-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109385
Комментариев: 6802
Написано: 117858


5 января родились...

Суббота, 05 Января 2019 г. 10:56 + в цитатник
George_Chinnery_by_George_Chinnery (542x700, 359Kb)
1774
Джордж Чиннери (George Chinnery; китайское имя - 錢納利; имя на пиньинь - Qiánnàlì)
английский живописец, наиболее известный своими работами в Индии и Китае. Родился в Лондоне в обеспеченной семье: отец владел несколькими торговыми кораблями, брат был землевладельцем. Художественные наклонности Джорджа поддерживались его отцом, который сам был портретистом-любителем, выставлявшимся в Свободном обществе художников. В 1791 году в возрасте 17 лет он представил в Королевскую Академию портрет своего отца, эта работа приняла участие в выставке. В следующем году Чиннери стал учиться в Школе при Королевской академии и представил на выставке уже портрета. Первоначально Чиннери специализировался на миниатюрной живописи, но позднее получил успех как пейзажист и портретист. Близким другом художника был его коллега — Уильям Армфилд Хобдей (William Armfield Hobday). В 1796 году переехал в Ирландию, где получил известность как портретист, и уже с 1797 года имел постоянных клиентов — семейство Лэнсдаун. В 1799 году в Дублине женился на Марианне Винь (Marianne Vigne). В 1800 году он оказал помощь вновь образованной Ассоциации художников Ирландии в организации выставки, предоставив ей 8 портретов маслом и 3 пастелью. В следующем году Чиннери был избран членом Королевской академии Ирландии. В том же 1801 году он бросил жену с двумя детьми и вернулся в Лондон. В 1802 году Чиннери отплыл в Мадрас, а оттуда 5 лет спустя переехал в Калькутту, в которой быстро занял положение ведущего художника британской колонии. Там его разыскала брошенная жена, но жить в Индии из-за тяжёлого климата не смогла. В 1813 году он вступил в масонскую ложу Star in the East, которой принадлежал лорд Мойра — новый генерал-губернатор Индии. Среди заказчиков Чиннери были: главный судья Бенгалии — сэр Генри Рассел; граф Минто; сэр Фрэнсис Макнагтон; сэр Джордж Нугент и другие. Около 20 лет художник прожил в Калькутте, писал портреты туземных князей, чиновников и купцов, а также огромное количество пейзажей, акварелей и набросков из жизни индийцев. Он был самым высокооплачиваемым и популярным художником в Индии, его гонорары достигали до 500 фунтов за работу, а годовой доход достигал 40 000 фунтов. Несмотря на известность, из-за разгульного образа жизни к 1825 году Чиннери влез в долги, и переехал в Китай. В португальской колонии Макао он прожил до самой смерти. С 1832 года он совершал регулярные визиты в Кантон, в котором писал портреты китайских и европейских купцов, капитанов торговых судов и их семейств. Его технике подражал китайский художник Линь Гуань, который сам стал известным портретистом. Помимо портретов и жанровых сцен из китайской жизни, Чиннери писал пейзажи (как маслом, так и акварелью). В 1846 году он на шесть месяцев поселился в Гонконге, где, несмотря на тяжёлую болезнь, оставил множество свидетельств о жизни только что основанной колонии. Скончался в Макао от инсульта 30 мая 1852 года, похоронен на Старом протестантском кладбище. К 200-летию со дня рождения в 1974 году на кладбище была установлена мемориальная доска в его честь. При несомненной художественной ценности, работы Чиннери имеют значение исторического документа, поскольку он был единственным художником-европейцем в Южном Китае до середины XIX века. Он оставил множество зарисовок из жизни простых китайцев в Макао и Гуанчжоу, пейзажей дельты реки Чжуцзян. Известны его портреты опиумоторговцев Уильяма Джардина и Джеймса Мэтисона, американки Гарриет Лоу (известной своими дневниками из китайской жизни), и других. Большая коллекция работ Чиннери британского периода находится в лондонском музее Виктории и Альберта и в Британском музее, а также в США — в Музее Пибоди в Сейлеме (Массачусетс). Работы китайского периода представлены в Гонконгском музее и Музее Макао, крупной коллекцией владеет «The Hongkong and Shanghai Banking Corporation». Крупные выставки проводились в 2005 и 2010 годах в Гонконге и Макао. Чиннери послужил прототипом художника Аристотеля Куэнса — героя романа Дж.Клавелла «Тай-Пэн» (1966). Работы Дж.Чиннери китайского периода: Английское семейство в Макао 1835, Нью-Хейвен Yale Center for British Art ; Китайские игроки. 1840, Нью-Хейвен Yale Center for British Art; Моррисон переводит Библию на китайский язык. 1830; Портрет У. Хантера. 1835, Нью-Хейвен Yale Center for British Art.

 (529x699, 111Kb)
1778
Фортунато Сантини (итальянское имя - Fortunato Santini)
итальянский композитор и музыкальный коллекционер. Родился в Риме. В юности занимался музыкой у Гвиди и Дж.Яннаккони. В 1801 принял сан аббата. С 1802 в течение 50 лет собирал нотные рукописные и изданные сочинения, составившие одну из богатейших музыкальных библиотек, которая получила известность во многих странах. О ней знали К.Цельтер, Ф.Мендельсон, Ф.Лист, О. иколаи и др. Описание коллекции сделано В.В.Стасовым (он познакомился с ней в 1852-1853 в Риме и был восхищён её полнотой). В собрании Сантини было представлено более 4500 рукописей, многие из них - сочинения старинных итальянских композиторов, произведения немецких, английских и французских авторов. В 1862 библиотека Сантини стала собственностью музея Мюнстерской епархии. Автор муыкальных. сочинений, в том числе мессы, Stabat Mater, Реквиема, мотетов. Перевёл на итальянский язык тексты ряда ораторий Г.Ф.Генделя, «Страстей по Иоанну» И.С.Баха, «Смерти Иисуса» К.Г.Грауна. Некоторые сочинения Баха и Генделя были изданы в его обработках и редакциях. С 1835 Сантини - почётный член академии «Санта-Чечилия», с 1837 - Певческой академии в Берлине. Умер в Риме 14 сениября 1861 года. Сочинения: Catalogo delia musica esistente presso F.Santini in Roma, Roma, 1820.

StephenDecatur (556x700, 357Kb)
1779
Стивен Декейтер (Stephen Decatur)
выдающийся американский офицер военно-морских сил США, отличившийся в морских сражениях в начале XIX века. Родился на восточном побережье штата Мэриленд, в округе Вустер. Его отец также офицер ВМС США, служивший во время американской революции. После окончания колледжа, в возрасте 19 лет Декейтер пошёл по стопам отца, вступив в ряды военно-морских сил. Он быстро достиг звания коммодора, став самым молодым офицером за всю историю ВМС США. Руководил строительством нескольких американских судов морского флота, одним из которых позже командовал, был хорошо известен в Вашингтоне и тесно знаком с высокопоставленными лицами, включая президента Джеймса Монро. Военная карьера Декейтера началась в 1798 году, в качестве мичмана. Почти в каждой боевой операции его служба характеризовалась актами героизма и исключительной преданности военному делу. Он прошёл через первую и вторую берберийские войны в Северной Африке, квази-войну с Францией и войну 1812 года с Англией. В этот период он командовал многими военными судами и в конечном итоге стал членом уполномоченного совета флота. В Вашингтоне им был построен большой дом, ныне известный как «Дом Декейтера», располагающийся на площади Лафайет. В начале XIX века дом был центром вашингтонского общества, позже здесь жили многие известные американцы, среди которых Генри Клей, Мартин Ван Бюрен. Декейтер был знаменит своими способностями руководителя и искренней заботой о моряках под его командованием. Блестящая карьера преждевременно закончилась, когда он был убит в поединке с другим офицером. Его многочисленные победы создали Соединённым штатам имидж лидирующего государства с военной мощью сопоставимой английской и французской. Стивен Декейтер стал первым национальным героем после Джона Пола Джонса, чьё имя отождествлялось с военно-морскими силами США. Стивен Декейтер родился в деревне Сайнпаксент (Sinepuxent, Maryland, штат Мэриленд, в семье Стивена Декейтера старшего и его жены Присциллы, урождённой Пайн. Их семья имела французские корни со стороны отца и ирландские со стороны матери. Его родители приехали из Филадельфии всего за три месяца до рождения Стивена, сбежав из города из-за британской оккупации во время войны за независимость, и вернувшись в свою резиденцию, из которой они когда-то и переехали в Филадельфию. Отец Декейтера был коммодором во время американской революции (1775—1783), в тогда ещё молодом и только начинающем развиваться военно-морском флоте. В возрасте восьми лет он заболел тяжелой формой коклюша. В те дни было хорошо известно, что солёный морской воздух благоприятно влияет на выздоровление, поэтому было принято решение, что Стивен будет сопровождать своего отца на борту торгового судна во время следующего путешествия в Европу. Путь через Атлантический океан и обратно оказался эффективным в его лечении, и домой Декейтер вернулся абсолютно здоровым. В первые дни после возвращения он ликовал о своём приключении в открытом море и неустанно твердил о желании регулярно ходить в плавание. Однако его родители стремились к другому будущему для сына, особенно мать, которая надеялась, что он станет епископом и долгие годы отговаривала его от таких амбиций. По указанию своего отца Декейтер поступил в протестантскую епископальную академию, которая специализировалась на изучении латыни, математики и религии, однако учился крайне плохо и едва окончил академию. После неё он в 1795 году поступил в Пенсильванский университет, где проявил себя в учёбе гораздо лучше. Тем не менее заниматься исследованиями в университете у него желания не было, и в возрасте 17 лет он бросил учёбу. Его родители были недовольны этим решением, тем не менее позволили сыну, стремящемуся к морским плаваниям, самостоятельно выбрать свой курс жизни. Благодаря влиянию отца Стивен получил работу в судостроительной фирме «Герни и Смит», которая участвовала в строительстве фрегата «United States». 10 мая 1797 года, во день спуска судна на воду, он был на его борту. 1 мая 1798 года Декейтер получил назначение на борт этого судна, где служил мичманом под командованием коммодора Джона Барри, ставшего для него другом и наставником. Стивен оказался прилежным учеником, ответственно подходил к исполнению своих обязанностей, быстро изучал всё необходимое о судах и грузах. А в свободное время изучал математику, которой пренебрегал в университете. У Декейтера также были способности к проектированию и выполнению моделей кораблей, чем он иногда занимался в качестве хобби. Для успешной карьеры сына Декейтер старший нанял репетитора Гамильтона Тэлбота, бывшего офицера королевского флота, чтобы тот учил его военным и морским наукам. Во время службы на борту «USS United States» Стивен получил не только теоретические знания, но и прошёл формальную военно-морскую подготовку. В годы, предшествовавшие квази-войне (необъявленной морской войне с Францией), в связи со спорами по ценным бумагам и судоходству с Великобританией, Конгресс США 27 марта 1794 года принял «Закон для обеспечения военно-морского вооружения», который был в тот же день подписан Джорджем Вашингтоном. Существовавшая тогда сильная оппозиция пропустила закон только при условии, что работа по строительству судов будет остановлена в случае, если будет достигнуто мирное соглашение с Алжиром.
USS_Constellation (700x686, 390Kb)
«USS Constellation» — первое судно ВМС США, вышедшее в море.
После обретения Соединёнными штатами независимости возникла необходимость в защите американского побережья, а тем более защите американских торговых судов, в которые ранее были преобразованы и некоторые военные суда. Теперь, когда Америка лишилась защиты со стороны Англии, вопрос охраны своих судов и интересов становится особо остро, учитывая в частности усиливающуюся угрозу со стороны Франции и берберских пиратов. Французы были возмущены тем, что США по-прежнему участвуют в торговле с Великобританией — страной, с которой они находились в состоянии войны, а также из-за отказа американцев в выплате долга перед французской короной, которая незадолго до этого была свергнута вновь созданной Французской республикой. В результате Франция начала перехват американских кораблей, участвующих в торговле с Англией. Эта провокация побудила президента Джона Адамса назначить Бенджамина Штоддерта первым секретарём военно-морского флота, которому было поручено заняться охраной судов, на что тот немедленно приказал своим старшим командирам «подчинять и захватывать какие-либо военные или торговые суда, плавающие под французским флагом». В это время у США не было талантливых флотоводцев, а военно-морские силы не могли сравниться с европейскими. 21 мая 1799 года Декейтер был повышен до лейтенанта, пробыв более года мичманом. Он получил приказ плыть на фрегате «United States» в Филадельфию для ремонта случайных повреждений судна, полученных в течение последнего года. Во время ремонта он получил приказ оставаться в городе и собрать новый экипаж. 1 июля того же года ремонт фрегата был завершён, и он начал свою миссию, заключающуюся в патрулировании юга атлантического побережья в поисках французских судов, которые охотились на американские торговые суда шедшие из Вест-Индии. После окончания миссии корабль был доставлен в Норфолк (штат Виргиния) для мелкого ремонта, а затем отправился в Ньюпорт (штат Род-Айленд), куда прибыл 12 сентября. Здесь командир Барри получил приказ готовиться к рейсу в Испанию для перевозки двух американских послов, и 3 декабря корабль отплыл в Лиссабон с первой запланированной остановкой в Англии. Однако во время этого рейса они попали в шторм, и было решено высадить дипломатов в ближайшем английском порту. После возвращения домой и проходу по реке Делавэр 3 апреля 1800 года обнаружилось, что фрегат понёс ущерб от морской бури. Для проведения ремонта они направились в Честер (штат Пенсильвания). Не желая ждать окончания ремонта, Стивен Декейтер добился назначения на корабль «USS Norfolk» под командованием Томаса Калверта. В мае он отплыл в Вест-Индию для патрулирования территориальных вод и поиска французских каперов. За короткий срок им удалось арестовать или уничтожить 25 вооружённых судов врага. Во время одной из битв капитан Калверт получил тяжёлое ранение. Вскоре Декейтер был переведён обратно на корабль «USS United States», который к июню 1800 года был отремонтирован и оснащён дополнительными пушками и парусами. Улучшенный корабль отправился вниз по реке Делавэр. На борту корабля в это время были бывшие однокашники по университету — лейтенант Чарльз Стюарт и мичман Ричард Сомерс. После квази-войны военно-морские силы подверглись значительному сокращению активных судов и должностных лиц; Декейтер был одним из немногих оставшихся при должности. К 1801 году американский флот состоял из 42 судов.
Barbary_coast3 (700x418, 374Kb)
Варварский берег.
Первая берберийская война 1801 года стала ответом на частые нападения пиратов на американские суда в Средиземном море. Став президентом, Томас Джефферсон начал с расширения военно-морских сил США, чтобы не платить огромную дань за беззаконные действия берберийских государств. 13 мая, в начале войны, первый лейтенант Декейтер был назначен на борт фрегата «Essex». 32-пушечный «USS Essex» находился под командованием Уильяма Бейнбриджа и был прикреплён к эскадре коммодора Ричарда Дейла, которая также включала корабли «Philadelphia», «President» и «Enterprise». Отправившись в Средиземном море 1 июня 1801 года, эта эскадра стала первой американской военно-морской силой, пересёкшей Атлантический океан. 1 июля эскадра прибыла в Средиземном море для противостояния берберским пиратам, регулярно атаковавшим американские суда, захватывая груз и зачастую экипажи, требуя затем огромный выкуп. Прибыв в Гибралтар коммодор Дейл узнал, что Триполи уже объявили войну. В это время в порту Гибралтара находились два корабля из Триполи, но их капитаны заявили, что ничего не знают о войне. Дейл предполагал, что эти корабли могут начать охотиться на американские торговые суда. Поэтому с приказом отправиться в Алжир, Тунис и Триполи, он приказал кораблю «Филадельфия» остаться и охранять вражеские корабли. В сентябре 1802 года Декейтер служил на борту 36-пушечного фрегата «New York» в Средиземном море. По возвращению в США принял командование вновь построенным судном «USS Argus», а после него — командиром 12-пушечной шхуны «USS Enterprise». 23 декабря 1803 года USS Enterprise вместе с «USS Constitution» столкнулись с кечем «Mastico2 из Триполи, плававшим под турецким флагом и вооружённым только двумя орудиями, на борту которого находилось небольшое число солдат. После короткой вылазки Декейтера и его команды судно было захвачено. Затем его доставили в Сиракузы, где оно было признано законным трофеем битвы, получило новое имя «Intrepid» и приставлено к команде Декейтера.
Capture_Philadelphia (700x464, 261Kb)
Захват фрегата «Филадельфия».
Судно «Intrepid» Стивен Декейтер использовал для поджога фрегата «Philadelphia2, который был захвачен пиратами и сел на мель близ порта Триполи 31 октября 1803 года. Декейтер и 80 добровольцев «Intrepid» отплыли в Триполи, в сопровождении корабля «Syren» под командованием лейтенанта Чарльза Стюарта, предложившего оказать огневую поддержку. Перед входом в гавань восемь моряков из «Syren» пересели в «Intrepid», в их числе был Томас Макдонохью, который ещё недавно служил на борту «Филадельфии» и хорошо знал судно. 16 февраля 1804 года, в семь часов вечера при тусклом свете луны они медленно подплыли к гавани. Внешний вид судна Декейтера был изменён: оно стало похоже на торговый корабль с Мальты. Чтобы избежать дальнейших подозрений, на борту был Сальвадор Каталано из Сицилии, который свободно говорил на арабском языке. Когда корабль подошёл ближе к «Филадельфии», Каталано позвал персонал гавани и объяснил, что их судно потеряло якорь во время недавнего шторма и теперь им необходимо убежище для выполнения ремонтных работ. В 21:30 «Intrepid2 находился уже в 150 метрах от «Филадельфии», после получения разрешения пристыковаться рядом с кораблём, начался штурм. Экипаж был разделён на группы, каждой из которых предстояло проследовать в назначенную часть корабля, с инструкцией не применять оружие без крайней необходимости.
Burning_of_the_uss_philadelphia (473x700, 391Kb)
Фрегат «Филадельфия», объятый пламенем в доках Триполи, 16 февраля 1804 года. Картина Эдварда Морана, написана в 1897 году.
Декейтер и его люди, одетые как мальтийские или арабские моряки, вооружённые мечами и пиками захватили «Филадельфию» менее чем за 10 минут. По меньшей мере 20 триполийцев были убиты, один захвачен в плен, а остальные бежали, выпрыгнув за борт. Никто из экипажа «Intrepid» не погиб, лишь один получил лёгкое ранение саблей. Существовала надежда, что корабль сможет отчалить от берега, но попытки не увенчались успехом, поэтому было принято решение его сжечь. Они разместили горючие смеси и подожгли их, убедившись, что огонь достаточно разгорелся. Декейтер покинул судно, став последним американцем на борту «Филадельфии». Команда успешно покинула судно и отправилась в открытое море, в отступлении им помогал и экипаж «Syren». «Intrepid» взял курс на Сиракузы, куда прибыл 18 февраля. Узнав о проведённой героической операции вице-адмирал лорд Горацио Нельсон из Великобритании, блокировавший в то время французский порт Тулон, сказал, что это был «…самый смелый и отважный акт века». Подвиг Декейтера немедленно сделал его национальным героем. В Неаполе он получил высокую оценку своих действий и был назван «Ужасом врага». Услышав весть о победе в Триполи, Папа Пий VII публично заявил: «…Соединённые штаты хоть и находятся в зачаточном состоянии, однако сделали для усмирения антихристианских варваров на африканском побережье больше, чем все европейские государства сделали за длительный период времени.»
Decatur_by_Chappell (700x520, 395Kb)
Стивен Декейтер и спасающий ему жизнь Даниэл Фрейзер в абордажной схватке на вражеском корабле 3 августа 1804 года.
После успешной операции по уничтожению «USS Philadelphia» коммодор Эдвард Пребл, направленный ещё Томасом Джеферсоном в Средиземное море, запланировал нападение на сам порт Триполи, для чего собрал эскадру из девяти кораблей, включая: «Constitution», «Syren», «Argus, «Scourge», «Nautilus», «Vixen», «Enterprise». Бомбардировка порта началась 3 августа 1804 года. Королевство Сицилия в это время также находилось в состоянии войны с Триполи и предложило помощь двух своих судов. Пребл разделил эскадру на две команды, Декейтер вошёл во вторую. В 1:30 был поднят сигнальный флаг начала наступления. Паша Мурад Рейс ожидал нападения и разместил свои лодки в различных местах в пределах гавани. Боевые действия продолжались более трёх часов. Успех Декейтера и его атака были омрачены неожиданным поворотом событий: в ходе операции его младший брат Джеймс Декейтер, командующий канонерской лодкой, был смертельно ранен капитаном вражеского корабля, а экипажу пришлось сдаться. Мичману Брауну, который был в команде Джеймса, удалось покинуть борт, он был поднят идущим следом судном Стивена, которому Браун сразу сообщил печальную весть. Стивен с жаждой мести за смерть брата начал преследование вражеского судна, настигнув его, он первым высадился на борт, за ним пошли мичман Макдонахью и ещё девять добровольцев. Враг в пятикратном размере превосходил команду Декейтера, однако они действовали быстро и организовано. Наконец Стивен обнаружил капитана, ответственного за смерть Джеймса, и сразу же напал на него. В этой битве он едва не погиб от другого члена вражеского судна, но его жизнь была спасена раненым Даниэлем Фрейзером, принявшим удар на себя. Продолжая сражаться с капитаном, Декейтеру удалось завладеть пистолетом и выстрелить ему в упор, убив своего противника. Позже раненый Джеймс был принят на борт фрегата «Constitution», где к нему присоединился его брат Стивен, который провёл с ним последние минуты его жизни. На следующий день Джеймса похоронили, а военную церемонию провёл Эдвард Пребл. Покорить Триполи не удалось и, дождавшись подкрепления, направленного президентом Джефферсоном, атака вновь была возобновлена 24 августа. Время шло, однако противник так и не собирался капитулировать, тогда был разработан новый план. Предполагалось использовать кеч «Intrepid», загрузить его бочками с порохом и другими боеприпасами, после чего направить в группу судов, защищающих порт и взорвать. В конце концов эти нападения вынудили триполийцев сдаться и освободить американских военнопленных, в том числе коммодора Бейнбриджа с «USS Philadelphia2. 4 июня 1805 года паша в итоге сдался и подписал мирный договор с США.
