-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_mjum

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.01.2013
Записей: 84
Комментариев: 0
Написано: 0

Мю





Мю - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://mjum.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://mjum.livejournal.com/data/rss/, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

праздношатание. об одном утраченном искусстве

Вторник, 24 Октября 2017 г. 22:42 + в цитатник
Из многих утраченных ныне старинных умений мне особенно мило одно. Оно называется чудесным словом – праздношатание. Для праздношатания нужна пустая голова (чтобы замечать прелести, чудеса и нелепости), готовность встретиться с чем угодно (ржавыми гаражами и лужами, размером с океан, лохматыми собаками и деловитыми воронами, зарослями бурьяна и шиповника, заброшенными зданиями и памятниками неизвестным сущностям и явлениям). К тому же вы должны быть готовы пренебречь погодными условиями, потому что празношататься нужно отправляться по зову сердца, которому иногда совершенно плевать не только на время суток и ваши планы поработать, но и на дождь с пронизывающим ветром. Праздношататься можно где угодно: среди пустырей и шедевров мировой архитектуры, в маленьких городах и огромных мегаполисах, в лесах и каменно-железных зарослях ретрофутуризма. Однако следует быть внимательным к выбору спутников. Целеустремленные люди для этого не годятся, потому что у праздношатания нет цели и праздношатание нельзя запланировать. Кроме того следует осторожно отнестись к любителям художественных фотографий. Нужно заранее удостовериться, что любитель в состоянии позабыть о фотоаппарате, потому что в процессе праздношатания главное поймать ритм, а это требует некоторой расслабленной сосредоточенности. Перед тем как отправиться в путь неплохо запастись некоторым количеством алкоголя, он может понадобиться на тот случай, если вы замерзнете, заблудитесь или не сможете справиться с той красотой, о существовании которой даже не думали. Вообще в процессе праздношатания могут понадобиться самые нелепые вещи (вроде орехов для белок, хлеба для уток, кошачьего корма или старого воздушного змея). Именно поэтому можно не брать ничего и не беспокоиться ни о чем, все равно заранее не угадаешь. Или, напротив, собрать небольшой рюкзак, предварительно наполнив его всем, что попадется под руку (от небольшого запаса еды и запасных носков до книг и блокнотов). Следует быть готовым к тому, что в процессе праздношатания вы встретите самых разных людей и окажетесь в самых неожиданных местах. Поэтому если вы цените такие вещи как время и вечность, вернувшись домой лучше зафиксировать все произошедшее с вами в мельчайших и самых нелепых деталях. Потому что то, что вы встретили однажды в процессе праздношатания, может не встретиться больше не только никому другому, но и вам самим. Если вы не сделаете этого, то одним октябрьским вечером окажетесь в следующей ситуации: вам непременно нужно будет вспомнить не просто все, а все-все, но у вас получиться только следующий набор ускользающих картинок.
Вы точно вспомните ветвящиеся улицы с прекрасными названиями вроде "Нижняя Дебря", заснеженные лестницы, которые никуда не вели, но зато были окружены множеством тропок, тропинок и дорожек. Маленьких и всегда внезапных сущностей в виде памятников: Снегурочку – крохотную и очень по-восточному гибкую девочку в огромном кокошнике, бассета размером с бассета – памятник собаке Бобке, которая жила при пожарной команде и спасла множество людей, вместе с мисочкой, куда можно складывать деньги на местный собачий приют. Пока мы гладили Бобку по голове, подошла старушенька-бомж и бросила туда несколько монеток. Ювелирный музей в старом двухэтажном доме. Тоже маленький, но совершенно по-особому, вроде шкатулки, которая занимает очень мало места, но каким-то образом вмешает кучу сокровищ: огромный сиренево-серебряный аметист, его можно гладить по переливающимся поверхностям, выставку местного глухонемого художника (ожерелье из незабудок и кислицы, некоторые из цветов только распускаются, некоторые неистово цветут, а некоторые начинают вянуть, и все это время жизни, умещенное в камни и металл, звучит и сияет, и дышит) и трогательную информацию о том, что раньше Костромская область специализировалась на ювелирном искусстве, производя в год "180 пудов ювелирных изделий" (причем особая специализация была у каждой деревни). Еще я помню снег, облака, бальзам "Шуя" очень сладкий и теплый и памятник Ленину. Ленина поставили на очень большой и очень пышный постамент, выполненный в стиле историзм, на котором должна была расположиться царская семья в полном составе. В итоге Ленин выглядит как маленький мальчик, который забрался на трон. Гостиные ряды бесконечные и уютные. Мы там съели корейскую булочку пянсе, очень вкусную, причем знакомо вкусную. Когда я была маленькая и тетушка зимой брала меня в город, то всегда на Урицкого покупала мне позу. Их продавали прямо на улице – большая, укатанная в кучу платков женщина. Потом я узнала, что они совсем не похожи на позы, потому что из дрожжевого теста и с добавлением капусты, но потом это было и неважно. Важно было тогда и сейчас: ужасно вкусное и теплое, прямо под снегом, на улице и на ходу, в лабиринте невысоких домов в сумерках, среди людей и постепенно смолкающего чириканья птиц. Мы шли мимо какой-то церкви (остановились почитать объявления, среди них был текст проповеди, построенный вокруг цитат из Честертона, Лао-Цзы и Клайва Стейплза Льюиса), мимо окон с такими наличниками, что не оставалось сомнений в том, что именно в окно влетают души и что души похожи на ярких и юрких птиц. Когда стемнело, мы оказались на вокзале и сели в электричку. За окном началась метель (из тех, что размывают мир и дают ему возможность собраться заново). Мы ехали в центре метели, и за окном не было ни одного огонька. Я думала о тех, кого мы сегодня увидели: о старушеньке и собаках, о старом, глухонемом художнике, который умеет видеть сходство камня, цветка и света, о женщине, продававшей пянсе, о священнике, который по воскресеньям рассказывает о Честертоне. Я думала о метели и о городе, и о том, что жизнь так прекрасна, что нужно силы, чтобы это перенести.

Но возможно ничего не нужно записывать сразу, потому что обязательная часть праздношатания – это не столько истории, сколько отложенные и заботливо скопленные подарки. Как когда кто-нибудь любимый уезжает надолго или уезжаешь сам, то на протяжении всего времени разлуки покупаешь, находишь и запасаешь подарки. Все те вещи и события, которые напоминают о тех, кого сейчас нет рядом: случайно встреченные в букинистах открытки и книги, украшения и засушенные цветы, фильмы или футляр для очков, ручки и камушки, конфетные фантики и бог весть знает, что еще. Они копятся постепенно и когда, наконец, встречаетесь, то можно с восторгом вытащить и подарить всю эту нелепую сокровищницу, все то, что помогало переживать дни в одиночестве, все, что напоминало и могло порадовать, потому что было связью, воплощенной в нелепом и ненужном. Смотреть, как любимые радуются каждой вещи, и предвкушать, вот сейчас вытащу следующую, у меня же есть еще та книжка и открытка со старым мостом, синий глянцевый билет на трамвай с изображением ротонды и ржавый подстаканник с блошки… Праздношатаясь собираешь подарки себе. Они откладываются в недрах памяти и тем тоскливым октябрьским вечером, когда не можешь справиться с тоской, натыкаешься на один из них, потом на другой, а потом вспоминаешь про все остальные. И вот уже сидишь и перебираешь их, не веря своему счастью, и думаешь о том, какой хороший человек (даже странно, что это был ты сам) позаботился о том, чтобы другому человеку (совершенно не важно какому) одним невозможным осенним вечером стало хорошо.

https://mjum.livejournal.com/35064.html


о всех созданиях прекрасных и хтонических. эдвард

Среда, 27 Сентября 2017 г. 19:08 + в цитатник
Жужелицы любят лакомиться клубникой, северные олени питаются исключительно ягелем - среда обитания важна для существ обыкновенных. Но необыкновенные существа могут встретиться, где угодно. Для них границы реальностей проницаемы, прозрачны и по большому счету несущественны, а то из чего они состоят и чем питаются, может встретиться где угодно. Однако обстановка и обстоятельства, в которых вы встречаете необыкновенных существ, крайне важны, потому что именно они многое могут объяснить и прояснить, как и в их, так и в вашей сущности. Поэтому мне, прежде чем перейти к описанию необыкновенного существа Эдварда, нужно максимально скрупулёзно описать все обстоятельства нашей встречи.
Итак, снег был пушистый и мягкий, город безлюдный и птичий. Он состоял из маленьких домиков с резными ставнями, старых заводских зданий (невысоких, массивных, красно-кирпичных, рабоче-готических) птиц и снежных хлопьев. Кроме того, в городе была река. Она спала подо льдом, а монастырь - на противоположном берегу - под облаками. Хотя правильнее сказать под небом: только в северных городах бывает такое небо – высокое и тяжелое, нависающее над землей и окутывающее ее. Вокруг было пасмурно и ласково. Видимо подо льдом кто-то спал и видел нежные сны. Монастырь стоял на горке и немного светился. На середине реки стало понятно, на что похоже место, в котором мы оказались. Есть такие белые штучки - я забыла, как они называются, протяжно-сладкие, их добавляют в какао - именно они и были сутью этого города.

У ворот монастыря стоял снеговик с приветливым веничком в руках. Монастырь был небольшим, но серьезным: с крошечными окошечками, разномастными каменными наличниками, росписями, на которых Адам и Ева были изображены в обществе животного, больше всего похожего на огромного бобра, а также кого-то, подозрительно напоминающего единорога. Из еды у нас собой был только портвейн, который (потому что сладкий и красный) прекрасно соотносился со всем вокруг, но в сочетании с окружающим придавал телу и мыслям такую легкость, что я начала бояться, что еще глоток и я просто оторвусь от земли и растворюсь в этой тягучей вечности. Нужно было срочно утяжелить себя при помощи такого старого и надежного средства как пирожок. Пирожки верны своим привычкам и встречаются в монастыре равно там же, где и в других местах - в кафе. При этом какой пирожок обитает в каком кафе, угадать практически невозможно: это могут быть великолепные толстые сущности с обильной начинкой, а могут быть и близкие родственники тех, что продаются на всех вокзалах нашей необъятной родины - серые, зловещие комки, хмуро сигнализирующие: "не вздумай меня есть". Размышляя на эту тему, мы вошли в кафе.

За стойкой сидела женщина. Весь ее вид свидетельствовал о том, что жизнь - тяжела, а люди - суетливы и отвратительны. И этих двух причин вполне достаточно для того, чтобы не тратить свои силы на коммуникацию с ними. Женщина была довольно молода, но тяжесть ее взгляда свидетельствовала не только о том, что нет ничего нового под солнцем, но и о том, что она категорически не склонна к тому, чтобы по какой бы то ни было причине разжать свой суровой рот. В ответ на вопрос о пирожках женщина сурово кивнула в сторону меню, увеличившаяся тяжесть ее взгляда, правда, выражала сомнение в том, что мы умеем читать. Но мы справились. В ответ на просьбу подогреть пирожки, женщина поднялась. В этот момент даже таким нечувствительным существам как мы стало очевидно, что на ее плечах лежит весь мир, а мы с какой-то стати осмелились тревожить ее такой ерундой. Возможно, именно по этой причине женщина поставила греть только один пирожок. Мой вопрос о том, не мог бы и второй разделить судьбу первого, видимо, вызвал у женщины настолько искреннее недоумение, что она решила уточнить: "Второй тоже греть?!". Именно в этот момент я увидела их: небольшую компанию маленьких игрушечных медведей и зайцев. Именно они заставили меня замереть.

В детстве у нас с Мелким был любимый медведь. Медведя мы унаследовали от старшей сестры, которая, в свою очередь, унаследовала его от кого-то еще. Некоторые вещи можно получить лишь одним способом: так такие игрушки могли только передаваться по наследству. Думаю, даже Каин и Авель получили такую именно этим путем. Медведь был ужасно потрепанный, что было неудивительно с учетом того, насколько длинную и полную опасностей жизнь он прожил еще до того, как попал к нам в руки. Плюш, из которого он был сшит, протерся, вместо одного глаза была пуговица. После того, как он с блеском выходил из очередной передряги (попал под дождь, упал с дерева, был покусан собакой), он становился еще милее. Передряги случались почти каждый день, поскольку мы таскали его с собой повсюду, а наша жизнь была полна приключений и неожиданностей (которые, как правило, включали изрядное количество грязи, а также краски, смолы, гудрона…). Мы с беспокойством наблюдали за тем, как бабушка или тетушка ставили на него очередную заплатку. У нас был жесткий график, в соответствие с которым мы спали с ним по очереди (исключения делались только в том случае, если кто-нибудь болел или чувствовал себя совсем несчастным без всякого повода). В общем, он жил так давно и смог снести столько любви, что давно сам стал временем, наполненным нежностью.

Так вот передо мной на прилавке кофе сидела компания таких сущностей. Несколько зайцев и мишек, крохотных и потрепанных, невыразимо прекрасных и настоящих. Мое перехваченное дыхание категорически отказывалось приходить в норму. Видимо, я безмолвно тянула руки, не решаясь прикоснуться. Из этого состояния меня вывел суровый голос. "Потрогайте, они не кусаются", - мрачно буркнула женщина. Я потрогала и спросила: "Скажите, а можно купить? И кто их делает?". Женщина неохотно сообщила: "Можно. Я". Тут мой мир, который, казалось, уже несколько раз за сегодняшний день совершил головокружительное сальто, в очередной раз повернулся.

Этот страж советских традиций обслуживания на досуге занимался изготовление сути времени и продавал плоды своего творчества в монастырском кафе. "Смотрите, - неохотно продолжила женщина, - у них еще есть истории. У каждого своя. Внизу открытки, прочитайте!" Внизу действительно лежали открытки, на желтой бумаге, с фотографией каждого зверя, а сзади были истории. Про скрипача Георга, Эдварда, который выступает в цирке, но исполняется номера с излишней трагичностью, поэтому не пользуется успехом, Марию, которая всю жизнь мечтала стать фигуристкой, но слишком любит детей и сладкое и еще множество... Я долго выбирала, а потом все-таки смогла. "Подождите, - сказала женщина, - я должна выписать Эдварду паспорт". Она достала маленькую книжечку с надписью "Мешок мишек" и, высунув язык, стала там что-то писать. Когда я вышла и открыла паспорт Эдварда, я обнаружила три потрясающих факта: женщину звали Эльвира, у нее была "фейная мастерская", а мы с Эдвардом родились в один день. С тех пор Эдвард живет в моей сумке, вместе с плоскогубцами и штопором, косенькими глазками посматривает на окружающий мир и самим фактом своего существования свидетельствует: необыкновенные создания встречаются везде, а нежность – единственный способ сделать время единым.

https://mjum.livejournal.com/34800.html


зимние письма к К. ярославль

Понедельник, 11 Сентября 2017 г. 12:27 + в цитатник
Мы приехали в Ярославль вечером, сели в такси и направились к Василисе. Василиса жила далеко не в центре города, я бы даже сказала - несколько раз далеко не. Мы остановили свой выбор на ее квартире просто потому, что это был один из немногих вариантов, который не грозил подорвать наш запланированный бюджет. Со свойственной нам в некоторые вечера (обычно такие вечера включают горячую ванну, бокал вина и острое желание стремительно отправиться в любое путешествие) бодростью, мы решили: познаем быт простого ярославца, познакомимся с дворами и задворками, будем передвигаться на трамвае и вкусим радостей нового быта. И вот мы сидели в машине и ехали куда-то в заснеженной тьме. Потом мы оказались на улице в темном дворе, окруженном невысокими домами. Другие черты быта пока было трудно разглядеть, поскольку было довольно темно. Мы поднялись на пятый (последний) этаж, позвонили в дверь и увидели Василису.
Василисе сияла, на вид ей явно не было двадцати лет. "Заходите", - несколько смущенно сказала Василиса. Мы, тоже несколько смущенно, разулись и вошли. При первом взгляде на Василисину обитель стало ясно: Василиса студентка-филолог, она живет в этой квартире сама и жизнь ее явно полна приключений (и мечтами о том, чтобы их стало, как можно больше). В квартире были книги и конспекты, утомленный сосуществованием со многими поколениями людей диван, кухня (со следующим набором еды: белое вино, корица, имбирь и немного соли, это очень характерный для девушки-филолога набор еды, у меня в свое время в холодильнике были только шоколадки и французская горчица), множество цветных тюбиков с разными косметическими средствами, многочисленные изображения желтой подводной лодки и карта Америки, раскрашенная карандашами. На столе в кухне стояла почти допитая бутылка вина. Василиса явно готовилась к лучезарному вечеру. Она вызвала такси и сказала: "Отвезите меня куда-нибудь в центр!". И, пожелав нам приятного отдыха, стремительно унеслась. Первое, что я обнаружила через некоторое время после ее ухода, паспорт, который лежал на подоконнике. Выяснилось, что Василисе целых двадцать два года.

Когда мы проснулись утром, за окном сияло и пело. После сумрачного Питера и нежно-белой Костромы это было удивительно. Сияние снега и неба было сладким и прозрачным. Мы вышли в него, зажмурились и решили идти до центра пешком, чтобы по дороге познать быт. Быт оказался неплох: большие заснеженные дворы, собаки и их хозяева, трамваи и множество черных кричащих птиц. А потом мы оказались у церкви небольшой, белой, потрепанной, с остатками росписи. Около стояла веселая собака с заботливым хозяином, который, щурясь на солнце, ее вычесывал. Кирилл сказал, что это - церковь кладбища безымянных. Меня так заворожило название, что я даже забыла уточнить, правильно ли я понимаю, то, что имеется в виду. А потом мы дошли до церкви Николы Мокрого, и я на некоторое время вросла в землю.

