



"Друг кошек" 2007 №07
музей "Друга"
КОТЫ в рекламе
Екатерина ЛИСИЦЫНА
Иллюстративный материал из коллекции автора и книг Cat collectibles, Purrfection: The Cat
Расцвет интереса к кошкам наблюдался в Викторианскую эпоху, олицетворяющую уют домашнего очага. Тогда и началась эра породистых кошек и выставок. Внимание к этим животным было всеобщим как на берегах Туманного Альбиона, так и в Американских штатах. Этим обстоятельством незамедлительно воспользовались производители товаров и продуктов питания. Пик эксплуатации образа кошки в торговых марках и рекламе пришелся на период с 1850-х по 1920-е годы.
Модернизация машинного производства бумаги благодаря изобретению француза Н.Л. Роббера (1799), ускорила механизацию нанесения на нее литографским способом надписей и картинок. На бумаге и картоне с завидным постоянством стали появляться изображения всевозможных кошек. С годами их становилось все больше и больше, а с началом использования этого материала как упаковочного для самых разнообразных товаров увеличилось количество этих изображений.
Кошачьи мордочки с бантиками на шее, играющие котята, холеные белые
коты смотрели на покупателя не только с прилавков магазинов и лавочек, но и с рекламных плакатов в подземке, на вокзалах, со стен домов и т.д. Особенно выразительно выглядели изображения сидящих или движущихся черных кошек, которые сразу «бросались в глаза». Они эффектно красовались повсюду: на обертке мыла, на баночке с ваксой, на коробочке с домино, на бонбоньерке, на пакете с кофе, на этикетках бутылок и т.д. Иной раз магазинчик, забитый всевозможными картонками и жестянками с изображением этих милых и грациозных животных, казался местом продажи не товаров, а целого семейства кошек.
Одними из первых, в 1884 году, поняли выгоду от изображения кошек на своих товарах производители швейных принадлежностей. Такие рисунки стали наносить на упаковку, а позже и непосредственно на продукцию. Да и как было не воспользоваться тем, что пустую катушку хозяйки отдавали кошкам в качестве игрушки? Всевозможные нитки — хлопчатобумажные, шелковые для машинного или ручного шитья — по 9-12 катушек стали укладывать в картонные коробочки, на которых наряду с указанием цвета, цены и названия компании-производителя, красовались изображения кошек и котят, играющих в катушки. В моду вошли игольницы, сантиметровые ленты в коробочках и наперстки с кошками. Наборы иголок вкладывали в конвертики с соответствующим рисунком, например вышивающая кошечка.
Реклама кошками молочных продуктов оправдана всем известной слабостью этих животных к ним. Заработала она в полную силу в самом начале XX века. Интересно, что часто в дополнительной (плакатной) рекламе котам придумывали «монологи» или зарифмованные, как сейчас сказали бы, слоганы. Так, на рекламе молока от «Нэстле» (Nestle) холеный белоснежный кот говорит своему рыжему худому приятелю: «Привет, старина! Паршиво ты выглядишь. Наверное, лакаешь обезжиренное молоко. Давай попробуй со мной Nestle, это придаст тебе вес».
Шедевром рекламы стали кошки знаменитого художника Т.А. Стейнлена, рекламирующие «чистое стерилизованное молоко с берегов Венжаны».
Не обошли стороной кошек и кондитеры, хотя, за редким исключением, эти животные сладости не едят. Образ кошки первым стал использовать в производстве сладкого Ричард Кэдбери (R. Cadbury) в Англии в 1869 году. Нововведение тут же подхватили крупнейшие фабрики Западной Европы и России. Хорошенькие кошачьи мордочки и кошечки на руках милых девочек появились на упаковках шоколада, обертках конфет, картонных и металлических коробочках для монпансье, печенья, вафель, кексов. Например, ребенку не важно, что скрыто под оберткой — дешевая карамель или дорогой шоколад. Он попросит купить любую сладость, если на ней изображена приятная, милая усатая кисуля. Именно кондитеры в XIX веке придумали вкладывать внутрь упаковки «презенты» — вкладыши из плотного картона: это могли быть раскладные игрушки-кошки, открытки и календари с их изображениями. И по сей день каких только рисунков с кошками не встретишь на кондитерской продукции, особенно в Швейцарии, где выпускаются наборы шоколада с «фотомордочками» породистых кошек.
Интересно, что в свою рекламу изображения кошек и котят включали даже такие фирмы, которые производили достаточно громоздкую продукцию. Казалось бы, что общего у киски с отопительными котлами, каминами, диванами и даже роялями и пианино. Хотя, как сказать... Все знают, как кошка любит возлежать на мягком и рядом с чем-то теплым, а из музыкальных инструментов подчас можно извлечь звуки, очень напоминающие кошачье мяуканье.
На первый взгляд, уж совсем неуместным покажется соединение образа кошки с сигарой. Однако именно коты ассоциировались с уютом респектабельных домов, где после ужина мужчины могут посидеть у камина с сигарой. Так появились сигары «Мяу» (1886), «Тэбби» (1894), «Старый Том» (1900), «Белый кот» (1908), «Пусси» (1910-1916). Особенно популярен был бренд White-Cat, с белым котом, похожим на модных и редких в те годы персидских кошек.
Может вызвать удивление появление котов в рекламе алкоголя. Однако и здесь этот образ популярен. Первыми в рекламу джина «Старый Том» (Old Tom Gin) ввели черно-белого кота англичане в 1885 году. Производители ликеров, виски и, особенно, немецкого вина Zeller Schwarze Katz (Вино черной кошки) поместили на этикетки полосатых и черных кошек. Теперь нам известны и чилийские вина, чьи этикетки украшают черные, белые и красные коты.
Образ кошки как символ чистоплотности использовали в большинстве своей рекламной продукции компании по производству чистящих средств, помогающих женщинам содержать в безупречной чистоте домашнее хозяйство. Изображения кошек размещали на упаковках с бархотками для чистки обуви, на приспособлениях для чистки печей от сажи, на обертках мыла, мастики, средств для потравы мышей и крыс, на коробках с крахмалом и т.п.
Вспомнили и про знаменитого Кота в сапогах. Как же не использовать его образ в рекламе, например, резиновых сапог? И вот на обувных коробках котята весело затопали по лужам в резиновых сапожках. Придумали рекламу и для детских тапок — стали их надевать котятам на все четыре лапки.
Маркетинговые рекомендации фирмам-производителям товаров для женщин всегда отмечают наличие в кошках женских качеств — чувственности, грациозности, изящества. Недаром тех и других часто сравнивают. Этим пользуется с начала XX века фирма Boucheron для рекламы своих драгоценностей. Разумеется, предметы роскоши «поручают» рекламировать только породистым кошкам.
Кроме работы в рекламе, кошки успешно справляются с ролью логотипа, эмблемы, торговой марки. Например, желтоглазая черная кошка первоначально была эмблемой автомобильных фар Marshall и фотоаппарата Canon; табачная компания Catlin Tobacco сделала логотипом кошку с котятами, сидящими в коробке из-под табака; эмблемой фирм Le Chat и Оmо, выпускающих мыло и стиральные порошки, также стала кошка.
Исключительно любовью к кошкам и всеобщей их популярностью объясняется выбор в качестве товарного знака черных котов даже фирмами, торгующими яблоками и лимонами, хотя фрукты и цитрусовые кошки не едят.
Хорошим тоном стало каждому покупателю товара обязательно вручать визитку, закладку для книги, открытку, карманный календарик и другую печатную продукцию с изображением кота-эмблемы и адресом магазина, где был приобретен товар.
И сегодня рисунки толстых котов на пакетах молока и другой кисломолочной продукции — явление обычное. Пушистые, обычно белые кошки, играющие или обхватившие лапками мотки шерсти, часто украшают бумажные ленты на дорогой пряже из ламы и ангоры.
Стилизованные и реалистичные, всегда милые, забавные, привлекательные, коты на обертках мороженого и жвачки, на циферблатах часов, на кружках и чайниках, на майках и свитерах, на альбомах и сумках и многих других вещах давно стали родным и милым образом, любимым как детьми, так и взрослыми. А теперь кошка еще и рекламирует системы охранной сигнализации, пылесосы, оборудование для ванных комнат и посудомоечные машины. Так что домашние кошки продолжают нести рекламную службу.
https://art-cats.livejournal.com/3432932.html