![(97x150, 6Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//63/817/63817414_57738867_i.jpg)
Чего мы нигде не можем изучать, кроме Индии – это чудного влияния, какое религия и философия могут иметь на ум человека. В Индии большой класс людей, не только монахи и не только люди благородного происхождения, даже не только мужчины, но и женщины (!), никогда не смотрели на свою жизнь на земле как на что-то реальное. Реальным для них была невидимая, грядущая жизнь. То Реальное, что единственно дает некий признак реальности этому нереальному феноменальному миру, составляло тему их рассуждений, образовывало предмет их размышлений. И человека, относительно которого думали, что он нашел новый луч истины, посещали молодые и старые, чтили принцы и короли; даже больше: его считали гораздо выше королей и принцев. Эта сторона жизни древней Индии заслуживает изучения, потому что нигде не было ничего подобного во всем мире: ни в блестящей Греции, ни в котле религий и мистерий Палестине.
Никогда вся нация не может состоять из философов и метафизиков-мечтателей..., но мы должны помнить, что в истории именно немногие, а никак не большинство налагают свой отпечаток на нацию и имеют право представлять ее как целое. Что мы знаем о Греции времен ионических и элеатических философов, кроме изречений семи мудрецов? Именно пророки, поэты, законодатели и Учителя, как бы мало ни было их число, говорят во имя народа и представляют большинство, стоящее сзади них, выражают его мысли и его чувства. Индийская философия даже в том хаотичном состоянии, как в Упанишадах, совершенно самостоятельна. В чем заключается высшая Идея учения Упанишад? В трех словах учителей Веданты (Веданта – конец Вед, я уже писал тут об этом): "Tat tvam asi". Это значит: "ты есть То". Словом "То" в этой фразе обозначается Нечто, известное нам под различными именами, в различных системах древней и новой философии. Зевс или Бог или To on в Греции, то, что Платон называл Вечной Идеей, что агностики называют Непознаваемым и что я называю Бесконечным в природе. Это то, что в Индии называется Брахман (Brahman), то есть некое запредельное Существо, стоящее за всеми существами, высшая Сила, которая испускает из себя Вселенную, поддерживает ее и втягивает ее опять в себя. "Ты" в этой фразе обозначает бесконечное в человеке, душу, существо, стоящее за человеческим "я", свободное от всех телесных оков, свободное от страстей, свободное от всех привязанностей (Atman). "Ты есть То" – значит: твоя душа есть Брахман, субъект и едино объект всякого бытия и всякого познания. Это высочайшая вершина мысли, которой достиг ум человека, нашедший выражение в различных религиях и философских системах, но нигде не нашло такого чудного кристального проявления, как в древних Упанишадах Индии.