-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108653
Комментариев: 6801
Написано: 117124


26 марта родились...

Понедельник, 26 Марта 2012 г. 00:03 + в цитатник
William_Ferguson_Massey_1919 (501x700, 143Kb)
1856
Уильям Фергюсон Мэсси (William Ferguson Massey, часто именуемый просто как Билл Мэсси, Bill Massey или «Фермер Билл», Farmer Bill)
19-й премьер-министр Новой Зеландии (1912—1925), основатель Реформистской партии. Его считали одним из наиболее опытных политиков своего времени, он также был известен своей поддержкой интересов сельского хозяйства. Родился в фермерской семье и вырос в Лимаведи, графство Лондондерри в Северной Ирландии. Его семья переехала в Новую Зеландию в 1869 году, но сам Билл Мэсси остался в Ирландии еще на год, чтобы завершить образование. После приезда в Новую Зеландию Мэсси был сельскохозяйственным рабочим, пока в 1877 году не купил собственную ферму. Спустя пять лет он женился на дочери своего соседа Кристине Аллен. Постепенно Мэсси стал заметным членом своего сообщества. Отчасти это произошло из-за его участия в школьном совете, дискуссионном клубе, масонской ложе и ордене оранжистов, но более важным оказалось то, что он состоял в фермерской ассоциации. Благодаря его влиянию в этих кругах он стал принимать участие в политических дебатах, выступая на стороне сельских консерваторов против либерального правительства Джона Балланса. В 1893 году Мэсси выставил свою кандидатуру на выборах в парламент, но проиграл кандидату Либеральной партии. Тем не менее в 1894 году Мэсси предложили выставить свою кандидатуру на дополнительных выборах в соседнем округе Уаитемата и одержал там победу. Однако на выборах 1896 года он был выдвинут от округа Франклин, который и представлял до свой смерти в 1925 году. В парламенте Мэсси присоединился к группе независимых (большей частью консервативных) депутатов, выступавших против Либеральной партии (которую в то время возглавлял Ричард Седдон). Однако эта парламентская оппозиция была плохо организована, пребывала в унынии и имела немного шансов бросить вызов либералам. Официальный лидер оппозиции Уильям Рассел мог распоряжаться только пятнадцатью голосами. Мэсси вдохнул новую силу в консервативную фракцию. Пока консерваторы собирались с силами, во время второй англо-бурской войны поддержка либералов значительно выросла, ударив по консерваторам. Тем не менее политическая карьера Мэсси преодолела и этот период. Несмотря на конкуренцию со стороны Уильяма Херриеса, Мэсси оставался наиболее заметным оппонентом Либеральной партии. После смерти Седдона либералов возглавил Джозеф Уорд, который был более уязвим для атак Мэсси. В частности, имели успех заявления Мэсси, что подозрения в коррупции и кумовстве среди государственных служащих игнорировались или скрывались правительством либералов. Его консервативные взгляды принесли ему пользу, когда избиратели увидели в воинствующем профсоюзном движении угрозу социализма. В 1909 году Мэсси объявил о создании Реформистской партии на базе своей Новозеландской лиги политических реформ. Партию возглавил сам Мэсси при поддержки своих коллег-консерваторов. На выборах 1911 года Реформистская партия набрала больше мест, чем Либеральная партия, но не сумела получить абсолютного большинства. Либералы, заручившись поддержкой независимых кандидатов, не поддержавших реформистов, смогли удержаться у власти до следующего года, когда они проиграли голосование по вопросу о доверии правительству. Мэсси принёс присягу в качестве премьер-министра 10 июля 1912 года. Два дня спустя он сообщил прессе, что принял предложение стать Почётным комендантом Оклендского округа Легиона переселенцев. Однако со временем некоторые члены реформистской партии стали испытывать разочарование доминирующей ролью Мэсси в партии. Он также нажил множество врагов среди рабочих из-за жесткого ответа на стачки шахтёров и докеров в 1912 и 1913 годах. Применение силы для подавления забастовок сделало Мэсси объектом ненависти со стороны зарождавшегося левого крыла. Однако консерваторы (многие из которых считали, что профсоюзы контролируются социалистами и коммунистами) в основном поддержали Мэсси, заявив, что его методы были необходимы. Его связи в Легионе переселенцев сослужили ему добрую службу в это время тем, что несколько подразделений легиона, в том числе часть быстрого реагирования в штатском, были переведены в Веллингтон и выполняли обязанности особых констеблей. Одно из первых распоряжений правительства Мэсси «позволило около 13000 арендаторам коронных земель выкупить собственные фермы». «Все мы и всё, что у нас есть, находится в распоряжении британского правительства» — Телеграмма Уильяма Мэсси правительству Великобритании, 1914 год. Начавшаяся Первая мировая война отвлекла внимание от внутренних проблем. Выборы 1914 года создали патовую ситуацию в парламенте, когда ни правительство, ни оппозиция не обладали достаточной поддержкой для эффективного управления. Поэтому, Мэсси был вынужден пригласить либералов во главе с Джозефом Уордом сформировать коалицию на время войны (создана в 1915 году). Хотя Мэсси оставался премьером, Уорд стал фактически вторым лидером. Мэсси и Уорд несколько раз посещали Великобританию во время и после войны для обсуждения военного взаимодействия и послевоенного устройства. Во время своего первого визита Мэсси посетил новозеландские войска и с сочувствием выслушал их жалобы. Это вызвало недовольство некоторых официальных чинов, которые посчитали, что Мэсси подрывает авторитет военного руководства, признавая (вопреки официальной линии), что условия для войск действительно неудовлетворительные. Тем не менее война укрепила Мэсси во мнении о сильной связи между Новой Зеландией и Британской империей. Мэсси принял участие в Парижской мирной конференции 1919 года и в числе прочих подписал Версальский договор от имени доминиона Новая Зеландия. Хотя Мэсси отказался от рыцарского звания и пэрства, он принял награждение званием Великого офицера Ордена Короны от бельгийского короля в марте 1921 года, а также звание Великого офицера Ордена Почётного легиона от президента Франции в октябре 1921 года. Из-за того, что коалиционное правительство не могло достичь согласия по каким-либо значимым направлениям политики, к концу войны оно утратило свою популярность. Мэсси также опасался растущего влияния Лейбористской партии. Кроме того, он подвергся критике внутри собственной партии, в том числе, был обвинён в игнорировании нужд сельского хозяйства. В 1919 году он распустил коалицию и выступил против и либералов и лейбористов на платформе патриотизма, стабильности, поддержки фермеров и с программой общественных работ. Он с успехом добился работающего большинства. Однако экономические проблемы сократили поддержку Реформистской партии. На выборах Мэсси утратил большинство в парламенте и был вынужден вести переговоры с независимыми депутатами, чтобы сохранить своё правительство. Его встревожил успех лейбористов, которые теперь отставали всего на пять мест от либералов. Он начал считать, что в итоге Либеральная партия исчезнет, а её сторонники разделяться между лейбористами (социальное направление) и реформистами (рыночное направление). Мэсси пытался добиться перевеса в сторону Реформистской партии. Однако в 1924 году болезнь, заставила Мэсси сложить с себя многие из официальных обязанностей. Скончался 10 мая 1925 года. Мемориалом Мэсси в Веллингтоне служит его мавзолей, воздвигнутый в основном на общественные пожертвования. Также в честь него был назван Университет Мэсси — это имя было выбрано, поскольку изначально университет специализировался на сельском хозяйстве, что соответствовало фермерскому происхождению Мэсси. Мэсси занимает среди Премьер-министров Новой Зеландии второе место по продолжительности нахождения в должности (12 лет и 304 дня) вслед за Ричардом Седдоном. Двое из его сыновей стали депутатами парламента от Реформистской партии: Джон Норманн Мэсси (1885—1964) и Уолтер Уильям Мэсси (1882—1959). Дополнительная литература: Batt, R.D. (comp.) (1977), The Massey Collection: a description of items associated with the life and work of the Right Honourable William Ferguson Massey presented to Massey University by his family, Palmerston North, [N.Z.]: Massey University; Coad, Nellie E. (1934), New Zealand from Tasman to Massey, Wellington, [N.Z.]: Harry H. Tombs; Constable, H.J. (1925), From ploughboy to premier: a new life of the Right Hon. William Ferguson Massey, P.C, London, [England]: John Marlowe Savage & Co; Gardner, William James, 'MASSEY, William Ferguson', from An Encyclopaedia of New Zealand, edited by A. H. McLintock, originally published in 1966. Te Ara - The Encyclopedia of New Zealand, updated 18-Sep-2007 Te Ara - The Encyclopedia of New Zealand, updated 18-Sep-2007. Проверено 24 апреля 2008; Gardner, William James (1969), W.F. Massey, Wellington, [N.Z.]: A.H. Reed & A.W. Reed; Gustafson, Barry, 'Massey, William Ferguson 1856-1925'. Dictionary of New Zealand Biography, updated 22 June 2007. Проверено 24 апреля 2008; Hogg, Robert (1924), Politics in New Zealand, n.p.: n.p; Lawson, Alec (ill.) & Lawson, Will (1916), Christmas cartoons, 1916, Wellington, [N.Z.]: W. Macbeth; Lawson, Alec (ill.) & Lawson, Will (1919), The twins’ travels, Christchurch, [N.Z.]: Andrews, Baty; MacDonald, Barrie (1982), Massey’s imperialism and the politics of phosphate [Massey memorial lecture ; 1982 ; Occasional publication (Massey University) ; no. 7], Palmerston North, [N.Z.]: Massey University, ISBN 0-908-66500-8; Massey, D. Christine (1996), The life of Rt. Hon. W.F. Massey P.C., L.L.D. : Prime Minister of New Zealand, 1912-1925, Auckland, [N.Z.]: D.C. Massey; Massey, D. Christine (c.1999), The life of Rt. Hon. W.F. Massey P.C., L.L.D. : Prime Minister of New Zealand, 1912-1925 (2nd ed.), Auckland, [N.Z.]: D.C. Massey; Massey, William F. (1911), Election speeches of Mr. Massey, 1911: newspaper clippings, n.p.: n.p; Scholefield, Guy H. (1925), The Right Honourable William Ferguson Massey, M.P., P.C., Prime Minister of New Zealand, 1912-1925: a personal biography, Wellington, [N.Z.]: Harry H.Tombs Stafford, Francis (1922), State banking: an object lesson from the Commonwealth: notes thereon as embodied in correspondence sent to the Prime Minister of New Zealand, Gisborne, [N.Z.]: P.B. Herald Office.

