К чему мы движемся? |

Вопрос: Скорость изменений в мире постоянно нарастает. Это видно невооруженным глазом. Изменения имеют огромное количество различных проявлений: эволюция и революция, ухудшение и улучшение, прогресс и стагнация, ускорение и замедление. Кто или что меняет мир?
Ответ: Эволюция.
Вопрос: Дарвин говорил, что эволюция – это процесс. А причина?
Ответ: Сам процесс и является причиной.
Реплика: Но рядовому жителю нашей планеты это не совсем понятно. Его засунули в какой-то процесс, который является и причиной, и следствием, и проявлением, и он крутится в этой "стиральной машине".
Ответ: Это верно. Дело в том, что есть причина и цель развития всего происходящего. Поэтому между причиной и следствием есть движение. Вот это движение мы называем процессом, жизнью, эволюцией.
А к какой цели направлено это движение, мы не знаем. Мы знаем только лишь то, что движемся к все большему развитию: к беспорядку или наоборот – в чем-то к порядку. Тут у нас есть очень много проблем.
Согласно науке каббала, мы движемся от первоначального импульса, в котором была задана вся наша природа творения, к абсолютному равновесию, которое мы должны достичь по воле или поневоле в течение определенного времени.
|
Метки: кризис вопросы-ответы каббала экспресс глобализация |
Выстроить духовную реальность |

Вопрос: Как каббалист притягивает к себе духовную реальность?
Ответ: Он ее не притягивает. Ее надо строить в себе.
Духовной реальности не существует! Нет духовного мира, нет рая, ада, нет ничего! Это все ты сам должен создать. И тогда она будет. Кто не создал ее для себя, у того ее нет.
Вопрос: Но существует какая-то форма или формула. Как она создается?
Ответ: Есть формула, по которой она создается, но не форма.
Вопрос: Неужели все каббалисты, используя эту формулу, по-разному воспринимают реальность?
Ответ: Нет. Эта реальность ощущается одним единым целым, и они чувствуют себя существующими в ней, потому что у них есть подобие свойств с ней. Но каждый ощущает ее по-своему, как каждый из нас по-своему ощущает этот мир.
Реплика: В том-то и дело, что его не существует, но все равно его восприятие автоматически дается нам в голову.
Ответ: Потому что вместо тебя сама природа формирует в тебе эгоистический образ – эгоистическое желание, в котором ты это ощущаешь. А духовное, альтруистическое желание ты должен сформировать сам.
Вопрос: А как мы все вместе формируем какую-то реальность, когда проходит, допустим, какой-то конгресс?
Ответ: Мы должны собраться между собой, помогая друг другу своими мыслями, чаяниями, напрячься так, чтобы захотеть достичь свойства отдачи и любви. И тогда в этом общем свойстве мы начнем ощущать Высший мир. Каждый в той мере, в которой он вложился в это.
Вопрос: Это накопительный процесс. Все равно должно накапать какое-то количество усилий внутри человека. Какой должен быть лимит, чтобы человек был готов просто лопнуть?
Ответ: Перед тем, как лопнуть, он как раз и получит то, что желает. Но только если он лопается от желания связи и любви, от желания отдавать и наполнять других.
|
Метки: вопросы-ответы восприятие реальности |
Как полюбить этот мир? (клип) |
|
Метки: клипы новости восприятие реальности общество человек |
Проводить духовную линию Учителя |

У Бааль Сулама были ученики, которых он держал на духовной ступени. Когда он умер, они упали с нее. То же самое может быть и с нашими учениками. Сейчас они находятся на какой-то определенной ступени, а меня не будет… Даже не хочу думать о продолжении.
Естественно, что упадет сила, которая их держит, и они не смогут поддерживать со мной связь в духовном пространстве. И упадут. Так бывает у всех каббалистов с их учениками.
Реплика: Но у вас же есть ученики, которые по пятнадцать-двадцать лет занимаются у вас.
Ответ: Это не зависит от времени. Для этого надо быть бесконечно преданным Учителю. Поэтому у народа больше ценится сын на место отца. Ведь сын, как правило, не идет против отца. Он следует за ним, не желает навредить отцу, потому что с точки зрения эгоизма это так же и его достояние.
А любой другой человек завидует, думает о себе, инстинктивно желает возвысить себя за твой счет. Вот это надо преодолеть. Так мы созданы, ничего не сделаешь. Но вместе с тем в этом и проблема. Пока ученик преодолевает свое "я" и сливается с учителем в учителе, уходит очень много времени и сил. На это способны единицы.
Но и остальные все равно двигаются вперед, не важно, – каждый человек выполняет какую-то свою функцию. Но проводить духовную линию вслед за учителем кому-то удается, кому-то – нет.
За Бааль Суламом это сделал Рабаш. Ни у кого другого не получилось. Ни у кого! Я разговаривал с очевидцами, они говорят: "После того как умер Бааль Сулам, все его ученики, кроме Рабаша…". Они, конечно, делали что-то: встречались, обучались, учили других, – но было видно, что все это, что называется, обычные курсы для населения.
То же самое и после Рабаша. Я ушел в сторону, не хотел ни с кем иметь дела. Потом меня притянули в одну группу, там было всего пять-шесть человек, которые насильно делали из меня своего учителя, я не хотел этого. Не то, что я не умел, а должен был поступиться тем, что есть у меня, и испортил бы себя.
В общем, с Неба все скручивается. А потом получилось так, что постепенно стали стекаться ученики, которые хотели, чтобы я хотя бы раз в неделю преподавал им. Наверное, просто пришло время.
|
Метки: учитель и ученик Бааль Сулам Рабаш пророчество |
ТВ программа "Как-то так. Посттравма" |
|
Метки: беседы травма мужчина и женщина здоровье |
Что может подстегнуть нас в духовной работе |

Человеку, занимающемуся каббалой, лучше находиться в состоянии, когда он чувствует, что недостаточно соединен с группой. Тогда у него будет, по крайней мере, четкое понимание, что ему еще надо делать. Это очень важно. Лучше ощущать себя всегда отстающим в духовной работе, чтобы это тебя подстегивало.
Представьте группу хороших энтузиастов, которые чувствуют, что они отстают, а должны во что бы то ни стало кого-то догнать. Они занимаются какой-то серьезной разработкой и находятся в лимите времени, но желания у них большие. Это очень хорошо.
Реплика: Но человек от этого может впасть в глубокое отчаяние.
Ответ: Ну и пусть впадает. Не ищите никаких уловок: может можно так, может можно сяк. Речь идет о законах природы. Ты им соответствуешь – да, не соответствуешь – нет.
Ничего здесь нет такого, что ты можешь перевернуть и как-то вывернуться: "А у меня получилось!" У тебя получится только тогда, когда ты сам себя изменишь до этого уровня. Всё! И никак иначе.
Так что здесь нет места поискам каких-то других путей, "авось еще что-то", кроме четких условий, которые мы постоянно выясняем. А они одни и те же.
Все это только уводит человека, дает ему какую-то надежду, что вдруг он что-то вычитает, где-то вывернется, куда-то подскочит вверх и ухватится.
Есть группа, и есть слияние между товарищами. Выполняешь – да, нет – нет.
|
Метки: изучение каббалы духовная работа |
Возможность приблизиться к Творцу |

Вопрос: Почему, когда Творец приближает к Себе человека, Он должен провести его через стыд, через унижение в обществе? Почему все великие учителя испытывали отторжение от общества?
Ответ: Чтобы помочь им избавиться от эгоизма. А как же еще? Человек сам не может стремиться к Творцу. Поэтому Творец проводит его через унижения и таким образом устремляет к Себе.
Единственная возможность приблизиться к Творцу – через унижение своего "я". И я готов за это платить всем, что есть, начиная с того эгоизма, который создал во мне Творец и который каждый день убивает меня, и заканчивая теми проблемами, который эгоизм вызывает в обществе относительно меня.
Но я готов за это платить, чтобы все-таки сближаться с Творцом. Ничего не сделаешь. Таким образом мы начинаем постигать, что значит духовное возвышение.
Вопрос: Каждый человек должен обязательно это пройти?
Ответ: Более или менее каждый. В наше время это может быть очень легко, потому что есть уже группы, есть уже методика. А бывали такие периоды, когда каббалисты действительно очень страдали не только морально, но и физически. Но в наше время это гораздо проще.
Причем огромное число людей сегодня уже понимают это и занимаются объединением. Или даже не понимают и не занимаются, но все равно изнутри ощущают, что спасение все-таки в единстве.
Из беседы на встрече М. Лайтмана с группой Грузии, 15.09.2022
|
Метки: Творец духовная работа приближение Грузия |
Как уравновесить боль |
|
Метки: вопросы-ответы новости воспитание боль равновесие |
День памяти Учителя |

Уход из этого мира великого мудреца, учителя, духовного наставника – это особый день. Ведь он поднимается еще на ступень выше, показывая нам, что мы должны следовать за ним.
Мы видим, что каждый из больших каббалистов сделал шаг вперед, в своей особой форме приблизив к людям науку каббала, раскрытие Творца, методику, понимание, ощущение, слияние с Творцом, соединение.
Я думаю, что Рабаш сделал последний шаг после всех. Он стоит на плечах всех каббалистов, живших до него, начиная от Рабби Акива и далее, до Ари, Рамхаля, Бааль Шем Това. Рабаш подвел итог всего открытого ими для человечества, и передал нам эту методику в готовой, упорядоченной форме, которую мы можем использовать и реализовать.
Нам нужно держаться за оставленные им инструкции по духовной работе, изложенные в его статьях. Рабаш не хотел выходить в своих объяснениях за рамки внутренней работы человека. Он не пускается в философские или исторические выяснения, не обсуждает общее развитие человечества. Он очень остерегался того, чтобы представляться великим каббалистом, подобно Бааль Суламу, Ари, Рамхалю, и старался скромно держаться в тени. И так продолжалось в течение всей его жизни.
Нам еще предстоит раскрыть суть его вклада, его истинную высоту, и увидеть, кем на самом деле был наш Учитель.
|
Метки: учитель и ученик распространение методики Рабаш день памяти каббала |
Сытый голодного не разумеет (клип) |
|
Метки: кризис эпидемия новости исправление эгоизма Бразилия голод глобализация |
Преданность Учителю |

Вопрос: Бааль Сулам держал своих учеников на определенной ступени. А когда он умер, они упали с нее. Как у вас получилось, что вы не упали, когда умер Рабаш?
Ответ: Я был связан с ним внутренне. Я просто приклеился к нему и все время был рядом с ним.
После его кончины я каждое утро вставал и мысленно беседовал с ним. Я беседовал с ним во сне. Что-то делая, я думал: "Если я ему расскажу, как он на это отреагирует?"
Очень часто я отрывался от какого-то занятия, вскакивал и смотрел на часы: "Ой, я же опоздал, я должен к нему бежать!". А его уже не было. Или я просыпался среди ночи с теми же мыслями, как будто должен к нему идти.
Причем это были страшнейшие потрясения: "Ой, я опоздал!" – с одной стороны, и с другой стороны, сразу же второй удар – некуда бежать.
Двенадцать лет находиться рядом с человеком, который был для тебя как родник жизни – это ни с чем не сравнить. Ни с чем. Но для этого надо идти на абсолютную преданность при жизни. А это не зависит просто так от человека: "Я хочу!". Это дается большим трудом и, я бы сказал, удачей. Здесь был элемент удачи.
|
Метки: учитель и ученик преданность пророчество |
Рош аШана: в чем смысл жизни в новом году? (клип) |
Рош аШана в Израиле каждый раз дает возможность задуматься: в чем смысл нового года? В чем смысл жизни в новом году? |
|
Метки: клипы смысл жизни Рош аШана праздники и особые даты |
Рош аШана – день рождения Адама |

Все народы мира отмечают Новый год как обычный земной праздник, и только у евреев он особенный: мы празднуем сотворение Адама. Это очень весомая дата.
За пять дней до Нового года (Рош аШана) произошло сотворение мира, а в день Нового года, в пятый час наступления пятницы был создан Адам.
Все красные даты еврейского календаря посвящены не материальным праздникам, а различным духовным действиям, включающим сотворение мира и создание Адама. Они и дали нашему народу обще-указательное целенаправленное движение вперед.
Адам – это душа, т.е. силовая структура, сеть сил, которая якобы находится где-то в пространстве и представляет собой аналогию Творца.
Но она была сотворена свыше, под воздействием Высшей силы – добра, любви и отдачи. Поэтому сама структура находилась в таком же состоянии отдачи, любви, милосердия по отношению к самой себе, и являла собой внутренний, самодостаточный "кокон", которому не надо было развиваться, он существовал сам по себе.
Для того чтобы вынудить эту структуру развиваться, надо было как-то встряхнуть ее, внести в нее элемент помехи, резкого внешнего воздействия. Это и было сделано с помощью дополнительной системы, которая называлась Хава или Ева. Она нарушила внутреннее равновесие Адама, и в итоге эта структура разорвалась изнутри.
К примеру, когда происходит нарушение равновесия в атомной бомбе вследствие чрезмерного сближения двух половинок, то критическая масса увеличивается и начинается самораспад, который приводит к ядерному взрыву.
То же самое произошло и здесь. Получается, что мы, в общем-то, празднуем грехопадение. Казалось бы, надо сидеть в трауре, поститься, плакать и посыпать голову пеплом.
Нет, мы это празднуем, потому что благодаря разбиению мы можем собрать себя из осколков Адама и Евы и привести к состоянию, подобному той Высшей силе, которая их создала, и стать равными ей в совершенстве и вечности.
Таким образом мы исправляем то, что Творец специально разбил для нас, так же как родители разбирают пазл для ребенка, чтобы он умнел, собирая его. Во всем этом действе надо видеть заготовку Творца, который относится к нам с любовью, желая, чтобы мы достигли Его совершенства, стали равными Ему.
Поэтому мы отмечаем данную нам возможность исправления, как праздник. Это и есть Новый год.
Из ТВ программы "Праздники. Рош аШана" №1
|
Метки: Израиль и народа мира Рош аШана праздники и особые даты |
Рош аШана – время просить прощения |

Рош аШана – это время попросить прощения у Творца за свои преступления. То есть я чувствую, что у меня нет ощущения важности и величия Творца, и за это я прошу прощения. Ведь если бы я чувствовал Творца великим и важным, то конечно вел бы себя иначе. Получается, что мне недостает только ощущения Творца.
И потому я прошу: "Дай мне ощутить Тебя, и я стану другим!" Именно это человек должен сказать Творцу – это правильная просьба и правильное извинение. Ведь почему я совершаю преступления? Потому что мне не хватает ощущения Творца, которое называется верой. Нет ощущения Творца, нет веры, а потому некому меня остановить. Я не могу поступить иначе, ведь если Творец не властвует надо мной, то властвует злое начало, эгоизм.
Поэтому я прошу, чтобы Творец взял надо мной власть. Это моя главная просьба, после которой мы и приходим к Рош аШана, приходим к царю, то есть хотим поставить Его царствовать над нами.
Я хочу раскаяться во всех своих грехах, то есть узнать и почувствовать все, что мешает моему исправлению. Я прошу Творца раскрыть мои глаза и дать ощутить, где преступление, а где заповедь, чтобы я понял, где выполняю Его завет: отдавать, любить, объединяться, а где поступаю наоборот.
Ведь я сейчас не чувствую этого в каждое мгновение своей жизни – а если бы чувствовал, конечно бы исправился. Проблема в том, что я не ощущаю Творца, силу отдачи, относительно которой мог бы проверить себя. Вот с этим я обращаюсь к Творцу и требую, чтобы Он дал мне возможность проверять себя относительно силы отдачи, и тогда я никогда не совершу преступления.
* * *
Мы не вспоминаем прошлое и не просим за него прощения. Я должен плакать не о том, что было, а о том, что не стремлюсь к исправлению и не требую у Творца помочь мне в этом. Я хочу двигаться вперед, а не копаться в прошлом, проливая слезы о содеянном.
Разве я что-то делал? Я ничего не делал, все делал Творец. И Он сделал это нарочно, чтобы я сейчас знал, что мне необходимо исправить. Я беру это зло, преступление, которое сейчас раскрылось, и начинаю его исправлять. Все мое устремление – вперед, а не назад. В этом отличие!
|
Метки: Рабаш отрывки из утренних уроков Рош аШана праздники и особые даты |
Молитва. Серия "Духовные состояния" |
Какой должна быть правильная молитва?
|
Метки: клипы духовные состояния молитва |
Действие – Мысль - Желание |

Анти-эгоистический экран – это сила связи между товарищами в десятке прежде всего, а потом между нами и Творцом. Он строится за счет того, что мы хотим подняться над своим эгоизмом и объединиться. Если мы вкладываем усилия в объединение, то таким путем начинаем строить экран.
Это соединение не просто в мыслях, но в сердцах, сердечная связь одного с другим. Мы хотим соединиться сердцами, потому что Творец один для всех, и Он раскрывается внутри связи между всеми нами.
Я делаю усилие в сердце тем, что хочу направить его на какое-то свойство и начинаю к нему приближаться. Главное – это усилие в сердце, а в физическом действии нет ничего духовного. Ведь я устремляюсь сердцем к тому, кого люблю, хочу быть к нему ближе, и чтобы он почувствовал эту сердечную близость. Это и называется сближением сердец.
Мы хотим отдавать друг другу. И разумеется, отдача может быть во внешней форме, в виде материального подарка, но этим я выражаю свои сердечные чувства.
Как направить свое сердце в нужную сторону? С помощью мысли. Сердце – это желание, и я направляю это желание с помощью мысли. Посредством мысли можно управлять желанием, словно рулем, если я в мыслях поднимаюсь к молитве, в которой соединяются мое желание с моей мыслью и с моей целью. Так я оказываюсь словно за рулем автомобиля.
Мысль приходит к нам от Творца, но я могу повлиять на мысли с помощью действий объединения и изменить их. Мы соединяемся сердцами, но под влиянием мыслей.
|
Метки: мысль отрывки из утренних уроков духовная работа действие Шамати желание |
Правды нет и не будет? (клип) |
|
Метки: видео-ответы клипы общество будущего правда ложь |
Два уровня ощущений |

Вопрос: Вы приводили пример, как человек нейтрализует то, что выше него, ведь эгоизм человека не позволяет ему видеть что-то лучшее. Поэтому мы вообще не видим многие вещи?
Ответ: Конечно. Наш эгоизм скрывает их от нас. А есть вещи, которые даются нам специально, чтобы мы переживали. Их дают для того, чтобы двигать нас вперед.
Вопрос: Что именно мы вообще не замечаем? О чем идет речь?
Ответ: В тебе есть эгоистическое желание, которое рисует на фоне света определенную проекцию, т.е. этот мир. Его ты и видишь. Не видишь что-то лучше или хуже. Эгоизм рисует на неживом, растительном, животном и человеческом уровне так называемое АВАЯ, целое кли/сосуд. Вот оно и рисуется тебе на этом примитивном уровне.
Следующий уровень ты постичь не можешь, потому что он уже должен быть в соответствии с законом природы. Закон природы – это закон отдачи. А ты находишься в своем эгоистическом желании получения.
Кроме нашего маленького уровня, на котором ты существуешь в эгоистическом желании, больше ничего нет. Вот ты и растешь на этом уровне, эволюционно развиваешься и достигаешь определенного момента, когда все человечество должно подняться на следующий уровень. Для этого ему необходима методика, которая и раскрывается сейчас.
Вопрос: А что значит "видеть"?
Ответ: Имеется в виду видеть в совершенно других органах ощущения, которые называются кетэр, хохма, бина, зэир анпин, малхут, наподобие того, как в нашем мире есть зрение, слух, обоняние, осязание, тактильные ощущения.
Но это вне-телесные органы чувств, вне животного тела. Поэтому у каббалистов существуют два уровня ощущений: материальные и духовные.
|
Метки: вопросы-ответы духовная работа восприятие реальности |
Книга "New Antisemitism: Mutation of a Long-lived Hatred" |
|
Метки: новые публикации новый интернет |
Medium: Change Is the Only Certainty |
Статья опубликована также на сайте Times of Israel.
|
Метки: новые публикации новый интернет |