Так выглядит власть идей. Хотя, наверное, найдутся такие, которым это покажется властью денег.
Можно видеть, каким образом происходит управление. Высоким стилем это называется "действие идей в человеческой истории". Люди высказывают некие идеи. Эти идеи распространяются. Нет необходимости, чтобы верили "все". Надо только, чтобы в тех социальных слоях, которые занимаются некой деятельностью, такие убеждения были широко распространены. Эти идеи естественным образом соединяются с родственными концепциями, образуя единый идейный комплекс. и вот фонд, собирающийся способствовать развитию человечества, из совершенно прагматичных и функциональных соображений подбирает сотрудника, который будет это направление курировать, сотрудник имеет такую идейную направленность и сам развивает круг идей, в достаточной мере совпадающий с намерениями фонда. Сотрудник грамотно направляет средства фонда на развитие определенных направлений науки, там совершаются открытия, они рекламируются и понимаются, исходя из тех идей, которые согласуются с взглядами группы, исходно инициировавшей эту деятельность. И вот - серия научных открытий, усилия популяризаторов, успехи наук, быстрое развитие группы наук, опережающее общий фронт науки. В целом - получено опережающее развитие, вслед за которым подтягиваются технологии, которые могут влиять на сознание людей уже не только идейно, но "из самой реальности", как работающие машины, которые легко вызывают соответствующий образ мыслей в массах. В начале процесса - идеи тех, кто начинал такое развитие, в области религии, философии, социального мышления, науки. В середине - мысли тех, кто, будучи сторонником этого мировоззрения, имеет возможность влиять на финансовую политику. Далее - научные результаты, влияние на массы, общая убежденность, что это не идет, это мир такой, сама природа вещей такова, что из нее следует выводить такое-то мировоззрение.
Так это работает. Иногда это происходит "случайно", "бессознательно", само собой. Иногда люди понимают, как работают идеи, и в той или иной степени направляют процесс. Но тут как в магазине - не важно, насколько ты разбираешься в экономике, когда платишь цену за товар. И тут - не важно, хорошо ли понимает тот или иной мыслитель XVI-XVII вв., как именно будут действовать его идеи. Когда читаешь, скажем, Коменского, возникает ощущение - этот понимал. Ну и есть еще люди, относительно которых возникают такие подозрения. А другие явно не понимали. В конечном счете - не важно, это работает, через века можно оказывать влияние.
Коулер, 2014


























https://ivanov-p.livejournal.com/148667.html