
Намкай Норбу Ринпоче, толкуя значение слова "драла", говорит, что в древних разделах Бон это писалось так, что имело значение "ла звука" (sgrabla), где "ла" (душа, или жизненная сила) обозначает разновидность энергии существа, которая несет также и охранительную функцию. В менее древних текстах, особенно текстах буддийской традиции, мы находим написание dgralha, "божество врага", и это слово толковалось как обозначение воинственного божества, в задачу которого входит борьба против врагов. Другие авторы, толкуя это слово как "божество, побеждающее ла врага", принимают написание dgraЫа — "ла врага".
Если вернуться к наиболее древнему написанию- "ла звука", то звук, хотя он и невидим, может быть воспринят слухом и использован как средство общения: в действительности он связан с ча (положительная сила человека, основа благосостояния), вангтанг (способность главенствовать) и всеми другими аспектами энергии человека, непосредственно связанными с охраняющими божествами и существами, которые сопровождают каждого человека с самого его рождения. Кроме того, именно звук считается самым главным посредником между самим человеком и его ла. Благодаря всем этим фактам мы можем понять глубокий смысл слова драла.
Об основе благополучия (ча)
В Бон "Шен ча" объясняется, что все явления - как положительные, так к отрицательные — определяются ча. Относительно значения этого термина интересно отметить, что в характерных для этой традиции ритуалах "умилостивления ради благополучия", данный термин иногда используется как синоним янг, благополучия, как, например, в часто повторяющемся выражении "призывание ча" (phywa'bod) вместо "призывание янг". Следовательно, оба термина, по-видимому, имеют одно и то же значение.
С другой стороны, в ряде методов гадания, входящих в Шен ча и весьма широко распространенных среди практикующих эту разновидность Бон, термин ча используется в сочетании с различными аспектами и обстоятельствами, относительно которых запрашивается ответ. Таким образом есть множество разнообразных названий гаданий, и все они имеют суффикс -ча, означающий "жребий" или "судьба". Причину этого можно объяснить, исходя из того принципа, что все разнообразные условия и ситуации человеческой жизни неизбежно управляются силой ча либо зависят от нее. Существуют, например, лха-ча, "ча божеств" (чтоотносится к силе, защищающей человека), ким-ча, "ча семьи"; дрон-ча, "ча путника" (запрашиваемое человеком, ожидающим путника), трог-ча, "ча доходов или заработков", нор-ча, "ча богатства" (и домашнего скота), тон-ча, "ча пожеланий" (относительно результата действия), нэд-ча, "ча болезни", дра-ча, "ча врагов" (чтобы узнать исход войны и пр.), сог-ча, "ча жизни" (относительно возможной смертельной опасности), "ча потомства" (относительно деторождения, семейной родословной и пр.), дон-ча, "ча дон" (так называемых "воздействий вредоносных энергий", причиняющих неприятности и вызывающих болезни), чонг-ча, "ча торговли", лам-ча, "ча дорог" (относится к обстоятельствам путешествия, которое собираются предпринять).
Итак, можно сделать вывод, что словом ча обозначается принцип, или сила, включающая в себя все благие стороны, выраженные в тибетском языке такими словами, как янг (благополучие), пэл (слава), пунсум цогпа (совершенство), вангтанг (способность главенствовать), траши (счастье) и т.д., — по отношению к конкретному лицу все это подразумевается под выражением "ча человека".Такое значение явно подтверждают различные ритуальные тексты, например, призывание, содержащееся в тэрма буддийской традиции, открытом Чогьюром Лингпа (1829 —1870):
Из чудесного измерения безграничных проявлений “пяти семейств”
Призываю ча и янг украшения неистощимых услаждений,
ча богатства всех миров "трех тысяч мировых систем" десяти направлений
и всех живущих в них существ,
ча чистой светоносной энергии четырех великих элементов: земли, воды, огня и воздуха,
ча жизни, разума и силы высших разрядов существ мира,
ча мудрой энергии знания и любви "благородных" шраваков и пратьекабудд,
а также низших практикующих.
С востока призываю ча юности страны трисач и неколебимого почитаемого закона Китая.
С юга — ча мелодичной песни трулбум и священной Дхармы Индии.
С запада — ча сокровищниц драгоценностей могущественных нагов и богатства казны страны Тазиг.
С севера — ча драгоценного сосуда нодчжинов, отваги и мощи Кэсара.
Призываю ча долгой жизни, праведной и без болезни,
ча,что облегчает страдания бедности,
ча,что увеличивает урожаи, имущество и богатство,
ча,что умножает коней, стада и скот,
ча,что приносит пищу, питье, одежду и украшения,
ча,что господствует над тремя мирами,
ча,что затмевает три измерения бытия,
ча, что распространяет славу в "трех тысячах мировых систем”,
ча,что сохраняет передачу Учения живой, как река,
ча,что устраняет всякое вмешательство, грозящее оборвать продолжение рода человеческого,
ча, что покоряет враждебных демонов, порождающих вред и препятствия.
Призываю ча и янг, благую судьбу и счастье:
Да пребудут они и днем, и ночью!
Главнейшее из "божеств ча", защищающих и поддерживающих ча человека, — "белая" Килчер Пувэр, но в равной мере важны два особых класса божеств-охранителей, которые, согласно традиции, неизменно сопровождают человека, никогда от него не отлучаясь, — это пять личных божеств и божества лунгта.
https://nandzed.livejournal.com/9221211.html