Дело не в моей особенной чувствительности к прекрасному (скорее в том, что я не слишком образована, что служит неиссякаемым источником счастья, каждый раз встречаешься с прекрасным, о котором разве что смутно подозревал): просто я никогда такого раньше не видела. То есть видела, но считала, что это - плод мечты и воображения русских художников эпохи модерна. Церковь была ярко-красно-кирпичная, многоглавая, с зелеными барабанами, вся украшенная изразцами с цветами, узорами, птицами и гроздьями. Она была похожа на леденец: сладкий, острый, прозрачный, на тот самый петушок на палочке, который пятилетней мне купили каким-то прохладным летом в парке. С каждым взглядом церковь становилась прозрачнее и прекраснее, она переливалась и светилась – пронзительно и разноцветно. Сквозь нее просвечивал мир, становясь таким же сладким и прозрачно-цветным. С большим трудом (и не без помощи Кирилла) я оторвалась от нее.

Как раз в тот момент, когда Кирилл объявил, что (с учетом того, что мы не завтракали) определенно пора обедать. Одна из немногих вещей, которые мне действительно удаются, это выбирать спутников. В то время как я впадаю в ступор, Кирилл увлеченно ориентируется на местности и прислушивается к разговорам, почерпывая из них кучу полезного. Сейчас он решительно тащил меня в каком-то направлении. Потому что услышал разговор двух пожилых дам, одна из которых говорила, что "церковь Богоявления, это, конечно, церковь Богоявления, но вы просто обязаны посетить "Подбелку" - это лучшие пельмени в городе!". Слово "пельмени" действует на Кирилла магическим образом: практически нет преград, которые он не мог бы преодолеть ради встречи с непознанными пельменями. Дама знала, о чем говорила, "Подбелка" оказалась очень милым заведением, с огромным количеством пельменей и местных жителей.

После пельменей воспринимать прекрасное было трудно, но мы решили, что справимся. Поэтому направились в Спасо-Преображенский монастырь, чтобы посмотреть иконы. Вот там-то со мной и случился очередной приступ ликования. Пожалуй, начну с главного: теперь у меня есть любимый тип иконы. Он называется "Хвалите господа с небес". На таких иконах изображена Нарния. Множество самых разных существ густо заполняют все пространство, а сверху изображен небольшой бог. Среди существ встречаются люди, ангелы, пророки, кони, русалки, грифоны, драконы, птицы, какие-то милые червяки, львы, ягнята и еще множество неопознанных сущностей. Некоторые из них (в частности, русалки и грифоны) обнимаются, некоторые просто держатся за руки. Все это в самых неожиданных местах окаймлено самой неожиданной растительностью. У такой иконы можно провести много приятных и познавательных часов (тем более, что в музее очень хорошие экспликации, не то что мне так уж нужна экспликация, но с другой стороны, когда приходишь в Эрмитаж на выставку японского искусства эпохи Мейдзи, а около прекрасной чашки неведомого назначения на аккуратной табличке русскими буквами написано что-то вроде "бисе бусямк унамо", невольно испытываешь интерес, что бы это могло значить).


Остальные иконы тоже были прекрасны. Наконец-то я пусть не поняла, но почувствовала, что отличает ярославскую школу иконописи. На иконах всегда очень много текста (если уж святые, люди, пророки или праотцы держат в руках свиток, то он будет густо заполнен буквами) и очень часто изображены какие-то прекрасные в своей абстрактности понятия (кажется, эти ребята могли бы делать серию "Хайдеггер в комиксах"), а композиция сильно напоминает мангу (так что, думаю, эта школа иконописи имеет неслабый шанс понравиться подросткам). Выйдя из музея (и готовые славить господа прогулкой, портвейном и всем, чем он пожелает), мы решили посетить то место, без посещения которого очень трудно оценить какое бы то ни было городское пространство в полной мере, а именно туалет. Должна со всей ответственностью заявить следующее: никогда еще я не была в туалете, украшенном выставкой фотографий. Фотографии рукомойников и чашек так увлекли меня, что Кириллу пришлось позвонить мне и осведомиться, все ли в порядке. Теперь мы были готовы отправиться на набережную и залюбоваться рекой, пейзажем и местным населением.


На набережной было хорошо и все (несмотря на ветер и февраль) славило господа (с небес, земли, воды и льда): матери с колясками, плотные стайки подростков, галдящие птицы, туристы, приехавшие на Масленицу, начинающий ледоход. Мы прошли мимо четырех церквей (похожих друг на друга и милых: пятиглавие, зимний пристрой, шатровая колокольня), а потом просто углубились в улицы (обнаружили еще одну церковь, так тесно обстроенную домами, что ее видно, только если зайти во двор, крепкую спортивную каменную девушку в углублении сталинки, ворон, которые азартно делили какую-то еду). В конце концов, мы оказались на центральной площади с каланчой в стиле модерн, памятником Ленину с огромной кепкой (размером, примерно, с шапку Гугуцэ) и домом, которые как-то снился мне во сне. В доме не было ничего особенного прекрасного: советская постройка, но с прозрачными галереями. Пока я как-то пыталась осмыслить этот факт, Кирилл констатировал: "Ого, мы наткнулись на главную площадь".

Поскольку умозаключения Кирилла - всегда предмет моего живого любопытства, то я отвлеклась от дома и спросила, как он пришел к этому выводу. "Очень просто, - сказал Кирилл (в этот момент я стала слушать особенно внимательно, поскольку, когда Кирилл говорит "очень просто", то это значит, что речь пойдет о таком пути, который мне не просто неведом, но которого в моем мире, возможно, вообще не существует), - смотри, вот мало приличный памятник какому-то мужчине в очень узких штанах, вот очередное здание бессмысленного, потому что похожего на все такие здания, театра. Совпадение этих двух признаков может значить только одно: памятник - Федору Волкову, архитектурная бессмыслица на углу - театр, их соположение - центральная площадь". Я с уважением посмотрела на Кирилла и попросила еще один маленький глоток вина, тем более начинался снег, который сделал все серовато-расплывчатым, и мне хотелось увидеть что-нибудь яркое. Вино вполне подходило.

Мы продолжили хаотичную прогулку, а снег усиливался, свет становился густо-синим и сумеречным. Город казался наброском самого себя, мерцающим сквозь сине-белые отблески. Где-то недалеко играла музыка, и женские голоса пели что-то протяжно прекрасное. Поскольку мы хотели окунуться в жизнь простого ярославца, то народные гулянья, посвященные Масленице, нас не отпугнули. Мы решительно отправились на звук. На сцене, просвечивая сквозь метель, пели девушки, вокруг сцены приплясывали самые разные люди: старушки в огромных платках, юноши в очках, девушки с развевающимися волосами, дети на плечах всевозможных родственников. Людей было немного, но те, что были, веселились по-настоящему, и это было по-настоящему прекрасно. Мы тоже немного поплясали под снегом. А потом вместо девушек на сцене появилась очень красивая женщина и стала петь что-то грузинское. Она была в платье с открытыми рукавами, свет мерцал на ее руках и высвечивал снежинки, которые падали на волосы. Ее песня сплетала снег, сумерки и людей в единое. И это единое было окончательно и бесповоротно хорошо: снег и старушенька, которая плясала с каким-то мальчиком в очках, смеющиеся дети, немного смущенные взрослые, зима, которая скоро-скоро кончится, город, про который мы не знали еще вчера.

На следующий день мы пошли в заречье. Мне всегда казалось, что в каждом городе должна быть река. Не то, что города, в которых реки нет, не настоящие. Может и настоящие, но другие. Река делит город на две части, и - не говоря о самой реке, чтобы не увлечься - нужно сказать, что эти части всегда отличаются друг от друга. В заречье или замостье всегда таится иное: иные собаки и дворы, голоса и звуки, птицы и облака, улицы и деревья, заводы и пустыри. Заречье всегда дебри. В общем, в заречье необходимо попасть как в изнанку и в тень. Вторая часть путешествия всегда должна быть там, если ты действительно в путешествии (в этом смысле время неважно, путешествие может длиться как год, так и день).
Поскольку заречье, как правило, лабиринт, совершенно все равно с чего начинать. Можно руководствоваться чем угодно. На этот раз мы решили руководствоваться деньгами. Деньги довольно интересная шутка, потому что на них есть картинки. Картинки могут быть самые разные и самые неожиданные: Нильс с дикими гусями, неведомые люди (обычно в возрасте), птицы и цветы, краски и скрипки, животные и ткани, здания и храмы. На этот раз нашим ориентиром стал храм. Мы пришли туда утром, храм был окружен заводами, рекой, капелью и птицами. Храм был хорош и совсем не похож на свое изображение, прежде всего потому, что был не синий, а красный, и еще потому, что был весь окутан птичьими голосами и окружен заводами. Он был закрыт, поэтому мы довольно долго бродили вокруг и трогали разноцветные изразцы, а потом, когда солнце стало совсем весенним, просто пошли. Мимо церквей (в одной была беременная трехцветная кошка, в другой - кормушка для птиц из кокосового ореха) по каким-то улицам к реке. По дороге мы встретили дивное существо.

Вообще-то это была собака, но кроме того, это было воплощение безоблачного счастья. На всякий случай опишу его, чтобы не забыть. Безоблачное счастье выглядит следующим образом: во-первых, это дворняжка. Во-вторых, много поколений ее предков выживали не потому, что они прекрасны, а потому что умны, жизнелюбивы и пронырливы. Поэтому безоблачное счастье лохматое, крепколапое и приземистое. Бежит оно кривовато, а поскольку оно слегка косолапо, то делает это как-то боком. При этом морда безоблачного счастья упоительно сияет и улыбается всем - от мохнатых бровей до высунутого языка. Счастье кособоконько проскакало мимо нас, и мы продолжили путь. Поскольку встреча с счастьем настроила нас на счастливый лад, то мы стали вспоминать всех похожих на него, недавно встреченных в Ярославле, существ: Илью-пророка, которого ворон кормил ватрушками, острокрыло-цветных ангелов, змею с грустными глазами у престола.

Мы перешли реку по льду, выбрались на другом берегу и как-то попали на ярмарку. Там мы приобрели необходимые вещи (необходимые вещи это такие, про которые ты минуту назад вообще не думал, но когда увидел, тут же понял, что именно они то, чего тебе не хватало, на этот раз необходимыми стали бронзовый колокольчик и медовуха). Когда стало темнеть, мы оказались на пешеходной улице, там Кирилл обнаружил Еву в образе медведицы или медведицу в образе Евы. (Может, это, конечно, был кто-то другой, но с другой стороны, что может означать медведица с яблоком в руке?). На фоне спускающихся сумерек и закатного неба яблоко в ее руке сияло. Некоторые люди останавливались и гладили его. Мы возвращались домой на трамвае (там продавали очень красивые билеты: серебристо-синие, с изображением ротонды), в котором половина пассажиров знала друг друга. Они здоровались и разговаривали. Мальчик-подросток, утешая какую-то женщину, сказал ей: "Ну, все же будет хорошо. Не морщинься!". Я подумала, что это - хорошее слово и его непременно нужно запомнить.

https://mjum.livejournal.com/34426.html


письма к К. вокзалы

Воскресенье, 20 Ноября 2016 г. 23:27 + в цитатник
Я люблю вокзалы, потому что там можно слиться с народными массами без особых повреждений и сразу почувствовать и предвкусить все то прекрасное и неожиданное, с чем тебе предстоит встретиться в путешествии.
Вот, к примеру, вокзалы в Плоешти, которыми мы сполна насладились по дороге из Кишинева в Брашов. В Кишиневе выяснилось неожиданное, оказалось, что с территории Молдавии на территорию Румынии нельзя ввозить больше двух пачек сигарет на человека. Мы приуныли, у нас на каждого было по блоку и траты на сигареты по ценам Евросоюза явно не укладывались в наш бюджет. "Ну что ж, – мрачно заметил Кирилл, – попробуем приобрести опыт контрабандистов". Я, было, хотела возразить, но мне стало страшно интересно, как Кирилл намерен это осуществить. Дело в том, что Кирилл в отличие от меня и большей части человечества не умеет врать, глядя людям в лицо. Даже если эти люди – сотрудники погранконтроля.

Погрузившись в поезд, я заснула (это был старый советский купейный поезд: влажное постельное белье и запах вечности, клетчатые пледы с кисточками и кран с горячей и холодной водой). Разбудил меня диалог. В дверях стояла очаровательная девушка в форме, напротив нее сидел смущенный Кирилл. Они вели диалог примерно следующего содержания: "У вас есть сигареты?". "Да". "Сколько?" "Для личного пользования". "Но сколько?". "Ну, я не знаю точно". "Ну, примерно". "Не совсем помню". "Может, посмотрите в чемодане?". "Конечно". Кирилл открыл чемодан, судя по его лицу ему было так стыдно, что он был готов не только расстаться с сигаретами, но и заплатить. Однако, что еще больше увеличило его смущение, в открытом чемодане, битком набитом вещами (сверху лежала Двойра, что отдельно порадовало девушку, а какого человека не порадует синяя собака с разноцветными зубами?), сигареты не обнаруживались. Девушка, вздохнув, сказала: "Хорошо" и покинула нас. Кирилл с гордостью посмотрел на меня. Я не стала акцентировать внимание на том, что он так ни разу не соврал.

И вот, в три часа ночи мы прибыли в Плоешти. Первое, что увидел Кирилл, зайдя в здание вокзала, была касса (это было обусловлено не особенностями зрения Кирилла, а тем, что он отвечал за наш дальнейший путь, а так как мы впервые были в этой стране, то он немного волновался), к которой он решительно направился. Первое, что увидела я –местное население вокзала, лишенное этой декабрьской, предновогодней ночью (как, видимо, и всеми прочими ночами года) другого приюта. Население удобно расположилось, заняв все скамейки и полы (те части, которые примыкали к батареям). Часть населения была погружена в крепкий сон, другая часть курила и подкрепляла свои силы алкоголем. Пока я с некоторым удивлением рассматривала их (просто я давно не видела вокзала, внутри которого можно курить, а также вокзала, который бы столь явно играл роль местной ночлежки), Кирилл почти приблизился к кассе.

"Почти" потому, что под кассой тоже была расположена батарея, поэтому там, свернувшись уютным клубочком и преграждая путь к кассе, спал какой-то большой человек. Дама в кассе видеть его не могла (мы, в свою очередь, тоже видели ее с трудом: мир за окошком кассы напоминал аквариум – дама курила, дым висел в воздухе и его волны красиво колыхались, превращая желтоватый электрический свет в густые, клубящие предзакатные облака). Кирилл задумался: потревожить местного мирного спящего жителя он не решился, поэтому просто перегнулся через него и попытался обратиться к даме на английском. В это время я внезапно ощутила родство с населением вокзала – мне тоже зимой свойственно найти батарею и прижаться к ней попой, чтобы согреться, но до этого момента я не встречала соратников. Пока Кирилл, согнувшись, пытался объяснить, какие билеты нам нужны, к кассе подошел человек. Видимо, это был местный житель, которому тоже нужны были билеты, поэтому он, прежде всего, грубо растолкал спящего человека. Проснувшись, человек не смутился, он просто прилег у следующей кассы. Посредством бумажки и ручки Кириллу удалось найти общий язык с дамой и купить билеты. Мы взяли такси и поехали на другой вокзал.

Этот вокзал встретил нас еще более гостеприимно: его небольшой зал вместил целый цыганский табор. На всякий случай уточню, под словами "цыганский табор" я имею в виду именно "цыганский табор". Здание вокзала было тесновато, но цыгане каким-то загадочным образом сумели в него вместиться, наша проблема заключалась в том, что нам не просто не осталось места. Нам нужно было, решительно рассекая клубок людей самых разных возрастов и размеров, пробиться к очередной кассе за очередными билетами. И нам это удалось, однако остаться в тепле не представлялось никакой возможности, поэтому мы вышли в ночь и железнодорожные пути.

"Может, это школьный класс поехал на экскурсию в Будапешт?", – предположил Кирилл, после того как мы второй раз пробились через гущу людей. "Не хочу показаться предвзятой, – ответила я, – но ты давно видел школьный класс в сопровождении бабок, кормящих матерей от тринадцати до пятидесяти и лохматых мужчин?". Ночь была довольно прохладной, пути пустыми, но чуть поодаль виднелся киоск. Вид киоска красноречиво свидетельствовал о том, что там круглосуточно продают алкогольную продукцию. Мы решили заглянуть. На пороге киоска весело дрались три огромных, косматых собаки, несмотря на ночь и мороз жизнь переполняла их. Так как в эту ночь у нас уже был опыт пути сквозь гущу живых и веселых существ, мы с легкость преодолели собак и вошли внутрь. Внутри была женщина, полумрак, довольно много бутылок (на самой яркой из них было написано: "Водка сталинская") и несколько мужчин. Поскольку водки мне не хотелось и внутри оказалось также холодно, как снаружи, я отправилось полюбоваться собаками. Мужчины, выпив, отправились вместе со мной. Видимо, вид веселых собак вдохновил их, потому что они тоже решили немного весело подраться. К сожалению, наблюдать за ними было не так интересно как за собаками. К счастью, наш поезд уже прибыл, путешествие началось.

https://mjum.livejournal.com/33938.html


о всех созданиях прекрасных и хтонических

Воскресенье, 13 Ноября 2016 г. 21:25 + в цитатник
Это будет история о прекрасном и о тех сущностях, которые всегда стоят на его страже. Это будет зимняя история: о сокровищах и об особой разновидности хтонических созданий. Это будет история о драконах и охоте.
Драконы собирают сокровища не только потому, что обладают обостренным эстетическим чувством. Они нужны им, чтобы защититься. Дело в том, что у драконов есть только одно уязвимое место – брюшко. Собрав достаточно сокровищ, они ложатся на них и долго-долго спят. Сокровища врастают в них и тогда драконы могут летать и демонстрировать их всему миру. Однако любая попытка отнять у дракона жизненно необходимое чревата.

Большая часть драконов этого типа обитает в музеях. Как правило, они принимают облик бабки. Там живут несколько разновидностей: драконы-стражи, которые охраняют вход, драконы-смотрители, обитающие в хранилищах и почти никогда не вылетающие наружу, и т.д. Сегодня я расскажу о последних. Вернее, о том редком случае, когда они, все-таки, решились вступить в контакт с внешним миром. Такое случается нечасто, раз в несколько десятилетий. История, о которой пойдет речь, произошла зимой, в одном сибирском городе, в шестидесятых годах прошлого века.

Однажды собравшись, драконы поняли, что им не хватает сокровищ. Это значило только одно: драконам пора выходить на охоту. Однако, прежде чем перейти к ее описанию, нужно сказать о драконах еще одну важную вещь: дело в том, что они не просто собирают и берегут сокровища, время от времени драконам необходимо их демонстрировать. Для этого они пользуются специальным механизмом, он называется "выставка". На выставке нужно вести себя очень осторожно, не дай бог дракон-смотритель решит, что вы намерены вступить с сокровищем в чересчур тесный контакт. Тогда дракон сразу начинает извергать проклятия и маленькие язычки пламени. Дракона нужно постараться понять, ведь для него музей давно стал домом, а все его содержимое – любимым сокровищем, и ему чрезвычайно сложно смириться с тем фактом, что эти сокровища вообще нужно кому-то показывать. К сожалению – драконы прекрасно знают об этом – сокровища нуждаются во внимании, с большой неохотой драконы признают их право на контакт с остальными созданиями, населяющими мир, например, с людьми.

Кроме того, драконы привыкли к тому, что все, что попадает в музей – сокровище по определению. Поэтому когда туда попадают предметы, которые называются "современное искусство", драконы теряются. С одной стороны, они же уже в сокровищнице, а в сокровищнице может быть только сокровище. С другой, все эти палочки, бумажки и странные предметы совсем не похожи на "шедевры мирового искусства". Но дракон твердо следует своему долгу, поэтому охраняет все с одинаковой истовостью. Драконам бесполезно объяснять, что некоторые новые сокровища требуют прямого контакта с посетителями: их можно трогать, вращать и вообще творить непотребства. Поэтому на выставках современного искусства на драконов жалко смотреть: мало того, что они пребывают в растерянности, связанной с обликом новых сокровищ, они еще и должны постоянно сдерживать свое негодование и молча наблюдать, как посетители трогают сокровища. Но вернемся к нашей истории.

Одним прекрасным зимним вечером драконы решили устроить выставку и заодно осмотреть те сокровища, которые все еще пребывали не в музее, а в таком неположенном для них месте, как дома людей. Поэтому драконы решили устроить выставку сокровищ из частных коллекций. Они объявили об этом и стали ждать, когда им принесут сокровища. Однако время шло, а никто так и не появился. Драконы задумались, выставка была уже назначена, а сокровищ все не было. Оставалось только одно: зимняя охота.

Драконы как таковые возраста практически не имеют, но облик бабок, который они вынуждены принимать, связан с определенными ограничениями. Тем не менее, дракон – это дракон, а охота – это охота, то есть такое дело, которое нуждается в стратегии. И драконы ее разработали. Вечером, когда рабочий день заканчивался, сумерки окутывали город и начинался снег, маленькие и юркие драконы, закутавшись в шубы, одев валенки и обмотав голову платками, выходили на улицы. С собой у них были бинокли. Драконы пробирались по заснеженным пустым улицам, между деревянных домов и заглядывали в теплые, оранжевые окна человеческих жилищ. Драконы внимательно осматривали стены и если замечали там что-то любопытное, то заносили адрес этого дома в специальную книжечку. Месяц драконы кружили по городу (а это был зимний месяц, температура редко поднималась выше минус двадцати, в городе было темно, снег скрипел у них под лапами, собаки громко лаяли при их приближении, а сил у драконов в их человеческом воплощении было не так много, но они все же были драконы и знали, что сокровища нуждаются в том, чтобы их увидели, поэтому они не сдавались). Когда месяц подошел к концу, у драконов был список сокровищ. После этого драконы могли вздохнуть спокойно: теперь им нужно было только пройти по этим адресам и убедить людей в том, что сокровищам необходимо показать. Выставка состоялась через два месяца. Говорят, что это была одна из лучших выставок за всю историю музея, и что все сокровища после были возвращены своим владельцам.

https://mjum.livejournal.com/33585.html


чувство прекрасного

Воскресенье, 06 Ноября 2016 г. 23:48 + в цитатник
Среда – это такой специальный день, когда ничего не происходит. Обычно все нелепое случается в понедельник, странное приходит во вторник, в четверг жизнь устаканивается, а пятница – всегда прекрасный день, потому что (гипотетически) за ней два дня выходных. (Гипотетически – потому что обычно я работаю без выходных, но теплое чувство к пятнице сохранила со времен средней школы. Кроме того, в пятницу все люди находятся в состоянии предвкушения, поэтому расслаблены и умеренно любопытствующи).

Вчера вторник явил себя в предельной красоте: мало того, что я залила паспорт кровью (и теперь он приобрел приятный и насыщенный оттенок), я увидела изнанку мира. Возможно, даже нескольких сразу. Надо сказать, что я живу на семнадцатом этаже, в доме, который стоит на берегу залива (выше – только множество голубей-гиперборейцев и их мертвых товарищей, которые в огромном количестве обитают на чердаке в компании с мухами, и небо с облаками и нормальными птицами). Поэтому спуск на лифте (особенно по утрам) занимает некоторое время. Это само по себе прекрасно.

Во-первых, около нашего лифта висит железная табличка, оставшаяся еще с советских времен, надпись на которой начинается так: "Прежде чем зайти в кабину лифта, убедитесь, что перед вами кабина лифта". Эта надпись всегда заставляет меня насторожиться, вдруг на этот раз там окажется не кабина лифта, а, к примеру, вход в Нарнию (ну или в преисподнюю, это уж кому как повезет). Во-вторых, лифт украшен рекламой (время от времени попадается прекрасное, недавно появилось объявление, на котором написано: "уход лица – три тысячи рублей"). В-третьих, в лифте встречаются соседи и их питомцы (разной степени красоты и размера). Так что эта поездка сама по себе обычно хороша.

Вчера я, благополучно спустившись и встретив только мрачного соседа с тринадцатого этажа и его развеселого молодого хаски, вышла на улицу. На улице был туман, а с неба крапало что-то мелкое, что набиралось сил стать полноценным дождем. Для того чтобы закурить, я остановилась и увидела это. Сказать, что я не поверила своим глазам, это ничего не сказать, я просто утратила веру в свое существование. Потому что увидела я следующее: между двух берез, прибитый за уши висел среднего размера плюшевый чебурашка. Среди тумана, отцветающего шиповника, смертельно красной рябины и настурций. Туман слегка приглушил цвета, дождь усилился, чебурашка смотрел на меня. Он выглядел как нечто среднее между Одином и Христом, и это среднее было предельно зловеще. Ветер стал сильнее, чебурашка слегка колыхался. Я подавилась сигаретой. Это слегка привело меня в чувство и включило спасительную рациональность.

"Боже, – подумала я, – бабка! Она решила украсить двор! В соответствии со своим чувством прекрасного". Чувство прекрасного у бабки (как отдельного хтонического вида) таково, что оно заставляет пересмотреть все представления о жизни. Я подумала, не стоит ли мне достать из сумки плоскогубцы и прямо сейчас спасти несчастного зверя, но потом вспомнила, что бабка наверняка бдит у окна, поскольку знает, что прекрасное – хрупко и нуждается в защите. Поэтому я отвернулась и пошла дальше, привыкая к мысли о том, что именно я буду видеть каждый день, возвращаясь домой.

https://mjum.livejournal.com/33446.html


мелюзина

Воскресенье, 30 Октября 2016 г. 21:30 + в цитатник
Мне было пять лет, и я была уверена, что, когда вырасту, превращусь в дракона. Это не казалось мне странным: кто-то точно знал, что он станет космонавтом, кто-то – балериной, кто-то – пожарным, а я знала, что стану драконом.
Мне казалось, что человек только до определенных пределов может выбирать, в кого он превратится. Помимо желания, как я прочно усвоила из тех книжек и историй, которые мне читали на ночь, и моего богатого жизненного опыта, есть еще и судьба. То, что превращение маленьких существ неизбежно, тоже было очевидно. Без этого допущения было совершенно непонятно, откуда брались взрослые? Если допустить, что из детей, то речь точно должна была идти о превращениях. Иначе никак невозможно было бы объяснить, как из моих друзей когда-нибудь могли получиться самые разные (и настолько отличные как от нас, так и друг от друга) взрослые. Дедушку моя уверенность удивляла, бабушку слегка тревожила, а Мелкий ее разделял. Он, в свою очередь, готовился стать каким-нибудь диким зверем (он колебался между волком, лисой и оленем) и жить в лесу.

Пока время превращения не наступило, я наслаждалась жизнью в человеческом облике, понемногу собирая информацию о том, как живут драконы, что любят, от чего им надо беречься и с какими трудностями они могут столкнуться. Годам к пяти я уже знала многое, однако меня чрезвычайно волновал следующий факт: еще ни разу я не слышала о драконах-девочках. Возможно, мне стоило приложить больше усилий к поискам, а, возможно, я была первым человеком женского пола, которому предстояло такое превращение.

В ту зиму я сильно болела и не ходила в детский сад, поэтому у меня было много времени на то, чтобы думать. Думать было о чем, потому что у меня все время держалась высокая температура, а когда у меня поднималась температура, то мне становилось легче, только если мне что-нибудь читали или рассказывали. Тем вечером она как раз опять поднялась. Было уже очень поздно, все давно спали, но я не могла. Для того чтобы заснуть требовались силы, а их у меня не было. Все что мне оставалось – лежать неподвижно. Было очень горячо и я почти не чувствовала своего тела. В некотором смысле это было даже приятно: казалось, что взлететь мешает только то, что на мне лежит одеяло. Все вокруг было какое-то расплывчатое, может быть оттого, что настольная лампа была прикрыта платком. Со мной сидел дедушка: он протирал мне лоб, руки и ноги спиртом и поил брусничным морсом. Когда мне стало немного легче (не настолько чтобы заснуть, но настолько чтобы я уже могла держать кружку сама), дедушка рассказал эту историю. Наконец-то я дождалась истории про дракона-девочку. Я сделала усилие и вернулась в свое тело: для того, чтобы ничего пропустить мне следовало сосредоточиться (что, кстати, не так-то просто, если вам еще нет шести лет, у вас температура тридцать девять, а на часах полночь).

Дракона звали Мелюзина, и она жила в лесном источнике. Лесные источники я видела на даче, поэтому хорошо представляла, как они выглядят, и любила их. Мы с Мелким вообще больше всего любили две вещи: речки в лесу и лесные костры (при этом костер нужно было развести днем, нам нравилось именно сочетание ярко-оранжевого пламени и разнозеленой листвы). Нас завораживало сочетание сущностей: воды и деревьев, зелени и огня… В этот момент я поняла, что, все-таки, недостаточно сосредоточилась, если я сейчас начну вспоминать про лес и лето, я пропущу что-нибудь важное в истории. Поэтому я попробовала сосредоточиться еще раз. Дедушка как раз рассказывал, что Мелюзина умела превращаться в девушку (этот момент меня очень порадовал, мне было все-таки немножко жаль своего тела и всех тех человеческих возможностей, которые с обладанием телом связаны) и иногда в этом облике сидела у источника, пела и расчесывала волосы. Однажды в прекрасный летний день она подняла глаза и увидела рыцаря. Рыцарь заблудился и случайно вышел к источнику. Конечно, они полюбили друг друга, конечно, она согласилась стать его женой. (Эту часть я слушала не очень внимательно, потому что все было более или менее предсказуемо). Но она же была драконом, поэтому поставила одно условие: по субботам он никогда не должен видеть ее.

Рыцарь согласился. Они жили долго и счастливо. Причем совсем не так скучно, как обычно жили девушки в сказках как до, так и после замужества. В этом смысле гораздо интереснее было воображать себя практическими всеми сказочными персонажами (включая коней главных героев и их помощников, не говоря уже о них самих), за исключением собственно главных героинь. Это было странно, потому что в реальной жизни я могла делать все то же самое, что и мальчики (и, собственно, это и делала). Но Мелюзина не только рожала детей, она еще и строила замки, возделывала виноградники и занималась всеми теми увлекательными делами, которые в сказках обычно оставались на долю мужчин и разных животных. Эта часть истории мне так понравилась, что я попросила дедушку рассказать об этом поподробнее.
Дедушке (воспитанному в суровом духе протестантской этики) тоже явно нравилась именно эта часть, поэтому на нее у нас ушло дня четыре или пять. Попутно я узнала многое о том, как строились средневековые замки, выращивался виноград, распахивались земли и еще кучу всего любопытного (дело, как объяснил дедушка, происходило в стране, которая называлась Франция, про эту страну я тоже многое за эти несколько дней узнала). Эта информация изменила мое представление о собственном будущем. Теперь я знала, что готовиться предстоит не только к драконьей, но и к человеческой жизни.

Я уже почти выздоровела, когда мы подошли к концу истории. Я уже начала его предчувствовать, но пыталась об этих предчувствиях не думать. Конечно, рыцарь нарушил запрет и увидел, что по субботам Мелюзина превращается в дракона и купается в источнике. Конечно, она больше не смогла с ним остаться. Ей пришлось покинуть его, детей, замки и виноградники. Теперь она могла навещать их только по ночам. Однако моей уверенности в том, что мне предстоит, это не поколебало. Просто теперь я знала еще об одной трудности моей будущей жизни. Осталось просто придумать, как ее избежать. А так все было понятно, если ты дракон-девочка, то нужно быть готовой к тому, чтобы любить и работать, заботиться и опасаться. Нужно ждать приключений и справляться с их последствиями. Преодолевать страх и делать то, о чем ты еще вчера даже боялась подумать.

Теперь, спустя много лет, я вынуждена признать, что частично превратилась дракона. Одна часть этой истории определенно сбылась. А именно – та, которой мы посвятили больше всего времени, та, что касалась долгого и разнообразного труда, результаты которого далеко не всегда совпадали с ожидаемыми. Труд во всем его многообразии занял настолько большое место, что теперь уже трудно вспомнить про все остальное. Например, каково это: расстаться с человеческим обликом и превратиться в дракона. Сидеть около лесного источника, озаренного зелено-золотым светом, следить за светом в воде, собирать разноцветные ягоды и долго-долго расчесывать волосы, напевая им песню. Но, как я хорошо знаю, есть неизбежное, и, значит, в нужный момент я смогу вспомнить, как это сделать.

https://mjum.livejournal.com/33144.html


Таллинн. часть вторая. кот и колокол. письма к К.

Воскресенье, 23 Октября 2016 г. 22:08 + в цитатник
В мире существует не так уж много констант. Положения "размер имеет значение" и "котики – основа человеческой культуры как культуры заботы о нежных эгоистах" входят в их число. Есть города слишком маленькие, чтобы в них мог уместиться пафос, однако любой размер достаточен для того, чтобы вместить приключения, открытия, нелепости, радости и тоску. И смешать их в характерной только для этого места пропорции.

В пропорцию Таллинна, безусловно, вошли котик и туманные колокола. Котика мы встретили в церкви. То, что слава об этом котике не гремит по городам и весям, я могу объяснить только тем фактом, что котик очень умело спрятался. Всем, кто играл в прятки (то есть любому человеку, которому уже исполнилось пять), прекрасно известно, лучшее место для того, чтобы спрятаться, должно быть на виду. Котик тоже знал это правило. Поэтому я обнаружила его не сразу.

Церковь была украшена серией картин, которые, как водится, представляли собой комиксы на библейские сюжеты. Такие картины обычно не упоминают в путеводителях, потому что рисовали их местные мастера, которые вряд ли могут претендовать на место в истории искусства (особенно с учетом того, что эта претензия вряд ли приходила им в голову). Я такие картины очень люблю, не только потому, что они милые и неказистые, но и потому что они ничего от меня не требуют. Так что я шла по церкви, лениво рассматривала изображения и думала о чем-то.

В тот момент, когда я дошла до картины, на которой художник изобразил совращение Евы змеем, мое внимание внезапно привлекло что-то, изображенное под деревом познания добра и зла. Я присмотрелась. Потом присмотрелась еще раз. Потом присмотрелась, сосредоточившись. Потом закрыла глаза и попыталась вспомнить иконографию этой сцены. Потом открыла глаза и посмотрела снова. Да, там действительно было изображено "это". Вернее, не "это". Под деревом познания, уютно свернувшись клубком, спал котик. Такой серый, плотный котик.

Котик, совершенно не обращал внимания ни на человеческую историю, которая творилась за его спиной, ни на человеческую повседневность, которая разворачивалась перед его глазами. То есть котик вел себя так, как всегда ведут себя котики: ждал, когда, наконец, мир осознает, что самое важное и прекрасное, что в нем есть, терпеливо ждет, когда же его заметят. Также, возможно, котик ждал, когда вся эта история с раем завершится, люди уже займутся нормальными человеческими делами, вместо того, чтобы бегать голыми и ни о чем не думать, а он займет дерево. Когда все уйдут, котик будет, заводя песни и сказки, прогуливаться вокруг дерева. Меня так захватила эта мысль, что я даже начала думать о том, каков бы мог быть репертуар этого конкретного котика. Отвлечься от этих мыслей, мне удалось только в морском музее, где я увидела колокол.

Я немного теряю контроль над собой, когда оказываюсь в морских музеях. Все, что связано с морем, повергает меня в состояние "полный восторг". Восторгу совершенно не мешает то, что я совсем не разбираюсь во всех этих приспособлениях. Я всегда читаю экспликации, и это никогда не добавляет мне понимания. Однако в этот раз "никогда" кончилось. Экспликация гласила, что это – один из "туманных колоколов", в которые звонили, чтобы предупредить корабли. Оказывается, были колокола, которые предупреждали о разных опасностях разными голосами. В этом свете идея о колоколе, "который звонит о тебе", наполнилась каким-то удивительно конкретным смыслом. Теперь я не могу избавиться от ощущения, что весь мир полон колокольного гула и звона, который сопровождает людей. Жаль только, если это действительно так, что я так и не научилась различать голоса хотя бы тех, что предупреждают меня. С другой стороны, я же не знала об их существовании. Так что теперь у меня появился шанс развить эту способность.

https://mjum.livejournal.com/33013.html


Таллинн. часть первая, сентиментальная. письма к К.

Воскресенье, 16 Октября 2016 г. 23:27 + в цитатник
Паром был огромным, море серо-зеленым, туман густым, ветер пронзительным и прошитым криками чаек. Иногда чайки выныривали из тумана – тени с огромными клювами, стремительные и горькие. Я сидела у большого окна, смотрела на то, как туман слизывает город, пила сидр и медленно плыла за край земли.

То есть, конечно, в Таллинн, но когда сидишь и смотришь на остатки города в тумане и на бурлящую серо-зеленую массу воды или стоишь на палубе под пронизывающим ветром, который забирается тебе в кости (от чего на какое-то краткое мгновение ты ощущаешь себя птицей), уверенность, что ты плывешь в рамках привычного мира как-то подозрительно быстро тает. Это удивительно, но сидя в огромном мягком кресле, чувствуя вкус яблок во рту и осматривая довольных, хотя и спящих друзей, ты понимаешь, что именно это – естественное для тебя состояние. Плыть, смотреть на воду, с нежностью думать о птицах и людях и ничего не бояться. Не потому что бояться нечего, а потому что та цена, которую ты платишь за страх, всегда слишком высока.

Когда ты уже забыл все свои умные мысли, почти допил сидр, дочитал книжку и выкурил вместе с чайками сигарету, туман внезапно поредел. И настолько же внезапно – одновременно – проявился город, и показалось солнце. Город лежал среди зелено-серого. Небольшой, но серьезный город с башнями и шпилями. Он был охвачен и выхвачен солнцем, которое садилось и совершенно неразборчиво освещало все: шпили, облака, чаек, клочья тумана. Это длилось почти мгновение, а потом солнце скрылось и мы причалили. Мы шли по городу – странному городу. Городу из детских фильмов, которые ты так ждал по субботам, городу, из горьких снов, которых ты так боялся вначале и по которым так скучал потом. Северный морской город, в котором невозможно оказаться в нужное время, потому что именно тогда, когда ты в нем оказываешься, нужное время настает.

https://mjum.livejournal.com/32696.html


Семейные тайны. письма к К.

Понедельник, 10 Октября 2016 г. 07:28 + в цитатник
Мы решили ехать в Таллинн приятным в своей витиеватости образом – сначала поездом до Хельсинки, потом - паромом до Таллинна. Это позволяло вкусить нам все радости сразу: земные просторы и морские бездны, снег и пронизывающий ветер, чаек и ворон, финских тефтелек в поезде и эстонского сидра на пароме.

Я очень люблю "Аллегро", гораздо больше "Сапсана". Во-первых, там прекрасная еда, во-вторых, он привозит тебя не в Москву, а в Хельсинки. Обычно, обустроившись (то есть, разбросав все нужные вещи вокруг, и тем самым воссоздав привычную мне домашнюю обстановку), я читаю и смотрю в окно. В этот раз я решила сделать как обычно. (Я всегда так решаю, потому что чту традиции и заведенный порядок, они так редко встречаются в моей жизни и так меня сторонятся, что, как и любое безответное чувство, особенно к тому, кого ты видишь, не слишком часто, моя любовь к ним крепнет год от года). Тем более что у меня с собой была совершенно особая книжка. Когда мне было десять лет, я очень живо ею интересовалась, но ближе познакомиться не могла. Дело в том, что это была "особая книжка" тетушки.

У каждого есть такие книжки. Ты хранишь их поближе к кровати или в каком-нибудь тайном месте, перечитываешь раз сто подряд, а потом просто извлекаешь в разные минуты, чтобы случайно открыть и не закрывать. Книжка тетушки хранилась в ее коробке. В той самой, в которой лежало ее самое ценное: запасной крючок для вязания, сделанный дедушкой из старой велосипедной спицы, самые хорошие нитки для штопки, таблетки от головной боли, какие-то документы и еще что-то, ценность чего я в десятилетнем возрасте определить решительно не могла. Однако не только место ее хранения свидетельствовало о том, что книжка – "особая". Обычно тетушка либо ничего не имела против того, чтобы я читала ее книжки (именно так я ознакомилась с детективами Иоанны Хмелевской, сентиментальными любовными романами и некоторым количеством русской классики), либо имела против все (в этом случае она просто сообщала мне об этом). Но с этой книжкой было по-другому, тетушка ее скрывала (то есть держала в своей коробке и решительно игнорировала мои вопросы, с ней связанные). Я знала, что это тот случай, когда просить и настаивать бесполезно. Поэтому мучилась любопытством молча. Книжка называлась "Тополь берлинский", ее автором была женщина, а на обложке красовался какой-то невразумительный рисунок, изображавший довольно некрасивых людей.

Жизнь вокруг кипела и бурлила (особенно в том месте, которое касалось процесса воспитания меня тетушкой), постепенно я просто забыла об этой книжке. В тот самый вечер, когда я, уже не живая и не мертвая от работы, собиралась в Таллинн, я буквально на нее наткнулась. (Хотела скачать себе "Детские годы Багрова внука", которые должны были отлично сочетаться с заснеженными финскими весенними просторами и радовать меня отсутствием драматичности, но среди списка семейных хроник внезапно увидела знакомое название). Ни секунды не раздумывая, я сменила программу. Что может быть лучше семейной тайны, которую ты откроешь в середине сумрачного Балтийского моря?

К сожалению или к счастью (различие между которыми мне так редко удается провести), я открыла книжку еще в поезде. Пока я читала первые сто страниц, то даже не вспомнила, что это – не просто книжка, а "особая книжка" тетушки. Примерно на двухсотой осознание этого факт пронзило меня. В этот момент со мной случилось то, что именуется не слишком изящным оборотом "сперло дыхание". Я не задохнулась, просто весь воздух внезапно покинул мои легкие. Так как со мной такое случилось в первый раз, то я не могу ручаться точно, но, кажется, это происходит с людьми, когда привычный им мир внезапно поворачивается не то, чтобы непривычным ракурсом, а тем, которого в этой вселенной просто не должно быть: параллельные прямые вдруг пересекаются, из пятого измерения сквозит, а время становится таким же доступным измерением как пространство. Именно в этом состоянии в стремительно несущемся поезде, с книжкой на коленях, снегом за окном и некоторым количеством алкоголя во фляжке я и провела некоторое время. Когда способность дышать ко мне вернулась (во многом благодаря глотку лимонной настойки и пограничникам, которые долго и тщательно сличали меня с моей фотографией в паспорте), я попыталась осмотреть мир, в котором я теперь оказалась и прикинуть, могу ли я его как-то упорядочить. Итак, что я имела?

Во-первых, десятилетнюю меня, которая теряла все вещи, в том числе и те, что невозможно потерять, не слишком хорошо училась и изо всех сил стремилась понять, как сделать так, чтобы превратиться в нормального человека. Во-вторых, тетушку, которая любила меня и прилагала все усилия к тому, чтобы это превращение произошло (несмотря на всю их очевидную тщетность). Я старалась делать все красиво, чтобы быть как она. Однако, несмотря на все мои старания, она почти никогда не могла считать этих попыток. Так я на протяжении целого месяца писала темы уроков в тетради по литературе подаренными ею фломастерами. Мне казалось, что это ужасно красиво (ну и что, что надписи просвечивали сквозь страницы, и их было не разобраться никому кроме меня, зато они была такими яркими среди белого и синего). Но когда тетушка заметила их, она сказала, что это очень неаккуратно и что не стоит превращать тетрадь в цирковую афишу. Как-то вечером восьмого марта я, решив порадовать ее, разрисовала себе все лицо (включая брови) ее красной помадой – я хотела быть клоуном и даже придумала пару хороших реплик. Но когда тетушка увидела меня, на лице ее отразился ужас, она молча повела меня в ванную, где решительно отмыла (правда, отмылось не все, брови так и остались светло-розовыми). В общем большая часть нашей жизни состояла из подобных несовпадений. Мы очень любили друг друга, но, кажется, обе не очень хорошо понимали, как превратить эту любовь в счастье. Конечно, нам это удавалось, и, конечно, далеко не всегда. Однако теперь появилось "в-третьих" – эта самая книжка.

Действительно, это была семейная хроника. Семейная хроника, написанная норвежской писательницей, семейная хроника, повествующая о странных людях, семейная хроника, где один из главных героев был гомосексуалистом (от меня потребовало отдельных усилий поверить в то, что тетушка вообще знает об их существовании, причем настолько давно). Теперь я знала, что моя тетушка, которая так боялась всего странного, которая так старалась подготовить меня к жизни, вечерами перечитывала именно эту книгу. Оказывается, наши вкусы и представления о жизни совпадали гораздо больше, чем мне казалось. Пока я думала обо всем этом, бодрый мартовский снег превратился в метель, а я продолжала сидеть с книгой на коленях и думать о том, как я ее люблю. Семейная тайна оказалась вполне себе стоящей вещью.

https://mjum.livejournal.com/32269.html


питомцы Крысолова

Понедельник, 03 Октября 2016 г. 07:58 + в цитатник
Есть некоторое количество историй, окончание которых меня в принципе не устраивает. Я не могу с ним смириться, мне кажется, что оно нарушает некоторые глубинные структуры и искажает основы. Первый раз это чувство посетило меня после знакомства с бессмертным шедевром Андерсена "Русалочка". Мне тогда было лет пять или шесть. Сначала мы с Мелким качественно порыдали, потом, размазывая сопли и слезы по лицу, задали дедушке несколько вопросов по поводу логики поведения принца, ведьмы, Русалочки и ее сестер, а также общих закономерностей мироздания, потом, совершенно не удовлетворенные ответами, качественно разозлились.

Дедушка сделал из произошедшего определенные выводы: мы переключились с Андерсена на "Книгу джунглей". Однако после "Книги джунглей" дедушка совершил стратегическую ошибку, для чтения он выбрал сказки братьев Гримм. Вообще-то это были прекрасные сказки, там было много описаний всяких ужасов, зверств и волшебства, а мы любили все жуткое. До "Старшей Эдды" они, конечно, слегка не дотягивали, в частности корабль из ногтей мертвецов к нашему глубокому сожалению нигде не фигурировал, но пропитанный кровью башмачок, который оставлял ярко-алые следы, был тоже хорош. И оканчивались эти истории правильно, а не так, как "Русалочка". А еще там были прекрасные картинки, которые можно было разглядывать часами, и на которых вся ужасная грандиозность происходящего была отражена вдумчиво, подробно и реалистично. Это были настоящие картинки, а не такие, что время от времени встречались нам в детских тоненьких книжках (на таких книжках всегда было написано: "шедевры книжной графики – детям", их мы старались по возможности избегать, правда, по какой-то неведомой нам причине, их любила мама, так что время от времени они с нами все-таки случались). Все шло прекрасно до того момента, пока мы не дошли до сказки про Гамельнского крысолова. Оказалось, что "Русалочка" еще не худшее, что может случиться. То, что сделал крысолов в конце, не мог сделать Крысолов, потому что этот поступок его отменял, разница между ним и бургомистром стиралась. Возможно, такое окончание и имело смысл, но тогда смысла не имела история. Долгие годы это тревожило меня. Но теперь я знаю, как на самом деле закончилась эта история.

Знание это настигло меня внезапно и неожиданно. Оказывается оно таилось в маленькой, цветной книжечке, которую я как-то походя купила в каком-то букинисте в Трансильвании. Книжка называлась "Легенды Трансильвании". Я купила ее по двум причинам: во-первых, я не могу выйти из букиниста, не купив что-нибудь, во-вторых, меня гипнотизирует слово "легенда". Подозреваю, что если бы на учебнике физики было бы написано "Легенды физики", наши с ней отношения сложились бы принципиально по-иному. В книжку я довольно долго не заглядывала, потому что просто забыла про нее, а вчера случайно наткнулась.

Был вечер, у меня не было сил ни на что, поэтому я просто ее открыла и прочитала самый удивительный этиологический миф. Обычно такого рода истории начинаются с того, что кто-то чрезвычайно крупный был убит (причем самым зверским образом), а потом из частей его тела возникло все хорошее и плохое, что составляет привычный мир. В том числе и разные народы. Как выяснилось, трансильванские немцы пошли другим путем, причем довольно давно. Когда гаммельнский крысолов, начал играть на флейте во второй раз, то на ее зов пришли все дети города. По канонической версии, дети утонули или бесследно исчезли. На самом деле они просто отправились в путь вместе с крысоловом, для того чтобы найти то место на свете, которое было бы столь прекрасно, что они захотели бы остаться в нем навсегда и вырасти. Они шли долго, сквозь ветер, снег и солнце, времена и пространства, чужие жизни и чужие истории. Они поняли, что путь их окончен, когда достигли Карпатских гор. Это было то самое место, которое они так долго искали, здесь они остановились и смогли повзрослеть.

https://mjum.livejournal.com/32076.html


о всех созданиях прекрасных и хтонических

Понедельник, 26 Сентября 2016 г. 18:59 + в цитатник
Питер состоит из невероятного количества разных пространств. Существа, которые их населяют, поражают воображение своим многообразием. Стоит только сойти с проспекта и свернуть в любую арку, чтобы оказаться в ином мире. Эти миры сложно поддаются классификации, и угадать, где окажешься на этот раз практически невозможно. Кроме того, все постоянно меняется: еще неделю назад здесь были неистовые заросли крапивы и миролюбивые бомжи, а сейчас красуется надпись "Интим во дворе" и все залито бетоном, в котором успели отпечататься следы чьей-то активной жизни. Виды, раньше населяющие это пространство (воробьи и какой-то неистовой ласковости и жирности кошки), мигрировали и где можно встретить их теперь, не угадать.

Вчера я забрела в опасное место. Опасное место можно определить несколькими способами. К примеру, если ты осматриваешься и видишь, что магазин называется "магазин", а парикмахерская "парикмахерская", значит, что-то не так. Я была на задворках какой-то больницы, людей не было, и я не могла понять, где оказалась. В таких случаях лучше всего сесть и подождать – рано или поздно кто-нибудь появиться. Поэтому я села на какую-то бетонную конструкцию достала фляжку с портвейном, апельсин и стала ждать: покурила, сделала пару глотков и начала чистить апельсин. Я складывала шкурки рядом, это было красиво – ярко-оранжевое на темно-сером. Запах апельсина смешивался с запахом сырости и каким-то образом трансформировал его в запах леса. В этот момент я почувствовала, что на меня кто-то смотрит.

Я дочистила апельсин и подняла голову. Рядом со мной на парапете сидела огромная крыса и выжидательно на меня смотрела. У меня нет знакомых крыс. Я не знаю, как себя с ними вести. Выражение активной жизненной позиции и непоколебимого жизнелюбия, характерное для этого вида живых существ, меня слегка смущает. Пока я размышляла обо всем этом, крыса придвинулась поближе. Она шевелила усами, помаргивала глазками, всплескивала лапами и вообще всячески демонстрировала дружелюбие. Однако я по-прежнему не понимала, что эта хтоническая голубушка от меня хочет. Тем временем мой новообретенный друг продолжал потихоньку приближаться и принюхиваться. Сейчас нас разделяла только апельсиновая корка.

Я выпила еще немного и отрезала апельсиновую дольку. Голубушка проникновенно посмотрела до меня. И тут я поняла, что нужно делать: если уж тебе повезло встретиться с крысой, очевидно нужно с ней подружиться. Поэтому я отрезала еще одну дольку апельсина и протянула ей. Крыса чуть-чуть придвинулась и осторожно ее взяла. Потом села и стала неспешно есть. Так мы и сидели вдвоем, задумчиво рассматривая предгрозовые облака, поглощая апельсин, запивая его портвейном и ожидая того, что скоро должно случиться.

https://mjum.livejournal.com/31863.html



Поиск сообщений в lj_mjum
Страницы: 4 [3] 2 1 Календарь