-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в asad505

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 24.11.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 441


Узбекские орнаменты.

Четверг, 13 Декабря 2012 г. 21:33 + в цитатник
Ферганский зал. Одним движением руки…
Усто Саиду было 64 года, когда он с группой мастеров из Ферганской долины принял участие в оформлении Ферганского зала ташкентского театра Навои. Мастер из Коканда был легендой среди мастеров-наккошей. Глядя на высочайшей сложности и пластики узоры, трудно поверить, но Мастер работал без трафаретов. Движением руки, силой мысли, генетическим даром, он наносил узоры сразу на материал.
Усто Саидмахмуд Наркузиев.



Из статьи Халимы Рафиковой в журнале «San’at»:
На ферганской земле родилась целая династия талантливых художников-орнаменталистов наккошей Наркузиевых-Махмудовых. Эта династия насчитывает более трехсот лет, все мужчины семьи были потомственными художниками-орнаменталистами, или, как их называют в долине, сирчи. Среди них - известные мастера прадед усто Нурмат, дед усто Нармухаммед Кузыбай, отец Саидмахмуд Наркузиев, его сыновья - Саидахмад и Саидумар Махмудовы. Двойная фамилия появилась в результате того, что в начале XX в. детей записывали по имени отца. Предположительно, усто Нурмат участвовал в росписи знаменитой мечети Джами в Коканде, созданной в XVIII в. Его сын Нармухаммед Нурматов принимал участие в оформлении особняков князя Романова и Половцева в Ташкенте.

Саидмахмуд Наркузиев родился в 1883 г. в Коканде. Его отец в поисках работы всегда брал сына с собой, который с 12 лет работал рядом со взрослыми. Прежде чем получить разрешение на самостоятельную работу, Саидмахмуд семь лет работал подмастерьем. В тот день, когда молодой Наркузиев разработал композицию для камина в доме андижанского бая, уста Мухаммад Соли сказал ему: "Сынок, сегодня ты положил свой кирпич в здание, называемое орнаментальной росписью, это искусство осталось нам в наследие от наших дедов и прадедов. Твой жизненный путь будет великим и радостным".



"
Спустя три года Саид стал заменять отца в создании сложных орнаментов. Композиционные решения его орнаментов были настолько сложны и завораживающе красивы, что все единодушно признавали композиции усто Саида образцом для многих мастеров того времени. Сегодня росписи Саидмахмуда Наркузиева находятся в Андижане и Намангане, Оше, Таразе (бывш. Джамбул), в Ташкенте (Ферганский зал театра оперы и балета имени А. Навои, куда его пригласили как ведущего мастера архитектурной росписи Ферганской школы). Наркузиев работал над оформлением мечетей Баратхожи (Джалалабад) мулла Кудрат (Ош), Мамажон мингбоши (Ходжобод), Маткосим олим (Бутакора).

С 1930-х гг. усто Саидмахмаду стали помогать его сыновья Саидумар и Саидахмад, а позже - внук Саидусмон. Они расписали интерьеры более 20 домов и культуры Ферганской области. Слова учителя оказались поистине пророческими - С. Наркузиев, обладающий ярким талантом подлинного художника, стал одним из известных народных мастеров Узбекистана."



"В 1946 г. Наркузиев принимал участие в оформлении интерьеров театра оперы и балета им. А. Навои в Ташкенте, архитектурный декор залов которого, по замыслу архитектора, представляет все художественные школы Узбекистана. Архитектор С. Полупанов поручал кокандскому мастеру самые ответственные задания. В частности, эскиз вышивки бархатного занавеса был сделан Наркузиевым и вышит бухарскими золотошвеями. К сожалению, мастер не довел до конца работу в театре по состоянию здоровья. Однако за годы своей трудовой деятельности им было сделано немало. Он принимал участие в первой Всенародной выставке в 1954 г., во многих республиканских и областных выставках народно-прикладного искусства. В 1959 г. в Москве открылась выставка, посвященная декаде узбекской литературы и искусства, на которой демонстрировались и три панно Наркузиева."



Сегодня в Ферганском зале театра Навои идет реставрация. На наших глазах, команда реставраторов милиметр за милиметром зачищает резное ганчевое полотно на нежно-оливковом фоне.
Это удивительно, но все мастера, прильнувшие к резным стенам, родом из родного города Мастера - Коканда. Значит до сих пор держит город свою высокую планку. Не перевелись мастера, не измельчали династии. И не пройдет и года, как засверкает Ферганский зал былым великолепием.
Не уставайте, ребята. Пусть рука ваша будет уверенной, а мысли чистыми. Вам доверено "наше все".

Серия сообщений "Искусство и ремесла Востока.":
Часть 1 - Шариф Азимов. Гончар и глина по Хайяму.
Часть 2 - Андижанская керамика Усто Юнуса Кулола.
Часть 3 - Как ты отнесешься к тюбетейке, подаренной мной, так ты отнесешься и ко мне ...
Часть 4 - Узбекские орнаменты.
Часть 5 - Все кружево мира... Усто Ширин Мурадов.
Часть 6 - Каракалпакская вышитая сказка для маленькой принцессы
Часть 7 - Джамшид Гаипов. Восточная сказка деревянного кружева,

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку