-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_visualhistory

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.11.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 1




История и современность - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://visualhistory.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://visualhistory.livejournal.com/data/rss/, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Une belle histoire (Love Michel Fugain)

Четверг, 29 Декабря 2022 г. 11:24 + в цитатник
Мне эта песня очень нравилась лет 30 назад, но потом забыл название и долго не мог найти.
Une belle histoire (Michel Fugain)



Оригинальный хиппозный клип 1972 года:




https://visualhistory.livejournal.com/2192422.html


Метки:  

Улицы мира 40 лет назад. 1982 год

Вторник, 27 Декабря 2022 г. 19:44 + в цитатник
Сегодня в нашем проекте История улиц мира 1982 год.
Посмотрим, какими были улицы мира 40 лет назад.

Пекин в самом начале рыночных реформ, на главном проспекте города образцы китайского автопрома тех лет и советская "Волга", 1982:

1982 Beijing1

В кадр попало немного велосипедистов, на в 1980-е их число на пекинских улицах исчислялось миллионами.
Второй кадр из Пекина также датируется 1982 годом, хотя верится с трудом (больше похоже на 1970е):



1982 Beijing2

Знаменитая набережная Бунд в Шанхае, наследие колониальной эпохи, ещё полупустынна, 1982:

1982 Bund

Взрывной рост автотранспорт там начнётся только в 1990е.


"Эталонный" Пхеньян 1982 года со своей атмосферой, которую трудно описать, но можно почувствовать:

1982 Pyongyang Фотограф Hiroji Kubota

Конечно, здесь есть что-то от районов новостроек в СССР, но доведенное до некоего абсолюта. Удивительно, что больше ни в одной стране соцлагеря города не были похожи на северокорейские!

Снимал известный японский фотограф Hiroji Kubota, поэтому здесь нет поставочности. Конечно, в официальную фотохронику вряд ли попали бы огрочные очереди на общественный транспорт:

1982 Pyongyang Фотограф Hiroji Kubota1

Тем не менее, даже в те времена чучхейские люди одевали вполне свободно и разнообразно, по сравнению с миллиардом синих и зелёных френчей у ближайших соседей.

Сейчас в Пхеньяне вполне ординарный траффик, хотя настоящие пробки наблюдаются не часто:

Pyongyang traffic

Перенесёмся в "Третий мир", где нас ждёт много интересного.

Бейрут после 7 лет гражданской войны, "зелёная линия", разделившая город на два враждебных сектора, 1982:

1982 Beirut Green line Steve McCurry

К 1982 г. весь "Третий мир" разделился на два лагеря: одна половина уже успела задохнуться в автомобильных пробках, в другой массовая автомобилизация ещё даже и не начиналась.

Гляда на фотографии иногда трудно понять, то ли это город "Третьего мира", то ли какой-то богатый мегаполис Запада.
На самом деле всё просто: если в центре слошной хайвей с пробками - перед вами настоящий "Третий мир"!

Вот такую жуткую картину представлял в 1982 г. центр Алжира:

1982 Algiers

Ещё недавно богатейшая страна Запада, а к 1982 г. бесспорный "Третий мир" - Аргентина. Ситуация в Буэнос-Айресе доведена до транспортного коллапса:

1982 Buenos Aires

И это город со старейшим (с 1913 г.!) метрополитеном Латинской Америки! Который имел лучшую трамвайную сеть и полностью угробил её к 1963 году!
Ну вот и получили автомобильный пробочный ад в полунищей стране:

1982 Buenos Aires2

Адские пробки - это то, что объединяет "европейскую" Аргентину с Нигерией. Лагос 1982 г. во всей своей красе:

1982 Lagos traffic by Peter Marlow

Если заметили, пешеходы перебираются через эту бескрайнюю реку по мостику. "Зебры" - только для людей "Первого мира", остальные должны корячиться!

В остальном, конечно, Лагос был мало похож на благородный Байрес:

1982 Lagos Nigeria by Peter Marlow

Африка-с.

В Маниле также фигня. Тело города рассекли полноводные реки автотрасс, 1982:

1982 Manilla. Quezon Blvd. with Lider and Center Theatre

Символ местного дикарства эзотики - расписные маршрутки "джипни", 1982:

1982 Manilla

Когда в городе была хорошая трамвайная система, но она не пережила Вторую мировую.
Правда, уже в 1984 г. в Маниле откроют первую линию метрополитена - одного из первых в Азии!

Мехико едва ли не первым из городов "Третьего мира" столкнулся с явлением сверхавтомобилизации, но на этом фото 1982 г. всё выглядит не так плохо. Широкий проспект в центре города люди спокойно переходят по зебре. Ниже сравнение с 2007 г. Крайне поразительно, что нашествие "жуков"-такси (автомобиль модели 1938 года!!!) здесь началось лишь в 1990е, когда весь остальной мир про эти "жуки" уже начал забывать!

1982 Mexico Avenida Juarez 2007

Бирма с 1962 г. сидела на самоизоляции и это позволило ей почти до конца 20 века избегать ужасов сверхавтомобилизации.
Траффик в Рангуне 1982-го выгдядит очень мило:

1982 Rangoon


Перенесёмся в "Первый мир", развитые капстраны.

Западный Берлин-1982, все улицы запаркованы:

1982 Berlin Haubachstrasse

Лиссабон, как всегда, великолепен! Трамвайное движение аж на двух уровнях!

1982 Lisbon Rua de Sao Paulo

Пока половина "Третьего мира" задыхалась в автомобильных пробках, эти португалы разъезжали на своих трамвайчиках!

1982 Lisbon3

А в Порто ещё ходили двухэтажные английские автобусы:

1982 Porto City Leyland Atlantean 248 near Infante

Сейчас в Европе двухэтажный транспорт сохранился только в Великобритании и Ирландии, а когда-то он господствовал на большей части континета!

Мадрид 1982-го, Гран Виа, аналог московской улицы Горького, прорубленный в 1920е через историческую застройку и украшенный помпезной архитектурой накануне гражданской войны. Всё-таки магистраль получилась не такая широкая, как наша улица Горького. Даже пешеход может перебежать! Обратите внимание, что справа выделенная полоса для автобусов (в Москве появится только лет через 30) - новое слово в урбанистике того времени. Однако видно, что легковушки залезают на эту полосу:

1982 Madrid2

Практически весь испанский автопром выпускал лицензионные модели итальянских фирм, может, ещё французских. Типичный вид легкового автопарка в Мадриде 1982-го:

1982 Madrid3

Так получается, что Нью-Йорк в большинстве обзоров у нас обязательно представляет Таймсквер. Этот раз не исключение. В 1982 г. пешеходы были как на островке среди автомобильного моря, но теперь там справа сплошная пешеходная зона:

1982 NY Timesquare

Токио (и другие крупные японские города) всегда легко узнать по зданиям, превращенным в сплошные рекламные конструкции. Японцы десятилетиями показывали сугобо утилитарное, потребительское отношение к городу, делая его невозможно тесным для пешеходов, не комфортным для проживания, неприятным для глаз и опасным для лёгких. Высокоразвитая страна с урбанистическим бескультурием худших образцов "Третьего мира"!
Но многим туристам было даже по приколу.

Квартал Kabuki-cho, центр ночной жизни Токио, 1982:

1982 Kabuki-cho центр ночной жизни Токио

Одна из главных улиц в торговом квартале Гинза, Токио, 1982:

1982 Tokyo4

Заканчиваем, как обычно, Советским Союзом.

Хотя к началу 1980-х советский автопром уже давал около полутора миллионов легковых автомобилей в год, на улицах "частники" встречались относительно редко. Не чаще, чем разные служебные и таксомоторные "Волги".
Типичный траффик в Москве 1982-го:

1982 Moscow 29Apr

Кажется, что интенсивность движения в Москве так и не изменилась по сравнению с концом 1950-х!

Лишь изредка в центре советской столицы можно было наблюдать нечто, похожее на небольшой автомобильный затор, чаще перед светофором:

1982 Moscow 28Apr

А так дороги были всегда свободны и по городу можно было кататься с ветерком!

Улица Горького в Москве, 1982 г., типичная зимняя одежда советских женщин 40 лет назад:

1982 USSR2

Тротуары, кстати, слишком узкие для главной "прогулочной" улицы, особенно по сравнению с шириной проезжей части. Недавно их немного расширили при реконструкции.

