Будучи яростным не просто антисоветчиком и антикоммунистом, но в принципе ненавидя все даже слегка левенькое, я тем не менее нежно люблю "Неуловимых мстителей" (обе части) и "Белое солнце пустыни" и хочу об этом поговорить.
Формально и НМ, и БСП - фильмы, конечно, пробольшевистские. В них хорошие красные сражаются против плохих белых - и побеждают. Но если эти ярлычки отбросить, вдруг окажется, что точно такой же сюжет мог развернуться в любом месте и в любое время, совершенно вне и независимо всякой идеологии. Сидор Лютый убил отца Даньки и Ксанки - как же им не мстить? Да, казачка Гриню они застрелили просто так, без вины, но ведь так всегда бывает, когда гражданская война, да и любая война, и ничего специфически красного в этом снова нет. А уж красноармеец Сухов - тот и вовсе святой человек, ни в чем и ни на секунду не подверженный классовому чувству. Ну да, в НМ есть неприятная линия линия атамана Бурнаша - подлой и глупой карикатуры на, надо полагать, батьку Махно, персонажа на самом деле сложного, масштабного и, на минуточку, гения партизанской войны (все ведь знают, да, что "буденновскую" тачанку изобрел Махно?), тут мне нечем крыть, но, собственно, это и все.
Но в общем и НМ, и БСП - просто сказки про то, как хорошие парни надрали задницы плохим парням, сказки, снятые по всем канонам жанра.
Они очень похожи, между прочим. И вот этой идеологической неангажированностью, и тем, что оба они чистые, нет в них никакой большевистской подлости, и насыщенностью добрыми и пережившими уже несколько поколений зрителей шутками. Но больше всего - тем, что в обоих фильмах, как бы это сказать, смещенный центр эмоциональной тяжести. В высокую трагедию оба их превращает персонаж второстепенный и при этом классово куда как сомнительный: в одном случае царский офицер (!) Верещагин, в другом - Буба Касторский, с которым вообще все ясно.
НМ-1 вышел на экраны в 1966 году, НМ-2 в 1968, БСП - в 1970, но съемки начались в июле 1968. В июле, это важно. Вообще производственная судьба БСП была тяжелой, это хорошо известная история: версия, в которой мы его знаем, значительно легче и, как теперь говорят, позитивнее первоначального плана, и все равно, если бы фильм не понравился лично Леониду Ильичу, он бы на экраны не вышел.
А в 1974 г. появился третий великий истерн - "Свой среди чужих, чужой среди своих" Михалкова. Без преувеличения великий, но посмотрите, насколько он уже совсем другой. Он уже отравлен чекизмом до самого костного мозга. Там не только герои все чекисты, там сюжет весь на чекизме построен, начиная с того, откуда взялось золото, вокруг которого разворачивается интрига. Золотишко-то награблено советской властью у честных людей. Ну и далее везде: порочащие связи, замаскированные враги, подозрения, предательство истинное и мнимое и легкость, с которой верят в мнимое. Ну и раненого Лемке Шилов на себе волок вовсе не из гуманизма, понятное дело. И я предположу даже, что кричащий гомоэротизм доброй половины сцен проистекает вовсе не из того, что Богатырев был гомосексуален, а отсюда же, из чекизма: все не то, чем кажется. Ключевая фраза всего фильма - вопль Лемке "Да тебя за это золото свои же и расстреляют!".
И вот поэтому ССЧ смотреть как историю, случившуюся a long time ago in a galaxy far, far away, уже нельзя. А НМ и БСП - еще можно.
А разгадка одна: 21 августа 1968 года.
http://piggy-toy.livejournal.com/2311734.html