Хисако (The_Matrix) все записи автора
* * *
Мир без машин?
Представьте себе картину: Нео с Тринити в обнимку идут по лесу, сидят у костра, жарят шашлыки, купаются в пруду под пение птиц... Возможна ли такая сцена в фильме? Уверен что нет. Противостояние людей и машин - вот что возможно в фильме. Реальный мир Зиона не возможен без машин, вопрос лишь в том, кто кого контролирует, кто кого может отключить...
Спустившись на технический этаж Сенатор и Нео уверены, что в этом мире они могут в любой момент отключить машины, но в конце фильма Нео теряет сознание... впрочем, об этом - позже...
* * *
Ложки не существует
Идея "матрицы в матрице" была с одной стороны наиболее ожидаемой мною (поскольку она присутствует во многих киберпанковских произведениях), но с другой стороны только при повторном просмотре "перезагрузки" я окончательно увидел ее. Развернув обдолбанную ложку со словами "ты поймешь" я достроил картинку - тот пацан, который гнул ложку в первой части фильма, на приеме у Оракла, был-таки освобожден из Матрицы и уже в Зионе, якобы в "реальном" мире обнаружил, что и там "Ложки не существует", и погнув ложку от души он посылает ее Нео.
* * *
Люди или машины?
Что отличает человека от машины? Идущая сквозь весь фильм тема свободы выбора наталкивает на мысль, что машина действует исключительно по программе, заложенной в нее, а человек способен делать самоопределенный выбор, но в фильме показано и что большая часть людей на самом-то деле никакого выбора не делают, а живут исключительно по программе, и некоторые программы отказываются исполнять заложенное в них...
Мне все время была близка мысль, что человек способен на оригинальные, неожиданные решения, которые не просчитываются программой...
Способность чувствовать? Хм... Меровингиан - вроде как программа, но его мотивацией являются чувства, как и у людей (я имею в виду сцену с куском пирога), люди же там действуют по программе ("пророчеству") :)
* * *
Спиральная модель мира
Идея того, что наш мир существует не в первый раз, а "пульсирует", создаваясь каждый раз заново и затем снова исчезая чтобы возродиться.
Время разбрасывать камни, время собирать камни.
В начале был Человек, жил себе, и для облегчения своей жизни стал придумывать Инструменты, сначала простые, затем все сложнее и сложнее, и в один прекрасный момент созданный им инструмент вышел из-под контроля, и уже человек стал рабом своего инструмента.
Этот архетип встречается достаточно часто, это и образ Франкенштейна, созданного безумным ученым...
Не является ли это - способностью инструмента на нестандартные, творческие решения, не заложенные в него изначально, что чуть выше я назвал отличием человека от машины?
Но рано или поздно человек обнаруживает дырку в программе, находит в свою очередь оригинальное решение, не просчитанное изначально, и использует его для порабощения машин обратно.
Не является ли освобождение людей из матрицы как раз этим нестандартным решением? Не создает ли Матрица в каждой своей новой версии заплатку именно для этой "дырки"? Но человек снова и снова находит все новые "дырки", освобождаясь из матрицы, освобождая других людей, после чего этот процесс исхода людей из матрицы начинает представлять угрозу, из-за чего возникает необходимость физического уничтожения Зиона и перезагрузки матрицы уже с новой заплаткой?
Не является ли феномен "матрицы в матрице" именно такой заплаткой, которая создает видимость "освобождения", устраняет необходимость стремиться к свободе, и делая людей контролируемыми? Не всех людей, большинству хорошо и в самой матрице, а это - лишь для части людей, для "бунтарей", для "инакомыслящих"...
Вместо того, чтобы дать им сбежать из клетки, их пересаживают в соседнюю клетку, с иллюзией свободы...
* * *
Для завершения витка спирали, где сначала человек создает инструмент, затем инструмент выходит из-под контроля и сам начинает контролировать своего создателя, Человеку нужно научиться рассоздавать инструмент, выключать все машины вместе с матрицей, уничтожать виртуальный мир вселенной в которой он живет - чтобы потом начать все заново...
Наверняка здесь есть аналогии с Библией, где роль Бога будет играть Архитектор, который создал и небо, и землю... А заканчивается все Апокалипсисом, выключением матрицы, для того чтобы начать все заново.
Бог создал человека, но затем человек вышел из-под его контроля...
Человек создал машин, и затем они тоже вышли из-под контроля?
Но когда был только Бог, до того как он создал весь мир, кроме него самого ничего больше не было, поэтому ему было не из чего создавать мир, кроме как из себя самого, поэтому все что он создавал - несет в себе его частичку, является Богом... Что говорит о единстве духа и материи, человека и неодушевленного мира, в том числе и машин.
Возможно, это единство символизирует сначала проникновение в Агента Смита Нео, в первом фильме, вселяя в него "дух противоречия", и проникновение Смита в одного из жителей Зиона - во втором. Если бы они имели разную природу, то объяснить "инфицирование" Смита Нео еще можно, Нео был "над" матрицей и мог переписать программу Смита, но Смит - программа - "инфицировать" переписать человека не мог, если он действительно человек, если они слеплены из разного "теста".
Возможно это единство - людей и машин - объясняет то, что не была показана та самая "матрица более высокого порядка", точнее - реальный мир, относительно которого мир Зиона является матрицей...
С другой стороны, в конце фильма, когда Нео понимает-таки, что и в Зионе "ложки не существует", и в его власти остановить "спрутов"-убийц, это можно объяснить например тем, что его просто отключили в "верхней матрице"?
* * *
Судя по отзывам, нашлось много людей кому вторая матрица не понравилась. Они говорят, что ожидали во второй такого же порядка революционной идеи...
Что самое интересно, таких идей там немало, и "умные" программы вроде Оракла или Архитектора, и то что программы могут менять программы, что приводит к глюкам вроде вампиров и оборотней, и то что программы могут возвращаться к абсолюту, в нирвану, а могут - бунтовать, и обретать самостоятельность и независимость...
Но второй фильм намного сложнее, если в первом фильме все четко разделено на белое и черное, понятно где "наши" а где "враги", причем даже разные эпизоды фильма по-разному раскрашены, виртуальные - зеленым, реальные - синим, то во втором фильме такой явной черно-белости нет, действующих лиц становится больше, и не понятно - а так ли они правы? а так ли они свободны? а так ли плоха матрица? так ли уж лучше "реальный" мир Зиона? не чудак ли Морфеус в конце концов?
Второй фильм задает намного больше вопросов.
В том числе и о свободе выбора, есть ли она, и если есть - то где?