-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_dusha_goroda

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.10.2008
Записей: 56
Комментариев: 0
Написано: 0




Взгляд изнутри. - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://community.livejournal.com/dusha_goroda/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://dusha-goroda.livejournal.com/data/rss??8ef01000, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Архитектура доходных домов в Москве.

Четверг, 04 Июля 2013 г. 09:39 + в цитатник
Еще совсем недавно ни одно хоть сколько-нибудь уважающее себя СМИ не могло себе позволить не сказать о том, что у нас планируют возродить строительство доходных домов, по-другому, официальное арендное жилье. Но вот о том, какими были доходные дома, как ими была охвачена вся страна, в особенности Москва и Санкт-Петербург, - вот об этом говорилось мало, если вообще, конечно, говорилось. А уж о том, что по сохранившимся зданиям бывших доходных домов можно изучать архитектурное наследие нашей страны - и подавно.
Дом филатова на арбате ЦДАКороткая справочка, и уже потом речь пойдет о московской архитектуре:
Первые доходные дома появились в XVIII веке при царствовании Елизаветы Петровны. Утверждение капиталистических отношений и рост населения крупных городов стимулировали строительство домов «под жильцов». Оно охватывало всё новые и новые районы и, как в старой Европе, стало одной из характернейших особенностей градостроительного развития. В середине XIX века доходные дома составляли уже большинство вновь построенных зданий. Чуть позже в Петербурге порядка 95% всех квартир были съемными. Впрочем, при стремительном росте населения столицы это было вполне закономерно.

Когда строительство доходных домов только начиналось, в архитектуре господствовал классицизм. Внешне доходные дома той эпохи, декорированные колоннами, пилястрами, наличниками и фронтонами, ничем не отличались от особняков, казарм или официальных зданий. К примеру, «фасад четырехэтажного дома Косиковского (в Санкт-Петербурге на ул Б. Морской., 14), построенного в 1814-1817 годах по проекту В.П. Стасова, украшала многоколонная лоджия. Для доходных домов еще не была определена специальная архитектурная форма. Между обликом здания и его функцией возникало расхождение. Искусствоведы и архитекторы выделяют симметричную систему с подчеркнутым главенствующим центром в качестве отличительной черты классицизма. Она естественна для дворца, но бессмысленна для здания доходного дома. В строениях, предназначенных для аренды, не было главного, что можно было бы выделить центральным декором.
На смену классицизма пришел историзм – египетский, помпеянский, мавританский и другие стили. Характерной чертой архитектуры эклектики в России был псевдорусский стиль. За эклектикой последовал модерн, который можно считать последним стилем перед индустриальной эпохой, и который был особенно популярен в архитектуре доходных домов.


Одним из самых ярких образцов доходных домов в стиле модерн находится в Москве. Это доходный дом Перцовой на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной, принадлежащий сегодня Министерству иностранных дел России. Москвичи еще называют это здание «домом-сказкой».

Оно было построено в 1906-1910 годах по эскизам художника С.В.Малютина (создателя русской матрёшки) архитекторами Б.Н.Шнаубертом и Н.К.Жуковым по заказу инженера путей сообщения П.Н.Перцова. Заметьте, в источниках указано, что владелец осознавал, что место застройки на берегу реки Москвы, рядом с храмом Христа Спасителя и с открытым видом на Кремль обязывает строго отнестись к проекту. В нем была взята за основу существующая постройка — трехэтажный ящик с небольшими оконными отверстиями, на него должен был быть нанесен четвертый этаж с большими окнами комнат-студий для художников и с интересным балконом под золотым куполом под названием «Беседа Царицы».

