Под влиянием взрослых, их жизненных представлений и стереотипов поведения ребенок формирует в детстве основные навыки поведения и взаимоотношения с окружающими. Во многом он подражает взрослому окружению. Ценностные ориентиры им не осознаются, но он уже воспринимает «правильное» в качестве условия согласия с ним взрослых. Если поведение и слова не вызывают порицания и наказания, то их можно отнести к «правильным». Так человек с раннего детства закладывает стереотипы в поведении и общении. При этом эмоциональность взрослых, их принципы ведения жизни, правила, установленные в семье, формируют комплекс навыков поведения, откликов на информацию извне, выстраивание отношений с окружающими.
При постоянно повторяющихся эмоционально-чувственных реакциях в ходе отклика привычно возбуждается нервная система, и формируется стереотип восприятия и поведения. Осмысленность этих внутренних состояний может прийти гораздо позже, когда человек уже в зрелом возрасте начинает преобразование своего образа жизни и образа мыслей.
Самооценка формируется в несколько этапов. В период с детства и начала процессов обучения влияние среды стимулирует внутренние состояния организма и психики в связи со сравнением со сверстниками и оценками со стороны взрослых. Собственные физические возможности и внешние данные определяют закладку и развитие определенных комплексов личности. Характерной особенностью мировоззрения в период взросления ребенка является его стремление самоутвердиться. Нередко это идет путем отторжения прививаемых правил и взглядов по многим сторонам жизни. Здесь следует рассматривать природу формирования личностных комплексов, связывая ее с программами и реакциями ИРБ.
ИРБ растущего организма стимулирует интерес к развитию, как физическому, так и умственному, лишь в той мере, в какой сравнение с другими человека не удовлетворяет и не соответствует его желаниям обладать тем или иным качеством, теми или иными возможностями. Считается, что к периоду полового созревания «каркас» личностных комплексов и особенностей, психических установок в восприятии и мотивациях к деятельности создается окончательно. За период полового созревания и связанной с ним «гормональной революцией» часть установок личности и ее представлений изменяется за счет получения знаний и опыта общения в своей среде.
Этап детства и юности принципиально важен для осмысления человеком особенностей своего мировосприятия и стереотипов, которые распространяются от привычных правил восприятия и общения до мировоззренческих установок, жизненных ориентиров и ценностей. При этом следует помнить, что на раннем этапе развития личности (детство, юность) преобладание избытков на уровне организма и психики велико, и человек реализует множество своих устремленностей, обретая личностный опыт общения с окружающим миром и опыт самовосприятия.
Неосмысленность множества устремленностей и действий этого периода требует от человека, приступившего к системным преобразованиям жизни, анализа правил и установок личности, усвоенных в это время и не до конца осмысленных. Если в период детства и юности процессы развития в ходе образования не стимулировались в сторону самостоятельного мышления и понимания индивидуальных способностей, то привязка к стереотипам, готовым знаниям и установкам существенно выше. Это важно отметить, не причисляя подобное к хорошему или плохому. Это лишь особенность системы мышления, которая требует внимания и организованной работы человека в ходе преобразования образа мыслей. Что важно осознавать при анализе раннего этапа своей жизни? Прежде всего, целесообразно отметить, что формирование стереотипов в мышлении отражает принципы ведения жизни человека как социальной единицы. Принятые в обществе правила (определенные рамки) поведения, общения, ориентиров деятельности, жизненные приоритеты среды, в которой воспитывался человек, закладывают структуру его системы мышления и правила восприятия и оценки информации из внешнего мира. Приоритеты, заложенные в мышление с детства в виде стереотипов восприятия и мышления, обеспечивают человека необходимой информацией и ориентируют его интересы. Когда человек приступает к решению задачи упорядочивания и организации своей жизни, целесообразно учитывать, что речь не идет о борьбе со стереотипами и их искоренении. Любая форма подобной борьбы воплощается в виде стремления человека подавить в себе одно и развить другое. Целесообразно помнить, что речь идет о корректировке основ восприятия жизни и не осмысленных ранее установок по ведению жизни.
На раннем этапе жизни правила, усвоенные от взрослых, во многом ограждали ребенка от ошибок, конфликтов, опасностей для организма. По мере взросления и развития мышления он обретал ориентиры в жизни на основе стереотипных представлений, усвоенных от взрослых. Таким образом, в круг «начального слоя» стереотипных правил и установок целесообразно включать те стереотипы, которые усвоены от взрослого окружения и среды общения.
Здесь важно отметить, что наиболее скрытая часть усвоенных стереотипов проявляется в повседневности, в организации режима и ритма дня, правил подготовки действий и правил осмысления стоящих задач.
Наиболее сложным в ходе упорядочивания жизни является выделение и осмысление именно тех стереотипов организации жизнедеятельности, которые напрямую, казалось бы, с мышлением не связаны. На самом деле, они отражают рефлекторный характер восприятия и повседневного мышления.
В ходе осмысления степени организации повседневной деятельности человеку необходимо достаточно детально рассмотреть привычный порядок своей повседневной жизни. От сознания целесообразно задать ИРБ необходимую информацию о выгоде организованного порядка дня по сравнению с теми привычными фрагментами, которые отражают личностные вкусы, сиюминутные желания и личностные предпочтения. И здесь целесообразно принять идею, что простейшая дисциплина в организации своего дня наиболее выгодна из всех возможных вариантов привычных энергозатрат каждый день и каждый вечер.
Уточнение своих особенностей выполнения намеченных действий целесообразно начинать с понимания смысла этих действий и их логического обоснования. Внимание сознания, сфокусированное на задаче организации своих действий, будет подвержено отвлечениям всякий раз, когда личностная установка человека «поведет» его в привычное безмыслие. Это целесообразно увязывать с установкой животной системы выполнять действия лишь при крайней необходимости.
Осмысление необходимости действия требует времени и понимания значения результата. Очень важно, на наш взгляд, понимать в ходе этой работы, что опорой для нее должен быть осознанный перечень своих реальных потребностей, а не запросов личности или усвоенных стереотипных правил.
Лишь на основе внятного восприятия и понимания потребностей человек может осмысленно подойти к формированию всего круга необходимого и достаточного в каждой сфере жизни. При этом необходимо...
http://psystan.ucoz.ru/blog/stereotipy_myshlenija_...odlenija_zhizni/2011-01-30-226