Герои |
|
История развития аниме ч.3 |
Начало "Золотого века" (1980-1985)
Начало 1980-х годов в истории аниме ознаменовалось событием чрезвычайной важности. Сериал "Мобильный воин Гандам" оказал совершенно особое влияние на аудиторию - из существовавших до этого в Японии клубов подростков - любителей научной фантастики стали понемногу выделяться клубы подростков - фанов научно-фантастического аниме. Так начали появляться аниме-отаку (в Японии "отаку" называют фанов вообще, а за пределами Японии - фанов аниме и манги). Значение этого события трудно переоценить. Подростки, родившиеся в 1960-х, всю свою жизнь смотрели аниме по телевизору и в кино. Оно формировало их мышление, давало ориентиры для подражания. Пройдя с аниме все детство, подростки-зрители хотели нового аниме, более серьезного, в большей степени отвечающего их "взрослым" интересам. Конечно, это не значит, что серьезного аниме до начала 1980-х не было. Но лишь в эти годы возникла большая рыночная ниша подросткового аниме, куда потекли капиталовложения фирм-спонсоров. И молодые аниматоры поколения Мамору Осии, всерьез рассматривающие аниме как средство художественного самовыражения, и умудренные профессионалы поколения Хаяо Миядзаки, уставшие рисовать "детские" сериалы, пошли по следам спонсорских денег. Они создали новую индустрию, сделавшую аниме фактом не только японской, но и мировой культурной жизни. Одновременно с этим начал развиваться и фановый, полулегальный рынок. На нем продавалось как разного рода самостоятельное творчество фанов аниме (манга, модели, костюмы), так и пиратские записи аниме с ТВ, нелегальные копии и т. д. В дальнейшем некоторые активные участники этого рынка становились серьезными коммерческими творцами и коммерсантами. В частности, здесь можно назвать группу мангак "КЛАМП" (CLAMP) и аниме-студию "ГАЙНАКС" (GAINAX). Широкое развитие получили также фановые и коммерческие журналы об аниме и манге.
Начало 1980-х - это все еще господство космического жанра научной фантастики. На волне популярности сериала "Гандам" выходит еще несколько аналогичных сериалов, в том числе и продолжения самого "Гандам". Также появляются цветные версии классических сериалов "Железный человек номер 28" (1980) и "Могучий Атом" (1980). Продолжают выходить фильмы и сериалы - экранизации произведений Лэйдзи Мацумото, среди которых важное место занимает полнометражное аниме "Аркадия моей юности" (1982) - предыстория приключений капитана Харлока, очень популярная среди японских фанов, в том числе и потому, что несла на себе явный отпечаток антиамериканских настроений Мацумото. Среди новых космических "меха-сэнтай"-сериалов можно назвать "Космический император-бог Сигма" (1980), "Космический воин Балдиос" (1981), "Повелитель Ста Зверей Голион" (1982), "Механизированный батальон Дайраггер XV" (1982) и некоторые другие. В 1982 году на экраны выходит сериал "Великая космическая крепость Макросс" (1982-1983), созданный Нобору Исигуро и Ёсимасой Ониси на студиях Студио Ню и Артлэнд при поддержке студии Тацуноко. Изначально он задумывался как пародия, созданная молодыми художниками и дизайнерами, чтобы поиздеваться над клише "космических опер". Однако оказалось, что он сам стал самой популярной "космической оперой" в истории аниме. "Макросс" внес ряд изменений в вышеупомянутые клише. Во-первых, его главный герой Хикару Итидзё был отнюдь не лучшим пилотом и вообще не слишком "крутым" воякой. Во-вторых, самым главным оружием против инопланетных захватчиков оказалось не военное превосходство, а культурное наследие. Огромные и могучие инопланетяне побеждались песнями в исполнении главной героини - Линн Минмэй, популярной певицы и подружки главного героя. При этом к концу сериала Хикару осознавал, что избранница его сердца - отнюдь не Минмэй, а потомственная военная и его прямой начальник - майор Миса Хаясэ. Введение в сериал такого персонажа, как Минмэй, диктовалось новой ситуацией в японской поп музыке. Она постепенно выходила из послевоенного творческого кризиса и становилась популярной среди молодежи (которая раньше предпочитала американскую музыку). Во многом это происходило благодаря внедрению в японскую поп музыку концепции "идолов" - юных (зачастую несовершеннолетних) исполнителей, которых продюсеры находили с помощью специальных конкурсов, подписывали с ними кабальные контракты и контролировали каждую секунду их жизни. Основой привлекательности "идолов" для молодежи было не столько их вокальное мастерство, сколько красота и возможность подпевать им в только что появившихся караоке-барах. Ведь для подпевания совершенно необходимо, чтобы песня была написана на родном языке подпевающего, и американская музыка для этого не подходила. Вышедший в 1984 году полнометражный аниме-фильм "Великая космическая крепость Макросс: Помнишь ли нашу любовь?" закрепил жанровый успех сериала. Заглавная песня "Ай Обоэтэ Имасу Ка" в исполнении Мари Идзимы (озвучивавшей в сериале и фильме Минмэй) заняла призовые места в японских хит-парадах. К аниме-музыке стали относиться серьезно. Другой значительный "космический" полнометражный аниме-фильм, сделанный в этом время, - "Жар-птица 2772: Космозона Любви" (1980), последняя работа Тэдзуки в коммерческой анимации на студии Тэдзука Продакшнз, созданной им после банкротства в середине 1970-х студии Муси. Этот фильм, несмотря на морально устаревшее графическое решение, оказал значительное влияние на аниме-профессионалов. Также он ознаменовал собой другое важное явление - возрастание популярности полнометражного аниме, сделанного не на основе телесериалов (этот фильм был создан по мотивам манги Тэдзуки "Жар-птица", но не являлся экранизацией и представлял собой самостоятельное авторское развитие ее сюжета).
Одним из первых экспериментов в жанре "фантастической комедии" стал сериал студии "Тоэй Дога" по мотивам манги Акиры Ториямы "Доктор Сламп" (1981-1986). Характерные персонажи "героического" аниме, сумасшедший ученый Сламп и его творение - девочка-робот Арале, не спасали мир, а творили всякие смешные глупости, с трудом из них выпутываясь. Второй эксперимент в этом жанре был куда более популярен и определил сюжетные линии комедийных и романтических аниме на много лет вперед. Речь идет о первой экранизации манги Румико Такахаси "Несносные пришельцы" (1981-1986). Это телесериал, созданный на студии Китти Филмс молодым режиссером Мамору Осии, пришедшим в мир аниме из мира кино. Такое сочетание тонкого лиризма, безудержного юмора и сатиры, фантастических и реалистичных персонажей, любовных интриг и невероятных приключений, наверно, не будет воспроизведено уже никогда. Особенное влияние на дальнейшее развитие аниме оказали характеры персонажей этого сериала. Скажем, неадекватный, сексуально озабоченный циник Атару, в критических ситуациях проявляющий себя с лучшей стороны, или влюбившаяся в него принцесса-инопланетянка Лам, являвшая сочетание неприкрытого садизма, идеальной жены и бесконечного коварства. Впоследствии такие нестандартные характеры стали обычны для подросткового аниме, но в те времена они были сенсацией. Основой сюжета этого сериала был любовный треугольник Атару, Лам и Синобу - старой знакомой Атару, ревнующей его к принцессе-инопланетянке. Выбор, который Атару делает в пользу Лам, стал традиционным для этого поколения сёдзё-аниме - парень выбирает девушку необычную и загадочную, а не подругу детства.
В 1983 году произошло событие, сыгравшее принципиальную роль в истории аниме. Мамору Осии на студии Студио Пьерро выпустил первое в истории Японии аниме, изначально предназначенное для продажи на видео - "Даллас: Приказ уничтожить Даллас". С этого момента в японской анимации появилась новая степень свободы. Теперь можно было создавать аниме, сочетающее в себе достоинства полнометражного фильма (качество анимации и четкое единство сюжетной линии) и сериала (размер, многосерийность). Видеоаниме было рассчитано на аудиторию зрителей, имеющих достаточные средства для покупки интересных им кассет. Естественно, такими зрителями в первую очередь стали фаны-отаку. Новый вид анимации получил название OAV или OVA ("Original Animation Video" - анимация для продажи на видео). OAV представляли собой либо большие фильмы, либо небольшие видеосериалы, каждая серия которых продавалась отдельно. Уже 1984 год подарил такой шедевр видеоанимации, как мистико-фантастический "Рождение", более известный как "Мир Талисмана", а в 1985 году такие видеосериалы, как комедийно-фантастический "Грязная парочка", комедийный сериал о приключениях огромного кота "Что с Майклом?", а также первую из видеоэкранизаций произведений Румико Такахаси блестящий фантастико-мистический "Сквозь огонь" и классику аниме-мистики - "Д - охотник на вампиров" по мотивам романа Хидэюки Кикути, фильм созданный режиссером и дизайнером Ёсиаки Кавадзири. Особо следует выделить культовый OAV режиссера Мамору Осии и художника Ёситаки Амано "Яйцо ангела" (1984). Кроме того, следует отметить первый киберпанк-OAV "Мегазона 23" (1985) режиссера Нобору Исигуро и молодой студии Анимейшн Интернэшнл Корпорэйшн (AIC). В нем впервые были использованы многие ставшие впоследствии каноническими киберпанк-мотивы - рок-исполнители-киборги; банды мотоциклистов; идея несоответствия виртуального мира, в котором живут персонажи, и реальной жизни; особая роль в таком мире специалистов по компьютерам - хакеров. Разумеется, основное влияние на эту эстетику оказал американский фантастический фильм режиссера Ридли Скотта "Бегущий по лезвию бритвы", надолго определивший киберпанк-традицию в кино и анимации всего мира. В последующие годы OAV достигли значительного расцвета и существенно продвинули развитие аниме. К сожалению, по ряду финансовых причин, с 1993 года наблюдается снижение производства OVA.
Фильм "Жар-птица 2772" Тэдзуки поднял интерес зрителей к полнометражным аниме на самостоятельные сюжеты. Нельзя не указать на три достаточно известных фильма этого времени - детский "Юнико" (1981), фантастический "Невероятные космические приключения Кобры" (1982) и исторический "Босоногий Гэн" (1983) - экранизация классической манги Кэйдзи Накадзавы о жизни японской семьи, пережившей бомбардировку Хиросимы. Также нельзя не указать на шедевр мрачной аниме-апокалиптики "Великая Война с Гэммой" (1983) режиссера Ринтаро и первое аниме с компьютерными спецэффектами - криминальный боевик "Голго 13" (1983) режиссера Осаму Дэдзаки. Однако подлинным событием в мире полнометражной анимации стал фильм Хаяо Миядзаки 1984 года по мотивам его же манги - "Наусика из Долины Ветров". Это поэтичная история принцессы маленького, но гордого горного народа, существованию которого угрожает не только война двух пограничных с ним империй, но и экологическая катастрофа в мире, пережившем много лет назад ужасную биологическую войну. "Наусика" причудливо сочетала любимый Миядзаки ретро-стиль дизайна костюмов и техники и невероятные фантастические ландшафты мутировавшей под действием биологического оружия природы. Сам мастер всегда был не очень высокого мнения об этом фильме, потому что для экранизации своей написанной в тот момент лишь на четверть манги он вынужден был придумать быструю и неудачную развязку. Это была первая независимая работа Миядзаки, к которой он привлек аниматоров студии Топкрафт, сделавших для этого несколько фильмов совместно с американской компанией Рэнкин-Басс. Из числа этих фильмов наиболее известны "Хоббит" (1978), экранизация повести Джона Рональда Толкиена, и "Последний Единорог" (1982), экранизация повести Питера Бигля. В дальнейшем эта команда составила костяк студии Гибли, которую через два года основали Миядзаки и Исао Такахата. В создании "Наусики" принял участие молодой аниматор Хидэаки Анно (впоследствии - культовый аниме- и кинорежиссер). Фаны с ночи занимали очереди за билетами, а в жизни Миядзаки начался период наиболее значительных художественных свершений. Новый стандарт качества полнометражного аниме тут же был использован в фильме Ринтаро "Божественный Меч" (1985) - более чем двухчасовой эпопеи о жизни молодого воина, несправедливо обвиненного в убийстве своей матери и путешествующего по всему миру, чтобы отомстить ее настоящим убийцам. В том же 1985 году режиссер Гисабуро Сугии снял фильм "Ночь в поезде по Млечному Пути" по мотивам манги Хироси Масумуры, в свою очередь, написанной по мотивам мистической книги популярнейшего японского писателя начала века Кэндзи Миядзавы. Это было поэтическое повествование о путешествии двух друзей по железной дороге, протянувшейся в небеса и ведущей человека путем испытаний души. В отличие от книги стилистическая особенность манги и фильма заключалось в том, что все персонажи были изображены в виде кошек. Такова художественная особенность всех творений Масумуры. Но это было еще только начало развития полнометражной анимации. Пик его пришелся на следующий период - вторую половину 1980-х годов.
|
История развития аниме ч.2 |
Классика 1970-х (1970 - 1979)
Семидесятые годы прошлого века в истории аниме без преувеличения можно назвать эрой телевидения. Основная часть анимационных фильмов, оказавших существенное влияние на дальнейшее развитие истории аниме, - телевизионные сериалы. Их формат был разработан еще Тэдзукой и его коллегами в начале 1960-х годов: одна серия длиной около 23-25 минут в неделю (всего около 30 минут вместе с блоком рекламы), показываемая в строго определенное телеканалом для этого сериала время (так называемый временной слот). Продолжительность сериала определялась его популярностью: более популярные сериалы шли дольше, менее популярные заканчивались быстро. Но обычно сериалов короче 20-30 серий в 1970-е не делалось. Полнометражные аниме-фильмы обычно создавались только как продолжения популярных телесериалов, поскольку в условиях жесткой конкуренции трата ресурсов на создание рекламно "не раскрученных" фильмов могла обернуться для студий финансовой катастрофой. Эта тенденция сохраняется до сих пор. Сюжеты ТВ-сериалов строились по принципу эпизодности - важно было посмотреть только первые серии, в которых зритель знакомился с главными героями, и последние, в которых наступала развязка. Между ними же шло множество серий, каждая из которых представляла собой отдельную историю из жизни главных героев, так что эти серии можно было пропускать или смотреть в произвольном порядке. Постепенно, однако, складывалась тенденция миграции сюжетов в сторону единых длинных «саг», в которой каждая серия была продолжение сюжета предыдущей. В дальнейшем ни одному из этих способов построения сюжета не удалось вытеснить другой, и сейчас они сосуществуют. Обычно "эпизодная" организация была характерна для детских сериалов, а "саговая", или метасюжетная, - для подростковых. Происходило и изменение аудитории аниме. Если прежде ее основой были маленькие дети и младшие подростки 10-12 лет, то теперь поколение зрителей первых аниме уже подросло, но все еще интересовалось мультиками. Поэтому начинают появляться сериалы, рассчитанные на зрителей среднего и старшего подросткового возраста. Набор основных жанров практически не изменился, это - сказки, научная фантастика, исторические легенды, экранизации. Поскольку с этого момента история аниме развивалась в основном внутри жанров, есть мсысл подробнее остановиться на этих жанрах.
Грандиозный успех вышедших в конце 60-х двух сериалов о девочках, обладающих магическими способностями ("Ведьма Салли" и "Секрет Акко-тян"), предопределил появление целого жанра аниме - о "девочках (или девушках)-волшебницах" (махо-сёдзё). Активно разрабатывать эту тему начала крупнейшая японская анимационная компания Тоэй Дога. Уже второй их сериал, "Секрет Акко-тян", задал основной мотив фильмов о махо-сёдзё, где главная героиня, обычная школьница, каким-то образом приобретает магические способности, которые она должна использовать для определенных целей. В этом ей помогают волшебные помощники, небольшие разумные зверьки (чаще всего кошки). Параллельно, особенно на первых порах, использовался и мотив "Ведьмы Салли" (главная героиня - существо из другого мира), однако доминирующим он не стал. Юные зрительницы предпочли героинь, похожих на них самих. Ключевой особенностью сюжетов этих сериалов является необходимость для девочки прятать свои способности от всех, особенно от ближайших друзей. Ей приходится вести двойную жизнь (впоследствии это нашло воплощение в идее моментального изменения внешнего вида героини в моменты, когда она занимается магией), причем эта двойная жизнь ей не по душе. "Девочки-волшебницы" хотят стать простыми школьницами и не знать ни про какую магию, однако судьба и обстоятельства не дают им такой возможности. Истоки этой концепции лежат в сочетании классических японских патриархальных взглядов на девочку/женщину и пришедшей с Запада новой ментальности, очень внимательной к процессу взросления и становления характера. Двойственность возникших у молодежи представлений о себе и о своей роли в обществе нашла отражение в сериалах о "девочках-волшебницах", а актуальность этой проблемы вызвала огромный интерес к произведениям искусства на эту тему. Однако третий махо-сёдзё-сериал, "Волшебница Мако-тян" (1970-1971), не во всем соответствовал вышеизложенным принципам. Его главной героиней была юная русалочка Мако, дочь Повелителя Драконов, спасшая тонущего юношу по имени Акира, в которого она влюбилась, и, в нарушение законов Моря, превратилась в девушку и стала странствовать по миру в поисках своего возлюбленного. Отличия этого сериала от двух предшествующих были значительны. Во-первых, его героиней была девушка, а не девочка, а, во-вторых, сюжет в большей степени концентрировался на истории ее любви и разнообразных вопросах повседневной и личной жизни людей, чем на собственно магических "фокусах". Очевидно, что этот сериал был предназначен уже не для девочек, а для девушек-подростков. Впрочем, подростки-зрители на тот момент еще по-настоящему не оценили аниме, поэтому большой популярностью он не пользовался и дольше года на экране не продержался. Затем было снято еще несколько сериалов, не особенно удачных, но закрепивших сложившийся канон аниме о махо-сёдзё. Но вот в 1973 году появляется сериал, основательно пошатнувший сложившийся стандарт. Это был сериал "Милашка Хани", созданный по мотивам манги Го Нагая, - первый сериал о махо-сёдзё, предназначенный не для девочек, а для парней-подростков. Дело в том, что телекомпания, с которой был заключен договор на его показ, не имела в тот момент технической возможности показать его в слот «аниме для девочек», и предложила сделать это в слоте других экранизаций Го Нагая - сериалов жестоких и мужских. Выбора не было, и аниматорам пришлось адаптировать эстетику "махо-сёдзё" для зрителей-юношей. Именно поэтому главная героиня сериала, девушка по имени Хани Кисараги, узнавшая из завещания своего отца, что она - созданный им андроид, и начавшая бороться с мафией, убившей ее отца, - вполне сформировавшаяся духовно и физически девушка. В этом сериале впервые появились превращения (хэнсин) главной героини, проходящие по кругу «повседневная одежда - нагота - магический костюм». Также здесь впервые получила выражение идея магической борьбы со злом. В сюжете практически отсутствовала любовная линия, зато было много элементов научной фантастики (киборги, андроиды, фантастическое оружие). Собственно, сейчас среди исследователей существуют различные мнения по вопросу о том, является ли этот сериал сериалом о "девочках-волшебницах". Но факт остается фактом: его влияние на последующую историю жанра трудно переоценить. Последним значительным сериалом первого поколения "махо-сёдзё" следует назвать сериал "Магичка Мэгу-тян" ("Мадзёкко Мэгу-тян", 1974-1975). В каком-то смысле он вобрал в себя достоинства всех предыдущих сериалов на эту тему. Его главной героиней была Мэгу Кандзаки, пятнадцатилетняя претендентка на трон Королевы Мира Демонов. Для проведения экзамена на этот титул она была послана на Землю, чтобы научиться жить среди людей и усовершенствовать свое искусство. Однако на Земле (действие происходит, разумеется, в Японии) она впервые узнает значение семьи и обычной жизни - ведьмам понятие "семья" неизвестно. Также у Мэгу есть соперница, постоянно строящая козни, и маг, принимающий "экзамен" и тоже устраивающий разные каверзы. Кроме того, у нее есть и "естественные" враги, вплоть до такого персонажа, как Сатана. Это был первый сериал для девочек, где фигурирует реальное зло, а также первый сериал, где героиня - не милая, тихая и ответственная девочка. Наоборот, Мэгу - девочка с характером, бойкая, предприимчивая, часто ведущая себя как мальчишка. Поскольку в фильме было немало эротического юмора и сцен соответствующего содержания, аудитория этого сериала состояла и из девушек, и из парней-подростков. Он был очень популярен и «выдержал» 72 серии - рекорд жанра. В дальнейшем сериалы о "девушках-волшебницах" существовали в рамках вышеизложенного канона примерно до начала 90-х годов.
Если основным видом аниме для девочек и девушек были сериалы о "девочках-волшебницах", то среди мальчиков и юношей наиболее популярными стали сериалы о "гигантских роботах". Уже в 1960-х появились первые сериалы этого направления, но честь создания канона принадлежит Го Нагаю и сериалу по мотивам его манги "Мазингер Зет" (1972-1974), созданному "Тоэй Дога". Принципиальное отличие этого сериала от предшественников заключалось в том, что главный герой находился внутри управляемого им робота и, таким образом, мог в бою серьезно пострадать или даже погибнуть. Сюжет сериала достаточно прост: двое видных ученых, доктор Кабуто и доктор Хэлл (от англ. - ад), во время археологических раскопок обнаружили обломки древней цивилизации, умевшей создавать огромных боевых роботов. Оба исследователя осознали, что технология такого рода может быть использована для завоевания мира. Доктор Хэлл занялся именно этим, а доктор Кабуто решил ему помешать и создать своего робота, способного бороться с чудовищами доктора Хэлла. Естественно, доктор Хэлл приказал убить доктора Кабуто, и его приспешникам это удалось, но перед самой своей смертью благородный ученый показал своему племяннику Кодзи, как управлять роботом. В результате между доктором Хэллом и мировым господством оказался Кодзи и его огромный робот "Мазингер Зет", а также друзья Кодзи - возлюбленная Саяка Юми на роботе под названием "Афродита А" и смешной толстяк по прозвищу Босс со своим роботом "Босс Борот". Эта доблестная троица на протяжении 92 серий боролась со злом, и сериал снискал себе огромную славу, а также вызвал к жизни множество продолжений и подражаний. Новый жанр сразу же оказался под пристальным вниманием компаний, производящих игрушки и сборные модели. Они оценили перспективный рынок и начали финансировать производство сериалов о "гигантских роботах" в обмен на право производить игрушки по их мотивам и размещать во время показа свою рекламу. Очевидно, что большие, сложные и разборные модели роботов, пользующиеся огромной популярностью среди детей, приносили этим компаниям хорошую прибыль. Поэтому развитие жанра шло под лозунгом "больше героев, больше роботов, сложнее дизайн!". Авторство идеи или конструкции роботов создатели сериалов обычно приписывали внешним силам - инопланетянам или древним цивилизациям. Это давало простор фантазии, предоставляя возможность использовать сложную псевдонаучную терминологию и создавать правдоподобные объяснения принципов придуманной ими технологии, не будучи ограниченными достижениями современной науки. Также вскоре начали эксплуатироваться идеи сборности/разборности робота, изменения им конфигурации, наличие нескольких боевых форм и разнообразие оружия. Важнейшей частью сериалов о "гигантских роботах" была проработка взаимоотношений главных героев. Обычно они объединялись в небольшую, но сплоченную и живущую вместе группу воинов, борющуюся с куда более многочисленным, но менее сплоченным злом. Соответственно, ключевыми словами, описывающим отношения героев, были "дружба и единство", а также "уникальность, единственность" - никаких других шансов на спасение Земли не было. Все это было очень близко сердцам японской молодежи 1970-х, мужская часть которых предпочитала ставить дружбу превыше любви. Собственно, как уже отмечалось, девушки-героини этих сериалов, были скорее "боевыми подругами", чем "любимыми". Среди значительных сериалов этого времени стоит назвать следующие: "Роботы Гетта" (1974-1976), "Инопланетный робот Грендайзер" (1975-1977), "Стальной Джииг" (1975-1976), "Неуязвимый робот Комбаттер-V" (1976-1977), "Межпланетный робот Дангвард Эйс" (1977-1978), "Непобедимый и единственный Дайтарн 3" (1978), "Далтаниос, робот будущего" (1979) и некоторые другие. Аниме-сериалы, основанные на идее сражения со злом небольшой, но сплоченной группы друзей, получили название "сэнтай". Помимо "меха-сэнтая" был и просто "сэнтай" - все то же самое, но без "гигантских роботов". Первым и чрезвычайно популярным сериалом этого жанра стал сериал студии Тацуноко и Тацуо Ёсиды "Команда ученых-ниндзя Гатчамен" (1972-1974). Именно в нем впервые закрепилась формула "команды из пяти человек", каждый из которых обладает уникальными способностями, а все вместе они составляют единую и цельную организацию. Отметим важную концепцию, лежавшую в основе этих сериалов - двойственность науки, возможность использования ее достижений не только во благо, но и во зло. Кстати говоря, начата эта линия была еще в "Могучем Атоме" Тэдзуки. Ведь для страны, пережившей ядерную бомбардировку, идея "атома, служащего людям" была отнюдь не очевидна. Романтический вариант научной фантастики представил в своих манга-произведениях и их аниме-экранизациях еще один виднейший мангака этого периода - Лэйдзи Мацумото. В 1974 году появился его сериал "Космический крейсер Ямато", а в 1978 - сериал "Космический пират капитан Харлок". Особый художественный интерес в них представляли дизайны космических кораблей, выполненные в ретро-стиле и воспроизводившие внешний вид японских военных кораблей времен второй мировой войны. Сюжетно оба сериала являлись масштабными космическими сагами с множеством главных героев, а также со сложными взаимоотношениями между ними и отсутствием четкого разделения на положительных и отрицательных персонажей. Тем не менее, сами понятия Добра и Зла все-таки были разделены достаточно четко (что вообще характерно для аниме 1970-х). В основу характеров своих персонажей Мацумото положил концепции европейского романтизма начала XIX века, а также их более поздние массово-культурные подражания. Иными словами, представления о чести, достоинстве, долге у его героев были сходны с аналогичными представлениями героев Александра Дюма и Фенимора Купера. Именно поэтому сериалы Мацумото были очень популярны у подростков, начавших создавать внутри школьных клубов любителей научной фантастики подразделения фанов японской фантастики. Именно на их основе в дальнейшем в Японии создавались клубы фанов аниме и манги. По мотивам одной из манг Мацумото режиссер Ринтаро снял в 1979 году на студии Тоэй Дога классический полнометражный аниме-фильм "Галактический экспресс 999". В дальнейшем фантастика в ретро-стилистике стала в аниме весьма популярной и заявила о себе в рамках почти всех фантастических сериалов, сделанных в последующие годы. Как объединение этих двух направлений (масштабных космических эпопей и "гигантских роботов") в 1979 году вышел оригинальный сериал студии Санрайз "Мобильный воин ГАНДАМ" (1979-1980), созданный на основе концепции Ёсиуки Томино. Он положил начало множеству сериалов и фильмов эпопеи "Гандам", составляющих несколько масштабных научно-фантастических саг о будущем человечества. Принципиальное отличие этого сериала заключалось в том, что в нем не было никакой необычной техники. В предыдущих сериалах жанра "меха-сэнтай" техника, используемая главными героями, обычно существовала в уникальных экземплярах и являлась своего рода научным чудом. А в сериале "Гандам" роботы, на которых сражались герои, производились массово, и ничего чудесного в них не было - обычный научный прогресс. Понятие "уникальность" здесь распространялось исключительно на самих главных героев. Особый упор авторами сериала был сделан на создание и изложение сложной концепции новой мировой истории, космической политики и т. д. Фактически излагалась история полномасштабной войны, причем не между людьми и Злом (киборгами, роботами, инопланетянами), а между двумя космическими человеческими государственными образованиями. Постепенно начала уходить в прошлое идея "борьбы со Злом", даже в человеческом обличии. На противной главному герою, молодому пилоту Амуро Рэю, стороне сражались не исчадия ада, а такие же пилоты, как он сам. Самый известный из них - Чар Азнабль, был обаятельнее Амуро и гораздо больше полюбился зрителям. Сначала консервативная японская аудитория, не готовая к столь значительным идеологическим изменениям, приняла сериал холодно. Но с каждым годом его популярность росла, и в начале 80-х он стал культовым, оказав огромное влияние на последующие судьбы жанра "меха-сэнтай" и аниме вообще.
Разумеется, помимо "гигантских роботов" и "девушек-волшебниц" было и множество других сериалов и фильмов. Так, в 1970 году вместе со спортивным сериалом студии Муси "Завтрашний Джо" по мотивам манги Тэцуя Тиба и Асао Такамори о молодом боксере в аниме в качестве главного героя пришел антигерой. Джо - совсем не пай-мальчик, он хулиган, грубиян и вообще неприятная личность. Тем не менее, пожилому тренеру удается вытащить парня из тюрьмы и сделать из него чемпиона. Одновременно с этим Джо меняется в лучшую сторону, не становясь, однако, идеальным. Наиболее необычным было то, что в конце сериала Джо погибает, выиграв свой последний бой. Этот аниме-сериал, как и манга, пользовался невероятным успехом, а его концовка стала предметом всенародного обсуждения. Другим антигероем стал в 1971 году персонаж популярного сериала "Люпен III" студии TMS по мотивам манги Манки Панча - гениальный, обаятельный и сексуально неудовлетворенный вор Люпен III, внук знаменитого героя детективов Мориса Леблана - благородного вора Арсена Люпена. Манга была едкой пародией на кинофильмы о бравых шпионах и ворах, а аниме-сериал получился чуть более серьезным и приключенческим. Этот сериал имел несколько продолжений, к которым прямое отношение как режиссер и аниматор имел Хаяо Миядзаки. В частности, сделанный им как режиссером полнометражный фильм "Люпен III: Замок Калиостро" студии TMS (1979) был вторым полнометражным аниме-фильмом из цикла о Люпене. До появления в 1985 году фильма "Наусика из Долины Ветров" он назывался читателями популярного японского журнала "Анимейдж" лучшим фильмом в истории аниме. Приключения Люпена и его друзей, постоянно попадающих в различные криминальные переделки, были все же далеки от высот моральных ценностей, обычно демонстрируемых в сериалах для юношества, и имели отчетливый сексуальный характер. Впрочем, именно Миядзаки создал более пристойный вариант истории Люпена, сделав акцент на путешествия и приключения, а не на эротические фантазии главного героя. Еще одним важным сериалом с героем сомнительной правильности был сериал все того же Го Нагая "Человек-демон" (1972). Главный герой в нем боролся с демонами, "естественными врагами человечества", пожирающими и человеческую плоть, и души, но для этого он сам превращался в такого же демона. Моральная неоднозначность такой ситуации впоследствии неоднократно обыгрывалась в аниме.
Разумеется, несмотря ни на что, основными зрителями аниме были дети. Поэтому в 1970-е большая часть аниме делалась для детей и обычно не поднимала столь сложных и важных проблем, как описанные выше. По уже сложившейся традиции основным жанром аниме для детей были экранизации классических европейских и восточных сказок и легенд. В частности, в 1971 году был снят "Али Баба и сорок разбойников" - продолжение старой линии масштабных полнометражных экранизаций студии Тоэй Дога. Но рынок показал неэффективность такого рода вложений, и уже к середине 70-х основным видом аниме для детей тоже стали сериалы. Важную роль здесь сыграла студия Ниппон Анимейшн, основанная в 1975 году при деятельном участии Хаяо Миядзаки и Исао Такахаты и сразу же "выстрелившая" целой обоймой сериалов - "Пес Фландерсов", "Приключения пчелки Майи", "Приключения Синбада-морехода" - и продолжавшая каждый год выпускать новые детские аниме сериалы. Среди других ее работ стоит отметить "Приключения Пиноккио" (1976), "Три тысячи лиг в поисках матери" (1976), "Енот по имени Раскал" (1977), "Конан - мальчик из будущего" (1978), и, просто как курьез, - "Медвежонок Миша" (1979). Как видно из названий, основными действующими лицами были либо герои сказок, либо разумные животные. В этом продолжалась традиция "анимации от Диснея", однако, подвергающаяся все более сильному влиянию других жанров аниме. Так, "Конан", созданный Хаяо Миядзаки, был сделан на стыке сказочного и фантастического жанров. Верхом деятельности экранизаторов в 1970-е годы стоит считать проект "Театр шедевров всего мира" (1969-1997). Начавшись как совместный проект студий TMS и Муси по экранизации сериала "Муми-тролли" (1969-1970), в 1975 году он перешел в руки компании Ниппон Анимейшн. Вплоть до 1997 года она исправно выпускала экранизации детской европейской и американской литературной классики, всего создав 23 аниме-сериала. Также стоит упомянуть два значительных детских ТВ-сериала на основе оригинальной манги, один - для мальчиков, другой - для девочек. Первый - это очень популярный детский фантастический сериал "Дораэмон" по мотивам манги Фудзико Фудзио, который начали снимать в 1973 году, затем прекратили, и с 1979 года он идет до сих пор. Сериал рассказывает о приключениях обычного маленького, но очень невезучего мальчика, которому его внук, чтобы исправить свою семейную карму, прислал из будущего разумного и говорящего огромного кота-робота по имени Дораэмон, по своему разумению пытающемуся помогать главному герою и его семье в жизни. Второй сериал - аниме для девочек "Роза Версаля" (1979-1980) по мотивам манги Риёко Икэды, очень красивый исторический романтический сериал, действие которого происходит во времена, предшествующие Французской Революции. "Роза Версаля" - это культовая манга, легшая в основу "женского" направления манги, которая не только делалась для девушек, но и создавалась девушками. В основе ее сюжета - жизнь королевы Марии-Антуанетты и ее друга по имени Оскар, капитана дворцовой стражи. Оскар на самом деле - девушка, одевающаяся как юноша и ведущая себя как молодой человек. Это один из первых персонажей такого рода, появившийся в аниме. Характерно, что она - не японка, так как продолжительное время считалось, что показ японской девушки, ведущей себя подобным образом, - вещь совершенно недопустимая. Поэтому действие сериалов на эту тему изначально перемещали за пределы Японии. Действие сериала происходит в пышных декорациях Версаля в светской жизни самого роскошного двора Европы и заканчивается Революцией, в которой погибают (по обе стороны баррикад) все главные действующие лица. Эстетика этого аниме оказала колоссальное влияние на сёдзё-аниме (аниме для девочек) последующих лет. Здесь же стоит упомянуть популярный романтический приключенческий сериал для девочек "Кенди-Кенди" (1976-1979), действие которого тоже происходит за пределами Японии. Естественно, были фильмы и сериалы по мотивам событий японской истории. В качестве примера можно назвать сериал студии Тоэй Дога "Иэясу Токугава в юности" (1975), повествующий о молодости знаменитого правителя Японии XVII века.
|
История развития аниме ч.1 |
|
Без заголовка |
|
Мамору Осии |
Мамору Осии (родился 8.08.1951, Токио) – один из самых талантливых современных аниме-режиссеров.
Начав как кинорежиссер, он вскоре ушел в анимацию и прославился после работы режиссером в телевизионной экранизации манги Румико Такахаси "Несносные пришельцы" (1981-1986). Он же делал и часть полнометражных фильмов по мотивам этой манги. В 1983 году сделал на Студио Пьерро первый в истории Японии OAV-сериал "Даллас: Приказ уничтожить Даллас".
В 1984 вместе с Ёситакой Амано сделал странный, но очень красивый и ставший культовым OAV "Яйцо ангела". Затем в 1988 году он стал режиссером OVA-сериала "Патлабор" и снял два полнометражных одноименных аниме по этому сериалу (1989 и 1993 соответственно).
В 1996 году Осии стал известен во всем мире с выходом на экраны Японии, Великобритании и США экранизации манги Масамунэ Сиро "Призрак в Доспехе" ("Ghost in the Shell") – нового слова в развитии аниме. Помимо этого, Осии снял несколько фильмов с "живыми актерами", писал сценарии и романы.
Осии – близкий друг Хаяо Миядзаки, у них часто намечались совместные проекты, но ни один из них, к сожалению, не был доведен до конца.
Осии более циничен, чем Миядзаки, и тоже привержен принципам анимационного реализма, особенно проявившимся в "Призраке". В фильме самым тщательным образом проработаны мельчайшие графические подробности, использовалось огромное количество реальных кино- и фотосъемок местностей и предметов. Этим достигнуто доселе невиданное в аниме техническое совершенство, единодушно отмечаемое и критиками, и зрителями.
|
Лейдзи Мацумото |
Лэйдзи Мацумото (настоящее имя – Акира Мацумото) (род. 25.01.1938) – один из основателей современной романтической и фантастической сёнэн-манги.
Впервые его работы были опубликованы в 1953 году, когда ему было всего 15 лет. В дальнейшем он продолжительное время занимался созданием манги для девушек, впрочем, не добившись в этом жанре значительных успехов.
Его первой заметной работой стала манга "Я – мужчина" (1970) о похождениях молодого студента. По-настоящему же он стал известен в 1974 году, когда началась публикация его манги "Космический крейсер Ямато", в том же году экранизированной. За ней последовали сериалы "Космический пират капитан Харлок" (1977), "Галактический экспресс 999", "Королева Тысячелетия" и некоторые другие. Большая часть из них были экранизированы.
Более всего Мацумото известен как создатель космических эпосов, активно использующих огромные корабли необычных конструкций. Художественный мир Мацумото находился под сильным влиянием позднего романтизма, что придавало его произведениям особую привлекательность для молодежи, причем не только для юношей, но и для девушек.
Также на его творчество существенно влияли переживания, связанные с военными лишениями и капитуляцией Японии в годы его детства. Вероятно, из всех крупных создателей манги и аниме именно Мацумото переживал поражение Японии в войне наиболее остро (он родился в семье офицера японских ВВС). Не принимая формы радикального национализма или реваншизма, эти чувства становились для него и оправданием борьбы со злом и осуждением всех форм политического насилия.
|
Кунихико Икухара |
Кунихико Икухара (21.12.1964, префектура Токусима) – один из наиболее известных режиссеров сериалов сёдзё-аниме.
Работать в Тоэй Дога Икухара пришел в 1986 году. Его первой работой стала режиссура нескольких серий сериала "Истории Мейпл-тауна" (1986), где главным режиссером был старший товарищ Икухары – Дзунити Сато, ставший известным в Японии именно благодаря этому сериалу.
Затем Икухара работал еще над рядом сёдзё-фильмов и сериалов, самым известным из которых стал телесериал "Осторожно! Золотая рыбка!" (1991-1992).
В 1992 году Сато и Икухара начали работу над сериалом, прославившим их за пределами Японии, по манге Наоко Такэути "Прекрасная воительница Сейлор Мун". Первоначально Икухара был вторым режиссером, потом, когда Сато отошел от проекта, стал его главным режиссером и затем снял полнометражное аниме "Прекрасная воительница Сейлор Мун Р".
В 1997 Икухара создал новый хит – сёдзё-аниме сериал "Юная революционерка Утэна". Сейчас он считается одним из самых эстетских сериалов в истории аниме.
Помимо работы режиссера, Икухара пробует себя и в других областях – пишет сценарии, поет и даже работает фотомоделью.
Икухара – настоящий режиссер сёдзё-аниме. Все его творения основаны на глубоком понимании так называемой "женской логики". Он любит создавать красивые, глубокие, оригинальные фильмы, развивающие у зрителей, как он сам говорит, "воображение и веру в возможность счастья".
|
Кацухиро Отомо |
Кацухиро Отомо (родился в апреле 1954 года, префектура Мияги) – один из известнейших мангак и режиссеров аниме. С детства любил западное кино и литературу, которые оказали сильное влияние на его творчество.
Первой действительно популярной мангой Отомо была "Детские сны" (1980). В 1983 году она получила престижную премию – Гранпри японской НФ. Это был первый случай, когда премия присуждалась манге.
В 1982 году Отомо начал издание манги "Акира" в юношеском журнале "Янг". Именно фильм «Акира» стал провозвестником апокалиптического трагического стиля и вывел искусство и уровень повествования в манге на новые доселе невиданные высоты.
В 1988 году по мотивам "Акиры" сам Отомо снял одноименный полнометражный фильм, первое аниме с 24 кадрами в секунду, ставшее широко известным не только в Японии, но и за рубежом. С 1990 года Отомо перестал рисовать мангу и стал писать только тексты, оставляя рисунок другим.
В 1991 году Отомо написал мангу "ЗеД" ("ZeD"), посвященную новой актуальной проблеме жизни современной Японии – проблеме старости. О самой манге критики отзываются без особого воодушевления, зато ее аниме-экранизация (сделанная не Отомо) под названием "Старик Зет" стала весьма популярной.
В 1995 году Отомо собрал свои старые рассказы и экранизировал их в аниме под названием "Воспоминания". Это сборник из трех историй совершенно разных стилей и направлений.
Эстетика произведений Отомо близка эстетике современного европейского и американского радикального комикса, истоки которого находятся в философии движения панков. Отсюда и интерес Отомо к подросткам и старикам, постоянно встречающиеся в его манге и аниме, идея Конца Света, сатирическое отношение к новым "спасительным" религиям и современному обществу.
|
Ёситака Амано |
Ёситака Амано (28.03.1952, префектура Сидзуока) – один из известнейших японских художников и дизайнеров.
С самого детства Амано обожал рисовать. Его старший брат работал на бумажной фабрике и приносил домой для братишки огромные рулоны бумаги, которые тот тут же покрывал рисунками.
В 1967 году, проездом находясь в Токио, Амано принес кое-что из своих работ на студию Тацуноко. Его творчество так понравилось, что его тут же приняли на курсы при студии и через год обучения он стал работать в Тацуноко дизайнером персонажей, приняв участие в создании, например, такого сериала, как "Команда ученых-ниндзя Гатчамен" (1972-1974), и многих других сериалов этой студии.
В 1982 году, когда ему исполнилось 30 лет, он решил «перейти на вольные хлеба» и стать независимым художником.
Амано быстро получил известность как НФ-художник и талантливый иллюстратор. Уже в 1984 году он опубликовал первый сборник рисунков "Вселенная Зла", а иллюстрированные им книги расходились колоссальными тиражами. Среди них – "Д – охотник на вампиров" Хидэюки Кикути, "Летопись войн Арислана" Ёсики Танака и "Химера" Баку Юмэмакура.
В 1984 году Амано и Мамору Осии создали культовый аниме-фильм "Яйцо ангела".
Во второй половине 80-х талант Амано был востребован еще в одной области – создании видеоигр. Первый же его проект, "Последняя фантазия" (1987), тоже стал культовым и породил множество продолжений и подражаний, добившись не только японского, но и мирового успеха.
Также художник участвовал в создании таких игр, как "Задание на передовой" ("Front Mission"), "Задание на передовой: Огневая угроза" ("Front Mission: Gun Hazard"), "Ребус" ("Rebus"), "Эмблема Эру" ("Emblem of Eru") и многих других, в том числе был дизайнером персонажей игр "Последняя фантазия I-VI".
Кроме того, Амано выпускал сборники рисунков, создавал дизайны костюмов для театра Кабуки. В 1997 году он переехал в Нью-Йорк, начав встраиваться и в американский художественный мир. В 1998 году он в соавторстве с композитором Дэвидом Ньюменом и режиссером Юкио Соноямой выпустил музыкальный анимационный фильм в 3D-графике "1001 ночь" – первый фильм масштабного кино-музыкального проекта филармонии Лос-Анджелеса.
Творчество Амано отличают разнообразие и безудержная фантазия. В отличие от многих творцов аниме и манги, он – именно художник, умеющий рассказывать сложнейшие истории без слов и передавать в деталях рисунка тонкие обертоны смысла. Его талант не признает никаких рамок и ограничений, поэтому он стремится проявить себя везде, где есть потребность в талантах его масштаба. Его графика очень сильно отличается от стандартной аниме/манга-графики, зато близка к европейскому модернизму, созданному под влиянием восточной (и японской в том числе) гравюры.
|
Дневник Otaku_Elfen |
|
Страницы: [1] Календарь |