Adolf_Hurwitz (468x700, 26Kb)
1859
Адольф Гурвиц (немецкое имя - Adolf Hurwitz)
немецкий математик. Родился в Хильдесхайм, в еврейской семье. Его отец, Соломон Гурвиц, работал в машиностроительной отрасли; мать Эльза умерла, когда Адольфу было всего три года. В гимназии, куда он поступил в 1868 году, ему преподавал математику Герман Шуберт. Заметив и оценив талант в юном Адольфе, Шуберт убедил его отца помочь сыну с получением дальнейшего образования в университете. Гурвиц поступил в университет Мюнхена в 1877 году. В течение первого года обучения он посещал лекции Феликса Клейна. Через год он переезжает в Берлин, где в местном университете посещает лекции Куммера, Кронекера, Вейерштрасса. Заканчивает обучение в Лейпциге (1880). Преподавательскую карьеру начал в Кёнигсбергском университете, где в 1884 году стал профессором. В этом же году женился на Иде Самуэль, у них было трое детей. С 1892 года профессор Политехнической школы в Цюрихе. Среди его студентов в Цюрихе были Давид Гильберт и Альберт Эйнштейн. Основные труды — по математическому анализу, теории функций, алгебре и теории чисел. Гурвиц написал классическую двухтомную монографию по теории аналитических и эллиптических функций (нем. Vorlesungen ьber allgemeine Funktionentheorie und Elliptischen Funktionen, Берлин, 1922). Одним из первых глубоко исследовал римановы многообразия и их приложения к теории алгебраических кривых. Решил изопериметрическую проблему. Занимался исследованием ряда Фурье. Умер в Цюрихе 18 ноября 1919 года. Труды в переводе на русский язык: Гурвиц А. Теория аналитических и эллиптических функций. Ленинград-Москва: Гостехиздат, 1933; Гурвиц А., Курант Р. Теория функций. Москва: Наука, 1968, 648 страниц. Литература: Боголюбов А.Н. Математики. Механики. Биографический справочник. Киев, Наукова думка, 1983; Колмогоров А.Н., Юшкевич А. П. (ред.) Математика XIX века. Том 2: Геометрия. Теория аналитических функций. Москва: Наука. 1981; Джон Дж.О’Коннор и Эдмунд Ф.Робертсон. Гурвиц, Адольф в архиве MacTutor.

Николай Александрович Соколов  (529x700, 86Kb)
1859
Николай Александрович Соколов
русский композитор и музыковед.. Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию, ученик Н.А.Римского-Корсакова, участник Беляевского кружка. Преподаватель придворной капеллы (1886-1921) и Санкт-Петербургской консерватории (1896-1922, профессор с 1908). Среди его учеников, в частности, Александр Черепнин, Юрий Шапорин и Дмитрий Шостакович. Умер в 1922 году. Главные его сочинения: Балет «Дикие лебеди»; Музыка к драме Уильяма Шекспира «Зимняя сказка»; Элегия; Две серенады для оркестра; Полька «Пятницы» для струнного квартета (в соавторстве с А.К.Лядовым и А.К.Глазуновым) ; Пьесы для фортепиано. В их числе кадриль для фортепиано в 4 руки «Шутка» (в соавторстве с Н.А.Римским-Корсаковым, Я.Витолом, А.К.Лядовым, А.К.Глазуновым, Н.В.Арцыбушевым); Хоры; Романсы.

 (527x699, 96Kb)
1859
Альфред Эдвард Хаусман (Alfred Edward Housman)
английский поэт и профессор Кембриджского университета, один из самых популярных поэтов-эдвардианцев, автор стихотворного сборника «Шропширский паренёк» (1896), получившего широкую известность в годы Первой мировой войны. Хаусман считал себя в первую очередь латинистом, вёл уединённый образ жизни, держался особняком от других литераторов, с 1911 г. преподавал латынь в Кембридже и более 30 лет работал над комментариями к изданию сочинений Марка Манилия. Ещё во время учёбы в Оксфорде безответная влюблённость в сокурсника предопределила его пессимистический взгляд на жизнь. «Шропширский парень» — сборник чеканных стихов с парнасским отливом, вдохновлённых чтением Вордсворта и Гейне. Хаусман отстранён от того, что он воспевает, с горечью озирая окружающий мир из «башни слоновой кости». Его лирический герой — простой работяга из Шропшира (края, где сам поэт во время создания сборника ещё ни разу не был). Поэт опубликовал «Шропширского паренька» небольшим тиражом на собственные деньги. Прошло почти 20 лет, прежде чем пессимистический настрой книги был разделён широкой публикой, а некоторые строчки стали хрестоматийными. Следующий стихотворный сборник Хаусмана — «Последние стихи» (1922) — также имел большой успех. В.В.Набоков был высокого мнения об эссе Хаусмана «Имя и природа поэзии» (1933) и не раз упоминал его имя в своих англоязычных романах. Умер в Кэмбридже 30 апреля 1936 года.

1862
Александр Георгиевич Кедроливанский
учитель, преподаватель высшей школы на Дальнем Востоке. Родился в селе Железницы Зарайского уезда Рязанской губернии в семье сельского дьячка. Окончил духовную семинарию. Выпускник Санкт-Петербургского историко-филологического института, преподаватель греческого и латинского языков Владивостокской мужской прогимназии. В 1888 г. А.Г.Кедроливанский вместе с В.П.Маргаритовым вел раскопки каменного угля в Сучанской долине. На обнаруженных ими выходах угля до 1934 г. работали шахты № 1 и № 2. С 1896 г. преподавал в гимназии, работал инспектором гимназических классов мужской гимназии при Восточном институте. С 1903 по 1918 гг. был преподавателем и директором Хабаровского реального училища, в 1917 г. редактировал "Приамурский школьный листок ". В годы гражданской войны вернулся в Приморье, был учителем и директором Шкотовской учительской семинарии, с 1922 по 1938 гг. - преподавателем ДВГУ. Все годы он был активным членом ОИАК. Автор ряда печатных и рукописных работ по методике преподавания русского языка, по педагогике и краеведению, статей "К вопросу о всеобщем начальном образовании в Приморском крае", " Материалы истории Приамурской школы". Награжден четырьмя российскими орденами и медалями. Умер . в Москве в мае 1945 года.

1862
Джордж Маршалл-Холл
Английский дирижер и композитор

1863
Генри Ройс
английский изобретатель, инженер и промышленник, основатель компании «Роллс-Ройс». Сын небогатого мельника. Не получив образования из-за ранней смерти родителей, рано увлекся механикой и электротехникой. В 1884 основал собственную небольшую компанию своего имени. Начав с изготовления электроламп и различного мелкого оборудования, компания к концу 19 века стала признанным производителем рельсовых кранов с электроприводом, моторов и др. Добившись некоторого достатка, Ройс увлекся автомобилестроением и стал усовершенствовать популярный тогда французский «Дековилль». Он сделал коленчатый вал оригинальной конструкции, изобрел трамблерную систему зажигания, сделал постоянную смазку движущихся деталей, многие деревянные элементы конструкции заменил на изготовленные из легких металлов и сплавов. В мае 1904 г. Ройс объединил свои усилия с молодым спортсменом-аристократом Ч.Роллсом и переименовал свою модель в «Роллс-Ройс». В 1905 г. появились уже три новые модели «Роллс-Ройс». В 1906 г. была официально создана компания «Роллс-Ройс». В 1908 г. открылось отделение по выпуску моторов для автомобилей и авиации. В том же году фирма выпустила свое легендарное и совершенное творение — «Серебряный призрак» (Silvеr Ghоst). В 1930 г. Генри Ройс был удостоен титула баронета.

1864
Люсьен Кайе (Cayeux)
французский геолог-литолог. Родился в Семузи. Член Французской Академии Наук (1928), иностранный член-корреспондент Академии Наук СССР (1929 г.). Профессор в Парижской горной школе (с 1907), в Коллеж де Франс (с 1912). Основные работы посвящены изучению вещественного состава и происхождения осадочных пород (известковых, и фосфатных). Кайе дал монографическое описание обломочных и карбонатных пород мелового возраста на территории. Умер в Мов-сюр-Луар 1 ноября 1944 года. Сочинения: Introduction а l'йtude pйtrographique des roches sйdimentaires, v. 1—2, P., 1916; Les minйrals de fer oolithiques de France, v. 1—2, P., 1909—1922; Les roches sйdimentaires de France, roches siliceuses. P., 1929; Causes anciennes et causes actuelles en gйologiе. P., 1941.

1867
Станислав-Витольд Владиславович Ноаковский
Художник. Родился в Нешаве, Варшавской губернии. В 1894 окончил ИАХ со званием классического художника 1-й степени. С 1899 — преподаватель и хранитель музея и библиотеки Строгановского училища в Москве. С 1907 — преподаватель архитектуры в МУЖВЗ. С 1905 — товарищ председателя МАО. Возвел по своим проектам несколько мемориальных сооружений в Польше, Швейцарии, Санкт-Петербурге. Известен как знаток истории архитектуры и мастер архитектурного рисунка. Умер в Варшаве 1 октября 1928 года. Литература: Эттингер П. Станислав Ноаковский. Опыт характеристики. — Москва, 1922; Витковские Т. и С. Станислав Ноаковский. Рисунки мелом на лекциях в Политехническом институте в Варшаве. Каталог выставки. — Москва, 1973; Земцов С.М. Станислав Ноаковский. — Москва, 1980.

 (520x699, 90Kb)
1868
Фуад I (урождённый - Ахмед Фуад)
султан и первый король независимого Египта, родился в Гизе (Египет), младший из 12 детей хедива Исмаила. Детство и юность провел преимущественно в Италии, некоторое время учился в военном училище в Турине. В 1890-е годы вернулся в Египет и стал советником своего племянника, хедива Аббаса II Хильми (1874–1944). Он заботился об образовательных и благотворительных институтах, основал в 1908 университет в Гизе, названный в его честь (ныне Каирский университет), и учредил в 1932 в Каире Арабскую академию. Вступление Турции, номинального сюзерена Египта, в Первую мировую войну на стороне Германии и ее союзников привело к смещению Аббаса II британцами в декабре 1914. Ему наследовал старший из оставшихся в живых сыновей Исмаила – Хусейн Камиль (около 1850–1917), получивший титул султана. Египет официально стал тем, чем он фактически был с 1881 – британским протекторатом. В октябре 1917 Фуад наследовал своему старшему брату – Хусейну Камилю. Во время правления сначала султана, а потом короля Фуада Египет и Великобритания находились в постоянном конфликте по вопросу о независимости Египта. Фуад поддерживал движение за независимость, поскольку оно могло усилить его власть, однако выступал против массовой национально-патриотической партии Вафд, созданной в 1918 Саадом Заглюлем. Поэтому победа партии Вафд на выборах 1924 обеспокоила Фуада не меньше, чем англичан. После убийства 19 ноября 1924 британского главнокомандующего египетской армией Ли Стэка Великобритания предъявила ультиматум, и партия Вафд была отстранена от власти. Тупик в англо-египетских отношениях казался безнадежным, пока Фуад и премьер-министр Сарват-паша в июле 1927 не нанесли визит в Англию, где им был оказан сердечный прием, что позволило возобновить переговоры. Смерть Заглюля в августе свела на нет итоги этого визита. Его преемник на посту руководителя Вафда Мустафа ан-Наххас-паша выступил против нового договора и в 1928 добился смещения Сарвата. Однако три месяца спустя Фуад, воспользовавшись сфабрикованным письмом о причастности премьер-министра ан-Наххаса к публичному скандалу, отправил в отставку его и других членов кабинета. Контроль над новым правительством перешел к коалиции партии либералов-конституционалистов и умеренного крыла Вафда. 19 июля 1928 Фуад совершил государственный переворот, и премьер-министр Мухаммед Махмуд-паша распустил парламент на три года. Переговоры с Великобританией привели к заключению нового договора, одним из условий ратификации которого было разрешение Фуада на проведение новых выборов. После победы на них Вафда ан-Наххас в 1930 вновь стал премьер-министром. Его неуступчивость по вопросу об англо-египетском Судане сделала невозможными дальнейшие переговоры с Великобританией. Вскоре Фуад сместил ан-Наххаса и назначил новым премьер-министром Исмаила Сидки. Так, несмотря на оппозицию Вафда и партии либералов-конституционалистов, Фуад установил режим личной власти. Однако в 1934 пошатнувшееся здоровье и требования восстановить конституцию 1923 вынудили Фуада заменить нового премьер-министра Яхья-пашу на Насим-пашу. 12 декабря 1935 конституция была восстановлена. Умер в Каире 28 апреля 1936 года. 25 мая 1919 Фуад женился на Назли, дочери Абдель Рахим Сабри-паши, бывшего губернатора Каира. У него было несколько дочерей и сын Фарук, который стал наследником престола.

1869
Давид Яковлевич Айзман
русско-еврейский прозаик и драматург. Родился в Николаеве, в еврейской семье. Один из братьев — еврейский писатель Моисей Айзман. Окончил Николаевское реальное училище (1886), учился в Одесской рисовальной школе, с 1896 года в Парижской высшей школе изобразительных искусств. По возвращении в Россию, не имея постоянного «права на жительство», скитался, а для пребывания в Санкт-Петербурге использовал фиктивный патент приказчика. В 1907 году уехал в Италию, два года спустя вернулся в Россию. С конца 1880-х годов печатал очерки и рассказы в газете «Южанин» и «Одесском вестнике». Подлинным дебютом считал очерк «Немножечко в сторону» («Русское богатство», 1901, № 5) о судьбе типичного еврейского идеалиста. Первый сборник «Чёрные дни» вышел в 1904 году (издательство «Русское богатство», Санкт-Петербург). В период 1905—1907 годов примыкал к писателям-реалистам, связанным со сборниками «Знание». Часто обращался к общерусской, нееврейской тематике. Однако внимание Айзмана привлекала прежде всего еврейская среда; его повести и рассказы: «Ледоход», «Чёрные дни» (1904), «Кровавый разлив» (1908), «Враги», «Светлый бог» и другие — беллетристическая интерпретация так называемого «еврейского вопроса» (бесправное положение евреев в Российской империи, их взаимоотношения с окружающим населением и т. д.), выдержанная в либерально-народническом духе. Обычный герой его произведений — ассимилированный еврей-интеллигент в непростых отношениях и с еврейской, и с русской средой. Специфически айзмановским считается характерный образ русского еврея в эмиграции, страдающего от ностальгии и мечтающего о возвращении на родину. Айзман по ряду признаков был близок к группе писателей (самым ярким её представителем является С.Юшкевич), которая разрабатывала условный «русско-еврейский» стиль, стремясь оттенить строй еврейской речи. Он мастерски воспроизводил русскую речь полуобразованного, ещё не вполне освоившегося в русской языковой среде еврея. Критики называли Айзмана «специалистом по еврейскому вопросу» и «еврейским Чеховым». Автор трагедии «Терновый куст» (1905), пьесы «Жёны» (1906), пьесы-сказки «Светлый бог» (1914), комедии «Консул Гранат» (1923). Умер в Детском Селе 26 сентября 1922 года. Литература: Айзман Д.Я. Собрание сочинений. Тома 1 — 8. — Санкт-Петербург — Москва 1911—1919; Айзман Д.Я. Редактор Солнцев. Сборник рассказов. — Ленинград 1926; Собрание сочинений Д.Я.Айзман, в 7 томах (издательство «Просвещение», продолжено издательством «Жизнь и знание», Санкт-Петербург, 1911—1916); Максимович А., М.Горький и Д.Я.Айзман, в книге: М.Горький. Материалы и исследования, том 2, Москва — Ленинград, 1936; История русской литературы конца XIX — начала XX веков; Библиографический указатель. — Москва — Ленинград. 1963; Клейнборт Л. Без иллюзий. «Образование». XI. 1904; Кранихфельд Вл., Давид Яковлевич Айзман. «Современный мир». IX. 1913; Горнфельд Айзман, статья в «Еврейской энциклопедии». I.; Русские писатели. 1800—1917: Биографический словарь / Главный редактор П.А.Николаев. Том 1: А—Г. Москва: 1992. Страницы 26—27.

1871
Серафин Альварес Кинтеро
испанский драматург.

1874
Оскар Недбал
чешский дирижер, композитор и альтист. Ученик А.Дворжака. С 1896 г. работал в Праге, в 1906-1919 гг. — в Вене, с 1923 г. — в Братиславе. В 1892-1905 гг. участник «Чешского квартета». Автор оперетт ("Польская кровь", 1913), музыкальных пантомим и др.

 (536x699, 34Kb)
1874
Роберт Ли Фрост (Robert Frost)
американский поэт, четырежды лауреат Пулитцеровской премии (1924, 1931, 1937, 1943). Роберт Ли Фрост родился в Сан-Франциско. Свое имя получил в честь Роберта Ли, главнокомандующего армией Конфедерации во время Гражданской войны в США 1861–1865. Отец умер от туберкулеза, когда Фросту было 11 лет. Мальчик с матерью переехали в Массачусетс, где Фрост посещал школу в Лоуренсе. В 1892 поступил в Дартмут-колледж, скоро оставил его, в 1897–1899 учился в Гарвардском университете. Затем работал на мельнице, помогал матери, содержавшей небольшую частную школу в Лоуренсе, издавал местную газету и пробовал разводить домашнюю птицу. Обескураженный неудачными попытками найти свое призвание, перебрался в 1912 с семьей в Англию, где поселился на три года в Биконсфилде. В Англии к нему пришел первый успех: издатель, которому он принес рукопись своей поэтической книги Воля мальчика (A Boy's Will, 1913; на русский язык переводилась как Прощание с юностью), сразу же опубликовал ее. Большой успех выпал на долю второй книги Фроста К северу от Бостона (North of Boston), появившейся в следующем году. В нем увидели сходство с поэтами-георгианцами Р.Грейвзом, Р.Бруком, У.Оуэном, Э.Бланденом и Э.Томасом. Томас (1878–1917) стал близким другом Фроста и оказал существенное влияние на формирование его как поэта. В 1915 Фрост вернулся в США, приобрел в Нью-Гемпшире ферму, но доходов от фермы и публикации стихов было недостаточно, чтобы содержать семью. Для пополнения бюджета Фрост читал лекции в университетах и выступал с чтением своих стихов. Поэзия Фроста не убеждала читателей в том, что этот мир – приют утешительного покоя. Знаком, символом, метафорой этого мира стала в поэзии Фроста природа Новой Англии, что особенно ярко проявилось в стихотворениях Косьба, Откровение, Ропот из сборника Воля мальчика, а также в выдержанных в форме монолога и диалога стихотворениях Починка стены, Смерть батрака, Семейное кладбище, Поленница из книги К северу от Бостона. Поэт прислушивался к разговорам людей, черпал в них свои сюжеты и темы. Для него не было «чужих» забот, он чувствовал себя причастным всему, что происходит в мире, чему свидетельством стихотворения сборника Между горами (Mountain Interval, 1916), в том числе Другая дорога, Старик зимней ночью, Берез, Снег, Побеседовать с другом. Следующая книга Нью-Гемпшир (New Hampshire, 1923) принесла автору в 1924 первую Пулитцеровскую премию. В нее входят пространные сюжетные стихотворения Жены Пола, Ведьмы из Кооса и более лапидарная и изящная медитативная лирика. Глубокий психологизм и философская направленность отличают Местами голубое, Огонь и лед, Все золотое зыбко и самое известное стихотворение Фроста, входящее во все поэтические антологии, – Зимним вечером у леса. Заглавное стихотворение сборника формулирует жизненное кредо поэта, отвергающего любые радикальные средства исцеления человечества и видящего единственный выход в своеобразном стоицизме. Умение Фроста согласовывать динамику разговорной речи жителей Новой Англии с метрическими требованиями свободного стиха виртуозно проявилось в заглавном стихотворении книги Западная река (West-Running Brook, 1928). Фрост искусно владел и рифмованным стихом, проявляя здесь поэтический лаконизм, как нельзя лучше отвечавший натуре сдержанного, немногословного человека, стоически переносившего тяготы жизни. Первое собрание стихотворений Фроста (Collected Poems, 1930) в полном объеме представило его поэтическую деятельность и было удостоено в 1931 Пулитцеровской премии. Два новых сборника, Неоглядная даль (A Further Range, 1936) и Дерево – свидетель (A Witness Tree, 1942), принесли ему еще две Пулитцеровские премии. За этими книгами последовали пьесы, написанные белым стихом. По мнению критики, в Маске разума (Masque of Reason, 1945), обратившись к истории библейского Иова, Фрост не реализовал всех своих возможностей. Более удачной была признана вторая пьеса Маска сострадания (A Masque of Mercy, 1947), в которой современная интерпретация библейских персонажей углубила и расширила стоицизм Фроста, превратив его в продуманную и зрелую философскую позицию. Последние его поэтические сборники Таволга (Steeple Bush, 1947) и На вырубке (In the Clearing, 1962) включают произведения, не уступающие более известным ранним вещам. Отказ Фроста поддаваться боли и страданиям, вера в возможность противостоять обстоятельствам и умение найти адекватную поэтическую форму выражения этого отказа и этой веры объясняют, почему именно Фроста президент Дж.Ф.Кеннеди попросил прочитать свое стихотворение Дар навсегда на церемонии инаугурации в 1961. В 1962 Фрост посетил СССР. Умер Фрост в Бостоне 29 января 1963 года.

1875
Макс Абрагам
немецкий физик-теоретик. Окончил Берлинский университет (1897), где работал ассистентом у Макса Планка. В 1900-1909 гг. – профессор Геттингенского. В 1910-1914 гг. – Миланского университетов. Основные труды в области математической физики, электродинамики, электронной теории, теории гравитации. В 1902-1903 гг. сформулировал первую гипотезу о структуре электрона. Один из первых ввел понятие электронного импульса, дал формулу зависимости электромагнитной массы электрона от скорости. Предложил (1912) теорию гравитации, обобщающую ньютоновскую, но не учитывающую принцип эквивалентности Эйнштейна. Автор известного двухтомника «Теория электричества».

 (529x698, 84Kb)
1875
Алексей Карпович Дживелегов
русский советский историк и искусствовед, ученик П.Г.Виноградова, доктор искусствоведения (1936). Родился в Ростове-на-Дону. В 1897 г. окончил Московский университет; с 1908 г. читал лекции, сначала в народных университетах, потом в вузах: до 1919 г. – в университете имени Шанявского, до 1924 г. – в МГУ, в последнее время – на высших государственных литературных курсах. Дживелегов принимал деятельное участие в энциклопедическом словаре «Гранат», печатался в «Книге для чтения по новой истории» и других изданиях. Один из первых в России применил социологический метод к изучению культуры итальянского Возрождения («Начало итальянского Возрождения», 1908). Стоял на почве социологического метода. Будучи хорошо знаком с подлинниками, а также с историографией вопроса (Буркгардт, Фойгт, Жебар, Монье, Фламини и др.), Дживелегов в живой форме дает картину культурной жизни эпохи Возрождения, знакомя читателя с различными сторонами этой жизни (литература, изобразительное искусство, наука, быт, политика и т.п.). Им также составлена хрестоматия по культуре европейского возрождения («Возрождение», 1924), куда вошли отрывки из Данте, Петраки, Рабле, Эразма Роттердамского и мн. др. В 1929 г. вышла его книга «Очерки итальянского Возрождения». Ранние работы Дживелегова посвящены в основном проблемам западноевропейского средневекового города. В дальнейшем научные интересы Дживелегова затрагивали главным образом историю западноевропейской культуры, особенно культуры Возрождения. Редактор и автор отдельных статей в сборниках «Отечественная война и русское общество» и «Великая реформа» (оба — Москва, 1911). Умер в Москве 14 декабря 1952 года. Основные работы: Средневековые города в Западной Европе (Санкт-Петербург, 1902); Торговля на Западе в средние века (Санкт-Петербург, 1904); Начало итальянского Возрождения (Москва, 1908); Очерки итальянского Возрождения (Москва, 1929); Данте Алигьери (Москва, 1933, 1946); Итальянская народная комедия (Москва, 1954); Дживелегов А.К. "Армия Великой французской революции и ее вожди."; Революция и Европа; Революция и Бонапарт

1875
Ли Сын Ман
политический деятель Южной Кореи. Родился в Сеуле, в семье обедневшего аристократа, находившегося в дальнем родстве с королевской династией Кореи. Окончил университет Дж. Вашингтона в Вашингтоне, университет в Принстоне и Гарвардский университет. В 1948 г. южно-корейское Национальное собрание избрало его президентом Корейской республики. Затем трижды (1952, 1956, 1960) переизбирался на этот пост. Был лидером правящей Либеральной партии. Во время войны в Корее (1950-1953) южно-корейские власти при поддержке иностранных интервентов пытались силой распространить антинародный режим Ли Сын Мана на всю Корею. Выступал против разрешения корейского вопроса мирным путем, высказывался за присутствие в Южной Корее американских войск. В результате народного восстания (1960) Ли Сын Ман и его правительство вынуждены были уйти в отставку. Поселился на Гавайских островах (1960), где и провел последние годы жизни. Умер в Гонолулу 19 июля 1965 года.

1878
Фридрих Отто Герц
австрийский социал-демократ, социолог, историк, экономист. Окончил Венский университет. В 1920-30-х гг. советник министра при Австрийской федеральной канцелярии, в 1930-1933 гг. - профессор экономики и социологии университета в городе Галле. В 1938 г. эмигрировал в Англию. Вслед за Э.Давидом и Э.Бернштейном выступил с ревизией марксистского аграрного учения. Пытался теоретически обосновать устойчивость мелкого производства в земледелии, отстаивал "закон убывающего плодородия почвы". Положения использовались русскими буржуазными апологетами С.Н.Булгаковым, В.М.Черновым и другими в полемике по вопросу о развитии капитализма в сельском хозяйстве России.

1879
Отмар Герман Амманн
швейцарский инженер-мостостроитель. Скончался 22 сентября 1965 года.

 (512x698, 48Kb)
1879
Николай Николаевич Давиденков
советский ученый в области механических свойств материалов, академик Академии Наук Украинской ССР (с 1939). Профессор Ленинградского политехнического института. Родился в городе Риге в семье потомственного дворянина. Детские и юношеские годы прошли в Смоленске. Семь лет учился в Смоленской классической гимназии. В 1897 г. был удостоен аттестата зрелости и золотой медали. На всю жизнь остался благодарен за знания физики и математики преподавателю Александровской гимназии Б.А.Герну. Окончил Санкт-Петербургский институт инженеров путей сообщения (1902). В 1909-1918 гг. преподавал в Санкт-Петербургском политехническом, в 1920-1921 гг. – в Донском политехническом, в 1921-1922 гг. – в Киевском политехническом институтах, в 1923-1926 гг. – в Московском институте инженеров транспорта, с 1926 г. в Ленинградском политехническом институте. С 1925 руководит отделом механических свойств металлов Физико-технического института Академии Наук СССР. Основные труды Давиденкова посвящены изучению механич. свойств металлов. Исследовал поведение металлов при больших (ударных) скоростях и явления хладноломкости. Создал механическую теорию хладноломкости, введя понятие "хрупкой прочности"; развил значение "сериальных" испытаний для определения критич. температуры хрупкости. В ряде работ Давиденков изучал различные особенности пластической деформации и вопросы теории прочности при сложном напряженном состоянии. Давиденков разработал также методы измерения остаточных напряжений в изделиях и борьбы с ними. Он занимался также исследованием усталости металлов, природы усталомерного разрушения, плоского напряженного состояния и др. Предложил "струнный" метод измерения деформаций и напряжений, позволивший впервые измерить величину горного давления в туннелях. Воспитал многочисленных учеников. Лауреат Сталинской премии (1943). Умер в 1962 году. Сочинения: Динамические испытания металлов, 2 издание, Ленинград—Москва, 1936; Механические свойства и испытание металлов, выпуск 1, 2 издание, Ленинград, 1933; Струнный метод измерения деформаций, Ленинград—Москва, 1933; Проблема удара в металловедении, Москва— Ленинград, 1938; Некоторые проблемы механики материалов, Ленинград, 1943; Усталость металлов, Киев. 1949. Литература: Николай Николаевич Давиденков (К 70-летию со дня рождения), "Заводская лаборатория", 1949, № 3; К семидесятилетию Николая Николаевича Давиденкова, "Журнал технической физики", 1949, № 3; К семидесятипятилетию Николая Николаевича Давиденкова, там же, 1954, том 24, выпуск 3.

 (700x694, 57Kb)
1882
Аристарх Васильевич Лентулов
русский художник. Родился в селе Воронье (Пензенская губерния) в семье священника. Учился в Пензенском художественном училище имени Н.Д.Селиверстова (1898–1900 и 1905), Киевском художественном училище (1900–1904) и студии Д.Н.Кардовского в Санкт-Петербурге (1906–1910). Побывал во Франции и Италии (1911), в Париже посещал академию Ла Палетт, где преподавали кубисты Ж.Метценже и А.Ле-Фоконье. Был одним из организаторов объединения «Бубновый валет» (1910). Его ранние полотна близки принципам картины-панно в духе кружка «Голубой розы». Переосмыслив кубизм и фовизм (с сильными цветовыми эффектами последнего), Лентулов разрабатывает самобытный тип футуристического панно, трактующего мир как калейдоскоп динамических красок и форм ("Победный бой", 1914, частное собрание, Москва). Особую известность получили его образы старинной церковной архитектуры, претворенные в феерически-праздничные и в то же время подспудно-катастрофические зрелища, – храмы здесь как бы рассыпаются или, напротив, созидаются из красочной стихии ("Василий Блаженный", 1913; "Звон" (колокольня «Иван Великий», 1915; обе картины – в Третьяковской галерее); декоративность полотен усилена кусочками бумаги, ткани и фольги, введенными в живопись. Художник мощного, жизнелюбивого темперамента (наглядно выраженного в его "Автопортрете", 1915, там же), Лентулов принял революцию как праздник обновления. В 1910-е годы плодотворно работал также как сценограф (оформив, в частности, постановку "Прометея" А.Н.Скрябина на сцене Большого театра, 1918). Обращался к сценографии и позднее ("Испанский священник" Д.Флетчера во 2-м МХАТе, 1934); значительна была и его роль педагога (он преподавал во Вхутемасе и смежных институтах в 1919–1943). В станковой живописи наиболее органичным полем красочного самовыражения стал для него пейзаж (сергиево-посадские, волжские и крымские пейзажи 1920-х годов, зачастую близкие экспрессионизму). Попытки мастера приспособиться к программе соцреализма (серия картин на тему строительства метрополитена, 1939) большого успеха не имели. Скончался в Москве 15 апреля 1943 года.