Constitution1803 (700x541, 446Kb)
«USS Constitution».
С 28 октября по 9 ноября Декейтер командовал фрегатом «USS Constitution». В день возвращения с операции по уничтожению фрегата Philadelphia, коммодор Пребл написал секретарю военно-морского флота Бенджамину Штоддерту письмо, в котором рекомендовал президенту Джефферсону произвести Декейтера в капитаны. В 1804 году, в возрасте 25 лет он получил это звание, в значительной степени за его смелость в поджоге «Philadelphia» в порту Триполи, став самым молодым моряком, получившим такое звание. 10 сентября 1804 года коммодор Баррон прибыл в Триполи с двумя кораблями «President» и «Constellation», чтобы передать их в эскадру Пребла. Перед возвращением в США 14 сентября Баррон отплыл на Мальту на корабле Constellation для его ремонта и переоборудования. Оттуда он отправился на судне Argus в Сиракузы, где 24 сентября приказал Декейтеру плыть на нём обратно на Мальту, чтобы принять командование «USS Constitution». 6 ноября Стивен передал командование кораблём коммодору Джону Роджерсу, в обмен на меньшее судно «USS Congress».
USSChesapeake (700x460, 288Kb)
Фрегат «USS Chesapeake».
26 июня 1807 года Декейтер получил назначение на 44-пушечный фрегат 2USS Chesapeake». Chesapeake только что вернулся в Норфолк после ремонта повреждений, полученных на дуэли с судном «Leopard». В связи с этим инцидентом, после приговора военно-полевого суда коммодор Баррон был освобождён от руководства командой корабля на 5 лет. Декейтер входил в состав этого суда и поддержал обвинительное заключение. Все рейсы Баррона на корабле «Chesapeake2 были отменены, а вместо него назначен коммодор Декейтер, которому с эскадрой канонерских лодок предстояло патрулировать побережье Новой Англии и следить за соблюдением закона об эмбарго до 1809 года. А Баррон покинул страну и уехал в Копенгаген, где оставался до войны 1812 года. Перед тем как принять командование, Декейтер узнал и сообщил министру ВМФ, что британские корабли «HMS Bellona» и «HMS Triumph» готовятся к блокаде Норфолка. В период командования «Chesapeake», в ноябре 1808 года в возрасте 57 лет умер отец Декейтера, а в следующем году умерла его мать. Оба родителя были похоронены в церкви Святого Питера в Филадельфии. В мае 1810 года Декейтер был назначен командующим тяжёлым 54-пушечным фрегатом «USS United States». Это был тот же корабль, в строительстве которого на «Герни и Смит» он принимал участие, а затем под командованием Джона Барри начал свою карьеру в качестве мичмана в 1798 году. Приняв командование кораблём, он проплыл по восточному побережью, посетив многие порты, в каждом из которых был очень хорошо принят. 21 мая 1811 года он вместе с «USS Hornet» вышел из Норфолка на патрулирование побережья, завершив миссию 23 ноября того же года. В 1812 году вышел в плавание с «USS Argus» и «USS Congress», но вернулся, получив известие о начале войны с Великобританией. Декейтер присоединился к капитану Джону Роджерсу, командиру «USS Presiden»t и его эскадры. В этом круиз Роджерс не смог выполнить свою миссию по перехвату английских кораблей. 31 августа Декейтер на «USS United States» отплыл в Бостон, а 8 октября вновь присоединился к эскадре Роджерса.
Stephen-Decatur3 (518x700, 265Kb)
Стивен Декейтер, художник Алонзо Чаппел.
Стремление Великобритании к экспансии на территорию США, захват американских граждан, подрыв экономики страны привели в итоге к англо-американской войне (1812—1814). Закон об эмбарго, принятый в 1807 для предотвращения войны, в результате только усугубил ряд приведших к войне проблем. Наконец 18 июня 1812 года США объявили войну Великобритании. В 1814 году Британия стянула около 100 военных кораблей к американскому побережью и другим точкам. Война велась главным образом в военно-морском театре, где Декейтер и другие офицеры ВМС США сыграли важную роль. После начала войны президент Джеймс Мэдисон собрал несколько военных кораблей, которым предстояло патрулировать американское побережье. Флагман «President» с 44 пушками, «Essex» с 32 пушками и «Hornet» с 18 пушками были объединены в Нью-Йоркской бухте с кораблями «United States2 с 44 пушками, под командованием Декейтера, Congress с 38 пушками и Argus с 16 пушками. Госсекретарь Джеймс Монро изначально рассматривал план, в котором суда военно-морских сил США использовались бы как барьеры, на подступах к американским портам. Однако это вызвало протест морских офицеров и план не реализовался. Через три дня после объявления войны эскадра под командованием коммодора Джона Роджерса, вместе с эскадрой коммодора Стивене Декейтера вышли из гавани Нью-Йорка. Они выполняли патрулирование восточного побережья до конца августа, их главной целью был британский флот, однако обнаружить их не удалось, наблюдатели сообщали, что корабли недавно покинули Вест-Индию.
BirchBattleBetweenTheUnitedStatesAndTheMacedonian (700x583, 460Kb)
«USS United States» захватывает английский фрегат «HMS Macedonian».
Эскада Роджерса 8 октября 1812 года снова вышла в плавание, на этот раз из Бостона, штат Массачусетс. Через три дня после захвата судна «Mandarin», Декейтер присоединился к Роджерсу и с его эскадрой продолжает плыть на восток. 25 октября на рассвете, в 500 милях к югу от Азорских островов, дозорные на борту сообщили, что увидели парус в 12 милях от судна. Подплыв ближе Декейтер заметил знакомое ему очертание корабля, это был «HMS Macedonian», английский фрегат с 38 пушками. В 1810 году «HMS Macedonian» и «USS United States» стояли рядом друг с другом в порту Норфолка. Британский капитан Джон Карден поспорил на шапку из меха бобра, что если два корабля встретятся в бою, то «Macedonian» непременно выйдет победителем. Однако корабль Декейтера имел на борту более широкий спектр вооружения, чем 2Macedonian», а также существенно превосходящий по численности экипаж, 70 человек против 30-ти. Подойдя поближе, Декейтер приказал выстрелить из пушки, один из осколков от взрыва рикошетом отлетел ему в грудь, сбив с ног, он потерял сознание, но быстро очнулся. Ввиду значительного превосходства противника, «HMS Macedonian» ничего не оставалось, как сдаться, и оба корабля остались почти невредимы. Декейтер реквизировал вражеское судно как боевой трофей. Доставшийся ему корабль был направлен на ремонт и переоборудование. После проведения текущего ремонта в Нью-Йорке, 24 мая 1813 года «United States» стал частью небольшой эскадры, которая включала захваченный и переименованный «HMS Macedonian», а также шлюп «USS Hornet». Во время патрулирования, 1 июня три судна столкнулись с сильной английской эскадрой, были вынуждены бежать и укрыться в порту в Нью-Лондоне, штат Коннектикут, где были заблокированы до конца войны. Декейтер пытался выйти из гавани Нью-Лондона ночью, в надежде быть незамеченным английскими кораблями. Вечером 18 декабря при попытке покинуть реку Темзу, он увидел голубые огни в её устье, которые также могли видеть и англичане. Решив, что это были сигналы о его планах он отказался от этой идеи. В письме министру ВМФ от 20 декабря Декейтер утверждал, что в районе Нью-Лондона были предатели, участвующие в сговоре с британцами, с целью захватить «United States», «Hornet» и «Macedonian». Кем были даны сигналы, английскими шпионами или американскими гражданами, не ясно. Республиканцы немедленно обвинили в этом федералистов, которые были категорически против войны с самого её начала, назвав их «Голубой свет федералистов». Понимая, что вывести свои суда Декейтер так просто не сможет, он написал письмо английскому капитану Томасу Харди, в котором предложил провести переговоры. Харди на следующий день согласился, однако дальнейшие переговоры из-за сильного недоверия друг к другу ни к чему не привели.
Usspresidentatanchor (700x462, 329Kb)
«USS President».
В мае 1814 года Декейтер стал командиром 54-пушечного фрегата «USS President». К 1 декабря министр ВМС Уильям Джонс, убеждённый сторонник береговой обороны, назначил Стивена Декейтера вести эскадру из четырёх кораблей, включая флагманский корабль «USS President», 20-пушечный «USS Hornet», 22-пушечный «USS Peacock» и военный корабль «USS Tom Bowline» с 12 пушками. В январе 1815 года эскадре предстояло отправиться в плавание, однако англичане создали плотную блокаду в порту Нью-Йорка, ограничивающую любой выход. 14 января сильная метель заставила британцев отойти от побережья, но на следующий день буря утихла и флот занял прежние позиции, в ожидании бегства американских кораблей. На следующий день Декейтер в одиночку на фрегате «President» попытался прорваться с запада, но столкнулся с эскадрой из 56-пушечного «HMS Majestic» под командованием капитана Джона Хейса, 40-пушечного фрегата «HMS Endymion» под командованием капитана Генри Хоупа, 38-пушечного «HMS Pomone» под командованием капитана Джона Ричарда Ламли и 38-пушечного «HMS Tenedos» под командованием капитана Гайд Паркера. Пытаясь проскочить «President» сел на мель.
Decatur_by_Davidson (700x444, 441Kb)
Раненный Стивен Декейтер лежит на борту «USS President».
Через полтора часа, с повреждением корпуса корабль всё же вырвался на свободу. Декейтер продолжал попытки уйти от своих преследователей и взял курс вдоль южного побережья Лонг-Айленда, но с повреждением корпуса ему очень не хватало скорости и манёвренности, чтобы держать безопасную дистанцию от врага. «HMS Endymion» первым настиг «USS President» и после ожесточённого боя Декейтеру удалось победить британский фрегат, но получив при этом значительные повреждения. Из-за повреждений, фрегат Декейтера настигли «Pomone» и «Tenedos», заставив в итоге сдаться. Как сам Декейтер потом говорил: «…мой корабль быль сильно изувечен, и более чем в четыре раза силы врага превосходили мои, не оставив мне шансов уйти, я счёл своим долгом отдать его». 24 члена команды «USS President» были убиты и 55 ранены, в том числе и Декейтер, в которого отлетел осколок. Последним судно «President» догнал фрегат «Majestic». После капитуляции, Декейтер сдал свою шпагу капитану Хейсу, но тот восхищаясь противником отдал его владельцу, сказав, что должен «вернуть шпагу офицеру, который защищал свой корабль так отважно». Перед тем как забрать трофей, Хейс позволил Декейтеру вернуться на President, чтобы похоронить погибших в бою матросов и офицеров. Ему также было разрешено написать письмо своей жене. Декейтер вместе с выжившими членами экипажа был взят в плен и помещён в тюрьму на Бермудских островах, пробыв там с 26 января до февраля 1815 года. Когда высокопоставленные британские офицеры прибыли в тюрьму, они приняли решение об освобождении коммодора Декейтера под честное слово и доставке его в Нью-Лондон 8 февраля. В плавании на борту «HMS Narcissus» его застала новость о прекращении военных действий. 21 февраля Декейтер прибыл в Нью-Лондон, а 26 февраля приехал в пансионат в Нью-Йорке. В конце войны Декейтер получил в качестве награды шпагу в качестве награды и благодарности от Конгресса США за службу в Триполи, а также был награждён Золотой медалью Конгресса за выдающиеся заслуги в войне 1812 года.
DecaturOffAlgiers (700x418, 331Kb)
Флот Стивена Декейтера в порту Алжира.
