-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108738
Комментариев: 6801
Написано: 117209


29 апреля родились...

Понедельник, 29 Апреля 2024 г. 03:19 + в цитатник
Paul_Montel (521x700, 184Kb)
1876
Поль Антуан Аристид Монтель (французское имя — Paul Antoine Aristide Montel)
французский математик. Член французской Академии наук (1937), ее президент в 1958. Родился в Ницце. После обучения в лицее в Ницце поступил в 1894 году в Высшую нормальную школу в Париже, окончив её в 1897 году. Занимался преподаванием, в 1907 году получил докторскую степень по математике, защитив в Парижском университете диссертацию «Sur les suites infinies de fonctions». Научными руководителями Монтеля были Эмиль Борель и Анри Лебег. В 1911 году стал профессором факультета естественных наук Парижского университета, в 1913-1933 - Высшей нормальной школы изящных искусств, в 1913- 1918 - Политехнической школы в Париже, в 1941—1946 годах — декан факультета. Учениками Монтеля были Анри Картан, Жан Дьёдонне, Мирон Николеску, Мечислав Бернацкий, Тибериу Поповичу и др. Монтель — автор более 200 книг и научных статей, труды посвящены теории аналитических функций, применению к ней принципа компактности. Его именем названа теорема Монтеля (принцип компактности):
Пусть 2d902276501f4293dd5b6a8a131ebd295 (63x21, 2Kb) ― бесконечное семейство голоморфных функций в области D комплексной плоскости z; тогда для того чтобы это семейство было компактным, то есть чтобы из любой последовательности 2ec8cd2cc664bc8535ff5c585fa96b7b (22x19, 1Kb) можно было выделить подпоследовательность, равномерно сходящуюся внутри D, необходимо и достаточно, чтобы семейство было равномерно ограничено внутри D.
Основные исследования относятся к анализу, геометрии и различным вопросам механики. В теории аналитических функций применил принцип компактности и ввел так называемое нормальное семейство функций. Выяснил взаимозависимость идей алгебры и теории функций. Ряд работ в области теории конформного отображения, теории функциональных уравнений, теории рядов мероморфных функций, истории математики. Умер в Париже 22 января 1975 года. Сочинения: Leçons sur les séries de polynomes à une variable complexe, P., 1910; Leçons sur les fonctions entières ou méromorphes, P., 1932; в русском переводе — Нормальные семейства аналитических функций, Москва — Ленинград, 1936.

Nikolov (535x700, 362Kb)
1878
Андрей Николов (болгарское иимя — Андрей Николов / Andrey Nikolov / Andrej Nicoloff)
болгарский скульптор. В бурных событиях XX века он был верен гуманистическим традициям века XIX-го, оставив в портретной скульптуре образцы жизнелюбия и гармонии. Андрей Николов родился в городе Враца, Врачанский округ, Османская империя, (ныне на северо-западе Болгарии), в бедной семье сапожника. В 1896 году Андрей Николов поступает во вновь открытую в Софии Государственную школу рисунка (из которой вскоре вырастет Академия Художеств Болгарии). Здесь его наставником становится скульптор еврейского происхождения, Борис Шац (1866—1932), которого «выписал» в Болгарию из литовского Ковно Принц Ферлинанд. С 1903 по 1907 год молодой скульптор выхлопотал стипендию для поездки в Париж, где он стажируется под руководством Антонена Мерсье (1845—1916) в École nationale supérieure des Beaux-Arts.
Nikolovбюст (525x700, 382Kb)
Андрей Николов. Бюст художника Ивана Мырквички. Исторический музей города Враца.
В 1914 Николов едет в Рим в командировку от болгарского правительства. Возвращению помешала Первая мировая война, — Италия и Болгария оказались во враждебных блоках, и скульптору не удавалось выехать до 1919. Следующие 8 лет он провёл в Италии за свой счёт. Участвовал в ежегодных римских выставках. В 1922 скульптор привёз в Софию большую выставку произведений, которую здесь ждал заслуженный успех. Он восстанавливает связи с Болгарией, исполняет портреты знаменитых художников Ивана Мырквички, Антона Митова, Николы Михайлова (болг.), Николы Петрова, Владимира Димитрова-Майсторы. Скульптура А.Николова «Мечта», показанная на выставке болгарского искусства в Праге в 1926 году, привлекла внимание президента Чехословацкой Республики Масарика, и тот купил её. В следующем году, когда скульптор принимает решение вернуться в Болгарию, ему было предложено итальянское гражданство. Но скульптор (после долгих уговоров) всё же вернулся на родину. В 1931 году его избрали профессором, а в 1937-м — ректором Академии художеств Болгарии. В послевоенное время он с сочувствием отнёсся к происходившим в Болгарии переменам и в 1952 году присоединился к творческому коллективу, трудившемуся над проектом монумента в честь Советской Армии.
Nikolovмев (700x525, 518Kb)
Андрей Николов. Бронзовый лев (символ Болгарии) у Памятника неизвестному солдату (входит в композицию Мемориала павшим за освобождение Болгарии рядом с Софийским Собором, София)
Большинство работ Николова отличается гармоничной ясностью и законченностью пластической формы. Особенно примечательны его поэтичные мраморные работы, посвящённые материнской любви, изображениям детей. Скульптор очарован красотой женского тела, его женские образы наполнены мягкой грацией и нежностью. Андрей Николов — автор портретов ключевых для болгарской культуры личностей: литераторов Ивана Вазова (1850—1921), Елин-Пелина (1877—1949), поэта Кирила Христова (1875—1944). Николов — Народный художник Болгарии (1953), лауреат Димитровской премии. Умер в городе , София, Болгария, 17 декабря 1959 года. Литература: Кац, Михаил Яковлевич. Андрей Николов. — София: Български художник, 1954. — Страница 102; Николов, Андрей // Большая Советская Энциклопедия. — Второе издание. — Москва: «БСЭ», 1954. — Том 30. — Страница 11. — 300 000 экземпляров.

Sir_Thomas_Beecham (469x700, 151Kb)
1879
Томас Бичем (Thomas Beecham)
британский дирижёр, оперный и балетный импресарио. Томас Бичем родился в городе Сент-Хеленс в английском графстве Ланкашир в доме рядом с фармацевтическим заводом «Бичемс Пиллс», основанной дедом будущего дирижёра, которого также звали Томас Бичем. Его родителями были сэр Джозеф Бичем, старший сын Томаса, и Джозефина Бёрнет. В 1885 году, когда фармацевтическая компания начала приносить Бичемам немалые доходы, Джозеф Бичем с семьёй переехал в особняк в Иванвилле, неподалёку от города Хайтон в графстве Мерсисайд. Их старый дом в Сент-Хеленс был разрушен, на его месте расположилось новое дополнительное помещение завода «Бичемс Пиллс». С 1892 по 1897 Бичем учился в школе Rossall School, после чего он планировал поступить в одну из консерваторий Германии. Однако его отец был против этого намерения и настоял на том, чтобы сын поступил в колледж Уодхэм в составе Оксфордского университета. Учёба в университете пришлась Бичему не по вкусу и в 1898 году он уговорил отца разрешить ему её бросить. Он брал частные уроки композиции у Чарльза Вуда в Лондоне и у Морица Мошковского в Париже. Дирижированию он никогда не учился и был в некотором роде самоучкой.
Первые оркестры Бичема
Первое публичное выступление Томаса Бичема в амплуа дирижёра состоялось в октябре 1899 года в Сент-Хеленс. Он дирижировал специально собранным для этого случая ансамблем, состоящим из местных музыкантов, а также из артистов Ливерпульского симфонического оркестра и оркестра Халле. Впервые известность пришла к Бичему, когда месяц спустя он заменил маэстро Ганса Рихтера за пультом всё того же оркестра Халле на концерте в честь церемонии инаугурации нового мэра Сент-Хеленс, которым стал отец Томаса Джозеф Бичем. Дебют Бичема в качестве оперного дирижёра состоялся в 1902 году. Он дирижировал оперой Майкла Балфа «Богемксая девушка». В эти годы Бичем также сам писал музыку. Однако к своим произведениям он относился критически, и, считая их недостаточно хорошими, в конце концов решил сосредоточиться на дирижировании. В 1906 году его пригласили продирижировать серию концертов с камерным оркестром, получившем название Новый симфонический оркестр, в концертном зале Бехстейн-холл. На протяжении своей карьеры Бичем, как правило, руководствовался при выборе программы своими собственными вкусами, а не предпочтениями публики. При обсуждении программы концертов он предложил музыкантам длинный список произведений сравнительно малоизвестных композиторов, таких как, например, Этьен Мегюль. В этот период он впервые познакомился с музыкой Фредерика Делиуса, которую он глубоко полюбил и к которой неоднократно возвращался в течение всей жизни. Вскоре Бичем пришёл к заключению, что для того чтобы иметь возможность конкурировать с уже существующими лондонскими оркестрами: оркестром концертного зала Квинс-холл и недавно основанным Лондонским симфоническим оркестром, состав его оркестра должен быть расширен с шестидесяти имеющихся музыкантов до размеров большого симфонического оркестра, который смог бы выступать в крупных концертных залах. В течение двух лет, начиная с октября 1907 года, Бичем и его оркестр давали концерты в Куинс-холле. Бичем, по своему обыкновению, выбирал программу, отвечающую его вкусам, но мало интересную публике. Из-за этого билеты на его концерты продавались плохо. Основными произведениями, исполненными Бичемом в тот период, стали симфоническая баллада Венсана д’Энди «Волшебный лес», симфоническая поэма Бедржиха Сметаны «Шарка» и практически неизвестная в то время симфония соль мажор Эдуара Лало. Именно это произведение стало спустя более чем пятьдесят лет последней записью дирижёра. В 1909 году он основал симфонический оркестр Бичема. Для этого он не переманивал музыкантов из уже существующих оркестров, а пригласил преимущественно музыкантов-любителей и студентов музыкальных колледжей. В результате появился новый молодой коллектив, средний возраст музыкантов которого был около двадцати пяти лет. Среди участников оркестра Бичема было несколько известных в будущем музыкантов, таких как скрипач Альберт Сэммонс, альтисты Лайонел Тертис и Эрик Коутс и контрабасист Юджин Крафт. Позже к оркестру присоединился валторнист Обри Брейн. Из-за того, что Бичем упорствовал в своём стремлении исполнять музыку, не привлекающую большого количества публики, он постоянно терпел убытки. С 1899 по 1909 годы его отношения с отцом ухудшились настолько, что он практически не имел возможности пользоваться деньгами своей семьи. В 1899 отец Томаса Бичема Джозеф поместил свою жену в психиатрическую лечебницу. Томас и его старшая сестра Эмили через суд добились её освобождения и обязали отца ежегодно выплачивать ей 4500 фунтов. За это Джозеф Бичем лишил их наследства. После смерти дедушки Томаса в 1907 году, он, согласно, завещанию стал полусать ежегодную ренту в размере 700 фунтов. Кроме того, мать Бичема помогала ему с финансированием его убыточных концертов. В 1909 году он, в конце концов, помирился с отцом и вновь смог свободно распоряжаться семейным состоянием.
Sir_Thomas_BeechamТеатр Её Величества (524x700, 428Kb)
Театр Её Величества в Лондоне
Оперные сезоны в Ковент-Гардене
В 1910 году, при финансовой поддержке отца, Бичем начал реализацию своей идеи проводить оперные сезоны в королевском театре Ковент-Гарден и других лондонских театрах. В то время главную роль в оперном театре играли знаменитые певцы. Роль дирижёра же считались чем-то малозначительной. В последующие десятилетия Бичем значительно изменил эту ситуацию. В течение одного только 1910 года Бичем провёл в качестве дирижёра или импресарио 190 спектаклей в «Ковент-Гардене» и театр Его Величества в Вест-Энде. За год он поставил 34 оперы, большинство из которых были незнакомы или малознакомы лондонской публик. Позже сам Бичем соглашался с тем, что многие из опер, которые он исполнял в эти годы, были не слишком понятны публике. Дирижёрами-ассистентами у Томаса Бичема работали Бруно Вальтер и Перси Питт. В 1910 году общее количество оперных спектаклей в лондонских театрах, с учётом спектаклей Бичема, составило 273. Это цифра намного превышала спрос, поэтому большинство из них оказались убыточными. Из 34 опер, поставленных Бичемом в этом году, только четыре принесли доход: новые оперы Рихарда Штрауса «Электра» и «Саломея», впервые поставленные в Великобритании, «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха «Летучая мышь» Иоганна Штрауса. В 1911 и 1912 годах симфонический оркестр Бичема играл с Русским балетом Сергея Дягилева в Ковент-Гардене и Кроль-опере в Берлине. Спектаклями дирижировали сам Бичем и Пьер Монтё, главный дирижёр проектов Дягилева. Один раз из-за внезапной болезни Монтё Бичем был вынужден без репетиции дирижировать новым балетом Стравинского «Петрушка». Спектакли в Берлине имели огромный успех. Немецкие критики признали оркестр Бичема одним из лучших в мире. Рецензенты главного берлинского музыкального еженедельника «Die Signale» были впечатлены мастерством молодых лондонских музыкантов. Они отмечали богатое и благородное звучание скрипок, великолепную деревянную группу, медные духовые, по их словам, не уступающие лучшим музыкантам Германии.
Sir_Thomas_BeechamЛеон Бакст (510x700, 482Kb)
Леон Бакст. Вацлав Нижинский в балете «Послеполуденный отдых фавна». 1912 год
В 1913 году в Ковент-Гардене была показана премьера оперы Рихарда Штрауса «Кавалер розы». Помимо Ковент-Гарден Бичем организовал в театре Друри-Лейн сезоны русской оперы и балета. Он включал себя три оперы, ранее никогда не показававшихся в Великобритании: «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского и одну из опер Римского-Корсакова. Во всех трёх спектаклях в числе прочих пел Фёдор Шаляпин. Программ сезона также включала в себя пятнадцать балетов, в которых главные роли исполняли Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина. Также были представлены балеты Клода Дебюсси «Игры» и «Послеполуденный отдых фавна». В Лондоне и Париже прошли премьерные показы нового балета Стравинского «Весна священная». В течение этого сезона сам Бичем не продирижировал ни одного спектакля, выступая исключительно в роли импресарио.
Sir_Thomas_BeechamКарикатура (442x700, 146Kb)
Карикатура на Бичема в журнале «Vanity Fair», 1917 год.
Оркестром Бичема управляли Пьер Монтё и другие дирижёры. На следующий год Бичем и его отец, спонсировавщий это предприятие, представили публике «Псковитянку» Римского-Корсакова, «Князя Игоря» Бородина и «Соловья» Стравинского. Во время Первой мировой войны Бичем старался по мере возможности поддержать музыкальную жизнь в Лондоне и Манчестере, где он планировал организовать новый оперный театр. Он дирижировал тремя оркестрами: оркестром Халле, Лондонским симфоническим оркестром и оркестром королевского филармонического общества, и оказывал всем трём коллективам финансовую поддержку. В 1915 году он организовал Оперную компанию Бичема и давал спектакли в Лондоне и его пригородах, а также в Манчестере. В 1916 году был произведён в рыцарское достоинство. В том же году он унаследовал после смерти его отца титул баронета. После войны Ковент-Гарден провёл два совместных сезона с большим оперным синдикатом в 1919 и 1920 годах, однако, по мнению биографов, они сильно уступали довоенным представлениям. В течение этих двух лет было осуществлено сорок постановок, из которых сам Бичем продирижировал лишь одной. Вскоре финансовые затруднения заставили Бичема на время прекратить свою музыкальную деятельность, чтобы привести дела в порядок. Под влиянием некого коммерсанта Джеймса Уайта сэр Джозеф Бичем решил приобрести недвижимость и рынок в районе Ковент-Гарден у герцога Бедфорда.
Sir_Thomas_BeechamКовент-Гарденский рынок (700x527, 399Kb)
Ковент-Гарденский рынок
По условиям соглашения, заключённого 6 июля 1914 года, сэр Джозеф должен был заплатить за него 2 миллиона фунтов. Он заплатил первый взнос в размере двухсот тысяч фунтов, а оставшуюся сумму должен был внести 11 ноября. Однако через месяц началась Первая Мировая война и введённый британским правительством запрет на использование капитала помешал завершению сделки. Рынком продолжили управлять менеджеры герцога. Однако в 1916 году ситуацию осложнила смерть Джозефа Бичема. Канцлерский суд постановил, что контракт должен быть выполнен компанией, которую возглавят двое сыновей сэра Джозефа. 30 июля 1918 года герцог и его поверенные передали имущество новой компании, которая должна была выплатить кредит на сумму 1.25 миллиона фунтов. Томасу Бичему и его брату Генри пришлось продать значительную часть имущества своего отца для оплаты долга. Более четырёх лет Бичем занимался продажей имущества на сумму более миллиона фунтов. К 1923 году ему наконец удалось получить требуемую сумму. В 1924 году Ковент-гарденский бизнес и завод в Сент-Хеленс были объединены в одну компанию «Бичем Эстейтс энд Пиллз». Уставный капитал компании составил 1850000 фунтов, бо́льшая часть из которых принадлежала Бичему.
Sir_Thomas_BeechamCigarette_Card_Thomas_Beecha (371x700, 322Kb)
Реклама сигарет с портретом Томаса Бичема, 1914 г.
Лондонский филармонический оркестр
После длительного отсутствия Томас Бичем вновь появился за пультом оркестра Халле в Манчестере в марте 1923 года. Затем в апреле того же года последовал концерт в Лондоне, где Бичем управлял оркестрами Альберт-холла (такое имя получил после ухода Бичема его Новый симфонический оркестр) и Лондонским симфоническим оркестром при участии певицы Клары Батт. В концерте прозвучала симфоническая поэма Рихарда Штрауса «Жизнь героя» и ряд других произведений. Не имея больше собственного оркестра, Бичем стал сотрудничать с Лондонским симфоническим оркестром, параллельно ведя переговоры с компанией Би-би-си о возможном создании постоянного оркестра радио. В 1931 году дирижёр Малкольм Сарджент предложил Бичему организовать новый оркестр, который бы финансировался покровителями Сарджента – семьёй промышленников Курто. Первоначально Сарджент и Бичем планировали создать этот оркестр на базе Лондонского симфонического. Однако участники этого оркестра, традиционно управляемого самими музыкантами, всячески препятствовали кадровым переменам и увольнению музыкантов, профессионально не устраивавших Бичема. Поэтому в 1932 году было принято решение создать абсолютно новый оркестр. Новый коллектив, получивший название Лондонский филармонический оркестр, состоял из 106 музыкантов. Некоторые из них были приглашены из провинциальных оркестров, другие перешли в новый оркестр из Лондонского симфонического. Ряд молодых музыкантов был приглашён прямо из музыкальных колледжей. Среди музыкантов нового оркестра были такие музыканты как скрипачи Пол Бирд и Джордж Стрэттон, виолончелист Энтони Пини, флейтист Джеральд Джексон, гобоист Леон Гуссенс, кларнетист Реджинальд Келл, литаврист Джеймс Бредшоу и арфистка Мэри Гуссенс. Первый концерт Лондонского филармонического оркестра под управлением Томаса Бичема состоялся в лондонском Квинс-холле 7 октября 1932 года. Выступление имело большой успех. После исполнения увертюры Берлиоза «Римский карнавал» публика бурно аплодировала и кричала. В течение последующих восьми лет оркестр дал около ста концертов в Квинс-холле. Он также играл на спектаклях оперных сезонов Бичема и сделал более трёх сотен грамзаписей.
Thomas Beecham (667x700, 90Kb)
Новые оперные сезоны в Ковент-Гардене
В начале 1930-х годов Бичем вновь взял в свои руки управление оперными сезонами в Ковент-Гардене. Желая уделять больше внимания музыкальной стороне дела, чем управлению, Бичем принял на себя роль художественного руководителя, а дириктором был назначен Джеффри Той. В 1933 году сезон был открыт оперой Вагнера «Тристан и Изольда» с Фридой Ляйдер и Лаурицем Мельхиором в главных партиях. В рамках этого сезона был также представлен вагнеровская тетралогия «Кольцо нибелунга» и девять других опер. В 1934 году вновь было исполнено «Кольцо» с участием Лоты Леманн и Александра Кипниса, а также ряд других опер, в том числе Золушка Россини с Кончитой Супервиа в главной партии. Клеменс Краус дирижировал британской премьерой оперы Рихарда Штрауса «Арабелла». С 1935 по 1939 год оперные сезоны в Ковент-Гардене находились под полным контролем Бичема. В спектаклях принимало участие множество знаменитых иностранных певцов и дирижёров Сам Бичем дирижировал примерно третью представлений в сезоне. В 1940 году он намеревался представить публику оперу Берлиоза «Троянцы», однако осуществлению его планов помешало начало Второй мировой войны. В следующий раз Бичем появился за дирижёрским пультом Ковент-Гардена только в 1951 году.
Гастроли в Германии
В 1936 году Томас Бичем предпринял гастрольное турне по Германии с Лондонским симфоническим оркестром. Эта поездка была неоднозначначно оценена британской прессой. После окончания гастролей он подвергся критики за то, что по настоянию нацистского правительства отказался от исполнения «Шотландской» симфонии Мендельсона, музыка которго была запрещена из-зи его еврейского происхождения. Его обвинили в сотрудничестве с геббельсовским министерством пропаганды. На берлинском концерте лично присутствовал Адольф Гитлер. После этого турне Бичем отвергал повторные приглашения о новых концертах с оркестром в Германии. Однако сам Бичем ещё несколько раз появился в Германии до начала войны. В феврале следующего года он дирижировал операми «Орфей и Эвридика» и «Похищение из сераля» в Берлинской государственной опере. В 1937 и 1938 годах он записал в Берлине оперу Моцарта «Волшебная флейта». После своего шестидясетилетнего юбилея Бичем планировал на год оставить музыку и отправиться на отдых за границу. Начавшаяся 3 сентября 1939 года Вторая мировая война заставила его отложить свои планы. Он был вынужден хлопотать за сохранение Лондонского филармонического оркестра, оставшегося без финансирования спонсоров после начала войны.
1940-е годы
В 1940 году Бичем покинул Великобританию. Сначала он уехал в Австралию, потом в Северную Америку. В 1941 году он стал художественным руководителем Сиэтлского симфонического оркестра. С 1941 по 1945 год он был главным дирижёром Монреальских фестивалей. В 1942 году он был приглашён в нью-йоркский театр Метрополитен-опера, где стал исполнять обязнности главного дирижёра совместно со своим бывшим ассистентом Бруно Вальтером. Первыми спектаклями, которыми он руководил были комическая кантата Баха «Феб и Пан», и опера Римского-Корсакова «Золотой петушок». В Метрополитен-опера он специализировался преимущественно по французским операм. В его репертуаре были «Кармен», «Манон», «Фауст», «Миньон» и «Сказки Гофмана». Кроме того Бичем периодически дирижировал ещё восемнадцатью американскими оркестрами. В 1944 году Томас Бичем вернулся в Великобританию. Новые концерты Бичема с Лондонским филармоническим оркестром прошли триумфально. Однако, за годы его отсутствия в Лондоне структура оркестра изменилась. Он стал самоуправляемой организацией наподобие Лондонского симфонического оркестра. Бичему было предложено место художественного руководителя, который бы работал на предложенных оркестром условиях и получал за это зарплату. Он категорически отверг это предложение и решил организовать ещё один оркестр. В 1945 году Уолтер Легг создал оркестр Филармония. Первый концерт этого коллектива прошёл под управлением Бичема. Однако в этом оркестре ему тоже была предложена оплачеваемая должность главного дирижёра, от чего Бичем также отказался. В 1946 году Бичем основал свой последний оркестр, получивший название Королевский филармонический. По договорённости с Королевским филармоническим обществом, этот оркестр заменил Лондонский филармонический на всех концертах этой организации. Он также стал постоянным оркестром Глайндборнского оперного фестиваля. Бичем заключил для оркестра выгодные контракты с несколькими звукозаписывающими компаниями США и Великобритании. Среди музыкантов нового оркестра были флейтист Джеральд Джексон, гобоист Леонард Брейн, кларнетист Реджинальд Келл, фаготист Арчи Кэмден, валторнист Деннис Брейн и ударник Джеймс Бредшоу. Некоторые из музыкантов перешли в новый оркестр Бичема из Лондонского филармонического. Впоследствии оркестр прославился своей группой деревянных духовых, в составе которой играли кларнетист Джек Браймер, фаготист Гуайдион Брук, гобоист Теренс Макдонах и флейтист Джеральд Джексон.
После 1950 года
В 1950 году Королевский филармонический оркестр предпринял большой гастрольный тур по США, Канаде и Южной Африке. Во время североамериканской части гастролей Бичем продирижировал сорока девятью концертами, выступая почти ежедневно в течение двух месяцев. С 1951 по 1960 год Бичем дирижировал в Королевском Фестивал-холле не менее девяносто двух раз. Программы его концертов включали симфонии Бизе, Франка, Гайдна, Шуберта и Чайковского, «Жизнь героя» Штрауса, концерты Моцарта и Сен-Санса, произведения Делиуса и Сибелиуса и некоторые из любимых коротких пьес Бичема разных композиторов. Даже в возрасте семидесяти и более лет, Бичем не ограничивался исполнением знакомого ему репертуара. После смерти немецкого дирижёра Вильгельма Фуртвенглера в 1954 году он продирижировал двумя концертами памяти своего коллеги в лондонском Фестивал-Холле, которые планировал провести сам Фуртвенглер. Программа концертов состояла из третьего Бранденбургского концерта Баха, Испанской рапсодии Равеля, первой симфонии Брамса, второго эскиз для оркестра Барбера. Летом 1958 года Бичем продирижировал в театре Колон в Буэнос-Айресе несколькими операми: «Волшебной флейтой» Моцарта, «Самсоном и Далилой» Сен-Санса, «Отелло» Верди, «Кармен» Бизе, «Фиделио» Бетховена. Они стали последними оперными спектаклями дирижёра. Из-за развивающейся болезни, Бичем не смог принять участие в запланированных спектаклях: «Волшебной флейте» в Глайндборн и «Троянцах» Берлиоза в Ковент-Гардене. В результате в Глайднборне его заменил Колин Дэвис, а «Троянцев» дирижировал Рафаэль Кубелик. В конце 1959 года, спустя шестьдесят лет после своего первого визита в Америку, Бичем приехал туда в последний раз. Его концерты состоялись в Питтсбурге, Сан-Франциско, Сиэтле, Чикаго и Вашингтоне. В ходе этих гастролей он также посетил Канаду. Бичем вернулся в Лондон 12 апреля 1960 года и больше никогда не покидал Англию. Последний концерт Томаса Бичема состоялся в Портсмуте 7 мая 1960 года. Программа концерта состояла из увертюры к «Волшебной флейте», «Военной» симфонии Гайдна, сюиты «The Great Elopement», составленной Бичемом из музыки Генделя в его собственной аранжировке, пятой симфонии Шуберта, «Летней ночи на реке» Делиуса и Вакханалии из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила». Томас Бичем скончался от коронарного тромбоза в своей лондонской квартире в возрасте восьмидесяти одного года. Два дня спустя он был похоронен на Бруквудском кладбище в графстве Суррей. В 1991 году из-за перепланировки местности его останки были перезахоронены во дворе церкви святого Петра в Лимпсфилде. Его могила находится приблизительно в десяти метрах от могилы одного из его любимых композиторов Фредерика Делиуса. После смерти Томаса Бичема его титул баронета унаследовал его старший сын Эдриан Уэллес Бичем.
Личная жизнь
Бичем был женат трижды. В 1903 году он женился на Ютике Селестине Уэллес, дочери Нью-Йоркского доктора Чарьза С.Уэллеса и его супруги Эллы Селесты, урождённой Майлз. Она была прямым потомком американского политического деятеля XVII века Томаса Уэллеса. От этого брака родилось двое сыновей: Эдриан (родился в 1904) и Томас (родился в 1904). После рождения второго ребёнка, брак Бичема начал рушиться. В 1911 году он закончился громким бракоразводным процессом. К этому времени Бичем уже не жил вместе со своей семьёй. Ютика отказалась оформить развод и получать алименты. Она не вышла замуж снова после того как супруги всё же официально развелись в 1943 году. Она пережила своего бывшего мужа на шестнадцать лет и умерла в 1977 году. В 1909 или в начале 1910 года, у Томаса Бичема начался роман Мод Эллис, леди Кунард. Несмотря на то что они никогда не жили вместе, их отношения продолжались до вторичной женитьбы Бичема в 1943 году. Биографы сходятся на том, что Мод была влюблена в него, а его чувства к ней были более сдержанными. В 1920-х и 1930-х годах у него также был роман с певицей Дорой Лаббетт. От этих отношений родился сын Пол Стренг. В 1943 году Бичем оформил развод с Ютикой Уэллес и вновь женился на пианистке Бетти Хамби, которая была моложе него на 29 лет. Они прожили вместе до смерти Бетти в 1958 году. В 1959 году, за два года до своей смерти Томас Бичем женился в третий раз. Его третьей женой стала его бывшая секретарша Ширли Хадсон, работавшая в администрации Королевского филармонического оркестра с 1950 года.
Sir_Thomas_BeechamГеорг Фридрих Гендель (583x700, 335Kb)
Георг Фридрих Гендель
ТВОРЧЕСТВО
Музыка барокко
Из композиторов доклассичской эпохи Бичем предпочитал Генделя. Его интерпретация музыки Генделя была далека от традиционной и академической. В то время оперы Генделя были малоизвестны. Бичем же, в отличие от большинства его современников, был прекрасно с ними знаком. Он сам составил и оркестровал из многочисленной оперной музыки Генделя шесть сюит для симфонического оркестра и фортепианный концерт. К музыке Баха Бичем относился достаточно холодно. Однажды он заявил, что, не задумываясь, отдал бы все его Бранденбургские концерты, за одну оперу Массне «Манон». Однако, несмотря на это, иногда он всё же обращался к Баху. Так для своего дебюта в нью-йоркской Метрополитан-опера в 1942 году он выбрал комическую кантату Баха «Феб и Пан» в своей собственной аранжировке. На одном из концертов, посвящённых памяти Вильгельма Фуртвенглера в 1954 году он исполнил третий Бранденбургский концерт.
Венские классики
В интерпретации музыки Гайдна Бичем также был далёк от консерватизма. Избегая использования клавесина и пользуясь текстами интерпретаторов XIX века, он исполнял эту музыку в духе романтических традиций. Он записал все двенадцать т. н. Лондонских симфоний Гайдна, но на концертах предпочитал исполнять симфонии № 93, 97, 99, 100 и 101. Бичем также неоднократно исполнял ораторию «Времена года» на протяжении своей карьеры. В 1956 году была сделана её аудиозапись. В 1944 году в репертуар Бичема вошла также другая оратория Гайдна — «Сотворение мира». Моцарта Томас Бичем считал «центральной точкой европейской музыки». Поэтому с партитурами этого композитора он обращался уважительнее и аккуратнее, чем со многими другими. Он отредактировал незавершённый Реквием Моцарта и перевёл на английский язык две его оперы: «Так поступают все» и «Похищение из сераля». Кроме того, в его репертуаре постоянно были оперы «Волшебная флейта», «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро». Фортепианные концерты Моцарта он считал лучшими произведениями такого рода в истории музыки и неоднократно исполнял их со своей женой пианисткой Бетти Хамби-Бичем и другими солистами. Отношение Бичема к Бетховену было неоднозначным. С одной стороны, он регулярно нелестно отзывался о музыке Бетховена. С другой стороны, на протяжении своей жизни Бичем исполнял все симфонии этого композитора. Он осуществил студийные записи бетховенских симфоний № 2, 3, 4, 6, 7, и 8, а также концертную запись Торжественной мессы. Кроме того, он с удовольствием исполнял четвёртый фортепианный концерт. Существует запись этого концерта в исполнении Артура Рубинштейна и Лондонского филармонического оркестра под управлением Бичема. Однако исполнять бетховенский пятый концерт Томас Бичем избегал.
Немецкая музыка
Отношение Бичема к музыке Вагнера было столь же сложным, как к Бетховену. Несмотря на публичные резкие отзывы о длиннотах и масштабности его музыки, Бичем включил в свой репертуар все его оперы, кроме «Парсифаля» (постановку которого организовывал лишь как импресарио). Критики, в свою очередь, отмечали в бичемовских версиях Вагнера лиризм и напевность в ущерб героичности интерпретаций немецких дирижёров, таких, как Фуртвенглер и Вальтер. Крайне избирателен Бичем был в отношении творчества Брамса. Из его четырёх симфоний он охотно исполнял лишь № 2 и, периодически, № 3 (например, на концерте памяти Тосканини в Нью-Йорке в январе 1957 года). Симфония № 1 появлялась в его репертуаре крайне редко, а № 4 игнорировалась полностью. Нелестно отзываясь о хоровом творчестве Брамса, он всё же изредка включал в репертуар «Немецкий Реквием» и записал «Песнь Судьбы». Из других немецких авторов Бичем записал симфонии № 1, № 2, № 3, № 5 и № 8 Шуберта, симфонию № 4 и скрипичный концерт Мендельсона и музыку к «Манфреду» Шумана, однако не высказывался об их творчестве специально. Особым уважением Бичема пользовался Рихард Штраус, чьи оперы (в том числе «Саломею», «Электру» и «Кавалера розы») он впервые поставил в Великобритании. Из его симфонических сочинений Бичем предпочитал «Жизнь героя», которую записал незадолго до смерти. В его репертуар также входили «Дон Кихот», «Тиль Уленшпигель», «Дон Жуан» и музыка к «Мещанину во дворянстве», но категорически исключены были «Так говорил Заратустра» и «Смерть и просветление».
Французская и итальянская музыка
Томаса Бичема, наряду с Колином Дэвисом, считают одним из лучших интерпретаторов музыки Берлиоза. Его произведения занимали важное место в репертуаре Бичема на протяжении всей его карьеры. Он представил слушателям и записал многие сочинения этого композитора, в то время мало знакомые публике. Помимо Берлиоза, Бичем проявлял интерес ко многим другим французским композиторам, хотя его выбор был крайне специфичен и включал в первую очередь популярные концертные номера. Среди любимых авторов Бичема были Бизе (у которого он записал в том числе единственную симфонию), Шарпантье, Делиб, Лео, Дюпарк, Лало, Оффенбах, Сен-Санс, Тома, а также забытые в тот период Люлли, Гретри и Мегюль. Сочинения Форе, за исключением «Паваны» и «Кукольной сюиты», появлялись в его концертах редко. Произведения Шабрие и Гуно были ограничены исключительно бисовыми номерами. Допуская в свои концерты также творчество Дебюсси, Бичем отвергал Равеля. Предпочитая записываться с собственным оркестром на родине, значительную часть записей французской музыки Бичем сделал, однако, с Национальным оркестром радио Франции. В итальянской музыке Бичем ограничивался творчеством Верди (его репертуар включал «Трубадура», «Травиату», «Аиду», «Дона Карлоса», «Риголетто», «Бал-маскарад», «Отелло» и «Фальстафа») и Пуччини, с которым был знаком. Из опер последнего Бичем предпочитал «Богему», которую в 1956 году записал, а также «Тоску» и «Турандот», исключительно редко исполняя «Мадам Баттерфляй». В отношении творчества Россини он ограничивался отдельными увертюрами в качестве концертных номеров.
Sir_Thomas_BeechamФредерик Делиус (595x700, 469Kb)
Фредерик Делиус. Портрет 1912 года
Музыка XX века
О музыке большинства британских композиторов, за исключением Фредерика Делиуса, Бичем был невысокого мнения. Отчасти это особое отношение Бичема и сделало этого композитора известным. В 1929 году он организовал фестиваль Делиуса, в рамках которого представил публики многие из его сочинений. Единственный из композиторов XX века, к которому Бичем испытывал симпатию, подобную той, с которой он относился к Делиусу, был Ян Сибелиус. Сам Сибелиус, обычно скупой на похвалы, оценил то, как Бичем дирижирует его музыку. Кроме того, Бичем сделал много аудиозаписей произведений этих композиторов. Из других композиторов XX века он с уважением относился к Игорю Стравинскому и Рихарду Штраусу и периодически включал их произведения в свои программы.
Записи
По свидетельству композитора Ричарда Арнелла, Бичем предпочитал концертам работу в студии. Первые его записи относятся к 1910 году, когда, из-за несовершенства технологии, при записи приходилось использовать лишь основные инструменты оркестра, расположенные максимально возможно близко к микрофону. Первым записями оркестра под управлением Томаса Бичема стали отрывки из «Сказок Гофмана» Оффенбаха и «Летучей мыши» Иоганна Штрауса. С 1915 года записи Бичема осуществляла компания Columbia Graphophone Company. Изобретение в 1925-1926 годах электрической звукозаписи позволило записывать полноценный оркестр с намного большим частотным диапазоном. Бичем не преминул воспользоваться этой возможностью. Использовавшиеся в то время 12-дюймовые диски могли вместить лишь около четырёх минут музыки на одну сторону, поэтому Бичем был вынужден при записи произведения разбивать его на несколько небольших фрагментов. С 1926 по 1932 год им было записано около 150 таких пластинок, среди которых были записи «Фауста» Шарль Гуно и «Мессии» Генделя. После 1933 года Бичем записал ещё около 300 пластинок с Лондонским филармоническим оркестром, включая музыку Моцарта, Россини, Берлиоза, Вагнера, Генделя, Бетховена, Брамса, Дебюсси и Делиуса. В 1940-х годах Бичем сделал ряд записей с Нью-Йоркским филармоническим оркестром. В 1952 году он также записывался с Филадельфийским оркестром. В конце жизни Бичема было сделано ещё одно важное событие в области звукозаписи: развитие и внедрение стереозаписи. В начале 1930-х годов он участвовал в ряде экспериментальных стереозаписей, включая запись сорок первой симонии Моцарта. В 1955 году первой его стереозаписью после внедрения нового формата в стала «Тапиола» и музыка к пьесе Шекспира «Буря» Ян Сибелиуса. Среди других поздних записей Томаса Бичема оперы «Кармен», «Похищение из сераля» и «Богема». Последняя запись Бичема была сделана в декабре 1959 года. Умер в Лондоне 8 марта 1961 года. После смерти дирижёра компаниями Би-би-си и EMI были изданы несколько записей с фрагментами его репетиций и концертов, включающие также интервью Бичема и знавших его музыкантов.
Критика и оценки
По результатам опроса, проведённого в ноябре 2010 года британским журналом о классической музыке BBC Music Magazine среди ста дирижёров из разных стран, среди которых такие музыканты, как Колин Дэвис (Великобритания), Валерий Гергиев (Россия), Густаво Дудамель (Венесуэла), Марис Янсонс (Латвия), Томас Бичем занял девятнадцатое место в списке из двадцати наиболее выдающихся дирижёров всех времён.
Память о Бичеме
В 1964 году было организовано общество сэра Томаса Бичема (The Sir Thomas Beecham Society) с отделениями в Англии и Америке. Это общество занимается сохранением творческого наследия Бичема и изданием его записей. Общество также издаёт журнал «Le Grand Baton», посвящённый Томасу Бичему и дирижёрскому искусству. В 1979 году английские писатели Кэрил Брамс и Нед Шеррин написали о жизни дирижёра пьесу «Бичем». В основу пьесы легли многочисленные истории о Томасе Бичеме. Главную роль в постановке пьесы исполнил британский актёр Тимоти Уэст. Позже пьеса была адаптирована для телевизионной постановки, в которой принял участие оркестр Халле. В 1980 году в Великобритании была выпущена серия почтовых марок с изображением четырёх британских дирижёров, включая Томаса Бичема. На трёх других марках серии были изображены Генри Вуд, Малкольм Сарджент и Джон Барбиролли. Награды: Кавалер Ордена Почётного легиона (1938); Кавалер Ордена Почёта (1957); Командор Ордена Короны Италии; Почётный доктор музыки Оксфордского, Лондонского, Манчестерского, Монреальского университетов. Музыкальные произведения: 6 сюит для симфонического оркестра на темы опер и камерных произведений Генделя: «Amaryllis»; «Love in Bath»; «The Great Elopement»; «The Gods Go A-Begging»; «The Faithful Shepherd»; «The Origin of Design». Фортепианный концерт на темы опер Генделя. Книги: Автобиография «A Mingled Chime» (1944); «Джон Флетчер» (1954); «Фредерик Делиус» (1959). Библиография: Atkins Harold Beecham Stories. — London: Robson Books, 1978. — ISBN 0-86051-044-1; Beecham Thomas A Mingled Chime. — London: Hutchinson, 1944; Canarina John Pierre Monteux, Maître. — Pompton Plains and Cambridge: Amadeus Press, 2003. — ISBN 1-57467-082-4; Cardus Neville Sir Thomas Beecham. — London: Collins, 1961; Jefferson Alan Sir Thomas Beecham – A Centenary Tribute. — London: Macdonald and Jane's, 1979; Jenkins Lyndon Liner notes to EMI CD 5-67231-2; Lebrecht, Norman. «Hector Berlioz — the Unloved Genius», The Lebrecht Weekly (La Scena Musicale), 10 December 2003, accessed 31 March 2008; Procter-Gregg Humphry (ed) Beecham Remembered. — London: Duckworth, 1976. — ISBN 0-7156-1117-8; Reid Charles Thomas Beecham – An Independent Biography. — London: Victor Gollancz, 1961; Salter Lionel Liner notes to EMI CD CDM-7-63396-2. Литература: Aldous Richard Tunes of glory: the life of Malcolm Sargent. — London: Hutchinson, 2001. — ISBN 0091801311; Atkins Harold Beecham Stories. — London: Robson Books, 1978. — ISBN 0-86051-044-1; Beecham Thomas A Mingled Chime. — London: Hutchinson, 1944; Canarina John Pierre Monteux, Maître. — Pompton Plains and Cambridge: Amadeus Press, 2003. — ISBN 1-57467-082-4; Crichton, Ronald, and John Lucas: Thomas Beecham, Grove Music Online ed. L. Macy. Accessed 26 July 2007 (Requires subscription); Culshaw John Putting the Record Straight. — London: Secker & Warburg, 1981. — ISBN 0-436-11802-5; Jacobs Arthur Henry J Wood. — London: Methuen, 1994. — ISBN 0-413-69340-6; Jefferson Alan Sir Thomas Beecham – A Centenary Tribute. — London: Macdonald and Jane's, 1979; Jefferson, Alan, Beecham, Sir Thomas, second baronet (1879—1961), Oxford Dictionary of National Biography, Oxford University Press, 2004. Accessed 26 July 2007. (Requires subscription); Jenkins London Liner notes to EMI CD 5-67231-2; Kennedy Michael Adrian Boult. — London: Papermac, 1989. — ISBN 0-333-48752-4; Lebrecht, Norman. «Hector Berlioz — the Unloved Genius», The Lebrecht Weekly (La Scena Musicale), 10 December 2003, accessed 31 March 2008; March Ivan (ed) The Great Records. — Blackpool: Long Playing Record Library, 1967; Osborne Richard Herbert von Karajan – A Life in Music. — London: Chatto and Windus, 1998. — ISBN 1-85619-763-8; Procter-Gregg Humphry (ed) Beecham Remembered. — London: Duckworth, 1976. — ISBN 0-7156-1117-8; Reid Charles Thomas Beecham – An Independent Biography. — London: Victor Gollancz, 1961; Salter Lionel Liner notes to EMI CD CDM-7-63396-2.

Витачек,_Евгений_Францевич (487x700, 122Kb)
1880
Евгений (Генрих) Францевич Витачек (чешское имя — Jevgenij Francevič Vitaček)
русский и советский скрипичный мастер. Заслуженный мастер Республики (1924), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1932).
Генрих Витачек родился в чешском местечке Скленаржице, в семье потомственных скрипичных мастеров. В 1885 году переехал из Чехии в Киев. Там он стал работать в мастерской своего дяди Франтишека Шпидлена, который занимался его обучением. В 1898 году Витачек переехал в Москву. В 1900 году принял подданство Российской империи и был крещён в православие, получив имя Евгений. С 1889 по 1905 год Витачек самостоятельно изготавливал скрипки. С 1905 снова стал работать в мастерской Ф.Шпидлена. В 1909 году, после отъезда Шпидлена в Чехию, стал владельцем мастерской. В 1907 году разработал собственную модель скрипки, которую он впоследствии неоднократно совершенствовал. В изготовлении своих инструментов Витачек опирался на чешские традиции, но использовал также итальянский, немецкий и австрийский опыт. В 1913 году на всероссийском конкурсе, организованном Обществом друзей музыки, Витачек получил медаль и две премии. На инструментах мастера играли многие известные музыканты, среди которых Б. О.Сибор, Я.Кубелик, Э.Изаи и другие. В 1918 году Евгений Витачек был одним из организаторов 1-й Государственной школы скрипичных мастеров, работал в ней преподавателем. В 1919 году был в числе организаторов Государственной коллекции старинных смычковых инструментов, являлся её хранителем до конца жизни. С 1924 по 1931 был членом инструментоведческой секции Государственного института музыкальной науки. В 1927—1934 годах принимал участие в составлении «Технической энциклопедии» в 26-и томах под редакцией Л. К. Мартенса, автор статей по тематике «музыкальные инструменты». В 1926 году получил первые премии на 1-й Всероссийской выставке-конкурсе смычковых музыкальных инструментов за скрипку и альт. С 1930 года — заведующий опытной лабораторией смычковых инструментов; с 1932 года — художественный руководитель мастерской смычковых инструментов при Московской консерватории. Читал в консерватории курс струнно-смычкового инструментоведения. В 1936 году был в числе организаторов и руководителей мастерской смычковых инструментов при Всекомпросвете. Евгений Витачек жил в Москве на улице Большая Полянка, 1, где также находилась его мастерская. За всю свою жизнь создал более 400 инструментов. Скончался в Москве 16 февраля 1946 года.
ВитачекVvedenskoe_cemetery (466x700, 578Kb)
Похоронен на Введенском кладбище (10 участок).
Память
В Чехии Витачеку установлен памятник. Именем Евгения Витачека названа Реставрационно-производственная мастерская Московской консерватории. Чешская писательница М.Котяткова написала в 1954 году роман «Скрипичный мастер ушёл на Восток», посвящённый жизни и творчеству Витачека. Семья: Жена — Елизавета Фабиановна Витачек-Гнесина (1879—1953), скрипачка, педагог. Одна из сестёр Гнесиных; Сын — Фабий Евгеньевич Витачек (1910—1983), композитор и педагог. Библиография: Очерки по истории изготовления смычковых инструментов / Под редакцией, со вступительной статьей и дополнениями Б.В.Доброхотова. — Москва-Ленинград: МузГИз, 1952. (2-е издание. 1964 г.)

Arkadyj_Semenovich_Dolinin.tif (510x700, 272Kb)
1880
Аркадий Семенович Долинин (настоящая фамилия - Искоз)
русский литературовед и критик. Родился в городе Монастырщина, Могилёвская губерния, в бедной еврейской семье. Окончил Стародубскую гимназию. Работал земским статистиком в Смоленской губернии. Под угрозой ареста за агитацию среди крестьян уехал за границу, учился в Вене (1904-1906). По возвращении в Россию (1907) окончил историко-философский факультет Санкт-Петербургского университета. Занимался в Пушкинском семинаре С.Венгерова. В 1915-1917 служил в действующей армии, в 1918-1920 работал в Архангельске, печатался в местной прессе. Автор статей о русской литературе XIX-XX вв., но прежде всего — работ о творчестве Ф.М.Достоевского. Профессор, преподавал на филфаке Ленинградского университета. Подвергался несправедливой проработочной критике (В.В.Ермилов и др.). Отец востоковеда Анны Аркадьевны Долининой и лингвиста Константина Аркадьевича Долинина. Дед режиссёра и сценариста киностудии «Ленфильм» Дмитрия Долинина (родился в 1938). Умер в посёлке Токсово (Ленинградская область) 23 августа 1968 года. Избранные труды: «В творческой лаборатории Достоевского» (1947); «Последние романы Достоевского» (1963); «Достоевский и другие» (1989). Литература: «Критико-биографический словарь русских писателей и ученых (от начала русской образованности до наших дней)». Санкт-Петербург, 1889-1914; «Русские писатели, 1800-1917: Биографический словарь.» Том 2. Москва: Большая Российская энциклопедия; Фианит, 1992, страницы153-154 (фотография, библиография).

Fethi_Okyar (526x700, 76Kb)
1880
Али Фетхи Окьяр (турецкое имя — Ali Fethi Okyar; до 1934 года — Али Фетхи-бей)
турецкий государственный деятель и дипломат, который также служил как военный офицер и дипломат в течение последнего десятилетия существования Османской империи. Он также был вторым премьер-министром Турции (1924—1925) и вторым председателем турецкого парламента после Мустафы Кемаля. Родился в городе Прилеп, вилайет Монастир, Османская империя, в черкесской или албанской семье.
В 1913 году он присоединился к комитету союза и прогресса (ве тераккии джемийети) и был избран Генеральным секретарем комитета. В том же году был назначен послом в Болгарии, а военным атташе дипломатической миссии являлся Мустафа Кемаль. В октябре 1922 года был назначен министром внутренних дел Турции. С 1924 по 1923 и в 1924—1925 годах — премьер-министр Турции. Одновременно совмещал эту должность с постом министра национальной обороны страны (1924—1925). В промежутке между этими назначениями являлся председателем Великого национального собрания.
Fethi_OkyaAtaturk (700x484, 169Kb)
Ататюрк и Окьяр, Август 1930
В 1925—1930 годах являлся послом Турции во Франции. Он попросил Ататюрка во время встречи в Ялова, разрешить учредить оппозиционную Либеральную республиканскую партию, с тем чтобы создать традицию многопартийной демократии в Турции. Однако когда правительство заметило поддержку этой оппозиционной партии среди исламистов и противников реформ Ататюрка, она была объявлена незаконной и закрыта, ситуация аналогична Прогрессивно-республиканской партии, просуществовавшей несколько месяцев в 1924 году. В 1939—1941 годах занимал пост министра юстиции. Умер в городе Стамбул, Турция, 7 мая 1943 года. Литература: W. F. Weiker, Political tutelage and decocracy in Turkey: the Free Party and its afternath, Leyde 1973.

Adolf_Chybiński (600x700, 146Kb)
1880
Адольф Хыбиньский (польское имя — Adolf Chybiński)
польский музыковед. Один из создателей современной польской школы музыковедения. Родился в Кракове. В 1890 брал уроки у Я.Островского (скрипка), А.Шибальского (фортепиано), А.Щербиньского (музыкально-теоретические предметы), в 1891-1898 - у Я.Дроздовского (фортепиано), с 1901 учился в Ягеллонском университете (история музыки, философия) в Кракове; в 1905-1907 изучал композицию под руководством Л.Тюиля в Академии музыки, в 1901-1902 и 1904-1908 - музыковедение под руководством А.Зандбергера и Т.Кройера в университете в Мюнхене. С 1912 преподаватель, в 1913-1941 руководитель кафедры музыковедения (в 1921-1939 профессор) Львовского, в 1945-1952 - Познанского университетов. В 1939-1941 профессор Львовской консерватории. В 1928 основал (совместно с К.Сикорским и Т.Охлевским) Издательство старинной польской музыки, с того же года (до 1933 и в 1948-1950) был главным редактором журн. "Kwartalnik Muzyczny". В 1935-1937 главный редактор ежегодника "Polski Rocznik Muzykologiczny". Хыбиньский - создатель польской школы музыковедения (среди учеников - И.Фейхт, З.Лисса, Ю.Хоминьский, С.Лобачевская, Т.Струмилло), крупнейший специалист в области старинной польской музыки; ему принадлежат первые публикации многих произв. польских композиторов 15-18 вв. и работы о Я.Ружицком, М.Гомулке, Г.Г.Горчицком, Себастьяне из Фелынтына, Я.Собеском, М.Мельчевском и других представителях польской музыки эпохи Возрождения и барокко. Хыбиньский занимался исследованием польского музыкального фольклора ("От Татр до Балтики" и другие труды), исследовал творчество деятелей "Молодой Польши" - М.Карловича, К.Шимановского, Л.Ружицкого, писал также о членах "Ассоциации молодых польских композиторов" в Париже. Ряд статей Хыбиньский посвятил музыкальной фольклористике, народным музыкальным инструментам. Публиковал статьи (с начала 1900-х гг.) в журналах "Lud", "Przeglad Powszechny", "Mloda Muzyka", в газетах - венской "Polnische Post", львовской "Gazeta Lwowska", варшавской "Nowa Gazeta" и в других польских и зарубежных периодических изданиях, а также в журнале "Русская музыкальная газета" (статьи о К.Шимановском). Ему принадлежит около 400 статей, в том числе о старинной вокальной музыке и её влиянии на современную польскую (в том числе мелодий григорианского хорала), о польской фортепианной школе, симфонической музыке того времени, о сочинениях Ф.Шопена, С.Монюшко, К.Шимановского, И.С.Баха, Г.Малера, а также М.А.Балакирева, А.П.Бородина, А.К.Глазунова и др. Среди книг Хыбиньского - капитальный труд о М.Карловиче. Государственная премия ПНР (1951). Умер в Познани 31 октября 1952 года. Литературные Сочинения: "Bogurodzica" pod wzgledem historyczno-muzycznym, Кr., 1907; Materialy do dziejуw krуlewskej kapeli rorantystуw na Wawelu, Kr., 1910; Beitrдge zur Geschichte des Taktschiagens, Lpz., 1912; Instrumenty muzyezne ludu polskiego na Podhalu, Kr., 1924; Mieszyslaw Karlowicz, Warsz., 1939, Kr., 1949; Slownik muzykуw dawnej Polski do 1800, Kr., 1949; Od Tatr do Baltyku, cz. 1-2, Kr., 1950-1951; Karol Szymanowski a Podhale, Kr., 1958; W czasach Straussa i Tetmajera. Wspomnienia, Kr., 1959 (с библиографией); О polskiej muzyce ludowej, Kr., 1961. Литература: Бэлза И., Музыковедение в западнославянских странах, в книге: Современное искусствознание за рубежом, Москва, 1964; Ksiega pamiatkowa ku czci Prof. Dr. A. Chybinskiego, Kr., 1930; Szczepanska M., Dunicz J. J., Bibliografia prac muzykologicznych Prof. Dr. A. Chybinskiego..., Warsz., 1937; Wspуlczesni muzykolodzy polscy. A. E. Ghybinski, "RMz", 1949, No 1; Ksiega pamiatkowa ku czci Prof. Adolfa Chybinskiego w 70-lecie urodzm, Kr., 1950; Strumillo T., Adolf Chybinski, "Tygodnik Powszechny", 1952; Jarocinski S., Adolf Chybinski, "Przeglad kulturalne", 1952, No 11.

domanzho (527x700, 118Kb)
1881
Василий Павлович Доманжо
русский юрист, профессор, магистрант римского права (1909), профессор кафедры гражданского права Пермского университета (1917–1918), профессор кафедры римского права и декан факультета общественных наук Иркутского университета (1918–1920), исполняющий обязанности ректора Иркутского университета (1920–1922). Родился в селе Константиновка, Пензенская губерния, Российская империя. В 1900 году окончил Первую Казанскую гимназию. В 1904 году окончил юридический факультет Казанского университета. В 1904–1907 годах оставлен для приготовления к профессорскому званию по кафедре римского права Казанского университета. В 1907–1917 годах преподаватель законоведения в Первой Казанской гимназии. В 1909–1917 годах приват-доцент, в 1915–1917 одновременно старший ассистент кафедры римского права Казанского университета. В 1917–1918 годах профессор кафедры гражданского права Пермского университета. В 1918–1920 годах профессор кафедры римского права и декан факультета общественных наук Иркутского университета. В 1920–1922 года исполняющий обязанности ректора Иркутского университета. Умер в городе Иркутск, РСФСР, СССР, 9 сентября 1922 года. Основные труды: «Ответственность за вред, причинённый путём злоупотребления правом» (1913 — 1915); «Вопрос об ответственности за вред, причинённый при осуществлении права, в проекте нашего гражданского уложения» (1915); «К вопросу о вексельной давности» (1916); «История римского права. Лекции» (выпуск 1, 1919). Литература: Звягин С.П. Доманжо Василий Павлович // Казанский университет (1804-2004): биобиблиографический словарь. Том 1. 1804-1904 / Главный редактор Г.Н.Вульфсон. Казань: Издательство Казанского университета, 2002. Страница 171; Звягин С.П. Вклад В.П. Доманжо в развитие юридической науки и образования на востоке России (1904-1922 гг.) // Интеллектуальный и индустриальный потенциал регионов России: сборник научных статей. Выпуск 2 / ответственный редактор А.А.Зеленин, Е.С.Генина. Кемерово: КемГУ, 2012. Страницы 24-31; Шилохвост О.Ю. Русские цивилисты: середина XVIII - начало XX в.: Краткий биографический словарь. М.: Статут, 2005. - 192 страницы ISBN 5-8354-0303-8 (в переплёте.)

Омороко (514x700, 91Kb)
1881
Леонид Иванович Омороков
выдающийся русский невропатолог, доктор медицины, заслуженный деятель науки Татарской АССР. Родился в селе Каменка Бердянский уезд, Таврическая губерния, Российская империя. Леонид Иванович Омороков происходил из мещанской семьи. Общее среднее образование получил в Екатеринославской классической гимназии. Рано лишился матери, и в силу материальной необеспеченности семьи, начиная с 5-го класса, постоянно зарабатывал на жизнь частными уроками. В 1901—1907 гг. Л.И.Омороков учился в Императорской Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге, при которой впоследствии и был оставлен по избранным специальностям — нервные и душевные болезни. В 1905 г. он добровольно оставил учёбу и отправился на русско-японский фронт в Маньчжурию, где воинский подвиг Л.И.Оморокова был отмечен Георгиевским крестом.
Научная деятельность
По окончании учёбы в 1907 г.под руководством В.М.Бехтерева Л.И.Омороков изучал основы клиники нервных и психических болезней.
В 1911 г. он защитил докторскую диссертацию под названием «Газообмен при душевных заболеваниях». Научные интересы Л.И.Оморокова были необычайно многогранны. Он совершенствовал свои знания в лучших клиниках и лабораториях Европы, которыми руководили Герман Оппенгейм, Жюль Жозеф Дежерин и Жозеф Бабинский (нервные болезни), Эмиль Крепелин (психиатрия), Копш, Якобсон, Людвиг Ашофф и Алоис Альцгеймер (анатомия и патология нервной системы), Эрнст Леопольд Сальковский (биохимия), Фикер (бактериология), Эрлих (серология), И.И.Мечников (анафилаксия в Пастеровском институте Парижа). По возвращении из-за границы в течение короткого времени Л.И.Омороков читал доцентский курс патоморфологии и семиотики нервных болезней в Императорской Военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге. В 1914—1917 гг., во время Первой мировой войны, он был мобилизован на северо-западный фронт, где являлся начальником фронтового госпиталя.
Руководство кафедрами в Томском и Казанском университетах
В октябре 1917 г. Л.И.Омороков был избран профессором невропатологии Томского университета, где он организовал первую в Сибири кафедру нервных и душевных болезней, которой руководил до 1936 г. Основные научные направления этого периода были посвящены нейроморфологическим исследованиям нервной системы. Л.И.Омороков разрабатывал начатые профессором П.Л.Авроровым и П.И.Тиховым исследования по выращиванию нервной ткани вне организма и предложил свою оригинальную методику. Им были созданы нейрогистологическая лаборатория и патологоанатомический музей, организован научный студенческий кружок по неврологии. Мировую известность Л.И.Оморокову принесли ему исследования, посвящённые кожевниковской эпилепсии. Он изучил эпидемиологию, клинику и патоморфологию этой болезни в Сибири, представив доказательства её инфекционной природы. Л.И.Омороков прокурировал 104 больных кожевниковской эпилепсией, на то время это было самое большое число наблюдений в мире. Он обогатил семиотику нервных болезней описанием тибиального феномена при поражении мозолистого тела и создал учебник «Введение в клиническую невропатологию», который до настоящего времени пользуется популярностью среди студентов и врачей. Затем в течение тридцати лет — с 1936 по 1967 гг. — Л.И.Омороков возглавлял кафедру нервных болезней Казанского государственного медицинского института.
«Благородство, честность и прямота, присущие талантливому ученому, не могли не сказаться на существовавшей в клинике атмосфере . Под его руководством работали известные неврологи Н.И.Савченко, Е.И.Еселевич, М.В.Кочергин, Ф.И.Вольтер, В.М.Сироткин, В.И.Танкиевская и многие другие. Леонид Иванович устанавливал деловые связи тогда, когда этого требовала клиническая деятельность. Так, придавая особое значение повреждениям клеток коры моторной зоны в происхождении кожевниковской эпилепсии, он налаживает контакт с хирургами и совместно с ними внедряет в практику оперативное лечение этой патологии. Круг научных интересов Л.И.Оморокова был необычайно широк и охватывал вопросы как невропатологии, так и психиатрии. Исследовательские работы его отличались углубленным анализом заболеваний мозга и детальной их верификацией.» — Исмагилов М.Ф., Попелянский Я.Ю. К 120-летию со дня рождения Л.И.Оморокова (1881 — 2001)
Л.И.Омороков опубликовал около восьмидесяти научных работ по различным проблемам неврологии. Л.И.Омороков одним из первых разработал методику выращивания нервных клеток в искусственной среде. Им был выявлен патоморфологический субстрат особой формы эпилепсии — «хореической падучей» В.М.Бехтерева. В 1940 г. Л.И.Оморокову было присвоено почётное звание «Заслуженный деятель науки Татарской Автономной Советской Социалистической Республики». Он был также награждён «Орденом Ленина». Умер в городе Казань, РЧФСР, СССР, 30 марта 1971 года. Награды и премии: Кавалер Георгиевского креста IV степени; Орден Ленина; Заслуженный деятель науки Татарской АССР. Известные адреса: Казань, улица Толстого, дом 6, квартира 1.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку