-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в panemaj11

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.12.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 263


Андрей БЕЛОУС, Томск

Четверг, 14 Августа 2014 г. 17:29 + в цитатник
Выгоды политической эволюции
Ситуация в Томской области, когда и губернатор территории, и мэр ее столицы успешно переизбираются на свои посты уже третий срок подряд, уникальна для сибирских регионов. Восемь лет назад томский губернатор Виктор Кресс добивался, чтобы в кресле мэра областного центра оставался Геннадий Коновалов - последний из "назначаемых" глав городской администрации. Несмотря на усилия подчиненных губернатора, Коновалов выборы проиграл: мэром Томска стал один из его заместителей, глава Советского района города Александр Макаров. В марте 2004 года Александр Макаров в третий раз выиграл выборы мэра полумиллионного Томска - уже при поддержке Виктора Кресса, который открыто заявил о своих симпатиях к действующему градоначальнику. Успех томской системы власти определяет то, что в процессе эволюции отношений губернатора и мэра им удалось оптимально разграничить сферы политического влияния.
Внепартийная жизнь
Фото Михаила ПЕРИКОВА
Фото Михаила ПЕРИКОВА
И стороннику политического центризма губернатору Томской области Виктору Крессу (справа), и склонному к демократической идеологии мэру Томска Александру Макарову политические взгляды не помешали успешно переизбраться на свои посты в третий раз подряд
На протяжении всех восьми лет местных наблюдателей не переставала удивлять любопытная деталь в отношениях между Виктором Крессом и Александром Макаровым: различный политический менталитет двух ключевых фигур Томской области должен был породить антагонизм, а не партнерство, которое губернатор и мэр демонстрируют в последнее время.
Томский губернатор не стеснялся публично показывать свою внепартийность даже в периоды сплошной мобилизации губернаторов сначала в НДР ("Наш дом - Россия"), затем - в "Единую Россию". Хотя идеология "центризма" является для Виктора Кресса наиболее близкой, в окружении губернатора всегда присутствовали представители различных партийных движений. Например, бывший первый вице-губернатор Владимир Жидких, ныне - депутат Госдумы РФ, возглавляет местный политсовет "Единой России", а курирующая вопросы идеологии в областной администрации Нелли Кречетова до последнего времени руководила областной организацией Союза правых сил.
Александр Макаров так же, как и губернатор, никогда напрямую не участвовал в партийном строительстве. Но считается, что мэр областного центра абсолютно не приемлет идеологию "центризма" и неоднократно признавался в симпатиях к либерализму и "правым" партиям, в первую очередь СПС и "Яблоку". Это притом, что долгое время местные представители партии Григория Явлинского возглавляли движение "Мы - оппозиция!", выступавшее против Александра Макарова на выборах в Томскую городскую Думу, а лидер местного "Яблока", трагически погибший в 2002 году Олег Плетнев, был одним из главных конкурентов мэра на выборах четыре года назад.
Среди ближайшего окружения томского мэра, в отличие от окружения губернатора, нет людей, открыто занимающихся публичной политикой и участвующих в деятельности каких-либо партийных структур. Хотя в конце 90-х годов, когда Александр Макаров был избран на первый срок, такие люди в его команде появлялись. Например, вице-мэр Олег Попов, которого пригласили заниматься в администрации вопросами местного самоуправления, был в середине 90-х годов одним из активистов ДВР ("Демократический выбор России") Егора Гайдара. Еще один вице-мэр - Марина Сеньковская, курировавшая после 1996 года экономическую политику в мэрии, была одним из видных сторонников Явлинского в Томске. Кстати, в ходе последних выборов в Госдуму РФ Сеньковская, которая последние годы работала в аппарате полномочного представителя президента в СФО Леонида Драчевского, баллотировалась по спискам именно "Яблока". А в 1996 году она была соперником Александра Макарова на выборах мэра Томска. Тот факт, что во втором туре выборов-96 нынешний томский градоначальник привлек Сеньковскую (она была третьей по результатам первого тура) на свою сторону, сыграл немаловажную роль в его победе над Геннадием Коноваловым.
Второй центр власти прячется
Во многом появление именно этих людей в команде нового мэра повлияло на политические пристрастия Александра Макарова, который после декабрьских выборов в Госдуму РФ признался журналистам, что "всегда голосовал за молодых". Как голосовал томский губернатор, неизвестно, но из его осторожных высказываний, которые стали появляться после подведения итогов выборов в Госдуму-2003, и абсолютной победы "Единой России" следовало, что Виктора Кресса не все устраивает в новой монопартийной карте России. В частности, отвечая на вопрос о том, готова ли областная власть к изменению формата выборов в областную Думу (половина депутатов теперь будет избираться по партийным спискам), губернатор заявил, что администрация намерена оказать поддержку "небольшим партиям", чтобы "не допустить монополизации думы".
Отношения Виктора Кресса с местным отделением "Единой России" в последнее время выглядят натянутыми. Катализатором оказались прошедшие выборы мэра Томска, на которых "Единая Россия", по сути, выступила против Александра Макарова, в то время как губернатор публично заявил о поддержке действующего градоначальника. Среди соперников Александра Макарова оказалось сразу несколько видных членов "партии власти", один из которых (вице-спикер областной Думы Григорий Шамин) был даже официально выдвинут на политсовете местной "Единой России". Правда, позже он все-таки снял свою кандидатуру.
Обозреватели в Томске заговорили о том, что в регионе впервые за все последние годы появился второй, независимый от губернатора центр власти, в который превратилось региональное отделение "ЕР". Сами "единороссы" сегодня отрицают наличие каких-либо противоречий в отношениях с томским губернатором. На прошлой неделе глава политсовета томского регионального отделения "Единой России", бывший первый вице-губернатор, депутат Госдумы Владимир Жидких заявил журналистам, что у него нет никаких разногласий с Виктором Крессом. Но независимо от этого, сам факт активного участия "ЕР" в выборах мэра областного центра на стороне соперников Александра Макарова непроизвольно сблизил позиции градоначальника и губернатора. Накануне празднования 400-летнего юбилея Томска, которое состоится в начале сентября, такой союз выглядит очень выигрышно - в первую очередь для томского мэра.
Многозначительная пауза
Политическая поддержка Александру Макарову сегодня необходима, поскольку инициативы спикера областной Думы Бориса Мальцева по изменению границ областного центра фактически оставили томского мэра в изоляции. Дело в том, что сразу после выборов мэра в марте Борис Мальцев выступил с инициативой превращения полумиллионного Томска в мегаполис, объединив город с двумя другими муниципальными образованиями - Томским районом и ЗАТО "Северск". По мнению спикера Думы, объединение территорий позволило бы существенно увеличить площадь и население Томска. Макаров в ответ обвинил Бориса Мальцева в стремлении "к переделу власти в городе", поскольку слияние муниципалитетов привело бы к необходимости перевыборов всех органов власти в объединенной территории, в том числе мэра и городской Думы.
В полемике между председателем областной Думы и мэром, которая длится уже около полугода, Виктор Кресс не участвовал, тем самым оставив Александру Макарову возможность критиковать проект Бориса Мальцева. Эта пауза губернатора привела к тому, что предложения спикера по объединению муниципалитетов в последнее время стали заметно мягче. На встрече с депутатами Томской городской Думы в минувшем июле Борис Мальцев уже пообещал, что если произойдет объединение города и только Томского района, то не потребуется проводить референдум и перевыборы мэра. Такая юридическая возможность, по мнению спикера, пока есть, но только до начала будущего года, когда вступит в силу новый федеральный закон о местном самоуправлении.
Объединение двух муниципалитетов - Томска и Томского района - дает возможность мэру областного центра претендовать на дополнительные деньги из областного фонда финансовой поддержки муниципальных образований (ФПМО), созданного четыре года назад для выравнивания бюджетной обеспеченности территорий. Структуру расходов этого фонда определяют депутаты областной Думы на основе бюджетных расчетов департамента финансов.
По данным областного департамента финансов, Томск лишь в прошлом году впервые, начиная с 2000 года, получил финансовую поддержку из областного фонда. Размер "помощи" составил почти 90 млн рублей. При этом Томский район получил 281 млн рублей - больше, чем любое из муниципальных образований на территории Томской области. Причем Томский район на протяжении последних четырех лет практически всегда получал больше, чем любой другой муниципалитет. В этом году размер денежных субсидий Томску из фонда ФПМО вырос почти в 3,7 раза, что объясняется резким увеличением объемов капитального ремонта и строительства в областном центре в связи с празднованием 400-летия города.
Больше политики, чем экономики
"Когда представители муниципалитетов жалуются на то, что их "посадили" на сметное финансирование, то в этом больше политики, чем экономики, - говорит глава областного департамента финансов Александр Феденев. - Бюджет Томска - 3 млрд рублей, но по различным программам в рамках подготовки к празднованию 400-летия из областного бюджета город получит еще несколько миллиардов".
По словам Александра Феденева, концепция межбюджетных отношений в Томской области с 2000 года во многом начала повторять концепцию федерального уровня, когда центр плавно начал изымать у регионов налоговые доходы. Аналогичным образом стала действовать и исполнительная власть Томской области: за четыре последних года объем областного бюджета был фактически утроен за счет изъятия налоговых доходов у муниципальных образований. К 2004 году бюджеты большинства из них, в том числе Томска, почти не выросли, а в ряде случаев даже уменьшились. Естественно, что главы муниципалитетов выказывают свое недовольство политикой областной власти, но за четыре года это недовольство ни разу не вылилось в открытое противостояние. Депутаты Томской городской Думы даже собирались судиться с областными законодателями.
Позиция Александра Макарова в вопросе централизации доходов на уровне областной власти традиционно негативна. Мэр областного центра не раз публично критиковал работу администрации с бюджетом, но никогда не обвинял в этом лично губернатора. Чаще всего обвинения из уст градоначальника были адресованы первому заместителю Виктора Кресса Вячеславу Наговицыну и главе областного департамента финансов Александру Феденеву.
"Мнение о том, что Томск зарабатывает больше и, соответственно, должен больше получать, не выдерживает критики, - заявил глава департамента финансов в интервью корреспонденту "КС". - Известно, что прибавочная стоимость формируется на стадии переработки. Тот, кто производит, никогда не будет богатым. Все производство у нас за пределами Томска, а деньги остаются в Томске, поскольку идет удорожание продукта на стадии переработки. Нефть мы качаем в Томской области, а налоги уходят в Москву. Так и с Томском".
Ежегодно перед принятием бюджета Томской области создается согласительная комиссия, сформированная из числа депутатов областной Думы, глав муниципалитетов и чиновников областной администрации. Заседания комиссии всегда проходят в закрытом режиме, чтобы процесс торга за дополнительные бюджетные преференции не смущал его участников. Традиционно согласительная комиссия областной Думы готовит более мягкий для муниципалитетов проект бюджета в сравнении с первоначальным, который верстается в департаменте финансов. Последние три года мэру Томска Александру Макарову сложно влиять на этот процесс, поскольку в отличие от большинства своих коллег из районов области он не смог повторно избраться в областную Думу в 2001 году. В свое отсутствие мэру не удалось сформировать в областной Думе устойчивое городское лобби, а главы сельских муниципалитетов не хотят заключать с Александром Макаровым долговременных соглашений, поскольку считают, что градоначальник областного центра все время "тянет одеяло на себя" в ущерб сельским территориям.
Александр Макаров однажды признался корреспонденту "КС", что финансовые разногласия с местным Белым домом ему проще решить непосредственно с губернатором, один на один. По мнению наблюдателей, все бюджетные разногласия решаются в городе именно таким образом, а публичные обвинения призваны лишь создавать интригу для общественного мнения. Таким образом позиция мэра в вопросе межбюджетных отношений не мешает укреплению его политического союза с губернатором.
О том, как будут строиться межбюджетные отношения области и города в будущем году, пока говорят неуверенно. "У нас не будут сформированы основные параметры бюджета до тех пор, пока на федеральном уровне не примут базовых решений, от которых в значительной степени зависит консолидированный бюджет области, - заявила в интервью "КС" заместитель Виктора Кресса по экономической политике и инвестициям Оксана Козловская. - В прошлом году Томская область во все уровни бюджетной системы собрала 27 млрд рублей, а консолидированный бюджет области составил всего 13,5 млрд".
По большому счету, невзирая на различие политических взглядов губернатора и мэра, Виктор Кресс и Александр Макаров успешно реализуют вполне традиционную схему политического размена: мэр не воюет с губернатором в сфере межбюджетных отношений, а губернатор или поддерживает мэра на выборах, или демонстрирует доброжелательный нейтралитет. Каждому из руководителей и впоследствии будет выгоден негласно сформировавшийся союз. А это сулит неплохие перспективы его прочности вплоть до начала нового избирательного цикла в 2007 году.
Сравнительная таблица основных параметров
бюджетов Томской области и г. Томска
2001 2002 2003 2004
Доходы (млрд руб.)
Бюджет Томской области 3,255 6,079 9,394 9,583
Бюджет города Томска 2,148 2,363 2,630 3,101
Расходы (млрд руб.)
Бюджет Томской области 3,696 6,079 10,141 10,593
Бюджет города Томска 2,148 2,472 2,911 3,321


//Источник информации: Континент Сибирь //Дата источника: 13.08.2004

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку