
Вы не должны успокаиваться на простом смешивании своего
ума с божеством. Чтобы связать божество с его истинной
природой (don), необходимо понять, что это именно твой
собственный ум, вместе с собранием восьми сознаний, возникает
как форма и мудрость божества. В этом присущем состоянии
самоосознавание (rig ра) является пробужденным умом (бодхи-
читтой), результирующей формой божества. Будучи разнородными,
они созревают как один вкус, через нераздельность Стадий
Зарождения и Завершения - великое Тело Мудрости.
2.2.5 Четыре гвоздя, скрепляющих жизненную силу
Но, если этот момент непонят, то Стадия Зарождения не
будет отличаться от формы накопления привычных тенденций,
которые закрепят обычное состояние существования. Тогда
ты отвернешься от пути Освобождения и твое достижение
сведется не более чем к перерождению злым духом или
демоном, подобным Рудре! Вот почему учат, что "четыре
гвоздя, скрепляющих жизненную силу (srog sdom gzer bzhi)"
имеют огромную важность. В тридцать девятой главе "Тантры
совершенной тайны (gsang rdzogs)" сказано:
Мудрость или мирское, если четыре гвоздя,
Скрепляющих жизненную силу, не вбиты,
Практика никогда не будет Плодотворной.
Способо владеть жизненной силой всех Славных,
Состоит в понимании одного момента и обретении
жизненной силы всего.Также как Рахула проглатывает солнце на небе,
Не гоняясь за отражениями в тысячах водоемов,
Для обретения жизненной силы их всех
Четыре гвоздя, которые скрепляют жизненную силу,
очень важны."Гвоздь самадхи (tin nge 'dzin)" позволяет превратить сильную
привязанность по отношению к своему обычному телу в форму
божества. Это происходит благодаря однонаправленному
сосредоточению (sems rtseg cig) на форме божества, как на
опоре, используемой для визуализации, а также благодаря
дальнейшему его развитию. В тантре сказано:
Гвоздь самадхи это однонаправленное сосредоточение ума
На Теле божества и на капале без отвлечения.
Овладей тремя объектами и встреться
С Великими Славным лицом к лицу.
Иначе херуку не увидишь.
Без гвоздя постоянного самадхи
Никогда не узреть Просветленного Тела.Тремя объектами овладевают следующим образом. В начале
божество ясно присутствует как объект мысли (bsam pa'i уul),
затем ясно присутствует как видимый объект (mthong ba'i yul)
и, наконец, оно ясно присутствует как осязаемый объект (reg
pa'i yul). Божество является умом, созревшим как чудесная
форма (sku), встреча с которой называется "совершенной
визуализацией". В "Советах Велико славного (dpal chen zhal
lung)" сказано:
Все формы божеств мудрости
В начале проясняют как объекты ума.
Затем развивают силу их актуального проявления,
А затем, благодаря силе совершенно чистого ума,
Их природа проявляется как чувственный объект.
И, наконец, две истины становятся нераздельными;
Достигается совершенная гибкость тела и ума,
А божество ясно проявляется, как осязаемый объект.
Так ты преодолеваешь явное проявление нечистого
тела.Что касается "гвоздя сущностной мантры (snying ро sngags kyi
gzer)", то следует однонаправленно сосредотачиваться, когда
коренная мантра либо вращается вокруг жизненной силы в
Сердце (thugs srog), либо вращается туда и обратно. Затем,
когда подсчитывается мантра, выдох, вдох и задержка дыхания
очищаются как сущность просветленной речи. В той же тантре
сказано:
В качестве гвоздя сущностной мантры повторяй
мантру
Главного божества всего собрания,
Как корневую мантру окружающую жизненную силу
в Сердце ХУМ.
Визуализируй излучениеи поглощение, а также повторяй
мантру.
В это время появляются слава, процветание и
пророчества.
Потенциальная сила станет совершенной, а божества
соберутся.
Без совершенства Приближения посредством гвоздя
сущности жизненной силы
Божества и связанные обетом Дамчены не появятся.Третье — "гвоздь неизменного понимания (Состояния?) (dgongs
ра mi 'gyur ba'i gzer)". Неважно как вы практикуете, с Великим-
Славным [Херукой] или же слюбыми другими мирными и
гневными божествами, вы должны постичь, что божество
есть не что иное, как ваш собственный ум. Вместе с этим
постижением божество созревает в свою сущность, становясь
одним вкусом с Дхарматой (Реальностью) (chos nyid). И эти два
становятся великим равенством. В тантре сказано:
В качестве гвоздя неизменного постижения Великославный
[Херука],
А также все собрание Мирных и Гневных божеств
Являются ничем иным как собственным умом.
Даже Рудра является ничем иным как умом.
Будучи пустым, сам ум есть Дхармакая.
Будучи ясным и отчетливым, он — Самбхогакая.
И проявляющийся естественным образом многими
способами, он — Нирманакая.
Проявления — это мужские формы, а пустотность —
женские.
Нераздельность проявленияи пустотности — это
Тело Мудрости.
Невообразимые мысли, а также воспоминания
Являются полностью совершенными, свитой Славного.
Они неописуемы и просветлены изначально,
Поскольку они никогда не отклоняются от этой
природы.
Без гвоздя неизменного постижения,
Достижение ('grub) Великого Славного
Не приведет к высшему Достижению,
Лишь к обычному, подобному Рудре.Четвертое — "гвоздь излучения (испускания) и поглощения
('phro 'du'i gzer)". Эта великая чудесная иллюзия ('phrul
chen ро) предполагает освоение каждой из четырех видов
просветленной активности (phrin las). Это также необходимо,
как белая бура для алхимии (bzhu brtul). В тантре дается
следующее объяснение:
В качестве гвоздя излучения и поглощения
Визуализация используется для трансформации.
Зная это, все желания осуществляются.
Благодаря самадхи излучения и поглощения.
Потенциал ума приводится к совершенству,
И все, что представляется, — появляется.
Силой благословения мантр и мудр,
Все активности, помогающие и вредящие, будут
осуществлены,
Умиротворяющие, увеличивающие, контролирующие
и гневные,
Подобно тому, как восхваления и подношения одной
драгоценности
Приводят к обстоятельствам осуществления всех
желаний.
Если же гвоздя различных излучений и поглощений
нет,
Тогда [ни?]один объект сосредоточения не приведет
к цели.
Но если ты знаешь, как переходить от распространения
к собиранию,
Тогда даже низший демон теуранг
Будет выполнять беспрепятственную активность и
осуществлять все действия,
Поскольку все является чудесным творением ума! Когда основные моменты этих наставлений о четырех гвоздях
усвоены, Просветленное Тело будет непосредственно воспринято,
и ты стяжаешь его жизненную силу. Обрети истинную речь, и ты
стяжаешь жизненную силу просветленной Речи. И когда будет
контролироваться сама Реальность, ты стяжаешь жизненную
силу просветленного Ума. Твои трое врат соединятся с
просветленным Телом, Речью и Умом мирных и гневных сугат, и
многообразие станет одним вкусом (rо gcig). Сделай это, и ты
обретешь тысячекратную жизненную силу Сансары и Нирваны.
Так ты очистишь врожденный потенциал (rtsal) (энергию?)
Мудрости и освоишь различные виды просветленной Активности.
Пятая тема объяснена ясно. Шестая тема касается
связи божества с реальностью, которая также называется
"развитие (bogs 'don) Стадии Зарождения" и "связь посредством
активности ближайшей причины (nye rgyu spyod pas mt-
shams sbyar)". Практика сущностных моментов медитации
Стадии Зарождения, как было описано выше, предполагает
вхождение в йогические практики с особыми временными
периодами и количеством. Это позволяет выйти за
пределы мирских путей и получить непосредственную
связь с путем видения, высшим духовным осуществлением
Великой печати (phyag rgya chen ро mchog gi dngos grub).
Именно это подразумевается под термином "выход за
пределы посредством поведения".
В "Благой колеснице (shing rta bzang ро)" сказано, что, несмотря
на высший путь Стадии Зарождения и другие [практики],
сами по себе они не приводят к Освобождению, поскольку
необходимы другие факторы, развивающие практику. Таким образом,
хоть и обладают восемью мерами ясности и устойчивости
на пути Стадии Зарождения, но если не используют
сущностные наставления (man ngag) четырех гвоздей,
которые скрепляют жизненную силу для развития ее
посредством поведения, тогда будет невозможно достичь
результата этого процесса, состояния видьядхары.
Поэтому в контексте связи божества с реальностью вы
должны медитировать на пути определенного совершенства
(lam nges rdzogs). Следовательно, нужно осваивать
различные стадии, от самадхи великой пустотности до
сложной формы полного круга мандалы, а также необходимо
достичь совершенства восьми мер ясности и устойчивости.
Это называется "путем с определенного поведения с
периодами и количеством (spyod pa'i dus grangs nges pa'i
lam)". Как сказано:
Достигают могущества и высшего состояния
В течение шести, четырнадцати или шестнадцати
месяцев.Таким образом, посредством преобразующих ритуалов
(spog cho ga) просто невозможно не достичь уровня
видьядхары в течение шести месяцев.И даже если такое невозможно, сказано, что те, кто
посвящают себя практике, поскольку их путь также нуждается
в ясной цели для учений, в которые они вовлечены.
Такой тип практикующих в начале развивает правильное
понимание ключевых моментов относительно Стадии Зарождения
и завершения, а затем, с самого начала они связывают
свою практику с подходом и осуществлением, опираясь
на сущностные наставления четырех гвоздей, которые
скрепляют жизненную силу. Таким образом, в нашем
бытии, соответственно умственным склонностям индивидуума,
рождаются различные качества.
Все остальное равносильно отходу от основных моментов
Зарождения и Завершения. Просто называть свою
практику "приближением и достижением" и оставаться в
ретрите на протяжение годов не приведет ни к чему,
кроме трудностей. Начитывание сотен миллионов мантр
не вызовет даже медитативного тепла (drod) обычных
качеств, которые являются знаками развития на пути.
Иными словами, если сущностные моменты Пути не
принимаются во внимание, то усердие не приведет ни к
чему, кроме погони за миражем.
В данном контексте гвоздя сосредоточения (самадхи)
на божестве упоминается "освоение трех объектов (yul
gsum gyad du gyur pa)". И в тексте сказано:
Вначале божество ясно присутствует как объект мысли (bsam ра'i
yul), затем ясно присутствует как видимый объект (mthong
bа'i yul) и, наконец, оно ясно присутствует как осязаемый
объект (reg ра'i yul). И это можно сформулировать иначе:
"Вначале ясно присутствует как объект ума (уid), затем
ясно присутствует как объект органов чувств (dbang ро) и,
наконец, ясно присутствует как объект тела (lus)".
В начале следует достичь знакомства (goms ра) с проявлением
божества. На этом этапе являются божеством лишь в
концептуальном или вербальном смысле (bsam ра'i blо
rtog gam ngag kyi brjod pa). Иными словам, божество
ясно только с точкизрения аналитического ума, и при
этом необходимо пользоваться мыслями определенным
образом (rtog dpyod kyi blo ngor). Это называется "ясно
присутствовать как объект мысли" или "ясно присутствовать
как объект ума".
Когда знакомятся с проявлением божества и достигают
некоторой устойчивости в этом процессе, больше нет
необходимости запечатывать медитацию (rgyas 'debs)
мыслями, используемыми на предшествующей стадии.
Вместо этого божество становится как бы видимым
для полностью функционирующих чувственных способностей
глаза. Не теряя из виду эликсир безмятежности без мыслей
(rtog med zhi gnas kyi rtsig), проявления визуализации
становятся отчетливыми, вплоть до зрачков глаз божества.
Именно это подразумевается под "ясным присутствием как
видимого объекта" или "ясны мприсутствием как объекта
органов чувств".
В конце этого процесса Стадия Зарождения полностью
осваивается. И когда достигают состояния зрелого
видьядхары, больше не воспринимают обычные нечистые
проявления, поскольку они сливаются с мандалой божества.
В этот момент актуализируется иллюзорное тело (sgyu
lus), объединенная форма божества (zung 'jug gi lha sku).
Именно это подразумевается под "ясным присутствием как
осязаемого объекта" или "ясным присутствием како бъекта
тела". Наставления о четырех гвоздях, которые скрепляют
жизненную силу, являются ключевыми моментами, которые
позволяют овладеть тысячечастной жизненной силой Сансары
и Нирваны. Эти сущностные наставления неразрывно
связывают обычные тело, речь, ум и активности, которые
воспринимаются в Сансаре, с просветленными Телом,
Речью, Умоми Активностями, связанными с Состоянием
Будды, скрепляя их жизненную силу подобно гвоздям.
Когда осваивают эти моменты, то достигают полной власти
над Сансарой и Нирваной, а также нечистые тело, речь и
ум очищаются и трансформируются в просветленные Тело,
Речь и Ум. С этого самого момента осуществляют Деяния
Будд (sangs rgyas kyi mdzad pa) посредством четырех
типов невообразимой просветленной активности (phrin
las) — умиротворяющей, увеличивающей, подчиняющей и
гневной (zhi rgyas dbang drag). Таким образом, четыре
гвоздя, скрепляющие жизненную силу, содержат ключевые
моменты пути Стадии Зарождения.
Сказано, что пути, лишенные этих принципов, подобны
"бегу на месте", то есть такая активность приносит лишь
усталость. Правда состоит в том, что эти пути не
приводят ни к чему, кроме потери сил. Кроме того,
хотя мы классифицируем божеств, на которых медитируем,
как божеств мудрости или мирских, это разделение на
самом деле делается на основе того, была или не была
постигнута (rtogs) пустотность. Иными словами, пока
обладают гвоздем неизменного понимания Реальности
(Дхарматы), даже визуализация себя в форме мирского
демона даст силу достичь высшего духовного достижения
(dngos grub). С другой стороны, те, кто не обладают
гвоздем неизменного понимания, уверены в том, что
они и божество — разные. Такие индивидуумы не
получат высшего духовного достижения, несмотря на
медитацию на запредельном божестве йидаме. Ведь
они заняты тем, что упражняют свой ум быть гневным
и страстным. Очень скоро их ум становится упрямым,
как у свирепых варваров, которые увлечены ритуалами
жертвоприношений и другими бессердечными практиками.
Эти люди на самом деле связаны в своей практике
с могучими мирскими духами, под чье влияние они и
подпадают. И хотя они могут называть это Тайной
Мантрой, в действительности это называется Учением
Демонов, от которого предостерегает "Калачакра-тантра".
В таком подходе определенно сбиваются с пути и кончают
тем, что становятся демоном или духом.
Джигме Лингпа и Патрул Ринпоче, "Лестница в Акаништху"
https://nandzed.livejournal.com/9291975.html