-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в RUNOS

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

да и просто очаровательные сувениры. мебель нам интересно все предметы декоративно-прикладного искусства скульптура что связано с изделиями из дерева: резной декор

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.04.2015
Записей:
Комментариев:
Написано: 20


Пара фраз о реставрации картинной рамы.

Пятница, 20 Ноября 2015 г. 11:08 + в цитатник

Как одежда может украсить или изуродовать человека, так и рама способна стать прекрасным преддверием картины или же навсегда отвратить от неё зрителя. «Всё, нарушающее гармонию рамы, обязательно нарушает и гармонию картины…» - писал художник В.А. Серов.

Картинная рама многолика как по форме, материалу, из которого она изготавливается, так и по своему оформлению. И в идеале всё в ней должно подчеркивать специфичность содержащегося в ней графического или живописного произведения. Естественно, что рама для картины или рисунка должна быть в хорошем состоянии, дабы исполнять свои главные функции – защищать живопись или графику и помогать воспринимать их, а, следовательно, с течением времени её всё-таки придётся реставрировать, устраняя следы неизбежного старения или возникшие повреждения.

Причем любая рама требует к себе особого внимания со стороны реставратора, поскольку методы реставрации для каждой из них сугубо индивидуальны. Их выбор напрямую зависит от материалов и технологии создания. Для разных эпох и стилей они были уникальны.

История картинной рамы начинается с XIV века – эпохи Ренессансы, которая и дала начало развитию станковой живописи.  Оформление большей части рам того периода напоминает готические оконные проёмы с множеством резных деталей, покрытых позолотой и даже украшенных драгоценными камнями. Однако уже тогда изготавливали рамы, похожие на привычные нам. Это так называемые «cassetta», которые состояли из широкого фриза и двух полос профилей. «Сassetta» обильно декорировались резным, процарапанным или лепным растительным орнаментом. При реставрации таких рам важно не просто укрепить конструкцию, но еще и знать всё разнообразие техник декорирования, которым обладали мастера эпохи Возрождения.

В рокайльно-барочных рамах также есть свои нюансы. Например, в начале XVII столетия возник ступенчатый профилируемый багет, задача которого – как бы концентрировать, «направлять» внимание зрителя внутрь – на произведение. Но противоречивость и непостоянство барокко и тут дают о себе знать: постепенно богатство декора стало приоритетным. Порой за жизнерадостным обилием резных пышнотелых мальчиков-путти, виноградных лоз и иных растительных мотивов на раме содержание картины «терялось», отходило на второй план. Большое количество резьбы определило и выбор материала – мягкая липа. Поэтому при реставрации барочных рам для картин реставратор должен отлично владеть навыками скульптурной резьба по дереву.

В рамах классицизма, напротив, стремление к изобилию резных мотивов угасло. Цельнорезная или сборная основа багетов того времени скромно украшалась наставными и/или накладными элементами резного декора. Также возникла мастичная декорировка – самая популярная техника отделки рам и в наши дни. Восполнение утрат мастичного орнамента – один из наиболее востребованных видов реставрационных работ.

Значительные коррективы в отношение к картинной раме внёс XIX век – время, когда художники стали придавать ей самостоятельную художественную ценность. Даже появилось такое понятие, как «авторская рама».  Так, импрессионисты, стремясь усилить эффект от восприятия своих полотен зрителем, окрашивали рамы в разные цвета. Особое внимание уделяли багетам и отечественные живописцы. Например, И.Е. Репин так трепетно относился к выбору обрамления для написанных им картин, что однажды не успел отправить работы к открытию очередной Передвижной выставки. И всё из-за того, что заказанные в мастерской рамы еще не были готовы.

Реставрировать подобные «авторские рамы» - большая ответственность, которая усиливается еще и от того факта, что помимо резьбы и позолоты приёмы декорирования багетов обогатились за счет новых техник накладной мастики, имитирующих различные покрытия. При этом  материалом, из которого изготавливались рамы, стали хвойные породы древесины, более дешевые, но менее прочные. Последнее касается и картинных рам, а также деревянных фоторамок, поставленных на поточное производство в XX столетии.

Как следует из нашего небольшого экскурса в историю картинной рамы, подходов к её реставрации может быть великое множество. Главное – сделать правильный выбор, сохранив правильный баланс между подлинным и отреставрированным. И это под силу исключительно профессиональному реставратору. Реставрационная мастерская «Рунос», обладая необходимыми знаниями и богатым опытом в деле восстановления картинных рам, поможет вернуть ту самую «гармонию» Вашей раме, о которой писал В.А. Серов.

Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку