7-стих Шри Шикшаштаки- объяснение Бхактивиннода Тхакура
Бхакти, которая состоит из бхавы, которая называется рати, когда она
поднимает до уровня премы, когда она наполняется четыремя бхавами:
вибхава, анубхава, саттвика и вйабхичари, тогда эти бхавы наполняют
бхакти и она становится бхакти- расой, премой. Тогда все анубхавы и
саттвика-викары наблюдаются во всей полноте. (Это сейчас невозможно
понять. )
Когда крайнее чувство маматы (Он- мой и я- Его и больше для меня нет
никого) делает сердце преданного очень нежным, тогда это сердце
становится престолом премы. тогда Кришна и бхакта, соответствии с расой,
которая их связывает между собой (главной расой), это либо шанта раса,
дасйа, сакхйа, ватсалйа, мадхурйа и семь видов побочных рас, таких как
смех, удивление, рыцарство, жалость, гнев, страх, отвращение. Джива
принимает прибежище в той расе, к которой она чувствует влечение, но из
всех рас, высшей является мадхура раса. В мадхура расе полностью
присутствую:т према, праной, ман, снеха, рага, анурага, махабхава.
(Это раса-вичар, то что просто не может быть переведено на наш язык, так
как у нас не было даже отдалённо похожего опыта. Все эти чувства
выражают определённую степень, градацию любви к Кришне. Это невозможно
перевести. В Вайшнава сиддханта мале в ответ на вопрос, что такое према
отвечают: «Словами этого не описать, её понять можно только пережив.»
Какое-то представление о преме можно получить, встретив Преданного, у
которого есть према и это не закон, а может посчастливиться. Этот
предмет никому не объяснить, ни понять теоретически. Бхактивинод Тхакур
даёт нам возможность только заглянуть в прайоджану, увидеть как богат,
разнообразен и прекрасен мир премы.)
Тарка (логика, рассудочные суждения) не имеют там никакого основания в
непостижимом для чувств мире. В шанта раса прити присутствует, как
восторг, восхищение, удивление, все помимо Кришны не заслуживает
внимания. (В дасйе прибавляется чувство маматы, в сакхйе- приобретается
доверительный оттенок, без благоговения). Когда чувство, что Он очень
дорог становиться сильным, тогда появляется чувство, напоминающее гнев
(ман), тогда Сам Бхагаван испытывает перед Своим преданным страх, полный
премы. А также снеха (забота), когда возникает страшное беспокойство при
виде слёз Бхагавана и хотя Шри Кришна обладает всем могуществом,
приходит страх за Него. Это мы видим начиная с ватсалйа расы. Сенха
(забота), которая исполнена очень сильного влечения, называется рагой. И
в этом состоянии раги, даже мгновениие разлуки невыносимо, а во время
встречи, даже страдания кажутся счастьем. Рага переживаемая всё по
новому и по новому, известна, как анурага. В этом состоянии Преданный и
Кришна очень зависимы и покорны друг-другу. Преданный готов родиться где
угодно, чтобы иметь эту связь, с тем Кого любит. В разлуке для него
перестает существовать всё и когда в ануруге присутствует не имеющее
себе равных, поражающее безумие, такую ануругу называют махабхавой.
Во время встречи, в махабхаве, моргание глаз невыносимо тысячелетие
кажется мигом. А в разлуке одно мгновение кажется тысячелетием. И во
встрече и в разлуке прявляются бесчислнные саттвика-викары. Просто
взгляд на это мы можем найти в словах Махапрабху:
« В разлуке с Говиндой, один миг кажется мне эпохой, из глаз ливни, как
в сезон дождей и весь мир кажется пустым.»
(Всё это развите, глубина и богатство Премы, описаны Бхактивинодом
Тхакуром, чтобы показать, что седьмой стих является выражением
махабхавы.)
Этими словами Махапрабху показывает, что для дживы, падшей в
материальный мир, целительным будет чувство разлуки, которое заключается
в пурвараге. (Разлука, когда преданный ещё никогда не встречался с
Господом, но уже услышал, поверил и стремится к Нему.)