




"Друг кошек" 2008 №02
галерея "Друга"
Кошки Высокого и Позднего Возрождения
Екатерина ЛИСИЦЫНА
Эпоха изобразительного искусства Италии, интересующая нас в этом кратком обзоре, включает два периода: первый длится с конца XV по начало XVI века и называется Высоким Возрождением, второй — Позднее Возрождение — продолжается вплоть до 90-х годов XVI века. Изобразительное искусство этого времени отличает реализм, жизненная полнота и яркость образов. Все это художники воплощали в картинах на библейские сюжеты и в полотнах на темы античной мифологии, а также в портретной и жанровой живописи.
В эту эпоху кошка не могла быть моделью, которая вдохновляла бы художников на большие, посвященные только ей полотна. Ей отводилась лишь эпизодическая роль. Кошка служила общей идее картины, подчеркивала эмоциональное состояние героев, являлась выразительной деталью. Поначалу мурлыки наблюдали за Адамом и Евой в Эдеме, коротали время со Святым семейством и в трапезной на Тайной вечере, но постепенно перебрались на руки богатых дам или к ногам бедняков, стали играть с детьми и стариками, дремать в кабинете философа или сосредоточенно наблюдать за действиями алхимиков, а могли и покушаться на охотничьи трофеи...
Кошка — частый персонаж на полотнах с библейскими сюжетами. Нельзя обойти вниманием картины на тему Благовещения, в которые большинство художников вводили кошку. Но как по-разному трактуют авторы этот известный эпизод! У Лоренцо Лотто эмоциональный настрой полотна напряженный, образ Девы Марии передает смятение, даже испуг. Соответственно и взъерошенная кошка, явно стараясь спрятаться, убегает. У Федерико Барокки, напротив, царит благостная атмосфера, и коленопреклоненный Ангел, сообщая благую весть, протягивает Марии руку. На переднем плане безмятежно спит кошка.
На картине «Ужин в Эммаусе», написанной в 1537 г. Джакопо Бассано, кот, большой, дородный, настоящий хозяин дома, крадется, поглядывая на спящую собаку с явным недоверием. Почти на всех полотнах, посвященных сюжету Тайной вечери, художники находили место для кошки. Разумеется, по сравнению с тщательно выписанными фигурами Христа и его учеников, кошки выглядят схематично, безжизненно. Они располагаются на разных картинах то под столом (выглядывает лишь морда), то в спокойной позе на переднем плане, то вместе с собакой, враждующие из-за косточки... Несмотря на реалистичность, изображенные на этих полотнах кошки не всегда по-настоящему пластичны, пропорциональны. Выделяя им роль второстепенных персонажей, художники изображают их похожими друг на друга по телосложению и полосатому окрасу.
Итак, можно утверждать, что большинство кошачьих «портретов» с картин мастеров Высокого Возрождения имели весьма отдаленное сходство с живыми прототипами. Особняком стоят разве что зарисовки животных на бумаге Леонардо да Винчи. Глядя на позы кошек, понимаешь, что наброски действительно сделаны с натуры: возможно, молодой художник наблюдал за собственной кошкой.
В итальянском изобразительном искусстве периода Возрождения можно отыскать предельно выразительных котов и кошек в произведениях, созданных в бытовом жанре. Обратим внимание на фреску, украшающую Палаццо делла Раджоне в Падуе. Созданная в середине XV века, она изображает комнату с очагом, двух пожилых людей, ребенка и собаку с котом на переднем плане. У кота пропорции соблюдены: круглая с маленькими ушами голова, длинный хвост, а задние конечности длиннее передних — такой образ короткошерстного кота оставили нам художники Никколо Миретто и Стефано Ферраро.
Но вернемся к живописи.
Очарователен крохотный портрет молодого человека с кошкой и собакой, датируемый приблизительно 1520-1530 годами. Его размеры 28 х 24 см, и по стилю его приписывают выдающемуся художнику Возрождения Джованни де Лутеро, прозванному Доссо (или Досси). Этот художник интересен тем, что стремился уходить от канонов — композиционных стандартов — и тогда из-под его кисти выходили миниатюры — пейзажи, портреты, будто погруженные в дымку грез.
Забавна и поучительна небольшая картина Аннибала Карраччи «Дети, дразнящие кошку», датируемая 1590 годом. Прежде чем раздражать животное, следовало бы подумать, что у кошки, на вид такой толстой и неповоротливой, есть когти и зубы.
Великолепным образцом парадного семейного портрета (датируется 1592 годом) можно считать портрет пожилого мужчины с двумя детьми и котом работы Лавинии Фонтана. Заметим, что Лавиния была первой женщиной-художником, признанной таковой в истории мировой живописи официально. На полотне мы видим, вероятно, богатого дедушку с внуками, а их общая любимица, кошка, расположившись у ног, вносит в атмосферу картины покой и умиротворение, являясь символом уюта.
https://art-cats.livejournal.com/3481006.html