-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Feigele

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.04.2013
Записей: 7362
Комментариев: 2428
Написано: 10139


Забытые имена: Владимир Баранов-Россине, 1888-1944

Четверг, 24 Ноября 2016 г. 22:22 + в цитатник

Забытые имена:

Владимир (Шулим Вольф) Баранов-Россине, 1888-1944

Владимир Баранов-Россине родился в Одессе, уехал в Париж, и погиб в Освенциме. Работы художника поражают разнообразием: сегодня они находятся в престижнейших музеях, а аукционные цены перешагнули за миллионный порог. Предтеча скульптурных экспериментов Пикассо и изобретатель уникального «светозвукового» пианино — оптофона, Баранов-Россине — яркая фигура эпохи новаторства в искусстве. О художнике рассказывает коллекционер и писатель Евгений Деменок.


ВЛАДИМИР Баранов-Росине1 (700x550, 563Kb)
Владимир Баранов-Россине. Кузина с цветами

Все всякого сомнения, Париж начала прошлого века был мировой столицей искусств. Художники и скульпторы со всего мира приезжали в него, чтобы быть в авангарде мирового художественного движения. Новые стили и направления возникали чуть ли не еженедельно. Парадокс Парижской школы первой половины ХХ века состоял в том, что она во многом развивалась за счёт художников, приехавших в Париж жить и работать. За счёт иммигрантов. Пабло Пикассо и Амедео Модильяни, Марк Шагал и Константин Бранкузи, Кес Ван Донген и Жюль Паскин именно во французской столице стали ведущими фигурами мирового художественного процесса. Большую роль в развитии Парижской школы сыграли выходцы из Российской империи: тот же Шагал, Александр Архипенко, Хана Орлова и Александра Экстер, Хаим Сутин и Мане-Кац, Михаил Бойчук и Михаил Ларионов, Наталья Гончарова и Алексей Явленский, Осип Цадкин и Жак Липшиц, Иван Пуни и Соня Делоне…


ВЛАДИМИР Баранов-Росине2 (700x528, 487Kb)

Владимир Давидович Баранов-Россине. Петух, 1911

Разумеется, не обошлось без одесситов. Список впечатляющий: Василий Кандинский и Теофил Фраерман, Натан Альтман и Давид Видгофф, Филип Гозиассон и Айзик Федер, Сандро Фазини и Сигизмунд Олесевич — и ещё десятки имён. Есть в этом ряду и поистине выдающееся имя: Владимир Баранов-Россине.


ВЛАДИМИР Баранов-Росине3 (497x614, 109Kb)
Владимир Давидович Баранов-Россине

ВЛАДИМИР Баранов-Росине4 (525x700, 334Kb)
 

Шулим-Вольф Баранов родился 1 (13) января 1888 года в селении Большая Лепетиха Мелитопольского уезда Таврической губернии (ныне Запорожская область Украины) в семье Мелитопольского мещанина Давида Баранова и его жены Розалии. В пятнадцатилетнем возрасте — в 1903 году, — поступил в Одесское художественное училище, которое успешно окончил в 1908-м.


ВЛАДИМИР Баранов-Росине5 (563x700, 546Kb)
Владимир Баранов-Россине. Автопортрет с кистью, 1907

Будучи студентом художественного училища, Шулим Баранов принимал активное участие в выставках. Первыми были XVII, XVIII и XIX выставки Товарищества «Южно-Русских художников». Уже ранние училищные работы свидетельствуют о незаурядном мастерстве. Например, первым номером в каталоге выставки трёх «российских авангардистов» (Малевича, Баранова-Россине и Мансурова) в 1972−73 годах в Центре Жоржа Помриду числился его «Пейзаж Одессы» 1905 года. А знаменитый «Автопортрет с кистью» 1907 года, мастерски сделанный в стиле пуантилизма? Это фактически работа зрелого мастера, хотя на тот момент Шулиму Баранову было всего девятнадцать лет. Баранов-Россине был мастером автопортрета. Он писал их много и в разных стилях, особенно известны его кубистические автопортреты первой половины 1910-х годов.


ВЛАДИМИР Баранов-Росине6 (450x646, 519Kb)
 

Если в ранних классах училища Баранов находился под влиянием Южнорусской школы, то уже через несколько лет он быстро пошёл дальше. Юный художник быстро схватывает современные тенденции в изобразительном искусстве, пробует себя в разных стилях и манерах — от импрессионизма до абстракции.

Баранова-Россине в течение жизни неоднократно будут упрекать во всеядности, вторичности, неумении найти свой собственный стиль. Он действительно работал во многих стилях, но в каждую работу привносил что-то своё, индивидуальное, узнаваемое, не столько повторяя, сколько исследуя и «репрезентируя» происходящие в современном искусстве процессы.


ВЛАДИМИР Баранов-Росине7 (577x700, 456Kb)
 

Ещё в годы учёбы в Одесском художественном училище, во время первой поездки по Европе, Баранов-Россине встретился с дадаистом Хансом Арпом, с которым впоследствии будет неоднократно видеться уже после отъезда в Париж. Общительность, активность, умение завязывать знакомства, умение дружить — характерные для Баранова черты, которые способствовали его вхождению в среду известнейших художников своего времени. Знакомство с Давидом и Владимиром Бурлюками помогло ему войти в круг русского авангарда.

Вероятно, именно глубокое вовлечение в мир авангардной живописи послужило причиной того, что после успешного окончания в мае 1908 года живописного отделения Одесского художественного училища и поступления в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге Владимир Баранов фактически забросил учёбу. Уже 21 декабря 1909 года его отчислили за непосещение. Его ждал Париж.


ВЛАДИМИР Баранов-Росине8 (466x700, 326Kb)
Владимир Баранов-Россине. Утро

Приехав осенью 1910 года во французскую столицу, Владимир Баранов взял себе псевдоним «Даниэль Россине», который позже, в 1917-м, изменил на «Владимир Баранов-Россине».


ВЛАДИМИР Баранов-Росине9 (700x509, 502Kb)
Владимир Баранов-Россине. Фея озера, 1910

В Париже он попадает в самую гущу художественной жизни — сближается с Робером и Соней Делоне, с которыми будет поддерживать дружеские отношения до конца жизни; живёт в художественной колонии «Улей» (La Ruche), где соседствует с Александром Архипенко, Марком Шагалом и Хаимом Сутиным; участвует в вечерах, которые устраивали баронесса д’Эттинген и Серж Фера (Жан Серюс), где собираются Александра Экстер, Михаил Ларионов и Наталья Гончарова, Макс Жакоб, Леопольд Сюрваж.


ВЛАДИМИР Баранов-Росине10 (700x546, 498Kb)
Владимир Баранов-Россине. Дорога в деревню, 1912

ВЛАДИМИР Баранов-Росине11 (203x510, 76Kb)

Владимир Баранов-Россине. Полихромная скульптура

 

Он, конечно же, много выставляется. Вплоть до 1914 года Баранов-Россине ежегодно участвует и в Салонах независимых, проходящих весной, и в Осенних салонах, при этом выставляет не только живопись, но и скульптуры. Именно в скульптуре он стал настоящим новатором.


ВЛАДИМИР Баранов-Росине12 (450x301, 120Kb)
 

В октябре 2013 года лондонская галерея «St.Petersburg» масштабной выставкой отметила 125-летие со дня рождения художника (на фото — вид одного из залов). Среди сорока выставленных работ были и три из сохранившихся до наших дней пяти его скульптур: «Ритм» (1913), «Танец» (1914) и «Политехническая скульптура» (1915).

Интересная история связана с одной из самых нашумевших скульптур Баранова-Россине «Симфония № 2», которую он выставил весной 1914 года на 30-м Салоне независимых. Раздосадованный шквалом критики, художник просто бросил скульптуру в Сену. Вот как описывает это событие Соня Делоне: «На Салоне независимых 1914 года он выставил скульптуру, которую страшно разругали. Тогда со всей нашей группой он торжественной процессией направился к Сене и кинул в неё свою скульптуру. В нашей среде он остался скульптором, совершившим этот жест».

Большинство известных работ Баранова-Россине начала 1910-х выполнены в стиле кубизма: «Портрет посла», «Три грации», «Лежащая женщина», «Аристократ с усами», «Перед зеркалом», целая серия автопортретов и знаменитая «Кузница», находящаяся сейчас в Центре Жоржа Помпиду. Ряд других работ: «Пейзаж с дорогой», «Кузина с цветами», «Сиреневый стол», «Городок в Нормандии», «Лето», «Пейзаж с деревом», «Пейзаж. Порыв ветра», «Красные домики» — выполнены в стилистике своеобразного «кубизированного сезаннизма».


ВЛАДИМИР Баранов-Росине13 (577x400, 323Kb)


ВЛАДИМИР Баранов-Росине14 (590x400, 290Kb)
 

В 1912-м году Робер Делоне создал новое живописное направление — орфизм. Баранов-Россине стал одним из самых преданных последователей идей орфизма. Два его самых значительных живописных цикла — «Адам и Ева» и «Апокалипсис», — выполнены в этом стиле. Одним из первых Баранов-Россине начинает делать работы на больших холстах — например, работа «Адам и Ева» (1912) была для того времени гигантской.


ВЛАДИМИР Баранов-Росине15 (700x479, 449Kb)
Владимир Баранов-Россине. Адам и Ева, 1912

Первый парижский период был для Владимира Баранова-Россине определяющим и наиболее плодотворным. Он стал одним из создателей «политехнической скульптуры», или так называемых «ассамбляжей», комбинаций разнообразных материалов. В 1913 году на Салоне независимых он экспонирует скульптуру «Ритм», выполненную из дерева, картона и яичной скорлупы.


ВЛАДИМИР Баранов-Росине16 (393x700, 282Kb)
Владимир Баранов-Россине. Скульптура "Ритм"

Сейчас скульптура находится в Нью-Йоркском Музее современного искусства. А наибольший резонанс получила выставленная весной 1914-го года на 30-м Салоне независимых «Симфония № 2».


ВЛАДИМИР Баранов-Росине17 (590x400, 258Kb)
Владимир Баранов-Россине. Норвежская рапсодия

ВЛАДИМИР Баранов-Росине18 (555x400, 245Kb)
Владимир Баранов-Россине. Нимфы и кендавры

ВЛАДИМИР Баранов-Росине19 (700x559, 573Kb)
Владимир Баранов-Россине. Натюрмортр с цветами и фруктами, 1915

С началом Первой мировой войны Владимир Баранов-Россине уезжает в Норвегию, а в 1917-м — в Россию. Художественная жизнь в «новой» России забурлила с невиданной силой. Знакомцы художника по «Улью» Анатолий Луначарский и Давид Штеренберг оказались у самой вершины власти. Баранов-Россине становится сотрудником отдела ИЗО Наркомпроса и входит в состав Художественной коллегии по делам искусств и художественный промышленности. В 1918 году начинается его педагогическая деятельность — он руководит живописной мастерской в Петроградских свободных мастерских бывшей Академии художеств. Тогда же отдел ИЗО НКП приобретает для Музея художественной культуры несколько работ художника — шесть из них сейчас находятся в Государственном Русском музее. С апреля 1919 года Баранов-Россине работает и преподаёт в Москве.


ВЛАДИМИР Баранов-Росине20 (537x700, 452Kb)
Владимир Баранов-Россине. Девочка с куклой

Идеалы социализма быстро разбиваются о реальность, и в 1925 году по приглашению супругов Делоне художник со старшим сыном Евгением и женой Полиной возвращается в Париж. Он застал Париж совсем другим. Другие идеи, другие художники… Но Баранов-Россине остаётся собой и быстро адаптируется в новой художественной среде, продолжая дружить и сотрудничать с супругами Делоне и Хансом Арпом, который стал к тому времени одним из ведущих европейских художников. Во второй половине 20-х и в 30-х годах Баранов-Россине работает в новой для себя стилистике сюрреализма. И, как всегда, много выставляется — в первую очередь в Салонах независимых (с 1926 по 1940-й год). В 1933 году его «Политехническая скульптура», как в своё время «Симфония № 2», вновь привлекает внимание зрителей и критики.

С 1972 года скульптура находится в Национальном центр искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже.


ВЛАДИМИР Баранов-Росине21 (400x303, 89Kb)

Помимо художественного таланта, в нашем герое жил неутомимый дух изобретательства. Он изобрёл аппарат «Мультиперко», служащий «для изготовления, стерилизации и раздачи различных газированных жидкостей», «Фотохронометр» — прибор для анализа и классификации драгоценных камней, а в начале Второй мировой войны проводил испытания «Динамического камуфляжа», служащего для маскировки военных сооружений с помощью цветовых пятен.

Но главным изобретением Владимира Баранова-Россине стало оптофоническое пианино

Светомузыкой Владимир Баранов-Россине начал заниматься параллельно со Скрябиным и Кандинским. Свою работу над созданием оптофона он начал в 1909 году во Франции, а первые оптофонические концерты состоялись в 1916 году в Христиании и в Стокгольме. В начале 1920-го художник сконструировал клавир — новый вариант оптофона. В 1923−24 годах оптофонические концерты прошли в Москве, в 1925 году — в Париже, Риге и Берлине. В 1927 году художник основал в Париже Первую оптофоническую академию, в которой преподавал рисунок, живопись, конструкцию и скульптуру, используя систему «оптофонического пианино». В 1926 году Баранов-Россине получает французский патент на оптофоническое пианино — именно благодаря патенту и руководству по пользованию разрушенный во время Второй мировой войны оптофон был восстановлен. Сегодня он находится в Центре Жоржа Помпиду.

С началом Второй мировой войны Владимир Баранов-Россине с семьёй остался в Париже. «Я люблю Париж и ничего не боюсь» — сказал он своей знакомой, встретившей его в почтовом отделении.


ВЛАДИМИР Баранов-Росине22 (700x565, 465Kb)
 

9 ноября 1943 года художник был арестован гестапо и 20 января 1944 года депортирован в Германию. 25 января 1944 года Владимир Баранов-Россине погиб в Освенциме

В начале 1970-х произошло триумфальное возвращение художника на мировую сцену. Сначала в 1970-м в лондонской «Rutland Gallery» прошла его большая персональная выставка. Затем в 1971 году на выставке «Русский авангард» в галерее Леонарда Хьюттона в Нью-Йорке вызвало сенсацию сконструированное художником оптофоническое пианино. Начиная с 1973 года, выставки работ художника регулярно проходят в Европе и США.

Работы Баранова-Россине экспонировались и на родине — на выставке «Москва-Париж» в ГМИИ им. Пушкина в 1981 году, на выставке «Украинский авангард» в Мюнхене в 1993 году. В 2002 году в Государственной Третьяковской галерее состоялась широкая репрезентация картин и скульптур художника. В 2007 году в России прошло сразу две выставки Баранова-Россине: в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге и Музее личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве.


ВЛАДИМИР Баранов-Росине23 (700x480, 467Kb)

Владимир Баранов-Россине. Ритм (Адам и Ева), 1910

Работы художника находятся сегодня в престижнейших музеях, а аукционные цены бьют всё новые и новые рекорды, перешагнув за миллионный порог. В 2004 году на аукционе «Sotheby's» работа «Натюрморт со стулом» (1911 год) продана за 1 млн. 184 тысяч долларов, а в 2008 году на аукционе «Christie's» работа художника «Ритм (Адам и Ева)» 1910 года была продана за 2,72 миллиона фунтов, превысив эстимейт почти в два раза.

Работы Владимира Баранова-Россине представлены сегодня в нью-йоркском МоМА и парижском Центре Жоржа Помпиду, Третьяковской галерее и Государственном Русском музее, Музее Людвига в Кёльне Музее Хирша Хорна в Вашингтоне, в Wilhelm Lehmbruck Museum в Дуйсбурге и многочисленных частных собраниях.

Автор данного материала Евгений Деменок — писатель, культуролог, коллекционер и меценат, автор книг и исследований, посвященных художникам, чьи судьбы были связаны с Одессой. Фото работы Баранова-Россине и некоторые иллюстрации предоставлены автором публикации.

https://artchive.ru/publications/2259~Vladimir_BaranovRossine_odessit_i_parizhanin

 

Рубрики:  Искусство/Русский авангард
Забытые имена
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Валентина-л   обратиться по имени Пятница, 25 Ноября 2016 г. 05:48 (ссылка)
Спасибо за знакомство с новым для меня именем.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку