Мифология – образная картина мира, сочетающая реальность и фантазию, эмоции и разум, естественное и сверхъестественное
Миф всегда являлся для человека способом отражения его представлений об окружающем мире. Он является первоначальным этапом в развитие духовной культуры. В мифологии отражались те проблемы, которые касались непосредственно человека. В силу тесной взаимосвязи человека и природы на ранних этапах становления личностного восприятия мира, большое внимание уделялось природной тематике. Это многообразие можно наблюдать в различных видах мифов:
1.Космологические – посвященные вопросам возникновения и устройства мира; проблема происхождения мира
2.Эсхатологические – посвященные вопросам завершения мира; проблема смысла существования мира
3.Культурологические – посвященные вопросам жизни людей
a.Гимны - исполнялись перед началом заседания народного собрания. Проблема взаимопонимания человека и общества
b.Боевые гимны - исполнялись перед началом или после завершения военного похода.
Проблема войны и мира
c.Сельскохозяйственные песни – исполнялись перед началом с/ах работ или после сбора урожая
Проблема взаимоотношений человека и природы
d.Гименеи – посвящаются счастливым моментам в жизни человека, исполняются на праздниках (свадебные песни).
Проблема смысла человеческого существования
e.Орэны (погребальные песни) – исполняются в трагических случаях жизни человека, в период горя, несчастья людей
Проблема жизни и смерти
Философские проблемы мифологии и религии
1.Проблема происхождения мира – в мифологии мир возникает из хаоса, а в религии – божественное происхождение
2.Проблема устройства мира, где в основе лежит единство и борьба противоположностей.
•В мифологии – небо и земля, свет и тьма.
•В религии – земной и небесный миры, совершенное и несовершенное
3. Проблема человека
oФормирование жизненной позиции:
oв мифологии - активная позиция героя
oв религии – пассивная позиция героя, терпимость, смирение, покорность
oПроблема жизни и смерти как ответ на вопрос смысла существования человека
oВ мифологии – герой должен реализовывать себя в земной жизни, т.к. после смерти его ждёт мрачное царство
oВ религии – человек стремиться к небесной жизни, которая даёт блаженство.
oПроблема формирования нравственных ценностей
oЧеловек должен стремиться к чести, благородству, добру и свету.
АНАЛИЗ МИФА
Пять веков
1.Мир людей создан свыше и нуждается в установлении в нем порядка
«боги первый род людской создали счастливым»
2.В основе установления мира лежит диалектический подход – единство и борьба противоположностей, как импульс к развитию («ясный свет» – «черная смерть»)
3.Установление порядка связано с цикличностью этого мира
«лишь только этот род сошел в царство теней, тотчас же Зевс создал новый»
4.Порядок характеризуется взаимосвязью и взаимодействием всего в мире. Взаимосвязь человека и природы. Человек – неотъемлемая часть природы.
«Земля сама давала им плоды»
5.Превосходство богов над миром людей. Всеподчиняемость законов мира всевышней силе.
«Зевс уничтожил род их на земле»
6.Основой порядка в мире людей являются властные отношения, которые характеризуются новыми качествами человека (непокорность, стремление к самовластию, гордость и сила)
7.Началом жизни является любовь
«Как блаженные боги, жили в те времена люди»
Благодарность и отсутствие зависти. Выражение первичности добра.
8.Властные отношения, основывающиеся на подчинении одних другим, порождают появлению зла, которое вторично по сравнению с первичностью добра
«губят людей печали и изнурительный труд... всюду властвует насилие»
9.В данном мифе разрешается проблема появления и развития мира людей, где главной целью является установление порядка. В основе установления порядка лежит диалектический подход, что дает циклическое развитие мира и установления порядка, который характеризуется взаимосвязью и взаимодействием всех процессов, что создает целостность мира. Основой порядка в мире людей являются властные отношения, порождающие появление зла. Сл-но главным в мире является выражение первичности добра и вторичности зла.