-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Kris-tiina

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.07.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 1224


Поездка в Лавассааре 19 мая 2018 г. Часть 2.

Среда, 04 Июля 2018 г. 22:08 + в цитатник
В этой части: Разное интересное в г. Пайде. Церковь святого Мартина в г. Тюри. Мыза и Ярвамааский центр профессионального образования в пос. Сяревере. Небольшой музей на территории неработающего торфоперерабатывающего завода Тоотси. Посмотрели ст. Тоотси, Тори и Пулли на линии Таллинн-Пярну. Паровоз из Кунда в г. Пярну.

На въезде в город Пайде, на улице Таллинна, гостей и местных жителей приветствует скульптура Голосующего человека.
115 (409x456, 149Kb)
Пайде получил свое название благодаря плитняку (эст. Paekivi) из которого создаются многочисленные скульптуры и сооружения, служащие своеобразным украшением города.

Каждый год в Пайде проводятся Дни плитняка (с 1996 года) Множество искусных мастеров-скульпторов принимающих участие в традиционном фестивале, из необработанного природного плитняка создают для города новые уникальные произведения.

Единственное во всем городе высотное жилое здание служит по совместительству в кач-ве водонапорной башни. Скульптура ,,Muruneitsi,, 2000 года, автор Riho Kuld.
115а (700x465, 450Kb)

,,Vundament,, Верго Верника (В. Верник автор эскиза недавно установленной в Ийзаку скульптуры Эстонского солдата)
119а (700x481, 567Kb)

la vita e bella - жизнь прекрасна.
121 (700x465, 459Kb)

Пайдеский машиностроительный завод производивший в течении 40х-60х годов гудронаторы, плужные снегоочистители и автогрейдеры.
123 (700x465, 385Kb)
Агрегат для выравнивания кочек на дорогах, известный сейчас как грейдер, был создан американским изобретателем Робертом Фултоном в 1795 году. Первый грейдер представлял собой стальную конструкцию на железных ободах с отвалом, кот. тащила за собой лошадь. К сожалению автор изобретения так и не увидел применения своего творения. Востребованным оно стало только в 1866 году, когда американские строительные компании догадались использовать его для возведения дорог.

В России, первые успешные испытания выписанных из Америки дорожностроительных машин, в т.ч. и грейдеров, прошли в 1914 году. Построенные с помощью американской техники грунтовые дороги прекрасно переносили проливные дожди, обеспечивая передвижение тяжелого груженного гужевого и автомобильного транспорта.

В середине 20х годов, изучив грейдеры производства разных стран, в Эстонии сделали выбор в пользу шведского Bitvargen наиболее подходящего к нашим условиям. В 1927 году, шведской компанией A/B Vagmaskiner было выпущено на Таллиннском заводе Ильмарине десять грейдеров Bitvargen, ставшими первыми произведенными в Эстонии грейдерами.

Первые отечественные автогрейдеры В-1 (на базе грузового автомобиля ГАЗ-АА) созданные по инициативе эстонского инженера Арнольда Вольберга, начали выпускаться Пайдеским заводом дорожных машин в 1947 году. До наших времен, ни один из 122 выпущенных экземпляров В-1 не дожил, как впрочем и многие другие модели выпущенные на этом заводе.

Грейдеры выпущенные на заводе Пайде в 50-60х годах.

Фот. снята музее дорожной техники Ярва-Яани летом 2017.
86 (700x465, 531Kb)

Фот. снята на окраине известнякового карьера Алувере весной 2018.
103 (700x465, 96Kb)
В нач. 60х Пайдеский машиностроительный завод был объединен с Таллинским экскаваторным заводом став одним из его цехов. В конце 60х выпуск автогрейдеров в Пайде был прекращен, цех сосредоточился на изготовлении конвейерных транспортеров и комплектующих деталей для основного производства.

В сер. 70х в Пайде началось строительство нового производственного корпуса площадью 2 тыс. квадр. метр. Возведение нового корпуса задерживалось из за строит. проблем. Производство начавшееся в нем в конце 70х, до развала С. Союза так и не было налажено в полном объеме.
124 (700x465, 389Kb)

В здании бывш. ж.д. вокзала построенного по проекту архитектора G. Tumm в 1938 г. сейчас располаг. зал ожидания и билетная касса автобусной станции Пайде.
127 (700x465, 98Kb)
При строит-ве железнодорожной линии из Таллина в Вильянди (открытие состоялось в августе 1901 года) Пайде была уготована роль тупиковой станции на боковой ветке. Потом ветку продлили за Пайде соединив с линией Тапа-Тарту (в Тамсалу)

Строительство участка Пайде-Тамсалу было начато для военных нужд в 1915 году железнодорожными подразделениями царской армии. В период Первой Мировой войны строительство продолжили немцы. Окончательно участок был достроен Эстонской Государственной Железной дорогой к 1920 году.

Во второй половине 1960 годов узкоколейные железные дороги стали постепенно закрывать, перестраивая важнейшие из них на широкую колею. Движение по узкоколейной железной дороге Тюри (Пайде) Тамсалу было закрыто в марте 1972 года, одновременно с закрытием линии (Таллинн) Тюри-Вильянди. К 1974 году до Вильянди была построена новая ширококолейная железная дорога, однако участок Тюри-Тамсалу восстанавливать не стали.

Отсюда - http://est-train.ertas.eu/index.php?lng=rus

129 (700x465, 390Kb)

Пакгауз (склад) дореволюционной постройки.
130 (700x465, 399Kb)

Памятник жертвам Сталинских репрессий напротив вокзала.
131 (700x653, 565Kb)

Церковь Святого Креста.
134 (700x465, 421Kb)
Строительство первой каменной церкви на центральной площади города было закончено в 1786 году, спустя 15 лет от нач. строит-ва. В 1845 году, после уничтожившего церковь пожара, был организован сбор пожертвований на строит-во нового храма. Общая сумма пожертвований составила 10480 рубл. из кот. 500, пожертвовал император Николай I. Строительство новой (нынешней) церкви, по проекту Готфрида Мюльхаузена было завершено в 1848 году.

Церковь в Пайде - самобытное сооружение среди эстонских церквей. Ее башня расположена не в западной части а с южной стороны посередине здания. Объясняется это тем, что ко времени начала ее строит-ва (на старом фундаменте) городская площадь уже была сформирована, потому было принято столь необычное для Эстонии архитектурное решение.

В стоящем напротив церкви здании ратуши, уже больше века располагается городская администрация. Каменное здание было возведено в 1920 г. а до того, ратуша была деревянной.
136а (700x465, 394Kb)

Трансформаторная будка с табличкой Национальный монумент, охраняется гос-вом как памятник старины. Возм. 20х годов.
140 (700x579, 603Kb)

Город Пайде, построенный на месте городища Тевтонского (Ливонского) ордена по праву называется Сердцем Эстонии но речь идет не о значении города в жизни страны а всего лишь о выгодном географическом положении - от него до всех крупных эстонских городов не более 100 км.

Удобное месторасположение Пайде было оценено Ливонским орденом, и в 1265 г. в этом месте (на пересечении основных торговых путей - от Ревеля к Дерпту, от Пернау к Везенбергу) был основан оборонительный замок.

В наши дни от замка остались лишь развалины и отреставрированная башня, придающие провинциальному городу неповторимый дух Средневековья (фото 04.05.2018)
149 (700x465, 513Kb)
Со времени основания, замок стоящий на горе Валлимяги (валовая гора) неоднократно перестраивался и укреплялся, сыграл не последнюю роль в Ливонской войне (под стенами замка погиб главный опричник Малюта Скуратов) и в войне 1611 года между Швецией и Польшей в результате чего, от замка остались лишь руины. Все эти годы замок и город фигурировали в летописях под немецким именем Вейзенштейн (или Виттенштейн) - белый камень, из которого сложены стены.

30 метровая центральная башня Валлиторн (валовая башня) в форме восьмигранника (фото 19.05.2018)
151 (700x465, 159Kb)
В 1941 году башню взорвали отступающие советские войска, разрушив ее до основания. В период с 1990 по 1993 года башню отстроили заново по сохранившимся чертежам. В настоящее время в ней разместилась экспозиция из истории области Ярвамаа, на каждом этаже представлен определенный период истории с древнейших времен до восстановления независимости. На последнем (седьмом) этаже оборудована смотровая площадка, с которой открывается вид на город.

Без комментариев.
137 (700x465, 486Kb)
138 (700x465, 428Kb)

Скульптура ,,Hiirepuudja,, 2002 года, автор Jaan Mass.
156 (700x378, 476Kb)

Церковь святого Мартина в г. Тюри.

От подавляющего большинства средневековых эстонских церквей, церковь Тюри отличает изящная, устремленная ввысь многоярусная колокольня, пристроенная к типовому, массивному прямоугольнику церковного здания.
159 (700x465, 438Kb)
Проект церковной башни в неоготическом стиле (построена в течении 1865-1867 годы) принадлежит архитектору J. G. Mühinhausen. Во вр. Второй Мировой войны башня была разрушена и восстановлена в 1972. Точно неизвестно насколько нынешняя башня соответствует первоначальной но в любом случае - результат впечатляет.

163 (700x465, 495Kb)


Мыза в пос. Сяревере (рядом с г. Тюри) основана в начале 17 века. Одноэтажн. деревян. господский дом 1860 годов постройки позднее был перестроен. До 1919 года мызой владел Вальтер фон Шиллинг.
167 (700x389, 402Kb)
После национализации в усадьбе Сяревере обосновалось сельско хозяйственное учебное заведение преподававшее ремесла для юношей и ведение домашнего хоз-ва и кулинарию для девушек.

Учебное заведение, с 2008 года носящее название Järvamaa Kutsehariduskeskus (Ярвамааский центр профессионального образования) образовалось в 1936 году. Помимо получения теоретических знаний, учащиеся проходили долговременную трудовую практику и после сдачи экзаменов, получали профессиональный сертификат.

В старом здании поместья работают: библиотека учебного центра, классы рукоделия и местный музей.

Здание центра профессионального образования (находится позади мызного комплекса) построено в течении 1953-1955 годов по проекту Тартуского архитектора Арнольда Маттеус.
169 (700x465, 366Kb)

Барельефы известных Российских ученых (слева на право) физиолог Иван Петрович Павлов, биолог селекционер Иван Владимирович Мичурин, специалист по физиологии растений Климент Аркадьевич Тимирязев.
170 (700x589, 449Kb)

Лужайка позади здания учебного заведения на самой окраине кот. обустроено место для курения.
174 (700x465, 395Kb)


Нынешний Тоотси - мал. пос. с хорошим воздухом и живописн. природой куда (согласно распространенной в нете информации) предпочитают переселяться пенсионеры.

В прежние годы Тоотси был центром торфяной промышленности Эстонии. Градообразующим предприятием пос. стала открытая в 1939 году торфобрикетная фабрика.
177 (700x465, 393Kb)
Торфоперерабатывающий завод значительной мощности, начавший работать в 1959 году был закрыт в апреле 2011го, торфяные разработки прекращены. Финские хозяева предприятия Tootsi turvas (фин. энергетическая компания Vapo) объяснили закрытие тем, что на рынок пришел более недорогой торф из Белоруссии. Тогда было уволено 50 работников т.е. каждый пятый живущий в округе.

В Эстонии торф в больших количествах некому поставлять. Местные тепловые электростанции в кач-ве топлива использ. сланец. А для отопления частных домов, торф применяется намного реже чем раньше.

На не огороженной территории прилегающей к промышленному зданию, представлены неск. единиц подвижного состава торфодобывающего предприятия, неск. столбов контактной сети (в Тоотси была единственная в Прибалтике электрифицированная у.ж.д. основанная в 30х годах и действовавшая до закрытия пр-тия) и др.

Подробно читать тут - http://infojd.ru/02/tootsi.html

183 (700x501, 470Kb)

Болотный трактор ДТ-75 с широкими гусеницами и разными приспособлениями для работы на торфяном поле.
184 (700x465, 134Kb)

Обыкновенные пассажирские вагоны.
182 (700x465, 508Kb)

Пассажирская дрезина с самодельным корпусом.
179 (700x465, 510Kb)

Внутри: приборный щиток от грузовика, руль от автомобиля Волга или Москвич, мотор (видный в левой части фотографии) когда то был закрыт.
180 (700x465, 448Kb)

Самоделка использовалась в кач-ве передвижной столовой, в салоне установлен обеденный стол на неск. чел. и рукомойник.
181 (700x465, 408Kb)

Тепловоз ТУ6А
185 (700x465, 428Kb)

Шахтный электровоз с переделанной (высокой) кабиной для работы на поверхности земли. Использовался в маневровых работах вблизи торфобрикетного завода до прекращения деятельности предприятия.
188 (700x465, 427Kb)

В 2002 году по заказу компании Tootsi Turvas в депо Таллин-Вяйке и мастерских в Тоотси по специальному проекту были изготовлены новые торфовозные вагоны. На фот. самый первый вагон из той партии.
189 (700x465, 396Kb)

Выгрузка торфа путем переворачивания вагонов. Под агрегатом вагонного опрокидывателя установлена воронка через кот. торф поступал на движущийся конвейер расположенный в бункере под землей. В советских вагонах, разгружавшихся на спец. эстакадах, для выгрузки торфа были предусмотрены боковые люки.
191 (700x465, 485Kb)

По конвейерной ленте плавно поднимающейся вверх, торф из разгрузочного бункера поступал в завод на обработку. За распахнутой дверью рабочее помещение чел-ка наблюдавшего за процессом разгрузки и началом транспортировки торфа в завод.
197 (700x465, 513Kb)
198 (465x700, 439Kb)
199 (700x465, 387Kb)

Сейчас разгрузочный бункер заполнен водой. Нижняя часть транспортерной ленты так же под водой.
200 (700x465, 442Kb)

Цистерна для перевозки топлива.
203 (700x465, 473Kb)

Мотовоз ЭСУ2А - он же локомотив, он же электростанция. Вырабатывающий электричество генератор стоит перед мотором мотовоза. Все надписи на заводской табличке, во время его перекраски были закрашены. Сохранились только выбитые цифры: 856 - заводской номер, 6 - год выпуска, скорее всего 1976.
204 (700x465, 467Kb)

Путеукладчик работавший в паре с мотовозом (использовал для р-ты св. механизмов вырабатываемое мотовозом эл-во и им же, перемещался с места на место)
206 (700x432, 443Kb)

Депо.
207 (700x391, 349Kb)

Внутри помещения мешки с надписью сухой песок.
208 (700x465, 433Kb)

Неподалеку от завода стоит необычный Американский светофор. У него только одна линза но светит по необходимости красным, желтым или зеленым цветами. Такие светофоры поставлялись в Советский Союз во время войны по Ленд-лизу. Сохранившийся в Тоотси экземпляр за ненадобностью отключен, вполне возможно находится в рабочем состоянии.
213 (700x465, 494Kb)

Станция Тоотси.
218 (700x465, 456Kb)
219 (700x465, 460Kb)

я не претендую на лавры древнегреческого Атланта держащего на своих плечах небесный свод. я - жалкое подобие мифического титана, пытаюсь удержать покосившийся на бок станционный сарай.
220 (700x465, 380Kb)

Остановочный пункт Тори.
221 (700x465, 423Kb)

Сохранился остов будки павильона ожидания. Над тем местом где прежде была дверь, виден светлый отпечаток от таблички с названием места.
223 (700x465, 553Kb)

Тут не были, фот. стырила отсюда - http://est-train.ertas.eu/louna/lelle-parnu.php?lng=rus

Дизель-поезд на о.п. Таммисте (о.п. закрыт в 2010 году)
225 (700x471, 370Kb)

Трасса строящейся ширококолейной линии после станции Таммисте была изменена. Узкая ж.д. пересекала реку Пярну в поселке Синди, новая дорога была построена вдоль северного берега реки. Остановочн. пункт Пулли был открыт в 2010 году.
227 (700x465, 399Kb)

В г. Пярну приехали вечером. На осмотр города и станций, одна из кот. была закрыта в 2014 году, не было ни времени ни желания. Но, поск. я хотела посмотреть музейный паровоз, прежде чем ехать дальше (на праздник Ночи музеев в Лавассааре) на короткое время остановились.

Паровоз из Кунда. Фот. из интернет аукциона Osta.ee
231 (700x461, 405Kb)

Исправно пыхтевший по узкоколейным Кундаским дорогам, маленький паровоз оставшись без работы какое то время стоял около депо, на закрытой заводской территории как памятник (фот. из музея Лавассааре)
231а (700x465, 393Kb)

? в каком году был передан музею в Лавассааре а музей в свою очередь, отдал экспонат в аренду городу Пярну.
228 (700x465, 406Kb)
EMR - Eesti Muuseumi Raudtee.

Разноцветные каменные дома старого города Пярну разных эпох, представляют все архитектурные стили: от барокко до модерна... до застройки времен товарища Хрущева. Несомненно одно, ознакомительная прогулка по городу Пярну, требует наличия гораздо большего (чем было у нас) кол-ва свободного времени.
232 (700x465, 328Kb)

ПРОДОЛЖЕНИЕ.
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку