...

ф и л ь м * текст-музыка-живопись
...
... ...
...
ЖЕЛТЫЕ ЦВЕТЫ
Елецкая тетрадь 2009
вторая часть * спать или проснуться?
20
и в тоже время… - я вспоминаю голос и глаза
учительницы по математике которые сияли истиной
и страстью к истине - у которой так красиво
возникали проблемы и так стройно разрешались
путем рассуждений и доказательств…
ее вишенки глаз загорались и взывали к классу
проснитесь и смотрите - как красив мир
где есть такие удивительные мысли
как «параллельные прямые» и как ее маленькие груди...
- страстно вздымались что бы набрать воздух
и выкрикнуть упрек что все спят и никто не хочет думать!
сколько было в этом боли и сострадания!
сколько в этом было женственной красоты
и заботы что бы проснулись юные создания
от преждевременной старческой сонливости
и пошли бы поэтому миру и сделали его
праздничным и справедливым!
гармоничным и истинным – каков он есть
по описанию великих классиков геометрии
и алгебры!
21
в виде игривой мысли вдруг
прокрадывается невинно мысль
шутливая и сладкая о поцелуях и объятиях
в самых развратных и прекрасных одеждах
восторга и радости и поддаешься этому голосу
и доводишь все эти игры мысленно
до их завершения - … и удивляешься
отвращению и пустоте всего что лишено любви…
все на свете лишенное любви оказывается мерзким
и отвратительным - и музыка и живопись и
инженерное дело и медицина и ласки и поцелуи…
22
туповатость людская не имеет пределов…
или не имеет пределов их старание
сделать жизнь горожан как можно тяжелее
по каким-нибудь пустякам…
к огромному магазину «Линия» подвозит автобус
№1 но не ко входу почему-то где было бы
удобно пассажирам а там где удобно автобусу
за заднюю часть магазина… и надо обойти гиганта
прежде чем войти или слева или справа
- откуда? не известно… а другой автобус №7
отвозит вообще в сторону метров за триста
- кто получает от этого удовольствие?
видимо водители автобуса у которых формируется
мелкое желание досадить пассажирам
и чиновники сидящие где-то в городской думе
– у них тоже формируется мелкое желание досадить
горожанам и похоронить всякую надежду
что дума выбирается для удобства города…
горожан и гостей… а просто это место
где хорошие зарплаты и туда трудно попасть
но они достойны уважения потому что могли
и могут сделать остановки автобуса еще подальше
метров на пятьдесят…
23
до чего милая улица Торговая… в Ельце…
по ней никогда не ездят машины – она вся сплошь
в маленьких магазинчиках и кафе…
это все рукотворные двух-этажные дома
эта улица прямиком шагнула из дореволюционной
России в советское время нисколько не изменившись
в лице … только чуть прищурившись пережила
70 лет фантазий «социалистического строительства»
(когда власти старались изо всех сил делать вид
что заботятся о народе - а заботились как всегда
о себе – но через 70 лет им надоело «делать вид»
и они отказались от социализма в пользу капитализма
чтобы можно было бы заботиться о себе не тайно
- а явно) в самых малых дозах хлебнул город
всех огорчений «ложного социализма» (хотя кажется
сорок церквей было разрушено но не построено
почти ни одного безобразного здания – т.к. город
не стал крупным административным центром
отдав свое значение (бывшее «губернское»)
промышленному Липецку и когда началось время
торговли (т.е. «капитализма» для крупных
коммунистических чиновников а скорее даже
для их подросших и жадных для наживы детей
которые все себе приватизировали в стране
отдав населению лишь их квартиры) – ожила эта улица
как оживает весной ветка покрывшись листьями…
так распустились над входами дверей жизнерадостные надписи:
«Музыка»… «Люкс»… «Аптека»… «Твоя одежда»…
«Пафюмерия» … «Косметика»… и «Пряжа»
- и даже больше того если приглядеться то вход
в маленькую дверь (без окон!) окаймляют целая
куча надписей:
«Феньшуй»… «Подарки (бесплатная упаковка)» …
«Изготовление ключей» и «Адвокат»…
и прелесть улицы в рукотворности всего
чего ни примется разглядывать глаз – окошечки…
дверцы… двери… арки… подворотни…
деревца невысокие… мостовая выложенная
серым кирпичом… по бокам с красивыми плитками
- эти же плитки посередине вклиниваются
в мостовую образуя какие-то квадраты
- опять человеческих пропорций т.е. мысленно
в эти квадраты можно поставить постель… стол
тумбочку и жить – и каждые 2-3 квадрата
перебиваются декоративно полоской
из напиханных в цемент камней таким образом
что они чуть возвышаются и становятся «лежащим
полицейскими» чтобы не носились машины
и не убивали прелесть улицы… эта улица
очаровательна так как очаровательны улицы
что рисует Ван-Гог окрашивая свой пейзаж
своим поэтическим и человеческим теплом
- но эта улочка просто ожившая улица
из его пейзажа… еще можно встретить такое
очарование (не только в России) и за границей
но не в столицах а в маленьких городках:
Бланес (попался в Каталонии на берегу моря)
- в Испании …Хагну – (попался т.к. там дом
ученицы моей из Франции) под Страсбургом…
только провинциальная простота и простодушие
могут соединить красиво межу собой
– улицу… окна и двери и клумбы так что хочется
оставаться и больше уже никуда не уходить…
24
-Роден имеет такую же славу – сказал я после
завтрака – как Толстой и примерно по тем же
причинам: откровенно будто бы описал любовь
- ну да есть масса живых подробностей но часто
совсем не нужных (внешних и фотографических)
за что публика обоих боготворила и это их общий недостаток
- именно отсутствие любви загороженное
внешним правдоподобием
– как можно внешним правдоподобием убить любовь?
да вот так:
как за внешним правдоподобием может исчезнуть
красота дыма в то время как красота поэзии
именно начинается в бегстве от правдоподобия
- «ох сколько дыма – хоть топор вешай» тогда только красота
приобретает крылья и парит в душе и
в сознании человека.
25
- но я хотел больше сказать о Рильке - добавил я - …
Рильке любит побряцать своим поэтическим
мастерством и иногда это прекрасно как его
описание немецких торфяных болот и рассуждение
о пейзаже Рунге – у него действительно поэтические пейзажи
хотя ребенок лежащий на тропе или в поле
смотрится дико и никогда ни один детеныш человека
не лежал и не будет лежать на голой земле
а ему подстелют или мех или тряпку и эта неправда
сильно бьет в глаз т.к. художник постарался быть
слишком правдоподобным в изображении лица
и складок тельца ребенка (особенно лицо пострадало
от переусердствования и кажется лицом чудовищного уродца)
– был бы рисунок попроще и без подробностей
и возможно голая бы земля смотрелась тоже убедительнее
и не вызывала протеста и возражения зрительского
глаза…
так подробности убивают поэзия и символизм
родоначальник коего кажется Рунге и был…
да так вот я хотел сказать… что Рильке не совсем
искренне описывает Родена (излишне им восхищаясь
без меры) лишь бы блеснуть своей поэзией построения
текста … и в тоже время достаточно искренне
т.к. это просто наивность скорее и искреннее восхищение
наивного глаза т.к. на фоне своих современников
еще более пошлых (прохвостов скульпторов) Роден
смотрелся гением как и Толстой на фоне безвкусия
царящего в литературе
- я же не могу им спустить ни грамма их поверхностности
т.к. сравниваю Родена не с исчезнувшим в с Лету
модным искусством того времени преуспевающих
профессоров и академиков (которых как ветром сдуло)
а сравниваю с импрессионистами-живописцами
которые только и остались в истории … а Толстого
сравниваю не с морем пошлых публикаций
его времени а с Тургеневым и Достоевским …
даже Лесковым и Гончаровым… Чеховым
и Булгаковым с Платоновым которым он тут же
мгновенно уступает…
26
целое утро мне Танища объясняла какие у меня
выработались дурные манеры все сваливать на нее
- ой Танища принеси-ка мне то-то (например чашку
компота) люблю я говорить сидя посреди гостей…
а когда нет гостей люблю говорить – ой Танища
позвони-ка ты туда-то и скажи то-то
-и это верно… - отвечал я не открывая глаз -
но не совсем … на самом деле картина прямо
противоположная … - добавлял я - … а какая
я объясню когда проснусь…
… и все-таки я проснулся от удивительного
продолжения вереницы моих недостатков которые
бросаются на первый взгляд хотя картина совсем не такая
и прямо наоборот…
-а какая – продолжил вставая я и одеваясь
- я опишу письменно чтобы мне не зря стараться…
чтобы мои труды не пропали бы даром…
так вот… (написав все о Рильке и принеся три ведра воды)
я продолжаю сидя в беседке в саду «почему все наоборот»
…
дело в том что гости бывают раз в месяц или в неделю
и посреди недели невозможно представить картину
например такую чтобы я кричал через все комнаты:
Танища! и она бы приходила послушно а я бы говорил
дай-ка мне мою сумочку или мои таблетки от головы
или еще чего-нибудь… нет именно это и делает Танища
каждый день то что я делаю раз в неделю и наверно
для того чтобы почувствовать и равновесие и ее
любовь ко мне… а что касается позвонить куда-то
и сказать то-то – то чаще это ее же мысли и они ей
более понятны и в ее устах будут более складно
и звучать…
однако гости видят только то - что «видят раз в неделю
а не каждый день» и у них рисуется картина кособокая
будто всегда-всегда только Танища мне и приносит
что-то а не наоборот что является каждый день…
таким образов в целом получается гармония
и нет никакого повода для огорчений…
да! ха-ха-ха - сказала Танища громко расхохотавшись 
– научно фантастическая новелла! – и все требовала
пока я дописывал ее реплику смотреть ей в глаза
дескать я и сам не верю в написанное а потом все-таки
завершила таким все объяснением:
–ну да… поскольку
я целыми днями на работе я зову тебя напомнить
о своем существовании и это говорит всего лишь о том
что у меня часто болит голова…
а из всего читатель наверно увидит все-таки
- «равновесие и гармонию» о которой я написал…
27
перед обеденным сном или «сиестой» как я его назвал
в тот раз отправляясь поспать я слушал какую-то
передачу по радио христианского толка и поразился
заблуждениям которые по радио с важным видом
толковал какой-то священник (может это было
одно из направлений христианства)…
неоднократно он заявлял о том что тело греховно
явно противопоставляя его душе … - я улыбался…
конец второй части
.