Ленинград-1982, сравнение явно не пользу современного Питера, задыхающегося от избытка автомобилей:

1982 Sint-Petersburg_trams

На улица Иркутска в 1982 г. практически "северокорейский" траффик:

1982 Иркутск. Трамвай на перекрестке улиц Ленина и Горького

Но в отличие от КНДР, личные автомбили на улицах Иркутска в 1982 г. всё-таки иногда встречались:

1982 Иркутск Крестовоздвиженская церковь

Остатки Старого города в Ташкенте, 1982:

1982 Tashkent Altstadt

Прошлые выпуски серии:

1934-36, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945, 1946, 1947, 1948, 1949, 1950, 1951, 1952, 1953, 1954, 1955, 1956, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961, 1962, 1963, 1964, 1965, 1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987-улицы мира/1987-улицы СССР, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2006

https://visualhistory.livejournal.com/2192309.html


Метки:  

Умирающие малые города России

Понедельник, 26 Декабря 2022 г. 19:07 + в цитатник
Как известно, в России теряют население более 700 городов, т.е., 2/3 от их общего числа. Среди них есть даже мегаполисы, но сильнее всего вымирают именно малые города: число жителей сокращается в 90% из них!
Многие потеряли за последние 30 лет уже 20-30-40% населения, а некоторые даже половину или более! Ситуация складывается просто катастрофическая.



В России есть города, где население сейчас уже меньше, чем было до 1917 года!

Вот навскидку список из 10 примеров:

Белый 1913 - 13,6 тыс., 2021 - 3 тыс.
Велиж 1897 - 12,2, 2021 - 6,6 тыс.
Гдов 1913 - 4 тыс., 2021 - 3,4 тыс.
Дорогобуж 1913 - 13 тыс., 2021 - 9,2 тыс.
Духовщина 1913 - 8,6 тыс., 2021 - 3,8 тыс.
Плёс 1897 - 2,2 тыс., 2021 - 1,7 тыс.
Демидов (Поречье) 1913 - 9,5 тыс., 2021 - 6 тыс.
Холм 1913 - 6,8 тыс., 2021 - 3,3 тыс.
Чекалин (Лихвин) 1913 - 1,9 тыс., 2021 - 0,9 тыс.
Шацк 1897 - 13,8, 2021 - 5,6 тыс.

4 города из 10 в этом списке приходятся на Смоленскую область, самую выморочную (Велиж, Дорогобуж, Духовщина, Демидов). Пятый город (Белый) тоже из Смоленщины, но сейчас оказался в составе Тверской области (второе место в России по вымиранию).
По одному городу представлены Ивановская (Плёс), Новгородская (Холм), Псковская (Гдов), Рязанская (Шацк) и Тульская (Чекалин) области.
Список, конечно, не исчерпывающий. На просторах России можно найти и другие примеры.

https://visualhistory.livejournal.com/2192041.html


Метки:  

Города бывшего СССР в кинофильмах

Воскресенье, 25 Декабря 2022 г. 12:27 + в цитатник
Поскольку старые фильмы (особенно, оцифрованные) являются ценным источником по визуальной истории городов, решил начать делать такой справочник. К счастью, по ряду мест краеведы уже составили свои списки.
Работа только в самом начале, так что буду признателен за дополнения и уточнения.
По Москве и Петербургу нет, так как это две слишком обширные темы. По ним нужны отдельные справочники

Бежецк: Обида (1986)

Бухара: Падение эмирата (1955)

Витебск: см. Витебск в кино

Владимир: Иван Макарович (1968), Полёты во сне и наяву (1982), Цареубица (1990)

Волгоград: см. список фильмов

Вологда: Целуются зори (1978)

Вятка (Киров): см. список фильмов

Екатеринбург: Цареубица (1990)

Калининград: Встреча на Эльбе (1949), Киевлянка (1958), Отец солдата (1964), см. также Все фильмы, снятые в Калининграде и области

Калуга: 70 фильмов, которые снимались в Калуге и Калужской области

Касимов: Тучи над Борском (1960), Дорога к морю (1965), Инкогнито из Петербурга (1977)

Кинешма: Васса Железнова (1953). См. также Кинешма в кино

Крым: см. список фильмов

Мариуполь: Маленькая Вера (1988)

Медвежьегорск: Любовь и голуби (1984)

Переславль-Залессий: см. Кинофильмы, снимавшиеся в Переславле и его окрестностях

Пермский край: 45 фильмов, которые снимали в Пермском крае

Романов-Борисоглебск (Тутаев): см. Кинофильмы, снимавшиеся в Тутаеве

Ростов Великий: см. Кинофильмы, снимавшиеся в Ростове

Рыбинск: см. Кинофильмы, снимавшиеся в Рыбинске

Севастополь: Фильмы, которые снимались в Севастополе и окрестностях. В этом списке почему-то пропущена "Сказка о потерянном времени" (1964).

Симферополь: см. список фильмов

Сочи: Бриллиантовая рука (1969), Будьте моим мужем (1981), Старик Хоттабыч (1956)

Суздаль: Женитьба Бальзаминова (1964). См. также Суздаль в кино

Тобольск: Война (2002), Золотая баба (1987), Мраморный дом (1972), Срочно… Секретно… Губчека (1982), Тайна Золотой горы" (1985)

Торжок: Наградить посмертно (1986), см. также Торжок — город-актёр

Тула: Евдокия (1961)

Углич: см. Кинофильмы, снимавшиеся в Угличе

Феодосия: Спортлото-82 (1982). См. также список.

Юрьев-Польский: 12 стульев (1968)

Ялта: Опекун (1970), см. также Популярные фильмы, которые снимали в Ялте

Ярославль: см. Кинофильмы, снимавшиеся в Ярославле

Города, где мы живем. Документальный фильм (1967)

Документальные фильмы о городах СССР


https://visualhistory.livejournal.com/2191491.html


Метки:  

Улицы мира полвека назад. 1972 год

Четверг, 22 Декабря 2022 г. 20:56 + в цитатник
Сегодня в нашем проекте История улиц мира 1972 год.
Посмотрим, какими были улицы мира полвека назад.
Конечно, интереснее всего снимки, которые отражают масштабность перемен, поэтому мы начнём с Китая. Сейчас эта страна производит более 25 миллиона автомашин в год и продаёт их по всему миру.
Полвека назад, на излёте "Культурной революции" они собирали по несколько сот легковушек в год полукустарным способом, чтобы обеспечить ими партийное начальство.
Общественного транспорта остро не хватало, поэтому вся страна перемещалась на велосипедах, даже по огромным городам-миллионникам.
Типичная сцена на главном проспекте Пекина в 1972 году:

1972 Beeijing by John Dominis

Есть соблазн назвать это "Пекином здорового человека", но там был ужасный смог, поскольку почти все дома отапливались углём или дровами.
Вот как раз этот смог на ещё одном фото Пекина 1972-го:

1972 Beeijing by John Dominis2

Люди в открытом кузове грузовика - это, конечно, примета времени. В СССР такое запретили ещё в 1960-е (жаль, что не знаю точной даты).
Как видим, даже в начале 1970-х не только грузовой, но и легковой автопарк КНР всё ещё состоял преимущественно из советских моделей.
Если грузовики китайцы клепали сами, то все легковушки - импорт. Пытались они было освоить выпуск "Волги" ГАЗ-21, но всё ограничилось пробной партией.
Здесь на главном проспекте Пекина сразу две черных "Волги", которые в самом СССР встречались довольно редко:

1972 Beijing by Rolls Press5

В Ханое полвека назад автомобилей, кажется, не было вовсе:

1972 Hanoi

Роль общественного транспорта помимо велорикш выполняли старенькие колониальные трамваи (систему закроют в 1990 г.).
Неповторимый колорит Ханоя 1972-го:

1972 Ханой. Ухтомский, РИА

А в Улан-Баторе 1972-го свой колорит:

1972 Ulan-Baator. Outdoor market near Gandan hill

Как и в Пекине или Ханое, за полвека здесь произошли колоссальные изменения. Теперь это совершенно другой город, с деловым центром из стекла и бетона, задыхающийся в вечных автомобильных пробках, как и положено городам "Третьего мира".

Восточный Берлин в 1972-м. До восстановления памятников архитектуры руки пока так и не дошли:

1972 Berlin2

Кстати, Берлин является родиной троллейбусов: первая экспериментальная линия открылась здесь аж в 1882 году!!!
Но к 1972-му этот вид транспорта был на последнем издыхании. Если в Западном секторе его закрыли ещё в 1965-м, то в Восточном он протянул до начала 1973-го.
Так что на этом фото мы видим как раз последний год работы берлинского троллейбуса:



На снимке Будапешта 1972-го вездесущие желтые трамваи, как всегда. Незыблемая верность транспортным традициям и старой доброй брусчатке!

1972 Budapest

Варшавский траффик полвека назад также невозможно представить без трамваев, поскольу метро здесь (в отличие от Будапешта) не могли осилить аж до 1995 года! Несмотря на всю братскую помощь СССР.
Кстати, польский вариант "Победы" автомобиль FSO Warszawa выпускался аж до 1973 года, поэтому в 1972 году он составлял значительную часть автопарка, выляя его среди других соцстран Европы:

1972 Warsaw2

В Бухаресте к 1972 г. наконец появился легковой автопарк благодаря покупке автозавода у французов. Улицы быстро наполнились одинаковыми автомобилями "Дачия" (он же "Рено").
Внедорожники типа "козлик" румыны выпускали тоже сами, по советской лицензии.

1972 Bucuresti BisericaStavropoleos

Болгарская София к 1972 г. тоже успела наполниться легковушками, но благодаря не местному производству, а импорту из соцстран:

1972 Sofia4

На западном краю соцлагеря бережно хранили огромный американский автопарк, который к тому времени уже начал выглядеть антикварно.
Как и почти везде в мире полвека назад, главная площадь города (Соборная) отдана под банальную парковку:

1972 Havana. Klaus Morgenstern

Сейчас такую картину уже и представить невозможно.
Неповторимый колорит гаванских улиц уже больше 60 лет находится как бы в не времени и этот снимок с равным успехом мог быть сделан и в 1959, и а 2022 годах:

1972 Havana. Klaus Morgenstern3

Из соцлагеря перенесёмся в "Третий мир".

Стамбул, та самая площадь Каракёй в 1972 г. всё ещё сохраняла свой привычный "открыточный" вид, но дух её изменился - пешеходов жестко загнали за поребрик заборы, чтобы не путались под колёсами у автопотока:

1972 Istanbul

Обратите внимание на американские тачки 1950-х, каким-то образом Стамбул оказался похож на Гавану! Наверное, было какое-то жесткое эмбарго на ввоз современных автомобилей. Чудили турки.

Площадь Мучеников в Бейруте полна жизни и уже задыхается от избытка автотранспорта, но это обреченный мир - всего через три года прямо через неё пройдет линия фронта гражданской войны и до 1990 г. она будет оставаться выженным пустырём. Глядя на это фото, каждый раз возникает мысль, насколько хрупка наша цивилизация и как внезапно цветующий город может превратится в море руин!

1972c Beirut. Paolo KOCH

Каир после смерти Насера переходит постепенно к политике "открытых дверей". Этот мегаполис жутко перенаселён и показывает нам все прелести "Третьего мира".
В Москве так ездили на работу в 1932 г., в Каире - в 1972:

1972 Cairo, Egypt (Photo by Winfield Parks

Багдад 1972 г. полон американских тачек, унаследованных от прежнего режима. По мере продвижения по пути "арабского социализма" их постепенно будут разбавлять советскими "Волгами" и "Москвичами".

1972 Baghdad2

Кувейт в начале нефтяного бума: пока без небоскрёбов, но народ уже закупился автомобилями не самых дешевых марок:

1972 Kuwait

А вот в почти соседнем Йемене нефть не нашли и там народ массово рассекал в 1972 г. на мотоциклах:

1972 Sana by Thomas J. Abercrombie

Наверное, нигде больше на планете мотоциклы не встречались в таком количестве на городских улицах.
Мир полвека назад был явно разнообразней!


Чем дальше на Восток, тем больше экзотики. Кабул живёт на своей волне, совмещая реалии современного мегаполиса с каким-то кишлаком, 1972:

1972 Kabul Main Street



К 1972 г. Дакка уже не Пакистан, а столица независимого Бангладеш. В остальном ничего не изменилось. Автомобилизация прошла мимо, весь город ездит на велорикшах:

1972 Dacca, Bangladesh (Photo by Dick Durrance II

И так там будет продолжаться до 2000-х.

Вроде бы почти соседние страны, сходный экономический уклад, а такая разница!

Бурно развивающийся Бангкок к 1972 году уже дожил до транспортного коллапса:

1972 Bangkok

Последующие полвека у них пройдут в бесконечных пробках. И да, оцените ширину тротара!

А вот Сеул, столица более развитой Южной Кореи, в 1972 г. до пробок ещё не успел дойти, но тенденция уже просматривается: автомобиль становится хозяином улиц.

1972 Seoul

Они пройдут путь мегаполисов "Третьего мира", но в итоге в 21 веке начнут понемногу сносить многоуровневые развязки и закапывать автострады, превращая их в зелёные бульвары.

Столица другого другого азиатского "тигра", Тайбэй, в целом шла по пути Сеула, но здесь в 1972 г. автомобили ещё не успели вытеснить с улиц велосипедный транспорт:

1972 Taipei

Один из немногочисленных ареалов велорикш в 1972 г. - Гонгонк, но здесь они возят почти исключительно иностранных туристов:

1972 Honkong

Гонконг в целом оказался городом с довольно устойчивым образом, который принципиально не меняется десятилетиями. Они даже двухэтажные трамвай умудрились сохранить! Где ещё в мире?
Эти заросли уличной рекламы ни с чем не спутаешь, даже в Токио они другие.
Короче, типичный Гонконг 1972-го:

1972 Honkong2

Ещё один обреченный мир. Богатый и процветающий Пномпень 1972-го. Через три года сюда придут "красные кхмеры" и все автомобили окажутся сложенными в штабеля, а горожане в полном составе отправятся осваивать рисовые поля. На снимках 1980-х этот город будет выглядеть уже нищим и одичалым.

1972 Phnom Penh

Соседний Сайгон очень сильно изменился за 10 лет, с 1962 по 1972. Французкое влияние сменилось на американское и автопарк соответственно. Несмотря на войну, город переживал строительный бум. Только уже не было прежних колониальных архитекторов, которые проектировали красивые широе бульвары. Теперь здесь не "Париж Востока", а типичный "Третий мир", где всё "и так сойдёт", а пешеход как-нибудь прошкрябается по стеночке!

1972 Saigon0

Самая богатая и цивильная страна "черной" Африки - Кения. Англичане построили им западный урбанизм "под ключ".
Больше всего меня поразли тротуар слева, со специальным выступом, отделяющим парковочные места от проезжей части. В Москве такие тротуары стали делать только в 2021 г.!!! В Найроби они были уже в 1972.

1972 Nairobi by Paul Almasy

Латинская Америка. Город Гватемала в 1972 г. Оригинальная маршрутка, напоминающая манильские "джипни". На таких могли возить людей только в "Третьем мире"! Ещё интересное покрытие дороги, вроде как из бетонных плит.

1972 Guatemala Гватемала

Теперь посмотрим на города стран оазвитых капиталистических Запада полвека назад.

Копенгаген в 1972 г. торжественно прощается со своим трамваем, служившим верой и правдой более 100 лет:

1972 Copenhagen Торжественное закрытие последнего трамвая 23 апреля 1972 года Frederikssundsvej

Конечно, это было ошибкой. Странно, что её не исправили ещё в 2000е.
После 50-летнего отсутствия в настоящее время разрабатываются планы строительства новой линии скоростного трамвая в Копенгагене, завершение строительства которой запланировано на 2025 г.

Прекрасная романтическая эпоха в Лиссабоне, когда в нём ходили зелёные английские даблдеккеры! А желтые трамвайчики были обычным транспортом, а не аттракционом для туристов. Ровно полвека назад.

1972 Lisbon trams and AEC Regals

А вот Лондон почти не меняется, только дизайн его фирменных красных автобусов. Такие старички даже в 1972 г. уже встречались не часто:

1972 London2

Один автобус делает образ города уникальным во всём мире!

Париж в 1972 г. выглядел как любой мегаполис "Третьего мира" в 21 веке, т.с. "принял автомобиль":

1972 Paris Place de la Concorde

К счастью у тех, кто не хотел проводить жизнь в бесконечных пробках, была альтернатива - очень развитый общественный транспорт.
Паутина метро включала в себя эстакадные участки, что придавало городу немного "чикагский" колорит. 1972:

1972 Paris un metro Sprague pont de Bir-Hakeim


Чикаго, Мичиган Авеню, 1972. Снова специфический американский траффик - по городу ездят только такси, все личные авто остаются в субурбиях и прочих таунах! Ну и облик кэбов совершенно антикварный для 1972 года! Это в стране, где модельный ряд менялся тогда ежегодно и считалось нормой отправлять тачку на свалку после 5 лет эксплуатации! Старые "Волги" в Москве 72-го смотрелись и то современнее))

1972 Chikago Tribune Tower Looking North on Michigan Avenue

В Нью-Йорке 1972 г. та же картина, только дизайн такси почему-то более современный. Для сравнения современный кадр площади Таймсквер, который показывает тенденцию к расширению пешеходного пространства:

1972 NY Times Square, New York2

И вот совсем другая транспортная Америка, страна хайвеев и многоуровневых развязок.
Прямая противоположность городам. Здесь весь поток из одних "частников", уже никаких такси.
Автострады в Хьюстоне, 1972:

1972 Houston Freeway

Токио к 1972 г. превратилось в город автоэстакад. Не имевшие "в крови" нормальной городской культуры японцы вовремя не поняли, что городские улицы не резиновые и попытались впихнуть невпихуемое. В результате город превратился в душегубку с автоматами по продаже свежего воздуха, а дорожной полиции пришлось носить противогазы...

1972 Tokyo WTC by Charles Rotkin

История ничему не учит и в 21 веке уже Москва наступает на те же грабли.

Развитой Запад в Африке, город Йоханесбург, ЮАР. Вроде заурядный мегаполис, но как круто смотрится двухэтажный троллейбус, тот самый, что ходил в Москве с 1939 по 1950 год!

1972 Johanesburg  Sunbeam series 3 в центре Йоханнесбурга


В заключение снова вернёмся в мир социализма, точнее в СССР.

К тому времени в стране наконец смогли выйти на производство одного миллиона автомобилей в год (благодаря конвейеру ВАЗ) и модельный ряд 1950-х наконец-то начал замещаться модельных рядом ... 1960-х.
Даже на улицах Москвы в 1972 г. довольно мало "Жигулей" и новых "Волг", поэтому траффик выглядит откровенно архаичным для начала 70-х:

1972 Улица Горького Melchior DiGiacomo

Удивительно, но визуальном плотность автотрафика в Москве 1972 г. практически та же, что и в 1962, хотя производство машин в стране увеличилось в разы! В структуре по-прежему частные авто занимают незначительное место.

1972 Moscow traffic

Невский проспект в Ленинграде, 1972:

1972 Ленинград

Кращатик в Киеве, 1972:

1972 Kiev2

Конечно, в идеале каждый из этих снимков для наглядности надо было бы сопроводить современным видом того же места, но наш обзор и без того получился огромным. Не уверен даже, что у всех читателей хватило сил просмотреть его до конца.

1934-36, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945, 1946, 1947, 1948, 1949, 1950, 1951, 1952, 1953, 1954, 1955, 1956, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961, 1962, 1963, 1964, 1965, 1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987-улицы мира/1987-улицы СССР, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2006


https://visualhistory.livejournal.com/2191225.html


Метки:  

Знаете ли вы малые города России? 7-й тур

Среда, 21 Декабря 2022 г. 21:36 + в цитатник
В особо трудном шестом туре нашей викторины "Знаете ли вы малые города России?" знатоки коллективными усилиями сумели отгадать 5 городов из 10, что совсем неплохо.
Среди отгаданных:
№ 51 Петровск Саратовской области с главной достопримечательностью — старинным Железным мостом;
№ 53 Новозыбков Брянской области с деревянными старообрядческими храмами, чудом пережившими бури 20 века;
№ 55 Яранск Кировской области с Троицкой церковью;
№ 57 Буй Костромской области;
№ 59 Беломорск в Карелии, живописно раскинувшийся на островах в дельте реки Выг.

Никто не смог узнать следующие города:
№ 52 старинный купеческий город Бирск в Башкирии:

Город 52

№ 54 Уржум Кировской области:

Город 54

№ 56 молодой (с 1938) промышленный город Кондрово в Калужской области:

Город 56

№ 58 Духовщина Смоленской области, потерявший исторический облик в войну:

Город 58

№ 60 Чекалин (Лихвин) Тульской области, самый маленькой город России до 2020 г. с населением в 935 человек:

Город 60




В 7-м туре вопросы будут опять полегче. Но география представлена максимально широко. Сыграем?

Город 61
Город 61



Город 62
Город 62

Город 63
Город 63

Город 64
Город 64

Город 65
Город 65

Город 66
Город 66

Город 67
Город 67

Город 68
Город 68

Город 69
Город 69

Город 70
Город 70


https://visualhistory.livejournal.com/2191044.html


Метки:  

Улицы мира 60 лет назад. 1962 год. Заря автомобилизации

Вторник, 20 Декабря 2022 г. 13:44 + в цитатник
Сегодня в нашем проекте История улиц мира 1962 год.
Посмотрим, какими были улицы мира 60 лет назад.

Прошлый пост, посвященный улицам 1952 г. мы начали с фотографии последних дней работы Лондонского трамвая, а этот начнём с фото "последний день работы троллейбусов в Лондоне, 8 мая 1962 г.":

1962 London last day of trolleys in London 8th May 1962

Западная Европа в целом (как и Центральная) "не потянула" троллейбусный транспорт, тогда как в СССР вплоть до его конца продолжали открывать всё новые и новые троллейбусные системы. Возможно, потому что у нас электричество дешевле стоило и не было проблемы автомобильных пробок.



Удивительно, но в начале 1960-х Лондон охватила настоящая мотороллерная лихорадка и он стал напоминать Рим!
Лондон, 1962:

1962 London scooters

Лондонский траффик 1962-го: мотороллеры, такси, автобусы, развозные грузовики и немного частных авто:

1962 London scooters2

Шотландский мегаполис Глазго в 1962 г. попрощался с трамваем, ходившим там с 1898 г.
Последний день работы трамвая 6 сентября 1962:

1962 Glasgow Last day tram from 13 October 1898 until 4 September 1962

Насыщенная транспортная жизнь Аместрдама-1962 с высоты:

1962 Amsterdam Victor Meeussen Verkeer

Удивительно, но гужевому транспорту в ней тоже находилось место! Метро в городе появится лишь в 1977 г.

Европа начала 1960-х находится на экономическом взлёте и переживает настоящий бум автобилизации. Массовость достигается за счёт выпуска дешёвых микроавтомобилей. Это быстро приводит к появлению пробок и началу транспортного коллапса во многих городах.

Это фото хорошо передаёт атмосферу уличного траффика в Риме 1952-го, уже задыхающемся от автомбилей:

1962 Rome by Dean Conger

Можно только пожалеть лёгкие этого регулировщика!

Автомобили оккупировали самое сердце древнего Рима, где им явно было не место. Via dei Fori Imperiali, 1962:

1962 Rome

Даже мотороллеры стали лишними в этой среде, не говоря уже о велосипедистах. Сейчас этот исторический проспект, прорубленный в 1930-е Муссолини сквозь древние кварталы и римские руины, делают пешеходным хотя бы по выходным.

Автомобильный Париж 62-го:

1962 Paris

Удивительно, что в кадр не попало ни одного скутера, велосипеда, автобуса, развозного грузовика или хотя бы такси. НИЧЕГО кроме частных автомобилей!!! Как сказал тогда именно парижский префект, "город должен принять автомобиль!".

На главной улице Западного Берлина тоже уже тесно от автомобилей, все решили сесть за руль, хотя бы "жука"-малолитражки, 1962:

1962 Berlin, Fritz Mader

При такой массе автотранпорта сохраняется прежняя уличная культура: "зебры" вместо подземных и надземных переходов, минимум заборов для физического разделения пешеходных и транспортных потоков.
За пешеходами оставлено собственное "жизненное пространство" (хорошо, что ширина улицы Кюрфюрстендам позволяет):

1962 Berlin Kurfustendamm4

В Стокгольме в 1962 ещё левостороннее движение, автомобили почти вытеснили велосипедистов:

1962 Stockholm Vasagatan

Чикаго, Стейт Стрит в 1962:

1962 Chicago State Street looking south from about Randolph

В самой автомобилизированной стране мира на главной магистрали мегаполиса не наблюдается особых пробок. Американцы стали первым народом в мире, который понял, что в центр города на своём авто лучше не соваться!

В стране, где почти в каждой семье было по 1-2 автомобиля, на Манхэттене в Нью-Йорке мы видим в 1962 г. почти сплошь общественный транспорт:

1962 NY Times Square

В Сиэтле по случаю всемирной выставки 1962 г. запустили "транспорт будущего" - монорельс:

1962 Seattle

Прошло 60-лет, а монорельс так и остался "транспортом будущего", дорогой и бестолковой игрушкой.

Кабельный трамвай в Сан-Франциско тоже скорее аттракцион для туристов, чем вид транспорта, но без него уже нельзя представить этот город! На разворотной площадке в 1962:

1962 SF Cable car turnaround2

Увы, не везде городским властям хватало ума и прозорливости.

В Вашингтоне 1962 г. "отметили" 100-летие местного трамвая его закрытием, это один из прощальных снимков:

1962 Washington (2)

В 2016 г. опомнились и снова открыли, правда, пока только одну линию.

На самом краю Западного мира, в крупнейшем городе Новой Зеландии Окленд в 1962 году уже наблюдалась сверхавтомобилизация:

1962 Auckland, North Island, New Zealand (Photo by Robert B. Goodman

Обратите внимание, как разительно отличается структура уличного траффика от лондонской или нью-йоркской! Словно две разных цивилизации!
Троллейбусы в Окленде были частью системы общественного транспорта Окленда с 1938 по 1980 год.

В соседнем Мельбурне по причиней той автомобилизации в 1962 г. с центральной улицы убрали линию кабельного трамвая, бывшую "изюминкой" города:


1962 Melbourne Cable tram tracks being removed from Lonsdale Street in February 1962

ЮАР трудно назвать "страной Западного мира", но формально её относили к "развитым капиталистическим". Что вполне очевидно, глядя на Йоханесбург в 1962 году:

1962 Johannesburg, Republic of South Africa (Photo by Kip Ross

Удивительно, как вписалась телега в это царство автомобилей!


Теперь переместимся в страны "Третьего мира".

Стамбул, Галатский мост, 1962:

1962 Istanbul, Turkey (Photo by Otis Imboden

Здесь видны троллейбусы, которые пустили буквально только что, в 1961 г. Так же присутствуют пассажирские паромы, которые были "становым хребтом" всей транспортной системы Стамбула в 20 веке.
Среди внушительного стамбульского автопарка явно преобладает американский автопром 1950-х (что многие говорит о геополитической и экономической ориентации Турции того времени).

Стамбул, Галатский мост, 1962:

1962 Istanbul Galata Bridge


Трамваи на главной площади Бейрута (пл. Мучеников) в 1962 году:

1962 Beirut Martyr's Square

Трамвай в Бейруте будет уничтожен в 1965, а сама площадь Мучеников - в ходе гражданской войны 1975-1990 гг. Руины снесли и от прошлого теперь там не осталось и следа...

Каир 1962-го поражает размахом транспортной инфраструктуры:

1962 Cairo Ramses square by Roger Wood

Но это уже был почти предел, в 1960е они начнут строить в центре города многоуровневые развязки и автоэстакады, потом убью трамвай и встанут в бесконечных пробках...


Алжир, столица одноименной страны в первый год её независимости, ещё практически не отличим от Парижа, 1962:

1962 Algir september

Бомбей 1962 г. выглядит самым "британизированным" из всех индийских городов:

1962 Bombey

Самое интересное, что в начале 2000-х Бомбей выглядел почти точно также, влючая марки автомобилей! Индусы реально до 2004 г. выпускали модельный ряд серединых 1950-х!

Развительный контраст со Старым Дели в том же 1962:

1962 Delhi Territory, India (Photo by John Scofield

Видать, как-то неравномерно шла британская культурная экспансия, тяготея к прибрежным городам.


Поразительно, как в одной бывшей ангийской колонии уживались настолько разные уличные культуры!
Сравните Бомбей с экзотической Даккой, которая в 1962 г. была административным центром Восточного Пакистана (а ныне столица Бангладеш):

1962 Dacca by Roger Wood

Вот эта неповторимая Дакка сохранялась аж до 2000-х годов, пока старую жизнь не смыла лавино индийского автопрома. Теперь они рекордсмены мира по автомобильным пробкам!

По экзотичности в Азии с Даккой мог поспорить только Катманду, 1962:

1962 Kathmandu

Тайбей 1962 г. на стыке эпох: автомобильный транспорт отделили от велосипедного:

1962 Taipei by Harrison Forman

"Париж Востока" Сайгон, 1962. В качестве такси служат французские малолитражки Renault 4CV:

1962 Saigon Renault 4CV by Wim Dussel

Французское влияние в городе почти безраздельно, хотя скоро оно сменится на американское с соотвествующим автопарком. Несмотря на войну, город пройдёт огромный путь развития за следующие 10 лет.
Элегантная одежда сайгонских девушек, интересно сравнить с одеждой жителей Ханоя (см. ниже в разделе про соцлагерь), 1962:

1962 Saigon7

В Бирме в 1962 г. произошёл военный переворот, который закроет страну от внешнего мира почти на 30 лет. Время в стране словно остановится.
Рангун 1962 года почти не отличить от того, каким он будет в 1990-м:

1962 Rangoon by W. Robert Moore

Но потом всё начнём меняться и будет обычный мегаполис "Третьего мира".
Рангун в 2014 г., почти тот же ракурс (Рангун правратился в "город заборов"):

1962 Rangoon Vehicles and pedestrians throng a street leading to Sule Pagoda2014

Город "Третьего мира" всегда легко узнать по количеству заборов вдоль дорог!

Теперь посмотрим уличную жизнь в странах соцлагеря.

Автопарк Восточного Берлина в 1962 г. состоял из "Трабантов", "Варбургов", а также продукции автопрома братских соцстран:

1962 Berlin fortepan

На фоне берлинского автомобильного "ассорти" Бухарест того же 62-го выглядит пришельцем из начала 1950-х:

1962 Bucuresti Piata Palatului

Такая картина будет сохраняется до серединых 1970-х, пока Чаушеску на западные кредиты не купит автомобильный завод у Франции и не наводнит город клонами одной устаревшей французской модели.

В болгарской Софии дела обстояли немного лучше, но и здесь в 1962 г. не наблюдалось особого изобилия автотранспорта:


1962 Sofia Comm HQ

Варшава, проспект Иерусалиские аллеи, 1962. Автопарк представлен почти исключительно местным вариантом "Победы":

1962 Warsaw Aleje Jerozolimskie


Приведенные примеры Бухареста, Софии и Варшавы также показательны с точки зрения "социалистической реконструкции" городов, хотя это, конечно, лишь фасадная часть. Широченные улицы и монументальная архитектура.

В Будапеште до начала массовой автомобилизации ещё лет 10, зато местная промшленность делает отличные автобусы, а жёлтые трамваи ходят как часы:

1962 Будапешт, на площади Борарос


На главном проспекте Пекина, только что модернизированном в сталинском духе с "китайской спецификой", в 1962-м наблюдались "газовые" автобусы с огромными мешками-резервуарами:

1961-62 Пекин

Нигде больше такого не припомню. Наверное, был какой-то эксперимент?

Социалистического Ханою тогда было не до модернизаций и транспортных экспериментов. Время в городе словно остановилось. Выручали старый колониальный трамвайчик и велосипед.
Типичная сцена из 1962 года:

1962 Hanoi fortepan

Остатки французского автопарка куда-то бесследно исчезли.

Трамвайные рельсы в центре Ханоя 1962 г.:

1962 Hanoi fortepan2

Трамвай в Ханое будет ходить до 1990 г. Метро в городе появится только в 2021 г.

Как всегда, заканчиваем наш обзор Советским Союзом.

Несмотря на скромные показатели производства легковых автомобилей в СССР того времени, автотраффик в Москве 1962-го выглядит весьма внушительно:

1962 Белорусский2

Характерной чертой является высокая интенсивность общественного транспорта, прежде всего, троллейбусов, которые идут буквально один за другим!
Их дополняют юркие "маршрутки" ("рафики"). Всегда бросается в глаза непропорциально большое количество военных внедорожников в уличном потоке, словно в каком-то прифронтовом городе. Хотя их принадлежность могла быть вполне гражданской.

Московская автомобилизация делала своё дело: в 1962 г. закрылся трамвай на Западе Москвы (в т.ч. по Кутузовскому), столица сразу потеряла 21,3 км пассажирских путей трамвая!
Кстати, несколько лет назад трамвай вернули на площадь Белорусском вокзала (что на снимке выше).

Другая характерная черта СССР - бедность модельного ряда, особенно в 1960е.
Движение в центре Москвы, 1962:

1962 Джон Нестор в Москве12

Москва в плане автомобилизации опережала другие города страны на 20-40 лет. Даже в областных центрах в 1962 г. легковой автомобиль был редкостью на городских улицах.
Даже миллионный Киев даёт сильный контраст в сравнении с Москвой. Так выглядел поток на главной магистрали города в 1962 г.:

1962 Крещатик

Предыдущие выпуски:

1934-36, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945, 1946, 1947, 1948, 1949, 1950, 1951, 1952, 1953, 1954, 1955, 1956, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961, 1962, 1963, 1964, 1965, 1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987-улицы мира/1987-улицы СССР, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2006

https://visualhistory.livejournal.com/2190504.html


Метки:  

Реконструкция Ярославского вокзала в Москве, 1966 г.

Понедельник, 19 Декабря 2022 г. 22:00 + в цитатник
Ещё одно фото из вновь найденной коллекции.
Реконструкция Ярославского вокзала в Москве, Henri Dorion, Daniel Bédard (rédacteur), 1966 год:

1966 Ярославский вокзал2

Интересно, что при Сталине, с конца 1930-х, движение гужевого транспорта в Москве было строго запрещено, чтобы не снижать пафос "самого передового города мира". Потом на этот запрет просто забили (может и формально его отменили, во что верится с трудом). Но как-то странно выглядят конные повозки почти в центре Москвы 1960-х, с её весьма интенсивным автотранспортным потоком!

https://visualhistory.livejournal.com/2190280.html


Метки:  

Курск 1964 года в цвете

Воскресенье, 18 Декабря 2022 г. 22:56 + в цитатник
Это одни из самых ранних известных цветных снимков Курска, не считая периода немецкой оккупации.
Курск, кинотеатр "Октябрь" в здании собора, Henri Dorion, Daniel Bédard (rédacteur), 1964 год:

1964 Курск1а

ЮАРовский (!) фильм "Барабаны судьбы" вышел в совпрокат 6 апреля 1964 г.

Курский обком во всей красе:

1964 Курск3

Люди свободно ходят по Красной площади вдоль и поперёк.

https://visualhistory.livejournal.com/2189912.html


Метки:  

Загорск (Сергиев Посад), 1966 г.

Воскресенье, 18 Декабря 2022 г. 20:26 + в цитатник
Буду выкладывать некоторые особо интересные снимки из коллекции, которые скачал в полном размере.
Загорск (Сергиев Посад), Henri Dorion, Daniel Bédard (rédacteur), 1966 год:

1966 Загорск2

По моему сугубо личному мнению, после сноса этих рядов Сергиев Посад потерял половину своей живописности.

Второе фото скачал пока только в 1024 пикселя:


1966 Загорск

https://visualhistory.livejournal.com/2189441.html


Метки:  

Спас-на-Сенной в цвете, 1958 год

Воскресенье, 18 Декабря 2022 г. 19:32 + в цитатник
В дополнение к предыдущему посту. В коллекции оказались снимки разных лет, от 1958 до 1990, из тех, что успел увидеть.
В коллекции есть Баку, Гуниб, Дербент, Ереван, Казань, Киев, Курск, Ленинград, Москва, Новгород, Новосибирск, Петрозаводск, оба Ростова, Сочи, Суздаль, Харьков. Иногда путаница в названиях и датах. Например, Дербент указан как Махачкала.
Полноразмерное качество (3600 пикселей) скачивается очень долго через tif (некоторые более 40 мегов).
Откровением для меня стало первое (и единственное) цветное фото Спаса-на-Сенной в Питере, злодейки взорванного в 1962 г. и всё ещё не восстановленного.
Henri Dorion, Daniel Bédard (rédacteur), 1958 год:

Спаса-на-Сенной

К сожалению, фокусировка дала сбой!

https://visualhistory.livejournal.com/2189107.html


Метки:  

Новая коллекция снимков городов СССР 1960-х!

Воскресенье, 18 Декабря 2022 г. 18:29 + в цитатник
Кажется, у нас новое открытие!
Если в Гугл-поиске ввести Le monde en images - CCDMD Daniel Bédard, то появится замечательная коллекция снимков городов СССР 1960-х! Вроде можно скачать их в очень большом размере, но у меня сейчас что-то глючит Интернет, пока не могу ничего загрузить.

Новая коллекция

P.S. Открылось через другой браузер.
Вот, например, Киев 1966 года (3600 пикселей):

1966 Киев2

https://visualhistory.livejournal.com/2188849.html


Метки:  

Кадры Москвы из фильма "Испытание верности" 1954 г.

Суббота, 17 Декабря 2022 г. 14:04 + в цитатник
Очередная часть скринов. На сей раз из фильма "Испытание верности" 1954 г. Когда его наконец оцифруют и выложат в 4К, качество будет как у нормальных цветных фотографий.
А пока так. Но сюжеты есть интересные.

Вот тут, например, не сразу узнаешь Арбат (пешеходный с 1985 г.):

1954 Испытание верности6



Высотка на Котельнической наб.:

1954 Испытание верности

Интересный вид из Московского кремля со зданиями, которые разрушат в конце 1950-х для строительства сарая дворца съездов:

1954 Испытание верности2

Площадь 3 вокзалов:

1954 Испытание верности3

Садовое кольцо в сторону Смоленского бульвара:

1954 Испытание верности4

Самотёка, кажется:

1954 Испытание верности5

ГДРовский БМВ, которых поставили в СССР аж 10.000 штук:

1954 Испытание верности7

Я сделал лишь несколько скринов, в фильме таких сцен больше.

https://visualhistory.livejournal.com/2188765.html


Метки:  

Знаете ли вы малые города России? 6-й тур

Четверг, 15 Декабря 2022 г. 13:14 + в цитатник
В пятом туре нашей викторины "Знаете ли вы малые города России?" знатоки коллективными усилиями дали правильные ответы по всей десятке:
41. Енисейск
42. Зубцов
43. Черняховск (Инстербург)
44. Алексин
45. Углич
46. Кимры
47. Малоярославец
48. Тихвин
49. Старая Русса
50. Гагарин (Гжатск)

Поэтому в этот раз решил сделать суперсложный тур. Города, про которые мало кто знает, хотя сами виды старался подбирать "эталонные", максимально узнаваемые.
Посмотрим, удастся ли знатокам опознать хотя бы половину списка.

Город 51
Город 51

Город 52
Город 52

Город 53
Город 53

Город 54
Город 54

Город 55
Город 55

Город 56
Город 56

Город 57
Город 57

Город 58
Город 58

Город 59
Город 59

Город 60
Город 60

https://visualhistory.livejournal.com/2188314.html


Метки:  

Знаете ли вы малые города России? 5-й тур

Вторник, 13 Декабря 2022 г. 14:42 + в цитатник
Пора подвести итог четвертого тура нашей викторины "Знаете ли вы малые города России?".
На сей раз коллективными усилиями отгадали только 8 из 10.

Правильные ответы:
31 - Верея (памятник генералу Дорохову, герою войны 1812 г.);
32 - Павлово-на-Оке;
33- Боровичи (мост Белелюбского);
34 - Печоры Псковской обл. (вдалеке заметен Псково-Печерский монастырь);
35 - Правдинск (Фридланд);
36 - Торопец;
37 - Судиславль;
38 - Сольвычегодск (Введенский собор);
39 - Романов-Борисоглебск (официально всё ещё "Тутаев");
40 - Яренск (Архангельская область).

Странно, что не смогли опознать Павлово-на-Оке, тот самый, где делают ПАЗики для всей страны.
Удивительно получилось с Яренском. Его, как я и думал, никто не узнал, однако один из читателей предположил вятский Яранск! Это другой город в другом регионе, но названия почти совпали!

А у нас новый тур.

Город 41
Город 41



Город 42
Город 42

Город 43
Город 43

Город 44
Город 44

Город 45
Город 45

Город 46
Город 46

Город 47
Город 47

Город 48
Город 48

Город 49
Город 49

Город 50
Город 50

https://visualhistory.livejournal.com/2188091.html


Метки:  

Улицы мира 70 лет назад. 1952 год.

Воскресенье, 11 Декабря 2022 г. 22:21 + в цитатник
Сегодня в нашем проекте История улиц мира 1952 год.
Посмотрим, какими были улицы мира 70 лет назад.
Тогда мир находился на пике трамвайной эры, однако начало её заката уже обозначилось.

На этом историческом снимке мы видим двухпалубный лондонский трамвай с надписью "Последняя неделя трамвая. 5 июля мы скажем Лондону до свидания", 1952:

1952 London last tram

Наверное, под словом "гудбай" они имели в виду не "до свидания", а "прощай", но история сделала крутой вираж и в мае 2000 г. в Лондоне снова открылась трамвайная система!
А вот когда вернётся ликвидированный в том же 1952 году гаванский трамвай, этого сейчас никто предсказать не сможет.



Лондонские троллейбусы в 1952 году:

1952 London trolley

Эта экзотика продержалась ещё целых 10 лет, до закрытия системы в 1962 г.

1952 год запомнился Лондону самым сильным смогом 20 столетия:

1952 London The Great Smog

Перенесёмся в Париж, где была своя экзотика.

Потрясающее красивое фото - переполненные автобусы Парижа в 1952 г., фотограф Justin Locke:

1952 Paris Crowded buses by Justin Locke_2

Эта открытая задняя площадка имела какое-то особое очарование! До какого года ходили там такие автобусы? Мне кажется, они дотянули до середины 1960-х.

Другой "фишкой" Парижа были знаменитые уличные кафе. Спасибо барону Осману, что ширина тротуаров позволяла захватывать уличное пространство, так что ещё пешеходам оставалось место! Но огораживать столики забором они всё же не додумались. 1952 год:

1952 Paris Champs by Ed Kanouse

Столица Шотландии Эдинбург, главная улица Принцесс-стрит, 1952. Трамваи будут ходить по ней до 1956 г., пока их не вытеснят автомобили. Но в 2000е трамвайная "реконкиста" вернёт их на своё место. А теперь попробуйте представить, чтобы в каком-нибудь городе России по главной улице снова пустили трамвай? Невозможно!

1952 Edinburgh

Типичная сцена в послевоенном Гамбурге 1952 г., у главного вокзала. В СССР к тому времени такое было абсолютно немыслимо: чтобы у вокзала улица была незаасфальтирована?!

1952 Hamburg traffic on Steintordamm outside Hamburg Hauptbahnhof

В Хельсинки на главной улице тоже брусчатка, как и везде в Европе.
Mannerheimintie, 1952:

1952 Helsinki Mannerheimintie

Обратите внимание, что у трамвая выделенка!

Австрийский Инсбрук, фотограф Paul Almasy, 1952:

1952 Innsbruck by Paul Almasy

Что здесь вообще могло поменяться за 70 лет, кроме марок автомобиля и дизайна трамвая?

Тихий столичный Берн 1952-го:

1952 Bern Tower

Невероятно, но в Швейцарии даже развитие общественного транспорта определяется народом на референдуме!
2 и 3 декабря 1939 года избиратели города Берн приняли решение ввести троллейбусы в качестве третьего вида городского общественного транспорта. Система откралась в 1940 г. и с тех пор только процветает.

Транспорт Милана в 1952 г.:

1952 Milan

В Будапеште какой год не возьми, всегда в кадре будут жёлтые трамвай!
Зима 1952-го:

1952 Budapest fortepan

Перенесёмся в Западное полушарие.
США в 1952 г. производили автомобилей больше, чем весь остальной мир вместя взятый и имели соответствующий автопарк. После застоя 1940-х автобильный дизайон начинал стремительно меняться.
Чикаго, 1952:

1952 Chikago State Street

Несмотря на засилье автомобильного транспорта, скоростной трамвай Лос-Анджелеса ещё держался (метро появится только в 1990 г.).
Cahuenga Pass, 1952:

1952 LA Cahuenga Pass

Лос-Анджелес, Hollywood Boulevard и Highland, 1952:

1952 LA cross Hollywood Boulevard and Highland

Пассажирскую системы закрыли в 1961 г. С середины 1990-х в Лос-Анджелесе ведется упорная борьба за возвращение трамваев на центральные улицы города. Возможно, это случится в ближайшие годы.

Гораздо сложнее представить возвращение трамвая на Манхэттен.
Нью-Йорская площадь Таймсквер в 1952 году:

1952 NY Time square

Крутые улицы Сан-Франциско, 1952:

1952 SF

Соседняя с США Мексика уже задыхалась от избытка автотранспорта. Вот какой кошмар творился на центральной площади столицы Сокало в 1952 году:


1952 Mexico Zocalo Square

Мехико было почти невозможно отлитчить от мегаполисов США. Центральный проспект мексиканской столицы в 1952 году:

1952 Mexico1


1952 Mexico_2 (1)

Теперь отправимся на Восток.

Георграфически расположенный главной частью в Европе, Стамбул был всегда воротами Азии.
Фото исторической площади Каракой (Karakoy Meydani) передаёт напряженный ритм уличной жизни старого города, 1952:

1952 Istanbul, Karakoy Meydani

Это площадь снимали непрерывно 100 лет и печатали на открытках. Потом вдруг перестали. Вероятно, какое-то одно новое здание убило весь колорит места...
А трамвай в Стамбуле ходил до 1957 г. В 1990е его восстановили уже как историческую достопримечательность (в старом центре).

Бейрут представлял такую же причудливую смесь европейской урбанистической культуры и местной восточной экзотики, 1952:

1952 Beirut1

Трамвайная система в Бейруте открылась в апреле 1908 года и просуществовала до сентября 1965 года.

А это уже "колониальный" каирский трамвай в 1952 году:

1952 Cairo tram

Два лица Дамаска.
"Европейская" часть города с архитектурой модернизма и широченными улицами, 1952:

1952 Damascus

Старый город Дамаска, 1952:

1952 Damascus2

Трамвай в Дамаске ходил с 1907 по 1967 г.

Столица Кувейта в 1952 г. задолго до начала нефтяного бума впечатляет обилием дорогих авто новейших марок:

1952 KUWAIT The Oil Industry Safat Square by George Rodger

Манилу мы всегда узнаем по неподражаемым маршрутками "джипни", 1952:

1952 Manila street scene

Военный Сеул 1952 г., памятник японского колониального градостроительства:

1952 Seoul Bank

Обратите внимание на аккуратные газоны вдоль трамвайных путей. Независимые корейцы смогут дорасти до таких изысков благоустройства только где-то к 2010-м годам!

На главной улице Сеула только американские военные внедорожники и одинокий трамвай, фронт совсем рядом, 1952:

1952 Seoul Main Street

Ханой ещё под французами, поэтому студентки одеты весьма ярко и стильно, фотограф Baylor Roberts, 1952:

1952 Hanoi by Baylor Roberts

Столица "непотопляемого авианосца" Тайбэй в 1952 г. выглядит как японский колониальный город, основное средство передвижения - велосипед:

1952 Taipei MSA MAAG Bldg b1-2

Ну, или рикша:

1952 Taipei

Обратите внимание, с каким усердием подходили японцы уличному благоустройству ещё в начале 20 века даже на своих колониальных окраинах: широкий троуары выложены плиткой, грамотное озеленение, ливнёвка.


Токио, деловой квартал Гинза уже вполне ожил после американских ковровых бомбардировок напалмом, 1952:

1952 Tokyo Ginza District and Lion Beer Hall

Напалм не смог уничтожить почти все крупные каменные постройки довоенного времени. А вот строительный бум 1960-х сотрёт довоенный Токио с лица земли.
Токийский траффик 1952 года:

1952 Tokyo Ginza by  Lt. Woodrow

Как и довойны, на 90% Токио начала 1950-х состоит из деревянных хибарок:

1952 Tokyo Fruit Market

Закончим, как всегда, Советским Союзом.

Минск, привокзальная площадь, фотограф А.С.Дятлов, 1952:

1952 Минск. А.С.Дятлов3

Минск фактически строили заново. Обратите внимание, что даже в крупных городах СССР легковых машин на улицах было меньше, чем в любой самой бедной стране "Третьего мира".

Советская улица в Минске как эталон сталинского градостроительства, 1952:

1952 Minsk. Sovetskaja ulitsa

Москва. Площадь Дзержинского (Лубянка). Петков И., 1952:

1952 Площадь Дзержинского. Петков И.3а

Социалистическая реконструкция Москвы шла непрерывно и теперь это место практически неузнаваемо.
Москва. Сквер на Неглинной улице. Петков И., 1952:

1952 Сквер на Неглинной улице. Петков  И.2

Здесь хорошо видно, что пешеходы по-прежнему считают всё уличное пространство "своим" и переходят там, где им удобно.


Ленинград. Исаакиевская площадь из номера гостиницы Астория, фотограф Manhoff, 1952:

1952.05 Исаакиевская площадь из номера 275 гостиницы Астория2

Здесь в кадре сразу 4 легковушки, 3 из которых - "Победа".

Грибоедов канал и церковь Спаса-на-Крови, фотограф Manhoff, 1952:

1952.05 Грибоедов канал и церковь Спаса-на-Крови

После войны в СССР ещё лет 20-25 все грузовики будут красить в цвет хаки.

Предыдущие выпуски:

1934-36, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945, 1946, 1947, 1948, 1949, 1950, 1951, 1952, 1953, 1954, 1955, 1956, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961, 1962, 1963, 1964, 1965, 1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987-улицы мира/1987-улицы СССР, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2000, 2006


https://visualhistory.livejournal.com/2187934.html


Метки:  

Улица с трамвайными путями, 1957 г. Определим город?

Суббота, 10 Декабря 2022 г. 20:04 + в цитатник
А вот загадка посложнее. Разбирая архив Ивана Шагина на Госкаталоге, набрел на фото "Улица с трамвайными путями", 1957 г.
Вид очень колоритный, но совершенно неузнаваемый. Москва или ещё где-то, где был трамвай. Надежда на коллективный разум знатоков.
P.S. До чего дошёл прогресс! Место нашла новая интеллектуальная система поиска! Оказалось, Москва, Крестьянская площадь.

1957 Улица с трамвайными путями. Шагин

https://visualhistory.livejournal.com/2187326.html


Метки:  

Знаете ли вы малые города России? 4-й тур

Суббота, 10 Декабря 2022 г. 12:09 + в цитатник
Пора подвести итог третьего тура нашей викторины "Знаете ли вы малые города России?".
Коллективными усилиями отгадали 9 из 10. Один город так и остался неузнанным, хотя это красивый старинный город с большим архитектурно-историческим наследием.

Итак, правильные ответы:
21 - Белозерск;
22 - Тотьма;
23 - Мышкин;
24 - Рыльск;
25 - Олонец;
26 - Можайск;
27 - Юрьевец;
28 - Кашин;
29 - Кингисепп (Ямбург);
30 - Моршанск.

Живописный исторический Рыльск явно обойдён вниманием.

А теперь четвёртый тур. Решил составлять каждую десятку так, чтобы в ней были как "лёгкие", так и "сложные" для узнавания города. В этот раз один город точно никто не сможет отгадать))

Город 31
Город 31



Город 32
Город 32

Город 33
Город 33

Город 34
Город 34

Город 35
Город 35

Город 36
Город 36

Город 37
Город 37

Город 38
Город 38

Город 39
Город 39

Город 40
Город 40

https://visualhistory.livejournal.com/2187215.html


Метки:  

20 век в цвете. 1912 год. Краски мира 110 лет назад

Пятница, 09 Декабря 2022 г. 14:45 + в цитатник
Продолжение нашего проекта 20 век в цвете. 1912 год, краски мира ровно 110 лет назад!

К тому времени автохром ещё не успел "задавить" более старый и гораздо более качественный (но и более сложный) цветоделительный метод, поэтому в обзоре будут широко представлены обе эти технологии.
Правда, если говорить конкретно про 1912 год, то цветоделительный метод на тот момент применял только С.М. Прокудин-Горский, но география его путешествий и тематика съемок были настолько обширны, что на него придётся почти половина всего обзора.

Город Сараево, Австро-Венгерская империя, 15 октября 1912 года:

1912 15 октября Сараево Огюст Леон

Город, в котором спустя менее чем два года будет убита наповал "Прекрасная эпоха".
На снимке Огюста Леона (Auguste Leon) видны последствия пятивековой османизации Балкан.



Боснийский город Мостар (Австро-Венгрия) на фото того же автора, 1912:

1912 Mostar Auguste Leon


Берлин "Прекрасной эпохи", почтенная публика наслаждается жизнью в районе станции , озеро Stößensee, 1912:

1912 Berlin Pichelsberg, озеро St

Амстердам на фото 110-летней давности не слишком отличается от современного, только теперь дома красят поярче:

1912 Amsterdam2

Ещё "молодая" Эйфелева башня на снимке неизвестного автора 1912 года:

1912 Eifel

Французский портовый город Брест, фотограф Gervais-Courtellemont, 1912:

1912 Brest port de guerre vers 1912 Gervais-Courtellemont2


Междугородняя автобусная станция в бельгийском городе Гент, фотограф Alfonse Van Besten, 1912:

1912 Ghent by Alfonse Van Besten1

То же фото, обработанное Стюартом Хемфри (BabelColour, BaubleColour):

1912 Ghent by Alfonse Van Besten

Бытовые сцены из жизни европейцев 110 лет назад.

Стирка и отбеливание, фотограф Alfonse Van Besten, 1912:


1912 Alfonse Van Besten Washing and bleaching2


Дети играют во дворе (школы?), фотограф Alfonse Van Besten, 1912:

1912 Alfonse Van Besten Children at play

Дети у разводного моста в Волендаме, Голландия, 1912:

1912 Дети у разводного моста в Волендаме2

Раньше в Европе куда не пойди, кругом был сплошной этнопарк!

Трое детей и корова в Харлеммервег, Амстердам, 1912:

1912 Трое детей и корова в Харлеммервег, Амстердам

Дети и музыкальный центр, 1912:



Наряды "Прекрасной эпохи".
"Симфония в белом", фотограф Alfonse Van Besten, 1912:

1912 Symphony in White by Alfonse van Besten

Группа армянок в Стамбуле, фотограф Стефан Пассе, 1912:

1912 сентябрь Группа армянок в Стамбуле Стефан Пассе

Благодаря проекту "Архивы Планеты" французского банкира-мецената Альбера Кана мы можем увидеть в цветах автохрома не только Европу, но и Азию 110-летней давности.

Актер театра Но во время представления пьесы Мочизуки в Киото, фотограф Стефан Пассе (Stephane Passet), 1912:

1912 No theater actor during a performance of the play Mochizuki Kyoto Stephane Passet2


Три японских грации в Киото, 1912:

1912 Киото

То же фото, обработанное Стюартом Хемфри (BabelColour, BaubleColour):

1912 Киото2

Общий вид Пекина в 1912 г., фотограф Стефан Пассе (Stephane Passet):

1912 панорама Пекина2

Пекин, ворота Вечного Покоя (Yongdingmen), 1912:

1912 Pekin Yongdingmen Gate

Построены в 1553 г, в 1950е снесены как "мешающие трамвайному движению", в 2005 опять построены и теперь радуют своей древностью туристов:

1912 Pekin Yongdingmen Gate2

Пекин, ворота Zuoanmen, 1912:

1912 Пекин Zuoanmen

Житель Пекина в традиционной одежде, фотограф Стефан Пассе (Stephane Passet), 1912:

1912 Stephane Passet Chine0

Повозка с деревннями колёсами под Мукденом, Китай, фотограф Стефан Пассе (Stephane Passet), 1912:

1912 повозка под Мукденом

Это фото очень наглядно отражает уровень технологического развития Китая на тот момент. Где-то 13 век по европейским меркам.

Поселение кочевников во Внутренней Монголии, Китай, 1912:

1912 Поселение кочевников во Внутренней Монголии Китай

ВКС в Бадалинге, фотограф Стефан Пассе (Stephane Passet), 19 июля 1912:

Grossen Mauer in Badaling, China, 19. Juli 1912 by Stephane Passet

Далее идут снимки, сделанные С.М. Прокудиным-Горским в разных местах Российской империи.
К сожалению, Москву он не снимал, хотя его помощник в 1912 г. запечатлел там Новоспасский монастырь (как родовую усыпальницу бояр Романовых):

Новоспасский монастырь в Москве в 1912 году

Смоленск. Общий вид северной части с колокольни Успенского собора, 1912:

Общий вид северной части с колокольни Успенского собора

Станция Бородино со служебным вагоном Прокудина-Горского, 1912:

Станция Бородино


Город Двинск, бывший Динабург, 1912:

Двинск. Католический костел. 1912

Тюмень в 1912 году:

Тюмень в 1912 году

Теперь там река Тура - бетонные берега!

Центр будущего города Сочи, 1912:

Сочи в 1912 году

Один из центров курортной жизни Российской империи - местечко Боржом. Публика у Евгеньевского источника, 1912:

Евгениевский источник. Боржом

Только что построенный центр культурной жизни Баку (здание общественных собраний), 1912:

Баку в 1912 году

В советское время это бы назвали "дворцом культуры".

Крупнейший нефтяной терминал России, город Батуми, 1912:

Батум Нобелевский городок с форта II

Батуми теперь не узнать:

2019 Батуми2

А вот центр Сухума изменился за 110 лет не так радикально:

Вид Сухума в 1912 году

Гагры. Новая гостиница, 1912:

Гагры. Новая гостиница

Единственный автомобиль, который попал в кадр Прокудина-Горского (на 2700 снимков Российской империи)!

Тифлис в 1912 году:

Тифлис в 1912 году

Гречанки на сборе чая, Чаква, Батумский округ, 1912:

Группа рабочих на сборе чая. Гречанки. Чаква

Незадолго до революции Россия смогла создать собственную индустрию по производству чая на Кавказе.

Развесочное отделение на чайной фабрике в Чакве, Батумский округ, 1912:

Чаква. Развесочное отделение

Армянки в районе города Артвина, 1912:

Армянки

Курдская женщина с детьми. Артвин, 1912:

Курдская женщина с детьми. Артвин

Город Артвин по итогам бурных событий 1914-1920 гг. забрали обратно турки.

Предыдущие выпуски:

1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914, 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934, 1935, 1936, 1937, 1938, 1939-мир/1939-война, 1940-мир/1940-война, 1941-война/1941-мир, 1942-война/1942-мир, 1943-война/1943-мир, 1944-война, 1945 война/1945 мир, 1946, 1947/СССР-1947, 1948, 1949/СССР-1949, 1950/СССР-1950, 1951, 1952/СССР-1952, 1953/СССР-1953/США-1953, 1954/СССР-1954, 1955/СССР-1955, 1956/СССР-1956, 1957/СССР-1957, 1958/СССР-1958, 1959/СССР-1959, 1960, СССР-1960, 1961/СССР-1961, 1962, 1963/СССР-1963, 1964, 1965/СССР-1965, 1966/СССР-1966, 1967/СССР-1967, 1968/СССР-1968, 1969/СССР-1969, 1970, СССР-1970, 1971/СССР-1971, 1972, 1973/СССР-1973, 1974, 1975, СССР-1975, 1976/СССР-1976, 1977/СССР-1977, 1978/СССР-1978, 1979,/СССР-1979, 1980, СССР-1980, 1981/СССР-1981, 1982, 1983, 1984/СССР-1984, 1985, 1986/СССР-1986, 1987/СССР-1987, 1988/СССР-1988, 1989/СССР-1989, 1990/СССР-1990, 1991/СССР-1991, 1992/СНГ-1992, 1993, 1994/РФ-1994, 1995/РФ-1995, 1996/РФ-1996, 1997/РФ-1997, 1998/РФ-1998, 1999/РФ-1999, 2000

https://visualhistory.livejournal.com/2186843.html


Метки:  

Неизвестные снимки Москвы 1855 г. Ивана Бианки

Среда, 07 Декабря 2022 г. 12:39 + в цитатник
Невероятно, но нашлись сразу два неизвестных снимка Москвы 1855 г. Ивана Бианки! До сих пор было выявлено только 5 его московских работ.

Первое с Госкаталога.
Москва. Кремль. Вид Кремля с Москвы-реки (Восточная сторона). И. Бианки, 1955:

1855 Москва. Кремль. Вид Кремля с Москвы-реки (Восточная сторона). Бианки

Второе из фондов луганской библиотеки.
Это старейшее известно фото церкви Рождества в Путинках!


1855 Москва. Церковь в Путинках. Бианки

1855 г., старее только рисунки.

Третье фото, с домом Пашкова, было известно и ранее, но мне удалось найти более высокое разрешение:

1855 Дом Пашкова Ivan Bianchi2

Снимкам почти 170 лет.

https://visualhistory.livejournal.com/2186428.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_visualhistory
Страницы: 233 [232] 231 230 ..
.. 1 Календарь