-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в pro_Chtenie

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.01.2012
Записей: 373
Комментариев: 2704
Написано: 3273


Кто убил автора?

Вторник, 20 Марта 2012 г. 20:03 + в цитатник
Яна_Чайка все записи автора

При чтении и анализе произведения мы часто сталкиваемся c вопросом - есть ли единственно верное понимание? Над этим вопросом столетиями бьются маститые литератроведы, размышляют философы и писатели. А какое отношение к этой дискуссии имеет рядовой читатель? Самое что ни на есть прямое.

Всё чаще в интернете можно встретить ряд статей/постов аналитического характера, раскрывающих смысл текста через биографию автора: "Для критики обычно и по сей день все творчество Бодлера - в его житейской несостоятельности, все творчество Ван Гога - в его душевной болезни, все творчество Чайковского - в его пороке; объяснение произведения всякий раз ищут в создавшем его человеке". Исследователи терпеливо исследуют личную жизнь писателя, его наклонности и вредные привычки, переходя порой все границы.

4199004_Barthes (225x300, 9Kb)

Чтобы наконец прекратить такой способ анализа творчества, Ролан Барт, французский философ, в 1967 году решил..."убить" автора. В эссе "Смерть автора", чтение которого не займёт и 30 минут, семиотик приводит ряд аргументов, говорящих о несостоятельности анализа произведения через призму биографии автора. Давайте познакомимся с ними.

Первое, о чём говорит Барт, это об особенности самого письма, заключающуюся в отделении автора от его голоса, звучащего в тексте: "Письмо - та область неопределенности, неоднородности и уклончивости, где теряются следы нашей субъективности, черно-белый лабиринт, где исчезает всякая самотождественность, и в первую очередь телесная тождественность пишущего". 

Вспомните, как в школе путали стихотворения Фета и Тютчева. Почему это происходило, ведь это же два разных Автора? Да потому что автор как таковой в тексте исчезает. Припомним также недавний пост, посвящённый Шекспиру - личность создателя "Ромео и Джульетты" до сих пор не установлена, но это совершенно не мешает причислять его произведения к классике. 

И наконец совсем уж наглядный пример. Сколько лет мне, автору этого поста? Есть ли у меня семья? Какого я пола? Определить, конечно можно, но вопрос в другом - важны ли эти сведения для чтения и понимания текста? Конечно нет, ведь идея реализуется независимо от моей личности. Я хочу рассказать о "Смерти автора" и делаю это.

Второе, на что указывает Барт - многомерность текста и его актуальность. Если книга тесно привязана к автору-творцу, то почему она актуальна и спустя века? Если все полотна Ван Гога лишь продукт расстроенной психики, почему они захватывают и людей совершенно здоровых спустя сто с лишним лет?

4199004_710pxVanGoghView_of_Arles_with_Irises (500x421, 133Kb)

Ван Гог "Вид Арля с ирисами"

Писатель рождается не тогда, когда родился автор биографический, а в тот момент, когда книгу читают: "Остается только одно время - время речевого акта, и всякий текст вечно пишется здесь и сейчас". Текст - это "многомерное пространство, где сочетаются и спорят друг с другом различные виды письма, ни один из которых не является исходным; текст соткан из цитат, отсылающих к тысячам культурных источников". Если бы книга отсылала нас только к биографии автора, она бы умерла вместе с создателем.

И последнее. Убить автора нужно для того, чтобы родился...кто бы вы думали? Читатель! Мы говорим об авторе, но никто не говорит о том, кто заставляет книгу "звучать", о том, кто к истине и стремится - о читателе: "Читатель - это то пространство, где запечатлеваются все до единой цитаты, из которых слагается письмо; текст обретает единство не в происхождении своем, а в предназначении".

4199004_tumblr_m131g4r5sF1qfqnjko1_500_large (500x334, 88Kb)

Дайте десяти людям почитать одну и ту же книгу - и после обсуждения вы не услышите одного мнения. Именно разностью читателей объясняется разность литературоведческих подходов и методов. Если вы читаете исследование, посвящённое мотиву "Стены" в творчестве писателя Н. - это не значит, что писатель настойчиво упоминал стену в своих произведениях. Это значит, что читатель увидел некую закономерность и, пользуясь ей, пришёл к пониманию произведения.

Вывод прост. Вы можете написать о марсианских пейзажах, хотя никогда там не были? Да можете. Автор тоже может. 

Не подходите к каждой книге с вопросом "Что же хотел сказать автор?". Что хотел сказать, он уже сказал, написав книгу. И исходил, поверьте, не только из своего жизненного опыта. Важно, что из всего сказанного поняли лично вы, что нового вынесли. Попробуйте проанализировать произведение не задумываясь о том, сколько лет было автору, кого он любил, мужчины это были или женщины. Абстрагируйтесь, а затем сравните свои измышления с авторитетными исследованиями. Вы удивитесь верности своих наблюдений, поверьте.

pro_Chtenie

Рубрики:  Теория литературы
[учимся писать рецензии и отзывы, разбираемся в литературном процессе]
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 5 пользователям

Felisata   обратиться по имени Вторник, 20 Марта 2012 г. 20:31 (ссылка)
Исходное сообщение pro_Chtenie

При чтении и анализе произведения мы часто сталкиваемся c вопросом - есть ли единственно верное понимание? Над этим вопросом столетиями бьются маститые литератроведы, размышляют философы и писатели. А какое отношение к этой дискуссии имеет рядовой читатель? Самое что ни на есть прямое. (...)

Попробуйте проанализировать произведение не задумываясь о том, сколько лет было автору, кого он любил, мужчины это были или женщины. Абстрагируйтесь, а затем сравните свои измышления с авторитетными исследованиями. Вы удивитесь верности своих наблюдений, поверьте.

pro_Chtenie

Пост для меня интересен, особенно цитата. Не судите строго, но я бы хотела сказать, что обобщение всегда чревато "однобокостью" - я о теме общей о значении биографии автора для читателя. По разному каждый воспринимает это "значение". У меня есть подруга - филолог, очень начитанный, образованный человек. Для нее автор важен только своим произведением. Я тоже, можно сказать, прочитала немало хорошей литературы - для меня судьба, биография автора, его поступки в жизни, его дневники и письма очень важны, чтобы (я о себе) определить "степень" моего доверия к тем мыслям, которыми этот автор делится со мной. Еще раз спасибо за пост.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 20 Марта 2012 г. 20:42ссылка
Felisata, пожалуй, я прекрасно Вас понимаю. Мне тяжело мыслить так же, поскольку я сама филолог и как-то привыкла абстрагироваться. Но действительно, автор оживает и располагает к себе, когда читаешь его письма.
Просто наметилась тенденция, я указала это в начале поста, некоторой...ну..увлечённости, которая больше не на знакомство с биографией похожа, а на охоту за чем-то грязноватым любовницы, сексуальные пристрастия, вредные привычки. И ладно бы, это ограничивалось просто знанием. Люди со всей уверенностью используют это при анализе произведения. Это некорректно, поэтому захотелось написать о бартовском эссе.
Перейти к дневнику

Вторник, 20 Марта 2012 г. 20:45ссылка
Исходное сообщение Яна_Чайка
Felisata, пожалуй, я прекрасно Вас понимаю. Мне тяжело мыслить так же, поскольку я сама филолог и как-то привыкла абстрагироваться. Но действительно, автор оживает и располагает к себе, когда читаешь его письма.
Просто наметилась тенденция, я указала это в начале поста, некоторой...ну..увлечённости, которая больше не на знакомство с биографией похожа, а на охоту за чем-то грязноватым любовницы, сексуальные пристрастия, вредные привычки. И ладно бы, это ограничивалось просто знанием. Люди со всей уверенностью используют это при анализе произведения. Это некорректно, поэтому захотелось написать о бартовском эссе.

Полностью с Вами согласна. Очень мало читают "о" писателе, чтобы продолжить знакомится потом с произведениями((( Поэтому столько много сейчас желтого "окололитературного" - жаль неимоверно.
Финик   обратиться по имени Вторник, 20 Марта 2012 г. 22:56 (ссылка)
<<Если бы книга отсылала нас только к биографии автора, она бы умерла вместе с создателем.>>

Кстати, это нередкое явление в литературе, когда человеческое, личностное начало побеждает в авторе творческое, и книга неизбежно начинает отсылать читателя к автору, к его биографии, к его мировоззрению. Хочешь не хочешь, а начинаешь себя спрашивать, что случилось с ранее любимым автором? Почему его текст такой слабый?
Не помню кто сказал: настоящая книга должна не говорить, она должна слушать читателя. Вот книги, которые слушают, не вызывают вопросов об авторе. ИМХО
И то современное литературоведение, которое копается в грехах и непотребностях писателя и выводит из них трактовки и оценки его произведений, тоже относится к разряду "говорящих", но не "слушающих".
В кратце, таково мое понимание взаимоотношений писателя и читателя.)))
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 20 Марта 2012 г. 23:11ссылка
Финик, ой, нет, не пугайте так, современное литературоведение копанием в грязном белье не занимается. Это удел критиков старой школы. Личностное начало может сильно влиять и находить отражение в произведении, как например у Белого или Сологуба, но это скорее исключения.

А что Вы подразумеваете под "говорящей" и "слушающей" книгой? Как-то не очень понятно просто.
Финик   обратиться по имени Вторник, 20 Марта 2012 г. 23:24 (ссылка)
Яна_Чайка, вообще-то, копание в любовницах, сексориентации и пр. материальных деталях жизни автора - это тенденция литературоведения последних двадцати лет, завезенная к нам с Запада.
Что касается слушать и говорить. Мне этот критерий настоящести литературы очень близок и понятен. Опять же давно кем-то сказано, что мы читаем книги о себе любимых. Книга нравится тогда, когда я в ней узнал о себе. Т.е хорошая книга услышала меня, мои мысли и оформила их художественно. "Говорящая" книга - обычно книга поучающая, она не услышала моих читательских мыслей, сомнений, открытий; она говорит о своем и желает, чтобы и все так думали.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 21 Марта 2012 г. 08:15ссылка
Финик, ок, с Запада. Кто их современных русских и зарубежных литературоведов пользуется активно биографическим методом?Я что-то ни одного не помню. Если бы такой метод был современен, Ролан Барт бы не писал об этом уже в 1967 году.
Перейти к дневнику

Среда, 21 Марта 2012 г. 11:20ссылка
Барт и писал об этом уже в 1967 г., потому что на Западе процесс уже шел. С перестройкой перешел и к нам. Мы ведь тогда считали (да и сейчас многие считают), что советское - всё неправилное.
Вот литературовед Шкуратов с удовольствием следует по стопам британского профессора Д.Рейфилда и его книги "Жизнь Антона Чехова". Правда, большинство наших чеховедов подвергли Рейфилда жесткой критике как раз за то, о чем мы говорим: автор стремится дать читателям "клубничку", выискивает интимные подробности и т.п.
Примерно то же самое проделывает итальянская славистка С.Витале с Пушкиным в своем исследовании "Пуговица Пушкина", где она вообще приходит к выводу, что советское литературоведение слишком переоценило поэта, а вот они на Западе все знают лучше.
Не отстают опять же и наши нынешние толкователи. Как Вам статья о Пушкине, написанная Л.Петрушевской для учебника по русской литературе?! -
http://lib.rus.ec/b/240273/read#t4
Знаю также, но не читала еще, что вышла серия книг о наших классиках под названием "Без глянца" (название говорит о намерениях авторов).
Я сейчас мало читаю наших журналов, но тем не менее картину представляю в общих чертах.
Перейти к дневнику

Среда, 21 Марта 2012 г. 15:46ссылка
Исходное сообщение Финик
Барт и писал об этом уже в 1967 г., потому что на Западе процесс уже шел. С перестройкой перешел и к нам. Мы ведь тогда считали (да и сейчас многие считают), что советское - всё неправилное.
Вот литературовед Шкуратов с удовольствием следует по стопам британского профессора Д.Рейфилда и его книги "Жизнь Антона Чехова". Правда, большинство наших чеховедов подвергли Рейфилда жесткой критике как раз за то, о чем мы говорим: автор стремится дать читателям "клубничку", выискивает интимные подробности и т.п.
Примерно то же самое проделывает итальянская славистка С.Витале с Пушкиным в своем исследовании "Пуговица Пушкина", где она вообще приходит к выводу, что советское литературоведение слишком переоценило поэта, а вот они на Западе все знают лучше.
Не отстают опять же и наши нынешние толкователи. Как Вам статья о Пушкине, написанная Л.Петрушевской для учебника по русской литературе?! -
http://lib.rus.ec/b/240273/read#t4
Знаю также, но не читала еще, что вышла серия книг о наших классиках под названием "Без глянца" (название говорит о намерениях авторов).
Я сейчас мало читаю наших журналов, но тем не менее картину представляю в общих чертах.

Книгу британского профессора Д.Рейфилда "Жизнь Антона Чехова" прочитала с интересом, никакой клубнички, на мой взгляд, там нет (доводы "чеховедов" тоже читала), но серия "Без глянца" ужасающая - меня хватило только на 1 книгу - прочесть - об Анне Ахматовой, пару - посмотреть - неимоверная дребедень.
Lilabulat   обратиться по имени Спасибо за сообщение! Среда, 21 Марта 2012 г. 13:24 (ссылка)
Знаете, Яна, преломлять восприятие и понимание произведения через биографию автора учат нас со школьной скамьи. 10 лет тебе втолковывают:сначала расскажи биографию автора,а потом поговорим о его книгах! Что называется,- поневоле задумаешься...И на этом построена вся учебная программа (вначале биография физика,а потом о его открытии). Другое дело,что чем дальше в века - тем меньше острота восприятия, и без заинтересованности не хочется туда заглубляться,а чем заинтересовывать?Соответственно,интимными подробностями из жизни авторов, их пороками и патологиями. Так что весь этот крен со школьной скамьи. А в настоящее время - скандал, экранизация,участие в тусовках... -это способы привлечения внимания к книге и к автору. Я лично вообще биографий не читаю, мне интересна сама книга.А если в ней для меня что-то осталось непонятным,я все таки ищу статьи и комментарии автора,критиков и литературоведов. А бывает и так, что история жизни автора для меня интереснее, чем его книги.Например, Кафка или Пруст. Книги их читать не могу,не воспринимаю ни манеру,ни речевой стиль,вообще считаю захламлением ума (пусть меня,дуру, осудят),но биографиями их зачитываюсь, на предмет - откуда ж они такие "заумные" взялись и как они так писать-то научились.что только единицы сквозь их творческие тернии продраться могут. Спасибо за внимание.
Ответить С цитатой В цитатник
walley2011   обратиться по имени Среда, 21 Марта 2012 г. 22:25 (ссылка)
"Не подходите к каждой книге с вопросом "Что же хотел сказать автор?"."
у меня обычно такие вопросы возникают, когда я некоторые кинофильмы смотрю))))))
а биография писателей меня интересует в последнюю очередь.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку