![Азбука экономики (Строуп Ричард, Гвартни Джеймс) Азбука экономики (Строуп Ричард, Гвартни Джеймс)](https://imgprx.livejournal.net/0c17f69f7fbc2b407210f3d71ad89b8bd8d3392c/P3MiWEdT_x1xAfW0A6F-KOdOwzRM4JN_K3cNCD81RVK6ZBHkregRQfy3GrBXx3C2ejZiSd--3eL-9B_5BU6pF1kqNfhu8BpumbsOPT1UMEk)
Вся экономическая теория построена
на постулате о том, что изменение стимулов воздействует
на поведение человека вполне предсказуемым образом.
Мы выбираем тот способ действий, который сулит нам больше выгод
и меньше издержек.
Это — основополагающий принцип экономической теории, но
он действует и
в других сферах жизни. Стимулы влияют
на наше поведение практически везде,
будь то коммерческая деятельность, ведение домашнего хозяйства или политические решения. Так, например,
в области политики люди склонны оказывать поддержку тем кандидатам
и тем мерам, которые сулят им личные выгоды,
и бороться с теми, которые могут наносить им
личный ущерб. В применении
к рыночной экономике этот постулат означает, что потребители покупают больше товаров, когда цена падает,
и меньше, когда она растет;
производители же, напротив, поставляют больше товара, когда цена
на него растет,
и меньше — когда она падает.
В результате и покупатели, и продавцы так реагируют
на стимул — рыночную цену, что
их действия балансируют спрос
и предложение. Если покупатели желают приобрести товара больше, чем намерены предоставить продавцы, цена
на него неизбежно вырастает. Более высокая цена уменьшает потребление
и стимулирует производство, тем самым, уравновешивая спрос
и предложение. И, наоборот, если потребители
не желают покупать имеющееся
в наличии количество товара, скапливающиеся
у производителей запасы оказывают давление
на его цену.
В свою очередь, более низкая цена стимулирует потребление
и тормозит производство товара
до тех пор, пока спрос
не уравновешивается предложением. (Разумеется, этот процесс
не происходит в мгновение ока: требуется время, чтобы покупатели
и производители в полной мере отреагировали
на изменение цены.)