«По набережной к нему должен был быть пристроен четырехэтажный особняк и по переулку — особый отлетный корпус со стильно разработанным главным подъездом, богато покрытым майоликовой живописью».
Кстати, инженер Петр Николаевич Перцов родился и окончил гимназию в Казани. Позднее он переехал в Москву и прожил в своем доме на Пречистенке пятнадцать лет. Будучи одним из хранителей ценностей храма Христа Спасителя, выступая в защиту церкви от нападок новой власти, он в 1922 году проходит как обвиняемый во втором процессе «церковников». После освобождения Перцов естественно не смог вернуться в свой дом, который был национализирован.
Главная башня ДД Россия на Сретенке
Один из самых дорогих доходных домов в России был построен в Москве на Сретенском бульваре, принадлежавший страховому обществу "Россия". Проект этого дома был грандиозным: помимо знаменитого в Санкт-Петербурге архитектора Н.М. Проскурнина, был привлечен А.И. фон Гоген - архитектор Высочайшего двора, а также О.В. Дессин, спроектировавший более десятка крупных зданий в Москве. Техническому оснащению доходного дома было уделено не меньше внимания: здание должно было стать одним из самых комфортабельных и совершенных с технической стороны в Москве начала XX века. В подвале дома были помещены восемь отопительных котлов, насосы, вентиляционные установки, которые не только подавали в помещения свежий воздух, но и фильтровали, увлажняли его, а при необходимости и подогревали. Архитектурный стиль здания относят к эклектике с элементами неоренесанса и модерна. Вот выразительное описание элементов внешнего вида этого дома, где: «… таятся саламандры и летучие мыши, играют амуры, а рядом учитель с лицом Сократа беседует с учеником, в алькове между окнами стоит человек в средневековых одеждах, высокие проемы окон венчают женские головы с вьющимися волосами…кронштейны для государственных флагов исполнены в виде крылатых женских фигур». Сейчас в парадной со стороны Фролова переулка находится поликлиника Академии наук. Вверху, под крышей, находится атриум, эффектно увенчанный стеклянным куполом. На часовой башне «Дома-крепости» находится свой часовой колокол весом около тонны. Теперь это самый большой колокол в Москве, предназначенный не для церковного звона.
ДД Филатова на Арбате

Самым крупным сооружением начала XX века центральной пешеходной улицы Москвы был именно доходный дом, что доказывает приоритетность направления арендного жилья, размах строительства и его финансовую выгоду. Такой архитектурной доминантой являлся дом А. Т. Филатовой — Я. М. Филатова. Он для своего времени выглядел небоскребом. В 1990 году Н. В. Губенко, занимавший на тот момент пост министра культуры СССР, приютил здесь Центральный дом актёра (ЦДА). Сейчас значительная часть здания сдаётся ЦДА под многочисленные офисы. Дом был построен по проекту архитектора В. Е. Дубовского при участии Н. А. Архипова в 1913—1914 годах. Его фасад решён в неоготических формах. Это здание известно как «Дом с рыцарем». По мнению российского поэта и сценариста Евгения Аграновича, печальный рыцарь на фасаде дома явился прототипом Коровьева-Фагота в романе Булгакова.

Этот жилой дом изначально предназначался для самых состоятельных жильцов. Доступ в него, естественно, был ограничен. В литературе описываются просторные помещения с витражами, мраморными лестницами с дубовыми и художественного литья перилами, огромные зеркала. Квартиры были большие, по 5-6 комнат, с помещениями для прислуги при кухне. В этом доме, но уже во время СССР, рос композитор Э. С. Колмановский. Частым гостем в доме был В. Т. Шаламов, навещавший известного специалиста по французскому языку профессора В. Н. Клюеву. В 1975 году дом был расселён и передан Министерству культуры СССР, которое размещалось здесь вплоть до начала 1990-х годов. К сожалению, в результате капитальной реконструкции 1970-х годов была утеряна большая часть интерьеров здания.
дом Филатова Рюмка 2
Владелец доходного дома на Арбате купец Филатов построил не один доходный дом в Москве. «Дом с рюмкой» или «дом под рюмкой» - так называют москвичи известный его проект – доходный дом на улице Остоженка. Он был построен в 1907- 1909 годах. Архитекторами шестиэтажной правой части дома являются В. Е. Дубовский и Н. А. Архипов. Четырёхэтажная левая часть дома перестроена из более раннего сооружения в 1904 году архитектором Э.- Р. К. Нирнзее. Исследователи обычно выделяют лепное убранство этого здания, уникальное и больше нигде в Москве не встречающееся. Особенно запоминается колоколообразный шатер в форме рюмки. По этой «перевернутой рюмке» дом и получил своё неофициальное название. Такое дизайнерское решение объясняется легендой о том, что купец Филатов построил дом на средства, появившиеся после того как бросил пить, в знак чего, «опрокинув» последнюю чарку, перевернул рюмку.

Здесь одни из самых ярких архитектурных решений московских доходных домов. Как Вы понимаете, множество зданий, ценных с точки зрения истории и культуры, не были сохранены собственниками. чиновниками, да чего уж - нами, в конце концов...

Можно было, конечно, сделать такую подборку и по Питеру, там таких сохранившихся зданий поболее будет. К тому же, очень хочется попасть, когда буду в Питере, на специальную экскурсию, посвященную доходным домам Санкт-Петербурга. И такая, слава Богу, есть:) Помнится, даже ссылку постила на стену Вконтакте.

https://dusha-goroda.livejournal.com/24225.html


Учитель волков (392325)

Пятница, 02 Декабря 2011 г. 15:40 + в цитатник

Мистер Бин в кино (018909)

Вторник, 15 Ноября 2011 г. 22:56 + в цитатник


Поиск сообщений в lj_dusha_goroda
Страницы: 3 2 [1] Календарь