



"Друг кошек" 2006 №08
книга окрасов
Кошки СЧАСТЬЯ
Как вы уже поняли из предыдущей статьи, трехцветными животными могут быть, за редким исключением, только кошки. Они, судя по количеству отобранных открыток, как старинных, так и современных, не редки. Вот, например, написанная маслом на доске картина из Национальной галереи искусств в Вашингтоне, которую датируют приблизительно 1872-1883 годами (1). Манера письма наивна, но тщательно выписаны детали интерьера и тонкой кистью проработаны отдельные волоски животных, например в ушах, и вибриссы. Котят художник разместил на переднем плане, их окрасы легко узнаваемы, а вот мама-кошка скрыта за занавеской, и мы видим только мордочку, покрытую четко разделенными друг от друга пятнами. Прослеживаются они на спине и на внешних поверхностях ушей. Разумеется, художник не перенес с фотографической точностью форму и расположение пятен, но передал их яркий цвет и четкие «границы». С уверенностью можно говорить, что это трехцветный окрас.
Вот еще одна заботливая мамаша, которая будто раздумывает, как бы
умудриться напоить котят молоком из банки (2). Пятна на ее теле, на мордочке и ушах не столь четкие, но они определенно черного и рыжего, то есть красного цвета на белом. Заметьте, что ее котята повторяют окрасы, какие мы видели на предыдущей открытке — тигровый и биколор.
На картине М. Стэкса (датируется 1902 годом) трехцветная кошка привела своих котят к собачьей миске. Видно, эта собака — ее давнишняя знакомая, поэтому разрешает ей подкармливаться остатками (3). Открытка интересна и тем, что в прошлом году ей исполнилось 100 лет. Обычно я не акцентирую внимание на открытках столь почтенного возраста, но сегодня их особенно много. Вот еще парочка «юбилярш». Этот же художник в 1903 году нарисовал котят, играющих с куклой, да только они оторвали у нее косу. Кажется, здесь обе кошки черепахового окраса с белым, только у одной из них сочетаются осветленные пятна — кремовый цвет с голубым (4).
А. Мюллер в 1903 году нарисовал котят, запрыгнувших на стол с оставленными там скрипкой и нотами (5). Одна из них — кошечка черепаховая с белым. На другой почтовой карточке — парочка дерущихся или играющих котят. Весь фон открытки исписан чернилами, потому что до 1904 года на обратной стороне разрешалось писать только адрес, а так хотелось еще что-ни¬будь приписать, обыграв, может быть, сюжет картинки! Здесь, например, советуют «не драться с братцем, как эти кошки» (6).
Вот открытка с тремя котятами разных окрасов: биколор, красный тэбби с белым и черепаховый с белым (7). Но гораздо интереснее по живописи и деталям интерьера сюжет с кошками и собакой на кухне (8). Из двух кошек одна — трехцветная. Вероятно, в оригинале картина имела название, но издатели из Нюрнберга присваивали открыткам номера серий, вот почему иногда невозможно установить имя художника и авторское название.
Живописна работа англичанина К. Рафорста, незатейливо названная «Кошки», где целая семейка показана на фоне дорогих драпировок и ковров у пустой клетки (9). Мы можем лишь предположить, что птичкой кошки не полакомились — вылетела она! По окрасу кошка-мать черепаховая с белым, а детишки же унаследовали гамму ее цветовых пятен в самых разнообразных сочетаниях.
Еще одна кошачья семья исследует стол с остатками пиршества (10). Закончен бал-карнавал (мы видим оставленные маски), догорели свечи, а поживиться-то кошкам и нечем — пуста тарелка, а фруктами, цветами, вином да забытой серебряной монетой сыт не будешь. Художник Л. Ламбер изобразил отчаяние котят и, пожалуй, в глазах мамы-кошки виден укор: неужели гости все съели? Сама кошка — черепаховая с белым и такой же окрас передала одному из котят, сидящему у тарелки (в центре). Думаю, тот, что справа, и тот, что рядом с кошкой, тоже «черепашки», но не берусь утверждать — не видно спинок.
Жаль, что нет возможности познакомить читателей с репродукциями других работ старых мастеров (Шардена, Йорданса, Ленена), где изображены семейные праздники или интерьер комнаты — вот где много трехцветных «кошек счастья», но на открытках они очень малы.
Достаточно известны литографии Т.-А. Стейнлена «Кошки» и реклама стерилизованного молока (11, 12). Надо сказать, что животных такого окраса — черного и черепахового — художник изображал довольно часто: они у него жили.
В конце XIX века художники для рекламных плакатов выбирали ярких трехцветных кошек, как, например Э. Пенфилд, который поместил одну такую на обложку настенного календаря 1897 года (13) и на плакат 1898 года (14).
Тема «Дети и кошки» особо любима мною, поэтому для показа я выбрала картину О. Ренуара, созданную в 1887 году (15), и очаровательную акварель Л. Бейкер (см. стр. 24), написанную сто лет спустя. Л. Бейкер не только художница, но и писательница, и свою книжку «Кошка с третьего этажа» она проиллюстрировала сама. С окрасом изображенной кошки все ясно, именно о таких мы и говорим сегодня, но обратите внимание на выражение лица девочки и на умиротворение и покой в позе кошки-толстушки. Акварель — это такой вид искусства, когда за минуты нужно успеть наложить краски. Л. Бейкер не только мастерски изобразила требуемый по сюжету книги эпизод, но и сумела передать взаимные чувства девочки и кошки.
Лоскутность окраса интересно обыграла немецкая художница А. Фрейданк (16). Конечно, цветных кусочков многовато, но сама идея — нарисовать «сшитую» киску, согласитесь, хороша.
https://art-cats.livejournal.com/3351957.html