





"Друг кошек" 2008 №06
галерея "Друга"
Огромный мир легкой кисти
Екатерина ЛИСИЦЫНА
Галерея «Друга» продолжает приглашать любителей живописи на вернисажи художников, на чьих полотнах встречаются изображения кошек. При этом усатые там не обязательно «главные герои», но подчас, благодаря их скромному или необычному местоположению, картина воспринимается иначе. Сегодня мы рассмотрим шедевры французской живописи периода барокко и рококо.
Шарль Ле Брен - декоратор и художник, получивший титул "первый живописец короля", являлся одним из основателей Королевской академии живописи, а также директором мануфактуры гобеленов. Под руководством этого классика барокко были созданы интерьеры росписи в Версале.
Обратимся к его картине религиозного содержания «Спящий младенец Иисус», написанной в 1655 году. Дремлющую, довольно крупную кошку художник поместил под жаровню — греть спинку. Ей заботливо подстелена на каменный пол чистая тряпица. Можно рассмотреть ее окрас — многочисленные тонкие полоски сбегают по спине и бокам, так же окрашен лоб и затылок, а вот кончики лап, грудь, лопатки и несимметрично идущая проточина между ушей — белые. Кошка здесь — не просто «деталь» полотна, ее покой и сон младенца как бы перекликаются и являются связующей диагональю сюжета.
А вот его другая работа — гравюра, где на одном листе мы видим реалистично нарисованную морду кошки и человеческие лица. То лицо, которое смотрит на нас, трактовано очень оригинально: в нем сведены воедино черты кошки и человека. Каково, а?
Александр-Франсуа Депорт (1661-1743) — талантливый французский художник-анималист эпохи барокко. Он писал великолепные сцены охоты (его еще называли художником королевских охот), портреты собак и натюрморты, где непременно присутствовали собаки и кошки. Посмотрим на этюд, изображающий котят, выполненный маслом на бумаге. Как живо схвачены позы, можно легко определить и окрас.
«Крестьянская семья в интерьере» — характерная работа братьев Ле-Нен (Луи, Антуана и Матье), чьи картины, относящиеся к стилю барокко, наперечет (в Лувре их только десять, в Эрмитаже — три). И почти на каждом полотне можно увидеть малоприметную, спокойно сидящую кошку. Здесь мы видим только ее круглую мордочку и передние лапки, но она представлена равноправным членом семьи. Художники работали в соавторстве, поэтому трудно сказать, кому из них принадлежит изображение этого персонажа. Наверное, тому, кто больше всех любил кошек.
Жан Батист Симеон Шарден (1699-1779) — художник, работавший в стиле барокко и рококо. Однако на небольших картинах с непритязательными сюжетами, написанными в бытовом жанре, он чаще изображал не господ, а гувернанток и слуг (особенно молодых горничных и кухарок). Изысканный колорит живописи Шардена с характерным наложением красок выдвинули его в ряд признанных мастеров. Дени Дидро, восхищаясь его мастерством, воскликнул: «О, Шарден! Ты берешь воздух и свет на кончик кисти и прикрепляешь их к полотну». Художника даже считали продолжателем традиций голландских и фламандских художников.
В России его творчество обычно представляют картиной «Прачка» (экспонируется в Эрмитаже). В уголке этого очень маленького полотна притулилась, подобрав под себя лапки, трехцветная кошка. Но Шарден писал и натюрморты, в которые часто вводил кошек, как, например, на картине «Скат», где изображены кухонная утварь и продукты — дары моря (рыба, устрицы и потрошенный скат). Не каждый художник в натюрморты вводил живые «объекты». Здесь кошка изображена в красноречивой позе: спина горбом, хвост торчком, уши отведены назад. Широко открытые глаза устремлены на еще, кажется, дышащую рыбу. Конечно, задачей художника было показать именно ската как некое чудище, морского монстра (композиционно это центральная, самая яркая часть картины), от которого хочется поскорее отвести взгляд. И Шарден изобразил кошку для «оживления» полотна. Ее поза и мордочка выражают одновременно удивление, восхищение и испуг разнообразными дарами моря.
Франсуа Буше (1703-1770) — великолепный рисовальщик, гравер, декоратор и живописец, был самым удачливым мастером стиля рококо. Заказы ему сыпались как из рога изобилия. Его аллегорические и галантные сюжеты, в которых он воспевал женскую красоту, приблизили его ко двору Людовика XV и мадам Помпадур. На небольшой картине «Туалет» нарисована хорошенькая женщина аристократка в непринужденной домашней обстановке. Какую роль здесь играет кошка? Кажется, она просто испугалась, когда вдруг неожиданно появилась из-под юбок. Кошка смотрит прямо на нас и будто говорит: «Ах-ах, я лишь забавлялась клубком, а меня увидели!»
Эту картину заказал художнику посол Швеции Карл Густав Тесин, преданный друг и поклонник его жены, изображенной на картине.
А вот совсем другая трактовка образа животного в небольшой по размеру картине «Прекрасная кухарка». Кот — явно не домашний любимчик. Он бессовестно промышляет воровством, и не раз получал нагоняй от кухарки — посмотрите на его кривые клыки, обломанные усы, распластанные уши... Но пока молодой человек «строит амуры» служанке, кот, воспользовавшись моментом, хочет утащить в укромный уголок еще неощипанного петуха. Его горящие, налитые кровью глаза направлены куда-то вверх: возможно, он увидел другого кота-соперника и предупреждает, что эту добычу уже закогтил. Глядишь, и яйцо, выпав из передника кухарки, тоже ему достанется. Повезло коту!
Очаровательная пастель Жана Батиста Перронно «Девушка с кошкой» (1757) хранится в Лувре. Напудренные волосы модели, кружевная наколка в волосах и цветочки в тон платью, кокетливый бантик на шее, нарумяненное личико — вот характерные черты женского портрета стиля рококо. Техника пастели по бумаге — трудоемка, но посмотрите, как выразительны глаза кошки, ее носик кажется влажным, хорошо передан и общий тон серой с белыми пятнами шерсти. Кошечка спокойна, ей приятно поглаживание ушка тонкими пальчиками хозяйки, а свои лапки она доверчиво вложила в ее руку.
https://art-cats.livejournal.com/3515005.html