-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109304
Комментариев: 6801
Написано: 117776


22 апреля родились...

Пятница, 22 Апреля 2011 г. 09:28 + в цитатник
22 (498x699, 176Kb)
1766
Анна-Луиза Жермена де Сталь (баронесса де Сталь-Гольштейн; Anne-Louise Germaine baronne de Staлl-Holstein), известная просто как мадам де Сталь (Madame de Staлl)
знаменитая французская писательница, дочь видного государственного деятеля Жака Неккера. Родилась в Париже. В салоне её матери сходились литературные знаменитости Парижа. Жермена с 11 лет постоянно присутствовала на этих вечерах и жадно прислушивалась к разговорам гостей. Напрасно строгая мать старалась системой воспитания, основанной на началах долга, сдерживать и дисциплинировать свою живую и впечатлительную дочь. Богато одаренная и экзальтированная девочка, ускользая от влияния матери, особенно горячо привязалась к отцу, по целым часам беседовавшему о самых разнообразных вопросах со своей нежно любимой дочерью. Пятнадцати лет от роду Жермена написала замечания к знаменитому финансовому «Отчету» своего отца и сделала извлечения из «Духа законов» Монтескьё, присоединив к ним свои собственные размышления. В это время её любимыми писателями были Ричардсон и Руссо. Влияние Ричардсона сказалось в первых её произведениях, отличающихся сентиментальным направлением (например, «Mirza», «Adelaide», «Mйline»). Руссо привлекал её своим культом природы и своей системой воспитания. Позже (1788) она посвящает ему восторженный очерк: «Lettres sur les иcrits et le caractиre de J. J. Rousseau». В 17 лет сердце Жермены испытывает первую любовь, но в угоду матери ей приходится подавить свое чувство. Следы внутренней борьбы можно открыть в её комедии: «Sophie ou les sentiments secrets» (1786), в которой яркими красками описываются томления безнадежного чувства. Madame Неккер искала для своей дочери блестящей партии; выбор её остановился на шведском посланнике в Париже, бароне де Сталь Гольштейн. В устройстве этого брака, о котором велись переговоры в течение 6 лет, принимали участие дворы французский и шведский. Уступая советам своего отца, 20-летняя Жермена решилась отдать руку барону де Сталь, но в этом браке не нашла счастья, о котором мечтала. Барон де Сталь не мог возбудить в Жермене никаких симпатий: это был малообразованный светский человек и вдвое старше жены, привлекавшей его главным образом своим богатым приданым. Когда вспыхнула революция и Неккер вынужден был бежать из Франции, madame де Сталь сначала оставалась в Париже. В это время её салон, заменивший салон m-me Неккер, успел сделаться самым блестящим в Париже. Мемуары современников полны рассказов о том неизгладимом впечатлении, которое в этом периоде своей жизни производила молодая женщина. Её блестящий ум, красноречие и энтузиазм делали её царицей избранного парижского общества. Когда начались революционные волнения, она, пользуясь своим влиянием, спасала многих от гильотины, сама часто рискуя жизнью. Сентябрьские убийства заставили её бежать из Парижа. На дороге она была остановлена и приведена в ратушу, где лишь заступничество Манюэля спасло её от разъяренной черни. Покинув затем Париж, она нашла убежище в Англии. Среди других французских эмигрантов здесь находился и бывший военный министр граф Луи де Нарбонн, с которым у неё началось сближение ещё в Париже. Это была её первая, нашедшая взаимность, страсть, влияние которой отразилось в написанной ею в то время книге: «De l’influence des passions sur le bonheur des individus et des nations» (издана позже, в 1796 г.). Задавшись целью, под влиянием пережитого ею террора, доказать пагубное действие фанатизма, честолюбия и других страстей на благосостояние отдельных личностей и целых обществ, автор, как только речь заходит о любви (в главе «De l’amour»), превращается из строгого моралиста в восторженного хвалителя. Скоро, однако, огорченная изменой Нарбонна, Сталь рассталась с ним. Перед отъездом из Англии Сталь, возмущенная жестоким обращением с королевой Марией-Антуанеттой, издала анонимно брошюру: «Reflйxion sur le procиs de la Reine, par une femme» (1793), в которой она пыталась возбудить сострадание к несчастной королеве. В 1793 году Сталь переселилась в Швейцарию (в Коппе) и, похоронив здесь мать, провела два года в обществе горячо любимого отца, перед умом и характером которого она преклонялась до конца жизни (в 1804 году она издала «Vie privйe de Mr. Necker»). В это время у неё в гостях бывают и живут в её доме самые разные деятели искусства. Писательница Фридерика Брун живёт у неё несколько лет. В Коппе Сталь познакомилась с Бенжаменом Констаном. Сильное впечатление, которое уже при первой встрече эти диаметрально противоположные характеры произвели друг на друга, положило начало романическому эпизоду, тянувшемуся более десяти лет и имевшему огромное влияние на жизнь и литературную деятельность m-me Сталь. В 1796 г. французская республика была признана Швейцарией и Сталь могла вернуться в Париж. Здесь её салон вновь стал влиятельным литературным и политическим центром. Среди постоянных посетителей его были Сийес, Талейран, Гара, Фориель, Сисмонди, Б. Констан. Добившись негласного развода с мужем, но продолжая жить с ним в одном доме, m-me Сталь очутилась в двойственном положении, которым не замедлили воспользоваться её светские и политические противники, сделав её мишенью оскорбительных пересудов. Исход волновавшим её в это время чувствам она дает в романе «Delphine», упрочившем её литературную славу: здесь изображена несчастная судьба высокоодаренной женщины, вступившей в неравную борьбу с деспотизмом общественного мнения. Одновременно с этим Сталь трудится над обширным сочинением: «De la littйrature, considйrйe dans ses rapports avec les institutions sociales» (1796—99). Задача книги — проследить влияние религии, нравов, законодательства на литературу и обратно. Изучая взаимодействие общества и литературы, наблюдая за постепенными изменениями в идеях и формах быта, Сталь констатирует в ходе исторического развития медленное, но непрерывное совершенствование (perfectibilitй). В массе метких замечаний она обнаруживает тонкое понимание связи различных форм и направлений литературных произведений с социальной средой и заканчивает книгу учением о том, чем должна быть литература в новом республиканском обществе: она должна служить выражением новых общественных идеалов и быть защитницей политической и нравственной свободы. Книга «О литературе», выйдя в свет после переворота 18 брюмера, шла вразрез с наступившей реакцией. Идея о взаимодействии литературы и общественного строя и о неизбежности упадка литературы с исчезновением политической свободы не могла не казаться опасной правительству первого консула. Когда салон m-me Сталь стал центром оппозиции, m-me С. велено было выехать из Парижа. В 1802 г. она вместе с Констаном отправляется в Германию. Здесь она знакомится с Гёте, Шиллером, Фихте, В.Гумбольдтом, А.Шлегелем; последнему она поручает воспитание своих детей. Впечатления, которые она вынесла из своей поездки по Германии, легли в основание книги: «De l’Allemagne», написанной пятью годами позже. В 1804 г. смертельная болезнь отца призывает её в Коппэ. Начавшееся с этого времени охлаждение к ней Б.Констана, к которому она ещё в течение многих лет питает глубокую привязанность, заставляет её так сильно страдать, что ей грезится близкая смерть. Чтобы заглушить свои душевные муки, она отправляется в Италию. В Милане на неё производит сильное впечатление итальянский поэт Монти. Хотя в сердце её ещё не угасла любовь к Констану, она мало-помалу увлекается новым чувством и в письмах её к Монти дружеский тон скоро сменяется восторженными признаниями. Она зовет его в Коппэ и целый год живёт ожиданием его приезда; но слабохарактерный поэт, боясь навлечь на себя гнев Наполеона и лишиться назначенной ему пенсии, все откладывает свой приезд, пока Сталь не прекращает с ним переписки. Плодом путешествия Сталь по Италии был её роман: «Corinne ou l’Italie». Италия привлекла к себе внимание Сталь не своей природой, а как арена великого исторического прошлого. Ей верится, что здесь таится ещё дух великого народа, и она сильно желает возрождения этого духа. Сталь отводит много места размышлениям об исторических судьбах Италии и Рима, об итальянской литературе искусстве, надгробных памятниках и т. д. Сюжетом романа является вопрос о судьбе гениальной женщины, о противоречии между любовью и славой. Коринна — это сама Сталь, идеализированная и вознесенная до совершенства; она напрягает все душевные силы, расходует все свои дарования, чтобы достигнуть апогея славы — и все это только для того, чтобы быть любимой; но она остается неоцененной именно тем, кого она ставит выше всех. В личности лорда Нельвиля слышатся намеки на Констана и его измену. «Коринна» — произведение более выдержанное, чем «Дельфина» — имела блестящий успех у современников. В 1807 г., пользуясь отсутствием Наполеона, Сталь, тосковавшая о Париже, решилась поселиться в его окрестностях. Слух о том, что она инкогнито появляется в самом Париже, достиг до императора, нашедшего, среди забот прусского похода, время предписать о немедленном её удалении в Коппэ. В 1807—1808 гг. Сталь вновь посетила Веймар и побывала в Мюнхене и Вене. Вернувшись из Германии, она в Женеве узнала от Констана о его тайном браке с Шарлоттой Гарденберг. Эта весть сначала привела её в ярость, но затем на её душу сошло религиозное умиротворение. К этой эпохе её жизни относятся её труды над книгой «О Германии», самым законченным из её произведений. В книге «De l’Allemagne» Сталь задается целью познакомить французское общество с характером немецкой национальности, с бытом немцев, их литературой, философией и религией. Автор вводит французского читателя в чуждый для него мир идей, образов и чувств и старается по возможности объяснить особенности этого мира, указывая на исторические и местные условия и постоянно проводя параллель между стремлениями и понятиями наций французской и немецкой. Впервые, в эпоху господства космополитических идей, Сталь выдвигает на первый план вопрос о правах национальности. Она ставит своей задачей защиту наций, их прав на политическую и духовную независимость; она пытается доказать, что нация не есть создание произвола отдельных личностей, а явление историческое, и что мир Европы обуславливается взаимным уважением прав народов. Когда книга «О Германии» была напечатана (1810), m-me Сталь послала её Наполеону, с письмом, в котором она просила у него аудиенцию. Ей верилось, что сила её убеждения, покорявшая многих, может повлиять и на императора. Наполеон остался непреклонным. Приказав сжечь её книгу, хотя и пропущенную цензурой, он велел ей оставаться в Коппэ, где окружил её шпионами и куда запретил друзьям её ездить. Сознавая себя покинутой, она писала: «чувствуется близость вечерних сумерек, среди которых уже не замечается и следов сияния утренней зари». Но ей суждено было ещё раз изведать счастье. В 1810 г. в Женеву вернулся из испанского похода молодой офицер Альбер де Рокка, чтобы лечиться от ран. Ухаживая за ним, Сталь очаровала его и он своим страстным увлечением, несмотря на значительную разницу в возрасте, заразил и Сталь. После некоторых колебаний она тайно обвенчалась с ним. В 1812 г. преследование швейцарских властей, действовавших в угоду Наполеону, заставили Сталь бежать из Коппэ и она через Австрию отправилась в Россию. Здесь ей было оказано самое широкое гостеприимство; она была принята Пушкиным. Свои впечатления в России она описала во второй части своей книги «Dix annйes d’Exil» (1821). Здесь рассеяно много метких замечаний о характере русского народа, об общественном укладе того времени, о жизни и нравах разных классов общества (статья А.Трачевского, «Госпожа Сталь в России», «Исторический Вестник», 1894, № 10). Из России Сталь уехала в Швецию, где Бернадот предложил ей убежище. Оттуда она отправилась в Англию и оставалась там до тех пор, пока Наполеон не был разбит и заключен на острове Эльбе; тогда она вернулась в Париж после 10-летнего изгнания. Реакция, водворившаяся после реставрации, возбудила её негодование. Её одинаково возмущали как «унижение» Франции иноземцами, так и нетерпимость и обскурантизм партии аристократических эмигрантов. В этом настроении она принялась за окончание своих «Considйrations sur les principaux йvйnements de la rйvolution franзaise» (1818). Сочинение это состоит из нескольких частей, между которыми нет полного единства. Первоначально Сталь намерена была ограничиться изложением первого фазиса революции и написать, между прочим, апологию своего отца; но затем она расширила содержание своего труда, задавшись целью представить защиту французской революции и выяснить главные её результаты. К этому она присоединила этюд об английской конституции и обществе, а затем и рассуждения о положении дел во Франции в 1816 г. В течение 25 лет (1789—1814) Сталь не только наблюдала все стадии развития французского революционного духа, но откликалась всей своей впечатлительной натурой на все волнения этой бурной эпохи. Подводя итог революционному периоду, Сталь усматривает основную цель революции в завоевании народом политической и духовной свободы. Революция не только сделала Францию свободной, но и дала ей благосостояние. Если преступления отдельных лиц запятнали революцию, то никогда ещё во Франции не проявлялось и столько возвышенных сторон человеческого духа. Вдохнув во многие сердца благородный энтузиазм, революция выдвинула великих деятелей и завещала будущему вечные принципы свободы. Причины революции кроются в общих исторических условиях, а не в действиях и стремлениях отдельных лиц. В главе о реставрации Сталь дает яркую картину наступившего реакционного режима: «Неужели, — пишет она, — теперь возможно править так, как триста лет назад?!… Им (новым правителям) необходимы произвол власти, религиозная нетерпимость, придворная аристократия, не имеющая за собой никаких заслуг кроме родословного дерева, народ невежественный и бесправный, армия, низведенная до простого механизма, стеснение печати, отсутствие всякой гражданской свободы — и взамен её полицейские шпионы и купленная журналистика, которая бы восхваляла этот мрак!» Заключительные страницы книги представляют как бы политическое завещание m-me Сталь. Политическое переустройство Европы совершится народностями и во имя народностей. Она предвидит великое будущее русского народа и первенствующую роль Североамериканских Соединённых Штатов. Она советует немцам и итальянцам сплотиться в федерации. Умерла от паралича, в Париже, 14 июля 1817 года. В нравственном характере m-me Сталь преобладают, по словам профессора Стороженко, две основные черты: страстная потребность любви, личного счастья — и не менее страстная любовь к свободе. Необходимо отметить ещё третью черту, которая, вместе с вышеуказанными, воссоздает не только нравственный, но и умственный её облик. «Жермена Неккер, — пишет А.Сорель, — также жаждала мысли, как и счастья. Её ум отличался ненасытимой алчностью все познать, способностью все обнять… он обладал даром проникновения в чужие идеи и даром моментального вдохновения собственными своими идеями; и то, и другое не было следствием продолжительного размышления, а рождалось во время беседы, в виде вдохновенной импровизации». Одинаково порывистая и стремительная как в своих увлечениях, так и в своем литературном творчестве, с пылкостью хватавшаяся за новые идеи, носившиеся в воздухе, m-me С. часто меняла свои взгляды по отдельным вопросам [Так, например, она раньше увлекается материализмом, а в конце жизни становится спиритуалисткой, то отвергает свободу воли, то допускает её и т. д.], но неизменно оставалась верной принципам гражданской свободы и политическим идеалам учредительного собрания 1789 г. Влияние m-me Сталь на последующую французскую литературу — глубокое и многостороннее. А.Сорель называет её «музой» большого кружка французских учёных и писателей. Гизо, по мнению Сореля, явился истолкователем политических идей m-me С. Влияние её сказалось и на трудах многих других французских писателей (Кине, Нодье, Ланфре). Её книга «О Германии», по словам Гете, — гигантский таран, пробивший брешь в китайской стене предрассудков, разделявших два народа. В области французской словесности она, вместе с Шатобрианом, справедливо считается родоначальницей французской романтической школы. M-me Сталь не обладала крупным беллетристическим талантом; создание характеров ей не удавалось. В лице своих героинь она описывает лишь себя, пережитые ею чувства; в других её лицах мало жизни; они почти не действуют, а лишь высказывают взгляды, которые писательница влагает им в уста. Зато она первая не только дала точное определение характера новой (романтической) литературы, в отличие от классической, но и указала творчеству на новые приемы воспроизведения действительности, на новые поэтические формы. Библиография: Другие сочинения Сталь: «Rйflexions sur la paix adressйes а M. Pitt et aux Franзais» (1795); «Rйflexions sur le suicide» (1813); «Zulma et trois nouvelles» (1813); «Essais dramatiques» (1821); «Oeuvres complиtes» 17 t., (1820—21). Прижизненные переводы на русский язык: «Мелина», перевод Карамзина, 1795 г.; «Коринна», Москва, 1809; «Дельфина», Москва, 1803; «Новые повести», Москва, 1815. Современные издания: «О влиянии страстей на счастье людей и народов» // Литературные манифесты западноевропейских романтиков, под редакцией А.С.Дмитриева, Москва, Издательство Московского университета, 1980, Страницы 363-374, перевод Е.П.Гречаной; «О литературе в её связи с общественными установлениями» // Литературные манифесты западноевропейских романтиков, под редакцией А.С.Дмитриева, Москва, Издательство Московского университета, 1980, Страницы 374-383, перевод Е.П.Гречаной; «О Германии» // Литературные манифесты западноевропейских романтиков, под редакцией А.С.Дмитриева, Москва, Издательство Московского университета, 1980, Страницы 383-391, перевод Е.П.Гречаной; «О литературе, рассмотренной в связи с общественными установлениями», Москва, Искусство, 1989 г., серия: История эстетики в памятниках и документах, перевод В.А.Мильчиной; «Десять лет в изгнании», Москва, ОГИ, 2003, предисловие, перевод и комментарии В.А.Мильчиной. Работы о ней: Биография m-me Сталь составлена госпожей Неккер-де-Соссюр (в «Oeuvr. compl.») и Бленнерхасет: «Frau von S., ihre Freunde und ihre Bedeutung in Politik und Litteratur» (1889); Gйrando, «Lettres inйdites de m-me de Rйcamier и de m-me de Staлl» (1868); «Correspondance diplomatique, 1783—1799», барон Сталь-Г. (1881); Norris, «Life and times of M. de S.» (1853); Amiel, «Etudes sur M. de S.» (1878); A.Stevens, «M-me de Staлl» (1881); A.Sorel, «M-me de Staлl» (1890; есть русский перевод).