После завершения войны с Англией предстояло сосредоточиться на нерешённых вопросах в Средиземном море, в Алжире. Как и во время Первой берберийской войны, американские торговые суда вновь стали подвергаться нападениям. 23 февраля 1815 года президент Мэдисон призвал Конгресс США объявить войну. 2 марта конгресс утвердил акт и объявил войну Алжиру. А новым министром военно-морского флота был назначен Бенджамин Уильямс Кроуниншилд. После этого были организованы две эскадры, одна в Нью-Йорке под командованием Стивена Декейтера, а вторая в Бостоне под командованием коммодора Уильяма Бэйнбриджа. Эскадра Декейтера из 10 судов подготовилась к походу раньше и первой отправилась в Алжир 20 мая. Декейтер командовал флагманским кораблём «Guerriere». На его борту был Уильям Шалер, которого Мэдисон назначил консулом и дал ему право вести переговоры с правительством Алжира о мире. За большой опыт и боевые заслуги Декейтера в военных операциях, Кроуниншилд назначил его корабль главным в этом плавании. США требовали от врага освободить пленных американских граждан, эксплуатируемых как рабов, покончить с ежегодной данью и обеспечить благоприятное мирное соглашение, выгодное обеим сторонам. Декейтер был готов вести переговоры мирным способом или прибегнуть к силе. 20 мая 1815 года Декейтер получил указание от президента Джеймса Мэдисона вести эскадру для участия в боевых действиях. 14 июня они подошли к Гибралтару. Декейтер не хотел себя выдать, поэтому не заходил в порт, а вместо этого направил посланника в маленькой лодке, чтобы он смог связаться с консулами. Ему удалось узнать, что недавно здесь проходила эскадра алжирского флота под командованием пресловутого Раиса Хамиду. На следующий день Декейтер вошёл в порт, что привлекло много внимания и вызвало уход нескольких судов, чтобы предупредить Хамиду об американской эскадре. В порту Декейтер пробыл совсем недолго и вскоре отправился дальше в надежде застать Хамиду врасплох. 17 июня американский флот обнаружил возле мыса Палос 64-пушечный фрегат «Mashouda», которым командовал Хамиду. Обогнав его Декейтер произвёл выстрел из орудий, ослабив судно противника. В итоге ему удалось захватить корабль и 400 пленников, 30 членов экипажа врага погибли, в том числе сам Раис Хамиду. Позже таким же образом был захвачен бриг «Estedio». Победа над флагманом алжирского флота была в состоянии обеспечить выгодное положение в обсуждении мира с деем Алжира. Прибыв в пункт назначения Декейтер использовал дипломатию канонерок и заставил согласовать новый договор в течение 48 часов. По этому договору США соглашались отдать захваченные корабли и около 500 пленников в обмен на пленных американцев и европейцев, а также предоставление свободного прохода американским судам. Кроме того, Алжиру предстояло выплатить 10 тысяч долларов в виде компенсации. Получив также мирные соглашения в Тунисе и Триполи, Декейтер быстро вернулся домой с победой. Прибыв в США, он получил благодарность от министра ВМС. После этой кампании он стал известен как «Покоритель берберских пиратов». Покончив с многолетними нападениями берберских пиратов, 12 ноября 1815 года Декейтер прибыл в Нью-Йорк, где в его честь состоялся приём. За свой успех Стивен получил множество писем с благодарностью, в том числе от министра флота Бенджамина Кроуниншилда, который также пригласил Декейтера в совет комиссаров флота, на что тот с радостью согласился. После этого он направился в Вашингтон, где также был очень хорошо принят. В совете комиссаров флота он находился с 1816 по 1820 года. Одно из его наиболее заметных решений в этот период, возражение против восстановления в должности Джеймса Баррона, отстранённого на 5 лет за инцидент с «Chesapeake», что в итоге привело к дуэли между ними. Будучи комиссаром Стивен также принимал активное участие в общественной жизни Вашингтона. На одном из мероприятий, во время обеда он произнёс свой знаменитый тост: «Моя страна! Возможно, она не всегда права в её отношениях с другими странами, но права она или нет — это моя страна!» Здесь в Вашингтоне он вёл мирный образ жизни, работал комиссаром, часто проводил вечера на различных мероприятиях вместе со своей супругой Сьюзан Уилер, на которой он женился 8 марта 1806 года. В 1818 году Декейтер построил трёхэтажный дом из красного кирпича, спроектированный знаменитым английским архитектором Бенджамином Генри Лэтробом, принимавшем участие в расширении Белого дома. Этот дом стал первым особняком, построенным вблизи Белого дома. Ныне он домом-музей, в котором хранится большая коллекция личных вещей Декейтера, и находится в ведении Национального фонда охраны памятников истории. В 1820 году коммодор Джеймс Баррон вызвал Декейтера на дуэль, в частности из-за его комментария при разборе дела с судном «Chesapeake» в 1807 году, после которого коммодор был отстранён от командования на 5 лет. Баррон недавно вернулся в США из Копенгагена, где пробыл около 6-и лет, и стремился восстановить своё положение. Однако его возможное возвращение на флот резко осудили другие морские офицеры и особенно против выступал Стивен Декейтер, что сильно разозлило Баррона и послужило поводом для вызова Декейтера на дуэль. Декейтер попросил своего друга Томаса Макдонохью быть секундантом, но тот всегда выступал против дуэлей и отказался выполнить просьбу. Тогда Стивен обратился к Уильяму Бейнбриджу, и тот согласился. Декейтер сделал далеко не лучший выбор, так как Бейнбридж был на пять лет старше и уже давно завидовал молодому и известному офицеру. 8 марта прошла встреча между секундантами, на которой чётко было оговорено место и время дуэли. Её назначили на 9 часов утра 22 марта, в Бладенсбурге, штат Мэриленд. Расстояние между противниками установлено всего в 8 шагов. Декейтер не сказал жене Сьюзен о предстоящем поединке, но вместо этого, предполагая, что может лишиться жизни, он написал отцу письмо с просьбой приехать в Вашингтон, чтобы тот остаться с его женой. Перед дуэлью офицеры провели переговоры, продолжавшиеся около часа, Баррон был настроен на примирение с Декейтером, но секунданты не пытались остановить поединок. Бейнбридж и Эллиотт организовали дуэль так, что ранение или смерть обоих дуэлянтов были очень вероятны. Они стояли в непосредственной близости друг от друга, лицом к лицу. После выстрелов, Баррон получил ранение в живот, а Декейтеру пуля попала в область малого таза, разорвав артерию. Оба дуэлянта упали на землю, смертельно раненый Декейтер схватился за бок и воскликнул: «О, Господи, я мёртв», а раненый Баррон заявил, что дуэль прошла честно и он таки прощает Стивена. Декейтер умер примерно в 10:30 вечера того же дня. Будучи раненым он, как говорят, воскликнул: «Я и не знал, что человек может испытывать такую боль!»
DecaturBill (700x308, 303Kb)
Стивен Декейтер на серебряном сертификате 1886 года.
За героизм, проявленный в Берберийских войнах и в англо-американской войне Декейтер стал иконой американской военно-морской истории, им восхищались большинство его современников, он стал настоящим национальным героем. В честь Стивена Декейтера названы 5 кораблей ВМС США среди которых «USS Decatur» (DDG-73), «USS Decatur» (DD-936), «USS Decatur» (DD-341). По настоянию Франклина Рузвельта Почтовый департамент США выпустил ряд марок, посвящённых военно-морским силам, на одной из которых изображён С.Декейтер и Т.Макдонахью. Гравированный портрет Декейтера появляется на 20-тидолларовом серебряном сертификате 1886 года. Дом-музей Декейтера в Вашингтоне курирует Национальный фонд охраны памятников истории. Его именем назван ряд округов и населённых пунктов США. Литература: James Tertius De Kay. A Rage for Glory: The Life of Commodore Stephen Decatur, USN. — Free Press, 2004. — ISBN 0-7432-4245-9; Joshua E. London. Victory in Tripoli: How America's War with the Barbary Pirates Established the U.S. Navy and Shaped a Nation. — New Jersey: John Wiley & Sons, Inc., 2005. — ISBN 0-471-44415-4; Michael B. Oren. Power, Faith, and Fantasy: America in the Middle East, 1776 to the Present. — New York: W.W. Norton, 2007. — ISBN 0-393-05826-3; Nathan Miller. The US Navy: An Illustrated History. — New York: American Heritage, 1977; Corinne Lowe. Knight of the Sea: The Story of Stephen Decatur. — Harcourt, Brace, 1941. — 286 p; Mark Lardas. Decatur's Bold and Daring ACT - The Philadelphia in Tripoli 1804. — Osprey Publishing, 2011. — 80 p. — (Raid Series). — ISBN 978-1-84908-374-4.

ZebulonPikeByPeale (586x700, 332Kb)
1779
Зебулон Монтгомери Пайк (Zebulon Montgomery Pike)
американский бригадный генерал и исследователь, в честь которого названы гора Пайкс Пик, национальный лес в штате Колорадо, ряд округов и другие объекты. В составе армии США руководил двумя экспедициями: к верховьям Миссисипи в 1805—1806 годах и на юго-запад, через Великие равнины к Скалистым горам, в 1806—1807 годах. Пайк участвовал в Англо-американской войне 1812—1815 годов и достиг звания бригадного генерала в 1813 году. Погиб в успешной для американцев битве за Йорк (современный Торонто, Канада) 27 апреля 1813 года. В 1805 году генерал Джеймс Уилкинсон, губернатор Верхней Территории Луизиана, приказал Зебулону Пайку найти истоки Миссисипи. С этой целью экспедиция прошла на каноэ северные районы Территории, незадолго до этого приобретенной США у Франции. Пайк встретился с союзом племен индейцев дакота, миновал приток Миннесоту и дошел до порогов в верховьях Миссисипи. Несмотря на сильные морозы и голод, отряд Пайка достиг на санях озера Лич-Лейк на территории современной Миннесоты. Он ошибочно идентифицировал озеро как исток Миссисипи (настоящий исток — озеро Айтаска) и смог благополучно вернуться. Следующая экспедиция (также известная просто как «Экспедиция Пайка») стала первой официальной попыткой США исследовать земли, лежащие на юге и западе от Территории Луизиана. Отряд лейтенанта Пайка (в ходе экспедиции произведенного в капитаны) должен был найти истоки рек Ред-Ривер и Арканзас, составить карты этой местности, попутно контактируя с племенами индейцев. 27-летний Пайк вышел из форта Белфонтейн недалеко от Сент-Луиса, Миссури, 15 июля 1806 года с отрядом из 20 солдат, а также 50 бывших заложников-индейцев осейджи, которые были освобождены и возвращались к родным племенам. Группа прошла вдоль рек Миссури и Осейдж до поселений осейджи на границе современных штатов Канзас и Миссури. Затем экспедиция проследовала на северо-запад, в земли индейцев пауни. 29 сентября на встрече с советом племени Пайк уведомил пауни о протекторате США над их территорией и приказал снять испанский флаг над деревней, подняв взамен американский. Отсюда отряд повернул на юг, в прерии, где 14 октября у русла реки Арканзас разделился на две группы. Первая, под руководством лейтенанта Джеймса Биддла Уилкинсона, сына губернатора, прошла руслом Арканзаса и Миссисипи, благополучно вернувшись в Сент-Луис. Основная группа во главе с Пайком направилась на запад, пересекая Великие равнины вверх по течению Арканзаса. В своем журнале Пайк восхищенно пишет о просторах западных прерий, сравнивая их с африканскими пустынями.
Map_of_1806-07_Pike_Expedition_in_Colorado (581x700, 540Kb)
Путь группы Зебулона Пайка через Скалистые горы и Колорадо.
15 ноября Пайк заметил высокую гору, которую назвал «Гранд-Пик» (позднее ее назовут Пайкс Пик в честь самого исследователя). Они сделали крюк на север к горе и попытались взойти на неё, надеясь осмотреть окрестную территорию и нанести её на карту. Подняться удалось только на соседний, меньший пик. У подножия Скалистых гор отряд совершил несколько ошибок, рассчитывая добраться к истокам Ред-Ривер. Вместо этого, двигаясь на север, они попали к реке Платт и прошли по ней весь путь вверх по течению. Вернувшись другим путем к месту впадения реки Платт в Арканзас, Пайк теперь отправился на юг. Не имея экипировки для горных переходов и защиты от зимних холодов, экспедиция предприняла попытку перейти Скалистые горы. От усталости и холодов несколько солдат отстали, но Пайк продолжил путь через горы. 30 января 1807 лейтенант и 10 солдат добрались к реке Рио-Гранде на территории Новой Испании (южная часть современного штата Колорадо). Пайк ошибочно принял реку за Ред-Ривер и решил остановиться. Построив временный форт, отряд попытался собрать отставших в горах членов экспедиции. Здесь они были арестованы ночью 26 февраля 1807 года испанскими солдатами из близлежащего города Санта-Фе за незаконное пересечение границ и отконвоированы в столицу Чиуауа. Проходя через Санта-Фе, Альбукерке и Эль-Пасо, Пайк делал заметки в дневнике о населении, торговле и гарнизонах испанской армии. В Чиуауа губернатор Сольседо мирно принял арестованных и освободил большинство солдат, хотя некоторые оставались в тюрьме еще долгое время. После нескольких недель жизни у губернатора Пайк и часть солдат были отведены до границы Луизианы и отпущены 1 июля 1807 года. Записи Зебулона Пайка, кроме личного дневника, были отобраны испанцами и возвращены США Мексикой только в XX веке.
Зебьюлон Монтгомери Пайкpost-13108-130388010202 (700x350, 241Kb)
Тем не менее, в 1810 году Пайк опубликовал восстановленные по памяти заметки о своих экспедициях. Книга под названием «Экспедиции Зебулона Монтгомери Пайка в истокам Миссисипи через Территорию Луизиана и в Новую Испанию в 1805-6-7 годах» («The expeditions of Zebulon Montgomery Pike to Headwaters of the Mississippi River, through Louisiana Territory, and in New Spain, during the Years 1805-6-7») стала популярной и была переведена на французский, голландский и немецкий языки. На протяжении своей карьеры в армии Зебулон Пайк занимался как вопросами логистики и снабжения, так и боевыми действиями. В должности полковник-лейтенанта он командовал 4-м пехотным полком в Сражении при Типпекану в 1811 году. Был произведен в полковники в 1812 году, служил генерал-квартирмейстром в Новом Орлеане. Получил звание бригадного генерала в 1813 году в ходе Англо-американской войны 1812—1815 годов. Был одним из командующих в успешной атаке на Йорк (теперь часть Торонто, Канада) на озере Онтарио 27 апреля 1813 года. Погиб в Йорке, Верхняя Канада (теперь Торонто, Канада) вместе с 250 американскими и 100 английскими солдатами от взрыва порохового склада во время отступления английских войск 27 апреля 1813 года. Литература: The Southwestern Journals of Zebulon Pike 1806-1807. — University of New Mexico, 2006. — ISBN 0-8263-3389-3; Hollon W. Eugene. The Lost Pathfinder: Zebulon Montgomery Pike. — University of Oklahoma, 1949; Harris and Jay H. Buckley Matthew L. Zebulon Pike, Thomas Jefferson, and the Opening of the American West. — Norman, Oklahoma: University of Oklahoma Press, 2012. — ISBN 978-0-8061-4243-2; Hollon W. Eugene. The Lost Pathfinder, Zebulon Montgomery Pike. — Norman, Oklahoma: University of Oklahoma Press, 1949. — ISBN 978-0806101934; Orsi Jared. Citizen Explorer: The Life of Zebulon Pike. — Oxford, England: Oxford University Press, 2014. — ISBN 978-0-19-976872-1.

Obolensky_Vasily_Petrovich (611x700, 433Kb)
1780
Василий Петрович Оболенский
генерал-майор русской армии в эпоху наполеоновских войн, из рода Оболенских. Родился в многодетной семье князя Петра Алексеевича Оболенского (1742—1822) и княжны Екатерины Андреевны Вяземской (1741—1811), родной тётки князя А.И.Вяземского. Брат Александр — сенатор, калужский губернатор. Уже в 3-летнем возрасте Василий Оболенский был в 1783 году записан в военную службу — в Нарвский пехотный полк в звании сержанта . 25 июня 1785 года получил звание прапорщика, 4 июля — подпоручика; 12 августа произведён в капитаны. В 1792 году вышел в отставку в чине майора, на деле так и не приступив к действительной службе. В 1801 году, однако, был вновь записан на службу — уже на действительную, в Олонецкий мушкетёрский полк. В 1805 и 1806-1807 годах участвовал в войне с французами, получив за кампании против них несколько орденов. 14 октября 1811 года, находясь в то время в составе лейб-гвардейского Уланского полка, получил звание полковника и должность адъютанта у принца Георгия Гольштейн-Ольденбургского. 5 июня 1812 года Оболенский начал формирование регулярных казачьих полков на территории современной Украины. 7 июня 1812 года он лично возглавил 3-й Украинский казачий полк. В сентябре того же года предпринял рейд в герцогство Варшавское, командуя одним из летучих отрядов партизан. 3 сентября 1813 года был назначен флигель-адъютантом, а 24 февраля 1813 года — должность шефа 3-го Украинского полка, во главе которого, находясь в составе войск под командованием Блюхера, воевал против французов, в частности, при Кацбахе. Принимал участие в битве под Калишем, в рейде летучего отряда отряда генерала Сергея Ланского на территорию Вестфальского королевства, позже в сражении под Люценом, в котором командовал тремя конными полками, под Бауценом, Рейхенбахом, Герлицем, а также в арьергардных боях. 28 сентября 1813 года получил звание генерал-майора. За отличие в битве при Гольдберге прусский король Фридрих Вильгельм III утвердил награждение Оболенского орденом «За заслуги». За храбрость, проявленную в бою при Люцене, был награждён орденом СвятогоГеоргия 4-го класса, но в итоге получил его за выслугу лет, так как награда за храбрость не была утверждена советом ордена. За участие в так называемой Битве народов получил орден Святой Анны 1-й степени. В 1814 году принимал участие в осаде Майнца и ряде других сражений. 1 сентября 1814 года получил должность командира 2-й бригады Украинской казачьей регулярной дивизии. С 26 октября 1816 года служил на должности дежурного генерала 2-й армии. По состоянию здоровья 19 января 1822 года вышел в отставку «с мундиром». Умер 5 февраля 1834 года. Могила в Новодевичьем монастыре утрачена в советские годы. Награды и премии: Орден Святой Анны I степени; Орден Святого Владимира III степени; Орден Святого Георгия; Орден «Pour le Mérite»; Орден Красного орла; Кавалер Большого креста ордена Меча; Золотое оружие «За храбрость». С 1818 года был женат на фрейлине Екатерине Алексеевне Мусиной-Пушкиной (1786—1870), дочери графа А.И.Мусина-Пушкина и Е.А.Волконской, в приданое за ней Оболенский получил имение в Калужской губернии. До замужества она страдала нервными припадками и трясением головы, после того, как в июне 1806 года с отцом и старшей сестрой, со всем экипажем провалилась с моста в реку и спаслась чудом, её с трудом нашли в воде. Стесняясь своей болезни, во время припадков скрывалась даже от прислуги. В течение семи лет лечилась в Петербурге у разных врачей, пробовала лечение электричеством, но смог вылечить её домашний доктор Карл Гроссман. В браке имели детей: Алексей (1819, Париж, — 1884), генерал от артиллерии, сенатор, губернатор. Женат с 1847 года на фрейлине Зое Сергеевне Сумароковой (1827—1897), дочери С.П.Сумарокова; Екатерина (1820—1871), с 1840 года замужем за А.Л.Потаповым, шефом жандармов в 1874—1876 гг.; София (1822—1891), с 1843 года замужем за князем Борисом Васильевичем Мещерским (1818—1884), их сын Борис был тайным советником и камергером. По словам современника, княгиня Мещерская была «среднего роста, гибкая и стройная, с весьма тонкой талией. Цвет лица её был смуглый, с легким румянцем, её черные большие глаза, имели что-то особенное и подкупающее. Она страстно любила танцевать, имела много природного ума, находчивости и любила тонко пошутить и посмеяться над ближним с невинным юмором, придававшим много прелести её разговору.». Княгиня деятельно работала в благотворительных заведениях, в конце жизни увлекалась живописью, автор воспоминаний; Александр (1823—1865); Андрей (1825—1875), женат на Александре Алексеевне Дьяковой (1831—1890), основательнице гимназии; Георгий (Юрий, Егор) (1826—1886), участник Севастопольской обороны, генерал-лейтенант, смоленский губернский предводитель дворянства в 1880—1886 гг.; Наталья (1827—1892), с 1850 года замужем за А.Н.Карамзиным, сыном знаменитого историка Н.М.Карамзина.

Portrait_of_General_Camille_Alphonse_Trezel,_Minister_of_war. (581x700, 365Kb)
1780
Камиль Альфонс Трезель (французское имя - Camille Alphonse Trézel)
французский военный и государственный деятель, военный министр и пэр Франции периода Июльской монархии. Участник революционных и наполеоновских войн. Родился в Париже. В 1801 поступил чертёжником в Военное ведомство. В 1803 получил чин поручика Корпуса инженеров-топографов. В 1804 переведён в голландскую армию, в следующем году — помощник инженера-топографа. После польской кампании поручик Трезель был прикомандирован к посольству в Армению (1805—1806) и посольству Гильемино в Персию (1807—1808). После возвращения в 1809 году на родину — секретарь Комитета по установлению границ Иллирии, в 1810 году был произведен в капитаны и направлен в наполеоновскую армию в Испании. В конце 1811 года работал в топографическом Ганзейском ведомстве в Германии. Принимал участие в походе на Россию в 1812 году. Участник римской кампании, адъютантом-командантом сражался в Пруссии во время войны шестой коалиции (1813), затем — начальник штаба 13-й дивизии, участник обороны Майнца. Во время возвращения императора Наполеона I во Францию — вновь в рядах Великой армии. В битве при Линьи был тяжело ранен, потерял левый глаз. За проявленную храбрость в 1815 году получил чин бригадного генерала. Однако это назначение было отменено в следующем месяце по приказу Бурбонов. В 1818 году в чине полковника на службе в армии Франции. В 1828 году заместителем начальника штаба участвовал в военной экспедиции в Морею. В 1829 году произведен в фельдмаршалы. В 1831 году отправлен в Африку. Во время сражений в Алжире был дважды ранен; в 1846 году сделан пэром, в 1847 году — военным министром, руководил военным воспитанием графа Парижского и герцога Шартрского. Автор мемуаров «Voyage en Arménie et en Perse: fait dans les années 1805 et 1806. Notice sur le Ghilan el Mazenderan» (1826). Умер в Париже 11 апреля 1860 года. Награды: Великий офицер Ордена Почётного легиона. Литература: Трезель, Камилль-Альфонс // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.


Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку