Три неслучайные мысли, или Апология Питера Джексона
1) Не стоит сравнивать фильм и книгу. Книга Толкина превосходна, но все-таки нужно учитывать то, что любое кино под названием «Властелин колец» не может быть точной экранизацией (если это, конечно, не сериал). Разумеется, многое урезано: и смерть Сарумана, и линия Йовин-Фарамир, и часть путешествия Фродо и Сэма, и разоренный Шир… Разумеется, характеры героев из-за этого раскрыты далеко не полностью: Леголас и Гимли чрезмерно статичны (на протяжении всей трилогии), роль Галадриэли в судьбе Фродо и Сэма приуменьшена, а причины безумия Денетора так и не объясняются. Разумеется, можно было следовать за книгой слово в слово, да только я сильно сомневаюсь, что фильм получился бы смотрибельным. Что хорошо в книге, то плохо на экране. Как, к примеру, рассказать о Леголасе и Гимли, не упомянув при этом ключевые моменты истории эльфов и гномов? А если уж включить все песни, то получится еще и частичная экранизация «Сильмариллиона». Цельный эпос при подобной экранизации распадется на не связанные друг с другом отрывки, к тому же из разных эпох.
2) Теперь об изменениях в сюжете. Половина нововведений – это комичные эпизоды (типа Гэндальфа, раздающего тумаки посохом направо и налево). О них чуть ниже. Другая половина нужна для того, чтобы отсутствие некоторых вырезанных эпизодов (см. выше) не выглядело явной брешью.
3) Не будем забывать о том, что Питер Джексон начинал как трэшевый режиссер (например, фильм «Bad taste»), а трэш ИМХО – изначально пародийный жанр. Эдакое интеллектуальное кино, перевернутое с ног на голову. Так вот: подобное прошлое сказывается на всех последующих работах. И если в ВК откровенного трэша нет, то скрытых пародий и аллюзий – предостаточно. То Гэндальф заимствует черты «хорошего парня» из голливудских боевиков, то появится орк, до боли похожий на одного из героев ранних фильмов самого ПиДжея, да и хэппи-энд (я имею в виду возвращение Короля на престол) какой-то уж очень классический. А Армия Мертвых изображена почти так же, как мертвецы в джексоновском фильме «Страшилы»… Во многом ВК строится на неуловимых цитатах, и это прекрасно, если воспринимать этот фильм не как подражание литературе, а в контексте кино.
Что еще нужно отметить?
Зажигание сигнальных огней – красивейший эпизод (не побоюсь этого слова) в мировом кинематографе.
Очень сильная сцена с параллельным монтажом, когда Пиппин поет песню Денетору в то время, как Фарамир мчится во главе отряда.
Разочаровала, честно говоря, только одна вещь. Шелоб не навеяла даже тени страха. Паук как паук. Большой только.
И еще я очень жду режиссерской версии. Может, там будет описана смерть Сарумана. Или хотя бы упоминание о Палантире, который был у Денетора. В общем, что-нибудь еще. Хорошего фильма должно быть много :)
P.S. Это уже моя третья рецензия, и снова хвалительная… Скучно как-то… Ладно, придет день, и тогда, Матрица, я тебя съем!
P.P.S. В кино теперь новая мода – снимать эпос. Фильм о Троянской войне на подходе.