8-й стих Шри Шикшаштаки , объяснение Шрилы Бхактивинода Тхакура.
Когда джива обретает Кришна Прему, то её чувство таково:
« Кроме Лотосных Стоп Шри Кришны, я не знаю больше ничего. Он может быть
милостив и обнять меня или же скрывшись из моих глаз, Он может разбить
моё сердце. Он- Божественный Распутник и как бы Он не обращался со мной,
главное, чтобы Он был счастлив, а я должен принимать любое отношение к
себе, потому что Он- Господь моей жизни.»
Для Преданных, обретших Прему, Кришна и только Он, становится их
жизнью, они живут только Кришной и ради Него. Тогда между Преданным и
Кришной возникает сияющим образом высшая дхарма, которая заключается в
их взаимном притяжении и их неразрывной связи. Как магнит и железо, если
их поместить друг перед другом, тогда железо устремиться к магниту.
Подобно этому, сердце, которое чисто, будет чувствовать непреодолимое
влечение к Шри Кришне. Это вечная дхарма взаимоотношений дживы и Шри
Кришны. Из-за отвращения дживы от Господа, эта дхарма почти потеряна,
как у дживы так и у Кришны, который почти не стремиться привлечь к себе
такую дживу (она добровольно отвернулась от Него). Но когда она обращает
свои устремления к Шри Кришне, поворачивается к Нему, тогда эта дхарма
вступает в действие. Нет другой, другого плода той садханы, которая
совершает джива, кроме того, чтобы эта дхарма полностью развилась.
Шри Кришна сказал, обращаясь к гопи ( стих из 10-й песни Шрмад
Бхагаваты.
В «Бхагаватартхе Маричи Мале» Шрила Бхактивинод Тхакур объясняет этот
стих так: « Всем, кто служит Мне, Я тем или иным образом могу отплатить,
но Мне нечем отплатить вам. Что говорить о том времени, когда Я ,как
аватар, нисхожу на эту Землю. Вы явились вместе со Мной с Голоки, то
даже за вечное время Духовного Мира, Я ничем не смогу отплатить вам.
Наша встреча в этом земном Врадже вечна. Покрытые влиянием Йога-майи,
вы не знаете своего величия, своей собственной славы. Вы оставили кабалу
домашнего уюта, которую так сложно преодолеть и всецело отдали себя
служению Мне. Поэтому будьте довольны тем святым делом, которые вы сами
совершили. Вы- Моё достояние, Моя сила, что же Я могу вам ещё дать?
Поэтому, даже для Меня, отдать этот долг невозможно. но вы не просите у
Меня ничего и только это освобождает Меня от долга перед вами. »)
В этой шлоке, с помощью знания о самбандхе, абхидейе и
прайоджане и знания о том, что не является самбандхой, абхидейей и
прайоджаной, Шриман Махапрабху дал наставление о Высшей Истине, как о
поиске садханы, бхавы и премы. Он сказал:
«О, джива, если у тебя есть хоть какая-то удача, если судьба к тебе
благосклонна, оставь все усилия на пути кармы, гйаны и направь все свои
усилия на то, чтобы понять, почувствовать эту Шикшаштаку.»
Пусть это будет подношением Шри Кришна-Чайтанйе!
(Перевод и комментарий Ниламадхавы даса)
Шри Шикшаштака
явившаяся из Шри Кришны Чайтаньи Махапрабху
1. Ты та, кто, 1) очистив зеркало сердца, позволит дживе увидеть в нем
истину о себе, Всевышнем Господе и Его Майе, 2) и попутно погасит
всепоглощающий лесной пожар непрекращающихся столкновений "моей " и
"чужой" корысти, 3) озарит дживе путь (Садхана-Бхакти) сиянием лотоса
Благодати, 4) будет душой и жизнью дживы, милостью Божественного Знания,
пробудившейся к своей женской природе, 5) будет бесконечно
распространять воды океана счастья, открывшегося дживе в Бхава-Бхакти,
6) и вознаграждать каждый ее шаг полным и вечно новым переживанием
сладости Шри Кришны, чтобы, наконец, 7) омыть все ее существо радостью
обретенного служения Ему и Его Любимым,—Шри Кришна-Санкиртана,
торжествуй свою полную, безоговорочную Победу!!!
2. О Бхагаван! Все благо, которое придет к дживе, придет от Твоего
Имени, поэтому Ты открыл множество Своих Имен: Хари, Кришна, Говинда,
Ачйута, Рама, Ананта, Вишну… В Имя Свое Ты вложил все Свои Божественные
Силы, для которых невозможное—возможно; Ты не поставил никаких условий,
ограничивающих воспевание Намы временем, местом, чистотой; Господи!
Такова Твоя Милость к дживе: таким доступным и близким Ты сделал Свое
Святое Имя ... но проклятие мое не дает мне почувствовать к Нему любви.
Это проклятие— мои десять преступлений против Твоего Святого Имени.
3. Тот, кто считает себя меньше и хуже травинки, кто терпеливее дерева в
стремлении принести благо и друзьям и врагам, кто не ищет никакого
уважения к себе и искренне склоняется перед каждым, может воспевать
Киртану Имени Хари непрерывно!
4. О Владыка всего! Я не желаю ни богатства, ни семьи, ни женщин, ни
последователей, ни образования, ни высоких слов ни искусства. Но из
рождения в рождение дай мне, Господи, беспричинное желание служить Твоим
Стопам!
5. О Нанданандан! Твой вечный слуга, я по собственной своей вине пал в
океан вожделения и ненависти. Смилуйся, подумай обо мне как о пылинке на
Твоих лотосных Стопах!
6. О Гопиджанаваллабха! Когда настанет день слез, что ручьями украсят
мои глаза, в то время как мои уста будут голосом, срывающимся от
волнения, повторять и повторять Твое Святое Имя, а тело охватит дрожь?
7. О Говинда! В разлуке с Тобой каждый миг тянется миллионы лет, из глаз
проливаются ливни нескончаемых слез, а целый мир стал будто как пустой.
8. В служении Его Стопам заключена моя жизнь; Он же может или сделать
меня Своей, крепко прижав к груди, или бросить меня с разбитым сердцем
не показываясь мне на глаза, — Наслажденец, Божественный Распутник, Он
волен делать со мной все, что хочет, —кроме Него нет и не будет иного,
кто владел бы моей душой.