-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_vasily_sergeev

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.04.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 66




Хлеб наш насущный - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://vasily-sergeev.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss/??ac108cb0, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Без заголовка

Четверг, 23 Сентября 2021 г. 19:00 + в цитатник


Хорошие песни
Старея, становлюсь сентиментальным и глупым до такой степени, что готов вспоминать, какие песенки предпочитал в детстве. Как ни странно, моя десятка любимых песен тех времён на самом деле хороша, даже по нынешним меркам. Все они в очень современной манере, сейчас её называют baroque pop и она популярна в основном в Японии. В моём "топ-списке" совсем нет песен, предназначенных для детей или обращённых к детям. Хотя я очень любил "Оранжевую песенку" и "Зачем?" в исполнении Ирмы Сохадзе (и вообще Ирму, у неё замечательная мурлыкающая манера), "Выходной" Нины Бродской и даже "Лесной олень", спетый Аидой Ведищевой (сам фильм про ох-уж-эту-Настю мне не нравился), но даже такие хиты для меня были всё же во втором десятке. Да, я обожал "Пионерскую походную" на слова Сергея Михалкова, яркую, маниакально восторженную песню про распахнутые горизонты, но даже её мне не приходило в голову напевать для собственного удовольствия, под настроение. Зато взрослая поп-эстрада находила отклик в моей душе.

1. На первом месте, разумеется, "Каникулы любви", она же "Песня о счастливой любви". В оригинале о "соли на твоей загорелой коже" пел японский дуэт, который в СССР обозвали "Сёстры Дза Пинац", очень красиво, но я в детстве оригинал ни разу не слышал. Зато советский перепев вводил меня буквально в экстаз. "У моря, у синего моря!" Так что, когда, уже в этом тысячелетии, японские девчонки группы W возродили старый хит, это привело меня в буйный восторг.



2. Рядом, на том же уровне, песня с другой стороны той же пластинки – "Белых роз лепестки" (композитор Хатидай Накамура, я долгое время считал, что сие есть композиция японской поп-группы "Блю Джинс", но на самом деле это не так), тоже в более чем вольном переводе Леонида Дербенёва, тоже в исполнении Нины Пантелеевой.

3. Третье место, неизменно, "Маленький принц" Микаэла Таривердиева и Николая Добронравова. Это песенка из небрежно снятого детского шпионского фильма "Пассажир с "Экватора". Но бессмертие "Маленький принц" обрел в фильме-концерте "Монолог" 1970, где песню ре-интепретировала Елена Камбурова. Да, здесь всё выписано каллиграфически, стремительно и элегантно, слегка манерно, как и должно быть, идеально совпадая с песней. Интересно, что Добронравов написал чуть больше, чем обычно исполняется, и именно тот куплет, в котором происходит смысловой твист песни, выпал из большинства исполнений:

В детстве оставлены давние друзья,
Жизнь – это плаванье в дальние края.
Песни прощальные, гавани дальние,
В жизни у каждого сказка своя.




4. Затем, разумеется, незабываемая "Песня о первой любви (Чайки за кормой верны кораблю)" Андрея Петрова из солнечного советско-югославского фильма "Попутного ветра, "Синяя птица", который снимался в Далматии, как раз в тех местах, где я только что проводил свой отпуск. В фильме песню пела Радмила Караклич, а кроме того, там можно было полюбоваться на великолепного мима Бориса Амарантова – редкое удовольствие.



5. И опять Микаэл Тариведиев! Песня Дуранданте в фильме "Король-Олень", забавно-мрачная притча о том, что зло творить легче, чем добро. Я помню, как в пионерском лагере "Сатурн", прохладным вечером, в сумерках корабельных сосен, эту песню пели две красивые девочки из "среднего" отряда.



6. Но не только лиризм и меланхолия царили в моей душе в возрасте от 4 до 12 лет! Почётное пятое место во дворце моей памяти занимает лихой пиратский гимн из "Острова сокровищ" 1937 года. "Йо-хо-хо! Веселись, как чорт!" Я запомнил песню навсегда, хотя видел этот фильм лишь однажды, потому что уже в 1971 году он был заменён новой, удивительно стерильной, экранизацией, впрочем, с прекрасной музыкой Алексея Рыбникова. Старый фильм я смотрел во время сеанса "кинопередвижек" - со сталинских времён по умирающим колхозам и всяким забытым местам колесили полутонки с кинопроектором, яуфами дряхлых кинокопий и свернутым в трубку заштопаным экраном. Когда-то они обеспечивали советских людей идеологической жвачкой, а потом превратились в глубокую архику, настолько никому не нужную, что её просто забыли отменить. И вот, в конце 60-х, на задворках станции Рязань-Сортировочная, во дворе между серебряными от старости бараками сороковых годов, на летней эстраде под огромным тополем, вешали экран и показывали нам старые, старые фильмы "Александр Невский", "Встречный", "Волга-Волга", "Чапаев", "Суворов", "Дети капитана Гранта" и – "Остров сокровищ".



7. Снова Елена Камбурова, снова меланхолия и откат. Да, песня опять-таки не с эстрады, но, для разнообразия, не из фильма, а из радиопостановки Лии Веледницкой "Дикая собака динго" с Ией Савиной, Олегом Ефремовым, Олегом Табаковым и Консовским от автора. Грандиозно! Песня Новеллы Матвеевой о странах, лежащих за горизонтом. Это одна из лучших композиций советского радио.

8. Ещё немного депрессии, но такой уж я был ребёнок, любил драму. Можно ли забыть "Тяжёлым басом ревёт фугас, ударил фонтан огня..."? Это незабываемо. Куль, культ, культ – песня из фильма Теодора Вульфовича и Никиты Курихина "Последний дюйм", а композитор Моисей Вайнберг, а поэт Марк Соболь, а поёт бас-профундо Михаил Рыба (который, помимо прочего, озвучивал эзотерический мультфильм Василия Ливанова "Самый, самый, самый"). Пафос этой песни заключался в радикальном отрицании пафоса, и мне очень нравилось такое противоречие, хотя я, конечно, в детстве не так всё формулировал.



9. И, разумеется, культом для меня был вокальный квартет "Аккорд", причём все их номера. Но больше всего я любил напрочь забытую к 70-м годам песню "Хоровод (Шейк под балалайку)", странную софт-панк-композицию, соединяющую фольк, рок-н-ролл и евро-поп. Эта песня - уникальное явление в советской эстрадной музыке, не имевшее никакого развития. Эйфория, агрессия, стремительное переключение стилей, это было именно то, что мне нужно.

10. А кончилось детство для меня с песней "Золушка", спетой Людмилой Сенчиной. Это уже 1973 год, когда все морские горизонты, фонтаны огня и любви уплывали в галлюционоз. Иногда из снов, из ментального пространства изменённого сознания выпадал какой-нибудь артефакт – хрустальный башмачок, чья-то улыбка или случайный взгляд, но даже мне, мальчику накануне взросления, было ясно, что реальностью не надо связывать никаких надежд.

И потому моим первым и главным тинейджерским хитом стали анархистские зонги из "Дорогого мальчика" Стефановича.





medlenic
Тяжелым басом гремит фугас! Эта вещь меня сопровождает все годы
И вот вам в добавку:



А "Будет ласковый дождь" в исполнении Камбуровой вас не задела? Я много лет слушал ее в мрачные минуты.



Более оптимистична "Куда уходит детство" : "...и по сугробам белым/ и по лужам у ручья/ Будет кто-то бегать/ Но не я..."

https://vasily-sergeev.livejournal.com/12349301.html


Мои твиты

Четверг, 23 Сентября 2021 г. 12:01 + в цитатник

https://vasily-sergeev.livejournal.com/12349142.html


Метки:  

Спорт превращает людей в умственных калек

Четверг, 23 Сентября 2021 г. 07:00 + в цитатник

Ученые из Бостонского университета после нескольких лет исследований назвали виды спорта, которые чаще других способствуют развитию болезни Паркинсона. В этот список вошли бокс, футбол и хоккей.

Стало известно, что ученые привлекли к исследованию более 700 человек, у которых были обнаружены признаки болезни Паркинсона. Сообщается, что люди, которые занимались уже упомянутыми тремя видами спорта, в шесть раз чаще остальных были подвержены деменции. Данные были подтверждены в ходе анализа магнитно-резонансной томографии добровольцев.

При болезни Паркинсона начинается гибель клеток черной субстанции головного мозга, которые ответственны за мотивацию, обучение и, самое главное, за движение и ориентацию в пространстве. На сегодняшний день врачи продолжают поиски причин гибели нейронов.

Стало известно, что многие известные личности были подвержены болезни Паркинсона. Среди них Сальвадор Дали, Майкл Джей Фокс, Оззи Осборн, Ясир Арафат. У боксера-профессионала Мохаммеда Али заболевание развивалось как раз на фоне его карьеры в большом спорте.

Медицинское издание Journal of the American Medical Association опубликовало исследование 38 боксеров, в том числе Мохаммеда Али, у которых были найдены нарушения в работе головного мозга. Тогда врачи писали о вреде занятия боксом и подписали петицию о его запрете. Несмотря на заболевание Паркинсона, Мохаммед Али выступал против данного запрета, объясняя это тем, что бокс является неотъемлемой частью его жизни и жизни многих спортсменов.

Согласно статистическим данным, в мире более двух миллионов человек страдают от заболевания Паркинсона. В России число заболевших составляет примерно 210-220 тысяч человек. Болезнь является неизлечимой.

Источник: ОРЕАНДА

См. так же здесь, здесь, здесь и здесь.

https://vasily-sergeev.livejournal.com/12348710.html


Метки:  

Про худых юношей и девушек и про спортивных мужчин и женщин

Среда, 22 Сентября 2021 г. 17:26 + в цитатник


На вопрос, что эффективнее для здоровья, худеть или заниматься спортом, обычно отвечают: и то и другое. Однако исследователи из Бристольского университета (Великобритания) сделали выбор — и он оказался не в пользу наращивания мышц.

В исследовании приняли участие более 3200 британцев, родившихся в 1990-х годах. Ученые обнаружили, что у тех из них, кто был худым, значительно реже к 25 годам возникали такие факторы риска инфаркта и инсульта, как повышенный сахар в крови, ненормально высокий уровень "плохого" холестерина и воспалительные явления в сосудах.

Участники эксперимента прошли сканирования для оценки уровня липидов и мышечной массы в возрасте 10, 13, 18 и 25 лет. Сила тестировалась дважды — в 12 и 25 лет. В 25 лет всем им провели исследование, в ходе которого оценили около 200 метаболических факторов, которые влияют на возникновение заболеваний сердца и на другие проблемы со здоровьем. Среди них — хорошо известные инсулин, С-реактивный белок, холестерины, триглицериды, глюкоза, креатинин и аминокислоты с разветвленной цепью.

Вывод бристольских ученых, ясное дело, не покажется правильным любителям спорта и фитнеса. Но тут уж другая причина: слабая способность спортивных тел мыслить.

По материалам статьи Body muscle gain and markers of cardiovascular disease susceptibility in young adulthood: a cohort study; Joshua A. Bell, Kaitlin H. Wade, Linda M. O’Keeffe, David Carslake, Emma E. Vincent, Michael V. Holmes, Nicholas J. Timpson, George Davey Smith; журнал PLOS Medicine, сентябрь 2021 г.

Дополнение:
Еще надо пояснить, что мышцы не используемые постоянно, то есть, именно накачанные спортом, всегда постепенно теряют актин и миозин, при этом они становятся пустыми клетками которые тут же заполняются жиром. Если вновь потренироваться появится новый слой мышц, но жировые клетки никуда не исчезнут. Так получается "беконная" структура мышц: прослойка мышц - прослойка жира. Отсюда и "пивные животы" у облазателей мощного пресса... Пиво тут абсолютно не при чём, если человек не качал мышцы, оно не создаст таких животов.


https://vasily-sergeev.livejournal.com/12348605.html


Метки:  

Мои твиты

Среда, 22 Сентября 2021 г. 12:01 + в цитатник

https://vasily-sergeev.livejournal.com/12348361.html


Метки:  

Без заголовка

Среда, 22 Сентября 2021 г. 11:52 + в цитатник
Почему экономика "по Марксу" - экономика без собственников и без собственности - нежизнеспособна, и ведет только к более или менее быстрому разорению "отдавшейся во власть Маркса" страны? Объясняю на пальцах. Или у меня есть личный интерес в деле и я работаю от зари до зари без понуканий, но тогда собственность священна и это капитализм. Или у меня нет личного интереса, и тогда меня надо либо убедить, либо заставить работать. Так вот, практика всех стран "победившего социализма" показала, что суммарные расходы на "убедить либо заставить" (на всех этих пламенных чекистов и вдохновенных писак с Лениным в башке и с наганом в руке") далеко превосходят то, что могли бы отнять у рабочих сами "частные хозяйчики", "эксплуататоры" и те де. Ниже расшифровывается часть этого тезиса на материалах пропагандонов.


50 лет назад, в сентябре 1958 года, идеологическая комиссия ЦК КПСС решила принудительно выкупить авторские права у наследников Алексея Толстого. Обозреватель "Власти" Евгений Жирнов разбирался в том, почему потомков создателя Буратино решили оставить с носом.

"Материальная поддержка вплоть до субсидий"

Осенью 1958 года вся культурная Москва была потрясена известием о самоубийстве известной переводчицы Александры Кривцовой и ее мужа — одного из лучших переводчиков страны Евгения Ланна. Ходили слухи о том, что у Кривцовой нашли рак и она, боясь мучений, решила уйти из жизни. А не представлявший себе жизни без жены Ланн последовал ее примеру.

Однако у этой версии были некоторые изъяны. Супруги, мягко говоря, не имели материальных проблем и могли позволить себе долгую и относительно безболезненную для Кривцовой борьбу с болезнью. К примеру, Ланн вот-вот должен был получить гонорар за издававшееся при его активном участии тридцатитомное собрание сочинений Чарльза Диккенса — 800 тысяч рублей (для сравнения: только что появившаяся в продаже мечта всех автолюбителей страны "Волга" стоила 25 тысяч). Такое богатство, разумеется, не могло не вызывать злобы и зависти в литературной среде, так что супругов, отличавшихся, по воспоминаниям знавших их людей, нервозностью, к роковому решению вполне могли подтолкнуть тайные завистники. К тому же в ЦК КПСС в это время рассматривался вопрос о том, платить ли Ланну положенные ему по закону невероятно большие деньги. Так что его крайне своевременный уход из жизни позволял сэкономить немалые средства.

Вопрос о том, как и сколько платить деятелям культуры, встал перед большевиками вскоре после разгона избранного народом Учредительного собрания. Они сознавали, что всякая нелегитимная власть чего-то стоит лишь в том случае, если умеет себя прославлять. И потому наряду с уничтожением явных и тайных врагов нового строя взялись за привлечение на свою сторону представителей творческой интеллигенции, известных как в СССР, так и в остальном мире. Их слово в поддержку большевиков дорогого стоило, и советское руководство было готово достаточно дорого за него платить. Так, деятелей науки и культуры, приходивших в голодные годы гражданской войны на поклон к Ленину и другим большевистским руководителям, обеспечивали пайками.

Чтобы гарантировать лояльность знаменитостей, им выдавали охранные грамоты на обширные квартиры и особняки, и никакие ответственные низовые товарищи уже не могли их уплотнить в соответствии с законами революционного времени. Так, звезда мировой величины певец Федор Шаляпин жил в своем московском особняке на Новинском бульваре до самого отъезда на зарубежные гастроли в 1922 году, из которых в СССР он уже не вернулся. Другому известному во всем мире москвичу — режиссеру Константину Сергеевичу Станиславскому — вместо дома в Каретном ряду, изъятого под гараж Совнаркома, советская власть предоставила особняк в Леонтьевском переулке. Обширную недвижимость позднее пожаловали и видным писателям — буревестнику революции Горькому и чуть было не погрязшему в контрреволюции Алексею Толстому.

Не обходили звезд и денежными выплатами. К примеру, в 1922 году с Горьким заключили договор об издании собрания сочинений. Причем на лучшей бумаге и полиграфической базе — в Германии. Грандиозным для своего времени стал и гонорар предпочитавшего жить за границей пролетарского писателя — 100 тысяч золотых рублей, которые совсем не просто было найти в только что пережившей войну и голод стране.

Вопрос о менее заметных в культурных кругах деятелях искусства в конце июня 1922 года поставил на повестку дня Политбюро Лев Троцкий. В письме коллегам он писал:

"Мы, несомненно, рискуем растерять молодых поэтов, художников и пр., тяготеющих к нам. Никакого или почти никакого внимания к ним нет, вернее сказать, внимание к отдельным лицам проявляется случайно отдельными советскими работниками или чисто кустарным путем. В материальном смысле мы даже наиболее даровитых и революционных толкаем к буржуазным или враждебным нам издательствам, где эти молодые поэты вынуждены равняться по фронту, т. е. скрывать свои симпатии к нам... Вопрос о форме поддержки молодых поэтов подлежит особому рассмотрению. Лучше всего, разумеется, если бы эта поддержка выражалась в форме гонорара (индивидуализированного), но для этого нужно, чтобы молодым авторам было где печататься. "Красная Новь" ввиду ее чисто партийного характера — недостаточное для них поле деятельности. Может быть, придется создать непартийный, чисто художественный журнал под общим твердым руководством, но с достаточным простором для индивидуальных "уклонений"... Во всяком случае, на это придется, очевидно, ассигновать некоторую сумму денег".

Обычно любые предложения Троцкого Сталин встречал в штыки, но вскоре неожиданно для всех члены Политбюро получили сталинское письмо, где говорилось о полной поддержке этого замысла:

"Возбужденный тов. Троцким вопрос о завоевании близких к нам молодых поэтов путем материальной и моральной их поддержки является, на мой взгляд, вполне своевременным. Я думаю, что формирование советской культуры (в узком смысле слова), о которой так много писали и говорили одно время некоторые "пролетарские идеологи" (Богданов и другие), теперь только началось. Культура эта, по-видимому, должна вырасти в ходе борьбы тяготеющих к советам молодых поэтов и литераторов с многообразными контрреволюционными течениями и группами на новом поприще. Сплотить советски настроенных поэтов в одно ядро и всячески поддерживать их в этой борьбе — в этом задача... Материальная поддержка вплоть до субсидий, облеченных в ту или иную приемлемую форму, абсолютно необходима".

Против такого единства вечно боровшихся друг с другом противоположностей остальные члены Политбюро, естественно, устоять не могли, и после обсуждения и небольших споров вопрос о помощи лояльным литераторам путем выплат гонораров был решен.

"Писатель Симонов получил около 2500 тыс. рублей"

Вопреки воле вождя мирового пролетариата важнейшим из пропагандистских искусств в 1920-1930-е годы стало вовсе не кино, для которого не хватало ни проекционного оборудования, ни копий фильмов. И даже не цирк, упоминания о котором пропагандисты вымарывали из ленинской цитаты: цирковые труппы выступали только в более или менее крупных городах, где обеспечивались приличные сборы. Зато профессиональные, полупрофессиональные и совершенно дилетантские театры и драматические студии существовали везде. И чтобы обеспечить весь этот пропагандистский актив идейно выверенным репертуаром, партия пошла на создание особых материальных условий для правильно пишущих драматургов. В 1924-1925 годах наркоматы просвещения союзных республик обязали театры заключать с авторами договоры на постановку пьес и выплачивать процент от сборов. В кратчайшие сроки наиболее скоропишущие драматурги превратились в богатейших людей страны.

Их стремительное обогащение раздражало всех — от актеров и режиссеров до членов Политбюро. Известная своими едкими высказываниями актриса Фаина Раневская говорила: "А драматурги неплохо устроились — получают отчисления от каждого спектакля своих пьес! Больше ведь никто ничего подобного не получает. Возьмите, например, архитектора Рерберга. По его проекту построено в Москве здание Центрального телеграфа на Тверской. Даже доска висит с надписью, что здание это воздвигнуто по проекту Ивана Ивановича Рерберга. Однако же ему не платят отчисления за телеграммы, которые подаются в его доме!"

Недовольство нарастало и в рядах партийного и советского чиновничества. По установленной в 1933 году сетке окладов ответственных работников их месячный заработок колебался от 250 до 500 рублей, в то время как драматурги зарабатывали тысячи. Однако Сталин был против ликвидации созданной им системы стимулирования творцов. Ему нравилось, что маститые и молодые литераторы присылали ему пьесы, униженно молили о прочтении и одобрении и незамедлительно выполняли любые указания о правках. Поэтому Сталин, чтобы избежать дискуссий, применил ловкий аппаратный маневр. Уезжая в 1933 году в отпуск, он поручил остающимся товарищам разработать предложения об изменении способа оплаты труда драматургов. В сентябре 1933 года Каганович написал отдыхающему вождю:

"Кончили мы наконец разработку постановления об оплате драматургов. Мы предлагаем целиком отменить существующую систему оплаты, по которой авторы вступают в непосредственную сделку с театром, имеющим монополию на премьеру, и получают от театра процентные отчисления от валового сбора по количеству актов в пьесе, по 1,5% за акт. Следовательно, пятиактовая пьеса дает 7,5% от сбора. В результате при большой театральной сети и еще большем спросе авторы загребали за один год по 45-50 т. рублей, то же повторяется и на следующий год за ту же пьесу. Мы предлагаем государству в лице специальной комиссии или комитета приобретать целиком за единовременную уплату ту или иную пьесу, оплачивая в зависимости от качества от 5 до 50 тысяч, я сомневался в цифре 50 тысяч, но это ведь единовременная уплата, и больше он не получит, кроме возможного гонорара за издание книги для чтения... На всякий случай, если бы была признана нежелательной такая коренная ломка, мы приготовили второй возможный вариант, с оставлением измененной старой системы с сокращением отчислений".

Вождь ответил, что вопрос важный, и попросил отложить его до своего возвращения. А после его приезда в Москву вопрос о драматургических гонорарах так и не был включен в повестку Политбюро. Так что авторам пьес продолжали завидовать все, вплоть до живого классика советской литературы Михаила Шолохова. В 1950 году, отправляя в "Правду" телеграмму с просьбой оплатить заказанную газетой статью, он написал: "Гонорар не получен. Скромно напоминаю, что я не драматург. Привет. Шолохов".

В том же году новую атаку на заработки драматургов и иных творцов, любящих легкие деньги, предприняли руководители союзов писателей и композиторов вместе с секретарем ЦК и заведующим отделом агитации и пропаганды Михаилом Сусловым. Проблема из чисто политической стала еще и экономической, поскольку только за 1949 год отчисления от спектаклей и концертов в пользу авторов составили грандиозную сумму — 35 миллионов рублей.

В сентябре 1950 года вопрос рассматривался на Политбюро, но Сталин отдыхал на юге, и, зная его отношение к этой проблеме, соратники не решились принять какое-либо решение. В итоге вопрос "Об извращениях в выплате авторского гонорара за право публичного исполнения литературно-драматических и музыкальных произведений" отправили на доработку.

Назначенная комиссия во главе с Сусловым к октябрю подготовила обширную записку, в которой говорилось:

"Комиссия по поручению Политбюро ЦК ВКП(б) рассмотрела вопрос о серьезных извращениях в оплате труда авторов за публичное исполнение их драматических и музыкальных произведений и представляет на Ваше рассмотрение соответствующий проект постановления.

Оплата труда авторов драматических и музыкальных произведений складывается главным образом из процентных отчислений со сборов за публичное исполнение произведений.

Действующая в настоящее время система процентных отчислений предусматривает выплату драматургам, переводчикам и инсценировщикам за публичное исполнение их произведений 1,5 процента со сбора за каждый акт пьесы, идущей в театрах РСФСР, независимо от общего количества осуществленных постановок. В среднем за пьесу автор получает от 4,5 до 7,5 процента с валового сбора. Оперным композиторам в большинстве республик за четырехактную оперу выплачивается 5,25 процента от сбора, либреттистам — 2,75 процента; авторам симфонических и камерных произведений — 2 процента, авторам текстов и музыки массовых песен — по 1,5 процента. Такие отчисления авторы получают пожизненно, а после их смерти отчисления в течение 15 лет получают наследники...

Установленное пожизненное (с правом наследования) процентное отчисление дает возможность некоторым авторам получать в течение многих лет большие суммы гонорара за одно и то же произведение. Поактная же выплата гонорара приводит к тому, что авторы стремятся создать сценические произведения с возможно большим количеством актов, руководствуясь при этом не художественными соображениями, а интересами личной наживы.

Сложившаяся практика процентных отчислений приводила к непомерному обогащению отдельных драматургов, переводчиков и инсценировщиков. Так, драматург Барянов за публичное исполнение написанной им пьесы "На той стороне" получил только в 1949 году около миллиона (920,7 тыс.) рублей процентных отчислений. Драматург Софронов в том же году получил 642,5 тыс. рублей, братья Тур — 759 тыс. рублей. Писатель Симонов получил процентных отчислений за четыре последних года около 2500 тыс. рублей.

Получая из года в год за исполнение своих произведений огромные суммы, некоторые авторы перестают работать над повышением своего мастерства и не создают новых высокохудожественных драматургических произведений.

Еще большие извращения существуют в оплате труда переводчиков и инсценировщиков, которые получают процентные отчисления наравне с авторами оригинальных произведений. Так, переводчица Мингулина за перевод пьесы "Глубокие корни" в течение трех последних лет получила 810 тыс. руб., Рубинштейн за переводы и переделки венских оперетт — 670 тыс. руб., переводчица Зубова за перевод "Пигмалиона" Б. Шоу получила за последние четыре года 588 тыс. руб., переводчик Желябужский за инсценировку романа "Овод" Войнич за два с половиной года — 650 тыс. руб.; Щепкиной-Куперник за переводы нескольких произведений Шекспира и Шиллера за последние четыре с половиной года выплачено в виде процентных отчислений около 1300 тыс. рублей.

Переводами пьес, либретто опер и музыкальных комедий зачастую занимаются малоквалифицированные люди, во многих случаях даже не знающие иностранных языков. Пользуясь существующими старыми переводами, они вносят в них незначительные изменения и становятся авторами и соавторами произведений, получая большие суммы по процентным отчислениям. Эта группа авторов, не обладая талантами и способностями к созданию оригинальных произведений и занимаясь переделками переводов и инсценировками зачастую низкого качества, ведет паразитическое существование за счет государства. Так, например, некий Архипов (Зайцев), не зная ни одного иностранного языка, получил крупные суммы за незначительные и ненужные переделки переводов пьес К. Гольдони "Слуга двух господ", "Трактирщица", пьес Шиллера "Коварство и любовь", "Разбойники" и других...

Существующая система процентных отчислений в то же время ущемляет интересы драматургов и композиторов тех союзных республик, в которых имеется сравнительно небольшая сеть театрально-зрелищных учреждений.

При нынешней системе оплаты авторского труда не стимулируется также творчество в области оперной и симфонической музыки, так как оперные и симфонические произведения исполняются значительно реже, чем произведения легкой, развлекательной музыки. Вследствие этого, например, композитор Шостакович за созданное им высокоидейное и художественное произведение — кантату "Песнь о лесах" получил авторских процентных отчислений за год только 144 рубля и 10 тыс. рублей за ее издание, в то время как авторы легкой, развлекательной музыки получают большие суммы авторских отчислений".

Комиссия Суслова подготовила и свой вариант решения проблемы. Предлагалось обложить все зрелищные учреждения специальным дополнительным налогом, из средств от сбора которого авторам выплачивались бы единовременно гонорары. Правда, по расчетам той же комиссии, эти расходы на 1951 год должны были составить 38 миллионов рублей, что было на 3 миллиона больше, чем траты на гонорары в 1949 году. Так что выгода от перестройки системы выглядела весьма сомнительной. Еще более сомнительным выглядело то, что Сталин даст согласие на эти изменения.

Столь же безуспешной оказалась следующая попытка Суслова обуздать финансовые аппетиты "инженеров человеческих душ" — авторов романов и пьес. Рассмотрение вопроса о гонорарах писателям Политбюро поручило Анастасу Микояну, который со свойственной ему ловкостью смог положить дело под сукно.

Нужно признать, что писатели, ученые и их наследники в полной мере воспользовались ситуацией. Яков Кранцфельд — племянник известного советского историка академика Евгения Тарле — вспоминал, как бывший помощник президента Академии наук СССР Андрей Чернов провернул дело с изданием собрания сочинений Тарле:

"Чернову удалось не только протащить большой объем собрания, но и за взятки, как он говорил, увеличить его тираж до 30 тыс. экз. (один академический тираж научного издания в академическом издательстве составлял тогда 10 тыс. экз.), что увеличивало гонорар на 160%".

"Увеличивает и без того огромные суммы гонорара"

Время сусловского реванша наступило после прихода к власти Хрущева. При слабо разбирающемся в марксистско-ленинских догматах первом секретаре ЦК Суслов превратился в верховного жреца коммунистической идеологии и главного толкователя классиков. Кроме того, он возглавил комиссию ЦК по идеологическим вопросам, решения которой практически без правки проштамповывались Секретариатом ЦК и становились обязательными для всех постановлениями ЦК КПСС.

В 1958 году для проведения реформы гонорарной системы сложились подходящие условия. Книготорговые организации, поверив в оттепель и ослабление тотального идеологического контроля, попытались перевести торговлю книгами на коммерческие рельсы. В августе 1958 года заместитель заведующего отделом пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам Алексей Романов и заведующий отделом культуры ЦК КПСС Дмитрий Поликарпов направили в идеологическую комиссию записку о подписке на собрания сочинений:

"Как показала проверка, в проведении подписки на собрания сочинений имеют место серьезные ошибки, объясняющиеся неправильным подходом к этому делу со стороны Министерства культуры СССР. В декабре 1956 года приказом N389 была введена так называемая "свободная" подписка на собрания сочинений художественной литературы. При этом издательствам вменялось в обязанность: "1) Как правило, устанавливать тиражи на подписные издания после проведения подписки Главкниготоргом. На издания, пользующиеся повышенным спросом, тиражи устанавливать по согласованию с Главкниготоргом".

Таким образом, важнейшее дело установления тиражей на подписные издания Министерством культуры было полностью передоверено Главкниготоргу, который, руководствуясь чисто коммерческими соображениями, стал диктовать издательствам сильно завышенные тиражи подписных изданий без учета политической целесообразности их массового распространения. Подписку на собрания сочинений Всесоюзное объединение книжной торговли Министерства культуры СССР проводит, как правило, не только без ограничений, но и в течение длительного срока — 3-4 месяцев, в результате тиражи изданий увеличиваются против плановых в несколько раз. Так, в текущем году Гослитиздат имел в виду начать издание собрания сочинений А. Н. Толстого тиражом 300 тыс. экз. Такой тираж был вполне обоснован, так как произведения писателя неоднократно выходили у нас отдельными изданиями. Кроме того, в 1947-1953 годах вышло собрание сочинений А. Толстого тиражом 40 тыс. экз., однако подписка на новое издание сочинений А. Толстого, объявленная в начале января текущего года, продолжалась более трех месяцев и достигла 675 тыс. экз. Книготорг, руководствуясь вышеуказанным приказом министерства, искусственно затягивал подписку, не считаясь с возражениями издательства.

Без ограничений, в течение длительного времени проводилась подписка и на собрание сочинений Диккенса в 30 томах. Тираж этого издания вместо запланированных 300 тыс. экз. достиг 600 тыс. экз. Тираж сочинений К. Паустовского планом был определен в 75 тыс. экз., а подписка на него составила 225 тыс. экз. Однако через четыре месяца после того, как подписка была прекращена и были напечатаны 4 тома, Книготорг потребовал напечатать еще дополнительно 75 тыс. экз. Таким образом, тираж сочинений Паустовского достиг 300 тыс. экз. Тираж собрания сочинений А. Куприна был предусмотрен 225 тыс. экз. Подписка на это издание продолжалась с 16 августа по 14 ноября 1957 г. и достигла 550 тыс. экз.

Все это, несомненно, дезорганизует работу издательств, не позволяет правильно определять их промфинплан, их потребность в бумаге, переплетных материалах и полиграфических мощностях. На издание сочинений увеличенными тиражами расходуется большое количество бумаги в ущерб выпуску других ценных книг, на что справедливо указывают писатели. Кроме того, в результате подобной неправильной практики зачастую завышаются тиражи таких изданий, выпускать которые большими тиражами нет никакой необходимости. Так, например, при подготовке к изданию арабских сказок "Тысяча и одна ночь" издательству пришлось ограничить тираж 300 тыс. экз., несмотря на требование книготоргующих организаций выпускать и это издание неограниченным тиражом.

Чрезмерное завышение тиражей собраний сочинений увеличивает и без того огромные суммы гонорара, выплачиваемые авторам или наследникам автора и переводчикам. В соответствии с законом об авторском праве наследники А. Толстого при тираже собрания сочинений 675 тыс. экз. (составляющем 9 массовых изданий) должны получить гонорар за один авторский лист 14 400 руб., а за все издание 4 миллиона 787 тысяч рублей. Сумма гонорара за перевод сочинений Диккенса в связи с увеличением тиража резко возросла, и переводчики должны будут получить 2 миллиона 300 тысяч рублей гонорара, причем только один переводчик Е. Ланн получит более 800 тыс. рублей. Писатель К. Паустовский за собрание сочинений получит гонорар в сумме 1 миллиона 200 тысяч рублей.

Нельзя также считать правильным то обстоятельство, что в последнее время Гослитиздат выпускает чрезмерно большое количество многотомных изданий собраний сочинений современных писателей, что ведет к их непомерному обогащению и снижает творческую активность".

Понятно, что цифры задели членов идеологической комиссии за живое. В 1953-1954 годах партийным работникам высшего ранга отменили выплату "денежного довольствия" — дополнительной, не облагаемой налогами зарплаты в конвертах. И теперь министр и завотделом ЦК получали 6-8 тысяч в месяц. А каким-то писателям и переводчикам, а уж тем более их наследникам, доставались миллионы. С наследниками комиссия решила разобраться дополнительно. В полученной ею справке говорилось:

"В соответствии с законом об авторском гонораре, существовавшем до 1958 года, наследники писателей в течение 15 лет получали авторский гонорар полностью. Это приводило к их неоправданному обогащению. Так, например, наследники Маяковского только за послевоенный период получили свыше 5 млн рублей (срок пользования авторским правом наследникам Маяковского был установлен в виде исключения пожизненно и лишь в 1955 году — через 25 лет после смерти поэта — прекращен).

За пятнадцать лет после смерти А. М. Горького наследники писателя получили только за его пьесы свыше 7 миллионов рублей. Сверх этого только с 1947 г. и до окончания срока пользования авторским правом (1951 г.) они получили за книги, изданные лишь в Гослитиздате, около 3 млн рублей...

Огромные суммы авторского гонорара получили и наследники А. Н. Толстого (свыше 5 млн руб.). За новое издание собрания сочинений А. Н. Толстого в 10 томах, начатое в 1958 году, наследникам причитается сумма около 5 млн рублей. Сейчас в связи с вводом нового закона о наследовании эта сумма будет сокращена вдвое и составит около 2,5 млн рублей. За первые вышедшие тома наследники уже получили 500 тыс. рублей.

Срок пользования авторскими правами на сочинения А. Толстого истекает 31 декабря 1959 г. Учитывая, что наследники А. Н. Толстого уже получили огромные суммы авторского гонорара, было бы целесообразно осуществить на основе соответствующего пункта закона об авторском праве принудительный выкуп авторского права на произведения А. Н. Толстого и выплатить за новое издание не более 500-700 тыс. рублей".

Судя по некоторым деталям, на других получателей огромных гонораров тоже стали оказывать давление с тем, чтобы они добровольно-принудительно отказались от оговоренных издательскими договорами сумм.

Как вспоминал Яков Кранцфельд, в начале 1960-х годов гонорары за собрания сочинений были снижены до смешных размеров, и за последние тома сочинений Тарле гонорар составлял несколько сотен рублей. Правда, сэкономленные деньги пошли главным образом на выпуск политической литературы и гонорары ее авторам. Со временем все желающие нашли способы получения значительных гонораров. Злые языки, например, утверждали, что солидный доход Эльдара Рязанова объясняется не его фильмами, а отчислениями за идущие в провинциальных театрах одноименные пьесы, написанные им совместно с Эмилем Брагинским.

Призрачность победы Суслова заключалась не только в этом. Сломав сталинскую систему приручения и прикорма "инженеров человеческих душ", он создал благодатную среду для развития диссидентства. Так что, возможно, Сталин до последнего отстаивал идею "материальной поддержки вплоть до субсидий" не только из старческого упрямства. Нелегитимные режимы без нее долго не живут.

источник : https://www.kommersant.ru/doc/1024651?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com


https://vasily-sergeev.livejournal.com/12348092.html


О спорт - ты смерть...

Вторник, 21 Сентября 2021 г. 21:06 + в цитатник

Ученые из Южной Кореи в течение шести лет изучали показатели здоровья людей с разным уровнем физической активности, проходивших регулярные медосмотры, говорится в исследовании, опубликованном в журнале Heart. Оказалось, что у физически активных участников исследования было более высокое артериальное давление и наблюдался высокий уровень отложения кальция в коронарных артериях. Это частая причина инфаркта.


2016

13 февраля полуфиналист чемпионат мира по футболу 1994 года в составе сборной Болгарии по футболу Трифон Иванов ушел из жизни в возрасте 50 лет. Причиной смерти стал инфаркт.

2015

21 февраля российская биатлонистка Алина Якимкина скончалась во время этапа Кубка России в Тюмени. У 21-летней Якимкиной, выступавшей за Удмуртию, остановилось сердце во время гонки.

15 января 23-летняя теннисистка Виолетта Дегтярева скончалась после занятий на корте. Причиной смерти спортсменки стала сердечная недостаточность.
21 июня 2013 года во время тренировочного матча перед началом нового сезона против молодежной команды у футболиста клуба "Истра 1961" Алена Памича случился сердечный приступ. Спасти игрока не удалось.

2011
13 ноября бельгиец нигерийского происхождения Бобсам Элейжико, выступавший за бельгийский футбольный клуб "Мерксем", умер от остановки сердца во время матча региональной лиги чемпионата Бельгии.


2010
18 марта в Москве скончался известный спортсмен, член Совета Федерации от Воронежской области Константин Еременко, которого называли "королем российского мини-футбола". Он почувствовал себя плохо, когда играл в футбол на малой спортивной арене "Динамо". Машина "скорой помощи" доставила Еременко в Боткинскую больницу. Врачи осуществили интенсивные реанимационные действия, но не смогли спасти пациента. Заслуженный мастер спорта умер от сердечной недостаточностаточности.

2009

16 ноября в городе Ларисса в Греции умер 31-летний мексиканский футболист Антонио де Нигрис. Де Нигрис, который сыграл 16 матчей за свою национальную команду, в том числе представлял ее на Кубке Америки в 2001 году, переехал в Грецию из турецкого клуба "Анкарагюджю". В Греции он выступал за клуб "Ларисса". Основной причиной смерти называется сердечный приступ.

8 августа от сердечного приступа скончался Дани Харке - 26-летний капитан испанского футбольного клуба "Эспаньол". Игрок умер в Италии, где он находился со своим клубом.

2008

13 октября умер 19-летний игрок омской хоккейной команды "Авангард" Алексей Черепанов. Он потерял сознание на матче против чеховского "Витязя". После столкновения с игроком своей же команды, олимпийским чемпионом Яромиром Ягром, Алексея отправили на скамейку запасных, где он внезапно потерял сознание. Уже в больнице он скончался прямо в реанимации от остановки сердца.

26 сентября футболист немецкой команды низшего дивизиона "Майнц Дитиб" Уфук Аккайнак умер после того, как забил гол в ворота соперников. Полтора часа игрока безрезультатно пытались спасти врачи, он скончался в больнице. Причиной смерти футболиста стал сердечный приступ.

2007

29 августа от остановки сердца во время тренировочного матча с командой "Маккаби" из Беэр-Шевы скончался экс-форвард самарских "Крыльев Советов" Часве Нсофва из Замбии.

25 августа 2007 года во время игры Кубка Испании против мадридского "Реала" испанский футболист Антонио Пуэрта почувствовал себя плохо. Игрок покинул поле, поскольку у него стало плохо с сердцем. В раздевалке у Пуэрты случился еще один приступ. Футболиста доставили в одну из больниц Севильи, где через три дня он умер.

2005

16 июня испанский велосипедист Алессио Галетти потерял сознание незадолго до финиша гонки по Астурии и умер от сердечного приступа. Трагедия произошла примерно за 15 км до финиша 162-километровой гонки в Астурии, неподалеку от Овьедо, когда пелотон поднимался к вершине горы Альто-де-Мансанеда. По утверждению коллег, еще до этого подъема гонщик жаловался на сильные боли в груди.

2004

3 ноября в Минске во время встречи местного "Динамо" и "Риги-2000" умер латвийский хоккеист Сергей Жолток. У 31-летнего нападающего латвийского клуба произошел сердечный приступ. Усилия врачей не помогли - форвард умер в раздевалке. Официальный диагноз: сердечная недостаточность. Жолток на протяжении 10 лет выступал в НХЛ.

16 октября литовский баскетболист Таурас Стумбрис умер во время матча между командами "Жальгирис" и "Атлетас". Несмотря на то, что бригада "скорой помощи" прибыла в зал через 10 минут, вернуть к жизни 34-летнего литовского баскетболиста так и не удалось. Причина смерти - сердечный приступ.

27 октября трагически погиб защитник бразильского "Сан-Каетано" Сержинью. Его сердце остановилось в ходе матча с "Сан-Паулу".

В июне 17-летний борец сумо Такаси Саито умер после тренировки. Через некоторое время после занятия японский спортсмен, готовившийся к юношескому турниру, почувствовал себя плохо и был доставлен в больницу. Причина смерти - сердечный приступ.

10 февраля во время матча чемпионата Швеции скончался 23-летний латвийский баскетболист Раймондс Юмикис. Он был немедленно госпитализирован, но врачи университетской больницы "Каролинска" констатировали смерть спортсмена. Врачи пытались сделать все возможное, баскетболист скончался от остановки сердца.

25 января во время футбольного матча между командами "Виториа" и "Бенфика" на поле скончался игрок сборной Венгрии и "Бенфики" Миклош Фехер. Нападающий "Бенфики" умер от сердечного приступа, случившегося незадолго до окончания матча. Попытки реанимировать игрока прямо на поле оказались безрезультатными. 24-летнего футболиста из венгерского города Татабанья отправили в госпиталь, где врачи констатировали его смерть.

7 января умер игрок сборной Грузии Шалва Апхазава. Тело 23-летнего спортсмена было найдено на базе украинского футбольного клуба "Арсенал" (Киев). Утром игрок должен был отправиться вместе с командой на тренировочный сбор в Турцию. Как выяснилось позже, спортсмен умер во сне. Диагноз - остановка сердца.

2003

26 июня полузащитник английского клуба "Манчестер Сити" и сборной Камеруна по футболу Марк-Вивьен Фоэ умер от сердечного приступа во время полуфинального матча на Кубке Конфедераций. Врачи всеми силами пытались "запустить" сердце 28-летнего хавбека, но через 45 минут Фоэ скончался. Диагноз - гипертрофическая кардиомиопатия.


https://vasily-sergeev.livejournal.com/12347783.html


Без заголовка

Вторник, 21 Сентября 2021 г. 16:15 + в цитатник

Очепятки в прессе СССР

Вторник, 21 Сентября 2021 г. 15:19 + в цитатник

Советы задоводу-любителю
На дворе 1972 год. Газеты пишут о тружениках села, братских хлеборобах Монголии, пионерских инициативах в деле организации сбора металлолома. Нераскупленные тиражи газет и журналов безмятежно пускаются под нож, чтобы в следующий раз снова выдать на-гора никому не нужные тонны ничего не значащих слов. И вдруг — невиданный успех газеты "Киевский комсомолец": граждане скупают ее десятками, передают из рук в руки, дарят друзьям на память. А причиной всему — небольшая заметка об овощеводстве, вышедшая с подзаголовком "Советы задоводу-любителю".

Сталин встретился с ослом Польши
В середине 1930-х годов в газете "Известия" прошел материал о встрече вождя всех народов с послом Польши. Буква "п" в слове "послом" из верстки пропала. Редакторов и наборщиков спасло только то, что встреча прошла с так себе успехом. Сталин был раздражен и, как гласит легенда, прослушав доклад о скандальной опечатке, ответил: "Не надо наказывать газету. Она написала правду".

Расстрел за опечатку
За опечатку был арестован и расстрелян главный редактор центральной махачкалинской газеты. Правда, опечатка была не где-нибудь, а в фамилии самого вождя. Вместо буквы "т" была напечатана буква "р". Подобные опечатки были и ранее: За "Салина" уфимского корректора посадили на пять лет, а за "Стадина" всего лишь уволили редакцию одной из областных газет, за "Сралина" пришлось отвечать по полной.



Гавнокомандующий Сталин
Сотрудники туркменской газеты "Коммунар", допустившие ставшую знаменитой опечатку в слове "главнокомандующий". Какие-то ободряющие слова в адрес советского водного транспорта там произносил "гавнокомандующий". Вся редакция была уволена без права заниматься печатной деятельностью в течение пяти лет.

Ну Ё!

Напечатала "Правда" в 1919 году стенограмму беседы красноармейцев с Владимиром Ильичём Лениным — и все. Отныне и навсегда вождь мирового пролетариата так и остался "Ильичём": по канонам советской орфографии его теперь именуют так, и только так. А любого другого Ильича пишут — "Ильичом".

https://vasily-sergeev.livejournal.com/12347363.html


Метки:  

Мои твиты

Понедельник, 20 Сентября 2021 г. 12:03 + в цитатник

Метки:  

В этот день 13 лет назад

Воскресенье, 19 Сентября 2021 г. 17:27 + в цитатник

Этот пост был опубликован 13 лет назад!



Сегодня ей было бы за сто. Но ее видишь молодой, красивой, уверенной в себе женщиной.
Какой еще может быть женщина, создавшая эти совершенные, самодостаточные женские образоы, исполненные внутреннего света, гармонии и умиротворенности?


За туалетом. Автопортрет.1909

Удивительная семья. Отец - Евгений Александрович Лансере, известный скульптор. Мать - Екатерина Николаевна - происходила из семьи Бенуа, хорошо рисовала. Один из братьев Зинаиды Евгеньевны - Николай - талантливый архитектор, второй, Евгений Лансере - видный мастер монументальной живописи и графики. Детство и юность Серебряковой прошли в Петербурге в доме деда, архитектора Н. Л. Бенуа, и в имении Нескучном (под Харьковом).


Портрет Ольги Константиновны Лансере. 1910


Купальщица.1911


Портрет А.Д.Даниловой в театральном костюме. 1922


Портрет Г.М.Баланчивадзе (Дж.Баланчина) в костюме Вакха. 1922


Портрет балерины Л.А.Ивановой в костюме исполнительницы "Pas de trois" из балета Н.Н.Черепнина "Павильон Армиды". 1922


В гримерной. Портрет В.К.Ивановой в костюме испанки.1924


Тата в танцевальном костюме. 1924


Княгиня Ирина Юсупова.1925


Мария Бутакова, урожденная Евреинова.1931


Лежащая обнаженная: портрет m-lle Неведомской. 1935

https://vasily-sergeev.livejournal.com/12346714.html


Мои твиты

Суббота, 18 Сентября 2021 г. 12:01 + в цитатник
  • Сб, 11:20: О каждом кандидате мы наверняка знаем только, что у него нет и не было уголовки, но вот почему ее не было – как https://t.co/sGO3JMvR9H

https://vasily-sergeev.livejournal.com/12346439.html


Метки:  

Мои твиты

Четверг, 16 Сентября 2021 г. 12:01 + в цитатник
  • Чт, 09:34: Начиная процесс новой, чисто советской канонизации Ленина, его соратники вряд ли предполагали, что им придется идти https://t.co/HYOgMPM0Fn

https://vasily-sergeev.livejournal.com/12345982.html


Метки:  

Без заголовка

Четверг, 16 Сентября 2021 г. 09:33 + в цитатник


Начиная процесс новой, чисто советской канонизации Ленина, его соратники вряд ли предполагали, что им придется идти по тому же пути, которым уже прошли последователи Христа,— от создания множества версий его жизни до выбора единой официальной концепции и признания ересью не укладывающихся в нее красных евангелий. В 1924 году после похорон вождя мирового пролетариата об этом еще не задумывались. На волне всеобщего горя о Ленине писали те, кто его хорошо знал, те, кто только видел, и даже те, кто где-то что-то слышал. А на волне всеобщего интереса все ожидали воспоминаний самых близких вождю людей, прежде всего вдовы — Надежды Константиновны Крупской.

Несмотря на то что она не занимала в партии никакого особого положения, хотя бы отдаленно напоминавшего статус вдовствующей императрицы, никто еще не забыл, что на протяжении долгих лет Крупская была секретарем и советчиком Ильича, а в последние годы его жизни стала главным связующим звеном между ним и партией. И потому в 1924 году ее начали особенно активно приглашать на различные совещания и заседания, не относившиеся к вопросам просвещения и агитации, за которые она отвечала. Кто-то из товарищей по партии хотел у нее узнать, что думал Ленин об обсуждаемой теме. А кто-то наверняка исподволь пытался узнать, что думал и говорил Ленин о нем самом и будет ли об этом написано в воспоминаниях Крупской.

С особенным напряжением результатов труда первой вдовы страны должен был ожидать Сталин. В партийных верхах ни для кого не была тайной его взаимная неприязнь с Крупской, так что включение в ее мемуары нелестных характеристик и дискредитирующих Сталина эпизодов могло существенно усложнить его борьбу за власть. Крупская, например, могла вспомнить о том, как Ленин написал для оглашения на партконференции тезисы и попросил огласить их товарища Кобу, который собирался там же выступать. Однако затем оказалось, что Сталин ленинские листки якобы потерял, а мысли Ильича перекочевали в его собственный доклад.

Поэтому можно себе представить, что почувствовал Сталин, получив оконченную в декабре 1924 года рукопись первой части воспоминаний Крупской вместе со следующей запиской:

"Тов. Сталин. Посылаю начало своих воспоминаний. Мне трудно решить самой, годятся ли они на что-нибудь, можно ли их печатать. Конечно, близкие люди прочтут с интересом, но это другое дело. Это я написала с маху и, признаться, не могла перечесть... Напишите, пожалуйста, что думаете... Простите, что обращаюсь к Вам с этой личной просьбой, но что-то не могу сама решить. Но писать воспоминания я могу только так".

К радости Сталина, рукопись затрагивала события до 1907 года, не содержала никакого антисталинского компромата и вообще оказалась занимательным описанием жизни и работы Ленина и окружавших его революционеров. Оружием в политической борьбе эти мемуары стать не могли. Так что Сталин мог спокойно написать:

"Надежда Константиновна! Прочитал Ваши воспоминания залпом и с удовольствием. Нужно обязательно напечатать, по возможности без изменений".

Публикация книги началась в 1925 году, и партийные издания разместили о ней восторженные отзывы, называя мемуары Крупской "неоценимым источником". Однако чуть раньше, в конце 1924 года, отношение партийной верхушки к Крупской существенно изменилось. Написав беззубые мемуары, она вычеркнула себя из аппаратной борьбы и больше не представляла ни для кого опасности. На заседании Политбюро, где обсуждался вопрос о помещиках, вернувшихся в свои дома, Крупская попыталась выразить недоумение по поводу того, что дворян собираются выгонять поголовно, а помещиков недворянского происхождения — с учетом заслуг и результатов труда. Она считала, что нужно безоговорочно выгонять всех, но ее тут же нелицеприятно раскритиковали.

А после того, как некоторое время спустя она ненадолго вошла в оппозицию, ее стали разносить, не слишком выбирая выражения. Не забывали сталинцы и о воспоминаниях Крупской. Многие места из мемуаров, которыми восхищался генеральный секретарь, подверглись критическому обсуждению партийными историками и ветеранами партии. Вдове Ленина поставили в вину упоминания о теплом отношении Ленина к идейному противнику — меньшевику Юлию Мартову. Особенно неуместной показалась рецензентам приведенная в мемуарах фраза больного Ленина, узнавшего о смертельной болезни Мартова: "Вот и Мартов тоже, говорят, умирает..."

Но наибольшее раздражение у критиков вызвало описание встречи Ленина со священником Григорием Гапоном, которого в СССР иначе как попом-провокатором к тому времени уже никто не именовал.

"Через некоторое время после приезда Гапона в Женеву,— писала Крупская,— к нам пришла под вечер какая-то эсеровская дама и передала Владимиру Ильичу, что его хочет видеть Гапон. Условились о месте свидания на нейтральной почве, в кафе. Наступил вечер. Ильич не зажигал у себя в комнате огня и шагал из угла в угол. Гапон был живым куском нараставшей в России революции, человеком, тесно связанным с рабочими массами, беззаветно верившими ему, и Ильич волновался перед этой встречей... Владимир Ильич, придя со свидания с Гапоном, рассказывал о своих впечатлениях. Тогда Гапон был еще обвеян дыханием революции. Говоря о питерских рабочих, он весь загорался, он кипел негодованием, возмущением против царя и его приспешников. В этом возмущении было немало наивного, но тем непосредственнее оно было. Это возмущение было созвучно с возмущением рабочих масс. "Только учиться ему надо,— говорил Владимир Ильич.— Я ему сказал: "Вы, батенька, лести не слушайте, учитесь, а то вон где очутитесь",— показал ему под стол"".

Старый большевик Михаил Ольминский в числе прочих критиков возмущался тем, что Крупская не дала этому эпизоду правильной партийной оценки, и писал: "Крупская компрометирует Ленина, уверяя, будто он мог поддаться влиянию Гапона".

Все хуже шли и служебные дела Крупской. В Наркомпросе РСФСР, в коллегии которого она состояла еще при жизни Ленина, круг ее обязанностей все более и более сужался. Сначала ее отстранили от пропаганды, потом от борьбы с неграмотностью, потом от управления школами и составления школьных программ. В конце концов в ее ведении оказались только библиотеки, направляя деятельность которых она не могла принести никакого вреда новому, сплоченному вокруг Сталина руководству партии. Однако старая подпольщица не собиралась сдаваться. Выпуская сборники высказываний Ленина, она строила их так, что в них, например, ни разу не упоминался Сталин. Но, главное, она продолжала писать воспоминания, публиковавшиеся, правда, все реже. Наверное, к тому времени Сталин уже понял и по достоинству оценил то, что делала вдова вождя мирового пролетариата. Она подрывала основу основ новой идеологии — тезис о том, что Ленин — гений и его ближайший ученик и соратник Сталин — гений того же масштаба и всегда прав.

Крупская доказывала, что Ленин не великий гений, а обычный, хотя и очень талантливый человек со всеми присущими людям достоинствами и недостатками. Причем делала она это буквально при каждом удобном случае. В 1936 году с ней встретился партийный историк Исаак Минц, впоследствии ставший академиком. Его интересовали детали событий, происходивших в Смольном в 1917 году. И, отвечая на вопросы Минца, Крупская неустанно вставляла детали, подтверждающие правоту ее, а не сталинской концепции.

"Владимир Ильич,— рассказывала она,— вначале очень напирал на то, чтобы ввести у нас некоторую демократию. Например, жили мы в Швейцарии. Там очень много таких вещей, и нам надо их перенять. Например, отсутствует бюрократизм в школьном деле. Там, например, мать не вызывают, а спрашивают мальчика: "Вы каждый день обедаете?" Тот говорит — нет, и его сейчас же записывают на обеды. Потом не надо доказывать государству, что сапог нет,— дают сапоги. В милиции. У милиционера легкие не в порядке, его в санаторий посылают. Там очень много демократичности, во Франции этого нет".

Или вдруг она вспоминала о том, как Ленин старался привлечь в первое советское правительство своих политических противников — эсеров во главе с Марией Спиридоновой. Причем не поражал собеседников гениальностью, а долго и ласково уговаривал:

"Я помню первый вечер, где Владимир Ильич выступал, когда пришли левые эсеры. Это было заседание. Помню, как он необычайно мягко разговаривал со Спиридоновой. Тогда эсеры ведь громадное значение имели, и важно было, чтобы они примкнули. Я помню заседание, я с правой стороны сидела".

Тут же Крупская одним махом уничтожила миф о том, что Ленин в Кремле без устали трудился в своем кабинете:

"Мы с Владимиром Ильичом все время вместе жили, но в годы Советской власти я не была его личным секретарем, не была в ЦК, не было того, что пришел, ушел на всех заседаниях. В СНК бывала, если вызовет только, почти никогда не бывала, на приемах его не бывала, если только случайно. Правда, он все рассказывал, но одно дело, когда человек рассказывает... Он обыкновенно часа в два вызванивает: "Что же ты не едешь, мы тебя ждем обедать". А после обеда ехали за город, в лес. Ему нужно было кому-нибудь непременно сказать, если он готовит статью, речь, так что я была человеком, которому он рассказывал. Теперь берешь статьи и вспоминаешь, как он рассказывает, а в каких условиях говорил — не помню".

А после ее рассказа о том, как голодный Ленин в Смольном стащил селедку у уборщицы, создаваемый пропагандой образ Ильича рушился прямо на глазах:

"Владимир Ильич подголадывал, а это было потому, что я была в самой буче, Марья Ильинична (Ульянова, сестра Ленина.— "Власть") — тоже, так что присмотра семейного за ним не было. Он наверху сидит, бывало, есть хочется, у него никого нет. Так он ходил в столовку к уборщице, там селедку ест и страшно смутился, когда она пришла".

Крупская использовала любой повод, чтобы рассказать свои маленькие характеризующие Ленина-человека истории всем, кто мог их запомнить или записать и передать другим. Так, в 1938 году ее пригласили в превращенный в музей дом в Горках, чтобы она оценила, все ли находится на тех местах, как было в последние годы Ленина.

И вдруг Крупская начала рассказывать о том, что Горки вовсе не были единственной подмосковной усадьбой, где отдыхал Ленин. Что, когда они жили в Пушкине, для Ильича глушили рыбу. И что потом для отдыха выбирались другие поместья: "Корзинкино и Болшево,— вспоминала Крупская,— это были законспирированные места, и поэтому о них никто не знал".

В Болшеве в помещичьем доме работала детская коммуна, и Ленину с Крупской выделили одну комнату. Так что вскоре они перебрались в Корзинкино. И снова верная себе Крупская рассказывала о первом инсульте Ленина с удивительной искренностью и простотой:

"В Корзинкине был большой помещичий дом, внизу еще был зал с высоким потолком. Мы жили во втором этаже... Там был сад и балкон, на котором Владимир Ильич сидел. Это было в 1922 году, у него там был первый припадок. Ход в ванную был там через мою комнату, и я помню, как его привели, он был красный, растерянный. Накануне мы ходили далеко, это было весной, и мы собирали всякие почки, вербу. Я их ставила в теплую воду. Смотрю, Владимир Ильич ходит, подливает теплую воду. Мы тогда решили на другой день опять пойти, но тут он сказал: "Ты уж сама пойди, а я посижу"".

Поразительные вещи рассказывала Крупская и о жизни в Горках. Заметив вазы для цветов в комнате, попросила их убрать, объяснив, что Владимир Ильич на дух не переносил цветы и часто ругался из-за этого с сестрами, любившими украшать дом. В качестве компромисса он соглашался только на полевые растения, да и то с некоторым трудом. Но еще хуже он переносил врачей, о чем Крупская вспомнила, осматривая комнату Марии Ильиничны Ульяновой:

"Помню, как Владимир Ильич пришел, лег на эту кровать и стал просить, чтобы его из комнаты, где он жил (моей комнаты), перевели. Там была перегородка прозрачная, и ему было видно, что врачи стоят, слушают и смотрят. Он попросил, чтобы его перевели в маленькую комнату (так наз. комната Владимира Ильича), где мы жили вдвоем, когда приехали".

Слово за словом, фраза за фразой она рушила официальный миф о Ленине. Когда ее почти перестали публиковать, Крупская начала использовать обходной путь — стала посвящать немалую часть своего времени консультированию авторов, пишущих о Ленине. Причем не только рассказывала писателям о его жизни, но и использовала остатки своего влияния, чтобы продвинуть написанное ее слушателями в печать. Особое раздражение Сталина и его окружения вызвал роман Мариэтты Шагинян "Билет по истории", который удостоился в 1938 году специального решения Политбюро, где книгу назвали "политически вредным, идеологически враждебным произведением". Роман из употребления изъяли, а всех причастных к его выходу в свет, включая Крупскую, наказали. О ней в решении говорилось:

"Осудить поведение Крупской, которая, получив рукопись романа Шагинян, не только не воспрепятствовала появлению романа в свет, но, наоборот, всячески поощряла Шагинян, давала о рукописи положительные отзывы и консультировала Шагинян по различным сторонам жизни Ульяновых и тем самым несла полную ответственность за эту книжку. Считать поведение Крупской тем более недопустимым и бестактным, что т. Крупская сделала все это без ведома и согласия ЦК ВКП(б), за спиной ЦК ВКП(б), превращая тем самым общепартийное дело составления произведений о Ленине в частное и семейное дело и выступая в роли монополиста и истолкователя общественной и личной жизни и работы Ленина и его семьи, на что ЦК никому и никогда прав не давал".

Как и требовал ЦК, Крупская немедленно открестилась от Шагинян и написала в несколько редакций отрицательные отзывы. К примеру, в письме в "Молодую гвардию" о повести "Володя Ульянов" говорилось:

"Мне рассказ очень не понравился, слабо показано влияние эпохи, в которой рос и складывался Владимир Ильич... Я против этой беллетристики, искажающей действительность".

Однако Крупская продолжила рассказывать о Ленине и его жизни другим писателям и историкам. И терпению Сталина когда-то должен был прийти конец.

Ограничить ее активность еще с начала 1930-х годов пытались с помощью врачей. Благо Крупская давно числилась тяжелобольной.

"Еще в Швейцарии,— вспоминала она,— у меня была очень тяжелая форма базедовой болезни. Путем операции, жития в горах она кое-как ликвидировалась".

После покушения на Ленина в 1918 году произошел рецидив, а затем начало сдавать сердце. Ее регулярно обязывали отдыхать, сокращать число рабочих часов, поменьше работать, а главное — поменьше писать. Но Крупская продолжала работать и продолжала писать свои воспоминания, хотя понимала, что их уже вряд ли удастся напечатать. При этом она категорически отказывалась от медицинских осмотров. Говорили, что она перестала доверять врачам во время болезни Ленина, когда доктора много и часто лгали ей о возможных улучшениях и даже выздоровлении безнадежного больного.

Однако, возможно, она не верила врачам из-за их политической ангажированности, понимая, что они могут выполнять приказы Сталина. Так что повлиять на ее состояние с помощью врачей не удалось. И тогда Сталин придумал другой ход. Бывший директор лаборатории Мавзолея профессор Сергей Дебов рассказывал, что Сталин установил для Крупской специальные часы для посещения покойного мужа. Около саркофага ставили стул, и Крупская, хотела она того или нет, должна была провести в Мавзолее отведенное время. Профессор говорил, что Надежда Константиновна разговаривала с Лениным, рассказывала ему что-то, плакала, а потом вдруг смеялась так, будто сходит с ума.

Понятно, что после таких нервных нагрузок здоровья у нее не прибавлялось. И в какой-то момент она даже согласилась принять помощь врачей, которые главным образом рекомендовали ей покой.

"На меня вчера набежали доктора,— рассказывала она Минцу в 1936 году,— целый консилиум, и сказали: сидите, не рыпайтесь до конца отпуска".

Но затем, видимо, опять почувствовав неладное, Крупская начала уклоняться от контактов с врачами. В ее истории болезни зафиксировано:

"3.I.1939. После прогулки на воздухе в Архангельском наблюдалось помутнение в глазах. Головной боли нет. Сократить рабочие часы до трех часов в день и запретить всякие выступления.

11.I.1939. Разговор с дежурным санитаром лечащего врача: "Работает по четыре-пять часов в день. Выступает, проводит небольшие совещания. На ослабление рабочего режима не согласна, от осмотра отказывается"".

Чтобы не тратить рабочие дни на пустые, с ее точки зрения, мероприятия, в 1939 году Крупская даже свой семидесятый день рождения решила отметить в воскресенье, 24 февраля, на два дня раньше срока. У нее в подмосковном Архангельском на скромное застолье собрались старые друзья и близкие. Виновница торжества почти ничего не ела и выпила несколько глотков шампанского за свое здоровье. А в семь часов вечера ей стало очень плохо. Потом многие подозревали, что во время этого ужина Крупскую отравили. Однако куда вероятнее то, что ее убили просто несвоевременным оказанием медпомощи. Скорая из Лечсанупра Кремля добиралась до больной три с половиной часа. А потом приехавший врач, доцент М. Б. Коган, как считают некоторые специалисты, допустил ошибку в назначении лечения. Осмотрев Крупскую, которую мучили боли в животе, тошнота, рвота и высокое давление, он сделал ей стимулирующий сердечную деятельность укол и велел положить грелку на живот. Через час больной стало только хуже, и врач записал:

"Сохнет во рту. Повторные позывы на рвоту, резкие боли в животе. Тепло не помогает. Пульс 110-120. Ввиду подозрения на острый воспалительный процесс вызваны на консультацию проф. М. П. Кончаловский и А. Д. Очкин. Доложено по телефону замнач. Лечсанупра Левинсону".

Еще через полтора часа состоялся консилиум, на котором констатировали "весьма плохое общее состояние с резко учащенным неправильным пульсом, с посинением губ, носа и конечностей... При исследовании отмечены сильные боли в животе, особенно в нижней половине справа. Считаясь с наличием острых воспалительных явлений брюшной полости (заподозрен аппендицит)... и общего тяжелого состояния б-ной, решено б-ную срочно госпитализировать в Кремлевскую б-цу".

До больницы Крупскую довезли только в половине пятого утра, через девять с половиной часов после начала приступа аппендицита. Для пожилого человека это было равносильно смертному приговору. Перитонит развивался, и больной становилось все хуже и хуже. Придя в сознание она, правда, сказала: "Как там врачи хотят, а на съезд я все равно пойду", имея в виду открывающийся вскоре XVIII съезд ВКП(б). Возможно, она собиралась сказать там что-то важное, и это занимало все ее мысли. Возможно, пыталась подбодрить сама себя.

26 февраля страна отмечала день рождения Крупской, и со всей страны верной соратнице и подруге Ильича отправляли поздравления коллективы и отдельные граждане. А о состоянии виновницы торжества врачи записали:

"Больная по-прежнему находится в состоянии, близком к бессознательному. Значительная синюха. Похолодание конечностей. Липкий пот. Пульс аритмичный... Общее состояние остается крайне тяжелым, не исключающим возможность близкого печального исхода".

Утром 27 февраля ее не стало. В записке Сталину и Молотову профессоры С. Спасокукоцкий, А. Очкин, В. Виноградов и начальник Лечсанупра Кремля А. Бусалов написали, что "хирургическое вмешательство... при глубоком поражении всех внутренних органов и в 70 лет было абсолютно недопустимо".

Конечно, возможно, что такая смерть Крупской оказалась стечением непредвиденных обстоятельств. Но точно таким же оказался финал академика ВАСХНИЛ и полковника госбезопасности Сергея Муромцева, разрабатывавшего в сталинские времена новые неизлечимые инфекционные заболевания. Когда после смерти Сталина Муромцев из ценного специалиста превратился в неудобного свидетеля, он умер от перитонита. И, как и в случае с Крупской, консилиум медицинских светил спорил о том, делать или не делать ему операцию, до тех пор, пока хирургическое вмешательство не стало бессмысленным. Точно так же в хрущевские времена умер бывший нарком внутренних дел Коми АССР, который слишком много знал о делах и заключенных ГУЛАГа.

Считается, что подобным способом избавлялись от ненужных людей и до, и после Крупской. Смерть в таких случаях выглядела вполне естественной и не бросала явной тени на высокое руководство. Однако она почти всегда оказывалась бессмысленной — те, кто молчал при жизни, ничего не могли сказать и после нее, а написанные воспоминания никуда не исчезали со смертью автора.
Авторы: Светлана Кузнецова

https://vasily-sergeev.livejournal.com/12345749.html


Мои твиты

Среда, 15 Сентября 2021 г. 12:01 + в цитатник

https://vasily-sergeev.livejournal.com/12345463.html


Метки:  

Без заголовка

Вторник, 14 Сентября 2021 г. 16:28 + в цитатник



Задняя лапа самца жука (Sagra buqueti)


Пыльца гибискуса


Хлопчатобумажная ткань с частицами пыльцы


Глаз слепня ( Tabanus sudeticus )


Долгоносик ( Hypomeces squamosus )


Рыжий лесной муравей ( Formica rufa )


Задняя лапа, коготь и трахея вши ( Haematopinus suis )


Кристалл поваренной соли


Чешуя на крыле бабочки ( Morpho didius )


Поперечное сечение корня проса


Красный бархатный клещ ( Trombidiidae )


Клетки опухоли головного мозга человека


Сеть сосудов сетчатки глаза мыши


Долгоносик ( Sternochetus mangiferae )


Частица пыльцы на цветка крокуса

https://vasily-sergeev.livejournal.com/12345331.html


Без заголовка

Вторник, 14 Сентября 2021 г. 16:05 + в цитатник

Мои твиты

Вторник, 14 Сентября 2021 г. 12:01 + в цитатник

Метки:  

Без заголовка

Вторник, 14 Сентября 2021 г. 08:58 + в цитатник

В этот день 7 лет назад

Понедельник, 13 Сентября 2021 г. 15:15 + в цитатник

Этот пост был опубликован 7 лет назад!

https://vasily-sergeev.livejournal.com/12344181.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_vasily_sergeev
Страницы: 1039 ... 1015 1014 [1013] 1012 1011 ..
.. 1 Календарь