-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_michael_popov

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.01.2010
Записей: 23
Комментариев: 0
Написано: 0




Журнал Михаила Попова - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://michael-popov.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss/??79678d30, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Дураков нет, а дороги -- только следствие.

Четверг, 07 Февраля 2013 г. 12:05 + в цитатник
В фейсбук написал, и сюда скопирую.

1-s2.0-S0014292110000449-gr4


Сейчас я объясню, что изображено на этой картинке, и она сделает грустной не только меня, но и вас.

Это картинка из статьи про самоорганизацию людей в России из журнала European Economic Review моего давнего знакомого Бенедикта Херрмана. В Россию он впервые попал в конце восьмидесятых, и с тех пор пытается понять ее умом и измерить общим аршином.

Общим аршином в самоорганизации становятся экономические игры с общим благом. Это когда люди складывают розданные организаторами деньги в общий котел, его содержание удваивается и затем раздается всем поровну. Если все сдадут по рублю, обратно получат по два. Если по рублю сдадут все, кроме одного захребетника, то все получат немногим меньше двух рублей, в том числе и этот захребетник. Возможность проехаться на общественном горбу манит, социализм без санкций работает плохо. Средний вклад в таких играх вначале составляет около 40% от раздаваемых в игре денег и в повторяющихся играх падает. Если только организаторы не дают игрокам возможность штрафовать друг-друга.

Штрафы преображают игру. За каждый свой рубль игрок может сделать так, что организаторы отнимут у другого игрока сразу три. Это приводит к тому, что в уже в первом раунде игры средний вклад превышает 50% и растет в повторяющихся играх. Штрафы подключают прошитые у людей в мозгах механизмы справедливости. Те, кому не жалко денег на общее дело, начинают наказывать захребетников наказывать. В результате тех, кому не жалко делег на общее дело, становится больше. Но только не в России.

Теперь смотрите на картнку. Черные треугольники означают игры с наказаниями, белые кружки -- игры без них. На двух правых графиках -- Швейцария. Там все нормально, как привыкли экономисты. В игре с добровольными санкциями вклад в общее дело больше, чем без них. Если вводят возможность санкций, эффективность растет -- правый черный треугольник выше левого белого кружка. Если наказания убирают, эффективность общего блага падает -- правый белый кружок всегда ниже левого черного треугольника.

В России -- два левых графика -- все не так. Во второй игре вклад в общее благо _всегда_ меньше, чем в первой. Вводят наказания или, наоборот, их убирают. В результате страдает вклад в общее благо и падает отдача от него.

Отсюда и печаль. Печаль, потому что в России не работают самые базовые, сведенные до простейших стимулов, механизмы самоорганизации общества. Почему в Швейцарии и прочей Европе, США и Юго-Восточной Азии работают, а в России не работают? Потому что дураков нет. Нет ни там, ни тут. В других работах Херрман показывает, что и на Западе, и на Востоке "хорошие" игроки, те которые много дают в общий котел, штрафуют "плохих". А у нас -- наоборот. Средний вклад штрафующего не превышает, а то и ниже среднего вклада "штрафуемого" Ну и зачем тогда стараться.

Я убежден, что главная беда России именно в этом. Дороги -- только ее следствие, а дураков нет. Почитайте, вот и Сбер с Левадою то же самое говорят: http://palm.newsru.com/finance/07feb2013/doverie.html

https://michael-popov.livejournal.com/149744.html


Шрифт Брайнина

Понедельник, 07 Ноября 2011 г. 03:58 + в цитатник


Художнику Владимиру Брайнину удивительно удаются строительные заборы и провода. Особенно те провода, которые на строительных заборах. А также грозовое небо, облупившаяся штукатурка и бело-красные полосатые трубы в промзонах. На все это хочется смотреть и смотреть. Именно этим мы занимались сегодня, в последний день выставки Брайнина в Новом Манеже -- небольшом выставочном помещении сразу за Колонным залом Дома союзов.


IMG_1947

По стилю Брайнин, конечно, импрессионист. Он даже писал одни и те же виды при разном освещении, только висят они в разных залах, чтобы не было слишком похоже на Клода Моне. Трогает то, что импрессионизм выходит очень московский: Брайнин умеет показать бесчеловечный город так, что его хочется любить, как любит какой-нибудь козельчанин свой Козельск. Да, любить вот эту самую лужковскую Москву, с пейзажами из двухтысячных. Вставные зубы торгово-развлекательных комплексов и дон-строев на картинах присутствуют, но незаметны -- сливаются с мрачно-грозовым небом. В фокусе -- старина, будь ею хоть советские гаражи.

IMG_1956

Легко видеть, как сильно Брайнин любит следы времени. Тут облупилась штукатурка, тут видно, сколько слоев краски на льве, и варварские отметки красной краской тоже при деле -- вместе с газовой трубой и дурацкой лампочкой они оттеняют своей бескультурностью благородство лепнины под балконом.

IMG_1915

И конечно, провода. Художнику, в отличие от фотографа они не помеха -- можно вообще их не рисовать. Однако троллейбусные жилы не убираются с картин, а наоборот, выписываются толсто и выпукло. Жаль, нельзя украсть этот прием для фотографии: как ни старайся, на снимках такими мясистыми они уже не выйдут.

IMG_1955

IMG_1921

В объяснениях брайнинская живопись не нуждается, однако они, увы, есть. В каждом из двух залов висит по два телевизора, и в каждом автор складно излагает свой творческий путь. Ролики в телевизорах запущены не синхронно, отчего кажется, что художник разговаривает сам с собой. А вот чего действительно не хватает -- карты Москвы с отметками, где написаны картины.

IMG_1935

Внимание к деталям и к следам времени -- главное, что я вынес с выставки. Вынес и тут же снял на айфон колонны Дома союзов.



Пожалуй, Брайнин -- это и есть такой художественный инстаграмм. Благодаря которому я завтра, когда пойду от станции метро Площадь Революции до станции метро Китай Город, замечу больше архитектурных деталей, которые захочется подержать в памяти. А которые не захочется -- наоборот, проигнорирую.

Первая репродукция -- с сайта минкультуры http://mkrf.ru/news/capitals/arxiv/detail.php?id=203266 , остальное мой flickr, фото кликабельны

https://michael-popov.livejournal.com/148999.html


Высокое искусство

Четверг, 20 Октября 2011 г. 11:18 + в цитатник
Люди не желали быть внутри изб — там на них нападали думы и настроения, — они ходили по всем открытым местам деревни и старались постоянно видеть друг друга; кроме того, они чутко слушали не раздастся ли издали по влажному воздуху какого-либо звука, чтобы услышать утешение в таком трудном пространстве. Активист еще давно пустил устную директиву о соблюдении санитарности в народной жизни, для чего люди должны все время находиться на улице, а не задыхаться в семейных избах. От этого заседавшему активу было легче наблюдать массы из окна и вести их все время дальше.
Андрей Платонов. Котлован


IMG_6614

В Роснано опять выставка современного искусства — художник Константин Батынков. На всех его развешенных в холле картинах перемещаются массы людей, а в белом небе что-то летает. В воздухе парят самолеты, вертолеты, подводные лодки, инопланетные корабли, гоночные автомобили и лыжники. Чаще всего вертолеты — их много и каждый выписан со знанием дела.


IMG_6608

Батынков — самый высокий художник из всех, которых я когда-либо видел. Снизу вверх, на двухметровую с чем-то высоту задаю ему вопрос, которым озадачен уже целый час. Зачем, спрашиваю, у вас всегда что-то летает? Нижнюю часть картин я сам себе уже объяснил. Там хаос и хтон, роятся массы. Они то ли что-то разрушают, то ли что-то созидают, смотря в каком настроении смотреть. Смысл же небесных машин мне решительно не ясен — то ли это люди, которые окружили себя авиационным железом и так научились поднимать себя над земным, то ли существа высшего порядка, такие как бы ангелы в образе вертолетов.

IMG_6595

— Даже и сам не знаю, — пожимает плечами на уровне моей головы Батынков. — В небе, как ни посмотрю, всегда что-то летает. Может, просто живу в таком месте.

IMG_6600

А ведь большинство современных художников на его месте развели бы философию. Подробно и обстоятельно рассказали, какая деталь что символизирует и какими смыслами нагружена. Потому что у них творчество идет от головы: придумают концепцию, и давай всякие инсталляции делать.

IMG_6613

Батынков же просто пишет черным и серым по белому, как ему пишется, не стремясь ничего объяснить. В интервью РИА Новости он признался, что рисует навязчивые образы, которые у него в голове: «Знаете такой термин в психоанализе — "вытеснение"? Я рисую, чтобы избавиться от навязчивых идей».

IMG_6618

И ведь как рисует. Батынков собирает на площадях своих картин тысячи демонстрантов — завидуйте, современные протестные движения — и каждая фигура подробно выписана в динамике.

IMG_6579
фрагмент большой картины
IMG_6578

Реализм спрятан внутри сюра. Можно вырезать из картины небольшой фрагмент и получится готовая миниатюра со своим сюжетом.

IMG_6575

IMG_6574

Что-то подобное у Андрея Платонова: слова просты, словосочетания обычны, фразы уже не очень, а несколько фраз уже рисуют совершенно нереальное устройство мира:

Вот он выдумал единственный общепролетарский дом вместо старого города, где и посейчас живут люди дворовым огороженным способом; через год весь местный пролетариат выйдет из мелкоимущественного города и займет для жизни монументальный новый дом. Через десять или двадцать лет другой инженер построит в середине мира башню, куда войдут на вечное, счастливое поселение трудящиеся всей земли.
(Котлован)


IMG_6606

Современное искусство трудно продать без подарочной упаковки — мифа, который создает у зрителя иллюзию понимания. Немногословного Батынкова тут поддерживает директор «Крокин галереи» Михаил Крокин. Он увлекательно толкует сюжеты картин: вот тут драйв и оптимизм людей где-то на Севере, а вот эта картина — размышления о переменах в облике Москвы. Мне, честно говоря, не очень-то хочется вникать в словесные описания батынковских картин, лучше просто смотреть. Может поэтому я почти ничего не запомнил из объяснений Крокина.

IMG_6619

На ум приходит пример Винсента Ван-Гога, в работах которого ученые обнаружили интересную закономерность. Яркость красок в знаменитых спиральных паттернах очень точно описывается уравнениями Колмогорова для скоростей в турбулентных потоках жидкости. Ни одна из подделок под голландского импрессиониста такого испытания, кстати, не выдерживает. Уравнений Колмогорова Ван-Гог, конечно, знать не мог. Но он каким-то чувством он провидел закономерности природы — отчего завихрения в «звездной ночи» можно рассматривать бесконечно. Мне кажется что-то подобное есть и в картинах Батынкова — такая смесь сопромата с нелинейной неравновесной термодинамикой, что описывает поведение самоорганизующихся структур. Впрочем, вопрос еще ждет своего исследователя.

IMG_6609

IMG_6611

Мне пока лишь удалось найти ключ к загадке вездесущих вертолетов. Батынков, оказывается, учился в МАИ.

https://michael-popov.livejournal.com/148849.html


Ненастоящий треш

Суббота, 30 Июля 2011 г. 00:45 + в цитатник
Ну, поехали.

DSC02633
Учредитель арт-галереи «Триумф» Емельян Захаров катает колесо, отпечатки которого символизируют человеческую жизнь.
Все картинки кликабельны -- открываются в большом размере на flickr




В то, что я превращаюсь в арт-обозревателя Роснано я понял, когда за час до открытия выставки Recycle заглянул на восьмой этаж. К этому времени галерист Наташа и художник Андрей уже проделали дырку в бумажном мешке с надписью «сухая смесь» и сыпали серый порошок в черную деревянную рамку на полу. Потом они разровняли сухую смесь садовыми граблями и стали катать по ней большую автопокрышку со странным рисунком проектора. «Надо бы перевернуть,— вздохнула Наташа, всматриваясь в след от покрышки, — все будут заходить с другой стороны, а оттуда может быть непонятно». Посмотрев и так и эдак, я уже готов был признаться, что мне непонятно с обеих сторон, как вдруг квадратики в песке сложились в фигурки людей.

DSC02636
Наталья Нусинова из галереи «Триумф» — это она придумала сделать выставку в Роснано



Андрей объяснил, что фигурки отсылают зрителя к шумерским рельефам и символизируют бесконечный цикл человеческой жизни — всякую суету сует, которая оставляет в вечности след такой же эфемерный, как вот эти отпечатки на смеси песка и цемента. Я подумал, что в смесь можно добавить воды и от этого следы станут более долговечными, но успел сказать этого вслух. Стоявший рядом советник председателя правления Роснано Михаил Слободинский посмотрел на часы и заметил, что времени осталось в обрез — открытие выставки назначено на шесть тридцать.

DSC02631
А вот и сам шумерский рельеф.



Кроме колеса, выставка состояла еще из двух экспонатов — стенда из алюминиевых банок «Изгнание из рая» и стенда из литой полиуретановой резины «Культурный слой. Пресс». Если отойти от стенда с банками, они действительно начинали складываться в мотив знаменитой фрески Микеланджело. Исключение составляла центральная часть, где предполагался змей-искуситель — она на расстоянии еще сильнее напоминала рекламу бараночной фабрики, чем вблизи.

DSC02637
Гость выставки Настя смотрит на «Изгнание из Рая» в стиле вторичной переработки



Резиновый стенд, напротив, казался интереснее вблизи — одноразовые стаканчики, корпуса мобильных телефонов и прочий мусор были отлиты из резины очень точно — вплоть до логотипов производителей и прочих мелких надписей. Художники объясняли, что таким образом они как бы избавляют планету от мусора, утилизируя его в своих объектах.

На самом деле, получилось ровно обратное, ведь стаканчики и битые телефонные корпуса никуда не делись, они были скопированы — то есть не переработаны, а умножены. На алюминиевые банки пошла краска и лак, плюс материал для того, на чем они крепятся. Но всерьез рассуждать об этом — все равно, что спорить, символизирует след от дизайнерского протектора человеческую жизнь, или все-таки не очень.

DSC02644
Резиновый стенд «Культурный слой» очень похож на настоящий мусор, покрытый черной краской. Но все-таки он ненастоящий.



Жаль, что экспонатов было всего три, и не по вине художников. Самые интересные объекты просто не влезли в Роснано — что-то не прошло в дверной проем, что-то в лестничный пролет, а для чего-то в собранном виде потолки оказались слишком низкие. Не смогли принести, например, трехмерный женский торс из сотен десятикопеечных монет, подвешенных на еле заметных нитях. Был еще дистанционно управляемый стенд с ферромагнитной жидкостью — водишь рукой по планшету, а на жидкости твои движения повторяют фантастические черные ежи. Но в этом эспонате плескался керосин, и пожарные запретили бы проносить его в здание.

DSC02668
На самые интересные экспонаты пришлось смотреть в iPad



А вот тому, что к нам не доехал витраж «Житие. Гомер» из вилочек для канапе, пародирующий витражи Нотр-дама с житиями святых, я только рад. Все-таки это богохульство, а я такого не люблю. Кто хочет, может на «афише» полюбоваться http://www.afisha.ru/exhibition/photo/63182/

DSC02686
Художник Андрей Блохин, который вместе с художником Егором Кузнецовым превращает мусор в искусство и наоборот

https://michael-popov.livejournal.com/148271.html


Ненастоящий треш -2

Суббота, 30 Июля 2011 г. 00:45 + в цитатник
Да, именно так. Суровая арт-критика Recyle подверглась вторичной переработке и теперь ее можно прочитать одним текстом тут http://michael-popov.livejournal.com/148271.html

https://michael-popov.livejournal.com/148223.html


Ненастоящий треш -1

Суббота, 30 Июля 2011 г. 00:35 + в цитатник
ЖЖ починили, и ранее вынужденно разбитый на кусочки рассказ о выставке Recyle в Роснано собран в одном посте -- http://michael-popov.livejournal.com/148271.html

https://michael-popov.livejournal.com/147927.html


Современного искусства пост

Вторник, 28 Июня 2011 г. 13:07 + в цитатник
Вчера в Роснано можно было увидеть Олега Кулика, Синих Носов и других известных персонажей современного искусства. В виде фотографий и работ, а не натурой, конечно. Это привез показать свои картины Пьер-Кристиан Броше -- известный коллекционер русского современного искусства. Сын французских физиков, подростком он оказался со своим отцом в Новосибирске в начале 70-х годов. Потом вырос и женился на дочери новосибирских физиков, прочно связав свою биографию с Россией.

Смотреть работы без его рассказов на правильном русском языке с приятным французским акцентом -- пустое дело. Ну что такого в двух черных квадратах, подвешенных друг над другом? А Пьер расскажет не только историю художника Николая Маценко, которую сделал "копию №13" с картины Малевича, но и пояснит, что черный квадрат хорош не только сам по себе, но и является предтечей пикселя. И вот уже понятно, от кого вести родословную визуальных цифровых технологий -- конечно, от Малевича. Ну да лучше один раз увидеть:

Черно-белое фото Олега Кулика "Я кусаю Америку, Америка кусает меня".

DSC02475a


В 1997 г., когда был сделан этот снимок, Олег Кулик прожил в Нью-Йорке в клетке 14 суток. Возможно, пес в исполнении Кулика -- символ стереотипа об СССР и, особенно, о сотрудниках КГБ, которые казались иностранцам "бешеными псами", -- считает Броше.

Павел Пепперштейн (Пивоваров). Парень в американской рубашке. 2005. Холст, акрил, 110x110.

DSC02451a


С одной стороны, объясняет Броше, это выражение американского патриотизма, с другой -- судьбы многих русских ученых, эмигрировавших в США.

Владимир Дубосарский, Александр Виноградов. 2008. Мишки. Холст, масло. 150x200.

DSC02495a


В известную картину "Утро в сосновом лесу", -- рассказывает Пьер, -- попала юная посетительница Третьяковской галереи. Переместилась во времени и пространстве, с кем не бывает. Она очень боится медведей.

Вот только претензии тут должны быть не к Шишкину, который хорошо умел рисовать только пейзажи, а к его другу Константину Савицкому, изобразившему животных на картине.

Современным художникам, наверное, Шишкина не понять -- трудно представить, чтобы кто-то чего-то не нарисовал, только потому что не умеет. Только в Олеге Кулике я почему-то уверен: если ему предложить изобразить не собаку, а к примеру, кота -- он, как настоящий профессионал, откажется.

А еще я понял, в чем драйв коллекционирования современного искусства. Если ты купил Рембранта, Рембрант начинает работать на тебя, но ты слабо можешь повлиять на рост его рыночной стоимости. А в случае contemporary art коллекционер становится главной частью своей коллекции. От того, как он будет выставляться, пропагандировать, объяснять, рассказывать, восхвалять, воспитывать балбесов-художников -- и зависит в основном стоимость его коллекции. А не от того, умеют ли этих художники рисовать медведей. Движуха!

https://michael-popov.livejournal.com/147710.html


фото на совещании

Пятница, 10 Июня 2011 г. 21:58 + в цитатник
Хотите вызвать приступ агрессивной тоски у дизайнера? Попросите его поставить фото с пресс-конференции или делового совещания. От фотографий президиумов или столов переговоров сводит скулы -- они похожи друг на друга, в них нет ни динамики, ни эмоций, ни геометрии. Спасти нервные клетки дизайнеру может необычный ракурс. Вот посмотрите, как я снял американского министра энергетики и нобелевского лауреата Стивена Чу. Он приехал в РОСНАНО столь внезапно, что мы не успели подрядить фотографа и вот пришлось самому взять в руки шашки камеру. Ну да, тут еще цветокоррекция не помешает.

https://michael-popov.livejournal.com/147294.html


Без запаски

Среда, 01 Июня 2011 г. 21:35 + в цитатник
Поставил тут на себе эксперимент и окунулся в неизведанное.

Уже неделю езжу на Volvo V60, которую можно по пальцам в Москве пересчитать. У нее нет запаски, клиренс 13 см, новый двигатель -- потенциальный источник сюрпризов, новая коробка-робот -- еще один источник и буксировать нельзя если что, самый маленький багажник в своем классе, и сама она дорогая и запчасти и сервис дорогие. Один коврик резиновый в багажник шесть тысяч стоит, мыслимое ли дело? Немыслимое, конечно -- вот я и не стал коврик покупать.

А еще выбирал за глаза, по интернету -- потому что на момент выбора в России таких просто не было.

И чего я в ней нашел? Безумство одно, да и только. Прекрасное безумство.
Volvo V60 front

Выбирать, кстати, было особенно не из чего. Пассатов вариантов в России старых уже нет, а новых нет еще, Форд бебебе, Опель не завелся даже в салоне, Мазды нет, того нет, этого нет. Дилеры в России традиционно не любят универсалы. А я их люблю, и тоже традиционно. Вольво нравилась всегда -- и вот поди влюбился до серьезных отношений. Ну и эксперимента захотелось -- кризис, знаете ли, среднего возраста. Разве можно равнодушно пройти мимо такой задницы?

Volvo V60 rear
По мне так решительно нельзя.

Под капотом новый турбированный двигатель, 1,6 л, 180 л/с -- только начали производить в этом году. Посмотрим, как ему наш бензинчик. Объем кажется маловат, но на тестдрайве брата-седана S60 показал себя зверем. Также как и коробка-автомат PowerShift с двумя сцеплениями. Штука тоже новая и на русских дорогах необкатанная. Из электронных примочек есть SitySafety -- на небольшой скорости должна сама тормозить перед препятствиями -- например, багажником внезапно вставшего в пробке автомобился. На реальных багажниках пока тестировать боюсь, вдруг выйдет как на знаменитом ролике?



Прочих примамбасов, которые описывает в тест-драйве гениальный авторепортер Седельников (говорят, это псевдоним человека, который пишет в газете.ру скучные статьи про политику), у меня нет.

Так что посмотрим, как работают хваленые шведские нанотехнологии.

UPD. Сейчас узнал -- в Москве Volvo продала 12 V60, всего в Россию импортировано -- 25, причем большинство -- через представительство, т.е. для тестдрайвов. Так что нескоро на дорогах еще увижу близнецов. В "Обухове" сейчас заряжают трехлитрового полноприводного 300-сильного монстра. Хочу потестить.

https://michael-popov.livejournal.com/146970.html



Поиск сообщений в lj_michael_popov
Страницы: [1] Календарь