я все никак не могу засесть за свое задание — концептуализировать сотрудничество и соперничество, чтобы потом рассмотреть закономерности реализации того и другого на институциональном уровне в трех региональных подсистемах: азиатско-тихоокеанской, европейской и африканской. но я могу кое-что записывать сюда, чтобы у меня уже были какие-то тезисы.
наверное, я начну с того, что международное сотрудничество выделяется среди десяти универсальных принципов международного права
(лучше, правда, отойти от этой формулы, т.к. судя по всему она встречается только в русскоязычной литературе — см. отсутствие английского аналога одноименной статьи). при этом сотрудничество является
не правом, а обязанностью государств — а следовательно, уклонение от этой обязанности влечет за собой последствия.
почему это обязанность, а не право? акторы международных отношений сплошь и рядом сталкиваются с дилеммой. когда возникает какая-то проблема (угроза, вызов), ухудшающая или способная ухудшить состояние не какого-то отдельного актора, а целой региональной, макрорегиональной, а то и глобальной среды, как правило, такую проблему (угрозу, вызов) способны распознать в качестве таковой сразу несколько акторов, что выражается в виде общего интереса. общий интерес — это фундамент для сотрудничества, ведь вместе решать какую-то объективно существующую сложность выгоднее, чем поодиночке. дилемма заключается в том, что актор должен найти способ внести как можно меньший вклад в общее дело (но не перейти грань, за которой помощь будет настолько несущественна, что не только не решит проблему, то и подорвет доверие со стороны остальных). если актор достаточно сильный, чтобы решить проблему самостоятельно, фактически это означает, что остальные акторы, имеющие такой же интерес, реализуют его за чужой счет. односторонние действия вместо сотрудничества — это карт-бланш для других акторов придерживаться тактики безбилетника, что также приводит к ухудшению качества международного взаимодействия.
https://citoex.diary.ru/p219795296.htm