lbzz все записи автора
[Говоря о джиббинге, можно быть уверенным в одном - эта дисциплина зародилась на улице в эпоху 80-х, когда о сноубордпарках слыхом не слыхивали, а сам сноубординг был практически запрещен на большинстве <цивилизованных> курортов. Джиббинг явился своего рода ответом вольных бордеров на официально принятое тогда мнение о сноубординге как о разновидности хулиганства и нелепой пародии на идею монолыжи. <Вы не пускаете нас на склоны своих курортов? Тогда мы идем к вам - в ваши пешеходные зоны, скверы, парки, дворы, на автостоянки!> Фигурами в джиббинге являются конструкции, которые мы встречаем в повседневной жизни: перила-поручни (как прямые, так и ступенчатые, или на сноубордическом жаргоне <кинковые> - от английского kinked), изогнутые C-рейлы, боксы-парапеты, трубопроводы и опоры, а также наклонные стенки (wallrides).
Конструктив
Поскольку в стрит-джиббинге набор и форма конструкций, в общем-то, ограничены, здесь есть одна и, похоже, основная проблема: сноубордера неумолимо тянет совершать подвиги. Когда встает вопрос о повышении сложности задачи, он чаще всего решается за счет выбора более опасного варианта уже освоенного вида конструкции. <Зачем искать по городу реальный дабл-кинк, когда легче найти простой кинкер, но вдвое больше предыдущего, стоящий под большим уклоном, имеющий ступеньки не из дерева, а из железобетона, и т.п.?> Это еще обусловлено и тем, что разнообразный конструктив можно найти, пожалуй, лишь в мегаполисах: Москве, Питере, - или джиб-заповедниках типа Петропавловска-Камчатского.
В парках же, помимо имитаций <уличных> перил, парапетов и прочего, в немыслимом количестве существуют совершенно искусственные вариации конструктива, в обычной жизни не встречающиеся: <волны>, <разорванные> многорадиусные радуги, трехкинковые и даже четырехкинковые рельсы, а также такие невероятные мутанты, как гибрид S-образного слайдбокса и <волны> (иллюстрации - в новых американских видео от Standard films, от Robotti ruoka a.k.a. robotfood).
Джиб-парки развиваются сейчас даже более быстрыми темпами, чем остальные элементы сноубордической инфраструктуры. В США некоторые из них можно уже отнести к ряду произведений искусства (например, в таких культовых местах, как курорты Mammoth, SnowSummit, Whistler-Blackcomb, и т.п.). В Европе действительно крутые парки пока единичны (например, джиб-парк Ratiopharm на Zugspitze в Германии - подробности в репортаже о лагере GAP1328 в прошлом номере <Досок>).
Вместе с парками растет новое... извиняюсь за выражение, <пост-джейпиуокерское> поколение джибберов, которое явно выделяется своей безупречной техникой на всех типах конструктива и при этом свободно себя чувствуют в парках и пайпах. Прежде всего, это скандинавы, хотя отдельные райдеры Центральной Европы тоже не дают спуску <юккам>, <свенам> и <эрикам>.
Стабильность
В стрите играют по пресловутой <бразильской системе>, при которой нечеткое исполнение элемента может стоить не только экипа, но и здоровья. Это тормозит освоение новых трюков и отработку уже освоенных. К тому же, как было сказано, конструктив здесь довольно однообразен, кататься приходится на том, что Лужков (немосквичи могут подставить фамилию своего градоначальника ;-)) послал. У райдера нет воможности для отработки стабильности на широком спектре фигур. Таким образом, техничность приносится в жертву адреналиновому культу.
Хороший же джиб-парк, в отличие от естественного городского рельефа, всегда содержит массу учебных фигур, где можно до полного изнеможения, при этом с минимальным риском для здоровья, отрабатывать все разнообразие трюков. В самых толковых парках джиб-фигуры как учебного, так и профессионального уровня, стоят в ряд, чтобы отрабатывать связки (серии) трюков. Это является важнейшим фактором стабильности на любых типах джиб-конструкций, в том числе и на <реальных> уличных препятствиях.
Фактор страха
Это сквозная проблема в сноубординге. Касается не только джиббинга, но и всех остальных направлений и стилей.
Когда райдер пытается выйти на более высокий уровень, он неминуемо сталкивается с увеличением риска и, как следствие, неизбежным возникновением страха. Бесполезно убеждать массы в том, что навешенный журналистами ярлык <экстремального спорта> подходит к сноубордингу не более, чем к профессиональному футболу, боксу или велоспорту. Во фристайле все боятся падений, во фрирайде - камней и лавин... Ничего не боится только тот, кто, считая себя занятым чем-то весьма полезным и даже <экстремальным>, степенно соскребается на заднем канте где-нибудь в Волене или Сорочанах. Что касается собственно джиббинга, то, несомненно, начинающему неизмеримо проще перебороть свой страх в парке, чем отважиться на штурм уличной перилины. Но с другой стороны, людей притягивает именно откровенный экстрим уличного катания. И это позволяет бесспорно называть джиббинг своеобразным, но совершенно полноценным направлением в сноуборднге, а не его тупиковой ветвью или нездоровой мутацией, как до сих пор считают многие райдеры <старой закалки>.
Зрелищность
<Адреналиновость> и приближенность к реальной жизни уличного джиббинга являются его единственными преимуществами, когда дело касается съемок. Оборотная сторона медали - уровень съемок в стрите практически не меняется со времен появления первых Forum-video, да и сложно придумать новое - в основном в силу той же однообразности ракурсов, положений и фактуры. Да - трюки понемногу усложняются, да - перила увеличиваются в размерах, но свежести у идеи уже нет, следовательно, нет того ажиотажа, который сопровождал появление первых сноуборд-видео с джиббингом. А современные парки дают максимум вариаций в фигурах, фактуре, заднем фоне и гораздо большее количество интересных ракурсов. В плюсе здесь также модная нынче съемка <с ходу> (follow-cam), которая в стрите практически нереальна. Кроме того, в парке райдеры могут делать на перилах и прочих фигурах серии. То есть по сравнению с драматично и как-то уж слишком серьезно выглядящим стритом парковый джиббинг чисто визуально являет собой более веселое и доступное зрелище, похожее скорее на игру.
Завер Хоффман, главный шейпер парка GAP1328: <В хорошем парке нужно играть с фигурами, особенно это относится к детям, а не соревноваться или, что еще хуже, совершать подвиги!>
Урбан-эстетика и эстетика контролируемой среды (хой-фактор и йо-фактор) Красивая легенда гласит, что настоящий джиббинг может быть только там, где его корни, - на улице. Только на улице он выглядит по-настоящему органично. Очевидно, что этот миф культивируют прежде всего сами райдеры, а также фотографы, кино- и видеооператоры (к примеру, известный райдерский видеолейбл RobotFood или московская студия M-Movie). На самом же деле для настоящего <про> разница между парковым и уличным джиббингом весьма условна и в основном чисто психологического характера. Ключевое понятие для парка сегодня - <эволюция слоупстайла>. Слоупстайл, самая молодая дисциплина сноубординга, объединяющая в одно целое комбинации серий трамплинов и джиб-фигур, появилась в программах крупных соревнований не более 5 лет назад. А на крупнейших соревнованиях сезона 2002/03 слоупстайл представил совершенно новый уровень катания и самые прогрессивные типы трасс. Например, на швейцарских этапах серии TTR в Давосе и Лезине (Leysin) даже хафпайп был обращен в элемент трассы. Коротко говоря, от райдера требовалась способность мгновенно перестраиваться: пройдя первые джиб-препятствия, буквально влететь в суперпайп с трамплина, после чего опять попасть на вторую серию джиб-фигур.
В сезоне 2003/04 слоупстайл выдвигается на первое место среди всех дисциплин на крупнейших коммерческих соревнованиях мира. На Открытом чемпионате Европы 2004 в Ливиньо он уже официально объявлен <главным событием>, а кубок Нескафе представит в наступающем году не только объединенную трассу суперпайпа и слоупстайла, но и вынесет нижний джиб-парк прямо на улицы поселка, полностью стирая грань между слоупстайлом и стритом!
Славянофильство и западничество
Является ли уличный джиббинг основой понятия <русский стиль сноубординга>? Нет дыма без огня - наши райдеры, при отсутствии в России нормальной парковой инфраструктуры, формируют свой стиль джиббинга, во многом благодаря бескомпромиссному уличному катанию. Но сам по себе уличный накат не дает никаких из ряда вон выходящих результатов и не ведет к стабильному росту уровня. Важно, в какой среде начинающий джиббер получает импульс к прогрессу, может ли он подпитывать свое мастерство добротными дозами упражнений на безопасных парковых джиб-фигурах и участвовать в специализированных соревнованиях, прежде всего в слоупстайле.
Парковый джиббинг, очевидно, требует владения более широким арсеналом трюков, большей свободы самовыражения и в целом большей универсальности. Наблюдая в парке GAP1328 лучших наших райдеров на фоне европейцев или же просматривая свежие видео-релизы этого сезона: скандинавские , , американские , , , неотвязно начинаешь думать о безосновательности амбиций российских джибберов (равно как и людей, работающих над их имиджем) на ведущие позиции в мире. Российскому сноубордингу предстоит еще пройти долгий путь, и на одном экстремальном джиббинге далеко не уедешь. Хорошо, что находятся такие <крепкие орешки>, как Конышев и Фесенко, у которых есть силы форсировать события. Но настоящие достижения показывают лишь страны типа Финляндии, где, как говорят, на каждой горке есть свой Хейкки Сорса и Лаури Хейскари, только еще нераскрученные.
Массовость и элитарность
Стрит-джиббинг элитарен по определению. Представьте себе массы сноубордеров, ежедневно высыпающие на улицы портить все доступные перила, парапеты и прочий городской и пригородный конструктив. Результатами будут ответные меры со стороны властей и, может быть, организация специальных площадок для занятий населения подобными видами активности, то есть джиб-парков. А это, в свою очередь, принесет немалые доходы всей сноубордической индустрии. Ведь не секрет, что одним из важных факторов популяризации джиббинга является быстрый износ сноубордов на перилах, а это чрезвычайно интересно фирмам-производителям и, следовательно, курортам.
Что касается парков, по их количеству и качеству Европа в последние несколько лет начала наверстывать свое, но догнать американский континент пока еще не представляется возможным. Понятно, что Россия по отношению к Европе находится еще в худшем положении.
Так или иначе, вопрос нынче стоит именно в количестве и качестве джиб-парков в России и, прежде всего, в мегаполисах, где агрессив-инлайн и скейтбординг уже пустили корни, молодежь имеет опыт катания на улицах и приобщена к соответствующей субкультуре.
Нельзя обойти вниманием и такое значительное явление, как <нашествие> сноускейтов и сноудеков, взявших лучшее из двух миров - скейтбординга и сноубординга - и превративших их в интересную игру, доступную практически каждому, независимо от уровня владения сноубордом или скейтбордом и толщины кошелька. Сегодня классные джиб-парки имеют еще и специальные наборы перил для сноускейта, а кое-где эти перила имеют двойное назначение. Например, в Церматте все учебные рейлы сноуборд-парка SantaCruz/Stoked AG одновременно пригодны и для сноускейта.
Русские versus иностранцы
Можно долго спорить о том, является ли Россия родиной слонов, но вряд ли будет преувеличением сказать, что это страна некатанных еще суперперил и непостроенных СноуСаммитов. Хорошо, что в стране развиваются урбанистические виды активности: пусть лучше город будет скейтпарком, нежели ареной для митингов и столкновений, а у молодежи будет сильная альтернатива криминальному образу жизни, наркотикам и прочим искушениям. Но все должны осознавать, какая огромная работа еще предстоит, прежде чем у нас появятся свои <эро этталы> и <скотти арнольды>.
Итак, из семи признаков здоровья у отечественного джиббинга имеем всего три... Готовы пошлифовать свои джиббовые доски и сноускейты парковыми рейлами, а через пару сезонов провериться? ОК... Тогда быстро все бежим пристегиваться!