4. Возникновение христианства. Его религиозное окружение. Ранние ереси.
|
|
Понедельник, 13 Июня 2011 г. 15:40
+ в цитатник
realWhistle все записи автора
Религиозное окружение:
\r\n- иудеи (преобладали, имели много общего с христианами). Но мало кто принял Христа – большинство решило, что он не был Мессией.
\r\n- язычники, верили во множество языческих культов богов. Сюда же разные сис-мы греческой философии (неоплатонизм), имеющие отчасти религиозный налет.
\r\n- учения, которые использовали некоторые христиансие мотивы, в которых Христос фигурировал как значимая часть вероучения, но само учение было иным. Эти учения стали называть ересями.
\r\nСамо слово ересь происходит от гр. Слова «выбирать, избирать». Т.е. учение, в котором что-то отобрано. Опасность была именно в близости к христианству. Так всегда – чем ближе вероучения, тем сильнее они схлестываются по поводу различий. Например, религиозная борьба христиан и язычников быстро сошла на нет (были политические преследования).
\r\nУже в первые века возникла масса ересей. У христиан не было «кодекса», в котором было бы написано, во что верят христиане. Были священные книги, которые еще не были собраны в Новый Завет. Но во-первых их было много, во-вторых – это повествование, а не «формула». Единственным мерилом «правильности» книг была устная традиция.
\r\nОдна из основных ересей – гностицизм. Гнозис – знание. Возникла в 1-м веке. Присутствует дуализм (два начала – доброе и злое, которые противостоят друг другу). Казалось бы, дуализм есть и в христианстве. Но нет, в Х – одно начало - Бог, сатана – не самостоятельное начало, он просто отказался повиноваться богу, он вторичен. У сатаны нет творческого начала, он ен может создать, может только высмеять или испортить. В дуализме гностиков два начала конкурировали друг с другом как два сопоставимых полюса. Доброе начало ассоциировалось с духом, а злое – с материей. Все, что можно было пощупать ассоциировалось со злом.
\r\nОсобое место в учении гностиков было за Христом. Место причудливое: между добрым и злым полюсом существуют переходные формы – эоны. Одним из этих эонов был Христос. Роль скромная и вспомогательная. Его задача – прийти на землю и совершить миссию. Суть миссии – передать знание. С т.з. гностиков Христос не испытывал телесных страданий, т.к. не был связан с телом. В одной из концепций – тело «призрачное». Короче, им нужно было убрать тело, т.к. оно есть зло. Суть знания – все изложенное выше.
\r\nЗнание тайное.
\r\nТексты. Евангелие от Иуды. Список от 2-ого века. Нечто совершенно особенное. В его тексте получается, что Иуда был единственным настоящим преданным учеником, которому Христос открыл тайное знание об устройстве мира. Чтобы об этом все не знали, была придумана версия-прикрытие (про 30 серебряников). Концепция эта чисто гностическая. Учение Гностиков серьезно конкурировало с Христианством.
\r\nМонтанизм.
\r\nНазвание от имени создателя – Монтана.
\r\nВозникло во 2-м веке. Монтанисты – христиане, разработавшие новое учение, предполагавшие что нужен строгий аскетизм. С их т.з. началось царство духа (при Христе – царство Сына).
\r\nВ каждую эпоху появляются люди, которые говорят, что церковь погрязла во грехе и нужно возвращаться ко временам апостолов.
\r\nИз желание более строго соблюдать правила выросло куча подробностей, они стали еретиками и были отвергнуты.
\r\nпо лекциям (не знаю чьим, но огромное спасибо)
Метки:
история церкви
-
Запись понравилась
-
0
Процитировали
-
0
Сохранили
-