1883
Василий Сергеевич Арсеньев
русский ученый-историк, археограф, краевед, исследователь истории дворянских родов, один из организаторов и председатель Тульской губернской ученой архивной комиссии, автор работ по генеалогии и истории культуры тульского края. Родился в Софии, где на дипломатической службе находился его отец. Окончил 5- ю московскую гимназию, в 1896 - 1901 гг. был воспитанником Императорского лицея цесаревича Николая в Москве. В годы учебы в лицее он начал серьезно заниматься историей дворянского сословия, генеалогией, коллекционированием старинных книг. В.С.Арсеньев, как и его отец С.В.Арсеньев, был поклонником блестящего таланта В.О.Ключевского. Окончив лицей с золотой медалью, проявив склонность к "словесным наукам", Арсеньев с 1902 г. продолжил учебу на его университетском отделении. Генеалогия оставалась его главным увлечением. С 1898 г. В.С.Арсеньев начал серьезно собирать материал для книги "Род дворян Арсеньевых. 1389-1901". К 1903 г. он располагал сведениями о 670 мужских, 237 женских представителях своего рода. Стараясь изучить все, что было когда - либо написано об Арсеньевых, он собрал много различных документов, имеющих большое значение для изучения истории России. "Род дворян Арсеньевых. 1389-1901" был издан в 1903 г. в Туле под наблюдением директора народных училищ Тульской губернии, историка дворянского сословия, краеведа М.Т.Яблочкова. В книге имелось изображение и описание герба дворян Арсеньевых, поколенная роспись этого рода со всевозможными дополнениями к ней, список губерний, в которых Арсеньевы владели недвижимой собственностью. В приложении даны многочисленные документы Арсеньевых за 1694 - 1831 гг.: жалованные царские грамоты, царские указы, челобитные, отписки Арсеньевых, дарственные и мировые записки, купчие, наградные дела Арсеньевых, переписка князя А.Д.Меншикова с В.М. и Д.М.Арсеньевыми за 1702-1714 гг., переписка Г.Р.Державина с И.М.Арсеньевым за 1786 г., письма М.Ю.Лермонтова к бабушке Е.А.Арсеньевой за 1836-1840 гг. , духовное завещание Ю.П.Лермонтова 1831 г. В декабре 1903 г. Тульское дворянское депутатское собрание прислало В.С.Арсеньеву благодарность за книгу. Генеалоги также откликнулись на это издание: в 1903 г. Н.Н.Кашкин доставил В.С.Арсеньеву дополнительные сведения и поправки к книге; в 1904 г. профессор Санкт-Петербургского университета М.А.Таубе дал книге В.С.Арсеньева положительный отзыв; тогда же Д.Корсаков прислал ему список литературы об Арсеньевых. В журнале "Исторический вестник" в сентябре 1904 г. появилась рецензия на "Род дворян Арсеньевых". Она наряду с общей положительной оценкой книги содержала указание на то, что В.С.Арсеньев, собрав богатый материал, не разработал его до конца. В.С.Арсеньев занимался историей не только своего рода. В годы учебы в Москве он записывал легенды и предания дворянских родов Воейковых, Шепелевых, Духовских. Им были подготовлены работы "Род дворян Горяиновых. 1550-1905", "Род дворян Исуповых (Юсуповых)", которые включены М.Т.Яблочковым в 1905 г. в девятый том многотомного издания "Дворянское сословие Тульской губернии". В этом же томе была опубликована совместная работа М.Т.Яблочкова и В.С.Арсеньева "Род дворян Павловых". В 1904 г. В.С.Арсеньев окончил юридический факультет университетского отделения лицея. Он изъявил желание служить в должности земского начальника в Тульской губернии, где в селе Красном Новосильского уезда было его родовое имение. Однако в ноябре 1904 г. он был определен чиновником особых поручений при владимирском губернаторе. Во Владимире он не оставил свои научные занятия: стал действительным членом Историко - родословного общества в Москве и Владимирской ученой архивной комиссии. В июле 1905 г. В.С.Арсеньев перешел на службу советником юридического отделения Седлецкого губернского правления. Там же он пытался организовать отделение Историко - родословного общества, вел переписку об этом с председателем общества Л.И.Савеловым. Седлецкий губернатор предложил В.С.Арсеньеву составить список дворянских родов Седлецкой губернии на основании архива Седлецкого губернского правления, а также собирать необходимые сведения по истории и археологии губернии. Список дворянских родов Седлецкой губернии был составлен, но не опубликован. В 1906 г. Арсеньева переводят в Санкт-Петербург. Там он становится действительным членом Русского генеалогического общества. С 1908 г. снова начинается его служба в провинции - советником Витебского губернского правления. По инициативе В.С.Арсеньева в Витебске в 1909 г. была организована губернская ученая архивная комиссия, он же был избран первым ее председателем, инициатором и организатором издания первого тома "Трудов" комиссии. Находясь на службе в провинции, В.С.Арсеньев активно интересовался деятельностью центральных и не только историко - родословных, научных обществ. Он становится членом Русского географического общества, Московского археологического института, Русского военно - исторического общества, кружка ревнителей памяти Отечественной войны 1812 г. Роль В.С.Арсеньева в научной жизни Витебска была очень заметна. По отзывам местной интеллигенции, он первый ввел в "стены сухих и замертвевших канцелярий жизненный проблеск". С его отъездом из Витебска дела архивной комиссии значительно расстроились. В 1910 г. В.С.Арсеньев снова выразил желание получить место в Тульском губернском по городским и земским делам присутствии. В том же году переезд в Тулу осуществился. В.С.Арсеньев сразу же влился в научную жизнь города: стал членом Тульской палаты древностей, губернского статистического комитета, общества любителей естествознания, а также членом Белевского научно - образовательного и художественного общества. Он заботился о сохранении местных памятников искусства и старины. В 1911 г. в журнале "Старые годы" он опубликовал статью о родине В.А.Жуковского - селе Мишенском, в которой обвинял современников в небрежном и халатном отношении к памятникам старины. В 1913 г. В.С.Арсеньев становится членом тульского отделения Общества защиты и сохранения, в России памятников искусства и старины. В том же году в журнале "Старые годы" им была опубликована статья "Церковь села Подмоклого" (Алексинского уезда). В статье обращено внимание на то, как эта церковь, построенная в 1754 г. , варварски перестраивалась в начале XX в. Описана одна из главных достопримечательностей церкви - изображение ада, где в когтях главного демона по приказанию местного помещика был нарисован М.Ю.Лермонтов. Только в конце XIX - начале XX вв. по просьбе местной интеллигенции лицо поэта было заменено другим изображением. В.С.Арсеньев был в числе главных организаторов Тульской губернской ученой архивной комиссии, образованной в 1913 г. , ее председателем. Вопрос о создании в Туле губернской ученой архивной комиссии вставал еще в 1888 г. в связи с разбором чиновником особых поручений при Тульском губернаторе Ю.В.Арсеньевым (дядей В.С.Арсеньева) архива губернского правления. Им было найдено большое количество документов XVII в. , главным образом по истории Каширского уезда. В том же году Ю.В.Арсеньев, секретарь Тульского губернского статистического комитета B.М.Борисов, директор Тульского реального училища C.Н.Васильковский возбудили ходатайство перед местными властями об учреждении в Туле губернской ученой архивной комиссии "для более успешной и своевременной разработки исторического материала, содержащегося в местных архивах, а также распыленного по губернии в руках частных лиц". Но в 1888 г. не нашлось помещения для губернского исторического архива и комиссия не была образована. Только спустя более чем 20 лет ее наконец учредили. Немалую роль в этом сыграло участие В.С.Арсеньева, который имел опыт в организации таких учреждений. Он сумел наладить издание "Трудов" комиссии: первый и второй тома вышли в 1915 г. К этому времени журнал Тульского историко - археологического товарищества "Тульская старина" перестал печататься, поэтому "Труды" комиссии концентрировали в себе работы по истории тульского края. В "Трудах" была опубликована рукопись И.П.Сахарова "Достопамятности г. Тулы и его губернии", написанная им в середине XIX в. Этой публикацией работы члены губернской ученой архивной комиссии продемонстрировали верность богатым традициям исторического изучения края. В.С.Арсеньев стремился к активному комплектованию рукописного отдела комиссии документами. Комиссия купила архив помещика 3.М.Дурасова, документы помещика А.Д.Сонина были приобретены тульским коллекционером М.Т.Салищевым и пожертвованы комисии, в составе рукописного отдела оказались документы тульских помещиков Иевлевых, А.П.Аникеева, фабриканта И.Т.Баташова. В В.С.Арсеньев был заинтересован во всестороннем изучении истории тульского края, поддерживал работу членов комиссии по изучению его топонимики, историографии, археологии. После Великой Октябрьской социалистической революции В.С.Арсеньев покинул Россию. Умер в 1947 году.

 (452x699, 57Kb)
1884
Вильгельм Бакхауз (немецкое имя - Wilhelm Backhaus)
немецкий пианист. Родился в Лейпциге. Учился в Лейпцигской консерватории у Алоиза Рекендорфа (фортепиано) и Саломона Ядассона (композиция), в 18981899 совершенствовался у Эжена д’Альбера, в дальнейшем был самоучкой. В 19001901 выступал в Великобритании, где, в частности, исполнил Четвёртый концерт Бетховена, заменив заболевшего Александра Зилоти. В 1901 дебютировал на «Променад-концертах» с Первым концертом Мендельсона и Вариациями на тему Паганини Брамса. Крупный успех пришёл к Бакхаузу в 1905 году, когда он был удостоен первой премии на Рубинштейновском конкурсе в Париже, что позволило ему начать полноценную международную концертную карьеру. В сезоне 19121913 Бакхауз выступал в США, где исполняет Пятый концерт Бетховена под управлением Вальтера Дамроша и даёт сольный концерт в Карнеги-холле. С 1905 Бакхауз преподавал в Манчестерском музыкальном колледже, в 19251926 в Кёртисовском институте музыки в Филадельфии, однако никогда не считал себя хорошим педагогом. Несмотря на успех за океаном, в течение нескольких десятилетий пианист выступал почти исключительно в Европе (в 1928 посетил с гастролями СССР), в 1931 обосновавшись в Швейцарии. Лишь в 1954 он приезжает в США с концертами из музыки Бетховена, и публика вновь встречает его с восторгом. Бакхауз охотно делал записи ещё в 1909 году он впервые в истории записал исполнение фортепианного концерта с оркестром (Концерт Грига), а в 1928 г. все этюды Шопена. Одним из последних его проектов стала запись всех сонат Бетховена, начатая в 1964 году. Важное место в репертуаре пианиста также занимали произведения Брамса, исполнение музыки которого Бакхаузом считается одним из лучших. Умер в Филлахе, Австрия, 5 июля 1969 года.

1885
Борис Францевич Даугуветис
литовский советский режиссёр, актёр и драматург, народный артист СССР (1948). В 1909 окончил Санкт-Петербургское театральное училище. До 1921 работал в Петрограде и в провинциальных театрах России. С 1923 режиссёр Каунасского театра. Ставил произведения мировой и русской классики: "Отелло" (1924), "Макбет" (1939) Шекспира, "Разбойники" (1928), "Мария Стюарт" (1937) Шиллера, "Вишнёвый сад" Чехова (1937), "Эдип в Колоне" Софокла (1939), "Мещане" Горького (1940). После восстановления в Литве Советской власти (1940) главный режиссёр Каунасского театра, один из создателей новой литовской театральной культуры. В 1944-49 главный режиссёр Театра драмы Литовской ССР (Вильнюс). Постановщик спектаклей "Враги" (1947), "Егор Булычов и другие" (1948) Горького, "Кремлёвские куранты" Погодина (1947) и др. Автор пьес: "Новая борозда" (1945) - о классовой борьбе в литовской деревне, "Задача" (1946) - о борьбе партизан против гитлеровских оккупантов, "Усадьба Жалдокаса" (1948) - из жизни литов. крестьян в послевоенные годы. Под воздействием Даугуветиса сформировалось поколение ведущих актёров и режиссёров литовского театра. Лауреат Сталинской премии СССР (1947). Депутат Верховного Совета Литовской ССР 2-го созыва. Скончался 13 июля 1949 года.

1886
Чико Маркс (настоящее имя - Леонард Маркс)
американский актер. Родился в семье актеров водевиля и варьете. Начиная с середины 1920-х гг. выступал вместе с братьями в фарсах, в амплуа печального коверного родом из итальянской "комедии дель арте". Первым их фарсом стал спектакль "Я хочу сказать, что она есть" (1924), за которым последовали "Кокосовые орешки" (1925) и "Расписные пряники" (1928). Два последних представления обратили на себя внимание голливудских продюсеров и были перенесены на экран в 1929 и 1930; были сняты также "Обезьяньи проделки" (1930), "Лошадиные перья" (1931) и, наконец, одна из самых знаменитых работ братьев — антивоенная сюрреалистическая комедия "Утиный суп" (1933). Комики несколько смягчают регистр своего юмора в таких лентах, как "Вечер в опере" (1935), "День на скачках" (1936), "День в цирке" (1939), "Поезжай на Запад" (1940), "Большой магазин" (1941), "Ночь в Касабланке" (1946), в которых они пародируют популярные жанры американского кино. Кинематографическая карьера братьев завершилась в конце 1940-х гг. ("Счастлив в любви"). После перерыва в последний раз они снялись вместе в фильме "История человечества" (1957).

1888
Карл Янович Лукс (партийный псевдоним — Мемора, Викмера, Виктор Лондо, Волнин)
активный участник Гражданской войны в Сибири и на Дальнем Востоке. Член Коммунистической партии с 1925. Родился в ныне Салдусском районе Латвии, в семье крестьянина. В революционном движении с 1904, член Латышской социал-демократической рабочей партии. Неоднократно арестовывался, с 1911 на каторге в Орле, с 1916 в ссылке в Сибири. В годы Гражданской войны был член Читинского ревкома, начальником штаба объединенных партизанских отрядов в Забайкалье (1918—1920), командующим Восточно-Забайкальским и Амурским партизанскими фронтами, командующим войсками Читинского округа (с октября 1920), министром по национальным делам Дальневосточной республики (1921—1922). С 1926 уполномоченный Главнауки при Наркомпросе РСФСР, с 1926 член Комитета Севера при ВЦИК. В 1929—1930 ректор Ленинградского института народов Севера. Осуществил три научные экспедиции (1927, 1928 и 1930—1932) в северные районы Дальнего Востока с целью обследования их и проведения работы по социалистическому строительству. Погиб во время экспедиции в местечке Калк-Подволок Чукотского национального округа 29 августа 1932 года. Литература: Фетисов А.П., К.Я.Лукс (1888—1932), Хабаровск, 1966.

1888
Сигурд Эриксон
шведский этнограф. Основатель этнографических журналов "Народная жизнь", "Европейская этнология", "Лаос", создал школу, направленную на преодоление разрыва между описательными и теоретическими методами в европейской этнографии. Возглавлял объединение европейских этнографов - Международную комиссию народного искусства и традиций (с 1951 г. с перерывами).

1889
Борис Александрович Галаев
осетинский советский композитор и дирижёр. Заслуженный деятнль искусств Грузинской ССР (1940). Член КПСС с 1942. Родился в селе Черноярское Терской области. Творческую деятельность начал в Санкт-Петербурге в 1907. В 1914—1917 капельмейстер Терской дивизии. Окончил Ленинградский центральный музыкальный техникум в 1932 по классу композиции П.Б.Рязанова. В 1938-1951 Галаев - дирижёр (в 1941 - 1943 также и директор) Юго-Осетинского драматического театра (Сталинир), в 1938 - организатор и до 1952 - художественный руководитель и дирижёр Юго-Осетинского ансамбля песни и пляски. В 1943—1947 заведующий отделом искусств облисполкома Юго-Осетии. В 1941—1943 директор Драматического театра имени Коста Хетагурова. В 1951—1963 старший научный сотрудник Югоосетинского научно-исследовательского института. В 1964—1967 организатор и дирижер струнного оркестра осетинских национальных инструментов в школе-интернате (Цхинвали). Сочинения: музыкальная драма — Нарты Батрадз (Цхинвали, 1942); музыкальная комедия — Жених (Цхинвали, 1943); для оркестра — пьесы; для духового оркестра — 5 маршей, 2 вальса, 3 осетинских народных танца, пьесы; для фортепиано — пьесы; для 4-х голосного хора с оркестром народных инструментов и фортепиано — пьесы (около 30), Песня о Ленине (слова Р.Асаева), Песня о Козати Шалико (слова И.Качмалова), Алолай (Колыбельная, слова Н.Чабиевой), Молодежная (слова X.Плиева), Заздравная (слова С.Городецкого) и другое; для голоса с фортепиано — романсы на слова Косты Хетагурова и Г.Дзугаева; песни; музыка к спектаклям (около 30) и фильмам; обработки осетинских народных песен (более 40) для 4-х голосного хора и оркестра народных инструментов; сборник осетинских народных песен (издание Москва, 1964); записи (более 700) осетинских народных песен и инструментальных наигрышей.

1891
Феликс Адерка
румынский писатель, автор утопического романа "Подводный город".

1892
Синиша Станкович
югославский биолог, биогеограф, педагог и государственный деятель, член Югославской, Сербской и Словенской академий наук и искусств. С 1924 г. - профессор зоологии Белградского университета. Основатель и директор Института экологии и биогеографии в Белграде. Первый председатель Академического совета СФРЮ. Активный участник народно-освободительной борьбы в период фашистской оккупации Югославии. Основные научные работы посвящены экологии и зоогеографии гидрофауны внутренних водоемов. Изучил особенности биологии гидрофауны Охридского озера. Иностранный член Академии Наук СССР.

 (457x698, 118Kb)
1893
Фатьма Саттаровна Мухтарова
артистка оперы (меццо-сопрано). Народная артистка Азербайджанской ССР (1940), заслуженная артистка Грузинской ССР (1936). Родилась в городе Урмия, ныне Резайе, Иран, в семье бродячих певцов (отец — перс, умер когда девочке было три года, мать — татарка). С восьми лет пела и танцевала под шарманку на улицах волжских городов и Тифлиса. Особым успехом пользовалась в Саратове, где ее талантом заинтересовался сотрудник местной газеты "Саратовский листок" Н.М.Архангельский и написал о Мухтаровой ряд статей. Местные меценаты устроили концерт певицы в консерватории (24 мая 1912), после чего М.Медведев принял певицу в свой класс. По окончании Саратовской консерватории в 1916 (в некоторых источниках 1914) была принята в труппу московской Оперы С.Зимина, где выступала до 1917; здесь была партнершей Ф.Шаляпина (в операх "Юдифь" А.Серова, "Жизнь за царя" М.Глинки, "Борис Годунов", "Фауст", "Вражья сила") и Л.Собинова. В 1918—1919 пела в Астрахани, Саратове, затем в Ростове-на-Дону. Позднее выступала с концертной бригадой в частях Черноморско-Азовского флота. В 1923—м37 пела в оперных театрах Харькова (до 1928), Киева, Одессы (1925), Баку (1933), Тбилиси, Свердловска (1925—1928, 1930—1931, 1936—1937), Перми (1927), Казани, Москвы (Большой театр, 1929; партии Любаши — "Царская невеста", Амнерис и Кармен), Ленинграда. В 1938—53 солистка Театра оперы и балета имени М.Ахундова (Баку). Обладала сильным голосом теплого "бархатного" тембра, имела яркую сценическую внешность. Умело сочетала вокальное дарование с темпераментной игрой. "Каждый ее жест, каждый шаг на сцене, каждая фраза были отмечены печатью врожденного артистизма. Правда общая и музыкальная культура Мухтаровой уступала ее природной одаренности" (Бату Кравейшвили). Своим учителем артистка считала Н.Боголюбова. За 40 лет создала ряд своеобразных музыкально-сценических образов, свободных от обычных оперных штампов. 1-я исполнительница партий: Азры ("Низами"); в Баку — Груни ("Броненосец "Потемкин"") и Устиньи ("Орлиный бунт"); в Свердловске — Устиньи ("Орлиный бунт"); Нингал-Умми ("Загмук"), Мамиеллы ("Ожерелье мадонны"). Лучшие партии — Кармен (готовила под руководством режиссера Ф.Комиссаржевского), Марина Мнишек, Марфа ("Хованщина"), Любаша ("Царская невеста"), Солоха ("Черевички"), Любовь; Амнерис, Далила, Ортруда, Шарлотта ("Вертер"). Мухтарова считалась одной из лучших исполнительниц партии Кармен не только в СССР, но и за рубежом. Выступлением в этой партии Мухтарова завершила свой сценический путь в Тбилиси. Другие партии: Ваня ("Жизнь за царя" М.Глинки), Федор ("Борис Годунов"), Ольга ("Евгений Онегин"), Полина и Миловзор ("Пиковая дама"), Ганна ("Майская ночь"), Лель, Любава, Клитемнестра ("Орестея"); Азучена, Зибель; Аксинья ("Тихий Дон"), Муся; вопереттах — Елена, Перикола ("Прекрасная Елена" и "Перикола" Ж Оффенбаха). Партнеры: Д.Андгуладзе, В.Давыдова, Ю.Кипоренко-Даманский, К.Книжников, И.Козловский, Н.Кошиц, В.Луканин, В.Нардов, В.Сараджишвили, В.Трубин, В.Ухов. Пела под управлением Е.Плотникова, Л.Штейнберга. Искусство певицы высоко ценили Н.Боголюбов, И.Бродский, А.Луначарский, С.Лемешев, Л.Собинов. Последний концерт певицы состоялся в 1954 в Тбилисском оперном театре. Оставив оперную сцену, занималась с молодыми солистами Бакинского оперного театра. Награждена орденами Трудового Красного Знамени (1968) и "Знак Почета" (1946). На Бакинской киностудии был создан фильм о творчестве певицы. Имеется портрет певицы художника И.Бродского, назвавшего ее "лучшей в мире Кармен". Сохранилась единственная запись голоса певицы в партии Азры ("Низами"). Умерла в Баку 19 октября 1972 года. Сочинения: Рассказ о себе // Советский театр. 1936. № 2. Страницы 10—11. Литература: Алексеев П.У Ф.С. Мухтаровой // Театр. 1916. № 1805. Страницы 8—9; АКР. Фатьма Мухтарова в "Кармен" // Жизнь искусства. 1928. № 42. Страница 8; Ф.С.Мухтарова: Очерк-характеристика. — Баку, 1929; Шавгулидзе Г.В. Дни и годы Тифлисского оперного театра. — Тбилиси, 1936. Страницы 63—64; Xучуа П. Тбилисский государственный ордена Ленина театр оперы и балета имени З.П.Палиашвили: Краткий очерк. — Тбилиси, 1958. Страницы 95, 96; Озеров H.Н. Оперы и певцы: Высказывания, впечатления. — Москва, 1964. Страницы 179— 180; Боголюбов Н Н. Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссера. — Москва, 1967. Страница. 255; Квалиашвили М.Г. По трудному пути: Воспоминания. — Тбилиси, 1969. Страницы 86—92, 241—242; Левик С.Ю. Четверть века в опере. — Москва, 1970. Страница 106; Пашаев А. Фатьма Ханум Мухтарова // Театр. 1969. № 2. Страницы 126—127; Кравейшвили Б. Незабываемое: Записки певца. — Тбилиси, 1970. Страницы 153— 158; Мирзоева Д. Ее искусство забыть нельзя // Бакинский рабочий. 1973. 28 марта; Вейсаллы Н. Украшение оперных сцен // Литературный Азербайджан. 1978. № 7. Страницы 119—121; Бадирова Т. Фейерверк таланта // Баку (вечерний выпуск). 1982. 1 ноября; Максакова М. Жизнь на сцене // Мария Петровна Максакова: Воспоминания. Статьи. — Москва, 1985. Страницы 48—49.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку