-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109442
Комментариев: 6802
Написано: 117915


6 июля родились...

Пятница, 06 Июля 2012 г. 00:05 + в цитатник
 (599x699, 114Kb)
1555
Людовик де Гиз (Louis II. de Lorraine-Guise)
французский герцог, кардинал, архиепископ Реймса. Родился в в Dampierre-en-Yvelines. Умер 24 декабря 1588 года.

 (600x645, 155Kb)
1580
Иоганн Штобеус (Johann Stobaeus)
немецкий композитор. Родился в Грауденце, ныне Грудзёндз. Он учился у Иоганна Эккарда и служил под его началом, как басист в Кенигсбергской капеллы с 1602. В 1603-1626 занимал должность Кнайпхоф, затем она становится придворным капельмейстером в Кенигсберге. Генрих Альберт был одним из его учеников. Один из ведущих городских композиторов, он использовал консервативный стиль в музыке, которая включает в себя хорал на основе песнопений, магнификаты простых, легко воспроизводимых протестантских гимнов, хоралы и праздничные песни, и много случайных работ; последние были особенно влиятельны. Он также редактировал меры хоральные аранжировки Эккарда. Умер в Кёнигсберге, ныне Калининград 11 сентября 1646 года.

1623
Якопо Мелани (Jacopo Melani)
итальянский композитор и скрипач эпохи барокко. Родился в Пистоя. Брат композитора Алессандро Мелани.Умер в Пистоя 19 августа 1676 года. Работы: 1655-6: Intermedi (with La donna piщ costante), Florence, Cocomero; 1657: Il potestа di Colognole (La Tancia) (libretto G. A. Moniglia), dramma civile rusticale, Florence, Teatro della Pergola; 1657: Scipione in Cartagine (libretto Moniglia?), dramma musicale, Florence, Cocomero; 1658: Il pazzo per forza (libretto G. A. Moniglia), dramma civile rusticale, Florence, Teatro della Pergola; 1659: Il vecchio balordo (Il vecchio burlato) (libretto Moniglia), dramma civile, Florence, Teatro della Pergola; 1661: Ercole in Tebe (libretto G.A.Moniglia), festa teatrale, Florence, Teatro della Pergola; 1663: Amor vuol inganno (La vedova, ovvero Amor vuol inganno) (libretto G.A.Moniglia), dramma civile, Florence; 1668: Girello (libretto Filippo Acciaiuoli), dramma musicale burlesco with a prologue by Alessandro Stradella, Rome, Palazzo Colonna; 1669: Il ritorno d'Ulisse (libretto Moniglia), dramma musicale, Pisa, Palazzo dei Medici; 1670: Enea in Italia (libretto Moniglia), dramma musicale, Pisa, Palazzo dei Medici; 1674: Tacere et amare (libretto Moniglia), dramma civile musicale, Florence, Cocomero.

 (700x482, 85Kb)
1678
Никола Франческо Хайм (Nicola Francesco Haym)
итальянский виолончелист, композитор и либреттист. Родился в Риме. Он играл под Корелли в Риме, 1694-1700, а затем был композитором и виолончелистом герцога Бедфорда в Лондоне, а позже служил у герцога Чандос. Он взял на себя ведущую роль в создании итальянской оперы в Лондоне и написаларии для работ А.Скарлатти и других. Среди других его работ оратории, церковная музыка и сонаты. В качестве либреттиста он сотрудничал, в особенности, с Генделем, написав или адаптировав тексты для опер, включая Тесео (1713) и Джулио Чезаре (1724). Он также был антикваром. Умер в Лондоне 11 августа 1729 года.

Jussieu_Antoine_de_(1688-1758) (496x700, 37Kb)
1686
Антуан де Жюссьё (французское имя - Antoine de Jussieu)
французский ботаник. Родился в Лионе, Франция. Старший брат Бернара и Жозефа. Был учеником Турнефора в Университете в Монпелье. С братом Бернаром совершил с научными целями путешествие по Испании, Португалии и южной Франции. Вернулся в Париж в 1708 и возглавил после кончины Турнефора кафедру ботаники при Королевском ботаническом саде. Его собственные научные работы не имеют выдающегося значения. Опубликовал расширенное издание турнефоровского сочинения «Institutiones rei herbrariae» (1719, 3 тома) и труд Жака Баррелье «Plantae per Galliam, Hispaniam, et Italiam observatae, etc.» (1714). Умер в Париже 22 апреля 1758 года.

1739
Жорж Альфонс Жакоб (Jacob)
французский мастер художественной мебели, представитель классицизма. Глава семьи французских мастеров художественной мебели. Родился в Шени (Бургундия) в крестьянской семье. Приехав в 1754 в Париж, учился мебельному делу у Л.Делануа. Начав с подражания работам А.Ш.Буля, создал к началу 1780-х гг. свой, исполненный строгой грации тип мебели в стиле классицизма (резная с позолотой, позже — из полированного красного дерева и золочёной бронзы с античными мотивами), которую поставлял во многие французские и иностраные дворцы (в том числе в Павловск). Работал также по эскизам Ж.Л.Давида (мебель для мастерской живописца, 1789—1790), Ш.Персье и П.Фонтена (обстановка зала заседаний Конвента в парижском дворце Тюильри, 1793) и др. Благодаря Персье и Фонтену, и впредь поставлявших эскизы для «мебели жакоб», вошел в число основоположников стиля ампир в прикладном дизайне. Для его произведений характерны строгие формы, темное красное дерево как излюбленный материал, накладки из золоченой бронзы, воспроизводящие декоративные мотивы Древнего Египта и Рима. Сотрудником Ж.Жакоба был знаменитый бронзовщик П.Ф.Томир. В 1796 передал дела своему сыну Франсуа Оноре, прозванному Жакоб Демальтер (6 февраля 1770, Париж, — 15 августа 1841, там же), а после 1803 основал совместно с сыном фирму (существовала до 1812), которая прославилась своей мебелью в стиле ампир для дворцов Наполеона I. С середины 19 в. под "стилем жакоб" подразумевают мебель красного дерева с. наклеенными рифлёными полосками латуни, изготовлявшуюся в мастерской Жоржа Альфонса Жакоба. Умер Жорж Жакоб в Париже 5 июля 1814 года.

 (523x698, 117Kb)
1739
Фридрих Вильгельм Руст (Friedrich Wilhelm Rust)
немецкий скрипач и композитор. Ученик К.Хека, Ф.Бенда и Ф.Э.Баха; позднее занимался в Италии у Дж.Тартини и Г.Пуньяни. В 1766г. поступил на придворную службу в Дессау, где руководил оркестром и хором. Отличный скрипач-виртуоз, Руст был в то же время хорошим лютнистом и играл на других инструментах. Написал 3 оперы; скрипичные концерты, 6 сонат для фортепиано, 2 сборника од и песен (1784, 1796) и другие сочинения. Умер 28 февраля 1796 года.

1743
Валентин Адамбергер (немецкое имя - Valentin Adamberger)
немецкий оперный певец (тенор). Родился в Мюнхене, Бавария. Учился в иезуитском колледже в Мюнхене (ныне Wilhelmsgymnasium Mьnchen). Был учеником Иоганна В.Валези (немецкое имя - Johann Walleshauser). Оперную карьеру начал в 1760 году в Баварии. Выступал в Италии, где завоевал широкую известность под именем Адамонти; два сезона (1777-1778 и 1778-1779) гастролировал в Королевском театре «Хеймаркет» (Haymarket Theatre) в Лондоне (пел в операх А.Саккини и «Милосердии Сципиона» И.К.Баха). С 1780 солист Придворного национального театра, с 1789 придворной капеллы в Вене. Адамбергера высоко ценил В.А.Моцарт, называя его человеком, которым «может гордиться Германия». Специально для Адамбергера он написал партию Бельмонта («Похищение из сераля») и несколько. концертных арий (на итальянском языке). В произведениях Моцарта Адамбергер исполнял партию Фогельзанга («Директор театра») и соло в кантате «Кающийся Давид» и др.

1746
Джованни Баттиста Грациоли (Giovanni Battista (Ignazio) Graziolii)
итальянский композитор. Родилсяв Больяко. Он работал в соборе Святого Марка, Венеция (второй органист, 1782-1785, 1785-1789 - первый). Среди его работ 12 аттрактивных клавесиновых сонат (с 1780) и духовная музыка. Его сын Алессандро был также композитор. Умер в Венеции около 1820 года.

 (558x699, 159Kb)
1747
Джон Пол Джонс
самый легендарный моряк американского флота. Он родился в Шотландии, его настоящее имя Джон Пол. Плавал на торговых судах, перевозил рабов. После убийства взбунтовавшегося моряка поменял имя на Джона Джонса и переехал в 1773 году в Виргинию, где весьма кстати ему досталось наследство умершего брата. В колониях, поднявшихся на борьбу за свою независимость, его морской опыт оказался бесценным. Джон Пол Джонс, как он теперь назывался, был назначен старшим помощником на первом корабле революционного флота — фрегате «Альфред», на котором впервые был поднят флаг восставших колоний. Получив звание капитана, он захватывал и уничтожал британские торговые суда, потом был отправлен во Францию, где принимает участие в морских сражениях: одерживает первую победу американцев над военным кораблем британского флота — шлюпом «Дрейк», а в сентябре 1779 года берет на абордаж фрегат «Серапис», когда находившийся под его командованием корабль «Бон Ричард» был практически уничтожен огнем артиллерийским огнем противника. За эту победу он единственным из моряков, участвовавших в Войне за независимость, был награжден золотой медалью Конгресса. Джонс был назначен командиром первого американского линейного корабля «Америка». При содействии Т. Джефферсона он поступил на российскую службу, где под именем Пауля Жонса был произведен в контр-адмиралы, став первым американским адмиралом. Джонс особо отличился летом 1788 года в сражениях с турецким флотом у Очакова, был награжден орденом Святой Анны, тогда же познакомился с одержавшим победу у Кинбурна А.В.Суворовым, которого назвал лучшим полководцем Европы. Но интригами высокопоставленных недоброжелателей во флоте и армии Джонс был отставлен от службы и осенью 1789 года покинул Россию. Скончался он в Париже 18 июля 1792 года, в 1905 году его прах перевезли в Америку.

 (547x699, 92Kb)
1755
Джон Флаксмен (John Flaxman)
английский художник, мастер графических иллюстраций, один из лидеров национального классицизма. Родился в Йорке в семье ремесленника, изготовлявшего гипсовые отливки. Первоначально работал в мастерской отца. Учась в лондонской Академии художеств (1770–1772), ревностно изучал античную и французскую классицистическую скульптуру. В 1775–1787 работал на мануфактуре Дж.Уэджвуда, создавая (по античным мотивам) эскизы для рельефного декора его керамики. В 1787 приехал в Рим, где руководил мастерской уэджвудских художников. Вернулся на родину в 1794, окончательно обосновавшись в Лондоне. Приступил к самостоятельному творчеству сравнительно поздно. Создал большие серии контурных рисунков к Илиаде и Одиссее Гомера (1793), трагедиям Эсхила (1795), Божественной комедии Данте (1802); все они были переведены в гравюру (в основном – Т.Пироли) и неоднократно переиздавались (оригиналы хранятся в лондонской Академии художеств и частных собраниях). Цикл же иллюстраций к Гесиоду был награвирован У.Блейком (1817). Идеалы просветительского классицизма нашли в этих изящных, навеянных древней вазописью, порой элегически-сентиментальных композициях кристально-четкое выражение. Оставил также большое скульптурное наследие (надгробия: лорда Мэнсфилда в Вестминстерском аббатстве, 1796–1801; Дж.Рейнолдса, 1803–1813, и адмирала Г.Нельсона, 1808–1818, в соборе святого Павла; и др.), которое, однако, не столь исторически-этапно, как его графика. Выступал и как дизайнер ювелирных изделий (эскиз серебряного Щита Ахилла, 1818). С 1810 был профессором лондонской Академии художеств. Его лекции по истории и теории скульптуры, изданные в 1829, явились важным документом английского художественного самосознания 19 в. Умер Флаксмен в Лондоне 7 декабря 1826 года.

 (476x698, 87Kb)
1766
Александр Уильсон (Alexander Wilson)
американский орнитолог. Родился в Пейсли, Шотландия. Его отец, ручной ткач, вскоре удалился в деревню и там, комбинируя ткачество с сельским хозяйством, дистилляцией и контрабандой в условиях, которые несомненно способствовали развитию в мальчике любви к сельскому труду и приключениям, которые определили его карьеру. Сначала он был помещен к преподавателю и предназначен для церкви, но после этого он был отдан в ученики ткача. Затем он стал разносчиком и провел год или два в путешествиях по всей Шотландии, записывая в дневник всё, что касалось естественной истории или представляло антикварный интерес. После краткого лишения свободы из-за оскорбительных насмешек в адрес мастеров-ткачей в торговых спорах он эмигрировал в Америку в 1794 году. После нескольких лет ткачества, торговли и отрывочных наблюдений, он становится сельским учителем, и в 1802 получает назначение вблизи Филадельфии, где он знакомится с натуралистом Уильямо Бартрамом. Под его влиянием Уилсон начал рисовать птиц, и задумал проиллюстрировать орнитологию Соединенных Штатов, и с этого времени он постепенно накапливает материал и предпринимает много экспедиций. В 1806 он получил должность помощника редактора американского издания "Энциклопедии Рииса", и таким образом приобрел больше средств и досуга для своего великого труда, Американской Орнитологии, первый том которого вышел осенью 1808, после чего он провел зиму в путешествии "в поисках птиц и суб-абонентов." К весне 1813 появились первые 7 томов, но тяжёлая экспедиция в то лето, в поисках морских водоплавающих птиц, которым должны были быть посвящены следующие тома была прервана из-за его уже подорванного здоровья. Он скончался от дизентерии в Филадельфии 23 августа 1813 года. Его стихи, включая Foresters (Филадельфия, 1805), несомненно, служили развитию его описательных возможностей. Восьмой и девятый тома Американской Орнитологии были изданы после его смерти его другом Джорджем Oрдом, работа была продолжена Люсьеном Бонапартом (4 тома, Филадельфия, 1825-1833). Полностью завершённый труд был переиздан несколько раз.

 (498x699, 96Kb)
1781
Сэр Томас Стэмфорд Бингли Раффлз (Sir Thomas Stamford Bingley Raffles)
государственный деятель Британской империи, известный, как основатель современного Сингапура, называемый «Отцом Сингапура». Также был вовлечён в захват индонезийского острова Ява у Голландии и Франции во время Наполеоновских войн. Он является одним из наиболее известных отцов Британской империи. Раффлз родился на борту корабля «Энн» недалеко от побережья Порт-Моранта, Ямайка. Его отцом был капитан Бенджамин Раффлз. Мать — голландка. Больше о ней ничего не известно. Его отец был участником карибской работорговли и умер внезапно, когда Раффлзу было 14 лет. Он оставил своей семье кучу долгов. Раффлз начал работать в Лондоне клерком Британской Ост-Индской компании, торговой компании, созданной для покорения морей. В 1805 он был послан в нынешний Пенанг (Малайзия), называвшийся тогда островом Принца Уэльского. Именно тогда и началась его долгая связь с юго-восточной Азией. Он начал службу под началом губернатора Филиппа Дундаса (Philip Dundas). В то время, как он был объявлен секретарем губернатора Пенанга в 1805, он женился на Оливии Девениш, вдове Якова Фалкорта, военного врача из Мадраса, который умер в 1800. В то же самое время Раффлз познакомился с Томасом Траверсом, который сопровождал его в течение следующих 20 лет. Хорошее знание малайского языка помогло ему заручиться благосклонностью лорда Минто, генерал-губернатора Индии, и Раффлз был послан в Малакку. Затем, в 1811 году, после вторжения наполеоновских войск в Голландию, Раффлз был вынужден покинуть её. Он организовал военную экспедицию против голландцев и французов на остров Яву (Индонезия). Кампания закончилась быстро под предводительством адмирала Роберта Стопфорда, генерала Вэтерхолла и полковника Гильспайра, которые возглавляли хорошо организованную армию против французской армии, состоящей из неопытных новобранцев. Предыдущий голландский губернатор Херман Дэнделлз построил хорошо защищённую крепость в Мистер Корнелис (ныне Джатинегара), и губернатор, занимавший в тот период эту должность, Ян Виллем Янссенс (который ранее сдал британцам Капскую колонию), вёл храбрую, но совершенно бесполезную оборону крепости. Британцы, возглавляемые полковником Гильспайром, захватили крепость за три часа. Янссенс попытался бежать с острова, но попал в плен. Британское вторжение на Яву длилось 45 дней, в течение которых Раффлз был назначен лордом Минто лейтенант-губернатором до того, как военные действия были прекращены. Он сделал своей резиденцией Бейтензорг, оставив при этом многих служащих-голландцев в структуре управления. Раффлз также вёл переговоры о мире и возглавлял некоторые малые экспедиции, направленные против местных князьков для подчинения их Великобритании. Он же участвовал во взятии острова Бангка для установки постоянного британского присутствия в регионе на случай возвращения Явы под власть голландской короны после окончания Наполеоновских войн. В течение своего губернаторства Раффлз ввёл частичное самоуправление, прекратившее работорговлю (давно ставшую конкурентом торговле опиумом). Он установил строгие ограничения на их ввоз во многом из-за тревоги Калькутты, возглавлял экспедиции, направленные на повторное открытие и возрождение Боробудура и других древних памятников. Он восстановил голландскую сельскохозяйственную систему и урегулировал земельное управление, возможно под влиянием ранних документов Дирка ван Хогендорпа (1761—1822). Он также ввёл в голландских колониях левостороннее движение, которое сохранилось до наших дней. 26 ноября 1814 года под влиянием сурового климата острова умерла Оливия. Это опустошающе повлияло на Раффлза. В 1815 году он вернулся в Англию после возвращения Явы Голландии в результате англо-голландского соглашения 1814 года. Раффлз был официально смещён Джоном Фендаллом из-за скудного финансирования колонии в течение правления его администрации, как считалось, преемниками лорда Минто в Калькутте. Он отплыл в Англию в начале 1816 года для того, чтобы вернуть себе доброе имя. По пути Раффлз посетил Наполеона во время остановки на острове Святой Елены, но посчитал эту встречу неприятной и невпечатляющей. В 1817 Раффлз написал и опубликовал книгу История Явы, в которой описал историю острова с античных времен. В 1817 он был посвящен в рыцари принцем-регентом, чья дочь, принцесса Шарлотта Августа Уэльская была очень близка к Раффлзу. В публикации книги он перестал также использовать имя Томас, предпочтя своё второе имя — Стэмфорд. Возможно, он сделал это, чтобы избежать конфуза, связанного с именем Сэра Томаса Севестра, либо с именем его кузена. 22 февраля 1817 Раффлз женился во второй раз на Софии Халл. Он был назначен на пост генерал-губернатора Бенкулена (ныне Бенгкулу) 15 октября 1817 и принял пост вместе со своей новой супругой. После краткого осмотра островов Каримун 29 января 1819, Раффлз учредил торговое поселение на южной оконечности Малайского полуострова. Оно было учреждено потому, что здесь, на острове Сингапур, не было голландского присутствия. Джохор также не имел какого-либо контроля над территорией. Умер в Хайвуде, близ города Барнет, Хартфордшир, 5 июля 1826 года. В честь сэра Раффлза английский ботаник Роберт Броун в 1821 году назвал род растений Rafflesia (Раффлезия), открытых в 1818 году на Суматре во время экспедиции, которую возглавлял Раффлз; цветки некоторых видов этого рода могут достигать одного метра в диаметре и весить более 10 кг. Также в честь сэра Раффлза было названо несколько видов растений (большей частью имеющих отношение к Юго-Восточной Азии). Среди них: Alpinia rafflesiana — Альпиния Раффлза; Dischidia rafflesiana; Nepenthes rafflesiana — Непентес Раффлза. Помимо растений в честь сера Стэмфорда Бингли Раффлса была названа сингапурская арт-компания Raffian Art. Суффикс -ian на английском языке обозначает принадлежность (as an adjective) From, related to, or like. (as a noun) One from, belonging to, relating to, or like. Отсюда и Raffian Art. В Сингапуре корень «Рафф» также ассоциируется с вещами класса «Люкс» (Raffles City, Raffles Hospital, Raffles Hotel). Литература: Chandler David P. In Search of Southeast Asia. — University of Hawaii Press, 1988. — ISBN 978-0-82481-110-5; Wurtzburg Charles E. Raffles of the Eastern Isles. — Oxford University Press, 1986. — ISBN 0-19-582605-1; de Jong Joop De Waaier van het Fortuin. — SDU publishers, 2000. — ISBN 90-12-08974-3; Nigel Barley (ed.), The Golden Sword: Stamford Raffles and the East, British Museum Press, 1999 (exhibition catalogue). ISBN 0-7141-2542-3; Noltie H. J. Raffles' Ark Redrawn: Natural History Drawings from the Collections of Sir Thomas Stamford Raffles. — British Library Publishing, 2009. — ISBN 970-0-7123-5084-6

 (700x700, 83Kb)
1785
Уильям Гукер (William Jackson Hooker)
английский ботаник-систематик, первый директор Королевского ботанического сада в Кью, член Королевского общества (FRS), иностранный член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии наук (1837). Автор множества работ по флоре Англии, Африки, Америки. Родился в Норвиче. Получил образование в средней школе в Норвиче, после чего, отдыхая, изучал естественную историю, особенно орнитологию и энтомологию. По рекомендации Сэра Джеймса Эдварда Смита он переключил своё внимание на ботанику. Его первой ботанической экспедицией, по предложению Сэра Джозефа Банкса, была поездка в Исландию летом 1809 года, но те образцы, которые он собрал, а также его записи и рисунки, были утеряны из-за пожара на судне, на котором он возвращался домой; молодой ботаник сам едва спасся. Хорошая память, однако, помогла ему опубликовать отчёт о поездке на остров, о его жителях и флоре (Tour in Iceland, 1809, переиздан в 1813). В 1810—1811 годах он предпринимает всё необходимое, чтобы сопровождать сэра Роберта Браунригга на Цейлон, но неспокойное состояние острова привело к отказу от экспедиции. В 1814 году он провёл девять месяцев в экскурсии по Франции, Швейцарии и северной Италии. Поселившись по возвращении в Хейлсуорте, Саффолк, он стал создавать свой гербарий, который в будущем стал всемирно известен среди ботаников. В 1816 году была опубликована его первая научная работа — «British Jungermanniae». Она была продолжена в новой редакции «Flora Londinensis» Уильяма Кёртиса, для которой он сделал описательную часть (1817—1828); в описательной части «Plantae cryptogamicae» Александра фон Гумбольдта и Эме Бонплана; в «Muscologia» — очень полном обзоре мхов Великобритании и Ирландии (совместно с Томасом Тейлором, 1818), и в «Musci exotici» (2 тома, 1818—1820), работе, посвящённой новым видам мхов. В 1820 году он стал профессором ботаники в университете Глазго. В следующем году он выпустил «Flora Scotica» — труд, в котором естественный метод систематизации британских растений был дан рядом с искусственным. Вместе с ботаником и литографом из Глазго Томасом Хопкирком он хлопотал о создании Королевского ботанического института и ботанического сада в Глазго. Благодаря, главным образом, Гукеру ботаников стали привлекать к экспедициям, организуемым правительством. Его гербарий получал крупные и ценные пополнения со всех частей света; его позиции, как ботаника, таким образом, существенно улучшались. Он стал Рыцарем Ганновера в 1836 году, а в 1841 году (в связи с отставкой Уильяма Айтона) он был назначен директором Королевского ботанического сада в Кью. Под его руководством сад увеличился с 10 до 75 акров (с 4 000 до 304 000 кв м), с арборетумом в 270 акров (840 000 кв м), были возведены новые оранжереи, был создан музей ботаники. Сад стал при нём крупнейшим центром изучения мировой флоры.Умер 12 августа 1865 года. Сын Уильяма, Джозеф Долтон Гукер, также стал известным ботаником. Более того, он заместил покойного отца на месте директора Кью — редкий образец выдающегося сына на месте выдающегося отца. Печатные труды: Exotic Flora(на английском языке) (3 тома, 1822-1827); Account of Sabine's Arctic Plants(на английском языке) (1824); Catalogue of Plants in the Glasgow Botanic Garden(на английском языке) (1825); The Botany of Parry's Third Voyage(на английском языке) (1826); Icones Filicum (2 тома, 1829-1831) (совместно с Робертом Гревиллом); British Flora(на английском языке) (1830); British Flora Cryptogamia(на английском языке) (1833);Characters of Genera from the British Flora(на английском языке) (1830); Flora Boreali-Americana (2 тома, 1840); Icones plantarum (10 томов, 1837-1854);The Botany of Beechey's Voyage to the Pacific and Behring's Straits(на английском языке) (1841) (совместно с Джорджем Арноттом); The Genera Filicum (1842); Notes on the Botany of the Antarctic Voyage of the Erebus and Terror (на английском языке) (1843); Species filicum (5 томов, 1846-1864); A Century of Orchideae(на английском языке) (1846); Niger Flora(на английском языке) (1849); Victoria Regia(на английском языке) (1851); Museums of Economic Botany at Kew (на английском языке) (1855); Filices exoticae (1857-1859); The British Ferns(на английском языке) (1861-1862); A Century of Ferns (на английском языке) (1854); A Second Century of Ferns (на английском языке) (1860-1861). Кроме того, Гукер деятельно продолжал знаменитое издание по описанию новых и малоизвестных растений Botanical Magazine, основанное Кёртисом в 1787 (38 выпусков, 1827-1865), и сам основал новые журналы The Journal of Botany (4 выпуска, 1830-1842), Companion to the Botanical Magazine (2 выпуска, 1835-1836), The London Journal of Botany (7 выпусков, 1842-1848), Journal of Botany and Kew Garden Miscellany (9 выпусков, 1849-1857).

 (600x688, 39Kb)
1796
Теодор Симон Жуффруа (Théodore Simon Jouffroy)
французский философ, писатель и политический деятель. Родился в селении близ Монте (Юра). Учился в коллежах в Нозеруа и в Лон-ле-Солье; в 1811 поступил в Дижонский лицей, где прошел экстерном курс риторики. В 1813 был принят в Высшую педагогическую школу, где в то время преподавал Виктор Кузен, и в 1816 защитил диссертации по философии: Чувство прекрасного и чувство возвышенного (Le sentiment du beau et le sentiment du sublime) и О причинности (De causalitate). Преподавал в Высшей педагогической школе (с 1814) и в Коллеж де Франс (1833–1836). Сотрудничал в журналах «Globe», «Courrier Français» и «Encyclopédie moderne». Член Академии моральных и политических наук с 1833. В философии Жуффруа был последователем В.Кузена; его концепция складывалась также под влиянием идей Канта, Мен де Бирана и Руайе-Коллара. Жуффруа сосредоточил усилия на разработке философского метода, основное внимание уделил прояснению психологических понятий. Вслед за Мен де Бираном и Ларомигьером критически переосмыслил принципы психологии и метафизики Кондильяка, долгое время доминировавшей во Франции. В своих исследованиях опирался на идеи шотландской школы (сделал ряд переводов на французский язык трудов Д.Стюарта и Т.Рида), в том числе на развитую Ридом концепцию здравого смысла, которая стала в ту пору известной во Франции благодаря усилиям Руайе-Коллара и Кузена. Главным методом философии Жуффруа считал самонаблюдение. В своих лекциях в Сорбонне в 1837 Жуффруа предложил классификацию способностей души, на которую впоследствии опиралась большая часть французских психологов: 1) первичные влечения (любопытство, тщеславие, симпатия); 2) чувства; 3) интеллект, включающий в себя способность наблюдения (сознание, восприятие, память) и разум; 4) экспрессивная способность; 5) двигательная способность; 6) воля. В сфере психологии его в основном интересовала проблема отношения души и тела. В этике, разработанной под влиянием Канта, в основном исследуется проблема судьбы и предназначения человека, решение которой, как полагал Жуффруа, возможно путем объединения философских наук. Среди трудов Жуффруа: Философская смесь (Mélanges philosophiques, 1833), Курс естественного права (Cours de droit naturel, 1834–1842), Новая философская смесь (Nouveaux mélanges philosophiques, 1842), Курс эстетики (Cours de l'esthétique, 1843). Умер Жуффруа в Париже 1 марта 1842 года.

 (543x699, 44Kb)
1796
Николай I (Николай Павлович Романов)
император Всероссийский с 26 декабря 1825 по 2 марта 1855 года, царь Польский и великий князь Финляндский. Из императорского дома Романовых, Гольштейн-Готторп-Романовской династии. Сын императора Павла I Петровича от второго брака с Софией-Доротеей-Августой-Луизой, принцессой виртемберг-штутгардтской, в православии императрицей Марией Федоровной. Родился в Царском Селе и, по воцарении отца, объявлен генерал-лейтенантом, с зачислением в лейб-гвардии Конный полк 19 ноября 1796 г.; назначен шефом лейб-гвардии Измайловского полка 8 июня 1800 г.; кончив воспитание свое (под руководством последовательно: генерал-лейтенанта графа Ламздорфа, генерал-майора Н.И.Ахвердова, полковника П.П.Арсеньева, полковника П.П.Ушакова и наставника статского советника Пюже), отправился путешествовать по Европе, в 1816 г.; сочетался браком 1-го и наименован генерал-инспектором инженерной части 15 июля 1817 г.; сделался отцом сына-первенца Александра (ныне благополучно царствующий Государь) 29 апреля 1818 г.; по смерти императора Александра I, за отречением цесаревича Константина, вступил на престол 2 декабря 1825 г.; короновался в Москве 3 сентября и объявил войну Персии 28 сентября 1826 г.; утвердил положение и штаты Патриотического института 19 апреля, и Устав первого Российского страхового от огня общества 4 июля 1827 г.; кончил войну с Персией Туркменчайским договором 22 февраля, доставившим России Армянскую область (ныне Эриванская губерния) и объявил войну Турции 26 апреля 1828 г.; учредил почетный Мариинский знак за беспорочную службу лиц женского пола по ведомству заведений императрицы Марии 13 января; передал императорскую Академию художеств из ведомства министра народного Просвещения в ведомство министра императорского двора 21 февраля; кончил турецкую войну Адрианопольским миром, доставившим России пять крепостей (Анапу, Поти, Ахалцых, Ацкур, Ахалкалаки) и всем державам свободное плавание в Босфоре и Дарданеллах, 14 сентября; основал Дом трудолюбия в Москве 6 ноября 1829 г.; издал Полное собрание законов в апреле; воспретил браки ранее 18 лет мужскому и 16 женскому полу 31 июля; завел платиновую монету в 12 рублей серебром 24 сентября; учредил императорскую Военную Академию (ныне Николаевская Генерального штаба) 4-го и повелел издавать «Губернские ведомости» 27 октября 1830 г.; разделил Финляндию на восемь губерний 5 апреля; открыл первую в России выставку мануфактурных произведений в Москве 17 мая; смирил польский мятеж взятием Варшавы приступом 26 августа; основал в Санкт-Петербурге Училище торгового мореплавания 1-го и Практический технологический институт 23 октября; присоединил польские ордена Белого Орла и святого Станислава к российским 29 ноября 1831 г.; утвердил проект коммерческих судов 29 мая 1832 г.; издал Свод Законов Российской Империи 13 января и положил пенсии артистам императорских театров 15 августа 1833 г.; открыл университет святого Владимира в Киеве 15 июля; заменил общие рекрутские наборы частными 1 августа; воздвигнул Александровскую колонну в Санкт-Петербурге 11 сентября; учредил Археографическую комиссию для систематического издания источников отечественной истории 5 января 1835 г.; учредил Императорское Училище правоведения в Санкт-Петербурге 22 июня; Институт благородных девиц в Керчи 24 июля; Девичье училище в Одессе 5 декабря и Орловский-Бахтина кадетский корпус 18 декабря 1835 г.; утвердил положение об учреждении Общества первой русской железной дороги от Санкт-Петербурга до Павловска 3 апреля и завел училища на Алтае 15 августа 1836 г.; основал Институт благородных девиц в Белостоке 18 ноября 1837 г.; учредил Министерство государственных имуществ 1-го и казанский Родионовский институт благородных девиц 29 января; образовал Корпус топографов 19 марта, основал Николаевскую астрономическую обсерваторию при императорской Академии наук 1 июля, и переместил Главное управление Западной Сибири из Тобольска в Омск 7 декабря 1838 г.; устроил Корпус лесничих 11 февраля; утвердил воссоединение униатов с православной церковью в Российской империи 25 марта; завел первые в России детские приюты 27 декабря 1839 г.; указал быть Неплюевскому военному училищу в Оренбурге 18 декабря 1840 г.; учредил первые в России сберегательные кассы 11 ноября 1841 г.; основал Строительное училище в Санкт-Петербурге 29 декабря 1842 г.; повелел заменить ассигнации кредитными билетами 1 июня и производить буксирное пароходство на всех судоходных путях империи 2 июля 1843 г.; узаконил порядок производства в ученые степени 18-го апреля и основал Константиновский межевой институт в Москве 9 мая, повелев утвердить особое заведение для образования еврейского юношества, 25 ноября 1844 г.; воспретил употреблять детей в ночные работы на фабриках 27 августа 1845 г.; издал положения: о художественной собственности 13 января и об устройстве рыбных промыслов на Каспийском море 13 ноября 1846 г.; установил пробы для золотых и серебряных изделий 6 апреля 1847 г.; издал манифест о необходимости изготовиться к войне 26 марта и занял русскими войсками Яссы 14 июля 1848 г.; после первого дела русских с секлерами у Кронштадта (в Трансильвании) 4 февраля, издал манифест о войне против венгерских мятежников, в помощь Австрии 8 мая, и заставил Гергея, предводителя 22 тысяч венгров со 130 орудиями, положить оружие перед русскими войсками князя Паскевича в Шелоше 13 августа 1849 г.; снял таможни между Империей Российской и Царством Польским 25 октября и указал открыть Самарскую губернию 18 декабря 1850 г.; учредил Троицкосавское градоначальство 12 июля и открыл публике Николаевскую железную дорогу 13 ноября 1851 г.; открыл Якутскую область 13 января 1852 г.; повелел русским войскам вступить в придунайские княжества 14 июня; получил донесение о взятии русскими города Акмечети (форт Перовский) на реке Сыр-Дарье в Кокане 9 августа, и манифестом объявил войну Турции 1 ноября 1853 г.; объявив манифестом же о прекращении дипломатических сношений с Англией и Францией 21 февраля, двинул русские войска за Дунай 23 марта; узнал, что союзники, высадившиеся в Крыму 13 сентября, начали правильную осаду Севастополя 26 сентября 1854 г. и умер в Санкт-Петербурге 2 марта 1855 года. Тело его погребено в Петропавловском соборе 17 марта того же года. Император Николай I был женат на Фридерике-Луизе-Шарлотте-Вильгельмине, принцессе прусской, в православии императрице Александре Федоровне, от брака с которой имел четырех сыновей (в том числе ныне благополучно царствующий Государь император) и три дочери (из них одна, великая княжна Ольга, за королем виртембергским). Литература: Шильдер Николай К., Император Николай, его жизнь и царствование, тома 1—2, Санкт-Петербург, 1903; Кюстин А. де, Николаевская Россия, Москва, 1930; Татищев С.С., Внешняя политика императора Николая, Санкт-Петербург, 1887; Полиевктов М., Николай , Москва, 1918; Пресняков А.Е., Апогей самодержавия, Николай , Москва, 1925.

Иван Тимофеевич Глебов8 (490x700, 117Kb)
1806
Иван Тимофеевич Глебов
русский физиолог и анатом. Родился в селе Глебово Городище, ныне Рязанской области. В 1830 окончил Московскую медико-хирургическую академию; с 1841 ординарный профессор этой академии. С 1842 профессор первой в Московском университете кафедры сравнительной анатомии и физиологии, где ввел преподавание микроскопической анатомии. С 1857 в Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. Глебов развивал и пропагандировал экспериментальную физиологию в России. Среди трудов Глебова монография по физиологии аппетита и голода (1856), где он высказал положение о "темном мышечном чувстве", о явлениях торможения в нервной системе. Умер 22 ноября 1884 года.

 (484x698, 44Kb)
1808
Иоганн Густав Дройзен (Johann Gustav Droysen)
немецкий историк. Родился в Трептове. Окончил Берлинский университет. Профессор Кильского (с 1840), Йенского (с 1851), Берлинского (с 1859) университетов. Активно участвовал в Революции 1848-1849 гг. в Германии как умеренно либеральный политик: был членом конституционной комиссии Союзного сейма и депутатом Франкфуртского национального собрания. Выступал за объединение Германии «сверху» вокруг Пруссии и создание конституционно-монархического государства. Видный представитель малогерманской исторической школы. Автор ряда работ по истории Пруссии. Политические убеждения нашли также отражение в его трудах по истории античности периода эллинизма, в которых он возвеличивал македонскую монархию, считая ее высшей формой национального объединения греков, а личность Александра Македонского и его деятельность крайне идеализировал. Ввел в научный оборот термин «эллинизм» и первым в исторической науке дал конкретную разработку эллинистического периода, доведя изложение до 222 г. до н. э. («История эллинизма», 1890-1893). Под «эллинизмом» понимал процесс «распространения греческой государственности и образованности» среди восточных народов, игнорируя социально-экономическую сущность эллинизма. Умер Дройзен в Берлине 19 июня 1884 года. Сочинения: Geschichte Alexanders des Grossen, Hamb., 1833; Geschichte des Hellenismus, Bd 1-2, Hamb., 1836-43; Vorlesungen ьber das Zeitalter der Freiheitskriege, 2 Aufl., 1-2, Gotha, 1886; Geschichte der preussischen Politik, Bd 1-5, Lpz., 1859-86; GrundriЯ der Historik, Halle, 1925.

Manuel Pavia (518x700, 97Kb)
1814
Мануэль Павия у Лейси (Manuel Pavia у Lay)
испанский генерал, маркиз, военный министр. Родился в Гранаде. Он был сыном полковника Павии. Ччерез несколько лет учёбы в иезуитской школе Валенсии он поступил в Королевскую артиллерийскую академию в Сеговии. В 1833 году он стал лейтенантом охраны королевы Изабеллы II, а в течение карлистских войн с 1833 по 1840 г. он стал генералом в возрасте двадцати шести лет. Стал сенатором в 1845 году, военным министром в 1847 году. В 1852 году стал генерал-губернатором Филиппинских островов. В апреле 1854 провел много полезных реформ. По возвращении в Испанию женился на графине Санта Исабель (Santa Isabel).Умер в Мадриде 22 октября 1896 года.

Kolliker_Rudolph_Albert_von_1818-1902 (508x700, 90Kb)
1817
Рудольф Альберт Келликер (Rudolf Albert von Kцlliker)
швейцарский гистолог и эмбриолог. Иностранный член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии наук. Родился в Цюрихе. Образование получил в Цюрихе, Бонне и Берлине. Профессор университета в Цюрихе (1845-47) и Вюрцбурге (1847-1904). Изучал строение и развитие тканей с позиции клеточной теории, строение нервной системы с позиций нейронной теории. Описал частичное дробление яйца, доказав, что в процессе дробления клетки происходят друг от друга. Основные труды связаны с изучением строения и развития тканей, создал классификацию тканей высших животных и человека. Обнаружил миофибриллы в мышцах. Впервые установил существование одноклеточных животных организмов (грегарин). Умер в Вюрцбурге 2 ноября 1905 года. Сочинения: Icones histiologicae, Bd 1—2, Lpz., 1864—65; Handbuch der Gewebelehre, 6 Aufl., Bd 1—3, Lpz., 1889—1902; Erinnerungen aus meinern Leben, Lpz., 1899: в рус, пер.—Микроскопическая анатомия, М., 1866; Основы истории развития человека и высших животных, анкт-Петербург, 1882.

 (565x699, 77Kb)
1818
Карл Эрнст Адольф Андерсен (немецкое имя - Karl Ernst Adolf Anderssen)
немецкий шахматист, мастер комбинации и глава комбинационной школы, педагог, профессор математики, доктор наук. Победитель первого международного шахматного турнира в Лондоне (1851), после которого считался лучшим шахматистом мира, вплоть до проигрыша матча Полу Морфи (1858). Из-за того, что Морфи отошёл от шахмат, после победы во втором международном турнире (1862) Андерсен вернул себе звание «некоронованного чемпиона» и снова считался лучшим шахматистом мира, пока не проиграл матч Вильгельму Стейницу (1866). Из четырёх первых международных турниров он победил в трёх (в одном не смог участвовать в связи с занятостью на основной работе). Создатель «бессмертной» и «неувядаемой» партий, которые вошли в историю шахмат как шедевры комбинационной игры. Вопреки неоднократно высказывавшимся в шахматных учебниках и даже в «Курсе шахматных лекций» пятого чемпиона мира Макса Эйве мнениям об отсутствии у Андерсена позиционной игры, историк шахмат Яков Нейштадт отмечал, что «позиционные грехи Андерсена сильно преувеличены и относятся, главным образом, к раннему периоду его творчества». Адольф Андерсен родился в Бреслау, в бедной семье. Когда ему исполнилось 9 лет, отец научил его играть в шахматы. Андерсен вспоминал, что лучше всего изучил игру на основе книги Уильяма Льюиса «50 партий между Лабурдоннэ и Макдоннелом» (1835). Также он читал книги Филидора, Альгайера и Мозеса Гиршеля. Учась в гимназии святой Елизаветы родного города Бреслау, Андерсен рисовал в учебниках шахматные диаграммы, играл со своими друзьями партии «по переписке» во время уроков, что не помешало ему успешно окончить гимназию. Затем учился в университете Бреслау, где сдал государственные экзамены. Учёную степень получал в Берлине, где и познакомился с сильными шахматистами. Андерсен стал учителем немецкого языка и математики во Фридрих-гимназии родного города, а позже переехал в город Штольп (Померания), где был домашним учителем в семье. Временами он ездил в столицу Пруссии, играл в кафе Хойзлера с шахматистами Берлинской плеяды. Уже тогда представитель плеяды Вильгельм Ганштейн сказал, что Андерсен победит всех известных мастеров. За период до 1848 года сохранилось больше сведений о проигранных Андерсеном партиях, чем о выигранных им. Его соперники обычно хранили свои победы, сам же Андерсен партии не записывал. В январе 1848 года, ещё до отъезда в Померанию, Андерсен провёл в Бреслау матч со знакомым ему с юных лет земляком Даниелем Гарвицем. У Гарвица был гораздо больший опыт — он играл в Англии и Франции с Говардом Стаунтоном и Лионелем Кизерицким, другими известными европейскими шахматистами. Перед началом соперники сыграли партию вслепую — победил Андерсен. Матч состоял из 11 партий, проходил в равной борьбе, и при счёте +5 —5 последнюю партию решили не играть, признав ничейный исход. Когда стало известно, что в 1851 году в Лондоне, во время Всемирной выставки, начнётся первый международный шахматный турнир, Берлинским шахматным обществом было решено, что Пруссию представят Андерсен и Карл Майет (Германию представлял и живший в столице Англии Бернхард Горвиц). Андерсен отказался от места домашнего учителя, переехал в Берлин, каждый день играл с Майетом, Жаном Дюфренем и австрийцем Эрнстом Фалькбеером[8], а также с Максом Ланге. Он сыграл с ними больше ста партий. Находясь в Лондоне, Андерсен так и не посетил Всемирную выставку, проходившую в Хрустальном дворце. Когда его спросили, почему он этого не сделал, Андерсен ответил: «Я приехал в Лондон, чтобы играть в шахматы». Турнир проходил по системе «на выбывание». Андерсену в первом круге предстояло сразиться с сильным соперником — Кизерицким. Матч проходил до двух побед; Андерсен одержал две необходимые победы, ещё одна партия завершилась вничью. Кизерицкий остался, чтобы проводить с участниками турнира и другими шахматистами «лёгкие» (товарищеские) партии. Против Андерсена он имел в них положительный счёт (9 побед, 5 поражений, 2 ничьи), но самой известной стала одна из побед Андерсена. Андерсен создал блестящую комбинацию, пожертвовав слона, двух ладей и ферзя. Мат соответствует самым строгим требованиям задачной композиции. Короля и каждое поле его отступления атакует только одна из трёх оставшихся фигур, ни одна фигура не оказывается лишней. Эта партия вошла в историю как «бессмертная» (эпитет принадлежит Фалькбееру). Диаграмма одного из положений фигур в бессмертной партии была изображена на немецкой денежной купюре стоимостью в 75 пфеннигов. Во втором состязании у Андерсена снова был сильный соперник — венгр Йожеф Сен. Если бы матч, согласно прежним правилам, вёлся до двух побед, Андерсен не смог бы выиграть турнир, потому что первые две партии он проиграл. Но теперь уже играли до четырёх побед, и следующие четыре партии Андерсен выиграл. Наконец, в третьем состязании Андерсен встретился с главным фаворитом — Говардом Стаунтоном, «некоронованным чемпионом», который после победы над Пьером де Сент-Аманом был признан лучшим шахматистом Европы, а значит, и мира, поскольку американские шахматисты присоединились к европейским только после знаменитого «турне» Пола Морфи. Стаунтон был побеждён со счётом 4:1. В финальном матче Андерсен победил Мармадьюка Уайвилла со счётом 4:2. Он получил серебряный кубок и 183 фунта. Получив приз за победу в турнире, Андерсен отдал треть денег Йожефу Сену. Когда стало известно об их матче друг с другом, они договорились, что поступят так, если один из них выиграет турнир. Стаунтон, проигравший даже матч за третье место Уильямсу (+3—4=1), не мог не переживать из-за результата турнира. Он вложил в его организацию столько сил, а в итоге перестал считаться лучшим шахматистом мира. При этом надо было оставаться гостеприимным хозяином праздника. Андерсен так писал о поверженном сопернике: «Если Стаунтон не обнаружил в турнире своей прежней силы, то это единственно потому, что он несколько отвык от серьёзной игры, ибо в течение многих лет имел дело с противниками, которым давал фору… …Поражения не оказывали ни малейшего влияния на спокойствие, весёлость, любезность моего противника. Я никогда не замечал в нем ни малейшего следа досады… Это признак великого игрока». В регламенте имелось условие, согласно которому победитель обязан был принять от каждого участника турнира вызов на матч из 21 партии, если вызов будет сделан не позже, чем через двое суток, и если сделавший его внесёт 100 фунтов стерлингов. Стаунтон не стал медлить и, таким образом, получил возможность сыграть долгий матч-реванш. Андерсен, естественно, согласился, но поставил одно условие — начать этот матч не позже 21 июля и закончить в течение месяца. Дело в том, что после неизбежных торжеств на родине Андерсен собирался вернуться в Бреслау и стать учителем немецкого языка и математики в местной гимназии. Стаунтон же предлагал, по причине своего нездоровья, отложить матч на три или четыре месяца. Это нарушало планы Андерсена; матч в итоге не состоялся. Когда всё стало окончательно ясно, сторонники Стаунтона, а затем и он сам, стали утверждать, что успех Андерсена вызван удачей, стечением обстоятельств. Откликнулась и немецкая пресса. Лондонский корреспондент одной из газет ехидно заметил: «Если г-н Стаунтон действительно болен, то уж, конечно, не избытком скромности». Андерсен в этой полемике не участвовал. Нездоровье не помешало Стаунтону по окончании турнира провести матч с опоздавшим Карлом Янишем и выиграть со счётом +7—2=1. Ещё оставаясь в английской столице, Андерсен принял участие в турнире, организованном Лондонским шахматным клубом, который конкурировал с проводившим первый международный турнир Сент-Джорджским. Этот турнир проходил по круговой системе. Андерсен набрал семь с половиной очков из восьми, опередив Кизерицкого, Горвица, Гарвица и других. Из Лондона он увёз сразу два первых приза, хотя второй и не был так значителен, как приз Сент-Джорджского клуба (неслучайно названный Большим). На родине Андерсена ожидали торжества, его объявили шахматным королём. Художник Ретти написал портрет, шахматные клубы назывались его именем. Через год Андерсен сыграл в Берлине товарищескую партию с Дюфренем, которую Вильгельм Стейниц назвал «неувядаемой в лавровом венке знаменитых немецких мастеров». Михаил Чигорин оценил комбинацию, которая завершила партию, как «одну из самых блестящих комбинаций, какие когда-либо встречались в практических партиях знаменитых игроков». Пожертвованы были ферзь, ладья и два коня; поскольку после жертвы ладьи взят чёрный конь, это является потерей качества; уже нет полного соответствия строгим правилам задачной композиции, потому что непожертвованная ладья бесполезна в финале, хотя комбинацию начала именно она. Однако вместо неё одно из полей отступления атакует пешка, а главное — белые, которыми играл Андерсен, сами могут получить мат в один ход. Но это невозможно благодаря постоянным шахам, сначала с жертвами, потом — без. И неизбежен мат со стороны белых. Шесть лет после победы на лондонском турнире, углубившись в педагогическую работу, став профессором математики в университете Бреслау, Андерсен играл только товарищеские партии — в Берлине, Лейпциге и Бреслау. Из партий, сыгранных после «неувядаемой», наибольшего интереса заслуживает партия с Майетом (1855). Майет, не приняв жертвы и сдав уже совершенно безнадёжную для него партию, помешал этим Андерсену провести эффектную комбинацию, которая, впрочем, приводится в комментариях — чёрные находились в цугцванге. Итоги Манчестерского турнира (1857) не позволили делать каких-то выводов. Короткий турнир с участием восьми игроков проводился по кубковой системе, и Андерсен сыграл только две партии — победил Гарвица, потом проиграл Иоганну Якобу Лёвенталю. С августа 1857 года до приезда в Париж в декабре 1858 года он вообще не играл в шахматы. Получив двухнедельный отпуск, Андерсен приехал в Париж, потому что стало известно, что юный Пол Морфи прибыл в Европу и побеждает лучших мастеров Старого Света. Американец в сентябре выиграл матч-пари у Гарвица, после чего раздал часть полученного выигрыша всем делавшим ставки, кто на это согласился, а остальные деньги потратил на оплату путевых расходов Андерсена, о чьём желании играть с ним Морфи знал. Ожидая Андерсена, Морфи проводил товарищеские и консультационные (с партнёром против двух соперников) партии и партии на фору. Матч Андерсена и Морфи проходил в отеле Breuteuil, где жил Морфи. Первую партию выиграл Андерсен, вторая закончилась вничью, но затем Морфи выиграл пять партий подряд и этим решил исход матча. Матч, состоявший из 11 партий, продолжался неделю; 22 и 25 декабря было сыграно по две партии. Завершив поединок, Андерсен и Морфи сыграли шесть «лёгких» партий, договорившись применять только королевский гамбит. Андерсен выиграл одну партию, Морфи — пять. В матче с Морфи, играя белыми, Андерсен трижды начал партию ходом 1. а3, что привело к возникновению дебюта Андерсена, который, впрочем, не используется в современных турнирах. Сам Андерсен позже назвал ход 1. а3 «сумасшедшим». Свой проигрыш Морфи со счётом —2 +7 =2 (как и с Гарвицем, Морфи играл до семи побед) Андерсен объяснил превосходством соперника, не пытаясь «объяснить свое поражение плохой формой, нездоровьем или случайностью…». «Играющий с Морфи должен оставить всякую надежду поймать его хотя бы в самую тонкую ловушку; он должен знать, что Морфи всё видит совершенно ясно, что об ошибочном ходе с его стороны не может быть и речи» — Адольф Андерсен. Это поражение вернуло Андерсена к активной игре. С 1859 года он успешно провёл матчи со своими соотечественниками — с Майетом в Берлине (+14=2), с Б. Зуле в Бреслау (+27—13=8), с Дюфренем в Берлине (+4), с А. Карстаньеном в Кёльне (+7—3=1), с Ф.Гиршфельдом в Берлине (+14—10=5). На равных проходила игра с молодым уроженцем Словакии Игнацем Колишем. Впервые Андерсен встретился с ним в Париже в 1860 году и сыграл вничью (+6—6) серию «лёгких» партий. Полноценный матч до четырёх побед прошёл через год в Лондоне. Андерсен победил со счётом +4—3=2, выиграв последнюю решающую партию. Летом 1862 года в Лондоне состоялся второй международный турнир, снова приуроченный ко Всемирной выставке. Его организовал живший в Англии Иоганн Лёвенталь. Приглашения получили Морфи, Андерсен, серебряный призёр Первого американского шахматного конгресса и победитель бристольского турнира (1861) Луи Паульсен, Колиш, Гарвиц, Яниш, Сергей Урусов, Тассило фон Хайдебранд унд дер Лаза и даже прекративший выступать и уехавший в Алжир Сент-Аман. Из приглашённых приехали только Андерсен и Паульсен. Двумя другими иностранными участниками стали Стейниц, а также итальянец Серафино Дюбуа (неприглашённые шахматисты могли подавать заявки). Турнир проходил по круговой системе. Андерсен победил, на одно очко обойдя Паульсена, выиграв 11 партий и проиграв одну. Он впервые встретился со Стейницем, занявшим шестое место, и выиграл у того партию. В этом же году он стал доктором наук, не защищая диссертации, — за заслуги. Вскоре после турнира Андерсен сыграл первый из своих трёх матчей с Паульсеном. Матч завершился вничью (+3—3=2)[38]. Если после триумфа Морфи в Европе того называли лучшим шахматистом мира, сейчас Морфи отказывался от выступлений. Паульсен и Колиш хотели сыграть с ним матч, но он отклонил их вызовы. И «некоронованным чемпионом» снова стали считать Андерсена. Между тем, Стейниц играл всё более успешно. И в июле — августе 1866 года в Лондоне состоялся его матч с Андерсеном до восьми побед. Обычно сдержанный Андерсен сказал, что Стейниц вряд ли сможет выиграть даже одну партию. В первой партии победил Андерсен, но затем Стейниц выиграл четыре партии подряд. Казалось, что судьба матча решена, однако теперь Андерсен выиграл четыре партии подряд. Счёт стал +5—4 в его пользу. При счёте +6—6 Стейниц выиграл две партии, а вместе с ними и матч. Оба соперника играли в одинаковом комбинационном стиле, за исключением одной, выигранной Андерсеном, партии. У Андерсена появился ученик — уроженец Люблина и житель Бреслау Иоганн Герман Цукерторт. Их матч, выигранный Андерсеном со счётом +8—3=1, носил, скорее, товарищеский характер. Вместе они редактировали журнал «Neue Berliner Schachzeitung» (Цукерторт переехал в Берлин, где занимался не только шахматной журналистикой). В 1867 году Андерсен, которого некому было заменить в университете, не смог участвовать в третьем (парижском) международном турнире. Победил Колиш, второе место занял мало кому известный Шимон Винавер, а Стейниц — только третье. По мнению Якова Нейштадта, в шахматах тогда наступило междуцарствие. Через три года прошёл международный турнир в Баден-Бадене, вице-президентом которого был И.С.Тургенев. Победил Андерсен, дважды обыграв Стейница, занявшего второе место. Это была его уже третья победа в международном турнире, а в единственном, где Андерсен не одержал победы, он не участвовал. «Старые соперники Андерсена один за другим уходили со сцены, он же продолжал сражаться, и притом с большим успехом!» — восхищался Нейштадт. Затем в шахматной карьере Андерсена наступил спад. Через год он проиграл свой второй матч Цукерторту со счётом +2—5. В 1873 году на крупном и очень длинном турнире в Вене Андерсен получил третий приз (первым был Стейниц). Результат был очень неплохим — восемь выигранных матчей, два проигранных, один завершился вничью (+17—9=4, 19 очков из 30 возможных). В 1876 году Андерсен выиграл небольшой турнир в Лейпциге, где Паульсен занял четвёртое место. Поделившие второе и третье места шахматисты, не такого высокого уровня Карл Гёринг и Карл Питцель, должны были играть матч за второй приз (третий не выдавался), но предпочли пожертвовать 120 марок на проведение матча между Андерсеном и Паульсеном. Андерсен проиграл этот матч со счётом —4+5=1 (3:0, 3:3, 4:3, после ничьи в восьмой партии Андерсен проиграл дважды, что и стоило ему общего поражения). Десять партий матча игрались в течение пяти дней. «Своим соперникам он давал большую фору — годы», — написал Нейштадт. Андерсен был старше Паульсена на 15 лет, Стейница — на 18, Цукерторта — на 24. Через год торжественно отмечался 50-летний юбилей шахматной карьеры Андерсена. В Лейцпиге прошёл праздник Anderssen-Feier. Андерсену подарили сделанную из мрамора и драгоценностей доску с фигурами, изображавшую позицию из его победной партии в матче со Стаунтоном на первом международном турнире. В юбилейном турнире победил Паульсен, второе и третье места поделили Андерсен с Цукертортом. Выиграв дополнительную партию, Андерсен получил второй приз. В этом же году Андерсен снова проиграл матч Паульсену (—3+5=1). В 1878-м пятидесятидевятилетний Андерсен участвовал в крупном парижском международном турнире и занял шестое место. Победителем турнира стал Цукерторт, выигравший дополнительный матч у Винавера. Последний турнир, где участвовал Андерсен, проходил во Франкфурте-на-Майне в июле — августе того же года. Он занял третье место, а первым был Паульсен. В конце жизни у Андерсена были серьёзные проблемы с сердцем, но он продолжал и играть в шахматы, и преподавать. Университет и Фридрих-гимназию, где он также читал лекции, Андерсен оставил лишь незадолго до смерти.
Adolf_Anderssen-grave_Wroclaw (402x700, 141Kb)
Адольф Андерсен умер в своём доме от инфаркта миокарда 13 марта 1879 года. Во время бомбардировок Второй Мировой войны его могила была разрушена. После войны Бреслау стал частью Польши и был переименован во Вроцлав. В 1957 году Польская Шахматная Федерация решила перезахоронить Андерсена в новую могилу на кладбище Особовице. Андерсен вошёл в историю шахмат как главный представитель комбинационной школы. Его называли и называют шахматным романтиком. Как писал Яков Нейштадт, «чтобы противопоставить учение Стейница комбинационной школе, лидеру этой школы приписывались все её недостатки». Борис Туров мрачно шутил: «Андерсена часто любят представлять эдаким шахматным гусаром, умеющим только атаковать». Сам Андерсен любил известную пословицу «Лучшая защита — это атака!». Но атаку и следующую за ней комбинацию он в наиболее удачных своих партиях начинал, добившись преимущества над соперником при помощи захвата центра и стратегически важных полей, достигнув перевеса в развитии. Он умело использовал не только тактические, но и позиционные ошибки соперников. Нейштадт писал, что жертва слона в бессмертной партии «носит, скорее, позиционный характер». В начале шахматной карьеры Андерсен нередко позволял себе некорректные жертвы, в поисках красивой комбинации не всегда продолжал атаку самым сильным способом. Но за тридцать лет игры с лучшими шахматистами того времени его стиль просто не мог не совершенствоваться, становясь более разносторонним. «Ахилессовой пятой Андерсена», отмечал Нейштадт, «была не позиционная игра, а его шахматный характер… Андерсен любил применять сильнодействующие средства и порой сжигал за собой мосты… Андерсен не мог удержаться и переступал границу безопасности… Другим недостатком Андерсена … явилось отсутствие выдержки в затяжных эндшпилях». Что же касается позиционной игры, в шестой партии матча со Стейницем лидер комбинационной школы начал серию из четырёх побед, переиграв соперника стратегически благодаря наступлению на ферзевом фланге. Партия с Паульсеном на венском турнире — это просто применение метода Стейница в действии, однако задолго до появления этого метода. В своей монографии, посвящённой Андерсену и включающей в себя около двухсот его партий, Л.Бахман привёл только заключительную комбинацию. «Между тем», по мнению Нейштадта, «завершающая комбинация заслуживает внимания … в связи с предыдущей игрой. Вся партия с полным правом может быть отнесена к лучшим достижениям Андерсена…». В 1846 году Андерсен стал редактором журнала «Schachzeitung der Berliner Schachgesellschaft» (после смерти его основателя Людвига Бледова; впоследствии журнал стал называться «Deutshe Schachzeitung»). Занимал эту должность до 1865 года. Был также соредактором «Neue Berliner Schachzeitung» (в 1864—1867 годах вместе с Густавом Неманом; в 1867—1871-х вместе с Иоганном Германом Цукертортом), печатал там, а также в некоторых других изданиях, свои статьи, нередко анализируя в них дебюты. Андерсена больше всего привлекали близкие его стилю гамбиты, а также полуоткрытые дебюты. Однако интересовала его и испанская партия. Он предложил новаторский план борьбы с подрывом пешечного центра во французской защите. Именно это открытие Пауль Керес назвал в своей монографии «атакой Андерсена». «Андерсен был также большим мастером позиционной игры, и примеров тому немало. Его аналитический ум старался проникнуть во все глубины шахматного творчества» — Борис Туров. Андерсен был и проблемистом, составителем шахматных задач. Сборник «Задачи для шахматистов» (немецкое название - Aufgaben fьr Schachspieler) из 60 задач Андерсен выпустил ещё в 1842 году. Впоследствии продолжал публиковать задачи в журналах, через год после победы на первом международном турнире вышло второе издание сборника. Наряду с Болтоном и Бреде, Андерсен оказал существенное влияние на развитие задачной композиции. Его задачи заметно, и в лучшую сторону, отличались от тех, что обычно составлялись тогда. Интересно, что любитель в игре атаки и комбинаций отвергал форсированные задачи с множеством жертв. На приведённой диаграмме — одна из идей, открытых Андерсеном (эта тема носит его имя). Адольф Андерсен отличался добрым характером, часто улыбался, но, если во время анализа им партии кто-то из присутствующих предлагал свой вариант, и тот оказывался неверным, мастер мог ответить довольно резко. Увлечённый, он нередко вставал и продолжал анализ, стоя. Часто, анализируя и даже играя, он сопровождал свои и чужие ходы шутками (иногда грубоватыми, но всегда добродушными). Однако, когда партия принимала сложный характер, Андерсен обхватывал голову руками, рассчитывая варианты, сжимал губы, уголки рта немного дрожали. Если партия проходила спокойно, он обычно брал в руку сигару. Фигуры Андерсен передвигал то тихо, практически бесшумно, а то, наоборот, порывисто (это зависело от хода партии). Он играл не только в шахматы, но и в шашки, также считаясь лучшим игроком мира. По воспоминаниям Эрнста Фалькбеера, который хорошо знал Андерсена, замечательная память шахматиста проявлялась не в одной лишь игре. Андерсен легко запоминал шедевры древнегреческой литературы — причём не фрагментами, а целиком. Отличался он и прекрасными математическими способностями: без труда, специально не готовясь, решал сложнейшие задачи по геометрии. Андерсен никогда не был женат. Он жил вместе со своей матерью и своей незамужней сестрой.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку