
Закупочные зерновые интервенции в России возобновятся – вернуться к этому способу коррекции цен на рынке Министерство сельского хозяйства РФ намерено в 2022 году. Кроме того, как пишет газета «Коммерсантъ», в правительстве не исключают более широкого использования механизма, учитывая рост цен на подсолнечное масло и сахар. Аналитики считают такой метод балансировки цен далеким от совершенства, так как хранить подобные товары достаточно дорого, а предсказать динамику их реализации нельзя.
О планах вновь начать закупочные зерновые интервенции рассказала 1 июня на форуме «Неделя ритейла 2021» заместитель министра сельского хозяйства Оксана Лут. Она также упомянула возможные закупки государством сахара. Как пояснили газете в Минсельхозе, предусматривается увеличение запасов зерна в государственном фонде до 3 миллионов тонн, что составит необходимый для переработчиков запас на два-три месяца. В настоящее время в фонде осталось 200 тысяч тонн.
Пополнять до желаемых объемов зерна фонд буду в течение двух лет, а при росте цен на зерно накопленное намерены использовать для товарных интервенций. Это позволит обеспечить мукомолов сырьем по более стабильным ценам. Инициативы уже поддержаны правительством, указали в Минсельхозе.
Госфонд последний раз пополнялся путем закупочных интервенций в 2016 году, напоминают СМИ. С тех пор Минсельхоз только продавал зерно из фонда. А в 2018 году ведомство предпочло заменить интервенции субсидированием перевозок зерна на экспорт. При этом подчеркивалось, что хранение зерна обходится недешево – около в 900 рублей в год за тонну, если не учитывать стоимость страхования запасов.
Механизм интервенций не утратил актуальности, так как нельзя успешно «регулировать зерновой рынок каким-то одним инструментом», убеждена советник президента Центра стратегических разработок Елена Разумова. Даже высокие пошлины при большом спросе могут не подействовать, и зерно будет уходить на экспорт, а интервенции помогают создать запас зерна в стране, пояснила она в беседе с журналистами «Коммерсанта». В результате масштабы и сроки интервенций становятся инструментами непрямого регулирования рынка.
Примерно из таких же соображений в правительстве начали рассматривать возможность использовать закупочные интервенции для регулирования рынка сахара. Об обсуждении темы в правительстве говорила еще 13 мая на совещании с наиболее крупными производителями кондитерских изделий и безалкогольных напитков замглавы Минсельхоза Оксана Лут.
Однако у закупочных интервенций есть риски. Так, например, зерновые интервенции 2008–2009 годов (тогда госфонд дорос до 8 миллионов тонн зерна) на сумму около 50 миллиардов рублей привели к дополнительным тратам, так как цены на зерно упали, и продать его без ущерба для казны или резкого нарушения баланса рынка было нельзя. Хранение же требовало еще 10 миллиардов рублей в год.
Кстати, введение в феврале 2021 года тарифной квоты на экспорт зерновых в сочетании с ростом предложения на внутреннем рынке привел к тому, что затруднения с продажей зерна из фонда Минсельхоз ощущал и в начале 2021 года.
«Изначально была другая суть интервенций – мы покупали то, что стоило дешево для того, чтобы поддержать рентабельность производителей. Сейчас задача другая. Фактически государство тоже должно работать как коммерс, чтобы работать не в убыток», – приводит газета комментарий Лут от 1 июня.
Добавим, что помимо вопроса о целесообразности возобновления закупочных интервенций на зерно и начала их на сахар, власти рассматривают возможность закупок в госфонд растительного масла. Подумать о закупках в интервенционный фонд и других продуктов предложил 1 июня глава Минпромторга Денис Мантуров, пишет «Комммерсантъ».
В то же время, как подчеркивает информационное агентство «Интерфакс», Мантуров, выступая на форуме «Неделя ритейла 2021», призвал «не заигрываться» в регулирование цен на социально значимые продукты.
https://davydov-index.livejournal.com/4182550.html