 (603x699, 82Kb)
1773
Федор Петрович Уваров
боевой генерал от кавалерии (1813 г.), сперва служил в конно-гвардейском полку, а затем переведён в Смоленский драгунский полк. Когда вспыхнуло восстание в Варшаве, он был там со своим эскадроном, но успел вывести его и соединиться с корпусом генерала Игельстрома. После того участвовал в нескольких делах с инсургентами в 1793 г. В 1794 г. назначен генералом-адъютантом. В 1805 г., командуя кавалергардским полком, 19 ноября прибыл под Аустерлиц и накануне боя был послан с 4-мя полками на усиление правого крыла; в день сражения несколько раз атаковал противника, а вечером находился в арьергарде Багратиона. Удостоен 28 января 1806 ордена Святого Георгия 3-го класса № 129. В награду за отличную храбрость и благоразумную распорядительность, оказанные в сражении против французских войск 20-го ноября 1805 года при Аустерлице, где, доказав мужество и расторопность, кавалерийскому генералу потребные, с твёрдостию сохранил до конца сражения порядок в командуемых войсках и против многократных атак неприятельской конницы, подкрепляемой пехотой и артиллерией, делал сильные отпоры. В 1810 г. был отправлен в молдавскую армию Каменского, который поручил ему отдельный корпус для прикрытия осады Силистрии. По взятии этой крепости армия двинулась на Шумлу; награждён 21 ноября 1810 орденом Святого Георгия 2-го класса № 40 за блистательное участие в сражении с турками при м.Батине 26-го августа 1810 г. В начале Отечественной войны назначен был в 1-й западной армии командовать резервным кавалерийским корпусом. В деле под Колоцким монастырём поддерживал арьергард генерала Коновницына. В Бородинском сражении совместно с Платовым совершил рейд в тыл неприятеля, однако поставленной задачи не выполнил, втянулся в стычки на фланге и вскоре был отбит. Уваров и Платов - немногие из генералов, не представленные к наградам за Бородинское сражение. После того, находясь в отряде Милорадовича, в бою при селе Крымском своей атакой содействовал счастливому исходу дела; под Вязьмою и Красным противник был принуждён отступить от решительных атак конницы. В 1813 и 1814 гг. состоял при императоре Александре I. В 1821 г. назначен командующим гвардейским корпусом. В знак признательности к своим подчинённым по гвардейскому корпусу Уваров оставил 400 тыс. рублей на сооружение памятника в их честь. На эти деньги позднее были сооружены Нарвские триумфальные ворота, открытые в 1834 г. Умер 2 декабря 1824 года.

 (524x699, 92Kb)
1779
Иван Иванович Козлов
русский поэт, переводчик Байрона, Данте, Тассо, Бёрнса, Мицкевича. Родился в Москве. Происходил из знатного дворянского рода. Служил в гвардии, с 1798 года – на гражданской службе. В 1821 году после долгой болезни (паралич и слепота) Козлов занялся литературным творчеством. Первое стихотворение Козлова «К Светлане» опубликовано в 1821 году. Увлечение литературой привело Козлова к близкому знакомству с А.С.Пушкиным, В.А.Жуковским, П.А.Вяземским и декабристами братьями Тургеневыми. В 1824 году избран членом Вольного общества любителей российской словесности. Уже в ранних стихах (послание «другу В.А.Жуковскому») проявились характерные для Козлова тенденции: стремление к земному счастью и «надежда на лучшую жизнь за гробом» (Белинский). Мужественно сопротивляясь трагической судьбе, поэт находил утешение в воспоминаниях о прошлом, в дружбе, любви и вдохновенном творчестве («Гимн Орфея»). Успех принесла Козлову поэма «Чернец» (полное издание1825), написанная в форме лирической исповеди молодого монаха. Своеобразие этой романтической поэмы определил В.Г.Белинский: «Несколько сентиментальный характер поэмы, горестная участь ее героя, а вместе с тем и горестная участь самого певца…» (Полное собрание сочинений, том 3, 1953, страница 311). Поэму высоко оценил А.С.Пушкин (стихотворение «Козлову»), она оказала влияние на «Мцыри» М.Ю.Лермонтова и «Тризну» Т.Г.Шевченко. Козлов приветствовал национально-освободительную борьбу в Греции («Пленный грек в темнице») и в Ирландии («Молодой певец»), прославлял отвагу и удальство («Байрон», «Киев», «Плач Ярославны»). В исторической поэме «Княгиня Наталья Борисовна Долгорукая» (1824, полное издание 1828) Козлов симпатизирует жертвам самодержавного деспотизма, хотя основное внимание переносит с гражданских идей на религиозные и сердечные переживания Долгорукой. Тяжелая личная жизнь и наступление политической реакции после 1825 года усилили мотивы скорби в поэзии Козлова: «К П.Ф.Балк-Полеву», «Обетованная земля», «Пловец» и др.; в последних двух стихотворениях тепло говорится о павших за родину борцах. Мрачным романтико-мистическим колоритом отмечены «кладбищенские» стихи и баллады Козлова: «Тайна», «Бренда», «Отплытие витязя» и др. Знаменательно обращение поэта к народности в некоторых произведениях 30-х годов: поэма «Безумная», стихи «Обманутое сердце», «Тревожное раздумье», «Песня». Козлов выступал и как талантливый переводчик, пропагандировавший западноевропейскую поэзию: Дж.Байрона, («Абидосская невеста»), В.Скотта, Данте, Т.Тассо, Л.Ариосто, А.Шенье, Р.Бернса, А.Мицкевича и др. Перевод стихотворения Т.Мура «Вечерний звон» стал популярной русской песней. Переводы Козлова – в основном вольные переложения. Козлов – тонкий элегик и лирик, поражавший современников «песнями дивными» (Пушкин), «музыкально-сердечными звуками» (Гоголь), легкостью стиха. Некоторые стихи его стали известными песнями и романсами («Пловец», «Не бил барабан перед смутным полком», «Тревожные раздумья», «Венецианская ночь»). Поэмам Козлова свойственна острота драматических ситуаций; для его лирики характерны достоверность переживаний лирического героя, яркость зрительных образов. Его дом стал в эти годы центром Санкт-Петербургской элиты, но с ухудшением здоровья и материального положения все более стали сказываться болезненная раздражительность и деспотизм. Все тяготы ухода за больным взяла на себе его дочь Александра, ставшая его личным секретарем. При последних часах поэта присутствовал Жуковский, который издал посмертное собрание его стихотворений. Умер в Санкт-Петербурге 11 февраля 1840 года. Сочинения: Полное собрание стихотворений. (Вступительная статья И.Д.Гликмана), Ленинград, 1960. Литература: Гоголь Н.В., О поэзии Козлова, Полное собрание сочинений, том 8, Москва - Ленинград, 1952; Белинский В.Г., Собрание стихотворений И.Козлова, Полное собрание сочинений, том 5, Москва, 1954; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, Москва - Ленинград, 1962.

 (480x700, 85Kb)
1799
Жан Луи Мари Пуазёйль (Jean Leonard Marie Poiseuille)
французский физиолог и физик. Родился в Париже в семье плотника. В 1815 (или 1816) поступил в Политехническую школу в Париже, в 1828 защитил докторскую диссертацию по медицине. В 1829, 1831, 1835 и 1843 награждался медалью Монтиона за исследования по физиологии. В 1842 был избран во Французскую медицинскую академию. Состоял членом ряда научных обществ, преимущественно медицинских. Имя Пуазейля связывают прежде всего с исследованиями кровообращения. Ученый усовершенствовал прибор для измерения кровяного давления, впервые применив ртутный манометр, а для предотвращения коагуляции использовал соду. С помощью своего прибора, названного гемодинамометром, показал, что при выдохе кровяное давление повышается, а при вдохе падает. Обнаружил, что при каждом сердечном сокращении артерия расширяется примерно на 1/23 своего диаметра. Пуазейль поставил ряд экспериментов по течению дистиллированной воды в капиллярах и в 1840 открыл закон истечения жидкости, который носит его имя: расход (объем протекающей жидкости) прямо пропорционален давлению и четвертой степени диаметра трубки и обратно пропорционален ее длине. Измерил также зависимость расхода от температуры; эти опыты послужили основой изобретения прибора для определения вязкости – вискозиметра. В честь ученого единица измерения вязкости была названа пуазом. Позже Пуазейль провел аналогичные опыты с эфиром и ртутью. Он установил, что эфир ведет себя так же, как вода, а ртуть не подчиняется открытому им закону (лишь в 1870 было показано, что течение ртути все-таки подчиняется закону Пуазейля, а наблюдавшиеся отклонения обусловливались амальгамированием стекла). Умер в Париже 26 декабря 1869 года.

Ludwig Otto Hesse (500x700, 192Kb)
1811
Людвиг Отто Гессе (Ludwig Оtto Hesse)
немецкий математик, член Баварской Академии Наук (1868), с 1869 профессор Политехнической школы в Мюнхене. Родился в Кёнигсберге. Основные работы относятся к геометрии (аналитической, проективной и дифференциальной), линейной алгебре, вариационному исчислению; ввёл понятие гессиана. Умер в Мюнхене 4 августа 1874 года. Литература: Вилейтнер Г., История математики от Декарта до середины XIX столетия, перевод с немецкого, 2 издание, Москва, 1966.

 (491x699, 268Kb)
1812
Джеймс Эндрю Дальхузи (имя при рождении - Джеймс Эндрю Браун Рамсей; также маркиз Дальхаузи, James Andrew Broun-Ramsay, 1st Marquis of Dalhousie)
британский государственный деятель шотландского происхождения, который впервые в истории осуществил централизацию прежде раздробленной Индии, во многом предопределив её современные границы и административное деление. На следующий год после его ухода в отставку недовольные агрессивной централизаторской политикой Дальхузи индийцы подняли восстание сипаев. Будущий реформатор — сын и наследник 9-го графа Дальхузи — родился в родовом замке рода Дальхузи в Мидлотиане. После обучения в Оксфорде он был в 1837 г. избран в Парламент от партии тори. В правительстве Роберта Пиля служил сначала вице-президентом, а затем президентом Торговой палаты. При его деятельном участии Великобритания первой из европейских держав покрылась густой сетью железных дорог. После прихода к власти вигов Дальхузи было предложено стать самым молодым в истории генерал-губернатором Индии. По прибытии в Калькутту в 1847 г. молодой администратор обнаружил, что Индия представляет собой лоскутное одеяло мелких княжеств, населённых враждебно настроенными друг к другу народами и конфессиями. Своей насущной задачей Дальхузи видел сплочение этих феодальных образований путём создания сети дорог, в том числе железнодорожных. Вслед за своим предшественником Бентинком он ополчился против таких пережитков средневековья, как убийство девочек в Пенджабе и человеческие жертвоприношения в нагорных районах Ориссы. Дальхузи принимал участие в проектировании первых в Южной Азии железных дорог и телеграфных линий, заботился о благосостоянии занятых на строительстве рабочих и о выплате компенсаций владельцам земель, по которым проходили линии сообщения. При нём была достроена до Мултана Великая колёсная дорога, а дорогостоящие методы почтовой доставки были заменены единой почтовой системой, услуги которой отличались оперативностью, надёжностью и дешевизной. В области внешней политики первой заботой Дальхузи было решение сикхского вопроса. Незадолго перед его прибытием в Индию англичанам с большим трудом удалось одержать победу в войне с сикхами. В апреле 1848 г. в Мултане поднялось восстание, которое к концу года охватило весь Пенджаб. Дальхузи поначалу медлил с подавлением волнений, но в конце концов направил на северо-запад несколько дивизий. За аннексацию Пенджаба королева Виктория даровала ему титул маркиза. Следующим острым вопросом был бирманский. Допущенные в Рангуне в отношении британских купцов насильственные действия привели в 1852 г. ко Второй англо-бирманской войне, в ходе которой англичанам удалось значительно прирастить свои колониальные владения на востоке. Оккупирован был не только Рангун, но и вся провинция Пегу. В отношении мелких индийских княжеств (Сатара, Джханси, Нагпур) Дальхузи применял доктрину «выморочности». По субсидиарным соглашениям с Британской Ост-Индской компанией раджи допускали в свои владения британских солдат и советников. В случае отсутствия прямых наследников они обращались к генерал-губернатором с ходатайством об усыновлении того или иного лица. При Дальхузи такие ходатайства отвергались, а княжества подлежали насильственному включению в состав английских владений как «выморочное имущество». Апофеозом агрессивной политики Дальхузи стала аннексация Ауда в 1856 году. У местного наваба имелись наследники, однако генерал-губернатор настоял на его смещении под надуманным предлогом. Следствием присоединения Ауда к британским владениям стала потеря привилегий не только мусульманской элитой княжества, но и военными-сипаями. Вскоре после ухода Дальхузи в отставку (в 1856 г.) последние подняли масштабное Восстание сипаев. Умер в родовом замке рода Дальхузи в Мидлотиане 19 декабря 1860 года.

FREREORBAN (569x700, 88Kb)
1812
Юбер Жозеф Вальтер Фрер-Орбан (Frиre-Orban)
бельгийский государственный и политический деятель. Родился в Льеже. По профессии адвокат. В 1847 министр общественных работ, в 1848—1852, 1857—1870 (с перерывом в 1861) министр финансов. В 1868—1870 глава правительства, в 1878—1884 глава правительства и министр иностранных дел. С конца 40-х гг. лидер Либеральной партии. Вёл борьбу против Католической партии, завершившуюся разрывом Бельгией дипломатических отношений с Ватиканом (1880). Содействовал проведению в Бельгии ряда мероприятий (отмена ввозных и городских пошлин и др.), способствовавших развитию капитализма. Умер в Брюсселе 2 января 1896 года.

Bourbaki (496x700, 83Kb)
1816
Шарль-Денис Бурбаки (Charles Denis Sauter Bourbaki)
французский генерал, участвовал в крымской кампании - герой штурма Севастополя, и в сражении при Сольферино (1859), 1870 командовал гвардией, был заперт в Меце, успел уйти из него, получил от Гамбетты командование восточной армией, 15—17 января 1871 безуспешно пытался отразить немцев у Бельфора; вынужден был перейти с армией на швейцарскую территорию и разоружиться; позже корпусный командир. Умер 27 сентября 1897 года.

Варвара Николаевна Асенкова  (478x600, 63Kb)
1817
Варвара Николаевна Асенкова
русская актриса, блиставшая на подмостках императорского Александрийского театра в Санкт-Петербурге. Родилась в Санкт-Петербурге. Дочь актрисы А.Е.Асенковой. В 1835-1841 играла в Александрийском театре (Петербург). Многие обстоятельства ее жизни не дошли до нашего времени. Известно, что актерскому мастерству она училась под руководством актера Александрийского театра И.И.Сосницкого. 2 февраля 1835 г. с успехом дебютировала на сцене Александрийского театра в водевильных ролях Роксоланы («Сулейман ИИ, или Три султанши» Ш.С.Фавора) и Мины («Лорнет» Э.Скриба). Эти роли закрепили за Асенковой звание водевильной актрисы и определили ее манеру и амплуа. Обладая замечательными внешними данными, обаянием, выразительным голосом, Асенкова блистала в ролях молоденьких героинь и водевильных травести в так называемых «ролях с переодеванием». Много и серьезно работая над ролями, актриса играла роли с исключительным мастерством и изяществом. Современникам казалось, что ей достаточно выйти на сцену и улыбнуться, спеть водевильный куплет своим обаятельным голосом, - и ей обеспечен успех, какого другие артисты не могли бы добиться годами упорного труда. Лучшими были роли молодых людей и мальчиков-подростков. Стройная, худенькая, она хорошо смотрелась в мужских костюмах и замечательно играла мужские роли. Асенкова проявила себя и как замечательная комедийная актриса, когда комедия только зарождалась и не было еще никаких исполнительских традиций. Она была первой исполнительницей главных ролей в пьесах Грибоедова «Горе от ума» и Гоголя «Ревизор». Она же стала и первой исполнительницей роли в русской классике - играла дочь мельника в пушкинской «Русалке». Играла она и в драмах современных ей писателей. В исполнении драматических и трагических ролей Варвара Асенкова также не знала соперниц на русской сцене. У Варвары Асенковой было множество почитателей. У дома на Невском проспекте, где она снимала квартиру, постоянно дежурила толпа. Куда бы она ни отправлялась, поклонники всегда оказывались тут как тут. Некоторые вскакивали на подножку кареты, усаживались рядом с кучером. Летом эскорт офицеров верхом сопровождал предмет всеобщего обожания во время загородных прогулок. Кого-то из-за нее отправляли на гауптвахту, кто-то стрелялся из-за нее на дуэли. Каждый день - охапки цветов и пачки писем с объяснениями в любви. Асенкова отказывала всем, потому что, выйдя замуж, она должна была бы покинуть сцену. Некоторые, обидевшись, прибегали к мщению. Какой-то купчишка додумался до того, что скупил билеты в первый ряд партера, усадил там сплошь лысых толстяков и, вызвав этим хохот в зале, сорвал спектакль. Другой воздыхатель прислал письмо с угрозами и вскоре действительно бросил в ее карету зажженую шутиху, которая не взорвалась лишь по счастливому случаю. Многие передовые деятели культуры того времени, например, молодые тогда В. Белинский, Н. Некрасов, высоко ценили талант актрисы, ей посвящались статьи и стихотворения, специально для нее писали пьесы. Варвара Асенкова несла на себе почти весь водевильный репертуар Александрийского театра. Последний раз она вышла на сцену 28 февраля 1841 г. Слабое здоровье и тяжелейшая работа спровоцировали заболевание чахоткой и раннюю смерть. 1 мая 1841 года актриса императорского Александринского театра Варвара Николаевна Асенкова скончалась. Ей только что исполнилось 24 года. Н.Некрасов писал, что ее похороны напоминали похороны А.С.Пушкина. Русские газеты и журналы время от времени посвящали ей статьи и заметки, напоминая новым поколениям любителей театра о ярком служении русской сцене молодой актрисы. В1853 г. Н.Некрасов написал стихотворение «Памяти Асенковой»:
Кумир моих счастливых дней,
Любимый и желанный,
Мне не забыть судьбы твоей
Таинственной и странной...
Варвара Николаевна Асенкова осталась самой загадочной актрисой русского театра.
Злой рок не пощадил даже прах первой великой русской актрисы: во время блокады ее могила в некрополе Александро-Невской лавры была уничтожена прямым попаданием дальнобойного снаряда. Литература: Каратыгин П., В.Н.Асенкова, «Русская старина», 1880, октябрь; Сушков Д., В.Н.Асенкова, «Репертуар русского театра», 1841, том 1, книга 5; Брянский А.М., В.Н.Асенкова, Ленинград, 1947; Родина Т., В.Н.Асенкова, Москва, 1952.

 (554x699, 71Kb)
1819
Фридрих Боденштедт (Friedrich Martin von Bodenstedt)
немецкий писатель, переводчик. Рродился в Нейне, небольшом городе Ганноверского королевства. Папа Фридриха мечтал об торговой карьере ради сына. В какое время Фридриху исполнилось 12 лет, он был отправлен в брауншвейгский купеческий институт, по окончании которого определился трудиться в 1 из торговых домов. Дальнейший беллетрист, переводчик, журналист, как будто только ему позволили обстоятельства, бросил торговлю также отправился учиться сначала в Геттингенский, затем в Мюнхенский также в конце концов в Берлинский университеты, в каком месте прилежно изучал историю, философию также иностранные языки.. В 1841 году Боденштедт получил приглашение князя Голицына переехать в Москву в качестве гувернера молодого Голицына. Три года, проведенные в семье князя, никак не прошли ради писателя бесплатно. Он изучил никак не только русский, а также другие славянские языки, но похоже русскую литературу. В 1844 году от кавказского наместника генерала Нейгардта поступило новое предписание - переехать в Тифлис также занять помещение директора учительского института. Так стихотворец попал в Грузию. Как будто также в Москве, в Тифлисе Боденштедт горячо взялся за изучение восточных языков, в чем весьма живо преуспел. Попросив чрез год позже назначения отставку в институте, он начал шествие по Грузии также Армении, был на Кавказе, посетил Европейскую Турцию также Малую Азию. Впечатлениями от этих путешествий он поделился в книге “Тысяча также 1 сутки на Востоке”, которую самолично же также издал в 1850 году. Боденштедт был лично знаком с Но.И. Герценом, но с Некрасовым, Тютчевым, Толстым также Тургеневым состоял в переписке. Забегая вперед, отметим тот факт, что в 1887 году в “Русской старине” было опубликовано 31 послание Тургенева к Боденштедту. Вернувшись в Германию, он одно пора работал редактором “Австрийского Ллойда” в Триесте. В 1848 году посетил Италию, но в 1849 году - Париж. В 1850 году, позже счастливой женитьбы, вошел в товарищество по изданию “Везерской газеты” в Бремене. Боденштедт был страстный пропагандист русской литературы в Германии. Свою известность в России он приобрел прекрасными переводами Пушкина, Лермонтова также Кольцова. Именно Боденштедт первым познакомил немецких читателей с творчеством Лермонтова, с которым виделся еще в Москве. Он издал 2-х томное “Собрание сочинений Лермонтова”.В 1854 году по приглашению баварского короля Максимилиана Боденштедт переселился в Мюнхен, в каком месте читал лекции при университете об славянских языках также литературе, но позже об древней английской литературе. А помимо просветительского поприща, он был известен также многообразной литературной деятельностью. Боденштедт прославился никак не только яркими переводами, а также своими собственными сочинениями, особенно “Песнями мирзы Шафи”, которые впервые были изданы в Берлине в 1851 году, но затем переиздавались вплоть до 1884 года 123 раза! Своим необыкновенным успехом данные песни обязаны мастерству языка, чисто восточному колориту также добродушному юмору. В 1867 году стихотворец переехал в Манненгейм, в каком месте стал заведовать придворной сценой. Но в 1881 году объездил Северную Америку с лекциями. Умер стихотворец в Висбадене 18 апреля 1892 года.

 (524x699, 42Kb)
1833
Джеймс Мортимер (James Mortimer)
американский шахматист, журналист и драматург. Умер в Сан-Себастиане (Испания) 24 февраля 1911 года.

gaston-plante (556x700, 117Kb)
1834
Гастон Планте (Gaston Plante)
французский физик и электротехник, изобретатель свинцового аккумулятора. Родился в Беарне (Франция). Уже в школе он выбрал физику в качестве своей специализации, а с 1855 г. его научные интересы сосредоточились в области электрических явлений. Результатом исследований 1859–1860 гг. стало изобретение свинцовых аккумуляторов. Современникам казалось, что «одного этого открытия было бы уже достаточно, чтобы прославить имя Планте и заслужить почёт и достояние». Однако самое полезное изобретение Планте лежало не на самом главном его научным направлении. «Исследования свои Планте направил к разъяснению естественных атмосферных явлений электричества, на опытах он получал и исследовал шаровую1 и другие формы молнии, наблюдал подобие северного сияния, получал искусственные смерчи и циклоны, воспроизводил образование града и т.п. <...> Так, 18 августа 1876 г. он записал: “Самая замечательная молния была та, которая, описав кривую линию, стремительно ударилась из-за туч в землю; она была видна в течение несколько секунд и имела вид чёток с блестящими шариками”». Изучение электрических явлений в атмосфере было, по сути, начато Б.Франклином в, так сказать, «природной лаборатории». Однако, чтобы тщательно их исследовать в обычной лаборатории, необходимо было располагать мощными источниками высокого напряжения в десятки и сотни киловольт. Известные в середине XIX в. источники электричества – гальванические элементы и электростатические машины – не вполне удовлетворяли этим целям. Первые, даже соединённые в батареи, давали не больше нескольких киловольт, вторые – лишь кратковременные импульсы. Высоковольтными источниками напряжения продолжительного действия, применявшимися и в первой трети ХХ вв., стали реостатическая машина Планте и индукционная катушка Румкорфа. Работы Планте собраны в двух книгах, одна из которых – «Электрические явления в атмосфере»2 . Умер учёный 21 мая 1889 года, заканчивая книгу о природе земного магнетизма. Планте был удостоен медали имени Ампера и премии Лаказа, которую он истратил на материальную помощь бедным учёным. Литература: Пуанкаре А. Логика и интуиция в математической науке и преподавании»: В сборнике «Последние работы А.Пуанкаре». – Москва: Ижевск, R&C Dynamics, 2001; Резерфорд Э. Рассеяние -частиц. Строение атома: В сборнике «Строение атома и искусственное разложение элементов». – Москва–Петроград: ГИЗ, Серия «Современные проблемы естествознания», 1923, № 3; Кабардин О.Ф. История физики и развитие представлений о мире: Элективный курс. 10–11 класс – Москва: АСТ «Астрель», «Транзиткнига», 2005; Дари Ж. Электричество во всех его применениях. – Санкт-Петербург: Типография А.С.Суворина, 1903; Стаханов И.П. О физической природе шаровой молнии. – Москва: Научный мир, 1996; N. von Schweiger-Lerchenfeld. Das Buch der Experimente. Physikalische Apparate und Versuche. Mechanische Operation. Naturwissenschaftliche Liebhabereien; Wien, Pest, Leipzig, A. Hartleben’s Verlag (без указания года выпуска); Флоренский П.А. Реостатическая машина: Техническая энциклопедия. Главный редактор Мартенс Л.К. – Москва: ОГИЗ РСФСР, 1934. том XIX; Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. – Санкт-Петербург, 1892. том VIII, IX (репринт, издательство «Терра», 1991); Енохович А.С. Справочник по физике. – Москва: Просвещение, 1978; Handbook of Chemistry and Physics, 33-th edition, ed. in Chief Ch. D. Hodgman, Chemical Rubber Publishing Co, 1951; Хвольсон О.Д. Курс физики. – Берлин: РСФСР ГосИздат, том IV, 1923; Бычков В.Л. Эксперименты с долгоживущими светящимися образованиями. – Химическая физика, 2006, том 25, № 3; Дж.Барри. Шаровая и чёточная молнии. – Москва: Мир, 1983.

eichler (532x700, 107Kb)
1839
Август Вильгельм Эйхлер (August Wilhelm Eichler)
немецкий ботаник. Родился в Нёйкирхене. Окончил Марбургский университет (1860). С 1865 преподавал в Мюнхенском университете; профессор университетов в Граце (1871), Киле (1872), Берлине (1878). Основные труды по систематике и сравнительной морфологии сосудистых растений. В труде «Диаграммы цветков» (части 1-2, 1875-1878) дал обзор сравнит. морфологии цветков покрытосеменных. Предложил филогенетическую систему растений, развитую А. Энглером. Умер в Берлин 2 марта 1887 года. Литература: [Schumann R.], A. W. Eichler, «Berichte der Deutschen Botanischen Gesellschaft», 1887, Bd 5.

1840
Карл Фридрих Шмид (Carl Friedrich Schmid)
немецкий шахматист, юрист по профессии. Умер в Дрездене 31 марта 1897 года.

 (545x698, 117Kb)
1845
Николай Николаевич Любавин
русский химик. Родился в Санкт-Петербурге. Окончил Санкт-Петербургский университет (1867). В 1868-1870 гг. совершенствовал образование в лабораториях Л.В.Г.Кольбе в Лейпциге, А.Ф.В.Байера в Берлине, Р.В.Бунзена, А.Ладенбурга в Гейдельберге, П.Э.М.Бертло в Париже. С 1871 г. работал в Санкт-Петербургском университете в лаборатории Н.А.Меншуткина, в 1886-1906 гг. — в Московском университете (с 1890 г. — профессор). Научные исследования относятся к органической, неорганической и технической химии. Осуществил синтез пиридиновых оснований (1873-1887), установил циклическое строение пиридина и химолина и наличие в их молекулах двойных связей —N = Э1—. Установил (1887) аналогию в ряду бензол - пиридин - пиррол - фуран - тиофен. Изучал химию белка. Разработал способ синтеза аминокислот взаимодействием альдегидов с цианистым аммонием (1880). Этим способом впервые синтезировал из ацетальдегида аланин и из валерианового альдегида лейцип, ранее получаемые лишь из белков (1881). Провел химико-технологические исследования отечественного минерального сырья (железо-марганцевых руд, фосфоритов). Исследовал поведение коллоидных растворов при замораживании (1889). Автор первого отечественного печатного руководства «Физическая химия» (1876-1877) и работы «Техническая химия» (тома 1-6, 1907-1914). Умер в Москве 17 декабря 1918 года. Сочинения: Физическая химия, выпуски 1-2, Санкт-Петербург, 1876-1877, Техническая том 1-7, Москва., 1897-1926. Литература: (Любавина Т.), Николай Николаевич Любавин, "Журнал Русского физико- общества. Часть 1928, том 60, приложение к выпуску 5, страницы 139-140.

shpazhinskiy_ip_3 (497x700, 126Kb)
1845
Ипполит Васильевич Шпажинский
русский драматург. Из дворян Воронежской губернии. Воспитывался в воронежском кадетском корпусе и Александровском военном училище. Был на военной службе и затем, на правах вольнослушателя, прошел полный курс Московского университета по юридическому факультету. Под псевдонимом Ив. Везовский публиковал небольшие повести, рассказы и сцены в «Развлечении» О.Б.Миллера. В 1876 г. было поставлено первое драматическое произведение его — драма «Вопрос жизни», затрагивавшая психологические темы. Затем последовали драмы и комедии: «Лакомый кусочек», «Упрёки прошлого», «Лёгкие средства», «В забытой усадьбе», «Дело житейское», «Прахом пошло», «Питомка», «Предел», «Ложь, да правды стоит», «Вольная волюшка», «Луч», «Простая история» и др., собранные в двух томах (М., 1892). За драму «Две судьбы» Шпажинский получил Грибоедовскую премию, за несколько других пьес — премии Вучины. Пьесы Шпажинского посвящены изображению дореформенной помещичьей или городской жизни, преимущественно бедных классов. Нередко Шпажинский пытается быть психологом, разбирая пробуждение ненависти в покинутой женщине, благотворное влияние истинного, высокого чувства, роковое значение случайностей, муки и угрызения совести невольного преступника и проч. Пьесы Шпажинского в своё время имели успех. В них играли М.Г.Савина, Стрепетова, Комиссаржевская. «Майорша» и «Чародейка» были переведены на французский, немецкий и чешский языки. Стихотворная «трагедия» на историческом материале «Чародейка» стала основой известной оперы П.И.Чайковского. Драмой Шпажинского «Майорша», в постановке режиссёра Максимова, началась история Рижского русского театра. Занимал должность председателя Общества русских драматических писателей и оперных композиторов. Умер 15 февраля 1917 года.Сын — художник Юрий Ипполитович Шпажинский (картина «Каменные бабы» находилась в Третьяковской галерее). Поэт Г.И.Чулков в своих «Театральных заметках» называет Шпажинского своим «дядюшкой». Литературовед Г.А.Бялый писал о Шпажинском: «Талантливый эпигон, даровитый представитель переходной поры, драматург без новаторских устремлений, Шпажинский дал театральной русской публике что мог, и получил от нее что заслужил: быстрый успех и быстрое забвение» (Бялый Г.А. Русский реализм конца XIX века. — Ленинград, 1973. — Страница 148). Некоторые пьесы: драма «Майорша» (1878); комедия «Лёгкие средства» (1879); комедия «Фофан» (1880); драма «Кручина» (1882); 1882 — «Где любовь, там и напасть»; 1887 — «Княгиня Курагина»; 1888 — «В старые годы»; 1892 — «Жертва»; «Тёмная сила» (1895); 1898 — «Две судьбы»; историческая драма в стихах «Самозванка» («Княжна Тараканова», 1904). Литература: Драматические сочинения. В 4 томах. Санкт-Петербург, 1886—1890; Бялый, Г.А. Драматургия И.В.Шпажинского // Ученые записки Саратовского государственного Университета. 1957. Том 56.

 (575x699, 189Kb)
1847
Великий князь Владимир Александрович (Владимир Александрович Романов)
3-й сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны; сенатор, член Государственного совета (с 16 апреля 1872 года); генерал-адъютант, генерал от инфантерии (30 ноября 1880). В день своего рождения, 22 апреля 1847 года, был назначен шефом лейб-гвардейского Драгунского полка, состоял в лейб-гвардейском Преображенском полку и лейб-гвардейском Сапёрном батальоне. Во время русско-турецкой войны 1877 — 1878 годов командовал 12-м корпусом и состоял на левом фланге восточного или рущукского отряда Наследника Цесаревича (впоследствии императора Александра III); дважды отразил нападения Сулеймана-паши на позиции у Мечки, между Ломом и Янтрою (26 ноября и 12 декабря 1877 г.), за что награжден орденом Святого Георгия 3 степени. 14 марта 1881 года был назначен командующим войск гвардии и Санкт-Петербургского военного округа. Манифестом императора Александра III от 26 марта 1881 года был назначен регентом («Правителем Государства») на случай кончины императора — до совершеннолетия наследника престола Николая Александровича (или в случае кончины последнего). в 1898 году — почетный председатель Российского Императорского пожарного общества. С 1884 г. по 1905 г. занимал пост Главнокомандующего войсками гвардии и Санкт-Петербургского военного округа. Во время массовых беспорядков 21 января 1905 года в Санкт-Петербурге отдал приказ стрелять. Генерал А.А.Мосолов, бывший в течение ряда лет в близком окружении императора Николая II, писал в начале 1930-х о личности великого князя, а также его отношениях с императором: «Красивый, хорошо сложённый, хотя ростом немного ниже своих братьев, с голосом, доносившимся до самых отдалённых комнат клубов, которые он посещал, большой любитель охоты, исключительный знаток еды (он владел редкими коллекциями меню с собственноручными заметками, сделанными непосредственно после трапезы), Владимир Александрович обладал неоспоримым авторитетом. <…> Государь Николай II испытывал перед Владимиром Александровичем чувство исключительной робости, граничащей с боязнью. Великий князь, вероятно, заметив впечатление, производимое им на императора, стал держаться в стороне от государственных вопросов.». В связи со скандальной женитьбой 21 октября 1905 года в Баварии его старшего сына Кирилла (на брак не было Высочайшего разрешения, хотя было благословение Марии Павловны) с разведённой великой герцогиней Гессенской принцессою Викторией-Мелитою Саксен-Кобург-Готской (бывшая супруга брата императрицы Александры Феодровны), был вынужден уйти в отставку с поста Командующего гвардией и Санкт-Петербургским военным округом (уволен 8 ноября 1905 года). Был известным меценатом, покровительствовал многим художникам, собрал ценную коллекцию живописи. С 1869 товарищ (заместитель) президента (великая княгиня Мария Николаевна), с 1876 президент Императорской Академии Художеств, был попечителем Румянцевского музея. Должности: Член Государственного совета (1872); Член Комитета министров; сенатор (1868); председатель Комиссии по сооружению храма Воскресения Христова (Спас-на-Крови) в Санкт-Петербурге (1883—1889); покровитель и почётный член берлинского православного церковного Свято-Князь-Владимирского братства (с 10 апреля 1890); почетный член Николаевской Инженерной академии (с 12 августа 1899). О его кончине 17 февраля 1909 года было официально возвещено Высочайшим манифестом от того же дня; 20 февраля состоялось перевезение его тела из его дворца в Петропавловский собор, 21 февраля — отпевание и погребение там же, которое возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский); присутствовали император, вдова покойного великая княгиня Мария Павловна (прибыла вместе с Николаем II), иные члены императорской семьи, председатель Совета министров П.А.Столыпин и другие министры, а также царь Болгарии Фердинанд I. 28 августа 1874 женился в Санкт-Петербурге на Марии Павловне (1854—1920), урождённой Марии Александрине Элизабете Элеоноре, принцессе Мекленбург-Шверинской, старшей дочери великого герцога Мекленбург-Шверинского Фридриха Франца II. Дети: Александр Владимирович (1875—1877); Кирилл Владимирович (1876—1938); Борис Владимирович (1877—1943), великий князь, генерал-майор. После революции эмигрировал; Андрей Владимирович (1879—1956); Елена Владимировна (1882—1957). До революции великому князю Владимиру Александровичу было установлено несколько памятников, представлявших собой бронзовые бюсты, отлитые по модели скульптора В.А.Беклемишева, на высоком гранитном постаменте: Красное Село (под Санкт-Петербургом). Памятник на территории Красносельского Авнгардного лагеря. Открыт 31 июля 1912 г. До настоящего времени сохранился лишь постамент от него; Петергоф. Памятник напротив здания офицерского собрания Лейб-гвардии Драгунского полка. Открыт 3 апреля 1914 г. До настоящего времени не сохранился; Царское Село (город Пушкин). Рядом со зданием собственного дворца (Садовая ул.,22). Открыт 4 июля 1910 г. До настоящего времени сохранился лишь постамент от него. Литература: Д.Н.Шилов. Члены Государственного совета Российской империи 1801—1906. Санкт-Петербург, 2007, страницы 132—138.

 (508x698, 40Kb)
1852
Вильгельм IV (Гийом IV; Wilhelm (Guillaume) Alexandre)
люксембургский правитель, великий герцог Люксембурга (1905-1912). Детство Вильгельма прошло в герцогстве Нассау. После аннексии его Пруссией Вильгельм поступил на службу в армию, однако оставил ее в 1888 г. вскоре после того как умер голландский принц Александр, и у семейства Вайльбург-Нассау появилась перспектива получить герцогскую корону в Люксембурге. В 1893 г. он женился на португальской принцессе Марии-Анне. И хотя сам Вильгельм был протестантом, его дочери воспитывались в католической вере, как наиболее распространенной среди жителей Люксембурга. Еще при жизни отца в 1902 г. он стал штатгальтером Люксембурга, а в 1905 г. унаследовал корону Великого Герцога. У Вильгельма и Марии-Анны было шесть дочерей, но не было ни одного сына. Поэтому 16 апреля 1907 г. парламент Люксембурга принял новый семейный статут, согласно которому унаследовать корону могла дочь Мария-Аделаида. Из-за тяжелой болезни в 1908 г. Вильгельм назначил регентшей свою жену Марию-Анну, которая выполняла функции главы государства вплоть до совершеннолетия наследницы Марии-Аделаиды. Умер 22 февраля 1912 года.

 (572x699, 107Kb)
1852
Фёдор Адамович Корш
русский театральный деятель, антрепренер, переводчик. Родился на Кавказе в семье старшего врача при штабе грузинского гренадерского полка. Блестяще окончив гимназический курс Лазаревского института восточных языков, в качестве кавказского стипендианта поступил на юридический факультет МГУ, с отличием окончив его в 1872. Сценой увлекся со школьной скамьи, принимал участие в любительских спектаклях, приобщился к литературе, стал членом Общества драматических писателей. Вел судебную практику, работая сначала помощником, затем присяжным поверенным, приобрел видное положение в среде московской адвокатуры. Женившись на дочери ростовщика, получил приличное состояние и арендовал у Пушкинского театра А.А.Бренко часть помещения (гардероб). Близко наблюдая за театральным процессом, заинтересовался театром. Корш понимал ценность талантливого артистического коллектива и видел хозяйственные промахи театра. Когда театр оказался на грани закрытия, Корш, наделенный неутомимой энергией и огромной силой воли, решил создать свой театр. Не обладая ни крупными средствами, ни кредитом, предложил труппе организовать дело на паях. В 1881 была отменена монополия императорских театров, что развязало Коршу руки. «В этом новом деле мы все были заинтересованы кровно и смотрели на него как на продолжение так внезапно прерванной линии бывшего Пушкинского театра, который всем нам был своим близким, родным», – вспоминала актриса А.Я.Глама-Мещерская. «Корш был настоящим коммерсантом и выжимал из театра все соки, – писала о нем П.Вульф. – Как человек неглупый, понимающий свою выгоду, он привлек к театру лучших актеров из провинции и не скаредничал...». Корш понимал, что для успеха театра нужно не только хорошее помещение, но и «приманка» для привлечения «иного качества публики на потребу кассовых интересов». Он решил сохранить коллектив и изменить характер художественного направления театра, начав дело с организационно-экономических основ. Русский драматический театр – Театр Корша открылся 30 августа 1882 и был одним из самых популярных до основания МХТ в 1898. Театр сыграл значительную роль в культурной жизни Москвы. Корш занимался администрированием и хозяйственными делами, единолично решал репертуарный вопрос и комплектовал труппу. На рубеже века возникли другие театры, и если бы не умение Корша быть гибким и компромиссным в театральной политике, то в условиях конкуренции его театр не смог бы успешно работать на протяжении долгого времени. Корш по-прежнему выдавал премьеры по пятницам. Каждый сезон чуть не все актеры награждались бенефисами. «Коршевская небрежность, – писали о нем, – была всегда талантлива, потому что играть с трех-четырех репетиций и достигать хотя бы внешних контуров доступно лишь талантливым». Актер Н.М.Радин отмечал, что театральная жизнь провинции, «требовавшая при количественно ограниченном зрителе быстрой смены репертуара и молодого гибкого актера, строилась главным образом по путеводной звезде коршевского театра и в составлении труппы». В 1917 здоровье Корша расстроилось. Он ушел из театра, продав его М.М.Шлуглейту. Сам Корш уехал на Кавказ, где его застала гражданская война. От предложений белого командования уехать в эмиграцию он отказался и вернулся в Москву. Поселился в Голицыне под Москвой, занимался переводом П.Ж.Беранже, писал мемуары. Из-за болезни не смог придти на 40-летие своего театра. Корш был антрепренером до 1917 – в истории русского театра это, пожалуй, единственный пример столь длительной антрепризы. Умер в Голицыне 28 октября 1923 года.

1853
Алексей Петрович Бахрушин
русский купец, меценат, библиофил, собиратель русской старины. Родился в Москве в купеческой семье. Двоюродный брат АЛ.Бахрушина. По окончании частного пансиона занимался коммерческой деятельностью: был одним из совладельцев фирмы "Товарищество кожевенной и суконной мануфактуры А.Бахрушин и сыновья". Бахрушин рано проявил интерес к древностям и книгам. Первые приобретения были им сделаны в 1878 г., и с тех пор каждое воскресенье его можно было встретить на Сухаревском рынке в ряду антикваров. Собрание Бахрушина было на редкость разнообразным. В числе сокровищ сам владелец выделял медали, гравюры, рисунки, фарфор, древнерусское шитье, иконы, картины. Ценнейшей частью собрания был русский рисованный лубок и портретная галерея коллекционеров и антикваров, насчитывающая 349 портретов. Портреты были помещены в пять альбомов в дорогих переплетах с золотым теснением на обложках. В его знаменитой на всю Москву библиотеке насчитывалось около 30 тыс. томов. Особую ценность представляло собрание книг о Москве, а также коллекция гравюр с видами Москвы XVIII-XIX вв. Для размещения домашнего музея и библиотеки Бахрушин отвел комнаты на двух этажах своего особняка. Дважды в месяц, по вторникам, хозяин принимал у себя друзей и единомышленников, среди которых были историки И.Е.Забелин, П.И.Бартенев, писатели В.А.Гиляровский, С Д.Дрожжин, художник A.M. Васнецов и многие другие. Бахрушин умер в Москве в 1904 году и похоронен на кладбище Симонова монастыря. В 1904 г. все собрание Бахрушина, оценивавшееся в 140 тыс. рублей, согласно его завещанию, поступило в Императорский Российский Исторический музей, где было создано два зала его имени. А Бахрушинская библиотека в конце 1930-х гг. была передана в Государственную публичную историческую библиотеку.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку