-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109275
Комментариев: 6801
Написано: 117747


15 июля родились...

Воскресенье, 15 Июля 2012 г. 00:04 + в цитатник
 (521x698, 80Kb)
1573
Айниго Джойнс (Inigo Jones)
английский архитектор, внедривший стиль итальянского Ренессанса в Англии. Вероятно, будучи в Лондоне учеником художника Маркуса Гараэртса Младшего, с 1598 по 1603 посетил Италию, в то время называемую «создательницей художников». На протяжении нескольких лет являлся видной фигурой при дворе, где разрабатывал изысканные и фантастические декорации, костюмы и механические приспособления для сцены в королевском театре масок, невиданные ранее в Англии. В 1613 он вновь отправляется в Италию, в этот раз сопровождая известного коллекционера и придворного деятеля лорда Арундела в обширном культурном турне, обогатившем его знания не только о древних памятниках, но и об архитектуре Ренессанса, особенно зданиях Палладио. В 1615 году он был назначен Главным Смотрителем королевских строительных работ и в течение более чем 25 лет службы короне построил свои знаменитые, вдохновленные классикой здания, являвшие ошеломляющий контраст с существующей тогда практикой Лондона эпохи правления Тюдоров. Его шедевром стал Банкетный Дворец, Уайтхолл (1619-1622), представительное и гармоничное здание в стиле Палладио, с двухъярусным классическим фасадом. Им также построен Дворец Королевы, Гринвич (начат в 1616, завершен в 1635), и Дворец Принца, Ньюмаркет (1619-1622). Он распланировал первую площадь правильной симметричной формы Ковент Гарден в Лондоне, обрамленную однотипными фасадами, характерной чертой которой являлась небольшая церковь Святого Павла, одна из первых новых протестантских церквей в Англии. Скончался 21 июня 1652 года.

 (556x699, 130Kb)
1606
Харменс Ван Рейн Рембрандт (Harmenz van Rijn Rembrandt)
величайший художник, живописец, рисовальщик, офортист, живший в 17 в. в Голландии. Родился в Лейдене. Был шестым ребеном в семье зажиточного мельника Хармена Герритса и его жены Неелтге Виллемс ван Зейтбрук. Мельница находилась недалеко от пересекавшего город Рейна, поэтому Хармена Герритса стали называть ван Рейн, и это добавление к фамилии получила и вся семья. Родители, давая Рембрандту хорошее образование, хотели, чтобы он стал ученым или чиновником. Он учится в латинской школе, а затем с 1620 – в Лейденском университете, который покидает, не закончив его. Тяга к рисованию, проявившаяся еще с детских лет, привела его в мастерскую к местному живописцу Якобу ван Сваненбургу, который научил Рембрандта основам рисования и живописи, познакомил с историей искусств. Проучившись у него три года, Рембрандт в 1623 переезжает в Амстердам и продолжает обучение у известного живописца Питера Ластмана (1583–1633). Но обучение продолжилось всего полгода. В 1624 Рембрандт возвращается в Лейден и там вместе со своим другом Яном Ливенсом открывает свою живописную мастерскую. В 17 в. в Голландии после победы над Испанией католичество было запрещено, протестантизм не разрешает живописное оформление в храмах. Поэтому церковь, прежде являвшаяся крупнейшим заказчиком живописи, теряет эту роль, а на первый план выступает крупная и средняя буржуазия, состоятельные горожане. Картины, предназначенные для украшения бюргерских домов, должны теперь соответствовать новым задачам. Меняются размеры, появляются новые сюжеты, происходит разделение на жанры живописи, усиливается интерес к бытовому жанру, пейзажу, натюрморту, портрету, складывается тип группового портрета. Рембрандт учится у художников прошлого и своих современников, овладевает техникой живописи и гравюры. Он изучает искусство Италии по слепкам, гравюрам, копиям и воспринимает гуманистическое начало итальянского искусства. Большое влияние на его творчество оказал и стиль барокко, зародившийся в 17 в., но изысканность, пышность, подчеркнутая театральность этого стиля была далека от исканий Рембрандта. Он был поклонником творчества Микеланджело Меризи да Караваджо (1573–1510), основоположника реалистического направления в европейской живописи 17 в. Уже в портретах Рембрандта лейденского периода виден интерес художника к внутреннему миру человека. Уделяя основное внимание раскрытию душевного состояния портретируемых, он опускает второстепенные детали (Портрет старого воина, ок. 1630, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Им создаются первые сюжетные картины (Изгнание торгующих из храма, 1626, Москва, ГМИИ имени А.С.Пушкина; Меняла, 1627, Берлин – Далем), полотна, в центре которых ученые (Беседы мудрецов, 1628, Мельбурн, Национальная галерея; Ученый за столом, 1628, Лондон, Национальная галерея; Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Тщательно изучая искусство гравюры, он создает множество рисунков, гравюр, офортов. В конце 1631 Рембрандт, известный портретист и автор исторических полотен, переезжает в Амстердам, крупнейший торговый город. Одной из первых картин, написанных Рембрандтом в Амстердаме, бала картина Урок анатомии доктора Тульпа (1632, Гаага, Маурицхейс), относящаяся к традициям группового портрета. Художник передает портретное сходство всех героев, но в отличие от традиций группового портрета, где каждый из портретируемых занимает равнозначное положение, здесь все персонажи эмоционально подчинены Тульпу. Картина вызвала огромный интерес, и Рембрандт становится одним из модных молодых портретистов Амстердама. В 1634 Рембрандт женится на дочери бывшего бургомистра Леувардена – Саскии ван Эйленбург, знатной и богатой патрицианке. После женитьбы он покупает большой дом. Обставляя дом роскошными вещами, художник создает богатую коллекцию, куда входили произведения Рафаэля, Джорджоне, Дюрера, Мантеньи, ван Эйка, гравюры с произведений Микеланджело, Тициана. Рембрандт собирал персидские миниатюры, вазы, раковины, подлинные античные бюсты, китайский и японский фарфор, венецианское стекло, дорогие восточные ткани, костюмы различных народов, гобелены, музыкальные инструменты. В 30-е годы Рембрандт – благополучный, удачливый, состоятельный художник, что отражается и в его произведениях. Во многих картинах он изображает любимую жену Саскию (Портрет улыбающейся Саскии, 1633, Дрезден, Картинная галерея; Флора, 1634, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж; Свадьба Самсона, 1638, Дрезден, Государственная картинная галерея). Особенно выделяется знаменитый Автопортрет с Саскией на коленях (1635, Дрезден, Государственная картинная галерея). Он показывает себя веселым кавалером с бокалом вина, который обнимает полуобернувшуюся Саскию, сидящую у него на коленях спиной к зрителю. Картина наполнена жизненной силой, энергией и пронизана любовью к своей супруге. К этому же периоду относятся известные картины на библейскую тематику (Пир Валтасара,1634, Лондон, Национальная галерея; Жертвоприношение Авраама, 1635, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), пейзажи (Пейзаж с прудом и арочным мостом, 1638, Берлин – Далем; Пейзаж с бурей, 1639, Брауншвейг, Государственный музей герцога Антона Ульриха), парадные портреты, офорты. Это время, когда Рембрандт доводит до совершенства свою технику живописи и графики, придавая своим творениям предельную выразительность и глубину. Изучая традиционные методы письма и подходы к раскрытию тем, он в своем творчестве все более отходит от этих традиций. Вместо гладких, лессировочных мазков, которые наносятся тонкими слоями прозрачных и полупрозрачных красок поверх плотного слоя красок и создающих единую живописную поверхность холста, он пишет картины резкими, пастозными мазками, постепенно отказываясь от подробно прописанных деталей. К началу 40-х годов Рембрандт – популярный и высокооплачиваемый живописец. За 30-е годы им было написано около 60 заказных портретов. У него около 15 учеников. Одна из наиболее известных картин Рембрандта этого периода – Даная (1636–1646, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Поместив мифологическую героиню в роскошном алькове богатого бюргерского голландского дома, он виртуозно прописывает бархатный полог, нарядно вышитые подушки, любуется лучами золотистого света, мягкими волнами заливающими прекрасное обнаженное тело Данаи. Работу над картиной он начал писать в период семейного счастья, в зените славы. Но в последующие годы многое изменилось: умирают трое детей Рембрандта, через несколько месяцев после рождения последнего сына, Титуса, скончалась любимая жена Саския (1642), вскоре он лишается матери и сестер. Одним из последних портретов жены был Последний портрет Саскии (1643, Берлин – Далем). В начале 40-х годов Рембрандт получает заказ от капитана отряда стрелков Франса Баннинг-Кока на большой групповой портрет отряда для парадного зала нового здания амстердамской стрелковой гильдии. Создается знаменитый Ночной дозор (1642, Амстердам, Рейксмузеум) (3,87–5,02 м). Отряд из 18 фигур представляет собой единую сплоченную группу, окруженную горожанами. Стрелки, выступающие в поход, выходят из арки здания на освещенную площадь, под развевающимся флагом. Групповой портрет приобретает характер своеобразной исторической картины, в которой Рембрандт воплощает свое представление о гражданских идеалах. Мнения современников о картине разделились: одни сразу увидели шедевр, другие, в том числе и заказчики, нашли, что картина не отвечает традициям группового портрета. Поэтому ее повесили в другое, более маленькое, не предназначенное для нее место, обрезав холст со всех сторон, что нарушило композицию картины. Несмотря на это она является непревзойденным образцом группового портрета, где каждому персонажу дана острая психологическая характеристика. 50-е и 60-е годы ознаменованы созданием выдающихся шедевров, а также углублением конфликта художника с властями. Неудовольствие властей вызывало то, что его гражданской женой становится Хендрикье Стоффельс, бывшая служанка в доме Рембрандта. Художник не мог официально жениться на ней, т.к. по завещанию Саскии Рембрандт при заключении нового брака лишался бы права быть опекуном наследства своего сына Титуса. Церковь преследовала Хендрикье за ее связь, не освященную браком. Рембрандт неоднократно изображает Хендрикье, она становится его моделью (Портрет Хендрикье в богатой одежде, 1654, Париж, Лувр; Портрет Хендрикье Стоффельс, 1657–1658, Берлин – Далем; образ Марии в картине Святое семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, также навеян ее чертами). Рембрандт почти полностью лишается заказов. В это время он пишет картины на библейские и мифологические темы: Иосиф, обвиняемый женой Пентефрия (1655, Вашингтон, Национальная галерея), Христос в Эммаусе (1648, Париж, Лувр). В центре творчества Рембрандта – человек, его внутренний мир, переживания и радости. Уделяя большое внимание портретам, он делает акцент на раскрытие душевного мира своих моделей: Портрет старушки (1654, Москва, ГМИИ имени А.С.Пушкина), Портрет старика в красном (1654, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Титус за чтением (ок. 1657, Вена, Музей истории искусства), Портрет Яна Сикса (1654, Амстердам, Собрание Сикс). К этому же типу портретов относятся и поздние автопортреты художника, поражающие многоплановостью психологических характеристик: Автопортрет (ок. 1652, Вена, Музей истории искусства), Автопортрет (1660, Париж, Лувр). Рембрандт получает столь редкие в то время живописные заказы: Аристотель, размышляющий у бюста Гомера (1653, Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Приобретя в годы финансового благополучия роскошный дом, Рембрандт заплатил лишь половину суммы. Оставшиеся долги, особенно после смерти Саскии постепенно привели художника к банкротству. Кредиторы подают официальные иски, добиваются судебного решения о заключении в тюрьму. В кампанию травли художника включаются и родственники Саскии, с которыми еще при жизни Саскии у Рембрандта произошел конфликт, т.к. они утверждали, что художник проматывает состояние своей жены. Хотя в тот период Рембрандт нажил своим трудом состояние, превышавшее придание его жены, собрал великолепную коллекцию художественных ценностей. Снова церковь выступает с осуждением его сожительства с Хендрикье, их дочь Корнелия объявляется незаконнорожденной. В 1656 по решению суда Амстердамская ратуша объявляет Рембрандта несостоятельным должником, была проведена опись имущества, в 1656–1658 состоялась его распродажа. Реальная стоимость имущества художника в несколько раз превосходила размеры его долгов: коллекция была оценена в 17 тыс. гульденов. Однако была продана всего за 5 тыс., дом был оценен вдвое дешевле его первоначальной стоимости. Но не все кредиторы были удовлетворены. И суд постановил, что все картины, которые будут создаваться художником, должны продаваться в счет погашения долгов, суд также лишил Рембрандта права иметь имущество, кроме носильных вещей и принадлежностей для рисования, что означало нищенское существование. Семья Рембрандта переезжает в беднейший квартал Амстердама. Титус после разорения отца, чтобы сделать свое имущество полностью недоступным кредиторам Рембрандта, составляет завещание, в котором все свое состояние оставляет сестре Корнелии, а Рембрандта назначает опекуном с правом пользования деньгами. Несмотря на тяжелое положение Рембрандт продолжает писать. В основном это автопортреты, портреты родных (Портрет Титуса, 1660, Балтимор, Собрание Джекобса), снова обращается к образу библейского Давида (Давид перед Саулом, 1657, Гаага, Маурицхейс). В 1660 Титус и Хендрикье открывают антикварный магазин, куда Рембрандт был оформлен на работу экспертом. И хотя по решению суда вновь написанные Рембрандтом картины должны были переходить в распоряжение кредиторов, договор о найме его на работу, давал возможность художнику передавать свои произведения в антикварный магазин. Это позволило семье увеличить свои доходы и купить дом. Вновь художник обращается к автопортретам, к картинам на библейскую тему (Артаксеркс, Аман и Эсфирь, 1660, Москва, ГМИИ имени А.С.Пушкина). Среди других художников он получает заказ для оформления амстердамской ратуши (Заговор Юлия Цивиллиса или Клятва ботавов, 1661, Стокгольм, Национальный музей). Картину (размером ок. 30 квадратных метров) возвращают художнику «для исправления». Но Рембрандт отказался вносить изменения, и заказ был отдан другому художнику. На части этого холста Рембрандтом был выполнен другой заказ – знаменитый групповой портрет Синдики (1662, Амстердам, Рейксмузеум). Синдики, старшины, корпорации цеха суконщиков сидят за столом в официальных черных костюмах. Ясность и уравновешенность композиции, скупость и точность отбора деталей, создание цельного образа группы людей, необычный ракурс, подчеркивающий монументальный характер изображения, торжественность происходящего – все это относит картину к великим шедеврам живописи. В 1663 умирает Хендрикье, которая по завещанию оставляет Титусу антикварный магазин, а Рембрандту – небольшое наследство. Рембрандт становится опекуном своей дочери Корнелии. После двухлетнего творческого перерыва он пишет ряд известных картин: Давид и Урия (1665, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Еврейская невеста (1665, Амстердам, Рейксмузеум), Семейный портрет (1668–1669, Брайнгшвейг, Государственный музей герцога Антона Ульриха). Но подлинным апофеозом всего творчества Рембрандта явилась картина Возвращение блудного сына (1668–1669, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Неоднократно художник обращался к этой теме (наброски и эскизы встречаются уже в 30-е годы). На огромном холсте (260 × 205 см) со спины показана коленопреклоненная фигура сына, вернувшегося под отчий кров. В его фигуре воплощено раскаяние человека, прошедшего трагический путь познания жизни. Мудрое и одухотворенное лицо старика-отца, освященное великой добротой, принимающего и прощающего сына, – шедевр Рембрандта, мастера, умеющего проникать в душу своих персонажей, и показывать все их переживания на холсте. Это картина о страдании и великой любви. В феврале 1668 Титус женился на Магдалене ван Лоо, но вскоре скончался. Это нанесло сокрушительный удар Рембрандту, и 8 октября 1669 года он умирает на руках своей дочери Корнелии. Творческое наследие Рембрандта огромно: около 600 живописных полотен, почти 300 офортов и 1400 рисунков. Оно сказалось на творчестве его учеников, наиболее известные из которых Геррит Доу, Говарт Флинк, Самюэль ван Хоогстратен, Карель Фабрициус, Николас Мас. Оно повлияло и на развитие мирового искусства в целом, хотя было оценено по достоинству спустя многие годы. Широкий тематический диапазон, гуманизм, поиски выразительных художественных средств, величайшее мастерство позволяло художнику воплощать в жизнь передовые идеи времени. Велика эмоциональность его произведений, создаваемая колоритом картин, который построен на сочетании теплых сближенных тонов и тончайшими оттенками цвета. Рембрандт оставил огромное живописное наследие, создавая картины на библейские, исторические, мифологические и бытовые темы, портреты и пейзажи, был великим мастером гравюры и офорта. Центральное внимание в своем творчестве он отводил человеку, его внутреннему миру, его переживаниям, раскрытию его духовного богатства. Творческая фигура Рембрандта высится в веках наряду с самыми крупными представителями мирового искусства. Литература: Ровинский Д., Полное собрание гравюр Рембрандта..., тома 1—(4), Санкт-Петербург, 1890; Гаман Р., Рембрандт. Гравюры, перевод с немецкого, (Москва), 1924; О Рембрандте. (Сборник), Москва — Ленинград, 1936; (Линник И.), Рембрандт ван Рейн. 1606—1669. (Альбом), Москва, 1956; Ротенберг Е., Рембрандт Гарменс ван Рейн, (Москва, 1956); Рембрандт. Художественная культура Западной Европы XVII в., (Сборник), Москва, 1970: Рембрандт Гарменс ван Рейн, Картины художника в музеях Советского Союза. (Альбом. Автор текста К.С.Егорова), Ленинград, 1971; ее же, Портрет в творчестве Рембрандта, Москва, 1975; Лазарев В.Н., Рембрандт портретист, в его книге: Старые европейские мастера, Москва, 1974, страницы 157—201; Bode W., Hofsted е de Groot С., L’oevre complиte de Rembrandt, v. 1—8, P., 1897—1906; Hind A.М,, Rembrandt's etchings, v. 1—2, L., 1923; Neumann K., Rembrandt, Bd 1—2, 4 Aufl., Mьnch., 1924; Weisbach W., Rembrandt, B. — .Lpz., 1926: Benesch О. [ed.]. The drawings of Rembrandt. Catalogue, v. 1—6, L., [1954—1957]; его же, Rembrandt, [Gen., 1957]; Rosenberg J., Rembrandt, v. 1—2, L., [1964]; Bredius A., Gerson H., Rembrandt's paintings, L., 1969; White C., Rembrandt as an etcher, v. 1—2, L. — University Park, [1969].

 (700x656, 159Kb)
1613
Гу Яньу (Гу Тинлинь, Гу Нинжэнь)
китайский философ-конфуцианец, просветитель-патриот и ученый-энциклопедист (филолог, историк, географ, экономист, астроном), положивший начало эмпирико-критическому направлению – пу сюэ («учение о естестве», «конкретное учение») в идеологии периода правления династии Цин (1644–1911). Родился в Куньшане провинции Цзянсу. Происходил из знатной образованной семьи, активно боролся с маньчжурскими завоевателями и после их победы (1644) в знак протеста принял псевдоним Яньу – «Пламенный воитель». Отказывался от карьеры при маньчжурском владычестве, дважды сидел в тюрьме (1655, 1668). Умер в Цюйво провинции Шаньси 15 февраля 1682 года. Идейное наследие Гу Яньу заключено главным образом в двух сборниках разнотемных произведений: Собрании прозы [Гу] Тинлиня (Тинлинь вэнь цзи) и Записях ежедневных познаний (Жи чжи лу). Неспособность Китая противостоять иноземцам Гу Яньу объяснял порочностью господствовавшей идеологии – неоконфуцианства, в особенности субъективистского учения Ван Янмина (синь сюэ1), которое квалифицировалось им как закамуфлированный под конфуцианство чань-буддизм. В противовес этому Гу Яньу выступал за изучение и восстановление «подлинного» конфуцианства («учения совершенномудрых» – шэн сюэ) в древнейшем ортодоксальном истолковании, выработанном в эпоху Хань (206 до н.э. – 220 н.э.). Поэтому порожденное Гу Яньу идейное направление стало называться также «ханьским учением» (хань сюэ). Для его возникновения основное значение имело введение Гу Яньу новых, более высоких стандартов точности и полезности знаний. Необходимость эмпирической обоснованности и практической применимости знания в общем онтологическом плане Гу Яньу выводил из того, что «для дао нет места вне орудий (ци2)», т.е. вне конкретных явлений действительности. «Путь-учение (дао) совершенномудрых» он определял двумя формулами Конфуция: «расширение познаний в культуре (вэнь)» и «сохранение чувства стыда в своих поступках» (Лунь юй, VI, 25, XII, 15, XIII, 20), – объединяя таким образом гносеологию с этикой. В противоположность Хуан Цзунси в дилемме «законы или люди» Гу Яньу определяющим считал человеческий фактор: обилие юридических норм пагубно, ибо заслоняет мораль. «Выправления людских сердец и улучшения нравов» можно достичь посредством свободного выражения общественного мнения – «чистосердечных обсуждений» (цин и). Гу Яньу полагал, что в период с 8 в. до н.э. по 17 в. наилучшим состояние нравов было в эпоху Восточной Хань (25–220), особенно в период правления ее основателя Гуаньу-ди (25–57). Вместо традиционной концепции политической власти, соотносящей императора и чиновников как «тело и члены», Гу Яньу предложил доктрину зависимости власти как целого от ее частей: чиновники разделяют власть (цюань) с Сыном Неба, т.е. императором (Жи чжи лу, цз. 7), частные интересы должны не искореняться, а использоваться для общего блага. Основой всей социально-политической структуры он считал межличностные, прежде всего кровнородственные отношения. Приблизился к различению общества (Поднебесная) и государства. Гибель государства – смена династии, гибель Поднебесной – утрата моральных норм до такой степени, что «люди готовы пожирать друг друга» (слова из Мэн-цзы). Ревизуя формулу конфуцианского канона Да сюэ, умение сохранить Поднебесную Гу Яньу считал гарантом умения упорядочить государство. В социально-экономической сфере выступал с позиций конфуцианского антимеркантилизма: обогащение людей вызывает претензии на власть. Предлагал отказаться от бумажных – «мнимых» – денег. Главной целью повышения стоимости денег (с увеличением их оборота), снижения колебаний рыночных цен и т.п. считал не экономическое благосостояние, а социально-политическую стабильность. Литература: Власов Л.С. К характеристике "хо хао" - термина экономической мысли Китая (по материалам "Цянь лян лунь" Гу Яньу, XVII в.). - В книге: Вопросы истории Китая. Москва, 1981 Кобзев А.И. Китай. - В книге: История политических и правовых учений. XVII-XVIII вв. Москва, 1989 Китайская философия. Энциклопедический словарь. Москва, 1994

1618
Франсуа Блондель (Nicolas-Francois Blondel)
французский архитектор, крупный теоретик классицизма, написавший фундаментальный "Курс архитектуры" и провозгласивший архитектурные формы античности и Возрождения "вечными, истинными законами". Родился в Рибемоне, Пикардия. С 1671 был директором Королевской академии архитектуры, планировал города и укрепления. Планировал города и укрепления, построил ворота Сен-Дени в Париже (1672) в духе древнеримской триумфальной арки. В книге «Курс архитектуры» (16751683) провозгласил архитектурные формы античности и Возрождения «вечными истинными законами», которые должны оставаться незыблемыми и для которых Б. пытался найти абсолютное числовое выражение. Умер в Париже 21 января 1686 года. Литература: Всеобщая история архитектуры, том 7, Москва, 1969.

1638
Джованни Буонавентура Вивиани (Giovanni Buonaventura Viviani)
популярный итальянский скрипач и композитор XVII века. Джованни Буонавентура Вивиани родился в итальянской провинции Тоскана в городе Флоренция. Джованни Вивиани с 1656 по 1660 год работал скрипачём при часовне города Инсбрука. Был придворным музыкантом в доме Габсбургов — одной из наиболее могущественных монарших династий Европы. Затем жил попеременно в нескольких итальянских городах: Венеции, Риме, Неаполе, Милане и Флоренции, где выступал в качестве солиста на скрипке и как композитор. Его музыкальная карьера была чрезвычайно успешной. Джованни Буонавентура Вивиани скончался в городе Пистойя в декабре 1693 года. Оперы: Astiage (1682); Scipione affricano (1678); Zenobia (1678); Le fatiche d'Ercole per Dejanire (1679); Mitilene, regina delle Amazzoni (1681); L'Elidoro, overo fingere per regnare (1686); La vaghezza del fato.
Оратории: La strage degli innocenti (1682); L'Eseguire del Redentore (1682); Le nozze di Tobia (1692); L'Abramo in Egitto; Faraone. Инструментальная музыка: Capricci armonici da chiesa e da camera а violino solo et sonate per tromba sola, Opera quarta (1678).

1701
Пьер Жубер (Pierre Joubert)
канадец, проживший самую долгую жизнь - 113 лет и 124 дня. Очевидно, Пьер Жубер - канадский долгожитель-рекордсмен. Имеются сведения о канадской долгожительнице Эллен Кэрролл, которая умерла 8 декабря 1943 в Норт Ривер, Ньюфаундленд, когда ей было якобы 115 лет и 49 дней; но точных документов о ее дне рождения нет, тогда как документальные подтверждения продолжительности жизни Пьера Жубера не вызывают сомнения. (Следует оговориться, что в 1943 Ньюфаундленд еще не входил в Канаду - он присоединился к ней в 1949. Но коль скоро история всех составных частей страны становится историей всей страны, то сведения об Эллен Кэрролл имеют непосредственное отношение к Канаде). Вообще путаницы с долгожительством много. Считается престижным жить долго, а престиж - могучая сила, всегда готовая поступиться правдой. Часто в одну сверхдлинную жизнь включают жизнь двух людей - матери и дочери, отца и сына. Так, несколько лет назад в Норвегии было обнаружено, что некий Кристиан Якобсон Дракенберг родился в 1626-м, а умер в 1772-м, то есть прожил 145 лет. Сенсация? Увы, нет. Да, все верно - Кристиан Якобсон Дракенберг родился в 1626-ом, и Кристиан Якобсон Дракенберг умер в 1772-м. Все верно, кроме одной детали: дополнительные изыскания установили, что это два человека, отец и сын, названный именем отца. Оба они прожили немало, но ни один из них не дожил и до ста... Документально подтверждена продолжительность жизни в 120 лет и 237 дней японца Шигечийо Изуми - он родился в 1865, умер в 1986. Американский журнал "Тайм" в марте этого года сообщил о праздновании в Бразилии 125-го дня рождения бывшей рабыни Марии Кармо Джеронимо. Если это так, то она - самый старый человек планеты (ее рост, к слову, 122см). Многочисленные же газетные публикации о живых людях, которым едва ли не 150 лет и у которых 3-летние дети, при проверке всегда оказывались уткой.

 (492x698, 101Kb)
1704
Август-Готлиб Спангенберг (August Gottlieb Spangenberg)
второй основатель евангелической братской общины, основатель Моравской церкви в Северной Америке. Родился в Клеттеберг-Хохенштейне, Саксония. В 1732 г. был адъюнктом богословского факультета в Галле. В 1743 г. Спангенберг был изгнан из Галле по приказанию короля, примкнул к Моравским братьям, совершил несколько миссионерских путешествий по Европе, Америке; в 1762 г. был преемником Цинцендорфа в звании епископа. С. напечатал: "Leben Zinzendorfs" (Барби, 1772) и "Idea fidei fratrum" или " Kurzer Begriff der christlichen Lehre in der Brь dergemeinde" (там же, 1779). Умер в Бертельсдорфе 18 сентября 1792 года. Литература: Ledderhose, "Lehen Spangenbergs" (Гейдельберг, 1846); Knapp, "Beitr д ge zur Lebensgeschichte Spangenbergs" (1792; Галле, 1884).

 (552x698, 168Kb)
1718
Александр Рослин (Рослен) (Alexander Roslin)
шведский живописец. Родился в Мальмё. Работал в Швеции, Германии, Италии, Франции и России, писал в духе рококо парадные портреты знатных господ. Изящно сочетал стремление дать конкретную психологическую характеристику модели с виртуозной передачей тканей, драгоценностей, орденов и переливчатым колоритом. В Третьяковской галерее хранится "Портрет графини Е.А. Чернышевой". Умер в Париже 5 июля 1793 года.

Jacques-AndrГ©_Naigeon (549x700, 72Kb)
1738
Жак Андре Нежон (Jacques-Andrй Naigeon)
французский философ-материалист и атеист, представитель младшего поколения просветителей; член института (1795), член Французской академии (1803). Родился в Париже. Был секретарем и ближайшим сотрудником П.Гольбаха, активно участвовал в подготовке его работ "Система природы", "Разоблаченное христианство" и др. Руководил подпольным изданием за границей многих произведений Гольбаха, издавал труды М.Монтеня, Ж.Ж.Руссо и Д.Дидро. Нежон считается основным автором вышедшей анонимно книги "Воин-философ" (1768; русский перевод — "Солдат-безбожник", 1925), которая с 1771 находится в папском "Индексе запрещенных книг". Возглавил создание большого раздела "Систематические энциклопедии" ("Философия древняя и новая", тома 1—3, 1791—1794), задуманного как продолжение и дополнение соответствующих разделов "Энциклопедии" Дидро. Умер в Париже 28 февраля 1810 года. Сочинения: йmoires historiques et philosophiques sur la vie et les ouvrages de D. Diderot, P., 1821. Литература: Вороницын И.П. История атеизма, 3-е издание, (Рязань, 1930); Ниякий В., Ж.-А.Нэжон (К 150-летию со дня смерти), "Наука и религия", 1960, № 2; Naville P., P. Th. D'Holbach et la philosophie scientifique au XVIII siиcle, 4 йd., P., 1943, p. 97-101, 160-165.

Fedor_Fedorovich_Ivanov (518x700, 137Kb)
1777
Федор Федорович Иванов
русский драматург и поэт. Воспитывался в гимназии при Московском университете, в 1790—1797 состоял на службе в морском ведомстве, потом перешёл на гражданскую службу в Москву, где и умер в 1816. Литературную деятельность Иванов начал стихотворениями в журнале «Ипокрена, или Утехи любословия» (1800). Участвовал в «Санкт-Петербургском Вестнике», «Вестнике Европы», «Амфионе», «Трудах Московского общества любителей словесности» и других. Известен как писатель и переводчик драматических произведений, из которых успехом пользовались одноактная драма в стихах «Семейство Старичковых» (1808; 3 издание), комедии «Не всё то золото, что блестит» и «Женихи, или Век живи и век учись» (обе 1808). Главное произведение — трагедия «Марфа Посадница, или Покорение Новагорода», написанная по сюжетной основе одноимённой повести Н.М.Карамзина и поставленная в 1809. Его сочинения и переводы были изданы в Москве в 1824 с биографией, написанной А.Ф.Мерзляковым. Умер в Москве 12 сентября 1816 года.

 (524x699, 1501Kb)
1779
Клемент Кларк Мур (Clement Clarke Moore)
американский писатель и церковный деятель: Сын епископа Нью-Йоркского, Мур преподавал в основанной им Универсальной епископальной духовной семинарии и занимался углубленным изучением еврейской культуры, результатом чего стал весьма объемистый "Сжатый лексикон еврейского языка" (в 2 т. ; 1809). В 1807 в одном из нью-йоркских магазинов Мур обнаружил умиравшего с голода Л. да Понте, либреттиста трех самых известных опер В.А.Моцарта ("Женитьба Фигаро", 1786; "Дон Жуан", 1787 и "Так поступают все женщины", 1790), и буквально вернул его к жизни, устроив на работу преподавателем итальянского языка и литературы. Среди других подвигов Мура следует отметить спасение нью-йоркского района Гринвич-Виллидж, который местные власти собирались подвергнуть радикальной перестройке. Анонимный памфлет (Мур признал авторство лишь несколько лет спустя) вынудил застройщиков отступить, и зеленый район мегаполиса сохранился в своем первозданном виде. Широкую известность Муру принесла поэма "Визит святого Николая" (1823), сыгравшая важную роль в становлении современного образа Санта-Клауса. Написанная под впечатлением от санной поездки в Гринвич-Виллидж за рождественскими подарками детям, поэма могла так и остаться неизвестной читающей публике, если бы ее не выкрал из письменного стола Мура некий родственник, отправивший рукопись в провинциальную газету "Sentinel", издававшуюся в городе Троя, штат Нью-Йорк, где она и была опубликована. Как и в случае с памфлетом в защиту Гринвич-Вил-лиджа, Мур признал свое авторство лишь спустя многие годы. Умер 10 июля 1863 года.

 (589x699, 102Kb)
1795
Эдуард Иванович (Карл Эдуард) Эйхвальд
русский естествоиспытатель, член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук (1826). Родился в Елгава, ныне Латвия. В 1814—1817 изучал медицину и естественные науки в Берлинском университете. В 1819 возвратился в Россию и был профессором университетов в Дерпте (с 1821), Казани (с 1823), Вильнюсе (с 1829) и Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге (1838—1851); в 1839—1855 читал курс палеонтологии в Санкт-Петербургском горном институте. Основные труды по систематике растений и животных, палеонтологии, геологии, минералогии. В 1825—1826 совершил путешествие по Кавказу и Каспийскому морю, а в 1829 — по юго-западной России. На основании материалов путешествий опубликовал работы, в которых описал ряд новых видов растений, каспийско-кавказскую фауну (главным образом моллюсков, рыб и пресмыкающихся), а также привёл сведения по географии посещенных им районов. В 1829—1831 опубликовал 3-томный труд «Специальная зоология», в котором дал очерк классификации животных с привлечением данных сравнит. анатомии, физиологии и палеонтологии и предложил свою систему животного царства. Автор учебников по минералогии («Ориктогнозия преимущественно в отношении к России...», 1844), геологии («Геогнозия преимущественно в отношении к России», 1846) и единственного в то время на русском языке руководства по палеонтологии («Палеонтология России», части 1—2, 1854—1961). В 1860—1868 вышла 4-томная монография Эйхвальда с атласом «Палеонтология России». Умер в Санкт-Петербурге 16 ноября 1876 года. Литература: Райков Б.Е., Русские биологи-эволюционисты до Дарвина, том 2, Москва—Ленинград, 1951, страницы 321—389.

ThomasBulfinch (526x698, 207 Kb)
1796
Томас Балфинч (Thomas Bulfinch)
американский мифолог. Родился в Ньютоне, Массачусетс. Автор работ "Эпоха сказок", "Эпоха рыцарства", "Легенды о Карле Великом", "Орегон и Эльдорадо". Булфинч принадлежал к хорошо образованным бостонским купеческим семьям со скромным достатком. Его отец, Чарльз Булфинч, архитектор из Массачусетского Государственного дома в Бостоне и части Капитолия в Вашингтоне, округ Колумбия. Умер Томас Балфинч 27 мая 1867 года.

 (538x699, 63Kb)
1797
Эдуард Франц Генаст (Eduard Franz Genast)
немецкий актёр, певец и композитор. Родился в Веймаре. Театральным образованием Генаста руководил Гёте. Дебютировал в Веймарском театре в 1814 ролью Осмина в опере Моцарта "Похищение из сераля". Одновременно с выступлениями в оперных спектаклях Генаст играл и в драме (Кент - "Король Лир", 1815). После ухода Гёте из Веймарского театра Генаст работал в театрах Дрездена (1817), Лейпцига (1818) и др. В 1828 был директором театра в Магдебурге. С 1829 вновь в Веймаре. Среди оперных партий Генаста: Дон Жуан и Фигаро ("Дон Жуан" и "Свадьба Фигаро"), Вильгельм Телль (оперная постановка Россини) и центральная партия в опере "Вампир" Маршнера (написана для Генаста., 1829, Лейпциг). Роли Генаста в драме: Валленштейн ("Смерть Валленштейна" Шиллера), Гёцфон Берлихинген (о. п. Гёте), Натан Мудрый (о. п. Лессинга), король Лир, Кориолан, Макбет (о. п. Шекспира). Генаст- автор опер: "Солнечные люди" (1828), "Предатель в Альпах" (1855, Веймарский театр). Мемуары Генаста "Из дневника старого актёра" (1862-1866) имеют большое значение для изучения истории немецкого театра середины 19 в. Умер в Висбадене 3 августа 1866 года. Сочинения: Aus dem Tagebuche eines alten Schauspielers, Bd 1-4, Lpz., 1862-66.

John_Barnett_by_Charles_Baugniet (580x700, 80Kb)
1802
Джон Барнетт (настоящее имя – Бернард Бер, Bernhard Beer)
английский композитор (опера "Горная нимфа") и музыкальный писатель. Родился в Бедворде. Состоял в родстве с Мейербером. В молодые годы сочинил множество песен, инструментальных произведений (в т. ч. несколько фортепианных сонат) и произведений для церкви, а также значительное количество театральной музыки. Вершина творчества Барнетта — опера «Горный сильф» (The Mountain Sylph, 1834, Лондон): одна из первых английских опер без разговорных диалогов и с развитыми ансамблевыми сценами, отмеченная сильным влиянием Вебера. «Горный сильф» не сходил с оперных сцен Англии до конца XIX в., однако следующие 2 серьезные оперы Барнетта не имели успеха. В 1841 Барнетт отошел от активного участия в музыкально-театральной жизни Лондона и стал учителем пения в провинции. Умер в Лекгемптоен, Глостершир, 16 апреля 1890 года.

Павел Сергеевич Бобрищев-Пушкин  (499x700, 457Kb)
1802
Павел Сергеевич Бобрищев-Пушкин
русский поэт, декабрист, брат Николая Сергеевича Бобрищева-Пушкина (1-го). Родился в дворянской семье в Московской губернии. Отец — помещик Алексинского уезда Тульской губернии (с. Егнышевка) отставной полковник Сергей Павлович Бобрищев-Пушкин; мать — Наталья Николаевна Озерова. Братья (по данным 1826: Сергей (17 лет, в корпусе путей сообщения), Дмитрий (16 лет, в корпусе путей сообщения), Петр (14 лет), Егор (13 лет), Александр (12 лет), Михаил (11 лет). Сестры: Екатерина (25 лет), Мария (21 год) и Наталия (7 лет). Получил домашнее воспитание. Учился в Пансионе Московского университета. В пансионе начал писать стихи и басни, которые в 1817 году были напечатаны в альманахе «Каллиопа». 31 января 1818 года поступил на учёбу в Московское училище колонновожатых. 10 марта 1819 года вместе с братом выпущен из училища в звании прапорщик. В 1819 году читал лекции по полевой фортификации в Училище колонновожатых. В апреле 1820 года командирован из Главной квартиры 2 армии на топографическую съемку Подольской губернии, где находился 4 года. 2 апреля 1822 года произведён в подпоручики. 10 июля 1822 года за топографическую съёмку награждён орденом Святой Анны IV степени. В 1824 году преподавал математику топографам при Главной квартире 2-ой армии. В 1825 году читал лекции по математике в учебном заведении для подпрапорщиков 2-ой армии. 29 марта 1825 года произведён в поручики. Поручик квартирмейстерской части 2-ой армии. Вступил в Южное тайное общество в 1822 году. П.И.Пестель, предчувствуя раскрытие заговора, попросил братьев Бобрищевых-Пушкиных зарыть в землю в своём имении Кирнавовке «Русскую правду». Братья при участии Н.Ф.Заикина зарыли «Русскую правду» «под берег придорожной канавы». А.П.Юшневский настойчиво требовал уничтожения «Русской Правды». Братья сообщили А.П.Юшневскому, что они сожгли «Русскую правду». «Русскую правду» выкопали в 1826 году во время следствия. Кто её нашел и передал Следственной комиссии — неизвестно. Арестован 8 января 1826 года в Тульчине по приказу от 30 декабря 1825 года. 16 января 1826 года доставлен в Санкт-Петербург на главную гауптвахту. В тот же день переведён в Петропавловскую крепость. Осужден по IV разряду. 10 июля 1826 года приговорен к каторжным работам сроком на 12 лет. 22 августа 1826 года срок каторги сокращен до 8 лет. Репин Н.П.. Якушкин И.Д., Бобрищев-Пушкин П.С. и Кюхельбекер М.К. во дворе Читинского острога. 1828—1830 годы. 27 января 1827 года отправлен из Петропавловской крепости в Сибирь. Прибыл в Читинский острог 17 марта 1827 года. Прибыл в Петровский завод в сентябре 1830 года. В «каторжной академии» создал религиозную «конгрегацию», читал курс высшей математики. Занимался философией. В Читинском остроге написал статью о происхождении слова. Работал столяром, закройщиком. Басни «Брага», «Кляча, дрова и дровни» распространились среди местного населения. Освобожден указом от 8 ноября 1832 года. Обращен на поселение в Верхоленск, а затем в Красноярск для ухода за душевнобольным братом. Указом от 6 декабря 1839 года разрешено переехать в Тобольск — брат был помещён в дом для умалишенных в Тобольске. Увлёкся гомеопатией, за что был прозван «гомеопат». Жил в доме декабриста П.Н.Свистунова. Лечил крестьян и чиновников. Для выезда к больным завёл лошадь, которую местные жители прозвали «Конёк-Горбунок». В Тобольске во время эпидемии 1848 года вместе с М.А.Фонвизиным лечил людей от холеры. Оказал помощь примерно 700 больным. Помогал местным жителям в проектировке домов, составлении планов, смет. Продолжал сочинять басни, писал и лирические стихи с христианским оттенком. 11 января 1856 года по высочайшему повелению разрешено вернуться в Тульскую губернию в имение сестры. Выехали вместе с братом из Тобольска 1 февраля 1856 года. Прибыли в село Коростино 31 марта 1856 года. Павел Сергеевич умер в Москве в доме Н.Д. фон Визиной-Пущиной 13 февраля 1865 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище. Павел Сергеевич всю жизнь любил Н. Д. фон Визину. Литература: Декабристы. 86 портретов. — Москва, 1906; Волков В. Декабристы на Колыме // Магаданская правда. 26 декабря 1975; Францева М.Д. Воспоминания // В потомках ваше племя оживет. — Иркутск, 1986; Декабристы: Биографический справочник/ Под редакцией М.В.Нечкиной. — Москва, 1988; Собрание стихотворений декабристов. Том 2. — Москва: Издание И.И.Фомина, 1907; Факелы. Книга третья. Сборник Борозды 1908 г (Бобрищев-Пушкин — религия любви) — товарищество Д.К.Тихомирова, Сириус 1908; Колесникова В. Гонимые и неизгнанные. Судьба декабристов братьев Бобрищевых-Пушкиных. — Москва: Центрполиграф, 2002; Бобрищев-Пушкин П.С. Сочинения и письма. Серия: Полярная звезда. — Иркутск, Иркутский мемориальный музей декабристов. 2007; Бобрищев-Пушкин П.С. «Краткое изложение гомеопатического способа лечения, испытанного во время холеры в городе Тобольске».

1802
Павел Сергеевич Бобрищев-Пушкин
поэт (преимущественно баснописец), поручик, декабрист, член Южного общества. Был приговорен к 12 годам, потом срок сокращен до 8 лет. С 1827 находился на каторге в Сибири (Читинский острог, Петровский завод), в 1832–1856 жил на поселении (Верхоленск, Красноярск, Тобольск), где опекал душевнобольного брат. В Сибири занимался медицинской практикой, в том числе во время холеры 1848. Пройденный им путь во многом типичен: Петропавловская крепость — Читинский острог — Петровский завод — Верхоленск — Красноярск — Тобольск — Москва. Умер в Москве в доме вдовы И.И.Пущина 25 февраля 1865 года.

 (532x699, 59Kb)
1808
Генри Эдуард Маннинг (Henry Edward Manning)
английский кардинал, один из выдающихся церковных деятелей Англии (наряду с Ньюменом и Уайзманом), перешедших в католичество. Родился в Тоттеридже (графство Хартфордшир). Учился в Харроу при директоре докторе Дж.Батлере, у которого в свое время учился лорд Байрон. Затем поступил в Бейллиол-колледж Оксфордского университета, где его лучшим другом стал будущий премьер-министр У.Ю.Гладстон. Маннинг вошел в дискуссионный клуб колледжа, который они с Гладстоном по очереди возглавляли. Оба они были ревностными англиканами. В те годы Гладстон намеревался стать священником, а Маннинг мечтал о карьере политика, но в будущем их роли поменялись: Гладстон стал членом парламента, тогда как Маннинг изучал теологию и начал преподавать в Мертон-колледже Оксфордского университета. В 1833, став священником, он получил приход и женился на Каролине Сарджент, породнившись с У.Уилберфорсом, будущим епископом Оксфордским. Через четыре года жена Маннинга умерла, не оставив детей. С 1841 Маннинг – архидиакон в Чичестере (1841); в последующие годы он стал членом т.н. Высокой церкви (направление в Англиканской церкви, тяготеющее к католицизму) и вот-вот должен был сделаться епископом. Однако, когда власти Англиканской церкви не утвердили одного священника из-за неортодоксальности его взглядов, Маннинг окончательно разуверился в англиканстве. Он вступил в лондонскую общину иезуитов и 16 июня 1851 отслужил свою первую мессу. Во время обучения в Риме Маннинг завоевал расположение папы Пия IX. Он основал конгрегацию Облаток святого Карла в Бейсуотере и собрал вокруг себя множество конвертитов, сделался главным советником кардинала Уайзмана, первого архиепископа Вестминстерского (примаса Римско-католической церкви в Англии). Во время Крымской войны он оказал духовную и материальную поддержку английской медсестре Флоренс Найтингейл, послав ей в помощь группу ирландских сестер милосердия. Несмотря на ожесточенное сопротивление католиков-консерваторов, которые прочили в преемники Уайзману архиепископа Эррингтона, папа возвел Маннинга (бывшего провостом, т.е. настоятелем кафедрального собора) в сан архиепископа Вестминстерского (1865). Кардиналом Маннинг стал только в 1875, что было связано с враждебным отношением к нему после Ватиканского собора, на котором он возглавил ультрамонтанскую партию, отстаивавшую догмат о папской непогрешимости (1870). Маннинг добился согласия Гладстона внести на рассмотрение парламента законопроект о самоуправлении (Гомруль) для Ирландии (отклонен палатой лордов в 1893). Он поддержал Союз сельскохозяйственных рабочих и принял активное участие в забастовке лондонских докеров (1889). Победа рабочих, часто называемая «кардинальским миром», стала часом рождения английской Лейбористской партии. Будучи архиепископом, Маннинг оказывал сильное противодействие кардиналу Ньюмену, которого он почти остановил на пороге ватиканской Коллегии кардиналов. Ему удалось расстроить планы иезуитов в отношении своей образовательной политики, и булла, которой он добился от папы Льва XIII, с тех пор сказывается на деятельности всех религиозных орденов. Умер Маннинг в Лондоне 14 января 1892 года.

Jakob_henle (521x700, 86Kb)
1809
Фридрих Густав Яков Хенле (Генле; немецкое имя - Friedrich Gustav Jacob Henle)
выдающийся немецкий патолог и анатом, ближайший ученик И.Мюллера. Фридрих Густав был связующим звеном между двумя немецкими научными школами - гистологией Йоханнеса Мюллера (учением о строении тканей живого организма) и микробиологией еще более известного Роберта Коха - первооткрывателя туберкулезной палочки. Мюллер обучал его в Боннском и Берлинском университетах, сам он преподавал Коху, Кох превратил идею профессора об инфекционном происхождении многих болезней в теорию. Изучал медицину в Бонне и Гейдельберге. По защите диссертации — «De membra-na pupillari alliisque oculi membranis pel-' lucentibus» (Bonnae, 1832) отправился с Мюллером в Париж, где работал в «Jardin des plantes». В 1834 году вместе со своим учителем, в качестве его прозектора, переходит в Берлин, где сближается с Шлейденом и Шванном. В 1837 году для получения права преподавания (pro venia legendi) представляет «Sym-bolae ad anatomiam villorum intestinalium imprimis eorum epithelii et vasorum lacte-orum»(Berolini, 1837; сводка данных по анатомии кишечных ворсин). Через три года Генле профессор - анатом в Цюрихе; здесь он заканчивает создавшую ему мировую славу «Allgemeine Anatomie» (Leipzig, 1841); вместе с клиницистом Пфейфером основывает «Zeitschrift ftir rationelle Medizin» (1844); переходит в Гейдельберг и, наконец, с 1852 г. до смерти состоит директором Анатомического института в Геттингене. Крайне разносторонний, выдающийся исследователь, Генле обогатил науку множеством фундаментальных открытий. Изучив тонкую структуру кожных покровов, тканей глаза и мозга, Хенле опубликовал свою первую статью "О миазмах и заразных болезнях" - работа восходила к непопулярным для начала XIX века воззрениям ренессансного ученого Джироламо Франкасторо и устанавливала тот факт, что возбудитель болезни не просто существует как часть органической природы, но является живым и при этом паразитическим существом. Позже Хенле издал свою "Общую анатомию" и труд под названием "Handbuch", "Руководство", позволяющее врачу отличить здоровый орган от больного - после вскрытия. Умер 13 мая 1885 года. Из многочисленных работ Генле отметим: «Vergleichendanatomische Beschreibung des Kehlkopfs» (Leipzig, 1839); «Uber die Ausbreitung des Epitheliums im menschli-chen Korper» (Johann Mullers Archiv, 1838, Heft 1); «Uber die Kontraktilitat der Ge-fasse» (Casper's Wochenschrift, 1840, № 21); «Uber die Struktur und Bildung der menschjlichen Haare» (Froriep's Notizen, Band XIV, № 8, 1840); «Handbuch der systematischen Anatomie des Menschen» (B. I—III, Braunschweig, 1856—73); «Zur Anatomie der Niere» (Gottingen, 1862); «Handbuch der rationellen Pathologie» (Braunschweig, 1846—52); «Ana-tomischer Handatlas» (Braunschweig, 1871); «Grundriss d. Anatomie d. Menschen» (Braunschweig, 1880). Литература: Merkel, Jakob Henle, Braunschweig, 1891.

V_A_Dolgorukov (620x700, 96Kb)
1810
Владимир Андреевич Долгоруков
князь, российский военный и государственный деятель, генерал-адъютант, генерал от инфантерии, кавалер Ордена святого апостола Андрея Первозванного (30 августа 1874), Московский градоначальник, московский генерал-губернатор в 1865—1891 годах. Родился в Москве. По окончании курса в Школе гвардейских подпрапорщиков служил в лейб-гвардии конном полку, участвовал в польской кампании, позже был генерал-провиантмейстером и членом Военного совета. 1 февраля 1852 был награждён орденом св. Георгия 4-й степени (№ 8841 по списку Григоровича—Степанова). 30 августа 1865 года князь Владимир Андреевич был назначен московским генерал-губернатором и служил на этой должности 25 лет и почти 6 месяцев (до 26 февраля 1891), пользуясь немалой популярностью среди населения. Особенную деятельность проявил во время войны с Турцией 1877—1878 годов: при его содействии организовано в Москве и уездах до 20 комитетов общества Красного Креста, собрано около 1 500 000 руб. пожертвований в пользу общества и 2 220 000 руб. для приобретения судов добровольного флота, устроено госпитальное помещение более чем на 2 400 кроватей, снаряжены два санитарных поезда, на 170 человек каждый, перевезшие свыше 12 500 больных и раненых. В 1875 году, когда широко отмечалось 10-летие службы В.А.Долгорукова на посту московского генерал-губернатора, Московская городская дума присвоила ему звание почетного гражданина Москвы. Через два года, по просьбе жителей Новослободной улицы, её переименовали в Долгоруковскую. Умер в Париже, где находился на лечении, 1 июля 1891 года. Литература: Князь Долгоруков Владимир Андреевич 1810—1891 Московский генерал-губернатор 30 августа 1865 — 26 февраля 1891; Духовные завещания князя Владимира Андреевича Долгорукова // Русский архив, 1896. – Книга 2. – Выпуск 4. – Страницы 581-587.

 (649x699, 62Kb)
1810
Иоганн Якоб Левенталь (Johann Jakob Lowenthal)
выдающийся венгерский шахматный мастер. Левенталь входил в комитет, руководивший игрой Будапешта в матче по переписке с Парижем, 1842—1845. После поражения революции 1848—1849, в которой Левенталь принимал участие на стороне Кошута, уехал в США, где играл с 13-летним Морфи, а с 1851 поселился в Англии. Левенталь. участвовал в Лондонских международных турнирах, 1851 и 1862, одержал победу в I турнире Британской шахматной ассоциации (Манчестер, 1857) и турнире в Бирмингеме, 1858, выиграл ряд матчей (важнейшие: Уильяме, 1851, +7, —5, =4; Горвиц, 1852, +4, —1; Левенталь, хотя и проиграл матч Морфи в 1858, но добился против него лучшего результата из европейских мастеров, + 3, —9, =2). Эти успехи выдвинули Левенталя на первое место среди шахматистов Англии. Левенталь был одним из руководящих деятелей Британской шахматной ассоциации, редактором журнала «Чесе плейере мэгезин» (1863—1867), плодовитым ш. писателем. Любопытно, что у него однажды выиграл небольшой матч знаменитый английский историк и социолог Генри Томас Бокль, труд которого "История цивилизации в Англии" в свое время был неслыханно популярен в России. Умер в Сент-Леонарде (Англия) 20 июля 1876 года.

1812
Бенно Адам (Benno Adam)
немецкий живописец из Мюнхена. Прежде всего известен как анималист. Начал свою художественную деятельность литографированием произведений своего отца, баталиста Альбрехта Адама, но потом стал заниматься под его руководством живописью животных и вскоре выказал такое уменье изображать их в спокойствии, движении и с комической стороны, что был прозван «немецким Лендсиром». К числу наиболее удачных его картин принадлежат: «Охота на оленя на морском берегу», «Скотный базар в горной Баварии» и «Раненый солдат с собакою на поле битвы», находящиеся в мюнхенской Новой пинакотеке. Его сын Эмиль также был художником. Умер 9 марта 1892 года.

John-Fowler (480x700, 110Kb)
1817
Джон Фаулер (или Фоулер; John Fowler)
английский инженер, участвовал в качестве помощника начальника в постройке железнодорожной линии Лондон — Брайтон, был ответственным инженером, а позднее и директором эксплуатации Стоктонской и Гэртльпульской железной дороги, в 1840 г. инженером-начальником железнодорожного комплекса Манчестер — Шеффильд — Линкольншир. Одним из наиболее замечательных его сооружений представляется начатая постройкой в 1853 г. подземная железнодорожная линия в Лондоне, для которой он по своему собственному плану построил и локомотив особенного рода. Кроме того, Фоулер занимался устройством и оборудованием доков (например, док Millwall), a также постройкой локомотивов собственной системы для уличных железных дорог. Ему машиностроительная техника обязана введением проволочных канатов как средств и орудий передачи. В 1866 г. Фоулер был избран в президенты "Institution of Civil Engineers" и в этом звании серьезно занялся вопросом о лучшем техническом образовании английских инженеров. В 1870 г. Фоулер был членом комиссии, составленной для того, чтобы высказать мнение относительно устройства железнодорожных путей в Норвегии. Впоследствии он занимал (до 1880 г.) место начальника инженеров на железных дорогах в Египте. Наконец, одновременно с Бекером он был руководящим инженером при постройке знаменитого и величественного моста через реку Форз (Forth или Firth) в Шотландии. Умер 20 ноября 1898 года. Литература: Mackay, "The life of sir John Fowler" (Лондон, 1900).

Esser-Heinrich-01[1869] (553x700, 63Kb)
1818
Генрих Йозеф Эссер (Heinrich Joseph Esser)
немецкий композитор идирижёр. Родился в Мангейме, Баден-Вюртемберг, Германия. Капельмейстер "Kдrntnerthor-Theater" в Вене, 1857 — капельмейстер придворной оперы там же, некоторое время управлял также филармоническими концертами; выслужив пенсию, поселился (1869) в Зальцбурге. Эссер был даровитый композитор; его квартеты для мужских голосов и романсы пользовались на родине большой популярностью; оркестровые и камерные композиции — менее известны. В молодости Эссер написал также несколько опер ("Silas" 1840 в Мангейме, "Riquiqui" 1843 в Ахене, "Die beiden Prinzen" 1845 в Мюнхене). Умер в Зальцбурге 3 июля 1872 года.

Anna_Postowojtowna (535x700, 116Kb)
1843
Анна Теофиловна Пустовойтова
русская революционерка. Родилась в местечке Верховишки, близ Житомира. Дочь русского генерала и польской дворянки. Окончила Пулавский институт благородных девиц (ныне Польша). Участница Польского восстания 1863—1864. Взята в плен 26 ноября 1863, сослана в Вологодскую губернию, в 1867 амнистирована. С 1870 жила в Париже. Сражалась на баррикадах Парижской Коммуны. Была схвачена версальцами. Освобождена благодаря вмешательству международного «Красного Креста». Современники отмечали ее бесшабашную храбрость. Умерла в Париже 2 мая 1881 года. Литература.: Герцен А.И., Русская женщина у Лангевича, Собрание сочинений в 30 томах, том 17, Москва, 1959; Боцяновский В.Ф., Анна Пустовойтова, «Мир приключений», 1928, № 3 cтраницы 182—185; Wawrzykowska-Wierciochowa D., Naidziwniejszy z adiutantow. Opowie о Annie Henryce Pustowojtуwnie, [Warsz.], 1968.

Christian_Holtermann_Knudsen (495x700, 47Kb)
1845
Кристиан Хольтерман Кнудсен (Christian Holtermann Knudsen)
деятель рабочего социалистического движения Норвегии. По профессии печатник. В 1887 был одним из основателей Норвежской рабочей партии (НРП), в 1887—1918 член ее Центрального правления. Боролся против националистического правого уклона в НРП. В 1906—15 депутат стортинга от НРП. В 1909—18 председатель НРП, выступал с оппортунистических позиций. С 1918 активной политической роли не играл. Умер 21 апреля 1929 года.

Vilfredo Paretoo (539x700, 76Kb)
1848
Вильфредо Парето (Vilfredo Pareto)
итальянский инженер, экономист и социолог, представитель математической школы в экономике. Один из основоположников теории элит. По мысли Парето, общество имеет пирамидальную структуру, на вершине которой находится элита — руководящий социальный слой, направляющий жизнь всего общества. Залог успешного развития — своевременная ротация (обновление) элиты. Он разработал теории, названные впоследствии его именем: статистическое Парето-распределение и Парето-оптимум, широко используемые в экономической теории и иных научных дисциплинах. Вильфредо Парето родился в Париже в семье итальянского маркиза, выходца из портового города Генуя, вынужденного эмигрировать из-за своих либеральных и республиканских убеждений. Мать Парето была француженкой, и он с детства одинаково хорошо владел итальянским и французским, однако всю жизнь он ощущал себя прежде всего итальянцем. В 1858 году семья Парето вернулась в Италию. Там Вильфредо начинает учиться и получает одновременно классическое гуманитарное и техническое образование. При этом большое внимание он уделяет изучению математики. После окончания Политехнической школы в Турине Парето в 1869 г. защищает диссертацию «Фундаментальные принципы равновесия в твердых телах». Тема эта воспринимается как предзнаменование, учитывая важное место понятия равновесия в его последующих экономических и социологических трудах. В течение ряда лет он занимал довольно важные должности в железнодорожном ведомстве и в металлургической компании. В 1890-е годы он предпринимает неудачную попытку заняться политической деятельностью. В это же время он активно занимается публицистикой, чтением и переводами классических текстов. В первой половине 90-х годов Парето публикует ряд исследований в области экономической теории и математической экономики. С 1893 г. и до конца жизни он был профессором политической экономии Лозаннского университета в Швейцарии, сменив в этой должности известного экономиста Леона Вальраса. В последний год жизни Парето в Италии уже установился фашистский режим. Некоторые видные деятели этого режима, и прежде всего сам Муссолини, считали себя учениками лозаннского профессора. В связи с этим в 1923 г. он был удостоен звания сенатора Италии. Парето выразил сдержанную поддержку новому режиму, одновременно призвав его быть либеральным и не ограничивать академических свобод. Умер Парето 20 августа 1923 года в Селиньи (Швейцария), где он жил последние годы своей жизни; там он и был похоронен. Принцип Парето к самому Парето имеет весьма отдаленное отношение. Парето умер в 1923 году, а принцип Парето ("80% последствий проистекают из 20% причин") предложил Джозеф Джуран в 1941 году и назвал его принципом Парето в честь одной из работ Парето, где говорилось о том, что в Италии 20% домохозяйств получают 80% доходов. Известные тезисы: «История — это кладбище аристократий».Библиография: Курс политической экономии (Cours d’йconomie politique, 1896-1897); Социалистические системы (Les Systйmes socialistes, 1902-1903); Учебник политической экономии (Manuale di economia politica, 1906); Трактат по общей социологии (Trattato di sociologia generale, 1916); Краткое руководство по общей социологии (Compendio di sociologia generale, 1920). Публикации на русском языке: Компендиум по общей социологии. Москва: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2007; Социалистические системы//Теоретическая социология. Антология. В 2-х Частях. (Составление, научная редакция, предисловие С.П.Баньковская), Том 1 -- Москва: Книжный Дом «Университет», 2002. Литература: Осипова Е.В. Социологическая система Вильфредо Парето // История буржуазной социологии XIX — начала XX века / Под редакцией И.С.Кона. Утверждено к печати Институтом социологических исследований АН СССР. — Москва: Наука, 1979. — Страницы 309-331. — 6400 экземпляров.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку