-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_morreth

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.06.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 2




Ярмарка тщеславия - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://morreth.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss??c4453e00, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Ніхуя ти не знаєш, Павел Данілін

Суббота, 07 Января 2023 г. 01:09 + в цитатник
Наше ЦИПСО никогда не будет винить ваших чмобиков в наших успехах. Наше ЦИПСО всегда гнет одну линию: в зоне оккупации каждый камешек, каждый пенёк, каждый суслик отслеживает вас, блядей, и неустанно передает в центр. Каждая гнида посчитана, взвешена, измерена и геолоцирована. Отключите хоть все телефоны, рации, локаторы, передавайте сигналы при помощи дыма и барабанов - вам это не поможет. Как не поможет и понавезти бункеров и вкопать их поглубже (если вообразить себе, что ваши генералы не разворуют все на стадии проектировки).
Единственный способ для вас спасти ваши жопы от увлекательного, но короткого полета - это унести их за поребрик. Как можно быстрее. Точка.
Вот такое наше ЦИПСО. А чмобиков во всем винить - это ваша бездарная пропаганда.

https://morreth.livejournal.com/3054725.html


Почему русские не умеют в национализм

Вторник, 26 Октября 2021 г. 15:30 + в цитатник

Главный тезис этого наброса формируется просто: русский национализм - он как морская свинка, у которой, как мы помним, нет ничего общего ни со свиньями, ни с морем.

Замысел я вынашивала давно, как минимум с 14 года. Но решающим толчком в попу стал опус Нины Ищенко об “Отблесках Этерны” Веры Камши. Читать его вам не советую, это невероятная смесь невежества, апломба и бесстыжего цинизма, но если вам решительно нечем заняться скучным осенним вечером и вы не боитесь за свой рассудок и брюшной пресс, то вот вам ссылка:

http://oduvan.org/wp-content/uploads/Ishhenko-Borba-tsivilizatsiy-v-Otbleskah-E%60ternyi.pdf

Суть этого опуса в двух словах: полуинтеллигентная дама из Луганска пытается выстроить свою русскую идентичность вокруг (держитесь за что-нибудь), фэнтезийной эпопеи Веры Камши “Отблески Этерны”. Да, я знаю, звучит ебануто. Но на самом деле это не так ебануто, как кажется с первого взгляда.

(Спойлер: получается плохо. Тетка не знает вообще ничего, к чему прикасается своей блудливой мыслью: истории, литературы, современной культуры, даже текста “Отблесков Этерны”.)

Эта писанина представляла бы интерес только как курьез, если бы не одно “но”: из-за таких вот ебанутых попыток выстроить рускую идентичность в степях Украины из говна и палок погибли уже десятки тысяч человек. Ищенко - просто пламенеющий клинический случай, потому что она достаточно образованна для составления таких опусов и сумела пролезть в окололитературную тусовку для их обнародования. А у сотен тысяч менее “просвещенных” это говно просто тихо булькает в голове, и их самовыражение происходит не в интернете, а непосредственно с оружием в руках или там во всяких “Изоляциях”, где они строят свою идентити, мордуя ненавистных укропов.

Окей, гугл, почему эти люди строят свою русскую идентичность из говна и палок? Ну вот казалось бы - есть большая страна, у этой страны богатая история и великая литература, хочешь быть русским националистом - просто бери и черпай оттуда. Экскаваторным ковшом. Одного Пушкина тебе носить не переносить, таскать не перетаскать. Ну чего твои ручонки тянутся ко всяким Прохановым, Просвирниным, Крыловым и Камшам? Опустим политический момент, опустим вопрос, хорошо ли вообще развязывать войну и звать на свою землю войска только потому, что тебе ударило в голову построить идентити вот прямщас, остро и болезненно. Скажи, почему ты для этого берешь говно и палки, если в свободном доступе лежат хорошие, годные кирпичи, бревна и черепица?

Ответ: русские плохо знают, как строить идентичность из хорошего, годного материала. Именно поэтому русские-воннаби с окраин Империи ничему не могут у них научиться и прибегают к бакуло-фекальному методу.

Где же русским пороблено? Почему русский национализм в текущем историческом контексте практически невозможен?

1. Национализм или С чего начинается Родина?
Да, давайте включим эту старую советскую песенку. Она действительно довольно исчерпывающе перечисляет факторы, формирующие национальное сознание.

С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре - культура, письменность, язык,
С хороших и верных товарищей
Живущих в соседнем дворе - сообщество, community, родственные и соседские связи, парохиальный альтруизм.
А может она начинается
С той песни что пела нам мать - снова культура, причем уже не просто знание ее как феномена, а непосредственный, интимный опыт проживания этой культуры..
С того что в любых испытаниях
У нас никому не отнять - глубокая интернализация опыта, который описан выше.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот
С той самой березки что во поле
Под ветром склоняясь растёт
А может она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной
Которой не видно конца - а здесь описывается уже опыт переживания места и времени, того, что называется “географией”, “хронотопом”, “природой”, характерного только для жителей определенного места восприятия пространства.
С чего начинается Родина?
С окошек горящих вдали
Со старой отцовской буденовки
Что где-то в шкафу мы нашли - опыт переживания истории и народной мифологии, причем снова-таки непосредственного, а не по учебникам.
А может она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы которую в юности
Ты ей в своем сердце принёс - и наконец, опыт расставания, когда все вот это вот прожитое ты оставляешь позади, но одновременно осознаешь, что оно сформировало тебя и стало частью тебя. Чтобы это пережить и осознать, нужно покинуть сформировавшие тебя место и время, прожив их заново как нечто отстраненное.
Вот основания любого национализма. Ну или хотя бы такого национализма, который мы назовем “национализмом здорового человека”.
Заметим, что собственно “кровь”, этническое происхождение, тут никакого значения не имеет. Евреи Баснер и Матусовский прекрасно сформулировали, а еврей Бернес пропел этот чудесный сантимент, под который роняет слезу уже не одно поколение русских. Потому что это культурная универсалия - по крайней мере, для тех народов, которые уже сформировались как нации. Какой бы народ мы ни взяли наугад - мы обязательно найдем у него произведения искусства, прославляющие и кодифицирующие весь этот комплекс: материнские песни, родные места, природу с характерными для конкретного места приметами смены времен года, детские игры и дворовые компании, локальную историю и мифологию.

Любой национализм и любое национальное самосознание начинается с проживания и осмысливания времени, пространства и культуры своей “малой родины”. Все эти во поле березки, садки вишневі коло хати, home sweet home для англичанина, родные пенаты для римлянина, фурусато для японца.

Было бы совершенно немыслимо отказывать русским в том, что это у них есть. Русская литература полна этим сантиментом начиная с того момента, как она становится русской литературой. И опять-таки, этническое происхождение, пресловутая “кровь” тут не имеет вообще никакого значения. Главным выразителем этого “фурусато” в русской живописи был литовский еврей Левитан, а в поэзии - немец Фет.

Но сам по себе этот сантимент - еще не национализм (как корень - еще не дерево). Чтобы перерасти в национализм, ему нужен некий “пятый элемент”, который сделает проживание остальных четырех элементов - языка, культуры, пространства и истории - общим для миллионов людей.

Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Ощущение “малой родины” может не только объединять, но и разъединять. Язык поморов Шергина отличается от языка уральцев Бажова и волжан Горького, но не настолько, чтобы они друг друга не понимали. А вот проживание пространства и истории отличается уже разительно. И даже общий язык, как мы знаем, далеко не всегда может стать цементирующим нацию элементом. Общий язык не мешал Твери воевать с Москвой, а Москве с Новгородом. Разные языки не мешают Гуаньчжоу и Хэбэю существовать в общем политическом и культурном пространстве. Зато кантосцы и кансайцы в токугавской Японии уже не очень хорошо понимали друг друга, а с сацумцами могли объясниться только письменно, и долго не находили общего языка, пока не подперло перспективой иноземного завоевания.

В общем, чего уж греха таить, ничто не выступает лучшим цементирующим материалом для национального самосознания, чем общий враг.

Тут есть соблазн сказать, что есть-де “хороший национализм”, когда этим общим врагом становится угнетатель и завоеватель, от которого надо отбиваться, преодолевая разногласия, и “плохой национализм”, когда этим врагом становится кто-то, кого нация завоевывает и угнетает.

Увы, оба варианта для отковки национального самосознания одинаково хороши, как показала, например, Столетняя война, в ходе которой сформировались как нация и агрессоры-англичане, и защитники-французы. А если нация формируется в ходе достаточно долгого времени, она подчас успевает побыть и тем, и другим. Мало какому народу “повезло” так, как ирландцам, украинцам или евреям - ни разу не побывать в роли агрессора (во всяком случае, в качестве самостоятельного народа, а не как части империи).

Итак, у русских вроде как есть все нужное: и ощущение “малой родины”, и наличие в истории общих врагов, в войнах с которыми довершалось формирование нации. Почему же они строят свою национальную идентичность не на этом? Почему они берутся опять и опять за говно и палки? В смысле - за нелепые идеологии, которые раз за разом обрушиваются, погребая под собой миллионы людей, будь то “Третий Рим”, “Православие-самодержавие-народность”, СССР или нынешний курс на “новый консерватизм”?

Я долго мучилась этими вопросами, и, наверное, мучилась бы еще, если бы не госпожа Ищенко, за что ей, конечно, большое спасибо. Она поставила меня перед простым и очевидным фактом: она лепит себе русскую идентичность из говна и палок по той простой причине, что она не русская. Ну вот ни разу вообще. Ее “малая родина”, ее фурусато - это Донбасс, который со всей очевидностью не срастается в общее пространство ни с Болдинской осенью, ни с Записками охотника, ни с Медной горой, ни с тихим Доном, ни с белыми ночами Петербурга… Ну разве что с “Молохом” Куприна, который вот как раз о Донбассе, и вписывается в общероссийский культурный контекст именно благодаря взгляду великоросса, этакий белый бвана пишет о нравах и быте колонии. Сама Ищенко в этом нарративе отчетливо соответствует Ниночке Зиненко с ее поверхностными суждениями и заученным набором цитат.

И Ищенко не одинока в этом существовании на маргинесах культуры, которую она якобы так любит. Какое общее ощущение фурусато может быть у Шойгу и Кадырова? У Собянина и Путина? ОК, возьмем нашу прослоечку, к которой мы с Ниной обе принадлежим, околофантастическую тусовочку - какой общий бэкграунд у Лукьяненко и Буркина? У Лазарчука и Камши? У Лукина и Латыниной? У меня и, прости Господи, Глигич-Золотарёвой? Свою одинаковую дозу классической русской культуры мы получили искусственно, в советской средней школе - так же, как в советской среднестатистической больнице нам всем поставили совершенно одинаковые дозы вакцины от оспы, полиомиелита и АКДС. Культуру нам всем разливали из одного и того же телевизора. А в остальном - разные пейзажи созерцали мы за окнами, разные дворы обыгрывали и обживали, в разные деревни к бабушкам на лето ездили. Русская культура, в смысле костяка, классического супового набора Пушкин-Толстоевский-Чайкомусоргский-Левитан - отнюдь не была основой нашей идентичности. То, в чем мы варились, к добру ли, к худу, то, что составило наш общий культурный код, было русским разве что в смысле языка.

Во всех остальных смыслах оно было советским.

А советская культура, хороша ли она, плоха ли, - есть разные точки зрения - фиговато годится для монтажа русской национальной идентичности.

Да, прямо скажем, любой национальной идентичности. Но фишка в том, что для слома чужих национальных идентичностей, для переплавки их в общем котле советская культура использовала русский язык. Важнейшей частью интеграции любого национального писателя в советское культурное пространство был перевод на русский.

Поэтому, когда с падением СССР пошло восстановление национальных идентичностей в бывших российско-советских колониях, оно пошло на основе обращения к национальным языкам и отталкивания от русского/советского. Проще говоря, что нужно мне, чтобы построить себе украинскую идентичность? Ну, потреблять меньше русскоязычного контента, больше украинского. Перейти на украинский в быту. И, в общем-то, кроме этого, особые телодвижения не нужны. Мои корни здесь, по меньшей мере, половина их. Если меня одолеет любовь к родному пепелищу и отеческим гробам, то деревня Рубаный Мост от меня в пяти часах езды на машине, а Кривой Рог - в полутора.

Вот если бы мне захотелось построить себе именно русскую идентичность и поехать к русским отеческим гробам, то до Мусорки, Самарская область, или до Каменного Яра, Астраханская, пришлось бы добираться с некоторыми трудностями. И в этом случае с моей стороны было бы, конечно, в высшей степени разумно переехать с концами в ту же Самару или Астрахань или Волгоград или Тольятти, где живет моя российская родня.

Но - нет. Еще в детстве, когда бабушка пыталась меня интегрировать в российскую часть семьи, я ощущала ту среду чужой. Не противной, не отвратительной, нормальной, liveable, - но чужой. Дети очень адаптивны, и мы с сестрой легко вливались в игры наших троюродных кузенов, и это были даже почти те же самые игры, в которые играли во двораз Кривого Рога… но “почти” никогда не исчезало, как и разница между нашими и кузенов акцентами. Во время тура по Волге я лучше всего ориентировалась не в бабушкиных пенатах, Самаре, а в городе Энгельсе, потому что это был Покровск из “Кондуита и Швамбрании”. А больше ничто не отзывалось нигде. Мысль об эмиграции в Россию всерьез меня не посещала ни разу. Но повторюсь, если бы посетила - то я бы в первую очередь начала с переезда к возможной “фурусато”, с освоения пространства и истории Поволжья, того места в России, с которым я хоть как-то связана генетически (а еще я не мыслю себе жизни в местности, где нет Большой Реки).

Возможно, Ищенко в этом смысле хуже - у нее просто нет корней там, где формировалась сердцевина русской культуры. Но ведь и эта беда не так велика - в России есть две вполне космополитичные и всеядные столицы, Москва и Питер, куда кто только не влился и не освоился. К чему же сидеть на маргинесах и творить себе Россию методом карго-культа? Что, блин, ЧТО заставляет людей так поступать? Ищенко ведь в этом не одинока. Бывшие имперские окрестности полны ее единочаятелей (спасибо Рыбакову за хорошую кальку с китайского), которые лепят себе какую-то фантазийную, никогда не существовавшую Россию вместо того, чтобы просто взять и въехать в Россию реальную.

И даже еще хуже. Те из них, кто телом таки въехал в реальную Россию, или даже родился в ней, всем своим твореством показывают, что эта реальная Россия ни в какой своей местности не стала для них “фурусато”. Посмотрите на попытки в национализм Перумова, посмотрите на их совместную с Камшой “Млаву красную” - это лютая мертвечина. Полностью вымышленные миры вроде Хьерварда или Арции удались этим авторам гораздо лучше, чем альтернативно-историческая Россия. Их фантазийные герои похожи на живых людей, их фантазийные культуры похожи на живые культуры (в первом приближении хотя бы). Но Россия у них выглядит так, словно ее сочинял Майбаум для фильма про Джеймса Бонда. Эти люди умудряются зафакапить образ города, в котором живут. Как? Ну вот как? Ну вот почему у Марии Семёновой получается, а у них нет? Где пороблено?

Опять-таки, я долго мучилась с ответом на этот вопрос - но спасибо госпоже Ищенко, она в неизреченной простоте своей все показала и рассказала.

2. Россия и Россия

Вы будете смеяться, но в культурном пространстве существуют две России.
Первая - реальная. Ну, в каком смысле как реальная? Понятно, что ни Москвы Гиляровского, ни Лермонтовского Пятигорска, ни Нижнего Островского, Мальникова-Печерского и затем Горького, ни Петербурга Достоевского, ни шолоховских станиц, ни Шукшинского Алтая уже нет. Более того, фантастические пространства-времена вроде бажовского Урала или семёновской русской Прибалтики, вроде как вообще никогда и не существовали.

Но вся эта Россия, даже в ее фантастической части, опирается на нечто реальное, на прожитый и осмысленный авторами чувственный опыт. Мы не встретим Медной Горы Хозяйку ИРЛ, но пройтись ногами по Полевскому заводу или съездить в Сысерть, сплавать по Чусовой вполне реально. Как реально повторить маршрут Печорина и Максим Максимыча. Когда мы с бабушкой заехали в Энгельс, я подошла к дому Лёльки и Оськи. Музей был закрыт, но дом был на месте, его можно было потрогать. И столь же осязаемы артефакты культуры, созданные в этих местах или вдохновленные ими. Вплоть до того, что насквозь выдуманные сказы Бажова стали фольклором.

Вторая же Россия - она как город Китеж: отражение того, чего нет и не было. Идеальная империя, населенная идеальными людьми. Духовное духовенство, преданные и честные служащие, трудолюбивый и покорный народ. Потемкинские деревни. Таинственная “Российская цивилизация” (у всех страны как страны, а у нас не хала-бала, аж целая цивилизация!)

Она тоже существует в культурном пространстве - но как мечта о мечте, как фантазия одних и сатира на эту фантазию других. У нее нет настоящей топографии и подлинной истории. Ее сражения носят характер мифогероического эпоса, построенного порой на таком неподходящем материале, что диву даешься - как, например, Куликовская битва из участия московского князя в ордынских разборках превратилась в эпическое противостояние Руси и Орды, а 23 февраля 1918 года, пик немецкого наступления на территорию России, стал днем Советской армии, а впоследствии - Защитника отечества. Эта страна никогда ни на кого не нападает, но постоянно воюет и оттого “прирастает территориями”. Ее жители порой лишены самого необходимого, но при этом счастливы. Их нельзя “поставить на колени”, но они сами говорят, что любят жесткую руку и нуждаются в кнуте. Они сопротивляются завоеваталям, но подчиняются реальным упырям, которые обходятся с ними не лучше оккупантов. У них строгие законы, но эти законы весьма избирательно исполняются. И из таких парадоксов вообще состоит бытие этой страны, и парадоксальность этого бытия - любимейшая тема для шуток, но ни разу не повод что-то изменить и вернуть жизнь в какое-то более рациональное русло. Я уже писала об этой второй России - это нарциссическое расстройство в масштабах страны, которую мотает из фазы величия в фазу ничтожности и обратно без перерыва на сон и обед.

И эта вторая Россия находится с первой, реальной, в состоянии непрерывной войны. Уже лет триста как минимум. Потому что нарциссическое “я” никогда не примирится с реальным. Миллионы реальных русских были уничтожены физически, морально и интеллектуально ради все новых и новых попыток осуществить эту шизофреническую нарциссическую мечту. Патриоты этой второй России, а проще говоря, имперские шовинисты, веками убивали русское национальное движение так же, как и национальные движения покоренных народов.

Любому человеку при здравом уме должно быть понятно, что какой-либо русский национализм возможен только на базе первой, реальной России. Потому что любой нормальный националист или, если вас плющит от слова “националист”, то патриот - желает своему народу высокого уровня жизни, здоровья, образования. А для всего этого нужно брать к сердцу жизнь реальных людей и реальных территорий. Любить их культуру, их историю, их природу, их благо.

И вот с 2000 года я наблюдала, как русские националисты вроде бы старались тянуть в эту сторону… как вдруг резко в 2014 году ебанулись и побросали все, ударившись в Крымнаш, за редкими исключениями, сохранившими трезвость. Люди, которые вчера говорили здравые вещи, типа сначала нужно обеспечить народ больницами, школами, квартирами и работой, а потом уже думать о величии, внезапно отбросили всю эту трезвость и помчались за призраком величия впереди собственного восторженного визга. Зачем строить Россию в Ярославской области, если можно строить Новороссию в Одессе?

(Ребята из этой тусовки, знайте, что я больше никого так не презираю, как вас. Даже Ищенко. Она никогда не была умной, а вот вы свой ум добровольно сдали в утиль.)

Нуок, а как же сложилась эта ебанутая ситуация с двумя Россиями?

Тут мне приходит в голову только один ответ.

Россия слишком рано упала в Империю. Не успев толком сложиться и пожить как нормальное национальное государство.

Более того, она сразу проглотила два больших инородных куска: Казанское и Астраханское ханства, по территории превышающих домен Московских князей каждое в отдельности. В результате сложилась ситуация, когда в царстве, претендующем на звание последнего оплота христианства, чуть ли не половина подданных де-факто исповедовала Ислам. Но в официальной риторике это не отразилось примерно никак.

Вместо того, чтобы остановиться и спокойно переварить факт создания многоязычного и полирелигиозного государства, Россия ломанулась дальше. По мере продвижения России на Восток удельный вес неправославного населения становилася все больше, к исповедующим ислам подданным добавились буддисты и язычники, и это опять-таки не отражалось в официальной идеологии страны, разве что к титулам царя добавляли название очередной местности.

И вот этот шизофренический расклад, когда многонациональное и полирелигиозное по факту государство де-юре везде именуется русским и православным, запрограммировал всю последующую шизофрению. Аналогов такому положению дел в Европе просто не было. На момент, когда Англия хапнула Индию, а Франция Алжир, они давно прошли стадию формирования национального государства. Испания могла бы впасть в раздвоенность, но она последовательно проводила политику христианизации страны, как внутри после Реконкисты, так и в колониях. Мусульмане, евреи и язычники должны были покинуть страну, креститься или умереть. Это было ужас что такое и запрограммировало много херни как в самой Испании, так и в колониях, но тут хотя бы официальная риторика не расходилась с фактическим положением дел. Когда в Европе одно государство поглощало другое, ситуацию с религией и национальностями так или иначе решали, в ходе войн или уний или договоров или династических браков - но не пытались ее игнорировать. Императоры священной Римской Империи могли занимать ту или иную позицию в отношении Реформации, но не пытались делать вид, что никаких протестантов тут нет.

Россия изобрела свой способ решения проблем: просто двигаемся дальше, прихватывая все новые и новые куски и не особо думая о том, как их сшить воедино.

В конце концов само по себе имперское завоевание стало государствообразующим фактором. Наглая, подлая и циничная Европа выжимала соки из колоний, чтобы обыватель мог пить дешевый чаёк (кофеёк/шоколадик) и заедать дешевым сахарком. Идеалистичная и жертвенная Россия выжимала соки из собственного населения, чтобы… собственно, чтобы что? В каком качестве были нужны Сибирь, Туркестан, Казахстан, Каввказ? Офигенных рынков сбыта? Нет. Базы производства колониальных товаров? Тоже нет. Источника дешевой рабочей силы? Нет и нет: эти регионы отбирали, а не поставляли людские ресурсы. Может, колонизация ускоряла развитие сердцевинных земель Империи, способствовала прогресу оружия и транспортной системы? Нет, войны, которые реально всего этого потребовали, от петровских Северных войн до Крымской кампании, Россия вела на западе. Именно для этих войн создавались “полки иноземного строя”, осваивался выпуск нарезного оружия и строились последними в Европе железные дороги. А так-то легендарно паршивое состояние российских дорог давно уже стало еще одним государствообразующим элементом. Окей, может, эти завоевания подняли уровень жизни в стране? Способствовали социальному прогрессу? Ага, Россия то-то отменила крепостное право аккурат в тот год, когда в Лондоне проложили первую линию метро.

О да, у этого движения на восток и юг, до упора в океан, в Китай и в осман, есть, конечно, рационализация: татар и ногайцев надо было покорить, чтобы обезопасить себя, а когда их покорили - открылся новый фронтир, за которым были новые опасные племена, от которых нужно было себя обезопасить, и чем дальше двигался фронтир, тем больше тех, от кого нужно себя обезопасить, открывалось за ним. Нуок, в 1800-е годы уперлись в точку, за которой только моржи. Можно уже успокоиться, развернуться лицом к себе и начать жить?

И тут оказалось, что нет. Что бесконечное “прирастание землями” превратилось во вторую натуру. Что вся система управления страной заточена именно на это, и в мирные периоды страна не очень хорошо понимает, что с собой делать и начинает требовать конституций.

А самое главное - что за триста лет безвылазных войн всосали в себя такое количество чужих культур, что сколько врагов ни заведи - а реальное чувство общей родины не возникнет. Поди-ка объясни башкиру или другу степей калмыку, что он должен защищать свою юрту от Наполеона, потому что тот Антихрист и хочет совратить тебя в католичество.

(На счастье имперцев, друг степей на тот момент еще был готов воевать и так, ради лулзов.)

Поэтому российский официоз не доверяет чувству “фурусато”, сентиментальному местечковому патриотизму, и обращается к нему только в крайнем случае, как к последнему резерву. Для империи это опасное чувство. Когда оно возникает в колониях, колонисты могут ведь и подняться, и послать империю подальше, как сделали американцы с Англией, мексиканцы с Испанией, бразильцы с Португалией. Или просто сдержанно пересмотреть отношения, как канадцы и австралийцы с той же Англией.

Когда оно возникает в сердцевинных областях империи, их жители могут опять-таки подняться и задать вопрос - почему они приносят свою “фурусато” в жертву непонятным завоеваниям? Любой национализм враг Империи, но национализм титульной нации - ее гибель.

И та легкость, с которой нынешний российский официоз мирит в свом идеальном историческом прошлом Империю и СССР, подсказывает, что СССР был по сути проектом возрождения Империи, и Сталин с его поворотом вправо был не случаен. Российская Империя грохнулась, когда стало ясно, что курс на завоевания исчерпал себя, а цари оказались несостоятельны в качестве знамени и символа этих завоеваний. Получать пиздюлей вообще обидно, но от Японии, где половина офицерского корпуса еще помнит, как сакаяки к лысине приклеивать - обидно вдвойне.

(Японцы, кстати, делали все те же самые ошибки, но им повезло, им ввалили раньше, чем они успели окончательно испортить себе страну)

И все эти ахи-охи, как это наша замечательная святая православная Русь пошла за нечестивыми безобожными большевиками, вызывают смех сквозь зубы: пошла, потому что большевики перезагрузили главную государствообразующую программу, завоевательский зуд. Оказалось, что святому православному народу похер, Спас у него на знамени или серп с молотком - лишь бы это знамя можно было переть на штыках все в новые края.

И как только появлялось ну хоть сколько-нибудь вменяемое правительство, не одержимое имперской чесоткой и пытающееся разрулить внутренние дела, обратившись к интенсивному развитию - как оно оказывалось некомпетентным, а страна падала в кризис застоя, потому что как существовать вне режима мобилизации, не знали даже те, кто этого всем сердцем хотел. И через ничтожно короткое по историческим меркам время опять ведущим стал курс “кругом враги, мы осажденная крепость, не смешите наши Искандеры”.

3. Резюме

В России все плохо с национализмом, потому что национальным государством Россия не была примерно никогда, и любая попытка им стать приведет к обрушению имперского строя. Российская центральная власть всегда будет подавлять русское национальное чувство, раздувая иллюзию имперского величия. Причина проста: на мобилизационных проектах можно наживаться так, как никогда не наживешься на стабильном интенсивном развитии, а режим мобилизации дает возможность уходить от контроля. Не до бухгалтерии сейчас, НАТО победить надо! Навальный проигрывает, потому что россияне готовы приносить свое благополучие в жертву иллюзии величия. Так работает нарциссизм на государственном уровне.

Идейно режим опирается на таких, как Ищенко, воннаби-русских. У них нет настоящего национального чувства, нет “фурусато” в России, поэтому они с легкостью подхватывают нарциссический бред об “особой Российской цивилизации”, “цивилизационном противостоянии”, “культурном образце другим народам в виде соборной ситемы управления” и прочую хрень. Когда Ищенко пишет: “Отблески Этерны» – это произведение, в котором формально описано европейское королевство, а фактически – русская империя”, тут есть немалая доля истины, а именно: русская империя, какой она существует в сознании воннаби-русских, действительно такая же чистая фэнтези, как и камшевский Талиг. Ее не было нигде и никогда. (Кстати, поэтому и “Млава” у Камши с Перумовым вышла мертворожденной: исходный материал-то они черпали из настоящей живой исторической России, и при попытке срастить его с фантазийной Империей случилось отторжение на генетическом уровне, плодик вышел мертвенький.)

А поскольку Россия еще во времена Грозного хапнула больше, чем могла переварить, воннаби-русских всегда было больше, чем собственно русских, и российской власти всегда было на кого опереться, когда она хотела русских нагнуть. Впрочем, для нагибания нерусских воннаби тоже были отличным материалом, потому что имперский шовинизм, который они исповедуют, для этого тоже идеально подходит.

Воннаби строит свою русскую идентичность из говна и палок, потому что идентичность, построенная на реальном русском культурно-историческом материале не даст ему нарциссическую иллюзию величия - а ведь ради нее все и затевалось. Без величия воннаби Россию не хочет, хоть медом ее намажь.

Опус Ищенко вообще идеальный материал для изучения того, чем живет и дышит среднестатистический образованский воннаби. И если у вас шевелятся волосы на голове от того, как мало Ищенко знает про реальную историю и культуру России, то вспомните, что именно Ищенки сейчас формируют в России дискурс массовой культуры - и вам навсегда обеспечена прическа “афро”.

А поскольку массовую культуру в России создают воннаби, у русского национализма нет шансов. Нарциссический имперский соблазн будет одолевать снова и снова. Они будут просто давить числом. То, что пытаются сейчас продвигать как русский национализм - на деле а) не русский, потому что его делают воннаби; б) не национализм, потому что не укоренен в культуре и истории собственно русского народа.

https://morreth.livejournal.com/3054238.html


О ценностех ея

Воскресенье, 24 Октября 2021 г. 11:18 + в цитатник
Давайте немножко оттолкнемся от хроник скорбной Нины и обратим внимание на интересный факт: когда консерваторы затевают разговор о ценностях, из них, как правило никакими клещами не вырвать, в чем эти ценности состоят. Они, за редким исключением, не могут или не хотят сформулировать то, что (по их словам) защищают. Нет, по контексту всегда можно понять - например, для скорбной Нины такой ценностью является государство, причем теократизированное "православное" государство, безотносительно того, хорошо или плохо в нем живется людям. Но пока что Нина словами через рот или на бумаге не смогла или не захотела это проговорить. Росконы относятся к своим ценностям как к Скинии Завета, которая должна быть скрыта за семью занавесями в отельном дополнительном ящике и охраняемом внутреннем помещении. А люди должны защищать эти ценности, не задаваясь вопросом, что же там в ящичке лежит. А вместо этого они шутят вслед за злоехидным Пратчеттом: когда заходит разговор о традиционных ценностях - это значит, кого-то хотят повесить.
Ну ладно, допустим, росконы боятся профанировать свои ценности, вынеся их без покрывал на обозрение простого норота. Но казалось бы, чуждые вражеские протестантские ценности, с которыми вы боретесь, не должны бояться профанации. Выносите их на площадь и разоблачайте. Беспощадно раздевайте донага и вскрывайте сущность.
Но нет. Например, я уже наполовину перешла вброд поток сознания Ищенко, но так и не набрела на формулировку ценностей "протестантской цивилизации". И с чего бы такая стыдливость? Ну вот всем же понятно, что ты ссылаешься на Вебера, ну процитируй уже его. Скажи, что для протестантской этики одними из главных ценностей являются труд причем не всякий, абы задолбаться, а производящий ценности; знание, причем не всякое, а опять же, производящее некую пользу; что важной несущей конструкцией в протестантский этике является справедливость, предполагающая адекватную награду за труд, и еще один важный момент - мастерство, предполагающее умение находить моральное удовлетворение в самом труде... Шо ж ты выковыриваешь, как изюминку из булочки, учение о "невидимой Церкви", а всю остальную булочку отбрасываешь?
Ну, ответ как бы очевиден, да? Если вслух сказать, что труд, знание, справедливость - это ценности, чуждые нашей "православной цивилизации", то немедленно встанет вопрос: что же мы противопоставляем этим ценностям? Неужели у нас, в православной Святая святых, лежат, завернуты в бумажку, лень, невежество и несправедливость?
Вообще, когда Ищенко и другие росконы плачутся о том, как жЫстоко "протестантская цивилизация" распространяется по миру, навязывая свои ценности всем, кто под руку подвернется, мне хочется ржать безудержно: о да, ведь идея "быть умным, работящим и богатым хорошо" - это такой ужас, вот просто непонятно, как ее вообще воспринимают люди. Ну никому ж не хочется быть умным и богатым, да? Это чуждые ценности, которые силой пришлось навязывать всем окружающим? Реалле?


Источник вдохновения здесь:
http://oduvan.org/wp-content/uploads/Ishhenko-Borba-tsivilizatsiy-v-Otbleskah-E%60ternyi.pdf

Осторожно, не блеваните.

https://morreth.livejournal.com/3053907.html


Культурний шок

Воскресенье, 24 Октября 2021 г. 02:09 + в цитатник
Я рідко сюди пишу, і саме тому покладу це тут, щоб не загубити, бо у Фейсбуці воно швидко спливе за течією часу.

Я відкрила для себе ікони Любові Яцків, і не можу перестати з них мліти. Вони неймовірні. Мало де я досі бачила таке поєднання гарячого релігійного почуття та розсудливої, майже математичної вивіреності образу, сполуки майстерності і натхнення. Мало я бачила сучасних іконописців, у яких стилізація не переходить ані в манірне мавпування візантійської традиції, ані в модерністські вихиляси. Вона примудряється бути орнаментально-ритмічною і водночас майже реалістичною. Сюжети традиційні, розкриття цілком новітнє. Постури каноничні, але рухи правдиві. Обличчя янгольські, вирази людські.


В неї є ще прекрасні картини на свіцькі сюжети, але такого ефекту вони на мене не справили.

















https://morreth.livejournal.com/3053795.html


Задание "Театр".

Воскресенье, 27 Июня 2021 г. 19:38 + в цитатник


Шмышл был в том, чтобы посмотрев некий спектакль, наделать набросочков, и после по этим набросочкам нарисовать картинку в том матерьяле, в каком душа лежит, изобразив сцену из спектакля.

Нучо, я скачала балет "Собор Парижской Богоматери" Ролана Пети, наделала набросочков и ничтоже сумняшеся накрасила.

Но не тут-то было! То есть, картинку похвалили, приняли и все такое, но зачОт не поставили. Надобно было живьем сходить в тиятр и нарисовать оттуда.

Бляха. Теперь пойду "Эзопа" смотреть в местрый ТЮЗ. То есть, это Днепропетровский академический молодежный театр, но все равно ТЮЗ.

https://morreth.livejournal.com/3053474.html


Благоуханное

Четверг, 03 Июня 2021 г. 12:59 + в цитатник
https://patrioty.org.ua/politic/schka-ne-zakhoche-kobel-ne-skochyt-sviashchennyk-deputat-nazvav-zhinok-nedorozvynenymy-cherez-aborty-378191.html

Тут очередной бацька, считавшийся прогрессивным и патриотичным, издал очередной высер, как водится, про аборты.

Но не это меня... как бы сказать, умилило вот прям до слез.

А то, что он на селфи сделал губки уточкой.

Понимаете, он после этого мог вообще ничего не говорить. И так все ясно. Слуга Христов. Губки уточкой.

https://morreth.livejournal.com/3052958.html


Поучаствовала в небольшом срачике

Понедельник, 24 Мая 2021 г. 13:18 + в цитатник
Потроллила бомбанувших мужиков.

https://twitter.com/almost_bergman/status/1396239744548364290

450

А вообще, тут уже есть материал для диссертации на тему "Превалирование социальных установок над биологическими у самцов хомо сапиенс сапиенс".

То есть, с точки зрения гетеросексуальной женщины, картинка кажет нам юное, здоровое и несомненно мужское (плоская грудь, плечи шире талии и бедер) тело. И это тело, ну вот с чисто животной, самочьей перспективы, сексуально привлекательно. Оно стройно, в меру мускулисто, на нем нет каких-то нездоровых прыщей, лишнего пота, отложений, и даже то, что мальчик на каблуках - показатель его ловкости и грациозности, а значит, сексапильности. Половина моей твиттерской френдленты пишет о нем одной рукой, другая в трусах. Женская половина, само собой.

Мужики же ни разу не видят тело. Они видят каблуки, косметику, прическу, одежду в обтяжечку, серьги - проще говоря, аксессуары. И не могут вдуплить, что во всем этом привлекает гетеро-женщин. Одного в комментах я уже и носом потыкала: смотри, дурачок, тут ТЕЛО. Симпатичное тонкое-звонкое ТЕЛО. А он: кококо, это, по-вашему, эталон мужественности?

Тьфу, пропасть. Как мы еще умудряемся заводить детей, напомните?

https://morreth.livejournal.com/3052793.html


Жужей принесло

Четверг, 20 Мая 2021 г. 10:06 + в цитатник
https://alex-rozoff.livejournal.com/401381.html

Ну, то есть, мне это выдали на первой странице как один из успешнейших постингов одного из успешнейших блоггеров.

Глубина иронии этого постинга и комментариев к нему так доставляет, что я не могла не поделиться, хотя и понимаю, сколь немногие оценят эту глубину. А она продолжает разверзаться, как тот оползень на Тополе, в который провалился дом в 90-е.

Я читала "Ложную слепоту". Эту книгу можно назвать какой угодно, но не примитивной. Претенциозной, переусложненной, с дырами в логике - я не возражаю. Но примитивной - нет.

Но когда обвинение в примитивности исходит от автора щенячьей утопии для мамкиных либералов, то асфальт трескается от этой самой иронии. Потому что оный автор, кажется, неспособен вообще понять, о чем говорит Уоттс.

А когда в комменты набегает паства и начинает рассказывать, как деградировал богомерзкий запад и какой Уоттс левак, то трещина раскалывает материковый щит.

https://morreth.livejournal.com/3052421.html


Умер Кэнтаро Миура

Четверг, 20 Мая 2021 г. 09:45 + в цитатник


Очень грустно, когда большой автор уходит, не закончив главного творения.

https://morreth.livejournal.com/3052173.html


Что я думаю о дарагих согражданах

Вторник, 18 Мая 2021 г. 21:06 + в цитатник
Подписавшись на три самых больших комьюнити с названием "Хуёвый днепр" и посидев в них полгода, я думаю, что днепряне - хуёвые днепряне в большинстве своем.
Это невероятно мелочные люди, готовые доёбываться до кого угодно. Парень вышел прогуляться в юбке и туфлях - говношторм. Школьник поругался с учительницей по поводу украинского языка - говношторм. В доме малютки умер младенец - 12 балльный говношторм.
Но когда речь заходит о важных для города и для них самих вопросах, днепряне сворачивают свои длинные языки в трубочки и засовывают в жопы. То есть нет, поныть про тарифы, про то, что все воруют - это всегда пожалуйста. Но прийти на общественные слушания и в лицо сказать городским властям свое мнение по поводу их инициатив? Не-е-ет, это не про нас. Выйти на протест - не про нас. Ввязаться в суд - не про нас. Нытье в фейсбуке - все, на что хватает запала. Днепряне в массе трусливые и ленивые люди.
Днепряне еще и жестокие люди. Если кто-то делает что-то, что им не нравится, то количество комментов в духе "Убить! Закопать! Сжечь живьем! Уебать лопатой!" зашкаливает. По городским сообществам складывается впечатление, что тут живут одни Чикатилы. Когда в сообществах появилось сообщение о том, что полицейские избили коллегу, который хотел вскрыть безобразия в днепровской полиции, куча людей злорадствовала в адрес этого человека. Как будто он не ради них это все претерпел.
Днепряне, ко всему прочему, еще и невежественные люди. Они не просто мало знают - они не хотят знать больше. Причем речь не о квантовой физике или картинах Караваджо - нет, днепряне невежественны по поводу жизненно важных для них вещей. Они не знают, что такое городской бюджет, каковы полномочия местной власти и почему Зеля не имеет никакого отношения к стоимости проезда, куда жаловаться, если прорвало трубу и как заставить ментов принять заявление. Они верят любой хуйне, которую скажет кто угодно, с одним условием: лишь бы это не было правдой. Вот в правду они не поверят никогда. При этом каждый считает себя д'Артаньяном, а остальных тупым быдлом.
От этого очень быстро устаешь и хочешь уползти в свой "информационный пузырек". Вот.

https://morreth.livejournal.com/3051967.html


Ви таки будете сильно смеяться, но меня снова забанили на фейсбуке

Вторник, 18 Мая 2021 г. 18:20 + в цитатник
по жалобе очередного мудака, воорбразившего себя пастухом, а вас стадом.
Кто не стадо - может отвесить самозваному "пастуху" здесь.



https://www.facebook.com/groups/2448398515278183/permalink/3861547230629964/?comment_id=3861757517275602&reply_comment_id=3865657860218901¬if_id=1621335634570105&ref=notif¬if_t=group_comment_mention

https://morreth.livejournal.com/3051759.html


Китайские ёлочные игрушки

Воскресенье, 16 Мая 2021 г. 22:00 + в цитатник
Засмотрела на Нетфликсе две китайские фильмы: «Мастер Инь-ян» и «Мастер Инь-Ян: сны о вечности».

Ощущение, блин, такое… Знаете, будто ты 20 лет назад рассталась с хорошей подругой, и тут она подает весточку о себе, вы встречаетесь… и ты видишь вместо человека, которого любила, женщину-вамп с силиконовыми губами и грудью, подтяжками лица и всех возможных мест, блондинку с автозагаром и «надевшую все самое лучшее». И сидишь такая охреневаешь, пытаясь под всем этим найти человека, с которым когда-то вместе смеялась и горевала об одном.

Но по порядку. В 80х-90х годах прошлого века японский фантаст Баку Юмэмакура написал цикл рассказов и повестей про Абэ-но Сэймэя, легендарного колдуна эпохи Хэйан. Впрочем, слово «колдун» не совсем верно передает коннотации слова «Онмёдзи» — «Мастер Тени и Света». Онмёдо, взяв за основу даосские практики и китайскую «Книгу Перемен» с толкованиями, дополнило их учениями и практиками синтоизма, исконно японской системы верований. В 10 веке оно достигло такой популярности, что при императорском дворе было создано отдельное управление придворных магов и гадателей — Онмё-Рё. В этом управлении и работал исторический Абэ-но Сэймэй. Он сделал блестящую карьеру и считался в свое время непререкаемым авторитетом в области прикладной магии.

Но в рассказах Баку Юмэмакуры Сэймэй предстает не чиновником, а этаким аутсайдером, коротающим время между делами в саду, заросшем дикими травами, с бутылочкой сакэ и слугами-духами, сикигами. Литературное влияние совершенно очевидно: Юмэмакура придал Сэймэю черты Шерлока Холмса, который тоже погружался в меланхолию и лень, распутав очередное дело. Как и Холмс, Сэймэй у Юмэмакуры интеллектуален, загадочен, не склонен показывать эмоции, и только в минуту опасности наружу прорывается сильный, порой даже яростный темперамент. Как и Холмсу, Сэймэю «полагается» Ватсон: простодушный Минамото-но Хиромаса, начальник Правой стражи.

Можно сказать, что Юмэмакура вернул детективу его изначальную мифологическую основу: путешествие героя из упорядоченного мира, мира живущих, в мир хаоса, мир духов, с тем, чтобы не допустить проникновения хаоса в мир порядка и не разрушить его. Или, точнее, Юмэмакура обнажил эту основу.

Рассказы пользовались успехом, и около 2000 года Юмэмакура написал и продал сценарий «Онмёдзи» по которому был снят фильм с Номурой Мансаем в главной роли и Хироюки Санадой в роли главзлодея.

Фильм, по правде говоря, вышел так себе. То ли бюджета не хватало, то ли сознательно делали стилизацию под «дзидай-гэки» 60-х годов, но спецэффекты были совершенно позорные, грим вызывал смех, а не ужас, да и кинематография не отличалась особенной изысканностью. Но две награды Японской киноакадемии фильм все же получил: за лучшую музыку и лучшую мужскую роль.

Тем не менее, фильм взорвал кассу, собрав более трех миллиардов иен в прокате, а потом еще и с успехом разошелся на ДВД не только в Китае, но и на Западе.

Секрет? В двух словах: Номура Мансай. Мужику не зря выдали “Голубую ленту” (японский аналог “Оскара”) Потомственный актёр театра Но, он двигается так, будто родился в костюме эпохи Хэйан. При этом он прекрасно владеет и европейской актерской школой, умеет играть на микродвижениях, на нюансах, одними ресницами — и тут же, без перерыва на обед, выдавать фарс или экшн, грызть реквизит, пускаться в ужимки и прыжки. А уж лицо… Черт, этот парень и правда выглядит как сын лисы-оборотня! А уж если добавить, что ему сейчас 60, а он выглядит как 20 лет назад, а тогда он выглядел максимум на 30… у него точно лисы в роду, другого объяснения просто нет.

В общем, Номура сделал этот фильм мегахитом. После него в Японии начался «Онмёдзи-бум», благо Юмэмакура писал свои рассказы на основе средневековых повестей-сэцува, а на них копирайта нет. Аниме, видеоигры, мерчендайз, массовые паломничества в храм Сэймэя в Киото… И, само собой, сиквел, «Онмёдзи-2», уже с бОльшим бюджетом и менее позорными спецэффектами, но… черт, этот фильм все равно не выглядит как что-то, снятое после «Властелина колец».

Впрочем, кому нужны спецэффекты, когда Номура танцует танец кагура?

Потом «Онмёдзи-бум» хлынул через границы. И, собственно, два фильма, о которых я тут пишу, — это его плоды. Потому что китайцы купили права на повести Юмэмакуры и вжарили целых два фильма: «Мастер Инь-ян» и «Мастер Инь-Ян: сны о вечности».

Поскольку у меня насчет Сэймэя самые большие паразиты, katherine_kinn не даст соврать, я не могла их не посмотреть. Ну и… см. первый абзац.

Китайцы, похоже, решили, что нехватка размашистых спецэффектов — главная проблема. Ну или они просто умеют делать только по-большому, с размахом. Что в фильме Ли Вэйжана «Мастер Инь-ян», что в творении Го Цзиньмина «Сны о вечности» и следа не осталось от камерности, присущей как исходным повестям Юмэмакуры и японским фильмам. Угроза одному городу, одной семье, одному человеку — не, это как-то не по-пацански. Должен нависать всеобщий бездец-башка, иначе герою незачем и задницу с футона поднимать.

При этом в таком размахе нет абсолютно никакой необходимости. Действие все равно вращается вокруг 7-8 человек, как и в японском оригинале. Остальные — безымянные статисты, назначение которых, в основном, умирать, чтобы показать серьезность угрозы, исходящей из мира демонов.

Более того, эти фейерверки цифрового экшона отнимают экранное время у значимых персонажей, не давая им раскрыть характеры. Ли Вэйжану это удается лучше, но самым ярким его персонажем оказывается… красный демон, перешедший на сторону героев и погибший в финальном сражении. У Го Цзиньмина с этим плохо вообще. Он тратит так много времени на экшн и магические 3D махачи, что интригу в его фильме я смогла понять только прочитав статью в Википедии, а сюжет… ну, там опять плохо все.

Тут я хочу сделать лирическое отступление насчет интриги и сюжета. Многие думают, что это одно и то же. На самом деле интрига — один (лишь один!) из инструментов создания сюжета, и в ней нет острой необходимости. Да, сюжет начинается там, где что-то пошло вразрез ожиданиям. Да, интрига помогает привлечь внимание аудитории к сюжету и удержать его. Да, когда аудитория замирает от вопроса «А что дальше-то было?» — это скорее хорошо, чем плохо.

Но переусложненная интрига — она как прикорм, когда нет крючка. Ну да, стаи рыб-читателей крутятся вокруг твоей лодки, но ни один не попадется, покрутятся и уплывут дальше, а ты останешься с пустыми руками. Едва ли фильм «Сны о вечности» будут пересматривать 20 лет спустя, как пересматривают «Онмёдзи».

В обоих «Онмёдзи» интрига также имелась, хотя в первом раскрывалась рановато: очень быстро обнаруживалось, что за неприятностями императорской наложницы стоит Досэн, а за Досэном — мстительный дух принца Савара. Конфликт обнажался и был понятен: одна наложница ревновала императора к другой, Досэн завидовал силе Сэймэя, Савара хотел отомстить потомкам ненавистного брата.

Но когда интрига раскрывалась, зрительский интерес не терялся: теперь было интересно, как Сэймэй найдет выход из положения, как себя покажут остальные участники конфликта. И особенно покоряло то, что каждый раз победа одерживалась не столько благодаря магическому искусству, сколько благодаря уму (Сэймэй) и сердцу (Хиромаса) героев. Хиромаса принимал в себя духа возлюбленной Савары и она уговаривала принца оставить месть и вместе вознестись на небо, Хиромаса же силой своей любви изгонял демона из наложницы Цукихимэ, а дальше уже Сэймэй выигрывал магический поединок у Досэна. Во втором фильме, хоть Сэймэй и творил ритуал, ключевой оказывалась его готовность к самопожертвованию. Это все было не про спецэффекты и не про интригу, поэтому зритель легко прощал этим фильмам неслыханную простоту. Ну да, дворцовая стража, разбегающаяся от мальчика с клыками, выглядела смешно, но китайская перегрузка цифровыми трюками… она просто утомляет, и все. Опять-таки у Ли Вэйжана все вроде как разрешается благодаря самоотверженности Сэймэя (Цинмин в китайском прочтении)… Но пока я досмотрела до той сцены, где он подчиняет себе архидемона, угрожая покончить с собой… я уже успела изрядно замахаться, наблюдая цифровой мордобой.

Еще одним достоинством японских фильмов была укорененность в историзме и мифологии Японии. Атмосфера древнего Хэйана, сочетание утонченности и «заброшенности», эстетика «моно-но аварэ» (восхищение-печаль о простых вещах) — все это в японских фильмах наличествовало. Герои имели узнаваемых исторических прототипов (император Мураками, его наложница Анси, придворный маг Досон) или вовсе были историческими лицами (Фудзивара-но Мороскэ, Фудзивара-но Мотоката, да и сами Сэймэй с Хиромасой). Принц Савара, брат императора Камму, действительно существовал, был оклеветан и сослан и уморил себя голодом в ссылке. Стихийные бедствия в новой столице действительно приписывали его мстительному духу, который умилостивили, дав ему посмертно императорский титул. Второй фильм историчен чуть меньше, но мифилогичен чуть больше: он рассматривает вражду между богиней Аматэрасу и богом Суса-но-о как проекцию вражды между завоевателями-протояпонцами, пришедшими из Кореи, и коренными племенами Ямато.

И вот тут китайские фильмы вообще теряют всякую связь с корнями и делают чистую сказку. Может быть, китайских киноделов смутил именно тот факт, что Хэйан очень сильно подражал — ну, как мог — Танскому Китаю? Может, они не знают, как подать китайскому зрителю эту культурную аппроприацию? Но тогда органичным было бы решение поискать схожие ситуации в богатой китайской истории и снять что-то в духе «Героя» или «Битвы у Красной скалы» (тем более, Чжугэ Лян был бы хорошим аналогом Сэймэю)… но нет. Пинцзин, место действия обоих китайских фильмов — это и не Хэйан, и не Чанъань, с которой Хэйан в свое время передрали. Не Япония и не Китай. Ни ками свечка, ни они кочерга.

Ну и самое досадное — образы ключевых героев, Сэймэя и Хиромасы.

Ни у одного из китайских режиссеров не получилась пара Холмс-Ватсон. У Ли Вэйжана нет Холмса, его Цинмин — это обиженный на человечество мальчик, который не может справиться с внутренним конфликтом человека и демона в себе. У Го Цзинмина Бо-я с самого начаала не Ватсон, а вполне прошаренный в искусстве Инь-Янь воин с уклоном в «воин», этакий ведьмак. Ну и до Номуры Мансая ни Чэнь Кун, ни Марк Чао не дотягивают вообще.

Резюме.

Если смотреть эти фильмы как совершенно самостоятельное художественное произведение и забыть, что Цинмин — это Сэймэй, а Юань Бо-я — Минамото-но Хиромаса, то довольно скоро наступает перегрузка от экшн-поноса и цифровой графики, причем по большей части ненужной, вставленной просто «шоб було».

Если сравнивать их между собой, то фильм Ли Вэйжана лучше: там более вменяемый сюжет, забавные монстрики и вообще мир демонов словно рисовал Миядзаки. И есть химия между актерами. В "Снах о вечности" что-то все какие-то вообще фарфоровые.

Если смотреть их как экранизацию Юмэмакуры, то все грустно вообще. Как в том анекдоте про китайские ёлочные игрушки: вроде и блестят, и переливаются, но радости от них никакой.

Единственное, за что я им благодарна — они заставили меня пересмотреть «Онмёдзи» и «Онмёдзи-2». Чего и вам желаю.



Ну разве он не офигенен?

https://morreth.livejournal.com/3051510.html


Отлынивая от работы...

Четверг, 13 Мая 2021 г. 22:12 + в цитатник
...думала о том, как бы я "починила" новую трилогию ЗВ.

Во-первых, я бы с самого начала не сделала того, что сделал Дисней. А Дисней всрал Новую Республику, чтобы вернуть гребаный статус кво и фактически заребутить Новую Надежду. Вот почему я не ругаю Джонсона: после этого говна можно было сделать только лучше.

Проблема с сиквелами эпиков, решающими эпические проблемы, состоит в том, что дальше надо или повышать, или неизбежно понижать ставки. Как я сформулировала после 5 сезона "Сверхъестественного", Апокалипсисом надо заканчивать. Ну или постмодернистски обыгрывать постоянные Апокалипсисы, как Уидон.

Толкиен, попытавшись написать продолжение "Властелина Колец", столкнулся с тем, что у него получается политический триллер, и забросил это дело. Ему было неинтересно писать политический триллер.

Мне, в свою очередь, неинтересны два других пути: откат назад (всеми жертвами и подвигами героев ОТ вытерли задницу, класс) и выдача героям массивной внешней угрозы (РВ и юучжань-вонги). Политический триллер так политический триллер.

Итак, минуло 36 лет со дня битвы при Явине. После выхода в отставку президента Мон Мотма в президенты избрали Лею Органу. Она выигрывает уже четвертые выборы подряд, и политические оппоненты говорят, что ее правление больше похоже на олигархию и диктатуру, чем на настоящую демократию. Время от времени разгораются коррупционные скандалы: то некий межзвездный консорциум обвиняют в мощном "откате" правительству за получение крупного заказа, то всплывает история с поставками оружия через пятые руки "Детям Дозора", то оказывается, что детки республиканский элиты получают незаслуженные преимущества перед рядовыми гражданами при поступлении в престижные учебные заведения, и за это платятся немалые деньги. На саму Лею дерьмо вроде не попало, но некоторые старые товарищи по Сопротивлению оказались изрядно забрызганы. Злые языки говорят, что нет дыма без огня: Лею оставили и муж, и брат, и сын. Конечно же, близкие люди что-то знают!

На самом деле Хан слинял, потому что... ну, это Хан. Он органически не приспособлен к жизни политика на Корусканте. Более того, он все еще работает на Новую Республику, организуя "черные операции" там, где Республика не может действовать официально. Так что его разрыв с Леей имеет еще одну причину: он не хочет скомпрометировать жену, если попадется. Так что формальный развод, девичья фамилия, все дела.

Люк, в свою очередь, не согласился с Леей вплоть до разрыва, когда та (еще при Мон Мотме) настаивала на том, чтобы использовать возрожденный Орден как enforcer-ов, извините за каламбурчик. Люк категорически считал работу на правительство главной ошибкой, допущенной Орденом в прошлом и всегда упирался в то, что духовно-рыцарский орден должен быть самостоятельной единицей в стороне от политики. Идеалист, что тут скажешь.

За 36 лет Орден разросся и раскололся. Некоторые ученики Люка, не разделяющие его идеалов, основали собственные академии. Кроме того, у некоторых стариканов, переживших Приказ 66, тоже появились свои школы. Поскольку у Люка никогда не было диктаторских замашек, он решил "пусть процветают сто школ, пусть цветет тысяча цветов", и ничего не предпринимал по этому поводу, даже негласно поощрял такие амбиции. Наилучшие отношения у него с Асокой Тано, которая не примкнула к его школе и не основала собственную академию, но помогла ему с организацией и время от времени берет к себе его стажеров.

Одна из раскольнических академий находится на Корусканте и финансируется правительством. Возглавляет ее Кирана Ти. Это как раз то, что хотела Лея: отряд полицейских-форс юзеров.

Другую раскольническую школу возглавляет Бен Соло, который сменил имя на Кайло Рен и развал свою академию Рыцари Рен. Его академия связана с оппозицией, и его прочат на роль оппозиционного кандидата в президенты.

Кто же у нас оппозиция?

Придя к власти, Мон Мотма, Лея и Ко воздержались от политических чисток. Точней, они их провели весьма мудро: оставили на какое-то время "на развод" нескольких гран-моффов, подождали, пока к ним примкнет как можно больше проимперцев, и зачистили всех разом.

Но к недобитым моффам примкнули только глупые проимперцы. Умные покаялись, перекрасились, а какое-то время спустя стали законной оппозицией. Поскольку за ними стояли крупные военные и торговые консорциумы, Мотма, а затем Лея, не могли рисковать в открытом противостоянии с ними: эти козлы могли обрушить всю экономику центральных планет. Целью Мотмы, а затем Леи, было выстроить свою торгово-промышленную сеть, и уже после этого опрокинуть то, что осталось от Империи.

И чем ближе они были к цели, тем активнее оппозиция пыталась прорваться к власти. Общая риторика оппозиции была следующей:

- Клан Мотма-Органа выигрывает выборы за счет присоединения к Республике отсталых колоний, права в которых получили всякие там гунганы. Республика заваливает их дешевыми товарами и поощряет массовую иммиграцию на центральные планеты, а эти полуграмотные нелюди радостно голосуют за "благодетелей";
- Коренных республиканцев, особенно хомо, страшно ущемляют. Пройти по улице уже нельзя, чтоб не наткнуться на твилекка, тогрута, аводзи, нужное вписать. Понаехали, готовы работать за орешки, отнимают работу у хомо, да еще и визжат, что их притесняют;
- Мотма и Органа дали независимость всем колониям Империи и всем сепаратистам, воевавшим за нее еще во времена Старой Республики. По сравнению с тем, чем была Империя и даже Старая Республика, Новая Республика - просто смех один. Ее астратория уменьшилась в три раза, политические влияние скатилось в унитаз. Да, к Республике постоянно кто-то присоединется, но кто? Отсталые миры, которые становятся донорами дешевой рабочей силы и... см. выше.
СДЕЛАЕМ РЕСПУБЛИКУ ВЕЛИКОЙ СНОВА!

Доля правды во всем этом есть, так что привлечь оппозиционеров за эту риторику нельзя. Да, Лея и Мотма дали всем суверенитет "сколько сможете унести" - они хотели первым делом избавить экономику от бремени военных расходов. Создание таких проектов как "Звезды смерти" ни одной экономике даром не обходятся, многимиллиардные армии - тоже.

Да, в начавшихся потом войнах между независимыми, погибло, возможно, даже больше людей, чем от имперского террора.

Да, при приватизации имперского имущества кое-кто круто нажился (в первую очередь сами главы оппозиционеров, хе-хе), а кто-то разорился и пострадал (миллиарды людей вообще-то).

Да, фракция Мотмы-Органы удерживается у власти за счет голосов тех рас и планет, кого массово лишили гражданства при Империи.

Да, они срослись боками с новой нечистоплотной бизнес-элитой.

И есть куча народа, которая этим недовольна, так что оппозиция имеет неслабое представительство в Сенате. У них тоже есть свои энфорсеры - школа Сноука.

Сноук называл себя джедаем, уцелевшим после приказа 66, хотя и сильно изуродованным. Проверить его было невозможно: Вейдер и Палпатин уничтожили все архивы джедаев на Корусканте. Уцелевшие джедаи относились к другим школам, они могли его не знать. Кроме того, он делом показал, что способен манипулировать Силой, а значит, ему не могли запретить основать свою школу.

Как же к этим мудакам занесло Бена Соло/Кайло Рена?

Еще когда он был ребенком, Асока Тано заметила, что он здоровски похож на дедушку. Сначала делаем, потом думаем, чем это обернется. В целом хороший и добрый мальчик, которому очень хотелось причинять добро и наносить пользу, но мозги за сердцем немного не успевали.

К этому нужно добавить, что мальчишка рос не то чтобы как трава, но в раннем детстве его основными воспитателями были няньки-дроиды и прародители с Набу, а мать он видел в перерывах между заседаниями и сенатскими комиссиями. Затем была чехарда миров, когда его брал в поездки Хан, затем он наконец более-менее стабильно осел на Явине-4, на бывшей базе повстанцев, которую Люк превратил в школу джедаев. В итоге, более-менее системным воспитанием мальчика занялся только Люк, который страшно боялся повторить ошибки Ордена, и, с одной стороны, не требовал от учеников вырвать с корнем привязанности, а с другой - опасался, что Бен окажется у него в любимчиках. Тем более, что у него на руках были и более тяжелые случаи - военные сироты, дети с тяжким ПТСР... Представьте себе ребеночка, который во время панической атаки может шарахнуть по всем окружающим Удушением Силы, спонтанно, без обучения. Да тот же Грогу. И таких детишек у Люка было с полтора десятка. Разных рас, полов и возрастов, и к каждому найди подход.

Словом, эмоционально Люк Бену тоже недодал. Как и отец, и мать. Более того, он во многом опирался на Бена при организации школы, Бен был как бы старшим над детишками, что в восемь лет немного напрягает... Короче, в один прекрасный день, Люк узнал, что мальчик уже не первый год общается с кем-то, кого называет Деда.

Люк обратился к Призраку Силы отца с законным вопросом "какого хрена?" Анакин ответил, что бляха, я ж тебе помогаю и пытаюсь немного разгрузить. "А почему за моей спиной?" - взвыл Люк. "Потому что дети любят тайны от взрослых, это помогает им чувствовать себя самостоятельными. А кстати, ты собираешься что-то делать со Сноуком?". "А ты ему сказал, что его любимый Деда - это Дарт Вейдер, всегалактическое пугало?" - "Ты что, сдурел, ему всего 12. Подрастет - скажу".

Но Люк решил не дожидаться подрастания, и все рассказал Бену сам. Решил, что чем раньше племянник пройдет через кризис доверия, тем лучше.

Бен обиделся на Деду за такой обман, и прервал с ним все контакты. Анакин, в свою очередь, обиделся на Люка и перестал контактировать с ним. Люк и Бен вроде сблизились ("А прикинь, каково было мне узнать, что это мой папа? Причем он только что отрубил мне руку?"), но в 16 лет Бен снова забузил.

Как раз в это время Люк приступил к учебной практике: узнав о каком-то творящемся в Галактике цугундере, он вылетал туда с парочкой старших падаванов и разруливал. С одной стороны Бену понравилось. С другой стороны, он считал, что надо жОстче. Зачем возиться с пиратами и работорговцами, переправляя их в тюрьмы, где они будут жить за счет налогоплательщика? Если можно порешать одним ударом лайтсабера? И вообще подход "семь раз отмерь, один раз отрежь" был не для него. Пока отмеряешь семь раз, тебе самому отрежут - вон, Люк так и ходит с бионическим протезом.

Кроме того, в смысле форс-юзерства Люк уже не мог научить Бена ничему. В боевых искусствах он выезжал за счет опыта и лучшей прокачанности в тактике, но это Бену было уже неоткуда взять, кроме как из практики и возраста. Так что в 17 лет он отрезал Бену падаванскую косичку и сказал, что отныне тот мастер-джедай, и может делать что хочет. И лучше всего ему бы захотеть поступить в Республиканский университет, а то дядька-самоучка из жопы мира ему уже ничего дать не может.

Бен какое-то время потусовался с отцом, и нашел его на удивление неинтересным и пошлым человеком, ограниченным кругом представлений контрабандиста и вояки. После этого вернулся на Корускант, пообщался с мамой, которая на тот момент стала уже Президентом, нашел ее куда более интересной и куда менее доступной, чем даже в детстве, и сдал экзамены в самый престижный универ.

Учиться ему понравилось, он хватал на лету, а со своими джедайскими способностями он был просто звездой вечеринок. Девушки и даже некоторые парни на него вешались гроздьями. Так он проучился почти год, а потом узнал, что Единый Республиканский Экзамен, который он сдал, был подтасован, и регулярно подтасовывается в пользу детей элиты: создатели алгоритма заранее заложили такую возможность, чтобы брать взятки за высокий балл.

Для Бена это было вторым по силе шоком после откровений о дедушке Вейдере. Он ушел из универа, и тут его подхватил Сноук. То есть, люди Сноука и раньше вокруг него толклись, напевали в уши, но теперь он просто упал к ним в руки. Сноук предложил ему место преподавателя в школе и со временем посвятил в наличие заговора с целью "свержения диктатуры клана Органа и восстановления справедливости". А главное - показал штуки, которых Люк ему не показывал никогда. Попытка поговорить всей семьей привела к окончательному рассеру.

В общем, какое-то время спустя Бен назвался Кайло Реном, объявил, что с папой-мамой-дядей ничего общего не имеет, и примкнул к оппозиции. Небольшой отряд из лично преданных ему учеников он назвал Рыцарями Рен.

Поначалу Рыцари Рен вроде были не так уж плохи. Они делали в принципе то же, что и джедаи: летали на периферию наводить порядок там, где у республиканского закона были коротки руки. К 25 годам Кайло был уже кумиром на Внешнем Кольце, как 20 лет назад Люк. Даже сильней. Потому что там, где Люк просчитывал и пересчитывал последствия прежде чем действовать, и решал проблемы без спецэффектов, в основном путем переговоров, Кайло разруливал в стиле "мечом туда, мечом сюда", а это публике нравится больше.

И вот как-то раз Кайло перехватил груз космического топлива, поставляемого какой-то экстремистской группировке. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это "черная операция" республиканских спецслужб, под руководством Кираны Ти. Кайло в припадке праведного гнева предал все это огласке, и было это как раз под выборы. Лея с треском выборы проиграла, Президентом стал Брендол Хакс. Хакс потребовал ареста Кираны Ти, та сбежала к Люку на Явин, за ней отправили Кайло с его Рыцарями. Прибыв на место, Кайло в ультимативном порядке потребовал выдачи Кираны. Люк ответил, что Бен Соло мог бы рассчитывать на разговор по душам, а прислужник Сноука Кайло Рен может поцти погулять. Кираны на тот момент в Академии уже не было, Люк тянул время, чтобы она успела уйти. Кайло сказал, что просто разнесет школу с орбиты. Люк сказал: это бывшая военная база, силовые щиты он починил, так что удачи. Кайло спустился на планету, бросился на штурм школы, и Люк в одиночку раскидал весь его отряд. В поединке Кайло его убил... и тут выяснилось, что Люк всю дорогу был проекцией силы, а настоящий Люк сел в Х-крыл и смывается. Кайло бросился в погоню за ним, и только тут запоздало сообразил, что Люк все это время его наебывал и уводил от Кираны и учеников. Люк несколько обиделся, увидев, что ученик готов его убить, так что очень серьезно ахнул по кораблю Кайло силой и развалил его так, что Кайло выкинуло в открытый космос. Люк спас его, затащив в Х-крыл, но его корабль тоже был подбит, так что им пришлось садиться на довольно недружелюбную планету, а всю оставшуюся энергию вложить в сигнал помощи.

Тем временем Кирана с учениками сделала прыжок по оставленным Люком координатам и оказалась за Кольцом, над планетой, которую сначала приняла за Татуин, но потом увидела грандиозное кладбище кораблей и поняла, что это Джакку. До войны это был никому не интересный малонаселенный мир, после войны туда начали стягиваться мусорщики, барыжившие деталями и частыми разбитых кораблей. Один только сбитый имперский крейсер мог кормить несколько поколений семьи.

Киране явился Анакин и пояснил, что это он немного поиграл с настройками координат, потому что на Джакку легче спрятаться, чем на Татуине - любой, кто знает биографию Скайуокера, будет искать на Татуине в первую очередь - а во-вторых, Республика на пороге грандиозного шухера, каждый форс-юзер на счету, а на Джакку обитает офигенно мощный форс-юзер, который, судя по спонтанным прорывам Силы, сам не знает, кто он и чего делает.

Так вот, это все была присказка. Расстановка сил на тот момент, когда должна начаться первая серия.

https://morreth.livejournal.com/3051157.html


Докатилась

Среда, 12 Мая 2021 г. 20:13 + в цитатник
Занялась пуантилизмом на старости лет.



Если кому интересно - А3, художественные маркеры.

https://morreth.livejournal.com/3050773.html



Поиск сообщений в lj_morreth
Страницы: [164] 163 162 ..
.. 1 Календарь