности над вопросом о привлечении данных генетики для решения ряда проблем эволюционной теории. Однако, по традиции, он и в 1-м Московском университете стал читать расширенный курс энтомологии и вел по нему практические занятия. Первым шагом к осуществлению широких замыслов была организации чтения нового, совершенно оригинального курса, который назывался «Введение в теоретическую систематику». С 1921 года Сергей Сергеевич вступил в должность заведующего и научного руководителя отдела генетики Института экспериментальной биологии. Здесь он проработал около 9 лет (1921—1929). Поступив в ИЭБ Четвериков не порвал связи с университетом и продолжал там преподавательскую работу — читал курс генетики и руководил генетическим практикумом, участвуя таким образом в подготовке новых кадров советских генетиков. За короткий срок работы Сергея Сергеевича и руководимого им коллектива увенчались выдающимся успехом. В 1926 году Четвериков опубликовал полученные результаты исследований и размышлений в большой статье «О некоторых моментах эволюционного процесса с точки зрения современной генетики». В этой работе было показано, что между данными генетики и эволюционной теорией нет никакого противоречия. Напротив, данные генетики должны быть положены в основу учения об изменчивости и стать ключом к пониманию процесса эволюции. Четвериков, пользуясь несложными математическими методами, доказал, что мутации (геновариации) в природных популяциях животных не исчезают, могут накапливаться в скрытом (гетерозиготном) состоянии и давать материал для изменчивости и естественного отбора. Таким образом, Четверикову удалось связать эволюционное учение Дарвина и законы наследственности, установленные генетикой. Эта статья С. С. Четверикова (1926) в настоящее время рассматривается как основополагающая работа для развития новой отрасли науки — эволюционной (и популяционной) генетики. Она считается важнейшей вехой в развитии эволюционной теории. Четвериков выдвинул предположение о насыщении видов в природе возникающими мутациями и подчеркнул значение генетических процессов (мутация, свободное скрещивание, естественный отбор) и изоляции в видообразовании и эволюции, тем самым связав теорию эволюции Дарвина и генетики. Заложил основы эволюционной генетики. В работах 1920-х годах С.С.Четвериков обосновывает три основные посылки популяционной генетики:
Мутационный процесс в природных условиях протекает точно так же, как и в условиях лаборатории. Поэтому мы вправе распространять по крайней мере некоторые выводы, полученные в лаборатории, на природные ситуации;
Один из таких выводов — непрерывное во времени возникновение новых мутаций у всех видов живых организмов, другой — рецессивность большинства вновь появляющихся мутаций по отношению к аллелям дикого типа, распространенным в природных популяциях;
Характернейшей чертой природных популяций является преобладание в них панмиксии, что делает возможным приложение закона Харди — Вайнберга.
В 1927 году на V Международном генетическом конгрессе в Берлине С.С.Четвериков выступил с докладом «К генетической характеристике популяций в природных условиях». Этот доклад вызвал сенсацию и был встречен с большим интересом. Позднее на Третьем съезде зоологов, анатомов и гистологов СССР, который состоялся в Ленинграде 14-20 декабря 1927 года, Четвериков выступил на одном из пленарных заседаний с докладом «Экспериментальное решение одной эволюционной проблемы». В январе 1929 года в Ленинграде состоялся Всесоюзный съезд по генетике, селекции, семеноводству и племенному животноводству. Четвериков присутствовал на этом съезде и выступил на пленарном заседании с докладом «Мутационная изменчивость», в котором разрабатывались актуальные вопросы эволюционной генетики. Вскоре после возвращения со съезда Четвериков выступил на заседании Московского общества испытателей природы (МОИП) с новым, столь же важным в теоретическом отношении докладом на тему «Происхождение и сущность мутационной изменчивости» (21 марта 1929). Работая в ИЭБ, Сергей Сергеевич проявил себя не только выдающимся ученым-генетиком, но и прекрасным организатором и руководителем научного коллектива. Ему удалось объединить сотрудников в дружный коллектив единомышленников, что можно рассматривать как основу возникновения оригинальной научной школы. При этом им были найдены своеобразные методы научного общения сотрудников, так называемые СООРы («современные орания»), проходившие в товарищеской, непринужденной обстановке. Прием в члены СООРа был строго ограничен и требовал единогласия всех членов семинара. Этим достигалось как ограничение числа участников дискуссии (чем обеспечивалась высокая активность каждого), так и сохранение монолитности коллектива без внутренних раздоров и формирования мелких обособленных группировок. Вопросы и замечания слушателей допускались в любой момент доклада. От докладчика требовалось четкое изложение и умение выделить главную нить реферируемой работы, её основную мысль и смысл. Каждый сооровец должен был читать на трех основных европейских языках. Во второй половине 1920-х годов члены СООРа опубликовали много оригинальных генетических работ, выполненных преимущественно на дрозофиле. Эти работы публиковались главным образом в «Журнале экспериментальной биологии» в 1925—1930 годах (и частично за рубежом, в Германии). В это время Сергей Сергеевич не оставлял занятия бабочками, и в летние месяцы совершал дальние экскурсии, во время которых пополнял свои коллекции. Летом 1926 и 1928 Четвериков вместе с Б.Л.Астауровым, Н.К.Беляевым и своей падчерицей А.П.Сушкиной побывали на Кольском полуострове, в районе Хибинских гор. Кроме того, с 1920 года Четвериков по совместительству работал заведующим и хранителем энтомологической части зоологического отдела Политехнического музея. В жизни Сергея Сергеевича 1920-е годы были заполнены крайне напряженным, но зато и весьма успешным трудом. Так было до 1929 года, который оказался роковым. Начался этот год большими успехами, блестящими докладами на пленарном заседании I Всесоюзного съезда по генетике, селекции, семеноводству и племенному животноводству (январь, 1929) и на заседании МОИП (21 марта 1929), в которых был закреплен фундамент популяционной генетики и открыта возможность синтеза генетики и эволюционной теории. В это же время были подготовлены к печати очень важные работы, в частности второе дополненное издание его основополагающего труда 1926 года, а также статьи для журнала «Научное слово» и другие публикации. Весной 1929 года началась организованная травля Четверикова в печати и на собраниях как в ИЭБ, так и в университете. Конечно, ему припомнили в первую очередь его происхождение, а также некоторые его высказывания, которые позволяли превратно их истолковывать. К травле Четверикова оказалась подключенной и центральная печать. Там, в сатирическом журнале «Чудак» 24 апреля 1929 помещены заметки, осуждающие Четверикова, а 31 июля 1929 в «Комсомольской правде» помещена подборка под общим заголовком «Классовый враг в научных институтах», в которой повторялись нападки «Чудака», а кроме того, брались под подозрение СООРы, которые газета называла «Союз орущих». В заключение высказывалось недвусмысленное требование к Наркомздраву об изгнании Четверикова из Института. Вся эта кампания завершилась арестом Сергея Сергеевича, его содержанием почти два месяца в Бутырской тюрьме и административной ссылкой в г. Свердловск на 3 года. В результате ареста и ссылки руководителя и травли некоторых сотрудников коллектив лаборатории распался. При этом многие из начатых исследований и подготавляемых к печати рукописей остались незавершенными и частично утраченными. За поддержку своего профессора был исключён с 4-го курса Владимир Эфраимсон. В 1929—1932 годах Четвериков жил и трудился в городе Свердловске. В летнее время Сергей Сергеевич серьёзно занялся бабочками Урала. Он не имел права выезжать за пределы Свердловска, но несмотря на это, ему удалось организовать несколько экскурсий в окрестности города и собрать за два сезона (1930 и 1931) богатую коллекцию уральских бабочек. При этом он нашёл свыше 60 новых (для Свердловска и его окрестностей) видов бабочек. Кроме этого, он приступил к чисто теоретической (биометрической) работе, которая впоследствии легла в основу его исследования «Опыт построения объективной систематики организмов». Постоянную работу он получил лишь в 1930 году, когда был зачислен ученым консультантом при Горкомхозе по планированию и организации в Свердловске зоопарка. По истечении трехлетнего срока ссылки летом 1932 года С.С.Четвериков получил возможность выехать из Свердловска, но пока не получил права вернуться в Москву. Его свобода ограничивалась ещё на три года. Он лишился права проживания в Москве, Ленинграде и их областях, Украинской ССР, Белорусской ССР, Закавказских и некоторых Среднеазиатских республиках, Северном крае, Дагестане и даже в Уральской области. Последнее означало, что он не может остаться в Свердловске и должен немедленно его покинуть. В связи с этим он перебрался в город Владимир, где в то время работало очень своеобразное сельскохозяйственное учебное заведение, так называемый Учкомбов, то есть учебный комбинат (вуз-техникум-рабфак) по борьбе с вредителями сельского хозяйства, выпускавший специалистов для сельского хозяйства с очень узкой специализацией. После расформирования Учкомбова в конце 1934 года Четвериков должен был вновь искать работу. Он быстро устроился на место преподавателя математики в Образцовом сельскохозяйственном техникуме во Владимире, где проработал целый 1934/1935 учебный год. Летом 1935 года истекал срок ограничения для Сергея Сергеевича права свободного выбора местожительства. В это же время открылась возможность пригласить его в Горьковский государственный университет, на биологическом факультете которого в 1932 году была организована кафедра генетики. Эту кафедру временно возглавляла доцент З.С.Никоро, которая при поддержке профессора И.И.Пузанова (тогда декана факультета) и обратилась к С. С. Четверикову с предложением возглавить кафедру генетики. Со всеми условиями, предложенными университетом, он охотно согласился, приехал в Горький и с 1935/1936 учебного года приступил к работе. Начался новый и последний период его научной и преподавательской деятельности.
Барельеф_Четверикову_С.С. (383x700, 308Kb)
Барельеф Четверикова С.С. на здании биофака ННГУ.
Сергей Сергеевич был зачислен в Горьковский государственный университет на биологический факультет на должность профессора, заведующего кафедрой генетики с 1 августа 1935 года. Его первой заботой была организация специализации по генетике. Для этого прежде всего необходимо было наладить работу большого генетического практикума и чтение специальных курсов. Для чтения специальных курсов приглашались крупные специалисты и прекрасные лекторы. На кафедре позднее была организована небольшая лаборатория по цитологии. В 1936 году Сергей Сергеевич опубликовал популярную брошюру «Цитология наследственности за последние десять лет». Сергей Сергеевич читал общий курс генетики для всех студентов биофака, а кроме того, специальные курсы для студентов, специализирующихся на кафедре генетики: курс биометрии и курс, называвшийся «Теоретические основы селекции». В 1948 году незадолго до ухода из ГГУ он читал спецкурс «Новейшие задачи и последние достижения генетики». Кроме того, в некоторые годы он читал для студентов-зоологов энтомологию. Лектором Сергей Сергеевич был очень оригинальным. Свободное изложение материала лекции без использования конспектов, строгая логика, общая «подобранность» лектора и точность формулировок увлекали и завораживали студентов. На первой же лекции Сергей Сергеевич предложил слушателям, не стесняясь, прерывать его вопросами по ходу изложения материала, так как считал, что нельзя двигаться дальше, если что-то не усвоено или не понятно в уже пройденном. Он часто производил различные математические вычисления и решение генетических задач на доске и искренне радовался, если кто-то из студентов замечал описку или пропущенный знак, и всегда благодарил за замечание. Ведь это было свидетельством активной работы аудитории и напряженного внимания слушателей. Кроме лекций в университете, в некоторые годы Четвериков читал курс генетики в Горьковском педагогическом институте, а также циклы лекций по этому предмету для учителей средней школы. Но лекционная деятельность Сергея Сергеевича не ограничивалась учебными лекциями в вузах. Он также читал много популярных лекций для населения в порядке общественной работы. При кафедре существовал активно работавший студенческий научный семинар (кружок), на котором студенты докладывали рефераты работ советских и иностранных авторов и результаты личных исследований. Семинар вел сам профессор, не перепоручая этой работы младшим коллегам по кафедре. Студенты очень охотно посещали свой семинар, зараженные азартом и интересом уважаемого руководителя. С.С.Четвериков не уклонялся от обсуждения со студентами самых острых и дискуссионных проблем генетики и селекции.
Рабочий_кабинет_С.С.Четверикова (700x602, 363Kb)
Рабочий кабинет С.С.Четверикова (музей истории ННГУ).
В сплочении коллектива биофака и обмене научной информацией играли большую роль заседания Горьковского отделения МОИП. На них за период с 1936 по 1946 годы С.С.Четвериков сделал, по крайней мере, 10 докладов. Первый доклад 17 апреля 1936 года был посвящен его биометрическому исследованию — «Опыт построения объективной системы организмов». Позднее (21 октября 1938) этот доклад был повторен в Москве на 68-м заседании Эволюционной бригады, созданной в ИЭБ, 14 апреля 1945 года он выступил с докладом «Новое в определении пола у растений», а 20 октября 1945 года — с личными воспоминаниями о М.А.Мензбире. Семь докладов были посвящены его работе над селекцией китайского дубового шелкопряда. Работа на кафедре Горьковского университета позволила Сергею Сергеевичу проявить свои замечательные способности педагога и организатора учебного процесса. Руководство университета высоко оценило его личные качества: бескомпромиссность, строгость, высокую требовательность к себе и сотрудникам, способность завоевывать доверие и уважение; он был избран деканом и руководил работой факультета до 1947 года. В 1940 году, выступая на выпускном вечере, ректор университета М.А.Шеронин говорил, что Сергей Сергеевич не только лучший декан университета, но и лучший из деканов, каких он встречал в своей жизни. Во время Великой Отечественной войны работа кафедры значительно сузилась, студентов стало меньше, многие студенты, аспиранты и сотрудники были мобилизованы в армию. В тяжелые годы войны проявились черты характера Сергея Сергеевича, которые раньше многими не замечались, а именно его доброта и желание помочь людям, попавшим в тяжелое положение. Как декан С.С.Четвериков одним из первых узнавал о таких несчастьях у студентов, как утрата хлебных и продовольственных карточек. В таких случаях он вызывал профорга биофака аспирантку Л.Привалову и просил её передать его личные карточки на хлеб и продукты пострадавшему студенту, якобы в порядке оказания помощи от профсоюза. Для обсуждения доклада, курсовой или дипломной работы он приглашал студентов к себе домой и под разговор угощал их чаем с пирогами. После войны всю свою энергию Сергей Сергеевич употребил на восстановление и расширение работы факультета. В частности, была организована новая кафедра экологии животных. Руководимая самим Четвериковым кафедра генетики и селекции вновь набирала силы. На кафедре вновь появились аспиранты и студенты-энтузиасты. Продолжались работы по селекции китайского дубового шелкопряда. По поручению Наркомзема Сергей Сергеевич занялся задачей приспособления шелкопряда к жизни в средней полосе России (шелк нужен был для производства чесучи, из которой делались парашютная и аэростатная ткань для армии). Задача была решена к 1944 году. Опыт показал, что выведенная порода хорошо приживается даже в Сибири. Новая порода шелкопряда получила название «Горьковская моновольтинная». В 1947 году С.С.Четвериков внезапно заболел одновременно со своей женой, которую мучили жестокие приступы стенокардии. У Сергея Сергеевича был инфаркт миокарда, но от него диагноз скрыли, и он до конца жизни не знал, что у него за последние 10 лет было не три, а четыре инфаркта. В конце мая Сергей Сергеевич уже поднялся на ноги, хотя до работы его ещё не допускали. Анна Ивановна скончалась в первых числах июня. Сотрудники университета проявили большое участие и сделали всё, чтобы это несчастье не вызвало нового обострения болезни Сергея Сергеевича. За лето он окреп и с обычной энергией проработал 1947—1948 учебный год, хотя его и не могла не волновать ситуация, сложившаяся к тому времени в биологической науке. От должности декана он, однако, отказался. В августе 1948 года после сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина и постановления о перестройке преподавания биологических наук в духе её решений Приказом Министерства высшего образования СССР от 23 августа 1948 года № 1208 «О состоянии преподавания биологических дисциплин в университетах и о мерах по укреплению биологических факультетов квалифицированными кадрами биологов-мичуринцев» освобождён от работы «как проводивший активную борьбу против мичуринцев и мичуринского учения и не обеспечивший воспитания советской молодёжи в духе передовой мичуринской биологии». С.С.Четвериков покинул университет, не считая возможным отказаться от своих научных воззрений. Но самая тяжёлая потеря заключалась в том, что были подвергнуты запрету и на десятилетие преданы забвению его замечательные работы 1920-х годов, на базе которых выросли две новые биологические дисциплины — популяционная и эволюционная генетика. Автор же этих выдающихся работ был объявлен фигурой одиозной. В результате российская наука лишилась важного приоритета и славы передовой и прогрессивной. Оставив учебную и научную работу в университете, он решил вновь заняться лепидоптерологическими исследованиями на дому. Материал для этого у него имелся в виде богатейшей коллекции бабочек. Уже в 1948 году Сергей Сергеевич начал разбор, ремонт и систематизацию своих коллекций.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку