Памяти Ольги Аросевой |
Но, как часто бывает, миллионы зрителей прежде всего ассоциируют ее имя с немудреной, рассудительной и неотразимой пани Моникой из "Кабачка "13 стульев" - культовой юмористической телепередачи, не сходившей с экранов с 1969 по 1981 годы.
Ольга Аросева родилась в семье революционера-большевика, впоследствии дипломата, и польской дворянки. Она в детстве вращалась в элитных кругах и даже встречалась со Сталиным, о чем вспоминала с неизменной иронией. Вскоре после исторической встречи ее отец был расстрелян, девочка в знак протеста отказалась вступать в комсомол, но родилась под счастливой звездой и уцелела. Училась сначала с цирковом училище, потом в театральном, но, не окончив его, стала актрисой Ленинградского театра комедии у знаменитого Николая Акимова. Затем перешла в Московский Театр сатиры, которому оставалась верна до последних дней. Играла в пьесах Чехова, Грибоедова, Островского, Бомарше, Шоу, Горина, Розова, Эрдмана, Де Филиппо. Снялась в фильмах "Берегись автомобиля", "Старики-разбойники", "В городе С.", "Интервенция", "Человек на своем месте", в кинооперетте "Трембита". Сыграла звездную роль пани Дульской в телефильме "Мораль пани Дульской".
Это был человек редкого оптимизма, силы воли и преданности любимой профессии. При том, что в кино ей доводилось играть не самые большие роли, она запоминалась в каждой. И потому пользовалась ответной любовью преданных ей зрителей. В последние дни жизни она, уже тяжело больная, упрямо твердила, что обязательно выйдет на сцену, и просила не отменять спектакли, не вводить на ее роли других актрис. На недавнем сборе труппы начинавшего сезон Театра сатира она отсутствовала по болезни, но никто и мысли не мог допустить, что она не вернется на днях: поболеет и придет. Это же Аросева!
Четверть века назад, играя Марселину в "Безумном дне, или Женитьбе Фигаро", она слышала на сцене последние слова Андрея Миронова. За долгую жизнь ей пришлось проститься со многими любимыми коллегами, партнерами по сцене, великими актерами, с которыми ее связывала настоящая дружба. Теперь больше нет и Аросевой. Ее последняя большая роль - в комедии Дж. Патрика "Как пришить старушку", где она неизменно заставляла переполненный зал подняться на ноги с овациями - столько заразительной энергии, юмора и азарта она умудрялась дарить зрителям. И никто не верил, что ей уже скоро 88.
www.rg.ru/2013/10/13/aroseva-site.html
Недавно купила книгу Аросевой "Прожившая дважды", которую Ольга Александровна посвятила своему отцу.
Писать историю нашей страны очень трудно, потому что в течение сравнительно небольшого отрезка времени, в течение одной человеческой жизни произошло столько перемен, столько поменялось правительств, идеологий. Часто происходящее описывалось исходя из того, что требовал текущий момент. В связи с этим особенно важны и ценны свидетельства людей, которые принимали непосредственное участие в тех или иных событиях. Они, эти свидетельства, позволяют и через многие годы узнать и понять, что и как было в действительности.
Прочитав дневники отца, я поняла, что он писал не для историков-исследователей, а для нас, детей. Он хотел, чтобы мы знали, что он чувствовал, что переживал. Мне довелось во второй раз прожить свою жизнь и второй раз перевернуть самую трудную страницу в моей жизни и жизни нашей страны — тридцать седьмой год, арест отца, его уход из жизни.
Отец вступил в партию в 1907 году. За революционную деятельность его исключили из реального училища. Во время царского режима он четыре раза был в ссылках, три раза сидел в тюрьме. Будучи прапорщиком царской армии, привел на сторону революции солдат, был начальником Штаба московского военно-революционного комитета в 1917 году. Он происходил из богатой семьи и в революцию пришел по идейным соображениям, революционную борьбу считал самым главным делом своей жизни. Отец был романтиком. За революционную деятельность сына его мать в сорок семь лет была расстреляна белогвардейцами. Его отец, тоже в сорок семь лет, расстрелян той властью, которую сын так яростно защищал в молодые годы.
Сейчас я почти в два раза старше отца, я досмотрела до конца эту жуткую историю, знаю, чем все закончилось, была свидетелем переоценки исторических событий: развенчания культа личности, осуждения массового уничтожения интеллигенции и партийного ядра. Читая написанное отцом, я заново осмыслила свою детскую трагедию и детскую боль, она, моя теперешняя оценка тех дней, стала глубже и объемнее.
Уходить в прошлое трудно, тяжело все переживать заново. Но я рада, потому что мне приоткрылось, из чего складывалась внутренняя жизнь людей того времени.
На сорок седьмом году захлопнулась книга жизни моего отца, а дневники открыли мне, как тяжелы были его последние годы, как он один прошел свой путь на голгофу — пережил крушение веры и, что самое страшное, пережил предательство друзей и непонимание в семье.
К сожалению, мы, дети, ничем не могли ему помочь, потому что были слишком малы.
Сейчас, прожив еще раз свою жизнь, я с огромной любовью посвящаю эту книгу отцу.
Рубрики: | КИНО/Звёзды российского кино и театра Память. IN МЕМОRIAM |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |