-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108866
Комментариев: 6801
Написано: 117338


21 апреля родились...

Воскресенье, 21 Апреля 2024 г. 07:52 + в цитатник
Чернавин  (577x700, 285Kb)
1877
Виктор Васильевич Чернавин
русский военачальник, генерал-майор Генштаба Российской империи, белогвардеец. Виктор Чернавин окончил Омскую гимназию, Николаевское инженерное училище (1899) и Николаевскую академию Генерального штаба (1904). После учёбы определён в 3-й сапёрный батальон. В чине штабс-капитана по собственному желанию отправлен в Маньчжурию, где во время русско-японской войны занимал должность старшего адъютанта штаба 3-го армейского корпуса. После окончания войны служил в Виленском военном округе, где занимал должность обер-офицера для поручений при штабе округа. В 1911 году получил звание подполковника и 12 января 1912 года отправлен в Виленское военное училище для преподавания военных наук. В штабе 1-й русской армии генерала Ренненкампфа вступил в Первую мировую войну. Во время сражений в Восточной Пруссии занимал должность старшего адъютанта оперативного отделения генерал-квартирмейстерской части штаба. В ноябре 1915 года Чернавин становится командиром 24-го пехотного Симбирского полка, в декабре 1916 года начальником штаба 36-й пехотной дивизии. 16 июня 1917 года получил генерал-майора и исполняющего должность генерал-квартирмейстера 6-й армии. В 1917 году Чернавин вступил в Добровольческую армию. В конце ноября 1918 года стал генерал-квартирмейстером штаба формирующийся Крымско-Азовской армии. 12 марта 1919 назначен начальником штаба корпуса, сформированного из бывшей Крымско-Азовской армии. 18 января 1920 года Чернавин и командующий Черноморским флотом Д.В.Ненюков на миноносце «Жаркий» (по другим данным «Живой») отправились в Севастополь для переговоров с английским адмиралом Сеймуром об отправке в Одессу транспорта и угля для кораблей, эвакуирующих войска. Отправка транспорта и угля зависела от обязательств генерала Я.А.Слащёва, поэтому Чернавину и коменданту Севастополя Субботину пришлось выехать к нему в штаб в Джанкое. Переговоры со Слащовым прошли успешно, но отправленный в Одессу с опозданием уголь так и не удалось разгрузить, так как порт уже замёрз. В результате одесская эвакуация приняла катастрофический характер. После возвращения из Джанкоя Чернавин и Субботин были арестованы в Симферополе капитаном Орловым, но Чернавин вскоре был освобождён присланными с фронта войсками и отправился в Севастополь. В марте 1920 года он был зачислен в армию Врангеля.
Эмиграция
После крымской эвакуации переехал в Чехословакию. В Праге Земгор увлёк Чернавина собиранием документов по истории Гражданской войны в России. В марте 1928 г. Чернавин стал сотрудником Русского заграничного исторического архива Министерства иностранных дел, занялся архивной и научной деятельностью. В 1938 году в результате сокращения его уволили из архива. В то же время Чернавин стал членом президиума «Успенского Братства для погребения православных русских граждан и для охраны и содержания в порядке их могил в Чехословакии». В 1939 году из-за предстоящего осмотра немецкими властями списка членов Братства Чернавин перестал быть его членом. С 1947 году опять становится членом Братства и ведёт деятельность на Ольшанском кладбище до 1951 года. В мае 1945 года был арестован СМЕРШем. В конце года отпущен. Жил в «Профессорском доме» в Праге, но с другими русскими в 1955 году был выселен коммунистами. В том же году Чернавин по приглашению русских переехал в Оломоуц (Чехия), где и умер в 1956 году от воспаления легких. Похоронен на Ольшанском кладбище в Праге. Награды: Георгиевское оружие; Орден Святой Анны IV степени; Орден Святой Анны III степени; Орден Святой Анны II степени с мечами; Орден Святого Станислава III степени с мечами и бантом; Орден Святого Станислава II степени; Орден Святого Станислава II степени с мечами.

Weisgerber (607x700, 271Kb)
1878
Альберт Вайсгербер (немецкое имя — Albert Weisgerber)
немецкий художник-экспрессионист и график, президент Нового Сецессиона (1913). Писал свои полотна как в импрессионистском, так и в экспрессионистском стилях. А.Вайсгербер родился в Санкт-Ингберте, в семье трактирщика-пекаря. После окончания Школы прикладного искусства в Кайзерслаутерне, он с 1894 года работает некоторое время художником-оформителем во Франкфурте-на-Майне. В 1894—1897 он посещает также мюнхенскую Школу прикладного искусства, затем, в 1897—1901 учится в Мюнхенской академии художеств — сперва у Габриэля фон Хакля, позднее — в классе Франца фон Штук. Во время учёбы в Академии Вайсгербер знакомится с такими мастерами, как П.Клее, Г.Пуррман, В.Кандинский, М.Слефогт, Джино Финетти. В 1898 году он создаёт вместе со своими друзьями группу «Sturmfackel (Боевой факел)», в которую вошли также молодые А.Кубин, Р.Леви и А.Лёрхер. До 1913 года художник также, в целях дополнительного заработка, создаёт иллюстрации для журнала «Молодость (Jugend)». После отбытия военной службы в 1902 году в Мюнхене художник часто посещает родной город, где пишет серию картин «В пивнушке (Biergarten-Bildern)».
Albert_Weisgerber_self_portrait (700x568, 440Kb)
Автопортрет. 1911.
Посетив Париж и познакомившись там с А.Матиссом, Вайсгербер подпадает под влияние импрессионистской живописи: в его произведениях теперь чувствуется влияние Сезанна, Э. Мане и Тулуз-Лотрека. Помимо сценок в кафешантанах и варьете Вайсгербер создаёт также на заказ портреты, в том числе И.Рингельнаца, Л.Шарфа и Т.Хойса. В 1904 году он знакомится с Маргаретой Поль, принадлежавшей также к мюнхенской художественной сцене, и в 1907 году женится на ней. Позднее был женат ещё раз, на Грете Коллин. Международное признание пришло к А. Вайсгерберу в 1906 году, с приобретением его работ такими музеями, как мюнхенская «Новая пинакотека» и Городская галерея Франкфурта-на-Майне. В 1909 году он совершает поездку во Флоренцию, в которой его сопровождает Дж.Финетти. Здесь, познакомившись с живописью эпохи Возрождения, Вайсгербер в значительной степени меняет акценты в своём творчестве — всё более его занимают религиозные мотивы (цикл работ о Святом Себастьяне, Абсалом, Голиаф, Иеремия, Давид и др.). В 1911 году А.Вайсбергер впервые принимает участие в художественных выставках в Мюнхене и в Дрездене. В следующем году прошли выставки его работ в Берлине, Кёльне и в Цюрихе. В 1913 году он, вместе с А.Явленским, П.Клее и А.Канольдтом, организует художественное объединение «Новый мюнхенский сецессион», первым президентом которого и становится. Первая выставка работ членов «Сецессион» состоялась осенью 1914 года. Мобилизованный во время Первой мировой войны в германскую армию, А.Вайсгербер лейтенантом был направлен в 16-й баварский пехотный полк. Художник погиб в бою близ Фромеля, западнее Лилля (Фландрия) 10 мая 1915 года. Похоронен в Мюнхене. В годы правления в Германии национал-социалистов произведения А.Вайсгербера были объявлены относящимися к так называемому «дегенеративному искусству».
Галерея
Weisgerber01 (700x586, 440Kb)
«Сомалийка» (1907)
Weisgerber02 (569x700, 495Kb)
«Абсалом»
Weisgerber03 (700x576, 423Kb)
«Полуобнажённая в жёлтых штанах» (1910);
Weisgerber04 (700x544, 644Kb)
«Процессия в Санкт-Ингберте» (1910).
Литература: Weisgerber, Albert: Münchner Humor. 100 Zeichnungen und Witze. Kaut-Bullinger, München 1973; Albert Weisgerber 1878—1915. Gemälde — Zeichnungen — Illustrationen — Karikaturen. [Ausstellungskatalog]. Villa Stuck, München 1975; Georg Piltz: Albert Weisgerber. Eulenspiegel, Berlin 1976; Sammlung Kohl-Weigand: Max Slevogt, Albert Weisgerber, Hans Purrmann. Zeichnungen, Aquarelle, Bildentwürfe. Ausstellung anlässl. d. 50-jährigen Bestehens im Bürgermeister-Ludwig-Reichert-Haus [22. Oktober — 30. November 1978]. Bearb.: Wilhelm Eisenbarth. Kunstverein Ludwigshafen; Gebhard Neumüller, Hg.: Albert Weisgerber: das Leben, der Tod. Zum 175-jährigen Jubiläum der Stadt St. Ingbert. [Mit Ill. des Künstlers]. Evang. Kirche der Pfalz, Amt für Religionsunterricht, Sankt Ingbert 2004. ISBN 3-00-014108-1; Albert Weisgerber: «Ich male wie ein Wilder…» Albert Weisgerber in Briefen und Dokumenten. Hg. Gerhard Sauder. Gollenstein, Blieskastel 2006. ISBN 3-938823-05-4; Bernd Apke: Blicke wie Pfeile. Albert Weisgerber: Selbstportraits und Sebastiansdarstellungen. [Dissertation]. Berlin: Reimer, 2006. ISBN 978-3-496-01361-7.

Ivanov_Petr_Pavlovich (511x700, 183Kb)
1878
Петр Павлович Иванов
советский эмбриолог, профессор (1918). Родился в Санкт-Петербурге. В 1901 г. окончил с дипломом I степени естественное отделение физико-математического факультета Императорского Санкт-Петербургского университета и был оставлен ассистентом при зоотомическом кабинете. С 1902 г. проводил занятия со студентами, параллельно преподавал естествознание в женской гимназии и Кадетском корпусе. В 1903 году полтора месяца работал на Неаполитанской зоологической станции, в 1910 г. — в Севастополе, изучая процессы регенерации на кольчатых червях. В 1906 г., получив стипендию Академии наук, в течение года работал на Зондских островах (Ява, Суматра, Молуккский архипелаг), где собрал обширную коллекцию тропических беспозвоночных. В 1911 г. проводил экспериментальные работы в Мюнхене в лаборатории профессора Р.Гертвига. В 1912 году в Петербургском университете защитил магистерскую диссертацию «Регенеративные процессы у многощетинковых червей», получил должность приват-доцента, читал курса теоретической эмбриологии. В 1919 г. получил звание профессора Петроградского университета. В 1912—1942 гг. работал на кафедре зоологии (с 1924 — заведующий кафедрой, в 1926—1942 — кафедрой общей биологии) медицинского факультета Психоневрологического института (с 1920 г. — 2-й Ленинградский медицинский институт); там же был избран профессором в 1914 г. Одновременно с 1922 г. возглавлял созданную им лабораторию эмбриологии при кафедре экспериментальной зоологии и генетики Петроградского (Ленинградского) университета, с 1932 г. — лабораторию экспериментальной эмбриологии Всесоюзного института экспериментальной медицины. В 1934 году по совокупности работ ему была присуждена степень доктора наук. В начале 1942 года был эвакуирован из осаждённого Ленинграда; доехав до Костромы, 15 февраля 1942 года он и его жена скончались. Семья: Отец — Павел Александрович Иванов, член правления Волжско-Камского банка; Мать — Мария Петровна (Угрюмова, происходила из московской купеческой семьи). Братья и сёстры: Клеопатра (дочь от первого брака Марии Петровны); Мария; Александр (1876—1940) — искусствовед; Евгений — литератор, философ, богослов. Жена — Евгения Николаевна, родилась в Санкт-Петербурге. Дочери: Вероника (23 февраля 1914, Санкт-Петербург — 26 июня 1986) — пианистка; Клеопатра (родилась 15 июля 1923, Санкт-Петербург) — музыкальный критик; с 1998 года проживает в Москве.
Научная деятельность
Изучал эмбриональное развитие и регенерацию кольчатых червей и членистоногих. Открыл различия первичных (ларвальных) и вторичных (постларвальных) сегментов, на основании чего создал теорию ларвальных сегментов, устанавливающую общую закономерность сегментации тела метамерных животных. Среди его учеников — П.Г.Светлов, Л.Н.Жинкин, Д.М.Штейнберг, О.М.Иванова-Казас, В.А.Цвиленева, А.Г.Кнорре, С.И.Богомолов, К.А.Мещерская. Избранные труды: Иванов П.П. Регенеративные процессы у многощетинковых червей и их отношение к онтогенезу и морфологии аннелид : Дисертация. — Санкт-Петербург, 1912; Иванов П.П. Общая и сравнительная эмбриология. — Москва; Ленинград: Биомедгиз, 1937. — 811 страниц. — 5200 экземпляров; Иванов П.П. Oligochaeta Петроградской губернии. — Петроград, 1922. — 6 страниц. — (Издания / Петрогрский агрономический институт, научно-исследовательский отдел, энтомологическая станция. — Серия С: Фауна Петроградской губернии. — Том 2, выпуск 14); Иванов П.П. Регенеративные процессы у многощетинковых червей и отношение их к онтогенезу и морфологии аннелид. — Санкт-Петербург, 1912. — 243 страницы; Иванов П.П. Руководство по общей и сравнительной эмбриологии. — Ленинград: Учпедгиз, 1945. — 352 страницы. — 10 000 экземпляров; Иванов П.П. Эмбриональные черты в строении человека // Человек. — 1928. — № 2-4. — Страницы 117-133; Литература: Хлопин Н.Г., Кнорре А.Г. П.П.Иванов (К 75-летию со дня рождения) // Успехи современной биологии. — 1953. — Выпуск 3. — Том 36. (имеется библиография).

 (593x699, 121Kb)
1879
Картини (Раден Адженг Картини; Kartini)
индонезийская общественная деятельница и активистка, идеолог женского образования, считается первой феминисткой Индонезии. Родилась в деревне Майонг, Центральная Ява. Дочь регента Джапары (Ява). Картини происходила из аристократической яванской семьи, получила образование западного образца. Блестяще владея голландским языком, изучила обширную литературу на этом языке, в том числе некоторые труды голландских социалистов. Выступала против старых феодальных обычаев, добивалась женской эмансипации и считала просвещение главным средством раскрепощения женщины и прогресса всего индонезийского народа. Протестовала против угнетения индонезийцев голландскими колонизаторами. Выступая за овладение передовой европейской культурой, подчёркивала, что индонезийцы должны ценить своё собственное культурное наследие. Картини была предшественницей организованного национально-освободительного движения, на участников которого её идеи оказали большое влияние. Подчёркивала необходимость обучения женщин, выступала против многожёнства и браков в детском возрасте. Умерла в Рембанге при родах 17 сентября 1904 года. Книга, опубликованная под названием «От тьмы к свету», представляющая собой собрание писем Картини, помогла популяризировать её взгляды. В современной Индонезии Картини рассматривается как один из символов национального движения: в её честь названы школы, а сама она посмертно получила звание национальной героини. Ей посвящён фильм «Картини» (1981, режиссёр Шуманджая). Библиография: 1912, Raden Adj. Kartini, Door duisternis tot licht, with a foreword by J.H. Abendanon, The Hague; 1920, Raden Adjeng Kartini, Letters of a Javanese princess, translated by Agnes Louise Symmers with a foreword by Louis Couperus, New York: Alfred A. Knopf, ISBN 0-8191-4758-3 (1986 edition), ISBN 1-4179-5105-2 (2005 edition). Литература: Беленький А.Б.Картини — дочь Индонезии. — Москва, 1966; 1942, M.Vierhout, "Raden Adjeng Kartini", Oceanus, Den Haag (in Dutch); 2000, F.G.P. Jaquet (red.), Kartini; Surat-surat kepada Ny. R.M. Abendanon-Mandri dan suaminya. 3rd edition. Jakarta: Djambatan, xxii + 603 pp; 1999, Elisabeth Keesing, Betapa besar pun sebuah sangkar; Hidup, suratan dan karya Kartini. Jakarta: Djambatan, v + 241 pp; 2004, J. Anten, Honderd(vijfentwintig) jaar Raden Adjeng Kartini; Een Indonesische nationale heldin in beeld, Nieuwsbrief Nederlands Fotogenootschap 43: 6-9.

Iosif_Iser (681x700, 264Kb)
1881
Иосиф Исер (румынское имя — Iosif Iser)
румынский художник и график еврейского происхождения. Работал в эксперссионистском стиле. Родился в Бухаресте. Детство и юность И.Исера прошли в городе Плоешти. Художественное образование он получил в 1899—1904 годах в мюнхенской Академии искусств под руководством Иоганна Гертериха и Антона Ажбе. Вернувшись в 1904 в Плоешти, художник организует свою первую персональную выставку. В 1905 году он переезжает в Бухарест и работает как художник-карикатурист для ряда столичных газет, участвует в выставке Tinerimii artistice. В 1906 году проходит первая персональная выставка И.Исера в Бухаресте. В 1907—1909 годах художник живёт в Париже и совершенствует своё мастерство в академии Рансон. В Париже он также делает карикатуры для различной периодики, в частности для сатирических журналов Les Témoins и Le Rire. Живя и работая во французской столице, И.Исер заводит многочисленные знакомства среди художников-авангардистов Монмартра; был дружен с такими мастерами, как Константин Бранкузи и Андре Дерен. Вернувшись на родину в 1909 году, художник организует в бухарестском Атенеуме первую в Румынии выставку модернистского искусства. Со вступлением Румынии в Первую мировую войну был призван в армию, участвовал в военных действиях на Молдавском фронте. События этих лет нашли своё отражение в творчестве И.Исера (полотно «Солдаты» (1917)). После окончания войны он длительное время живёт в Париже (1921—1934), после чего уже окончательно возвращается в Румынию. Умер в в Бухаресте 25 апреля 1958 года. В 1926 году работы И.Исера выставляются на экспозиции Берлинский сецессион. В 1930-е годы выставки картин И.Исера проходят в музеях и галереях Бухареста, Парижа, Амстердама, Гааги и Брюсселя. В этот период он, совместно с художниками Георге Петрашку и Штефаном Попеску создаёт группу Искусство (Arta). После окончания Второй мировой войны персональные выставки художника проходят в Нью-Йорке (1948), Москве и Ленинграде (1956), в Вене (1957). В 1954 году он участвует в венецианском Биеннале. В 1955 году И.Исер становится действительным членом румынской Академии. Источники: Dicționar Enciclopedic Român, Editura Politică, București 1964.

Bridgman (494x700, 163Kb)
1882
Перси Уильямс Бриджмен (Percy Williams Bridgman)
американский физик, лауреат Нобелевской премии по физике в 1946 г. «за изобретение прибора, позволяющего создавать сверхвысокие давления, и за открытия, сделанные в связи с этим в физике высоких давлений». Член Национальной академии наук США (1918), иностранный член Лондонского королевского общества (1949). Бриджмен родился в Кембридже, штат Массачусетс, США. Единственный ребёнок в семье. Отец, Раймонд Ландон Бриджмен, был газетным репортёром. В детстве увлекался шахматами, занимался спортом. Поступил в Гарвардский университет в 1900 г., изучал там физику, химию и математику. В 1904 году окончил университет с отличием. С 1910 г. преподавал в Гарварде, с 1919 г. в качестве профессора. С 1954 года — почётный профессор в отставке. В 1905 г. он начал исследования некоторых явлений при высоких давлениях. Из-за поломки установки ему пришлось изменить её, в результате чего он изобрёл новый блок (систему двойного сжатия — компрессор, действующий внутри сосуда высокого давления), позволявший получать давления до 100 тысяч атмосфер (10 ГПа), рекордным стало достижение рубежа 400 000 атм[7]. Такие давления стали огромным достижением по сравнению с теми, которые достигались до того — 3000 атмосфер (0.3 ГПа). Также его имя известно в связи с прокладкой Бриджмена (выполненная из резины или мягкого металла, сжатая под давлением, большим, чем в перекрытом ею сосуде с газом, она автоматически уплотнялась при возрастании давления и не давала течи) и термодинамическим уравнением Бриджмена. При помощи новой установки было исследовано множество новых явлений, включая влияние давления на электрическое сопротивление, а также поведение жидкостей и твёрдых тел при высоких давлениях. Также Бриджмен известен своими исследованиями электрической проводимости металлов и свойств кристаллов. В 1908 году он защитил докторскую диссертацию о влиянии давления на электрическое сопротивление ртути. Им был открыт «горячий лёд», устойчивый при 180° по Фаренгейту (почти 80° по Цельсию) и давлении около 20 000 атм. В 1920 году дал систематическое изложение анализа размерностей. Участник американского атомного проекта, привлечённый своим учеником Опенгеймером, разрабатывал технологии сжатия урана и плутония. Кроме того, он писал книги по философии современной науки, защищал концепцию операционализма. Критиковал Эйнштейна за непоследовательность в научной работе (хотя и давший повод к развитию операционализма, тот не следовал его принципам, не перенеся в общую теорию относительности «те уроки и то понимание, которым он сам учил нас в своей специальной теории относительности»). В 1950-е годы под влиянием критики и собственных размышлений стал менее радикальным в своих научных принципах, пытался реформировать теорию операционализма, превратив её в нечто малоопределённое. Лауреат Нобелевской премии по физике (1946) за создание научного оборудования для исследований в области физики высоких давлений и научные результаты в этой области. Выступил одним из 11 подписавших антивоенный манифест Рассела — Эйнштейна (1955). Личность Бриджмена характеризовал ярко выраженный индивидуализм, он принципиально отказывался от всех общественных обязанностей, никогда не посещал факультетские собрания и очень редко — университетские, на замечание ректора ответил: «Меня не интересует ваш колледж, я хочу заниматься исследованиями»; он не желал проводить исследования совместно и принципиально не брал аспирантов сверх минимально необходимого их числа После обнаружения у него рака с метастазами Бриджмен совершил самоубийство в Рэндольфе, штат Нью-Гемпшир, США, застрелившись из охотничьего ружья 20 августа 1961 года. В предсмертной записке он написал: «Общество не должно заставлять человека делать это своими руками. Вероятно, это последний день, когда я еще способен сделать это сам». Впоследствии эта фраза часто цитировалась в дебатах на тему эвтаназии. Основные труды: Dimensional Analysis. Yale University Press, 1922; The Logic of Modern Physics. Beaufort Books, 1927. Online excerpt; Thermodynamics of Electrical Phenomena in Metals and a Condensed Collection of Thermodynamic Formulas. MacMillan, 1934; The Nature of Physical Theory. John Wiley & Sons, 1936; The Intelligent Individual and Society. MacMillan, 1938; The Nature of Thermodynamics. Harper & Row, Publishers, 1941; The Physics of High Pressure. G. Bell, 1952; The Way Things Are. Harvard Univ. Press., 1959; A Sophisticate’s Primer of Relativity. Routledge & Kegan Paul, 1962; Collected experimental papers. Harvard University Press, 1964; Reflections of a Physicist. Arno Press, 1980; ISBN 0-405-12595-X. В честь Перси Уильямса Бриджмена в 1970 г. назван кратер на Луне. Литература: Храмов Ю.А. Бриджмен Перси Уильямс // Физики : Биографический справочник / Под редакцией А.И.Ахиезера. — Издание 2-е, исправленное и дополненное — Москва : Наука, 1983. — Страница 45. — 400 страниц — 200 000 экземпляров.

1882
Морис Борисович Крайчик (Maurice Kraitchik)
бельгийский математик, писатель и шахматист. Родился в Минске. Работал в Льеже, Брюсселе и Нью-Йорке. Автор известного на Западе учебника по теории чисел и большого сборника классических и новых задач занимательной арифметики. В 1931 г. организовал журнал, посвященный математическим развлечениям (его издание прекратилось в годы второй мировой войны). По его инициативе были организованы и проведены два Международных конгресса по занимательной математике (в 1935 г. – в Брюсселе и в 1937 г. – в Париже). Умер в Брюсселе 19 августа 1957 года.

Kyuzou_Mifune (483x700, 123Kb)
1883
Кюдзо Мифунэ (японское имя — 三船久蔵)
японский мастер боевых искусств, 10-й дан Кодокан дзюдо; рост 159 см, вес — 55 кг. Родился в городе Кудзи, префектура Иватэ, Хонсю, Япония. Кюдзо Мифунэ был одним из лучших учеников Кано Дзигоро, причём многие считали, что в техническом плане он даже превосходил своего учителя. Кюдзо Мифунэ называли «Богом дзюдо». О стиле Кодокан дзюдо в то время даже говорили: «теория Кано, практика Мифунэ». Одним из коронных приёмов Мифунэ был бросок суми-отоси (японское название — 隅落 суми отоси, буквально «сбрасывание во внутренний угол», выведение из равновесия толчком назад).
Начало занятий в Кодокане
В 1903 году Кюдзо Мифунэ приступил к занятиям в Кодокане и через 15 месяцев уже получил первый дан по дзюдо. Далее через рекордно короткий срок 4 месяца ему был присвоен 2-й дан. Благодаря прекрасным скоростным качествам и чувству времени, Мифунэ очень быстро прогрессировал; он ни разу не потерпел поражения в традиционных ежегодных соревнованиях, проводимых в Кодокане.
Kyuzou_Mifune01 (542x700, 357Kb)
Слева — Кюдзо Мифунэ, справа — Дзигоро Кано
«Бог дзюдо»
К 1912 году Кюдзо Мифунэ достиг уровня 6-го дана и получил звание инструктора. Именно в это время его стали называть «Богом дзюдо». В последующие 20 лет слава Кюдзо Мифунэ как выдающегося борца только росла. Когда Мифунэ было 40 лет, ему бросил вызов борец сумо, ростом около 190 см и весом около 100 кг. Но Мифунэ, который в то время весил менее 50 кг, всё же победил его при помощи одного из своих любимых бросков — уки-отоси (японское название — 浮落 уки отоси, буквально «сбрасывание скольжением по поверхности», выведение из равновесия скручиванием (сбрасывание по касательной)) (куки нагэ) . В 1937 году Кано присвоил Кюдзо Мифунэ 9-й дан.
Пропаганда дзюдо
После смерти Кано в 1938 году Мифунэ стал наиболее влиятельным инструктором в Кодокане. 25 мая 1945 года Кюдзо Мифунэ был присвоен 10-й дан, и он стал четвёртым из дзюдоистов удостоенных такого уровня признания. В 1956 году Мифунэ написал книгу «Канон дзюдо», ставшую классической, и до сих пор являющуюся выдающимся произведением по истории, философии и технике дзюдо. В 1964 году Кюдзо Мифунэ, в знак признания его выдающихся заслуг в деле пропаганды и развития дзюдо, был награждён японским орденом Восходящего солнца. Мифунэ активно продолжал участвовать в развитии дзюдо вплоть до самой своей смерти. В 1964 году, уже будучи больным раком горла, он принимал участие в организации Олимпийских игр в Токио, в программу которых впервые было включено дзюдо. В декабре 1964 года он был помещён в Токио в госпиталь, где скончался 27 января 1965 года в возрасте 81 года. На момент своей кончины он оставался единственным из живущих дзюдоистов с 10-м даном Кодокан дзюдо. В память о Кюдзо Мифунэ в его родном городе Кудзи сооружены мемориал, музей и спортивный комплекс. Литература: Kyuzo Mifune. The Canon of Judo: Classic Teachings on Principles and Techniques. — 2nd edition. — Kodansha International, 2004. — 224 страницы. — ISBN 4770029799.

Владимир Константинович Аркадьев  (520x700, 116Kb)
1884
Владимир Константинович Аркадьев
советский физик, член-корреспондент Академии Наук СССР (с 1927 года). Родился в семье актёра и журналиста. В возрасте пяти лет лишился отца и воспитывался матерью, работавшей в библиотеке. В 1894 году он поступил во 2-ю Московскую гимназию. С детства имел дело с книгами, интересовался техникой. Достигнув средних классов, он располагал уже целой коллекцией собственноручно изготовленных аппаратов. Его гимназический учитель французского языка П.К.Мейер был одновременно ассистентом профессора Московского университета Н.А.Умова; благодаря ему гимназист смог испытывать свои приборы в лабораториях университета и посещать публичные лекции по физике Н.А.Умова, П.Н.Лебедева, А.П.Соколова. В 1904 году Аркадьев поступил на физико-математический факультет Московского университета. Учась на первом курсе и работая в лаборатории профессора Умова, пытался поставить опыт по измерению скорости движения Земли относительно эфира, но так как была доказана невозможность этого явления, то опыт не состоялся. Затем стал заниматься определением скорости распространения магнитных волн вдоль железных стержней, работая в лаборатории великого русского физика П. Н.Лебедева. За обнаружение предела скорости намагничивания железа в 1908 году получил премию Общества любителей естествознания. В 1908 году окончил Московский университет и начал преподавать на Педагогических курсах им. Тихомирова. В 1909 году Аркадьев совершил поездку по странам Европы. В 1910 году В.К Аркадьев в лаборатории профессора П.П.Лазарева начал руководить практическими занятиями слушателей Московского университета имени Шанявского. В 1913 году участвовал в работе съезда по кинетической теории материи в Гёттингене и побывал на съезде немецких естествоиспытателей в Вене. Там познакомился и завязал научные контакты с известными зарубежными физиками. Во время Первой мировой войны организовал физико-химическую лабораторию, в которой занимался исследованиями в области противохимической обороны. В ней были созданы анемометр Аркадьева, предупредитель газовой атаки, создана методика исследования противогазов. В 1918 году Аркадьев вернулся к преподавательской и научной работе в Московском университете, где в 1930 году стал профессором. Кроме университета преподавал на Педагогических курсах Моссовета, Военно-химических курсах РККА, в Академии социального воспитания. Аркадьев организовал Московскую магнитную лабораторию, которая в 1931 году была преобразована в Лабораторию электромагнетизма имени Дж.Максвелла. Позже лаборатория вошла в состав Научно-исследовательского института МГУ. Аркадьев руководил лабораторией, а также кафедрой «Теоретические основы электротехники», созданной в 1939 году до своей смерти в 1953 году. Утвержден в звании профессора по кафедре физики 2 октября 1932 года, 23 июня 1934 года ему была присуждена ученая степень доктора физико-математических наук без защиты диссертации. Его супругой с лета 1919 года была преподавательница Высших женских курсов Александра Андреевна Глаголева-Аркадьева (1884—1945). Основные научные работы Аркадьева (им опубликовано более 100 научных исследований) сделаны в области теории электромагнетизма. Ему принадлежат обнаружение предела скорости намагничивания железа в 1908 году, исследование в 1911 году зависимости магнитных свойств от длины волны (развивает теорию магнитной дисперсии, путем введения комплексной магнитной проницаемости), а также открытие в 1913 году явления избирательного поглощения энергии переменного поля в ферромагнетиках, названное ферромагнитным резонансом, разработка теория этого явления. Аркадьевым введено представление о магнитной вязкости. В 1914 году Аркадьев совместно с Н.В.Баклиным построил, так называемый «генератор молний», который являлся первым импульсным генератором в России, работавшем на принципе последовательного соединения конденсаторов для получения умноженного напряжения. Им предложен обобщённый закон электромагнитной индукции, а также заложены основы магнитной спектроскопии. Возглавлял комиссию по магнитным и полупроводниковым материалам Академии наук СССР. В 1941—1942 годах Аркадьев дал расширенные основы теории скин-эффекта в различных телах. В 1944 году им было открыто совершенно новое явление равновесия магнитных сил и сил всемирного тяготения. В 1945 году он, используя явление сверхпроводимости, заставил небольшой постоянный магнит висеть без опоры или подвеса над сверхпроводящим свинцовым диском (эксперимент получил известность под названием «гроб Магомета»). Умер в Москве 1 декабря 1953 года.
Могила_академика_Владимира_Аркадьева (525x700, 506Kb)
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1945), медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945), «В память 800-летия Москвы» (1947).
V_Arkadev_2000_Russian_stamp (700x501, 337Kb)
В 2000 году выпущена российская марка, посвящённая В.К.Аркадьеву. На марке изображён его портрет и осциллограмма ферромагнитного резонанса.
Список произведений: «Теория электромагнитного поля в ферромагнитном металле» (1913); «Электромагнитные процессы в металлах» (1—2 части, 1934—1936); Сочинения: Избранные труды, Москва, 1961. Литература: Аркадьев Владимир Константинович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / главный редактор А.М.Прохоров. — 3-е издание — Москва : Советская энциклопедия, 1969—1978; Храмов Ю.А. Аркадьев Владимир Константинович // Физики: Биографический справочник / Под редакцией А.И.Ахиезера. — Издание 2-е, исправленное и дополненное — Москва: Наука, 1983. — Страница 19. — 400 сраниц — 200 000 экземпляров (в переплёте)

1884
Василий Андреевич Ганюшкин
полный Георгиевский кавалер, уроженец села Теньгушево ныне Теньгушевского муниципального района РМ. Умер в 1968 году.

Kuliev Barshad Rustam ogly (497x700, 223Kb)
1884
Баршад Рустам оглы Кулиев
старший чабан колхоза имени Кагановича Ждановского района Азербайджанской ССР. Родился в селе Таталылар Джебраильского уезда Елизаветпольской губернии, ныне Бейлаганский район Азербайджана. Азербайджанец. С 1932 года работал старшим чабаном колхоза имени Кагановича Ждановского района Азербайджанской ССР. В 1947 году вырастил от 435 грубошёрстных овцематок 579 ягнят при среднем весе ягнят к отбивке 41,5 килограмма. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 августа 1948 года за получение в 1947 году высокой продуктивности животноводства Кулиеву Баршаду Рустам оглы присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Этим же указом высокого звания удостоены ещё пятеро животноводов колхоза имени Кагановича Ждановского района во главе с его председателем Г.М.Юсибовым.В последующие годы Б.Р.Кулиев продолжал демонстрировать высокие показатели в овцеводстве в колхозе, с 1957 года – «Новая жизнь», до выхода на пенсию в 1966 году. Прожил в родном селе Таталылар Ждановского (с 1989 года – Бейлаганского) района более ста лет. Скончался 2 сентября 1985 года. Награждён орденом Ленина (17 августа 1948), медалями.

Ferdinando_di_Savoia-Genova (579x700, 380Kb)
1884
Фердинандо Савойский-Генуэзский (итальянское имя — Ferdinando di Savoia-Genova; или Фердинандо Умберто Филиппо Адальберто Савойский-Генуэзский, Ferdinando Umberto Filippo Adalberto di Savoia-Genova)
принц Удинский, 3-й герцог Генуэзский в 1931—1963 годах. Представитель Генуэзской ветви Савойского дома. Сын Томмазо, герцога Генуэзского и Изабеллы, принцессы Баварской. Адмирал. Принц Фердинандо Умберто Филиппо Адальберто родился в Турине. Он был старшим сыном и первым ребёнком в семье принца Томмазо Альберто Витторио, 2-го герцога Генуэзского и принцессы Изабеллы Марии Елизаветы Баварской, дочери принца Адальберта Баварского. В 1901 году поступил в Военно-морскую академию, которою окончил в 1904 году со званием гардемарина. В том же году, король Витторио Эмануэле III присвоил ему титул принца Удинского, как первенцу в семье герцога Генуэзского. Военную подготовку принц проходил на борту бронепалубных крейсеров, защищенные «Америго Веспуччи» и «Калабрия». На последнем он отплыл из Венеции 4 февраля 1905 года в кругосветное путешествие, которое завершилось 3 февраля 1907 года. На обоих крейсерах принц заносил записи в официальный бортовой журнал. Принимал участие в военных действиях во время итало-турецкой войны 1911 — 1912 годов. Уже в звании капитана командовал эсминцем во время Первой мировой войны. Он был награжден военным орденом Савойи за взятие Эхинадских островов и получил две серебряные медали «За воинскую доблесть». В мае 1917 года принц был назначен главой военной комиссии, отправленной итальянским правительством США. Комиссия, в которую в числе прочих входили Гульельмо Маркони и Франческо Саверио Нитти, прибыла в США для решения ряда вопросов, касавшихся двухсторонних отношений. В ноябре 1930 года принц представлял короля Витторио Эмануэле III на коронации Хайле Селассие I, императора Эфиопии. Унаследовал титул герцога Генуэзского после смерти отца 15 апреля 1931 года. В 1927 году ему было присвоено звание контр-адмирала, в 1934 году — адмирала. Герцог Генуэзский был поставлен главнокомандующим вооружёнными силами королевства в Верхней Адриатике. В 1923 году основал Итальянскую федерацию водно-моторного спорта и был избран её первым президентом. C 1933 по 1937 год герцог Генуэзский состоял во внебрачных отношениях с Анной Марией Кайс, графиней ди Пьерлас-Мочениго. В Турине 28 февраля 1938 года он сочетался браком с Марией Луизой Алльягой Гандольфи (11 октября 1899 — 19 июля 1986), дочерью Карло Гандольфи, графа Рикальдоне, Боргетто, Монтегроссо и Порназио и Эммы Терезы Луизы Кавалли. Детей в браке не было. Герцог Генуэзский держался далеко от двора и не принимал участия в политике. Он старался вести незаметную для публики жизнь, в отличие от своих кузенов из Аостской ветви. Единственной его страстью было море. В 1946 году, после упразднения монархии в Италии, поселился в Португалии рядом с изгнанным королём Умберто II. Впоследствии герцог Генуэзский смог вернуться в Италию и поселился в городке Бордигера, в Лигурии. Здесь он продолжил вести тихую уединенную жизнь.Принц Фердинандо Умберто Фелиппо Адальберто Савойский, 3-й герцог Генуэзский умер в Бордигера 24 июня 1963 года. Его похоронили в фамильном склепе Савойской династии в базилике Суперга. Формы обращения: 21 апреля 1884 — 22 сентября 1904 Его Королевское высочество, принц Фердинандо Савойский-Генуэзский; 22 сентября 1904 – 15 апреля 1931 Его Королевское высочество, принц Фердинандо Савойский-Генуэзский, принц Удинский; 15 апреля 1931 — 24 июня 1963 Его Королевское высочество, принц Фердинандо Савойский-Генуэзский, герцог Генуэзский. Награды: Кавалер Высшего ордена Святейшего Благовещения; Кавалер Большого креста ордена святых Маврикия и Лазаря; Кавалер Большого креста ордена Короны Италии; Кавалер военного ордена Савойи; Кавалер Большого креста чести и преданности Мальтийского ордена; Две серебряные медали «За воинскую доблесть»; Медаль «За участие в Африканских кампаниях»; Крест «За долгую военную службу»; Медаль «За участие в итало-турецкой войне 1911 — 1912 годов»; Крест «За военные заслуги»; Медаль «За участие в итало-австрийской войне 1915 — 1918 годов». Медаль в честь Объединения Италии.

1884
Гилберт Франкау (Gilbert Frankau)
английский писатель, автор романов "Семена магии" и "Нерождённое завтра". Умер в 1952 году.

Tatu_Kolehmainen_1912 (358x700, 275Kb)
1885
Тааветти Хейкки «Тату» Колехмайнен (финское имя — Taavetti Heikki "Tatu" Kolehmainen)
финский легкоатлет, бегун на длинные дистанции. Родилдся в городе Куопио, Великое княжество Финляндское, Российская Империя. Выступал на Олимпийских игр 1912 года в беге на 10 000 метров и в марафоне, однако на обеих дистанциях в финале не смог финишировать. В 1920 году принял участие на Олимпиаде в Антверпене на марафонской дистанции, заняв 10-е место — 2:44.02,3. 18 мая 1913 года на соревнованиях в Хельсинки установил мировой рекорд в беге на 20 000 метров — 1:07.40,2. Умер в Хельсинки, Финляндия, 15 июня 1967 года. Старший брат Ханнеса Колехмайнена. Достижения: 2-е место на марафоне в Коуволе 1907 года — 2:46.37 (40 км); 4-е место на марафоне в Хельсинки 1907 года — 2:59.31,8 (40 км); 2-е место на марафоне в Выборге 1907 года — 3:04.15 (40 км); 1-е место на марафоне в Выборге 1908 года — 2:39.04 (40 км); 1-е место на марафоне в Хельсинки 6 сентября 1908 года — 2:58.55 (40 км); 2-е место на марафоне в Хельсинки 24 мая 1908 года — 3:00.09,2; 1-е место на марафоне в Хельсинки 1909 года — 2:51.28,5; 2-е место на марафоне в Ханко 1909 года — 3:17.45,4; 1-е место на марафоне в Оулункюле 1912 года — 2:29:07.6(40 км); 1-е место на марафоне в Тампере 1912 года — 2:39.13,8 (40 км); 2-е место на марафоне в Лондоне 1913 года — 2:41.48; 1-е место на марафоне в Тампере 1913 года — 2:40.01,6 (40 км); 3-е место на марафоне в Хельсинки 1913 года — 2.52,44 (40 км); 1-е место на марафоне в Турку 1919 года — 2:33.04 (40 км); 1-е место на марафоне в Хювинкяа 1920 года — 2:39.03,5 (40 км); 1-е место на марафоне в Выборге 1920 года — 2:39.03,7 (distance unknown); 1-е место на марафоне в Таллине 1921 года — 2:54.20,4 (40 км); 6-е место на марафоне в Гётеборге 1923 года — 3:03.03,6 (40 км).

Harryhampton (441x700, 98Kb)
1885
Джозеф Гарри Хэмптон (Joseph Harry Hampton)
английский футболист, нападающий. Занимает второе место в списке бомбардиров бирмингемской «Астон Виллы» за всю историю (после Билли Уокера), а также является лучшим бомбардиром «Астон Виллы» в чемпионате Англии. Наибольшую славу Гарри Хэмптон получил, выступая за «Астон Виллу» с 1904 по 1920 годы. В 1905 году помог своему клубу выиграть Кубок Англии, забив два гола в финальном матче с «Ньюкаслом». В 1912 году в матче Первого дивизиона против «Шеффилд Уэнсдей» забил пять голов. В сезоне 1911/12 стал лучшим бомбардиром английского чемпионата. В Первую мировую войну Хэмптон в рядах британской армии принял участие в боевых действиях, в том числе в битве на Сомме. По некоторым данным, он подвергся действию боевого газа. После окончания войны он вернулся в «Астон Виллу», но не смог выйти на прежний уровень, и в 1920 году перешёл в «Бирмингем Сити». Всего он провёл за «Астон Виллу» 375 матчей, в которых забил 242 гола. В сезоне 1920/21 Хэмптон забил за «Бирмингем» 16 голов, чем помог клубу выиграть Второй дивизион. После завершения карьеры игрока Хэмптон работал на тренерских должностях в «Престоне» и «Бирмингем Сити». Впоследствии организовал свой бизнес в сфере кейтеринга в городе Рил, где и умер 15 марта 1963 года. С 1913 по 1914 Хэмптон провёл 4 матча за сборную Англии, в которых забил 2 гола. Командные достижения: «Астон Вилла»:Обладатель Кубка Англии (2): 1905, 1913; Чемпион Первого дивизиона: 1909/1910. «Бирмингем Сити»: Победитель Второго дивизиона: 1920/1921. Личные достижения: Лучший бомбардир Первого дивизиона Футбольной лиги: 1912; Рекордсмен «Астон Виллы» по количеству голов в лиге: 215 голов.

Julian_Brun (448x700, 168Kb)
1886
Юлиан Брун (польское имя — Julian Brun; псевдонимы - Антонович, Бронович, Спис, Юлианский)
польский историк-марксист, журналист, литературный критик, один из руководителей Коммунистической партии Польши. Родился в Варшаве. С 1905 член Социал-демократии Королевства Польского и Литвы. Участвовал в Революции 1905—1907 годов в России, затем уехал в эмиграцию во Францию, затем в Болгарию. В 1919 вернулся на родину и вступил в Коммунистическую партию Польши. Занимался разработкой теоретических вопросов Коммунистической партии Польши, где считался видным теоретиком партии. Занимал должность редактора журнала партии «Новы пшеглёнд» (Nowy Przeglad, Новое обозрение) и ряда других партийных изданий. В 1923 году избран членом Центрального комитета Коммунистической партии Польши. В 1924 году был арестован, но продолжал оставаться членом ЦК КПП до 1925 года. В 1926 году прибыл в СССР по обмену политическими заключёнными. С 1929 проживал во Франции и Бельгии. В период с 1930 по 1938 годы — кандидат в члены ЦК КПП. После начала Второй мировой войны арестован фашистами в Бельгии. Помещен в концентрационный лагерь во Франции. В июле 1941 года организовал побег и перебрался в СССР. Проживал в Саратове, где в украинской радиостанции выполнял обязанности редактора польской редакции. Умер в Саратове 28 апреля 1942 года. Был женат на Стефании Уншлихт (сестре Иосифа и Юлиана Уншлихтов), брат писательницы Елены Бобинской. Союзом польских журналистов учреждена премия имени Бруна. В Варшаве его именем названа улица. Сочинения: Pisma wybrane, cz. I-2, Warsz., 1955-1956; Stefana Żeromskiego tragedia pomyłek (1926). Литература: Шлык М.И. Юлиан Брун — революционер, марксист-теоретик. Минск: Университетское, 1987; Брун, Юлиан — статья из Большой советской энциклопедии.

Henrylehrman (511x700, 268Kb)
1886
Генри Лерман (Henry M.Lehrman0
американский киноактёр, режиссёр, продюсер и сценарист эпохи немого кино австрийского происхождения. Родился в Вене, в еврейской семье. Учился в коммерческой академии, служил в австрийской армии в Перемышле. Эмигрировал в Америку в 1908 году, работал вагоновожатым. Он начал свою карьеру в 1909 году в качестве актёра в Biograph Studios, где он получил работу, выдавая себя за бывшего сотрудника известный французский компании «Pathé». Он появился в нескольких фильмах режиссёра Дэвида Гриффита, прежде чем снял свой первый фильм. Затем, вместе со своим коллегой Маком Сеннеттом переехал на Западное побережье, где они основали знаменитую кинокомпанию Keystone Studios. Лерман был также режиссёром первых фильмов Чарли Чаплина. В 1916 году он основал свою собственную студию L-KO, которая специализировалась на съемках комедийных фильмов, а в 1916 году начал работать в корпорации «Fox Film». В 1920 году он познакомился и обручился с молодой актрисой Вирджинию Рапп, чья смерть вызвала один из крупнейших скандалов Голливуда. Его карьера прекратилась с наступлением эры звукового кино, к которому он не смог приспособиться. Умер в Лос-Анджелесе от инфаркта 7 ноября 1946 года, похоронен на кладбище Hollywood Forever рядом с Вирджиней Рапп. Избранная Фильмография: Зарабатывая на жизнь; Необыкновенно затруднительное положение Мэйбл; Между двумя ливнями; Детские автомобильные гонки.

1887
Рафаэле Манари (итальянское имя — Raffaele Manari)
итальянский органист и композитор. Ученик Рафаэле Казимири и Ремиджио Ренци. Родился в Карсоли. В 1917 году возглавил кафедру органа в Папском Институте церковной музыки. C 1920 года и до конца жизни органист Базилики Сан-Джованни ин Латерано. Кроме того, с именем Манари был связан большой орган кафедрального собора Мессины, инаугурацию которого Манари провёл незадолго до смерти в 1933 году, написав специально для нового инструмента Сицилианскую фантазию, — этот орган был разрушен во время Второй мировой войны, и на воссозданном заново инструменте ряд произведений Манари записал Доменико Северин. Из других сочинений Манари наиболее известен концертный этюд «Salve Regina», посвящённый им своему ученику Фернандо Джермани. Учеником Манари был и другой известный итальянский органист Ферруччо Виньянелли. Умер в Риме 21 апреля 1933 года.

Amshey_Nurenberg_1945_Self-portrait (604x700, 412Kb)
1887
Амшей Маркович Нюренберг
российский и советский художник, график, искусствовед, автор мемуарной прозы. Родился в Елисавеграде (ныне Кировоград), Украина, в еврейской семье. Родители — владельцы рыбной лавки. Амшей — старший из 10 детей. В 1905 окончил общеобразовательную школы в Елисаветграде, где рисование преподавал ученик Ильи Репина Феодосий Козачинский. В 1905—1911 г.г. учился живописи в Одесском художественном училище у профессора Кириака Костанди. После окончания училища отправился продолжать своё образование в Париж. Жил в Латинском квартале в среде русских художников. В течение года делил одно ателье с М.Шагалом в фаланстере «Ля Рюш» (La ruche). В 1913 году вернулся в Одессу, где возглавил группу модернистского направления «Независимые» и открыл школу «Свободная мастерская» (1918). Участвовал в выставках одесских художников. После революции 1917 года был назначен первым народным комиссаром искусств в Одессе, руководил Комитетом по охране произведений искусства и исторических зданий города. С 1920 года проживал в Москве, где являлся художественным корреспондентом газеты «Правда», работал с В. Маяковским в «Окнах РОСТа», был профессором истории западной живописи во ВХУТЕМАСе. В 1927-29 годах был командирован Наркомом образования А. Луначарским в Париж для чтения лекций о советском искусстве. В 1932 году участвовал в организации МОССХа. Во время Второй мировой войны (1941—1943гг) находился в эвакуации в Ташкенте (Узбекистане). После войны работал в Москве как художник, в том числе, для музея Революции. На протяжении жизни Нюренберг работал в разных стилях — от модернизма до реализма, всегда оставаясь верным традициям Парижской школы. Умер в Москве 10 января 1979 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Семья: Жена — балерина и художница Полина Николаевна Мамичева (1894—1978); Дочь — оперная певица (колоратурное сопрано), солистка Большого театра Нина Нелина (Неля Амшеевна Нюренберг, 1923—1966) — была замужем за писателем Юрием Валентиновичем Трифоновым; их дочь (внучка А.М.Нюренберга) — филолог Ольга Юрьевна Тангян (родилась в 1951); Брат — художник Давид Девинов (Давид Маркович Нюренберг, 1896—1964). Работы в музеях: Москва, Государственная Третьяковская галерея — 67 работ, в том числе картины «Буржуазная сволочь» (1929-30), «Ужин» (1930); «Соцдоговор» (1931); Москва, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина — 45 работ; Москва, Музей Маяковского — 14 работ, в том числе портреты Маяковского разных лет; Москва, Государственный музей искусства народов востока — 69 работ, среднеазиатские работы 1920х и 1940-х годов; Москва, Государственный центральный музей современной истории России (бывший Музей Революции) — портреты Ленина, работы революционной и антивоенной тематики; Москва, Центральный музей Вооруженных Сил (бывший Музей Красной Армии) — картина «Счастливая юность» (1936); Киев, Национальный художественный музей Украины — 39 работ; Кировоград (Украина), Областной художественный музей — 102 работы; Нукус (Узбекистан), Государственный музей искусств имени И.В.Савицкого — около 60 работ; Рамат-Ган (Израиль), Музей русского искусства имени М. и М.Цетлиных — около 20 работ; Миннеаполис (США), Музей русского искусства (TMORA)— 15 работ.
Amshey_Nurenberg,_Victor_Midler,_Robert_Falk,_Nariman_Narimanov_and_Alexei_Rybnikov (514x700, 192Kb)
Амшей Нюренберг, Виктор Мидлер, Роберт Фальк, Нариман Нариманов и Алексей Рыбников. Москва, 1925 год; 1908, Одесса.
Выставки: Выставка Товарищества южнорусских художников (ТЮРХ);1913, Елисаветград. Первая елисаветградская художественная выставка; 1916, Одесса. Выставка Общества независимых; 1918, Одесса. Выставка Товарищества независимых художников;1919, Одесса. Первая народная выставка;1920, Одесса. Выставка памяти Т.Шевчанко; 1922, Москва. Выставка Нового общества живописи (НОЖ); 1924, Москва. Выставка рисунков и акварелей совместно с Робертом Фальком и Александром Шевченко в Государственной Цветковской художественной галерее; 1927, Париж. Осенний салон; 1929, Москва. Выставка «Окна сатиры РОСТА» в Третьяковской галерее; 1932, Венеция. Биенале; 1939, Москва. Индустрия социализма; 1945, Москва. Персональная выставка в Центральном доме литераторов (ЦДЛ); 1961, Москва. Персональная выставка в Московском союзе художников; 1963, Одесса. Персональная выставка; 1979 (посмертно), Москва. Персональная выставка в Московском союзе художников;1988, Москва. Выставка Нукусского музея в Музее искусства народов востока; 2004, Москва. Выставка братьев Амшея Нюренберга и Давида Девинова-Нюренберга в галерее «Ковчег»;2006, Рамат-Ган (Израиль). Выставка «Одесские парижане» в Музее русского искусства им. Цетлиных; 2009, Одесса. Персональная выставка графических работ во Всемирном клубе одесситов; 2009, Кировоград. Персональная выставка в областном художественном музее; 2010, Киев. Выставка работ Товарищества Независимых Художников из коллекции Якова Перемена. Музей искусств имени Варвары и Богдана Ханенко. Книги: В. Мидлер и А. Нюренберг (1922) Самарканд и Ташкент. Москва-Ташкент, Рисоля; А. Нюренберг (1924) Поль Сезанн. Москва, ВХУТЕМАС;А. Нюренберг (1969). Воспоминания, встречи, мысли об искусстве. Москва, Советский художник; А. Нюренберг (2010) Одесса — Париж — Москва. Воспоминания художника. Подготовка текста, вступительная статья и биографическая справка Ольги Тангян. Заключительная статья Леси Войскун. Москва, Мосты культуры-Гешарим. Членство в художественных объединениях:1910, Одесса. Товарищество южнорусских художников (ТЮРХ);1915—1918, Одесса. Общество независимых; 1918—1919, Одесса. Товарищество независимых художников;1921—1922, Москва. Новое общество живописи (НОЖ); 1926—1927, Москва. Ассоциация художников революционной России (АХРР); 1932—1979, Москва. Московский областной союз советских художников (МОССХ), впоследствии переименованный в Московский союз советских художников (МССХ), Московское отделение Союза художников РСФСР (МОСХ РСФСР) и Московское отделение организации Союза художников РСФСР (МОСХ). Источники: А.М.Нюренберг (1969). Воспоминания, встречи, мысли об искусстве. Москва, Советский художник; А.М.Нюренберг (1994). Рассказы старого художника. Время и мы (Нью-Йорк — Москва), № 124, 225—261 и № 126, страницы 215—261; Одесские парижане. Произведения художников-модернистов из коллекции Якова Перемена (2006). Музей русского искусства, Рамат-Ган, и издательство «Мосты культуры», Москва; А.М.Нюренберг (2007). Одесса — Париж — Москва. Воспоминания художника. Дерибасовская — Ришельевская. Одесский альманах. Книга 30, страницы 208—225; А.М.Нюренберг (2010) Одесса — Париж — Москва. Воспоминания художника. Подготовка текста, вступительная статья и биографическая справка Ольги Тангян. Заключительная статья Леси Войскун. Москва, Мосты культуры-Гешарим; Амшей Нюренберг, о нём (2008) Масловка — городок художников; О.Тангян (2009). «Одесский парижанин» А.Нюренберг. Дерибасовская — Ришельевская. Одесский альманах. Книга 37, страницы 182—206; А.Нюренберг (1960е). Встречи с Бабелем Библиотекарь.ру; Войскун Леся. Нюренберг Амшей Маркович // Энциклопедия русского авангарда: Изобразительное искусство. Архитектура / Авторы-составители В.И.Ракитин, А.Д.Сарабьянов; Научный редактор А.Д.Сарабьянов. — Москва: RA, Global Expert & Service Team, 2013. — Том II: Биографии. Л—Я. — Стораницы 198—199. — ISBN 978-5-902801-11-5.

Frank Altschul (536x700, 240Kb)
1887
Фрэнк Альтшуль (Frank Altschul)
американский шахматный издатель. Умер 29 мая 1981 года.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку