Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание" |
«Тварь ли я дрожащая, или право имею?» - именно на этот вопрос почти год своей жизни и более 500 страниц бессмертного романа Федора Достоевского ищет ответ Родион Романович Раскольников.
Произведение школьной программы, к пониманию которого приходишь далеко не в 15 лет. Как сказал Святослав Вакарчук, Достоевский писал о личном так, чтобы это было страшно и правда.
Уже за один этот роман Федора Михайловича можно спокойно называть предтечей мирового экзистенциализма. Что же сподвигло Родиона на столь чудовищный поступок – убийство человека? За полгода до «этого» он пишет статью, в которой рассуждает о том, на что имеет право человек. По его теории, люди подразделяются на 2 вида: большинство обречено жить по течению, повиноваться и подчиняться. Однако есть и другие – те, кому позволено больше: ни много ни мало – вершить человеческие судьбы. И вот этому меньшинству позволено практически все – вплоть до убийства. Справедливости ради стоит отметить – в романе нет ни подтверждения, ни категоричного опровержения данной теории. Однако, после 4 месяцев колебаний, прошедших между убийством старухи-процентщицы и явки с повинной, Раскольников приходит к тому, что он далеко не «избранный». Совершив убийство, он мучается угрызениями совести. А человек «имеющий право» убивать, вины за собой чувствовать не должен. Концовка романа весьма позитивна: присужденный к восьми годам каторги убийца понимает, что он должен пройти это испытание и тогда светлое будущее наступит. Не зря близкий к раскаянию Родион просит Соню Мармеладову почитать ему отрывок из Евангелия, повествующий о воскрешении Лазаря. Уже находясь в Сибири он просит Соню дать ему Писание. И пусть он его не читает, но это есть символ пути истинного, на который он встал.
Основная мысль произведения, приведенная ранее в виде цитаты, стала едва ли не «основным вопросом философии» ХХ века. Пройдя через «философию жизни» Фридриха Ницше, она плотно закрепилась в «философии существования» экзистенциализма. Идея права и способности становится стержнем теории маргинальности и пассионарности. Согласно данной теории развитие человечества в целом происходит только за счет небольшого процента людей, который могут выйти за рамки дозволенного. А они хоть и двигают историю, но как правило погибают первыми.
Такая идея в некотором смысле присутствует в современном искусстве. Капитан Джек Воробей в первой части эпопеи«Пираты Карибского моря» утверждает, что важно лишь то, что человек может, и чего он не может. Миранда Пристли в фильме «Дьявол носит Prada» отмечает, что ее ассистент Андреа Сакс начала делать успехи, поскольку научилась мыслить выходя за рамки предложенного.
Но человек может такое сотворить только в том случае, если делает это, в некоторой степени, неосознанно. То есть, если физически и психологически он к этому предрасположен. Если же человек – лишь пытается себя убедить в своей уникальности, ему стоит подумать имеет ли он право считать себя отличным от других.
Рубрики: | Рецензии и отзывы/К книгам Теория литературы [учимся писать рецензии и отзывы, разбираемся в литературном процессе] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |