Как-то раз, совершенно случайно заехали с мужем в небольшой городок Бердичев, что в Житомирской области. Скажу сразу, посещать его мы не планировали, так сказать судьба занесла...
О Бердичеве я знала только то, что этот городок напрямую связан с Бальзаком. Здесь он сочетался законным браком с Эвелиной Ганской...
Но то, что я увидела в Бердичеве, меня потрясло до глубины души и теперь хочу вернутся туда снова...
Я просто очарована этим городом! Хочется сразу же поделиться всеми эмоциями, выплеснуть их одним махом с сотней фотографий, однако я все же проявлю благоразумие и не буду сваливать все в одну кучу. Удовольствия тоже должно быть в меру, чтобы не опреснять нахлынувшие прекрасные чувства. Поэтому сделаю сделаю несколько тематических частей по следам своей прогулки Бердичевом. А начну, естественно, с главной жемчужины города - Кляштора Босых Кармелитов. Кстати, "кляштор" - это литературное слово, обозначающие католический монастырь, способный помимо всего прочего исполнять оборонительные функции, так как зачастую окружен крепостными стенами и башнями, способными выдержать длительную осаду и дать отпор неприятелю.
История главной бердичевской достопримечательности берет начало в 90-х годах ХVI века, когда владелец города Януш Тышкевич воздвигает крепость на крутом склоне речки Гнилопять. На старости лет, когда возраст начал все чаще напоминать, что неплохо бы уже озаботиться и о духовном наследии, Януш Тышкевич передает замок в дар монахам Ордена Босых Кармелитов, для воздвижения на этом месте костела.
Этот довольно малочисленный католический орден был основан в 1206-1214 годах, и братья дали обет бедности, чтобы посвятить все свои энергию и время религиозной работе.
Но на милостях кармелиты понемногу богатели – и в XVI веке от них откололся Орден босых братьев Пресвятой Девы Марии с горы Кармель – обвинив кармелитов в отходе от строгого первоначального устава ордена. Так или иначе, но и босые кармелиты со временем разжились довольно неплохо, по крайней мере в Бердичеве, где получили от воеводы и генерального старосты Януша Тишкевича в подарок монастырский комплекс над рекой Грилопьять – в знак благодарности перед Всевышним за освобождение из татарского плена..
19 июля 1630-го года в Люблинском Трибунале Януш официально передал под строительство участок в Бердичеве, а также пожертвования. Вначале был построен подземный костел с кельями, который сохранился до наших дней, а через сто с лишним лет над ним строится новый — надземный костел.
При освящении нового костела Тишкевичи передали в дар монастырю семейную икону Пресвятой Девы Марии, известную своей благодатью.
В 1866 году царские власти России по надуманному поводу ликвидировали монастырь. Здание занял киевский генерал-губернатор, помещения использовали под чиновничьи нужды. В гражданскую войну, в 1917-м году монастырь и костел приняли в использование монахи-иезуиты, но 16 июля 1918-го года сюда вернулись кармелиты, оставаясь в монастыре до 1926-го года. После смерти последнего отца кармелита Терезия Болеслава Штобина власти забрали монастырь, организовав в верхнем костеле музей, а в нижнем – атеистический кинотеатр. В 1941 году перед самой оккупацией в монастыре возник пожар, во время которого, вероятно, и погибла чудотворная икона.
Возрождение монастыря началось в 1960-х годах, когда понемногу начали реставрировать комплекс. В отстроенных кельях организовано музыкальную и художественную школы. В 1992-м году костел передано католической общине, которая начала реставрацию. В 1998-м году была создана копия – Санктуарий иконы Божeй Матери Бердичевской, коронованная и освященная Папой Римским Иоанном Павлом Вторым.
Ныне икона является одной из наиболее почитаемых и в праздник в Бердичеве собирается уйма людей.
Монастырь неоднократно достраивался и перестраивался, приходил в упадок и вновь реставрировался. Мы же посмотрим на то, каким Кляштор Кармелитов можно увидеть в наши дни.
Итак, прежде чем сломя голову нестись на территорию самого монастыря, и чтобы не уподобляться большинству туристов, которые больше ста метров от автобуса до очередной достопримечательности не ходят, неспешно спустимся к реке Гнилопять и полюбуемся Кляштором на фоне водной глади. Тем более, что любоваться есть чем. Даже многие местные жители, которым виды монастыря знакомы с детства, останавливаются на пешеходном мостике, чтобы насладиться открывающемся оттуда пейзажем.
Со стороны реки замковые стены и впрямь выглядят неприступно, оберегая своей грубой мощью изящный костел.
У самого Кляштора умиротворенно шумит водопадом плотина. Переходим по ней любоваться крепостными стенами, увитыми диким виноградом и другими вьющимися растениями.
Обходим замковые стены вокруг, приближаясь ко входу в монастырь. Местами намного приятнее пройтись просто по траве, чем по асфальтовым дорожкам. Оттуда Кляштор выглядит более естественно и природно, так что если не обращать внимание на шум автомобилей, то можно забыть, какой сейчас год на календаре.
А вот мы уже и добрались к главному входу в Кляштор Кармелитов. Именно таким его впервые видит большинство туристов, и примерно в таком ракурсе его печатают на большинстве открыток.
Проходим через входную "браму", где во всем своем величии и изяществе предстает Мариинский костел. Его строительство проходило под руководством известного инженера-архитектора Яна де Витте и было завершено в 1754-м году. Даже утратив первоначальную позолоту и часть украшений спустя четверть тысячелетия костел не перестает восхищать изяществом своих барочных линий.
Так выглядят барельефные и скульптурные украшения Мариинского костела.
На территории Кляштора гуляет много детей. Что ничуть не удивительно, учитывая, что вход совершенно бесплатный, а к тому же в монастырских стенах расположены музыкальная и художественная школы. Кстати, дети обсевшие старинные пушки (непонятно только зачем пушки выкрасили серым) резвятся как раз у входа в "музыкалку".
Это единственный ракурс, в котором костел умещается в кадр целиком сверху донизу.
Так выглядит один из "прибрамных" корпусов
Второй корпус зажат в объятиях строительных лесов и постепенно реконструируется. От таких дверей веет средневековьем.
А это лепные украшения фасада Мариинского костела
Таким балконом можно любоваться чуть ли не бесконечно.
Колокольня верхнего костела.
Об этом удивительном месте, сейчас принадлежащем ордену почти полностью, ходят удивительные сплетни и легенды. Говорят, что подземные ходы отсюда тянуться до самой Польши. Раньше в катакомбы мог попасть кто угодно, но после того, как там пропала девочка девяти лет в 1987 году, вход закрыли. Сами ходы по большей части обвалились, но порой в том или ином месте в городе находят входы в подземелья.
Здесь же, в комплексе монастыря, расположен и краеведческий музей Бердичева. Рекомендую весьма – экспозиция весьма интересна, и экскурсоводы очень интересно рассказывают.
Но приходят сюда не только из-за экспозиции, а чтобы почувствовать древнюю силу, струящуюся из камней монастыря.
Музей открыт в рабочие и выходные дни, кроме понедельника.
Обходим монастырские кельи вокруг. Стены из дикого камня выглядят сурово и внушительно.
С заднего двора Кляштора сквозь брешь в крепостной стене открывается чудный вид на реку и Свято-Троицкую церковь на другом берегу.
А вот уже бойница в уцелевшей части мура. Толщину стен можете оценить сами. Все таки недаром монастырь выполнял еще и оборонительные функции. На территории Кляштора содержался гарнизон, вооруженный более чем 60-ю пушками.
Кроме того на заднем дворе монастыря устроен небольшой скверик с лавочками, которые утопают в благоухании цветущей сирени.
Хотя и безумно жаль расставаться с Кляштором Босых Кармелитов, но в городе есть еще множество других интересных мест. Поэтому бросаю прощальный взгляд на монастырь и отправляюсь знакомиться с остальными достопримечательностями Бердичева.
Кстати, к местным достопримечательностям я бы еще отнесла Бердичевское пиво, один из сортов которого называется Кармелит, в честь монахов, живших в Кляшторе и спасавшихся во время поста именно хмельным напитком, который называли не иначе, как "жидкий хлеб". Так что пиво - это напиток божий.