



"Друг кошек" 2005 №10
Екатерина ЛИСИЦЫНА
Красные - прекрасные
Не было ничего странного в том, что, отбирая для «красной» страницы Книги окрасов открытки, я не находила идеально однотонных (без полос, разводов, вкраплений) рыжих* кошек. Генетика все объяснила, поэтому сразу перейдем к рассмотрению наиболее интересных «рыжиков».
*Предлагаю, пусть ненадолго, но уйти от принятого в фелинологии наименования «красный».
Перед вами фрагмент картины, написанной на доске и датируемой приблизительно 1500 годом (1). Полтысячи лет назад жил некто Йозеф, о котором ходили легенды, и на их сюжеты создавали картины. На данном фрагменте выделен мудрый кот Йозефа, который вместе со своим хозяином, пристроившись к его ноге, «думу думает» — разгадывает сны. Характерно, что художник придал реальному животному человеческие жесты: кот насупил брови, обхватил лапой подбородок. Хорошо видно его короткую шерсть, желтые глаза — в тон окрасу, белые усы. На хвосте просматриваются незамкнутые с внутренней стороны полосы. Кот дороден, я бы сказала, излишне толст. Правда, тогда не все художники умели соблюдать пропорции.
Сюжет картины голландского художника Abraham van Strij прост. Теплым солнечным днем старая женщина читает книгу, а на полу дремлет рыжий котик (2). Хенриетта Роннер-Книпп написала очаровательную картину «Кошка с котятами» (1844). Рыжая красавица начеку, и, хотя четверо малышей уже подросли, мать все еще держит их в укрытии на улице, наверное, в старой будке, заросшей плющом (кто-то заботливо подложил туда толстую подстилку). Можно только догадываться, какого ок¬раса был отец разномастных котят (3).
На одной из открыток (к сожалению, оттиск нечеткий) с общим названием серии «Ангорские кошки» (4) нарисованы белая и рыжая. Кроме этих окрасов на других открытках представлены и серые кошки. Действительно, таких пушистых кошек разных окрасов в середине XIX века называли исключительно ангорскими (особенно хорош хвост рыжей ангорки).
Еще на одной старинной открытке трое котят играют с катушками (5), а на другой — двое малышей встретили «чудовище» с рожками — улитку, и застыли. Рыжий развел уши в стороны, прижал голову к земле — испугался, а другой, напротив, проявил интерес: ушки-локаторы направил на незнакомку (6).
Прекрасный портрет рыжего малыша нарисовал М. Стэкс. Отчетливо видны тигровые полоски на лапах, мордочке и ожерелье на шее (7). Я уже упоминала в предыдущих выпусках «Книги окрасов» имя этого художника, который жил и работал более ста лет назад. Именно он оставил реалистические портреты кошек всех известных в то время окрасов, за исключением тех, которые появились уже в XX веке.
И еще один портрет немецкой художницы Софи Шперлих ставлю рядом с предыдущим. Это холеная кошечка из приличного дома, ей подарен знак отличия — шелковый шнурок (8). Правда, мне как-то не очень верится в ровность ее тигровых полос, но, согласитесь, глаза и кокетливый наклон головы делают рыжую кису неотразимой.
Крайне редко могу показать работы русских художников. К. Петровым-Водкиным, известным совсем другими полотнами, например «Купание красного коня», были написаны «Старухи» (9). Собрались старые подруги на посиделки, говорят, видно, о чем-то невеселом. А рыжая полосатая кошка спит на коленях хозяйки.
Упомяну современных западных художников. Вот «Деревенский кот» (10) английского художника Рэга Картрайта, нарисованный на фоне лесов, лугов и тучных коров, рыжих с белым. Желтая осень, фрукты и арбуз, аппетитной половинкой которого смотрится роскошный, почти красный кот. Мне по душе творчество Лесли Энн Ивори, хотя некоторым оно может показаться «фотографическим». Тем не менее, в серии работ (они названы «Кошки Ивори») есть и рыже-полосатый котенок, уснувший на уютном лоскутном одеяле (11).
Майк Ле из Великобритании нарисовал спящего Фаззи (по-русски — Пушок) на окне с видом на лазурное море, пляж, домики. Солнечно-желтый букет цветов дополняет образ кота-сони (12). Еще одна работа Грэхема Окли из серии иллюстраций под общим названием «Дневник церковной мыши». Согласитесь, забавный сюжет (13).
Наконец, не могу не показать очеловеченных кошек. Англичанин Д. Барнес в серии «Кошки в волшебной стране» изобразил булочника пушистым рыжим котом (14). Другой известный художник, Морис Буланже, одел рыжего кота в белое, а в лапу вложил теннисную ракетку (15). Ну какая киса устоит перед таким спортсменом?
https://art-cats.livejournal.com/3254947.html